КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Подписаться на обзоры законодательства

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 27.11.2009

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Вопрос: Организация планирует размещать наружную рекламу на полимерной насадке (филлборде) топливораздаточных пистолетов топливораздаточной колонки, находящейся на территории автозаправочной станции, при этом топливораздаточный пистолет является неотъемлемой частью топливораздаточной колонки, имеющей стабильное территориальное размещение. Подпадает ли данная деятельность под ЕНВД? Каков порядок исчисления ЕНВД в указанном случае?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Федеральной антимонопольной службой рассмотрел письмо по вопросу применения положений гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и исходя из информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход может переводиться предпринимательская деятельность в сфере распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.

Согласно ст. 346.27 Кодекса под распространением наружной рекламы с использованием рекламных конструкций понимается предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон).

Как следует из обращения, филлборд представляет собой полимерную насадку, монтируемую на топливораздаточный пистолет топливораздаточной колонки, находящейся на территории автозаправочной станции. При этом топливораздаточный пистолет является неотъемлемой частью топливораздаточной колонки, имеющей стабильное территориальное размещение. В связи с этим полимерная насадка (филлборд) подпадает под понятие рекламной конструкции, содержащейся в ст. 19 Закона.

Таким образом, предпринимательская деятельность по размещению наружной рекламы на полимерной насадке (филлборде) топливораздаточных пистолетов топливораздаточной колонки подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Согласно п. 3 ст. 346.29 Кодекса при расчете указанного налога следует использовать физический показатель "площадь информационного поля (в квадратных метрах)" с базовой доходностью 3000 руб. в месяц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 октября 2009 г. N 03-11-06/3/256

наверх

Вопрос: В каком размере организация в целях исчисления налога на прибыль вправе признать в составе расходов на оплату труда доплату за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее.

Согласно ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с п. 1 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности, суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда.

В соответствии со ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Согласно ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ).

Таким образом, трудовое законодательство не ограничивает размер доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы.

Учитывая изложенное, согласно положениям ст. 255 НК РФ налогоплательщик вправе признать в составе расходов на оплату труда доплату за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы в размере, определенном соглашением сторон трудового договора.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 октября 2009 г. N 03-03-06/1/702

наверх

Вопрос: Организация продала основное средство, входящее в состав пятой амортизационной группы. Первоначальная стоимость объекта составляла 520 тыс. руб., срок полезного использования - 96 месяцев. Организация включила в состав расходов отчетного периода расходы на капитальные вложения в размере 10% первоначальной стоимости основного средства. Данное основное средство было введено в эксплуатацию в июне 2008 г., а продано - в апреле 2009 г. В 2008 и 2009 гг. организацией применяется нелинейный метод расчета амортизации, но с учетом изменений в налоговом законодательстве, касающихся метода расчета амортизации нелинейным способом, в 2008 и 2009 гг. применяются разные нормы расчета амортизации: 2,083% и 2,7% соответственно. Как рассчитывать в целях исчисления налога на прибыль остаточную стоимость выбывающего объекта основных средств на момент его реализации в случае, если он был приобретен и введен в эксплуатацию ранее, чем в 2009 г.?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу расчета остаточной стоимости амортизируемого имущества при его выбытии при начислении амортизации нелинейным методом и сообщает, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и осуществлению экспертизы договоров в Департаменте не рассматриваются.

Вместе с тем в соответствии с п. 9 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 Кодекса.

Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода, а суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп) (изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со ст. 259 Кодекса) за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) таких сумм.

В случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых были применены положения абз. 2 п. 9 ст. 258 Кодекса, суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2 данного пункта, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу.

Учитывая, что амортизируемое имущество введено в эксплуатацию в июне 2008 г., а продано в апреле 2009 г., организация должна восстановить амортизационную премию.

Восстановлению подлежит сумма амортизационной премии по амортизируемому имуществу, введенному в эксплуатацию с 1 января 2008 г., в случае его реализации начиная с 1 января 2009 г. независимо от того, самортизировано или нет такое имущество к моменту его реализации.

Под восстановлением сумм амортизационной премии следует понимать увеличение налогоплательщиками размера налоговой базы по налогу на прибыль в периоде реализации объектов основных средств путем включения учтенной ранее суммы амортизационной премии в состав внереализационных доходов. При этом восстановленная сумма амортизационной премии в составе расходов ни в периоде восстановления, ни в последующих периодах, в том числе через амортизационные начисления, учету не подлежит.

Согласно положениям ст. 259.2 Кодекса с 1 января 2009 г. при применении нелинейного метода амортизация начисляется не по каждому объекту амортизируемого имущества, а по амортизационным группам, по которым исчисляется суммарный баланс, рассчитываемый как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе (подгруппе), в порядке, установленном ст. ст. 322 и 259.2 Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 259.2 Кодекса суммарный баланс каждой амортизационной группы (подгруппы) ежемесячно уменьшается на суммы начисленной по этой группе (подгруппе) амортизации.

В соответствии с п. 10 ст. 259.2 Кодекса при выбытии объектов амортизируемого имущества суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) уменьшается на остаточную стоимость таких объектов.

Согласно п. 1 ст. 257 Кодекса остаточная стоимость объектов амортизируемого имущества, амортизация по которым начисляется нелинейным методом, если иное не установлено Кодексом, определяется по формуле:

Sn = S × (1 - 0,01 × k)n, где S – первоначальная (восстановительная) стоимость указанных объектов; n – число полных месяцев, прошедших со дня включения указанных объектов в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) до дня их исключения из состава этой группы (подгруппы), не считая периода, исчисленного в полных месяцах, в течение которого такие объекты не входили в состав амортизируемого имущества в соответствии с п. 3 ст. 256 Кодекса; k – норма амортизации (в том числе с учетом повышающего (понижающего) коэффициента), применяемая в отношении соответствующей амортизационной группы (подгруппы); Sn – остаточная стоимость указанных объектов по истечении n месяцев после их включения в соответствующую амортизационную группу (подгруппу).

Исходя из этого для расчета остаточной стоимости выбывающего имущества, амортизация по которому начисляется нелинейным методом, применяется число полных месяцев, прошедших со дня включения указанных объектов в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) до дня их исключения из состава этой группы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 октября 2009 г. N 03-03-06/1/700

наверх

Вопрос: В рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, ООО заключило с бюджетным учреждением договор о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ, в соответствии с которым работники ООО, находящиеся в простое из-за отсутствия работы, приняты в ООО на работу по совместительству подсобными рабочими. Зарплата работникам начисляется как по основному месту работы, так и по совместительству, выдается спецодежда. Субсидиями из бюджета компенсируются затраты по зарплате и начислениям в фонд оплаты труда. Включаются ли при исчислении налога на прибыль ООО средства, полученные из бюджета, в доходы, а затраты на организацию общественных работ (зарплату и спецодежду работников) - в расходы? Как отражаются в учете полученные средства?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 утверждено Положение об организации общественных работ (далее - Положение), которое определяет порядок организации общественных работ и условия участия в этих работах граждан.

Согласно п. п. 2 - 4 Положения под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Проведение оплачиваемых общественных работ организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения.

Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Общественные работы проводятся в организациях по договорам.

В соответствии с п. 10 Положения отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.

Пункт 21 Положения определяет, что финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы. По решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления финансирование общественных работ может производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).

В соответствии с положениями ст. ст. 246 и 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ.

В ст. 251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ.

Так, согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Подпункт 3 п. 2 ст. 251 НК РФ определяет, что к целевым поступлениям относятся суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Таким образом, бюджетные средства на возмещение расходов по организации общественных работ, полученные работодателем, не являющимся бюджетным учреждением или некоммерческой организацией, не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений из бюджета, и, как следствие, учитываются в составе налогооблагаемых доходов.

При этом затраты, произведенные работодателями в связи с осуществлением деятельности по организации общественных работ за счет полученных из бюджета средств, могут быть учтены в составе расходов в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 октября 2009 г. N 03-03-06/1/694

наверх

Вопрос: Организация (ЗАО) безвозмездно получает денежные средства от акционера, доля которого в уставном капитале составляет более 50%. Акционер является юридическим лицом. Правомерна ли позиция ЗАО о том, что данные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ и что расходы, понесенные за счет полученных средств, могут быть учтены в целях налогообложения?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета в целях налогообложения прибыли безвозмездно полученных денежных средств и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются, в частности, доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

Таким образом, в случае безвозмездного предоставления денежных средств учредителем, доля участия которого в уставном капитале общества составляет 50 процентов, объекта налогообложения по налогу на прибыль у получающей стороны не возникает.

Что касается расходов, произведенных за счет этих средств, то сообщаем следующее.

В целях налогообложения прибыли безвозмездное получение дочерней организацией денежных средств от материнской организации и дальнейшее расходование средств на приобретение каких-либо активов следует рассматривать как две различные хозяйственные операции, имеющие самостоятельное регулирование соответствующими статьями гл. 25 Кодекса.

После принятия к учету полученные безвозмездно денежные средства приобретают у организации-получателя статус собственных средств и, следовательно, их расходование в целях налогообложения прибыли также квалифицируется как расходование собственных средств налогоплательщика.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Исходя из изложенного затраты организации на оплату текущих расходов, произведенные за счет денежных средств, полученных от учредителя, доля которого в уставном капитале получающей стороны составляет более чем 50 процентов, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии соответствия расходов критериям, предусмотренным ст. 252 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 октября 2009 г. N 03-03-06/1/693

наверх

Вопрос: Организация пользуется услугами банка, который выполняет функции агента валютного контроля, занимается оформлением паспортов сделок по внешнеэкономическим операциям и предоставлением справок об отсутствии ссудной задолженности. Вышеуказанные затраты организация относит к внереализационным расходам. Подлежат ли вычету суммы НДС в отношении указанных услуг банка?

Ответ: В связи с письмом о применении вычетов налога на добавленную стоимость в отношении услуг по оформлению паспортов сделок по внешнеэкономическим контрактам и предоставлению справок об отсутствии ссудной задолженности, оказанных банком, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом п. 1 ст. 172 Кодекса предусмотрено, что указанные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость в отношении услуг банка по оформлению паспортов сделок по внешнеэкономическим контрактам и предоставлению справок об отсутствии ссудной задолженности принимаются к вычету в установленном порядке в случае использования данных услуг для операций, подлежащих налогообложению этим налогом.

Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 октября 2009 г. N 03-07-11/261

наверх

Вопрос: На 31.12.2008 на балансе организации числится дебиторская задолженность, образовавшаяся в связи с просрочкой исполнения обязательств покупателем по договору купли-продажи. Решение суда о взыскании суммы долга, вынесенное в 2009 г., не было исполнено, поскольку на имущество должника был наложен арест в связи с уголовным делом, возбужденным в отношении генерального директора должника. Организацией было получено постановление следственных органов о признании ее потерпевшей стороной (гражданским истцом) по указанному уголовному делу. Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль признать такую задолженность безнадежной и списать ее в 2009 г. в полном объеме как внереализационные расходы? Если нет, то правомерно ли в 2010 г. списать ее из прибыли до налогообложения за счет резерва по сомнительным долгам, создание которого будет закреплено в учетной политике?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке списания в целях налогообложения прибыли организаций безнадежной задолженности и сообщает следующее.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Таким образом, в НК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми дебиторская задолженность налогоплательщика признается безнадежной для целей налогообложения прибыли.

К таким основаниям относятся:

  • – истечение установленного срока исковой давности;
  • – невозможность исполнения в соответствии с гражданским законодательством;
  • – невозможность исполнения на основании акта государственного органа;
  • – ликвидация организации-должника.

Арест имущества должника в связи с возбуждением уголовного дела против последнего, а также постановление следователя о признании кредитора потерпевшим (гражданским истцом) не прекращают исполнение обязательства, вследствие чего данное обязательство не имеет признаков безнадежного.

При этом обращаем ваше внимание на то, что согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Статья 266 НК РФ устанавливает порядок создания и использования резервов по сомнительным долгам.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 266 НК РФ суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Согласно п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

  • 1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • 2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщик, имеющий сомнительную задолженность, вправе на последнее число отчетного (налогового) периода сформировать в отношении ее резерв по сомнительным долгам, а расходы по формированию такого резерва отразить в составе внереализационных расходов.

В тот период, когда сомнительная задолженность будет признана безнадежной, налогоплательщик осуществляет списание такой задолженности за счет сумм созданного ранее резерва по сомнительным долгам. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежного долга, подлежащего списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (п. 5 ст. 266 НК РФ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 октября 2009 г. N 03-03-06/1/687

наверх

Вопрос: Организация приобретает по лицензионным договорам права на использование программ для ЭВМ и в дальнейшем модифицирует эти программы. Результаты работ по модификации используются в течение срока использования самих программ. Как при исчислении налога на прибыль следует учитывать расходы на модификацию программ для ЭВМ: единовременно или равномерно, аналогично порядку учета расходов на приобретение прав на эти программы?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов по модификации программ для ЭВМ и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 тыс. руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Расходы по внедрению и доработке программного продукта для ЭВМ также учитываются в составе прочих расходов согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 Кодекса.

Пунктом 1 ст. 272 Кодекса предусмотрено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Организации, применяющие метод начисления, расходы на приобретение программы для ЭВМ учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в следующем порядке:

  • – если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, то расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов;
  • – если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то, по нашему мнению, произведенные расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов; при этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. 4 ст. 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В случае когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено иное.

Таким образом, в случае если в договоре (соглашении) срок использования приобретенного программного продукта не указан, налогоплательщик самостоятельно определяет срок использования приобретенного неисключительного права с учетом требований в отношении определения указанного срока, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

По нашему мнению, аналогичный порядок признания в целях налогообложения прибыли следует применять в отношении расходов по работам, связанным с адаптацией и модификацией программ для ЭВМ, результаты которых будут использоваться налогоплательщиком в течение срока использования программного продукта.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 октября 2009 г. N 03-03-06/1/681

наверх

Вопрос: Организация бесплатно выдает молоко работникам, занятым на работах с вредными производственными факторами. При этом уровень вредных факторов в организации не превышает установленных нормативов. Обязана ли организация осуществлять такую выдачу после вступления в силу Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.02.2009 N 45н и если да, то как учитываются соответствующие расходы при исчислении налога на прибыль?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу подтверждения расходов в случаях приобретения товаров (работ, услуг) у налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не применяющих контрольно-кассовую технику, и сообщает.

Согласно ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ в качестве наименования выдаваемого документа наряду с некоторыми примерами таких документов (товарный чек, квитанция) использовано обобщенное название - "документ, подтверждающий прием денежных средств" и установлено его содержание.

Таким образом, соответствующие расходы при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны подтверждаться отпечатанными контрольно-кассовой техникой кассовыми чеками или документами, подтверждающими прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанные документы, содержащие сведения, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, могут выдаваться организациями и индивидуальными предпринимателями - налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при осуществлении ими соответствующей предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 октября 2009 г. N 03-01-15/9-470

наверх

Вопрос: Могут ли товарные чеки, квитанции и другие документы, подтверждающие прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), приравниваться к кассовому чеку, как это предусмотрено для бланков строгой отчетности, для подтверждения расходов при исчислении налога на прибыль при приобретении товаров (работ, услуг) у налогоплательщиков ЕНВД, не применяющих ККТ? Как организуются учет и хранение этих документов? Какие документы понимаются под термином "другие документы" в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах при бесплатной выдаче молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, и сообщает следующее.

Статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Согласно п. 2 Приложения N 1 "Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока" (далее - Нормы) к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ) бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (далее - Перечень), уровни которых превышают установленные нормативы.

Согласно п. 13 Норм в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Формулировка указанного пункта Норм устанавливает требование о том, что работодатель может принять решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • – наличие результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждающих отсутствие предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов на рабочих местах или отсутствие превышения установленных нормативов по выявленным при проведении аттестации рабочих мест вредным производственным факторам, предусмотренным Перечнем;
  • – наличие заключения органа государственной экспертизы условий труда, подтверждающего результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • – согласие первичной профсоюзной организации (или иного представительного органа работников) на прекращение бесплатной выдачи молока работникам, на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда выявлено отсутствие предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов или отсутствие превышения установленных нормативов по предусмотренным Перечнем и выявленным при проведении аттестации рабочих мест вредным производственным факторам.

С учетом этого принятие решения работодателем о прекращении бесплатной выдачи молока работникам правомочно только по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также при выполнении других условий, установленных п. 13 Норм.

При отсутствии данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, подтвержденных заключением государственной экспертизы условий труда, и согласия первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников на рабочих местах, где до вступления в силу Приказа бесплатно выдавались молоко и другие равноценные пищевые продукты, сохраняется прежний порядок бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов.

В соответствии с положениями ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 4 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относится, в частности, стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг).

Таким образом, с учетом вышеизложенного при сохранении прежнего порядка бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов расходы организации по бесплатной выдаче молока и других равноценных пищевых продуктов работникам предприятия признаются компенсационными начислениями, связанными с режимом работы или условиями труда, и учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе расходов на оплату труда в соответствии с п. 4 ст. 255 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 октября 2009 г. N 03-03-06/1/679

наверх

Обзор подготовлен специалистами КонсультантПлюс, все права на данный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс"

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru