КонсультантПлюсКоми

КонсультантПлюс Технология ПРОФ'2012
Технология ТОП: твой оптимальный профиль

Федеральное законодательство. Важное!

Выпуск от 11 декабря 2017. В разделе представлены обзоры новинок, а также аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики. Все материалы подготовлены юристами компании "Консультант Плюс". Поступление обзоров – еженедельное. Для данных документов вы можете заказать полные тексты. Смотрите также архив всех выпусков обзоров.

Федеральный закон от 27.11.2017 N 359-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 242 и 243 Трудового кодекса Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.11.2017, "Российская газета", N 271, 30.11.2017, "Собрание законодательства РФ", 04.12.2017, N 49, ст. 7331.

Начало действия документа: Вступил в силу 08.12.2017.

Нормы о полной материальной ответственности работников - нарушителей КоАП РФ приводят в порядок.

С 8 декабря понятие "административный проступок" в статьях 242 и 243 ТК РФ будет заменено на "административное правонарушение". Изменения направлены на то, чтобы работодатели не пытались по этим основаниям привлекать к полной материальной ответственности работников, допустивших нарушения, за которые не предусмотрена административная ответственность. Отметим, что судебная практика и без того складывалась так, что под проступком понималось именно правонарушение, предусмотренное КоАП РФ. Более того, Пленум ВС РФ еще в 2006 году указывал, что привлечь нарушителя к полной материальной ответственности за ущерб, связанный с административным проступком, можно, если уполномоченный орган вынес постановление: - о назначении административного наказания; - прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с его малозначительностью.

Федеральный закон от 25.11.2017 N 328-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.11.2017, "Собрание законодательства РФ", 27.11.2017, N 48, ст. 7052, "Российская газета", N 269, 28.11.2017.

Начало действия документа: Вступил в силу 25.11.2017 (за исключением отдельных положений).

Опубликован закон об электронных закладных. Возможность оформлять закладную в форме электронного документа появится с 1 июля 2018 года. Ее можно будет составить, например, с помощью сайта госуслуг и вместе с заявлением направить в Росреестр. Документы будут подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью залогодержатель, залогодатель, а также должник, если залогодателем выступило третье лицо. Если у одной из сторон нет ЭП, они смогут обратиться к нотариусу, который сам подпишет заявление о выдаче закладной и отправит документы. Электронная закладная в обязательном порядке должна быть помещена на хранение в депозитарий. В отношении бумажных закладных это останется необязательным. Передавать электронную закладную депозитарию будет Росреестр.

Федеральный закон от 05.12.2017 N 379-ФЗ

"О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.12.2017, "Российская газета", N 279, 08.12.2017.

Начало действия документа: Вступает в силу 16.12.2017.

Статья 786 части второй Гражданского кодекса РФ дополнена пунктом 4, согласно которому в случаях, предусмотренных статьей 107.1 Воздушного кодекса РФ, перевозчик или лицо, уполномоченное им на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком. Соответствующее дополнение внесено также в абзац первый пункта 3 статьи 426 части первой Гражданского кодекса РФ, устанавливающее, что отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

Постановление Правительства РФ от 30.11.2017 N 1451

"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.12.2017.

Начало действия документа: Вступает в силу 01.01.2018.

Юридические лица, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит РФ, смогут получить федеральные субсидии на приобретение объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов.

Субсидии также предоставляются на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких юридических лиц. В случае, если иное не установлено решением о предоставлении субсидий, юридическое лицо должно соответствовать на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии, следующим требованиям: - отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов; - юридическое лицо не находится в процессе реорганизации, ликвидации и банкротства; - отсутствие просроченной задолженности по возврату средств в федеральный бюджет. Постановление, кроме отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2018 года.

Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 N 1432

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.11.2017, "Собрание законодательства РФ", 04.12.2017, N 49, ст. 7468.

Начало действия документа: Вступил в силу 08.12.2017.

Минстрой России будет утверждать состав сведений единого реестра застройщиков и порядок его ведения.

Также Минстрой России уполномочен утверждать: - порядок и условия конкурсного отбора юридического лица, имеющего в соответствии с законом о банкротстве намерение стать приобретателем объекта незавершенного строительства и земельного участка и исполнить обязательства застройщика перед участниками строительства, имеющими требования о передаче жилых помещений, для предоставления средств компенсационного фонда, сформированного в соответствии с законом о компании по защите прав участников долевого строительства, на финансирование мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства; - порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации застройщиками в единой информационной системе жилищного строительства. Кроме того, на Минэкономразвития России возложены полномочия по утверждению порядка аккредитации арбитражных управляющих в целях осуществления ими полномочий конкурсного (внешнего) управляющего в деле о банкротстве застройщика.

Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278

"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.12.2017.

Начало действия документа: Вступает в силу 15.12.2017.

Обновлен административный регламент осуществления Росреестром кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество.

Регламентом установлены следующие сроки предоставления госуслуги (с даты приема соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов, независимо от формы их представления): 1) при предоставлении в МФЦ заявления: - на регистрацию прав - 9 рабочих дней; - на кадастровый учет - 7 рабочих дней; - на кадастровый учет и регистрацию прав - 12 рабочих дней; 2) при предоставлении в подразделение органа регистрации прав заявления: - на регистрацию прав - 7 рабочих дней; - на кадастровый учет - 5 рабочих дней; - на кадастровый учет и регистрацию прав - 10 рабочих дней. Заявление и прилагаемые к нему документы представляются: - в бумажной форме - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через МФЦ, а также посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении; - в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, - через Интернет, в том числе единый портал госуслуг, а также с использованием веб-сервисов. Заявление и прилагаемые к нему документы в бумажной форме личного обращения представляются в подразделение органа регистрации прав или МФЦ независимо от места нахождения объекта недвижимости.

Приказ Минприроды России от 16.10.2017 N 566

"О внесении изменений в Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденный приказом Минприроды России от 10 ноября 2016 г. N 583"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.11.2017.

Начало действия документа: Вступил в силу 10.12.2017.

Уточнены правила предоставления в пользование участков недр.
Приказом, в частности, вводится необходимость получения согласия пользователя недр, которому предоставлен в пользование по лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых участок недр или предоставлен в пользование по совмещенной лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых участок недр, содержащий разведываемое и (или) разрабатываемое месторождение полезных ископаемых, граница которых расположена на расстоянии менее чем 5 км (для участков недр на твердые полезные ископаемые) или менее чем 20 км (для участков недр на углеводородное сырье) от границы участка недр, в отношении которого заинтересованным лицом планируется подача заявки на получение права пользования участком недр или заявки на включение участка недр в перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр.

Письмо ФНС России от 29.11.2017 N СА-4-18/24213

"О направлении обзора судебных актов"

Источник публикации: Документ опубликован не был

ФНС России представлен обзор правовых позиций по результатам рассмотрения споров, связанных с процедурами банкротства, за 3 квартал 2017 года.
В обзоре приведены решения судебных органов по вопросам оспаривания сделок, включения требований в реестр требований кредиторов, оспаривания необоснованных требований кредиторов, привлечения к субсидиарной ответственности; назначения арбитражного управляющего, признания действий (бездействия) арбитражного управляющего ненадлежащим, взыскания убытков, установления размера процентов по вознаграждению арбитражного управляющего, квалификации денежного требования в качестве текущего, замещения активов, введения процедуры банкротства. Приведены, в частности, следующие позиции судов: сделка может быть признана недействительной при неравноценном встречном исполнении в соответствии с пунктом 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве, в случае если поведение сторон сделки очевидно свидетельствует о направленности их воли исполнить договор при неравноценном встречном предоставлении; при наличии доводов о мнимости и притворности договоров, на основании которых лицо заявляет требования о включении в реестр требований кредиторов должника, суд не должен ограничиваться формальной проверкой представленных сторонами документов, а должен принимать во внимание иные доказательства, подтверждающие наличие фактических договорных отношений; в случае неисполнения судебного определения об обязании передать документы с бывшего руководителя должника в пользу конкурсной массы подлежит взысканию судебная неустойка в соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ; лицо, осуществлявшее полномочия конкурсного управляющего в период расчетов с кредиторами, должно зарезервировать на счете должника сумму процентов по вознаграждению конкурсного управляющего; во взыскании задолженности может быть отказано при представлении кредиторами должника доказательств, свидетельствующих о формальном характере цепочки сделок (операций), не влекущих какого-либо экономического эффекта хозяйственной деятельности; при замещении активов на вновь образованные акционерные общества, не являющиеся стороной договора купли-продажи акций, и их потенциальных покупателей действующее законодательство не возлагает обязанность по сохранению целевого назначения имущества предприятия-банкрота.

Президиум Верховного Суда РФ от 06.12.2017

"Обзор судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.vsrf.ru/ по состоянию на 06.12.2017).

Верховный Суд РФ обобщил судебно-арбитражную практику по делам об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.

Верховным Судом РФ разъяснено, в частности, следующее: - осуществление обществом деятельности по реализации лекарственных препаратов (в том числе ветеринарного применения) в отсутствие лицензии и с грубым нарушением лицензионных требований подлежит квалификации по частям 2 (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) и 4 (осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) статьи 14.1 КоАП РФ; - привлечение рекламодателя к ответственности, предусмотренной статьей 14.37 КоАП РФ (нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции) за эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения на ее установку и эксплуатацию, является неправомерным; - осуществление лицом розничной продажи алкогольной продукции в ночное время в нарушение Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" подлежит квалификации по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции); - необоснованная выдача органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия не являются длящимися административными правонарушениями.

Роспотребнадзор

"Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 3 квартал 2017 года"

Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.rospotrebnadzor.ru/ по состоянию на 29.11.2017).

Роспотребнадзором обобщена практика осуществления проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по итогам III квартала 2017 года.

В Обзоре приводится правоприменительная практика соблюдения обязательных требований, проанализированы типовые нарушения обязательных требований законодательства, допущенные хозяйствующими субъектами в 2017 году. Кроме того, в Обзоре подробно рассмотрен ряд актуальных вопросов правоприменительной практики в сферах розничной торговли, услуг общественного питания, производства пищевой продукции. В частности, отмечается, что не допускается указывать в наименовании пищевой продукции компоненты, если они или продукты их переработки не входят в состав пищевой продукции, а входящие в состав пищевой продукции компоненты должны быть указаны в порядке убывания их массовой доли на момент производства, если иное не установлено требованиями технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Разъяснение Президиума ФАС России от 13.09.2017 N 12

"О применении положений антимонопольного законодательства в отношении владельцев объектов электроэнергетики, в том числе не соответствующих критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям"

Источник публикации: Документ опубликован не был (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://fas.gov.ru по состоянию на 05.12.2017).

ФАС России подготовлены разъяснения по результатам обобщения практики применения антимонопольного законодательства в отношении владельцев энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики. Сообщается, в частности, следующее: владелец объектов электроэнергетики, не соответствующий критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, не является сетевой организацией и не занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии; владелец объектов электроэнергетики, в том числе владелец объектов электросетевого хозяйства, не соответствующий критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, вправе, но не обязан осуществлять технологическое присоединение к своим объектам; орган исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования цен (тарифов) не наделен полномочиями и не обязан устанавливать плату за технологическое присоединение к электрическим сетям владельцев объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями; плата за технологическое присоединение к электрическим сетям владельцев энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики определяется в гражданско-правовом порядке.

Письмо ФАС России от 04.10.2017 N ИА/68439/17

"О передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной (муниципальной) собственности".

Источник публикации: Документ опубликован не был

Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в хозяйственное ведение или оперативное управление сами по себе не свидетельствуют о нарушении антимонопольного законодательства. Указано, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом предусмотренных законодательством особенностей или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и законодательством РФ о приватизации случаев передачи прав на такие объекты. Вместе с тем, в Определении Верховного Суда РФ от 31.07.2017 N 303-КГ17-4054 по делу N А24-1728/2016 указано, что действующее законодательство не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление государственного или муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, ввиду того, что, как следует из статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, содержащиеся в ней требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46

"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной

ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Источник публикации: "Российская газета", N 277, 07.12.2017.

Не о всяком приеме бывшего госслужащего на работу по совместительству нужно сообщать, отметил ВС РФ.
Если это внутреннее совместительство, то направлять отдельное сообщение по последнему месту службы экс-чиновника не требуется. Когда речь идет о совместительстве у другого работодателя, он должен уведомить о заключении такого трудового договора. Подход закреплен в п. 6 Постановления Пленума ВС РФ. Ранее Минтруд указывал, что сообщать следует о каждом трудовом договоре, даже при внутреннем совместительстве. Иначе работодателю будет грозить штраф. Для должностных лиц штраф составляет от 20 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49

"О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде"

Источник публикации: Документ опубликован не был

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил некоторые вопросы применения законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению вреда окружающей среде.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. При этом непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред. С требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти РФ, субъектов РФ, прокурор, граждане, общественные объединения и НКО, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, а также органы местного самоуправления. Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и (или) иной деятельности. Нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде. По общему правилу лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины, однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают за причиненный вред, как правило, солидарно, если несколько лиц действовали независимо друг от друга и действия каждого из них привели к причинению вреда окружающей среде, по общему правилу такие лица несут долевую ответственность.

Постановление Верховного Суда РФ от 30.10.2017 N 30-АД17-2

Источник публикации: Документ опубликован не был

Работодатель не обязан наказывать сотрудников по требованию прокурора.
ВС РФ в очередной раз подчеркнул: применить к работнику дисциплинарные меры - это право, а не обязанность работодателя. В представлении прокурор среди прочего требовал от работодателя рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушениях закона. Верховный Суд признал это требование неправомерным. Он применял такой подход и ранее. За игнорирование указанного требования работодателю не должен нести ответственность. Если к ней все же привлекут, есть все шансы оспорить это в суде. Как известно, наказать могут лишь за невыполнение законных требований прокурора. Юрлицам это нарушение грозит штрафом в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток, должностному лицу - штраф от 2 тыс. до 3 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 6 до 12 мес.

Постановление Конституционного Суда РФ от 04.12.2017 N 35-П

"По делу о проверке конституционности части 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля"

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.12.2017.

Начало действия документа: Вступает в силу – в соответствии с пунктом 5 резолютивной части данный документ вступает в силу со дня официального опубликования.
Конституционный Суд РФ встал на сторону автомобилистов в части возможности восстановления срока, предусмотренного для уплаты административного штрафа в размере половины от назначенной суммы, в случае получения соответствующего постановления после истечения двадцати дней со дня его вынесения. Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Конституции РФ часть 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ею исключается возможность восстановления двадцатидневного срока, установленного для уплаты административного штрафа, назначенного в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, в размере половины суммы наложенного административного штрафа в случае, когда копия постановления о назначении административного штрафа, направленная привлеченному к административной ответственности лицу по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения.

 

наверх

Подписка на рассылку обзоров

code:xzakonreview,subj:Подписка на обзор,email,hid:Подписка на обзор федерального законодательства,submit:Подписаться

Для подписки на получение обзоров "Федеральное законодательство. Важное!" по электронной почте введите Ваш email и нажмите Подписаться. Мы обязуемся не присылать спам и не передавать ваши данные третьим лицам.


  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 108/3
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru