КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 30.10.2009

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Вопрос: Организацией заключен договор поставки, условием которого является предоставление покупателю скидки за достигнутый объем поставок в процентах от общей стоимости товара без учета НДС. Вправе ли организация-поставщик учесть данную скидку в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль при условии, что в договоре поставки не определен товарооборот, от которого предоставляется данная скидка.

Ответ: В соответствии с пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок. Пунктом 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Как следует из п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), продавец и покупатель являются сторонами договора купли-продажи. Таким образом, положения, установленные пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, распространяются на договоры купли-продажи. Из положений п. 5 ст. 454 ГК РФ следует, что к отдельному виду договора купли-продажи относится, в частности, договор поставки товаров.

Учитывая изложенное, расходы в виде скидки по договору поставки товаров могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

При этом следует учитывать, что условия, дающие право покупателю на получение скидок, должны быть определены непосредственно в договоре купли-продажи или иных договорах, являющихся отдельными видами договора купли-продажи.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/585

наверх

Вопрос: Организация, применяющая УСН (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов), осуществляет оптовую торговлю. Оплата за товар поступает частями. Как следует учитывать в расходах стоимость товаров в указанном случае: частями (по мере поступления оплаты от покупателей) или только после того, как товар будет полностью оплачен?

Ответ: В соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в пп. 8 данного пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 346.17 Кодекса установлено, что расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются при определении налоговой базы по мере реализации указанных товаров.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 39 Кодекса реализацией товаров признается передача права собственности на них одним лицом другому лицу. При этом момент фактической реализации товаров определяется в соответствии с частью второй Кодекса. Так, у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, согласно п. 1 ст. 346.17 Кодекса датой получения доходов (в том числе доходов от реализации товаров) признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным способом (кассовый метод).

Таким образом, моментом реализации товаров у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, следует считать день поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав за реализованные товары.

Исходя из этого при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в состав расходов включается стоимость приобретенных товаров, оплаченных поставщикам, реализованных и оплаченных покупателями. В случае если оплата от покупателей за товар будет поступать частями, то стоимость товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, будет учитываться в составе расходов по мере поступления оплаты от покупателей и определяться одним из методов оценки покупных товаров, предусмотренных в пп. 2 п. 2 ст. 346.17 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 сентября 2009 г. N 03-11-06/2/188

наверх

Вопрос: Общее собрание участников ООО приняло решение об увеличении уставного капитала на основании заявления третьего лица о принятии в общество и внесении вклада. Вклад в уставный капитал вносится денежными средствами. Номинальная стоимость доли, приобретаемой третьим лицом, меньше стоимости его вклада. Формирует ли образовавшаяся разница добавочный капитал и включается ли данная разница в налоговую базу при исчислении налога на прибыль?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общее собрание участников общества может принять решение об увеличении его уставного капитала на основании заявления участника общества (заявлений участников общества) о внесении дополнительного вклада и (или), если это не запрещено уставом общества, заявления третьего лица (заявлений третьих лиц) о принятии его в общество и внесении вклада. Такое решение принимается всеми участниками общества единогласно.

Одновременно с решением об увеличении уставного капитала общества на основании заявления участника общества или заявлений участников общества о внесении им или ими дополнительного вклада должно быть принято решение о внесении в устав общества изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, а также решение об увеличении номинальной стоимости доли участника общества или долей участников общества, подавших заявления о внесении дополнительного вклада, и в случае необходимости решение об изменении размеров долей участников общества. Такие решения принимаются всеми участниками общества единогласно. При этом номинальная стоимость доли каждого участника общества, подавшего заявление о внесении дополнительного вклада, увеличивается на сумму, равную или меньшую стоимости его дополнительного вклада.

Если по действующему законодательству у общества с ограниченной ответственностью возникает превышение стоимости вклада участника в уставный капитал общества над номинальной стоимостью оплаченной участником доли, то сумма такого превышения может приниматься к бухгалтерскому учету общества применительно к порядку учета суммы разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (с последующими изменениями и дополнениями), сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций отражается по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции с кредитом счета 83 "Добавочный капитал".

Статьей 277 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд) организации.

В данной статье предусматривается, что при размещении эмитированных акций (долей, паев) не признается прибылью (убытком) налогоплательщика- эмитента разница между номинальной стоимостью размещаемых акций (долей, паев) и стоимостью получаемого имущества (включая денежные средства), имущественных прав при размещении налогоплательщиком эмитированных им акций (долей, паев).

В связи с изложенным превышение размера вносимых в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью денежных средств над номинальной стоимостью доли при увеличении уставного капитала общества с ограниченной ответственностью на основании решения общего собрания учредителей путем дополнительного привлечения в уставный капитал средств от участников не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/582

наверх

Вопрос: По не зависящим от организации причинам ее деятельность, облагаемая ЕНВД, приостановлена с 01.01.2009. Должна ли организация уплачивать ЕНВД и представлять декларации, если она не подаст заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД? Если организация представила в налоговый орган декларации по ЕНВД за I и II кварталы 2009 г. с расчетом налога и уплатила его, необходимо ли сдать уточненные декларации с нулевыми показателями?

Ответ: В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности.

Пунктом 1 ст. 346.29 Кодекса установлено, что объектом налогообложения для применения единого налога на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика.

Статьей 346.27 Кодекса определено, что вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Таким образом, налогоплательщик единого налога на вмененный доход рассчитывает данный налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода при осуществлении предпринимательской деятельности. В связи с этим обязанность налогоплательщика по уплате единого налога на вмененный доход возникает независимо от фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности или ее приостановления.

В случае приостановления на неопределенный срок ведения предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, налогоплательщик вправе подать заявление о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход.

До снятия с учета налогоплательщик обязан уплачивать единый налог на вмененный доход независимо от длительности периода приостановления деятельности.

Согласно п. 3 ст. 346.28 Кодекса снятие с учета налогоплательщика единого налога при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 сентября 2009 г. N 03-11-06/3/233

наверх

Вопрос: Организация имеет постоянное представительство (филиал) на территории Туркменистана. На балансе филиала находится буровое оборудование. Каков порядок налогообложения налогом на имущество организаций указанного движимого имущества?

Ответ: При налогообложении имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, следует руководствоваться ст. 386.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества. При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении такого имущества.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 сентября 2009 г. N 03-08-05

наверх

Вопрос: Организация предоставляет физлицам услуги по проживанию в пансионате. При реконструкции пансионата была снесена часть зданий и сооружений. Каков порядок учета расходов, связанных со сносом недоамортизированных зданий и сооружений, при исчислении налога на имущество организаций и налога на прибыль? Учитываются ли указанные расходы в первоначальной стоимости строительства новых объектов?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется Приказами Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", от 30.03.2001 N 26н "Об утверждений Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" и от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".

Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов и не включаются в первоначальную стоимость строительства новых объектов. В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, включаются в состав внереализационных расходов застройщика (заказчика), не связанных с производством и реализацией.

В соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса датой осуществления внереализационных расходов признается дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода. Иначе говоря, датой учета затрат может быть дата подписания акта выполненных работ.

Таким образом, при списании (ликвидации) не полностью самортизированного имущества у застройщика (заказчика) в налоговом учете образуются не убытки, а внереализационные расходы, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации основного средства.

При этом согласно п. 13 ст. 250 Кодекса в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств.

Таким образом, расходы, связанные с ликвидацией (сносом) недоамортизированных зданий и сооружений, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций застройщиком (заказчиком) во внереализационных расходах и не включаются в первоначальную стоимость строительства новых объектов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 сентября 2009 г. N 03-05-05-01/55

наверх

Вопрос: Каков порядок учета расходов по модернизации полностью самортизированного основного средства в целях исчисления налога на прибыль в случаях, когда данная модернизация влечет увеличение срока полезного использования этого основного средства либо не влечет увеличения данного срока, притом что стоимость модернизации может быть как менее 20 000 руб., так и более 20 000 руб.?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Согласно положениям п. 1 ст. 258 Кодекса налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство. Если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования. Учитывая изложенное, при проведении модернизации основного средства налогоплательщик может как увеличить срок полезного использования данного основного средства, так и оставить его неизменным. В обоих случаях расходы на проведение модернизации будут учитываться в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль до момента, когда произойдет полное списание первоначальной стоимости объекта основных средств, либо до выбытия данного объекта из состава амортизируемого имущества с применением нормы амортизации, установленной при введении в эксплуатацию этого основного средства.

Одновременно Кодексом не определен минимальный размер суммы, затрачиваемой на модернизацию основного средства. Стоимость модернизации объекта основных средств никак не влияет на порядок начисления амортизации по данному основному средству.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 сентября 2009 г. N 03-03-06/2/167

наверх

Вопрос: Вправе ли налогоплательщик ЕНВД осуществлять денежные расчеты с применением ККТ, но без блока фискальной памяти? Имеет ли право налогоплательщик, осуществляющий денежные расчеты при розничной торговле алкогольной продукцией с содержанием спирта более 15% объема готовой продукции, осуществлять денежные расчеты без применения ККТ, а также с применением ККТ, но без блока фискальной памяти?

Ответ: В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Каких-либо исключений применения вышеназванной нормы в отношении реализации алкогольной продукции Федеральный закон от 22.05.2003 N 54- ФЗ не содержит.

Пунктом 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

При этом в отношении предпринимательской деятельности, связанной с торговлей алкогольной продукцией, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться. Вместе с тем правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.

Определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ только организациям.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, то есть в том числе розничная продажа в городах алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции без контрольно-кассовой техники.

Нарушение данных норм при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: "нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 N 5378/08 по делу N А66-6614/2007). Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой. В соответствии со ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) влечет административную ответственность.

При этом надлежит принимать во внимание, что согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 неприменением контрольно-кассовых машин, в частности, является:

  • – использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст. ст. 4 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ);
  • – использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ);
  • – использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ);
  • – использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст. ст. 4 и 5

Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 сентября 2009 г. N 03-01-15/9-451

наверх

Вопрос: Организация занимается продажей частным лицам легковых автомобилей отечественного производства мощностью менее 150 л. с.

Признаются ли легковые автомобили мощностью менее 150 л. с. подакцизным товаром и распространяется ли на указанную деятельность организации система налогообложения в виде ЕНВД?

Ответ: Статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что розничная торговля - это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в пп. 6 - 10 п. 1 ст. 181 Кодекса.

При этом согласно ст. 193 Кодекса все легковые автомобили относятся к подакцизным товарам.

Таким образом, на предпринимательскую деятельность, связанную с розничной торговлей легковыми автомобилями, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не распространяется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 сентября 2009 г. N 03-11-06/3/230

наверх

Вопрос: Обязана ли организация в случае увольнения ее работников, уже состоящих в трудовых отношениях с организацией на момент их обучения, применять положения пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ и включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие трудовой договор, сумму за оплату обучения, учтенную ранее в расходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 264 Кодекса расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников организации- налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

В пп. 2 п. 3 ст. 264 Кодекса указано, что расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, если обучение проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года. В случае если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за обучение, профессиональную подготовку или переподготовку соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. В случае если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, профессиональной подготовки или переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора.

Таким образом, обязанность учесть суммы, ранее уплаченные за обучение, в составе внереализационных доходов возникает у налогоплательщика только в случае расторжения трудового договора с физическим лицом, не состоявшим в трудовых отношениях с организацией на момент обучения, до истечения одного года с момента заключения такого договора или в случае, если трудовой договор с физическим лицом не был заключен по истечении трех месяцев с момента окончания обучения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/575

наверх

Обзор подготовлен специалистами КонсультантПлюс, все права на данный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс"

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru