КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Новшества

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 30.09.2011

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: Организация в рамках уставной деятельности направляет своих работников в командировки для рассмотрения и урегулирования жалоб клиентов организации — физических лиц, проживающих в различных регионах страны.

Согласно п. 7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, на основании решения работодателя работнику оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в командировке (дату приезда в пункт (пункты) назначения и дату выезда из него (из них)).

Командировочное удостоверение оформляется в одном экземпляре и подписывается работодателем, вручается работнику и находится у него в течение всего срока командировки. Фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью, используемой в хозяйственной деятельности организации, в которую командирован работника, для засвидетельствования такой подписи.

В случае направления организацией своих работников в командировки для рассмотрения и урегулирования жалоб клиентов — физических лиц в командировочном удостоверении по объективным причинам не могут быть сделаны отметки о прибытии и выбытии. Подобная ситуация не рассмотрена в Положении об особенностях направления работника в служебные командировки, а также иных нормативных документах.

Должна ли организация (и каким образом) при наличии приказа о направлении в командировку, служебного задания, проездных документов, счетов на проживание подтвердить факт командировки в указанном случае?

Может ли организация принять данные расходы в целях исчисления налога на прибыль в случае отсутствия в командировочном удостоверении отметок о прибытии и выбытии при наличии приказа о направлении в командировку, служебного задания, проездных документов, счетов на проживание и прочих документов?

Ответ: В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности на:

  • — проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
  • — наем жилого помещения;
  • — суточные или полевое довольствие.

На основании п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, на основании решения работодателя работнику оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в командировке (дату приезда в пункт (пункты) назначения и дату выезда из него (из них)).

Командировочное удостоверение оформляется в одном экземпляре и подписывается работодателем, вручается работнику и находится у него в течение всего срока командировки.

Фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью, которая используется в хозяйственной деятельности организации, в которую командирован работник, для засвидетельствования такой подписи.

В случае если работник направляется в командировку для проведения переговоров с физическими лицами, в командировочном удостоверении по объективным причинам не могут быть проставлены отметки о прибытии в место проведения командировки и выбытии из него. В данной ситуации следует руководствоваться положениями п. 1 ст. 252 Кодекса, согласно которым затраты могут быть обоснованы документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Таким образом, в случае невозможности проставить в командировочном удостоверении отметки о прибытии в место командирования и выбытии из него факт нахождения в месте командировки в установленное время может быть подтвержден иными документами, в частности:

  • — приказом (распоряжением) о направлении работника в командировку;
  • — служебным заданием для направления в командировку и отчетом о его выполнении;
  • — проездными документами, из которых следуют даты прибытия и выбытия из места назначения;
  • — счетом гостиницы, подтверждающим период проживания в месте командирования.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 августа 2011 г. N 03-03-06/3/7

наверх

Вопрос: Организация продает не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг акции другой организации. Согласно налоговой учетной политике расчетная цена акций определяется с помощью профессионального оценщика. Вправе ли организация для целей исчисления налога на прибыль использовать оценку продаваемого пакета, проведенную независимым оценщиком для покупателя?

Ответ: Пунктом 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) определено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В соответствии с п. 6 ст. 280 НК РФ по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, если иное не установлено указанным пунктом.

Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (далее — Порядок), установлен Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н "Об утверждении Порядка определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации".

Так, согласно п. 19 указанного Порядка расчетная цена ценной бумаги также может определяться как оценочная стоимость такой ценной бумаги, указанная оценщиком в отчете об оценке ценной бумаги.

Пунктом 20 Порядка установлено, что способы определения налогоплательщиком расчетной цены необращающихся ценных бумаг, установленные данным Порядком, условия применения налогоплательщиком конкретных способов устанавливаются налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Таким образом, в целях определения расчетной цены не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг организации необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения один или несколько методов ее определения, установленных п. 2 вышеуказанного Порядка.

При этом ст. 280 НК РФ не устанавливает ограничений на возможность использования данных независимой оценки расчетной стоимости пакета акций, проведенной по заказу покупателя указанных ценных бумаг.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 августа 2011 г. N 03-03-06/1/486

наверх

Вопрос: В ходе проведения инвентаризации товаров, находящихся в торговых залах, выявляются излишки товара.

Возможно ли в целях исчисления налога на прибыль определять стоимость излишков товаров, которые приобретаются регулярно, из документов поставщиков (товарных накладных, договоров купли-продажи, спецификаций), относящихся к периоду проведения инвентаризации, т.е. использовать в качестве рыночной цены цену поставщика?

Ответ: В соответствии с п. 20 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях налогообложения прибыли к внереализационным доходам относятся доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

Пункт 8 ст. 250 Кодекса определяет, что при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 Кодекса остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Таким образом, стоимость излишков покупных товаров, выявленных в ходе инвентаризации, определяется в целях налогообложения исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 Кодекса, но не ниже затрат на их приобретение.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 августа 2011 г. N 03-03-06/1/478

наверх

Вопрос: О документальном подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте российской организацией в I квартале 2011 г. товаров на территорию Республики Беларусь, расчеты по которым осуществляются путем зачета встречных требований.

Ответ: Применение налога на добавленную стоимость в рамках Таможенного союза, членами которого являются в том числе Российская Федерации и Республика Беларусь, осуществляется в соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее — Соглашение) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее — Протокол).

В соответствии со ст. 2 Соглашения при экспорте товаров с территории одного государства — члена Таможенного союза на территорию другого государства — члена Таможенного союза применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального подтверждения факта экспорта.

Пунктом 2 ст. 1 Протокола определен перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость. Данным перечнем предусмотрена в том числе выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза.

Пунктом 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации товаров на экспорт, в том числе документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации, в случае если незачисление валютной выручки от реализации товаров на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 августа 2011 г. N 03-07-13/01-35

наверх

Вопрос: В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" порядок начисления лизинговых платежей может быть определен сторонами. Стороны по договору лизинга могут установить дату начала начисления лизинговых платежей, которая может быть как позже, так и раньше даты принятия к учету (даты ввода в эксплуатацию).

В соответствии со ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Организация считает, что начисление амортизации по основным средствам, являющимся предметом лизинга, может осуществляться независимо от даты начала начисления лизинговых платежей. В случае если предмет лизинга подлежит амортизации в налоговом учете лизингодателя, момент ввода предмета лизинга в эксплуатацию для целей налога на прибыль определяется по дате фактической передачи предмета лизинга лизингополучателю.

Каков порядок начисления амортизации по основным средствам, являющимся предметом договора лизинга, для целей налога на прибыль, в случае если дата принятия основного средства к учету не совпадает с датой начала начисления лизинговых платежей?

Ответ: В соответствии с п. 10 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга).

Таким образом, если договором лизинга предусмотрено, что предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя, для целей налогообложения амортизация по данному имуществу начисляется в налоговом учете лизингодателя.

Пунктом 4 ст. 259 Кодекса предусмотрено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Лизингодатель приобретает имущество, составляющее предмет лизинга, с целью его передачи в лизинг лизингополучателю. Учитывая изложенное, в случае если предмет лизинга подлежит амортизации в налоговом учете лизингодателя, момент ввода предмета лизинга в эксплуатацию для целей налогообложения прибыли организаций определяется по дате передачи предмета лизинга лизингополучателю.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 августа 2011 г. N 03-03-06/1/475

наверх

Вопрос: В результате затопления архива в апреле 2011 г. ЗАО утратило первичные бухгалтерские документы за 2008 — 2009 гг. ЗАО полагает, что оно обязано восстановить бухгалтерский учет и первичные архивные бухгалтерские документы по требованию налогового органа только за текущий период — 2011 г.

Обязано ли ЗАО восстановить бухгалтерский учет за 2008 — 2009 гг. и первичные архивные бухгалтерские документы за 2008 — 2009 гг., утраченные в результате затопления архива, по предложению налогового органа?

Ответ: В соответствии с пп. 6 и 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы (п. 5 ст. 93 Кодекса).

В целях обеспечения сохранности документов, указанных в пп. 8 п. 1 ст. 23 Кодекса, и представления их в установленном порядке в налоговый орган соответствующие документы, утраченные налогоплательщиком, должны быть восстановлены.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов или иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет применение ответственности, установленной ст. 126 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 августа 2011 г. N 03-02-07/1-288

наверх

Вопрос: ЗАО находится на общей системе налогообложения. Основным видом деятельности ЗАО является производство сельхозпродукции.

Следует ли ЗАО на основании п. 2 ст. 346.2 НК РФ учитывать доходы, полученные в виде процентов по займам, предоставленным другим организациям (не основной вид деятельности ЗАО), в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях ЕСХН?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

Согласно п. 1 ст. 346.5 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщики вышеназванного налога учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Пунктом 6 ст. 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада.

Таким образом, поскольку налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога доходы, полученные в виде процентов по договорам займа, включаются в состав внереализационных доходов, то они не учитываются при определении общего дохода от реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика в целях применения п. 2 ст. 346.2 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 августа 2011 г. N 03-11-06/1/12

наверх

Вопрос: О применении НДС в отношении вознаграждения, получаемого экспедитором за оказание по договору транспортной экспедиции услуг, связанных с организацией международной перевозки импортируемых товаров.

Ответ: Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации.

В связи с этим вознаграждение, получаемое экспедиторам по договору транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, за оказание транспортно-экспедиционных услуг, предусмотренных указанным пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, установленных п. 3.1 ст. 165 Кодекса, независимо от того, под какие таможенные процедуры помещаются ввозимые товары и какую ставку налога применяют налогоплательщики, оказывающие услуги по перевозке.

В случае если в рамках договора транспортной экспедиции помимо вышеуказанных услуг оказываются также услуги, подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании п. 3 ст. 164 Кодекса по ставке 18 процентов, то вознаграждение экспедитора в части таких услуг облагается налогом по ставке в размере 18 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 августа 2011 г. N 03-07-08/255

наверх

Вопрос: Возникает ли у банка, не являющегося брокером или иным лицом в соответствии с п. 18 ст. 214.1 НК РФ по отношению к предъявителю векселя, обязанность налогового агента по исчислению, удержанию, перечислению НДФЛ при выплате физлицам дохода (включая доход в виде процентов (дисконт)) при погашении собственного векселя?

Ответ: Согласно п. 7 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях данной статьи доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

Доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, если иное не предусмотрено данной статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога.

Пунктом 18 ст. 214.1 Кодекса установлено, что налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налоговым агентом.

При этом налоговым агентом в целях данной статьи признаются доверительный управляющий, брокер, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами срочных сделок на основании соответствующего договора с налогоплательщиком: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора. Налоговый агент определяет налоговую базу налогоплательщика по всем видам доходов от операций, осуществляемых налоговым агентом в интересах налогоплательщика в соответствии с договором, за вычетом соответствующих расходов. Налоговый агент не учитывает при определении налоговой базы налогоплательщика доходы, полученные от операций, совершенных не на основании указанных выше договоров.

Поскольку при оплате собственного векселя банка, предъявленного векселедержателем в срок к платежу, банк не выступает в качестве какого-либо из перечисленных в данном пункте лиц, он не является налоговым агентом.

С учетом вышеизложенного налоговая база при оплате собственного векселя банка определяется отдельно от налоговой базы по другим операциям с ценными бумагами, определяемой налоговыми агентами в соответствии с положениями ст. 214.1 Кодекса.

В соответствии со ст. 815 Гражданского кодекса Российской Федерации заемщиком по соглашению сторон может быть выдан простой вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.

При оплате банком предъявленного в срок к платежу собственного векселя, предусматривающего начисление процентов на вексельную сумму, в основании выдачи которого лежат отношения займа, физическому лицу — первому векселедержателю выплачивается доход в размере вексельного процента. Выплаченная вексельная сумма в этом случае не признается доходом физического лица, поскольку, совершая платеж по векселю, банк, по существу, осуществляет возврат суммы займа.

При оплате банком предъявленного к платежу собственного дисконтного векселя доходом физического лица — первого векселедержателя является полученная им сумма дисконта.

В случае если вексель является беспроцентным, дохода у физического лица не возникает. Соответственно, не возникает ни объекта налогообложения, ни обязанностей налогового агента у банка, оплачивающего предъявленный к платежу собственный вексель.

Поскольку вексельное обязательство является абстрактным, при оплате банком предъявленного в срок к платежу собственного векселя физическому лицу, не являющемуся первым векселедержателем, отношения займа между банком и физическим лицом отсутствуют, однако содержание первоначального обязательства самого векселедателя совершенные по векселю индоссаменты не изменяют.

Из этого следует, что при оплате банком предъявленного в срок к платежу собственного процентного векселя доходом физического лица, с которого банку следует удерживать налог, является вексельный процент, а при оплате векселя, выданного с дисконтом, — дисконт.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 сентября 2011 г. N 03-04-06/4-198

наверх

Вопрос: Банк заключает договоры с другими кредитными организациями о передаче ему прав требования по кредитным договорам, в соответствии с которыми банк, выступая цессионарием, оплачивает и принимает в полном объеме все права требования к заемщикам, залогодателям, принадлежащие цеденту на основании кредитных договоров.

В случаях приобретения прав требования в иностранной валюте (обязательства заемщиков по кредитным договорам выражены в иностранной валюте) банк оплачивает их также в иностранной валюте.

Согласно п. 3 ст. 279 НК РФ при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг.

Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

Согласно п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ внереализационными доходами (расходами) налогоплательщика признаются доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

При этом в соответствии с п. 10 ст. 272 НК РФ расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего расхода.

Таким образом, при последующей уступке права требования, выраженного в иностранной валюте, или прекращении соответствующего обязательства в иностранной валюте возникает курсовая разница, которая в зависимости от изменения официального курса Банка России может быть как положительной, так и отрицательной.

Например (пример условный, цена приобретения и цена дальнейшей уступки, выраженные в иностранной валюте, равны):

1 февраля — приобретение прав по кредитным договорам:

  • — цена приобретения — 100 долл. США;
  • — курс Банка России на дату приобретения — 30 руб. за 1 долл. США;

15 февраля — последующая уступка приобретенных прав требования или прекращение соответствующего обязательства:

  • — цена последующей уступки (прекращение обязательств) — 100 долл. США;
  • — курс Банка России на дату последующей уступки (прекращение обязательств) — 35 руб. за 1 долл. США.

Результатом от сделки будет положительная курсовая разница в размере 500 руб.

Учитывая изложенное, банк считает, что курсовую разницу, возникающую от переоценки сформированной учетной стоимости приобретенных прав требования, выраженных и оплаченных в иностранной валюте, необходимо учитывать в целях налогообложения прибыли:

  • — либо в составе внереализационных доходов/расходов в соответствии с п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ на дату прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше (п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ);
  • — либо в составе доходов/расходов от реализации финансовых услуг в соответствии с п. 3 ст. 279 с учетом требований п. 10 ст. 272 НК РФ относительно пересчета расходов, выраженных в иностранной валюте, в рубли по официальному курсу Банка России на дату признания расхода по приобретенному праву требования.

Каков порядок учета доходов/расходов, возникающих от переоценки приобретенных прав по кредитным договорам, в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: В соответствии с положениями ст. ст. 268 и 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) приобретение права требования рассматривается для целей налогообложения прибыли организаций как приобретение имущественного права.

В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 268 Кодекса при реализации прав требования налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией, с учетом положений, установленных ст. 279 Кодекса.

Пунктом 3 ст. 279 Кодекса установлено, что при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

Учитывая изложенное, в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом, при приобретении прав требования указанные имущественные права принимаются к налоговому учету по стоимости, определяемой исходя из цены их приобретения и расходов, связанных с их приобретением.

При этом в соответствии с п. 10 ст. 272 Кодекса расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего расхода.

Номинал права требования, в силу ст. 270 Кодекса, для целей налогообложения прибыли организаций в расходах (в том числе при признании соответствующей задолженности безнадежной) не учитывается. Учитывая изложенное, переоценка номинала права требования, выраженного в иностранной валюте, а также отражение в доходах (расходах) курсовых разниц, возникающих в связи с изменением официального курса иностранной валюты, в которой выражено приобретенное налогоплательщиком право требования, для целей налогообложения прибыли организаций не производятся.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 августа 2011 г. N 03-03-06/2/13

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru