КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Новшества

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 28.09.2012

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: Организация представляет налоговые декларации в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи. После отправки налоговая отчетность хранится на сервере специализированного оператора связи. В дополнение к этому налоговая отчетность распечатывается, подписывается у уполномоченных лиц и хранится в бумажном виде в архиве организации.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (далее — Порядок), предусмотрена возможность непредставления в налоговый орган налоговой декларации на бумажном носителе в случае ее предоставления в электронном виде (п. 6 разд. I Порядка).

При этом п. 7 разд. I Порядка предусматривается возможность хранения декларации в электронном виде.

Должна ли организация хранить налоговую отчетность на бумажном носителе в случае ее представления в налоговый орган по ТКС?

Ответ: В соответствии со ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации, далее — Кодекс, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно Приказу МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2002 N 3437) при представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе. Налогоплательщик и налоговый орган обеспечивают хранение декларации, представленной в электронном виде, в установленном порядке.

На основании ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

При этом Кодекс не предусматривает обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статьей 93 Кодекса предусмотрено, что в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 августа 2012 г. N 03-02-07/1-202

наверх

Вопрос: Индивидуальному предпринимателю принадлежит помещение. Часть помещения (136 кв. м) ИП использует для осуществления розничной торговли и в отношении данного вида деятельности применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. Остальную часть помещения (1095 кв. м) ИП сдает в аренду и уплачивает НДФЛ. Расходы на услуги тепло- и электросети, а также на аренду земельного участка относятся как к деятельности, облагаемой ЕНВД, так и к деятельности, подлежащей налогообложению НДФЛ. Согласно учетной политике ИП разделяет их пропорционально площади помещения, используемой для ведения соответствующей деятельности. Правомерны ли действия ИП?

Ответ: В соответствии с п. 7 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Кодексом.

Согласно п. 3 ст. 225 Кодекса общая сумма налога на доходы физических лиц исчисляется применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Пунктом 1 ст. 221 Кодекса установлено, что индивидуальными предпринимателями при исчислении налога на доходы физических лиц расходы учитываются в порядке, аналогичном порядку, установленному гл. 25 Кодекса.

Пунктом 1 ст. 272 и п. 9 ст. 274 гл. 25 Кодекса предусмотрено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Таким образом, расходы в виде арендной платы за земельный участок и оплаты электроэнергии, понесенные при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и деятельности, облагаемой в рамках общего режима налогообложения, распределяются индивидуальным предпринимателем пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 августа 2012 г. N 03-11-11/252

наверх

Вопрос: Индивидуальный предприниматель был зарегистрирован 20.12.2011 и применял УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". В августе 2012 г. ИП прекратил деятельность в связи с убыточностью бизнеса. Должен ли ИП в соответствии со ст. 346.18 НК РФ исчислить и уплатить минимальный налог за 2012 г. ?

Ответ: В соответствии с п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог.

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 Кодекса.

Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Согласно ст. 346.19 Кодекса налоговым периодом по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признается календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

При этом налоговым периодом по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у налогоплательщика, прекратившего деятельность, признается период времени с начала календарного года по дату прекращения деятельности, осуществляемой в рамках упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, прекративший свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца календарного года, должен уплатить минимальный налог, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Согласно п. 7 ст. 346.21 Кодекса налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период.

Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 346.23 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 августа 2012 г. N 03-11-11/25

наверх

Вопрос: О порядке применения заявительного порядка возмещения НДС в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации по НДС.

Ответ: Статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определен заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость, в соответствии с которым налогоплательщикам, у которых по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, предоставлено право возмещать указанную разницу до завершения камеральной проверки налоговой декларации в течение 12 дней начиная со дня подачи налогоплательщиком заявления о применении заявительного порядка возмещения налога на основании решений налогового органа о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и зачете и (или) возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке. При этом обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки, по итогам которой выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Пунктом 24 ст. 176.1 Кодекса установлено, что в случае, если после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки налогоплательщиком подана уточненная декларация, то указанное решение по ранее поданной декларации отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной декларации. При этом не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения. Суммы, полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учетом процентов, предусмотренных п. 17 ст. 176.1 Кодекса, в порядке, определенном п. п. 17 — 23 ст. 176.1 Кодекса, независимо от размера суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в уточненной декларации, по сравнению с суммой налога, заявленной к возмещению в ранее поданной декларации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 августа 2012 г. N 03-07-08/249

наверх

Вопрос: Согласно п. 3 ст. 346.28 НК РФ организации, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков ЕНВД, в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности подают в налоговые органы заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД.

Организация занимается розничной торговлей и применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. Организация имеет в своем городе и в других городах области обособленные подразделения, которые поставлены на учет в налоговых органах по месту нахождения. Организация планирует открыть другие обособленные подразделения в этих городах, но по другим адресам. В каждом городе обособленные подразделения будут находиться в одном муниципальном образовании.

Необходимо ли представлять в налоговый орган, в котором организация уже состоит на учете, заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД, в котором будет указан адрес нового обособленного подразделения?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в виде розничной торговли, переведенную решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога на вмененный доход, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту осуществления данной предпринимательской деятельности. При осуществлении развозной и разносной розничной торговли постановка на учет налогоплательщиков осуществляется по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика названного налога.

Организации или индивидуальные предприниматели, которые подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика данного налога (п. 3 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае открытия налогоплательщиком, осуществляющим предпринимательскую деятельность в виде розничной торговли, в муниципальном образовании по месту его постановки на налоговый учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход новых торговых мест заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту их нахождения подавать не следует.

Создание организацией обособленного подразделения является самостоятельным основанием постановки организации на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Согласно п. 4 ст. 83 Кодекса постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 Кодекса.

В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 августа 2012 г. N 03-11-06/3/60

наверх

Вопрос: В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются в том числе те долги перед налогоплательщиком, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено на основании акта государственного органа.

В соответствии с пп. 3 и 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю по указанным в нем основаниям.

Согласно Письму Минфина России от 27.02.2012 N 03-03-06/1/101 обязательство, по которому судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении организации исполнительного документа, на основании пп. 3 и 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, признается безнадежным долгом для целей исчисления налога на прибыль.

Признается ли безнадежным долгом для целей исчисления налога на прибыль обязательство, по которому судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении организации исполнительного документа?

Ответ: Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) к внереализационным расходам приравниваются суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

В соответствии с п. 2 ст. 266 Кодекса безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Таким образом, Кодексом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми дебиторская задолженность налогоплательщика признается безнадежной для целей налогообложения прибыли.

В Определении ВАС РФ от 07.03.2008 N 2727/08 по делу N А60-3260/2007-С6 высказана правовая позиция, согласно которой, руководствуясь п. 2 ст. 266 Кодекса, положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее — Закон N 229-ФЗ), а также принимая во внимание основания прекращения исполнительного производства, включение обществом суммы долга в состав внереализационных расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли является обоснованным.

Согласно пп. 3 и 4 п. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю:

  • — если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом N 229-ФЗ предусмотрен розыск должника или его имущества;
  • — если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

При этом судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

Таким образом, обязательство, по которому судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, на основании указанных положений Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, признается безнадежным долгом для целей налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 августа 2012 г. N 03-03-06/1/410

наверх

Вопрос: О порядке учета для целей исчисления налога на прибыль расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР), осуществляемые налогоплательщиком в качестве исполнителя по государственного контракту за счет бюджетных и внебюджетных средств, а также о НИОКР, выполнение которых освобождается от налогообложения НДС.

Ответ: Порядок учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее — НИОКР) установлен ст. 262 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

В соответствии с п. 2 ст. 262 Кодекса расходы налогоплательщика на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке, предусмотренном ст. 262 Кодекса. При этом п. 4 ст. 262 Кодекса установлено, что указанный порядок не распространяется на расходы на НИОКР в организациях, выполняющих НИОКР в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Указанные расходы рассматриваются как расходы на осуществление деятельности этими организациями, направленной на получение доходов.

Таким образом, налогоплательщик, осуществляющий НИОКР в качестве исполнителя по государственному контракту, учитывает расходы, связанные с такими разработками, в порядке, установленном гл. 25 Кодекса для расходов, связанных с основной деятельностью налогоплательщика. При этом, если налогоплательщик, выполняющий такие работы в качестве исполнителя, осуществляет их софинансирование и получает по условиям договора неисключительные права в отношении результатов разработок, налогоплательщик вправе учитывать расходы на НИОКР в размере, соответствующем его доле расходов, в порядке, установленном п. 2 ст. 262 Кодекса.

В то же время в случае, если налогоплательщик осуществляет софинансирование выполняемых им НИОКР на безвозмездной основе, расходы на НИОКР в части указанного софинансирования не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на основании п. 1 ст. 252 Кодекса.

Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно пп. 16 п. 3 ст. 149 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, а также выполнение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образований и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

На основании п. 4 ст. 149 Кодекса в случае, если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 149 Кодекса, данный налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 августа 2012 г. N 03-07-11/294

наверх

Вопрос: ООО, применяющее УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", заключило договор на оказание информационных услуг, в частности, по оптимизации и продвижению сайтов в сети Интернет. По условиям договора заказчик вносит обеспечительный платеж в качестве обеспечения обязательств по договору на оказание информационных услуг. В случае расторжения договора исполнитель обязуется вернуть заказчику обеспечительный платеж за вычетом задолженности по оплате оказанных услуг, если таковая имеется.

В Письме Минфина России от 12.05.2012 N 03-11-06/2/68 указано, что согласно пп. 2 п. 1 ст. 251 при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств.

Может ли организация при оказании информационных услуг признавать обеспечительный платеж доходом не в момент получения денежных средств, а лишь при зачете задолженности?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств.

В соответствии со ст. 380 Гражданского кодекса Российской Федерации задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

Согласно п. 1 ст. 346.17 Кодекса датой получения доходов у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Таким образом, в случае если за предоставленные организацией-налогоплательщиком информационные услуги оплата удерживается из задатка (обеспечительного платежа), то в составе доходов выручка, полученная от предоставления данных услуг, учитывается на дату проведения зачета (удержания) указанных средств в счет погашения задолженности за оказанные организацией услуги.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 августа 2012 г. N 03-11-06/2/107

наверх

Вопрос: Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, планирует изменить объект налогообложения "доходы минус расходы" на объект налогообложения "доходы".

Должен ли предприниматель восстановить стоимость основных средств (нежилых помещений), приобретенных и списанных в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", при переходе на объект налогообложения "доходы"?

Ответ: Статьей 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности исчисления налоговой базы налогоплательщиками при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения.

При переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, на объект налогообложения в виде доходов на дату такого перехода восстановление стоимости основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, затраты по которым списаны на расходы в этот же период, вышеназванной статьей Кодекса не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 августа 2012 г. N 03-11-11/240

наверх

Вопрос: ООО (сельскохозяйственный товаропроизводитель) применяет общую систему налогообложения и в отношении деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством, уплачивает налог на прибыль по ставке 0%. Основной вид деятельности ООО — животноводство. С 2011 г. ООО реализует на территории области инвестиционный проект по созданию свиноводческих комплексов. В настоящее время эти комплексы находятся на стадии строительства и только частично запущены в эксплуатацию. Окончание строительства запланировано на осень 2012 г.

В I квартале 2012 г. ООО получило доход от прочей реализации и по результатам работы за данный период доходы от реализации сельскохозяйственной продукции составили менее 70%. Но по итогам работы за 2011 г. доходы от реализации сельскохозяйственной продукции составили 100%.

Таким образом, ООО может применить к доходам от реализации сельскохозяйственной продукции по итогам I квартала налоговую ставку по налогу на прибыль 0%.

Правомерно ли это?

Ответ: В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, в 2004 — 2012 гг. установлена в размере 0 процентов.

Пунктом 2 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193- ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Оценка того, является ли организация сельскохозяйственным товаропроизводителем и вправе ли она применять пониженную ставку по налогу на прибыль, осуществляется применительно к соответствующему отчетному (налоговому) периоду.

Согласно п. 1 ст. 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Статьей 285 Кодекса установлено, что отчетными периодами по налогу на прибыль признаются, в частности, первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, по итогам которых налогоплательщик уплачивает авансовые платежи в счет уплаты суммы налога.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (п. 2 ст. 285 Кодекса).

В соответствии со ст. 286 Кодекса по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа.

Порядок уплаты налога на прибыль организаций и представления налоговых деклараций установлен ст. ст. 287, 289 Кодекса.

Таким образом, если по итогам I квартала текущего года доля выручки от реализации сельхозпродукции составляет менее 70 процентов от общего объема доходов, а по итогам полугодия (нарастающим итогом) — более 70 процентов, в отношении прибыли от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции организация вправе применять ставку по налогу на прибыль организаций 0 процентов по итогам полугодия.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 августа 2012 г. N 03-03-06/1/396

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru