КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 30.12.2011

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: В соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

В силу п. 3 ст. 272 НК РФ расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с гл. 25 НК РФ приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.

На основании п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

В рамках хозяйственной деятельности организации возникают ситуации, когда вводится в эксплуатацию основное средство и спустя некоторое время в месяце ввода в эксплуатацию осуществляется его модернизация.

Вправе ли организация учесть при исчислении налога на прибыль расходы в виде амортизационной премии в месяце, к которому относится дата изменения его первоначальной стоимости (дата окончания работ по модернизации), совпадающая с месяцем ввода в эксплуатацию основного средства, или же в месяце, следующем за месяцем, на который приходится дата изменения его первоначальной стоимости?

Ответ: Согласно п. 9 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 Кодекса.

Если налогоплательщик использует указанное право, суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со ст. 259 Кодекса, за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) таких сумм.

Пунктом 3 ст. 272 Кодекса установлено, что расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 Кодекса, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.

Учитывая изложенное, расходы в виде капитальных вложений в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов) расходов, понесенных в случаях реконструкции (модернизации) основного средства, признаются расходами того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата изменения его первоначальной стоимости.

Из вопроса следует, что в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика возникают ситуации, когда вводимое в эксплуатацию основное средство в этом же месяце подвергается модернизации. В таком случае на основании изложенного налогоплательщик вправе учесть расходы в виде капитальных вложений в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов) расходов, понесенных при модернизации основного средства в том налоговом (отчетном) налоговом периоде, на который приходится дата изменения его первоначальной стоимости, который в данной ситуации совпадает с периодом ввода в эксплуатацию данного основного средства.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 ноября 2011 г. N 03-03-06/2/171

наверх

Вопрос: Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва. Аналогичная по содержанию норма содержится в п. 5 ст. 266 НК РФ, согласно которой, в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии со ст. 266 НК РФ, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

Вправе ли организация на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ при расчете налоговой базы по налогу на прибыль учесть непосредственно в составе внереализационных расходов сумму безнадежной задолженности, в отношении которой резерв по сомнительным долгам не создавался, без корректировки величины резерва в сторону уменьшения?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Положениями ст. 266 Кодекса установлено, что безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 Кодекса, отразив данный порядок в учетной политике для целей налогообложения. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

В соответствии с п. 5 ст. 266 Кодекса, в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва, и только не покрытая резервом сумма долга включается во внереализационные расходы.

На основании пп. 2 п. 2 ст. 265 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Учитывая изложенное, если организация приняла решение о создании резерва по сомнительным долгам в отношении конкретной задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и отразила данное решение в своей учетной политике, то сумма безнадежной задолженности не может быть включена в состав внереализационных расходов без корректировки резерва по сомнительным долгам. В составе внереализационных расходов могут быть учтены только суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Если же резерв по сомнительным долгам в отношении указанной задолженности не создавался, то данная сумма безнадежного долга учитывается непосредственно в составе внереализационных расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Следует также отметить, что указанный выше порядок применяется только в отношении задолженностей, возникших в связи с основаниями, предусмотренными п. 1 ст. 266 Кодекса, т.е. в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/750

наверх

Вопрос: Согласно п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб.

В силу пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН в том числе организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

В соответствии с п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Таким образом, в случае приобретения одной организацией доли в уставном капитале другой организации в размере более 25% последняя утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором произошло изменение участника ООО.

Согласно п. 11 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее — Закон об ООО) сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению.

В силу п. 12 ст. 21 Закона об ООО доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, либо в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов.

Согласно п. 14 ст. 21 Закона об ООО после нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, нотариус, совершивший ее нотариальное удостоверение, в срок не позднее чем в течение трех дней со дня такого удостоверения совершает нотариальное действие по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, подписанного участником общества, отчуждающим долю или часть доли.

С какой даты ООО считается утратившим право на применение УСН при приобретении доли в уставном капитале такого общества другой организацией: с даты нотариального удостоверения сделки или с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений?

Ответ: В соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:

  • на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
  • на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085- 1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
  • на учрежденные в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно- технической политике" бюджетными научными учреждениями и созданными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям;
  • на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшими учебными заведениями, являющимися бюджетными образовательными учреждениями, и созданными государственными академиями наук высшими учебными заведениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям.

Согласно п. 4.1 ст. 346.13 Кодекса, если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 ст. 346.12 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее — Федеральный закон) переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.

Пунктом 11 названной статьи Федерального закона установлено, что сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность этой сделки.

Нотариального удостоверения этой сделки не требуется в случаях перехода доли к обществу в порядке, предусмотренном ст. ст. 23 и 26 Федерального закона, распределения доли между участниками общества и продажи доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам в соответствии со ст. 24 Федерального закона, а также при использовании преимущественного права покупки путем направления оферты о продаже доли или части доли и ее акцепта в соответствии с п. п. 5 — 7 указанной статьи Федерального закона.

Доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, либо в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов (п. 12 ст. 21 Федерального закона).

После нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, нотариус, совершивший ее нотариальное удостоверение, в срок не позднее чем в течение трех дней со дня такого удостоверения совершает нотариальное действие по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, подписанного участником общества, отчуждающим долю или часть доли (п. 14 ст. 21 Федерального закона).

Таким образом, для случаев, не требующих нотариального удостоверения, общество с ограниченной ответственностью считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения при приобретении доли в уставном капитале такого общества другой организацией, превышающей 25 процентов, с начала того квартала, в котором внесены соответствующие изменения в единый государственный реестр юридических лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 ноября 2011 г. N 03-11-06/1/160

наверх

Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости (п. 6.1 ст. 23).

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

Учитывается ли в целях исчисления налога на прибыль убыток, полученный участником хозяйственного общества при выбытии из состава общества, если размер полученного им дохода в виде имущества и (или) имущественных прав меньше его вклада в уставный капитал данного общества?

Ответ: На основании пп. 2.1 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации имущественных прав (долей, паев) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.

При этом цена приобретения доли в уставном капитале общества формируется исходя из цены ее покупки по договору купли-продажи и дополнительных вкладов участника общества.

Пунктом 2 ст. 268 Кодекса определено, что, если цена приобретения (создания) имущества (имущественных прав), указанного в пп. 2, 2.1 и 3 п. 1 ст. 268 Кодекса, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения.

Таким образом, если при выбытии участника хозяйственного общества из состава общества размер полученного им дохода в виде имущества и (или) имущественных прав меньше его вклада в уставный капитал данного общества, полученный убыток может быть включен в состав расходов для целей налогообложения прибыли.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/742

наверх

Вопрос: В 2009 г. организация приняла к учету основное средство — автомобиль. В соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ организация воспользовалась правом на включение в состав расходов соответствующего периода суммы амортизационной премии. В 2011 г. автомобиль попал в аварию, после чего организация его продала до истечения пятилетнего срока с момента ввода в эксплуатацию.

Сумма амортизационной премии восстановлена организацией в 2011 г. и включена в налоговую базу по налогу на прибыль с учетом абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ организация вправе уменьшить доходы от реализации основного средства на его остаточную стоимость. Остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью основного средства и суммой амортизации, начисленной за период его эксплуатации, что предусмотрено абз. 8 п. 1 ст. 257 НК РФ.

Согласно абз. 3 п. 9 ст. 258 НК РФ объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы по своей первоначальной стоимости за вычетом амортизационной премии. Организация полагает, что данная норма не приводит к уменьшению первоначальной стоимости основных средств, а направлена лишь на исключение возможности повторного включения амортизационной премии в состав расходов. Подтверждением данной позиции является п. 2 ст. 257 НК РФ, в соответствии с которым первоначальная стоимость основных средств изменяется только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Правомерно ли в целях налога на прибыль для расчета остаточной стоимости основного средства использовать его первоначальную стоимость в той сумме, в которой она определена в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ, а именно в сумме расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу гл. 25 НК РФ, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

На основании п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода.

В случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых были применены положения абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

На основании п. 1 ст. 257 НК РФ остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу гл. 25 НК РФ, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

В соответствии с п. 3 ст. 272 НК РФ расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с гл. 25 НК РФ приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.

Таким образом, остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества определяется в виде разницы между первоначальной стоимостью объекта за минусом указанных расходов в виде капитальных вложений (10% или 30%) и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/737

наверх

Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Организация заключила договор об оказании услуг связи, по которому был приобретен "Виртуальный номер" — легко запоминающийся номер телефона. Организация работает с большим количеством клиентов, поэтому затраты на приобретение подобного номера носят производственный характер и эти действия направлены на получение прибыли.

Может ли организация учесть расходы на приобретение номера телефона при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН?

Ответ: В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи.

Согласно п. 2 ст. 346.16 Кодекса расходы, указанные в п. 1 вышеуказанной статьи Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, под электросвязью — любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам, а под абонентом — пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Таким образом, обеспечение пользователей услуг связи абонентским номером является составной частью услуги связи.

Исходя из этого расходы на приобретение организацией номера телефона, в том числе легко запоминающегося, по договору об оказании услуг связи для производственных целей учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 ноября 2011 г. N 03-11-06/2/159

наверх

Вопрос: Организация применяет два спецрежима налогообложения: ЕНВД в отношении услуг по междугородным пассажирским перевозкам и УСН с объектом налогообложения "доходы" в отношении прочих видов деятельности.

В течение отчетного периода организация реализует основные средства (автобусы) и с доходов уплачивает в связи с применением УСН налог в размере 6%.

Вправе ли организация при заполнении декларации по налогу, уплачиваемому при применении УСН, за отчетный период (год) уменьшить сумму налога на сумму уплаченных за налоговый период страховых взносов на ОПС, а также выплаченных работникам в течение налогового периода из средств организации пособий по временной нетрудоспособности, уменьшающих (но не более чем на 50%) сумму исчисленного налога?

Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл. 26.3 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные гл. 26.2 Кодекса, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная п. п. 2, 2.1 ст. 346.12 Кодекса, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

В соответствии с п. 3 ст. 346.21 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Пунктом 7 ст. 346.26 Кодекса установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Раздельный учет при использовании двух режимов налогообложения должен производиться и по суммам уплачиваемых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также и по суммам выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

В случае невозможности разделения расходов на уплату страховых взносов и выплату пособий по временной нетрудоспособности между видами предпринимательской деятельности распределение сумм страховых взносов и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности производится пропорционально размеру доходов, полученных от соответствующих видов деятельности, в общем объеме доходов от осуществления всех видов предпринимательской деятельности.

Сумма страховых взносов и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, относящаяся к видам деятельности, по которым применяется упрощенная система налогообложения, при соблюдении ограничения по уменьшению суммы налога (в размере не более чем на 50 процентов) отражается в строке 280 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением данной системы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 ноября 2011 г. N 03-11-06/2/157

наверх

Вопрос: О порядке оформления счетов-фактур, выставляемых российской организацией, являющейся налогоплательщиком НДС, осуществляющей предпринимательскую деятельность в интересах другого лица по договору поручения, комиссии либо агентскому договору, связанную с приобретением и ввозом иностранных товаров на территорию РФ.

Ответ: На основании п. п. 1 и 3 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации услуг налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг соответствующую сумму налога на добавленную стоимость и выставить соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуг. В связи с этим при оказании посреднических услуг, связанных с приобретением и ввозом иностранных товаров на территорию Российской Федерации, налогоплательщик обязан выставить счет-фактуру с указанием в нем стоимости указанных услуг и соответствующей суммы налога.

В соответствии с п. 1 ст. 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Пунктом 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, установлено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в книге покупок, предназначенной для определения сумм налога на добавленную стоимость, предъявляемых к вычету, регистрируется таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу налога на добавленную стоимость.

Таким образом, налог на добавленную стоимость, уплаченный поверенным, комиссионером, агентом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, принимается к вычету у доверителя, комитента, принципала на основании таможенной декларации (ее копии) на ввозимые товары, а не на основании счетов-фактур.

Учитывая изложенное, российская организация, являющаяся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, осуществляющая предпринимательскую деятельность в интересах другого лица по договору поручения, комиссии либо агентскому договору, составляет доверителю, комитенту или принципалу счет-фактуру на сумму своего вознаграждения по оказанным посредническим услугам без указания в нем сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 ноября 2011 г. N 03-07-08/310

наверх

Вопрос: ООО с 31.01.2003 применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Согласно ст. 346.16 НК РФ страховые взносы в ФСС РФ признаются расходами и уменьшают налоговую базу. Расходы могут быть приняты к учету после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Подтверждающим документом будет являться платежное поручение.

В п. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" говорится о том, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, ООО полагает, что оплата начисленных взносов может быть произведена не в полном размере.

Как учитываются в целях налогообложения при применении УСН и отражаются в книге учета доходов и расходов суммы уплаченных страховых взносов в ФСС РФ в случае их уменьшения на сумму произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения, учитывая, что платежное поручение составлено и оплачено на сумму разницы между начисленной суммой страховых взносов в ФСС РФ и суммой расходов на выплату обязательного страхового обеспечения?

Ответ: Согласно пп. 6 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также в целях налогообложения учитываются расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 Кодекса). Расходы принимаются в целях налогообложения при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса, а именно: расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Формы предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ документов, которые используются органами контроля за уплатой страховых взносов при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах, а также порядок их заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (п. 5 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ).

Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС) и Порядок заполнения данной формы утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н.

Таким образом, налогоплательщик-работодатель обязан представить в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по форме-4 ФСС, утвержденной вышеназванным Приказом Минздравсоцразвития России.

Кроме того, на основании п. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика — справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж. Листок нетрудоспособности является документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы. Форма бланка листка нетрудоспособности утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 347н.

Учитывая вышеизложенное, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС) и листки нетрудоспособности (их копии) являются документами, необходимыми для возмещения расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и учета в целях налогообложения расходов на обязательное страхование работников.

Вместе с тем п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя — лица, производящего выплаты физическим лицам.

При этом на основании п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В частности, расходы на уплату налогов и сборов признаются в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком.

Учитывая, что по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством производится также их начисление и уплата, как и по налогам, в отношении вышеуказанных страховых взносов должен применяться аналогичный порядок их учета.

Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержден Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н. В графе 5 "Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы (руб.)" налогоплательщик отражает расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 Кодекса (п. 2.5 Приказа Минфина России от 31.12.2008 N 154н).

Таким образом, учитываются в целях налогообложения и отражаются в Книге учета доходов и расходов суммы фактически уплаченных налогоплательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также суммы фактически выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности за счет средств страхователя (лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 ноября 2011 г. N 03-11-06/2/154

наверх

Вопрос: Организация приобрела товарные знаки, которые планировала использовать в финансово- хозяйственной деятельности. Данные товарные знаки признаются для целей налогового учета нематериальными активами (НМА). В соответствии с п. 2 ст. 258 НК РФ организация установила срок полезного использования НМА (10 лет) и начала начислять амортизацию. Экономическая ситуация и стратегия организации изменились, в результате данные НМА так и не начали эксплуатироваться.

Может ли организация учесть суммы начисленной амортизации по указанным НМА в расходах по налогу на прибыль? Может ли организация списать НМА и учесть их остаточную стоимость в составе внереализационных расходов на основании пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ?

Ответ: Как следует из вопроса, организация приобрела товарные знаки, которые намеревалась использовать в деятельности. Данные товарные знаки признаются НМА, и по ним было начато начисление амортизации. Однако в связи с изменением экономической ситуации рассматриваемые нематериальные активы (далее — НМА) так и не начали использоваться в деятельности налогоплательщика.

На основании п. 3 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях гл. 25 Кодекса нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход).

Учитывая изложенное, расходы на приобретение НМА, которые не используются в деятельности организации, не могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль. При этом суммы начисленной ранее амортизации по такому НМА необходимо восстановить в составе доходов для целей налогообложения прибыли.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/721

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru