КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Подписаться на обзоры законодательства

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 26.08.2011

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.

Организация (арендатор) заключила с арендодателем предварительный договор аренды основных средств, который предусматривает обязанность организации по капитальным вложениям в объекты основных средств арендодателя. Впоследствии будет заключен основной договор аренды, однако неотделимые улучшения уже были произведены в рамках предварительного договора до заключения основного договора аренды.

Каков порядок амортизации данных капитальных вложений в целях налога на прибыль? С какого момента следует организации-арендатору в целях налога на прибыль начислять амортизацию по капитальным вложениям в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных в рамках предварительного договора аренды?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях налогообложения прибыли амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.

Пунктом 1 ст. 258 Кодекса установлено, что капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Заключение предварительного договора означает намерение сторон в будущем заключить основной договор, и, следовательно, доходы или расходы учитываются в целях налогообложения прибыли с момента заключения основного договора.

Учитывая изложенное, а также в соответствии с п. 4 ст. 259 Кодекса в целях налогообложения прибыли начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заключен основной договор аренды.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 августа 2011 г. N 03-03-06/1/435

наверх

Вопрос: Правомерно ли признание в качестве расходов для целей налога на прибыль в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ списанной дебиторской задолженности по дивидендам, срок исковой давности по которым истек, с учетом того обстоятельства, что в момент начисления дивидендов организация в целях налога на прибыль не учла их в доходах, а организация, выплачивающая дивиденды, восстанавливает их в составе нераспределенной прибыли и согласно п. 3.4 ст. 251 НК РФ не учитывает указанную сумму дивидендов в качестве внереализационных доходов?

Ответ: В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях налогообложения прибыли к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Статьей 266 Кодекса установлено, что в целях налогообложения сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Таким образом, сомнительная задолженность и безнадежные долги в целях гл. 25 Кодекса возникают в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии со ст. 43 Кодекса дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Порядок выплаты дивидендов регулируется гл. V Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Отношения по выплате дивидендов участнику общества не связаны с реализацией товаров, работ, услуг и не могут приводить в целях налогообложения прибыли к возникновению сомнительной задолженности либо безнадежного долга у последнего.

Таким образом, дивиденды, которые не были получены обществом, в целях налогообложения прибыли в составе расходов, приравниваемых к убыткам, не учитываются.

В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 271 Кодекса датой получения дохода в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 августа 2011 г. N 03-03-06/1/441

наверх

Вопрос: Российская организация заключила договор перевозки с иностранной организацией, зарегистрированной в Гонконге. По договору иностранная организация — перевозчик осуществляет международные перевозки грузов морским транспортом из стран Юго-Восточной Азии до границы РФ, в коносаменте пунктом назначения указываются порт Владивосток, порт Восточный. Все портовые услуги оказывает российская организация.

Является ли данная перевозка перевозкой между пунктами, находящимися за пределами РФ? Возникает ли у российской организации обязанность налогового агента по налогу на прибыль?

Ответ: Подпунктом 8 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках), полученные иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Поскольку российско-гонконгское соглашение об избежании двойного налогообложения в области морских перевозок находится в стадии переговорного процесса, при выплате дохода резиденту Гонконга от международных перевозок, не имеющему постоянного представительства на территории Российской Федерации, следует руководствоваться положениями Кодекса.

В соответствии со ст. 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса.

Налог с видов доходов, указанных в пп. 8 п. 1 ст. 309 Кодекса, исчисляется по ставке, предусмотренной пп. 2 п. 2 ст. 284 Кодекса, в размере 10 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 августа 2011 г. N 03-08-05

наверх

Вопрос: Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы", приобрела по договору цессии право требования дебиторской задолженности за проданные товары, оказанные услуги и выполненные работы. Возникает ли у организации доход, подлежащий налогообложению при погашении обязательства должником?

Ответ: Согласно ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

В соответствии со ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права требования. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе на неуплаченные проценты.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.

Статьей 249 Кодекса установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.

Учитывая изложенное, денежные средства, поступившие цессионарию в погашение дебиторской задолженности, являются его доходом и учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 августа 2011 г. N 03-11-06/2/112

наверх

Вопрос: Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя (далее — ИП) является киновидеопроизводство (код ОКВЭД 92.1).

ИП заключил договор на оказание услуг по организации производства художественного кинофильма, имеющего удостоверение национального фильма.

Освобождается ли ИП от уплаты НДС в соответствии с пп. 21 п. 2 ст. 149 НК в отношении выручки, полученной по указанному договору?

Ответ: В соответствии с пп. 21 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии.

Статьей 3 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" установлено, что организациями кинематографии являются организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которых являются виды деятельности, перечень которых предусмотрен данной статьей.

Таким образом, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по организации производства художественного кинофильма, оказываемых индивидуальными предпринимателями, действующим законодательством не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 июля 2011 г. N 03-07-14/79

наверх

Вопрос: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе по реализации предметов залога и передаче товаров (результатов выполненных работ, оказанию услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передаче имущественных прав.

В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).

Таким образом, в соответствии со ст. 146 НК РФ передача имущественных прав на безвозмездной основе не признается объектом налогообложения по НДС.

В п. 2 ст. 154 НК РФ порядок определения налоговой базы установлен только в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе. Налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Статьей 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения" НК РФ не предусмотрены принципы определения цены имущественных прав для целей налогообложения.

Являются ли объектом налогообложения по НДС операции по передаче имущественных прав на безвозмездной основе?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 146 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях гл. 21 Кодекса оказание услуг на безвозмездной основе признается их реализацией.

В соответствии с п. 1 ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору безвозмездного пользования одна сторона обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом п. 2 данной статьи ГК РФ предусмотрено, что к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные ГК РФ в отношении договора аренды.

Учитывая изложенное, услуги по безвозмездной передаче имущества в пользование подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ, вступающим в силу с 1 октября 2011 г., в пп. 5 п. 2 ст. 146 Кодекса внесены изменения, согласно которым не признается объектом налогообложения оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 июля 2011 г. N 03-07-11/204

наверх

Вопрос: ООО заключило договор на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) с подрядчиком (юридическим лицом), который, в свою очередь, выполняет указанные НИОКР во исполнение обязательств по государственному контракту за счет средств бюджета Российской Федерации.

Применяется ли к НИОКР, выполняемым указанной организацией, льгота, установленная пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ, и, соответственно, освобождаются ли НИОКР от налогообложения НДС? Если применяется, то какие подтверждающие льготу документы должна иметь организация?

Ответ: Согласно пп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы, выполняемые за счет средств бюджетов.

Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются научно- исследовательские работы, выполняемые за счет средств бюджетов как исполнителями, так и соисполнителями.

Указанной статьей Кодекса перечень документов, подтверждающих правомерность применения освобождения, не установлен. Основанием для освобождения от налога на добавленную стоимость научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, может являться договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему бюджетных средствах для оплаты указанных работ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 июля 2011 г. N 03-07-07/41

наверх

Вопрос: ООО является заказчиком-застройщиком жилых домов.

Если реализация квартир не подлежит налогообложению НДС на основании пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ, а оказание услуг застройщика жилых домов — на основании пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, то подлежат ли налогообложению НДС в 2011 г. денежные средства, остающиеся в распоряжении заказчика-застройщика после сдачи объекта строительства участникам долевого строительства?

Ответ: Согласно пп. 23.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) с 1 октября 2010 г. от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги застройщика, оказываемые на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения).

На основании ст. 162 Кодекса денежные средства, полученные налогоплательщиком и связанные с оплатой реализованных им товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются. Поэтому суммы превышения, остающиеся в распоряжении застройщика с 1 октября 2010 г., не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 июля 2011 г. N 03-07-07/43

наверх

Вопрос: Договор купли-продажи муниципального имущества заключен в 2010 г. с субъектом малого и среднего предпринимательства в порядке реализации преимущественного права, предусмотренного Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.

Покупатель, имея право на рассрочку платежа, в соответствии с условиями договора осуществляет ежемесячные платежи в бюджет городского округа (продавцу).

При этом во исполнение п. 3 ст. 161 НК РФ покупатель, являясь налоговым агентом, исчисляет и уплачивает в бюджет НДС.

Учитывая, что операция по передаче муниципального имущества совершена до принятия и вступления в силу Федерального закона N 395-ФЗ, сохраняется ли за покупателем после 01.04.2011 обязанность налогового агента по исчислению и уплате в бюджет НДС?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 1 указанного Федерального закона не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную или муниципальную казну, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

На основании п. 1 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ данная норма вступила в силу с 1 апреля 2011 г.

Согласно ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары — на безвозмездной основе.

Таким образом, вышеуказанная норма применяется в отношении операций по реализации государственного и муниципального недвижимого имущества, находящегося в казне, субъектам малого и среднего бизнеса, право собственности на которое перешло с 1 апреля 2011 г.

Учитывая изложенное, операции по реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 апреля 2011 г., подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в ранее действовавшем порядке, установленном абз. 2 п. 3 ст. 161 Кодекса, в соответствии с которым исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость должны налоговые агенты — покупатели имущества, независимо от даты оплаты имущества.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 июля 2011 г. N 03-07-07/39

наверх

Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ в целях гл. 25.3 НК РФ выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Приравнивается ли выдача дубликата разрешения на установку рекламной конструкции к юридически значимым действиям для целей гл. 25.3 НК РФ?

Каков размер госпошлины за выдачу дубликата разрешения на установку рекламной конструкции?

Предусмотрена ли уплата госпошлины за выдачу копии разрешения на установку рекламной конструкции и каков ее размер?

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная госпошлина подлежит возврату частично или полностью в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Подлежит ли возврату госпошлина за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции, в случае если заявитель уплатил государственную пошлину, обратился в орган местного самоуправления за выдачей разрешения на установку рекламной конструкции, но:

  • — заявитель отказался от получения разрешения и орган местного самоуправления не принял решения об отказе в выдаче разрешения, так как Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено только шесть оснований для отказа в выдаче разрешения, где отказ заявителя в получении разрешения не указан;
  • — орган местного самоуправления принял решение о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, но еще не направил его заявителю, а заявитель в этот момент отказался от получения разрешения;
  • — орган местного самоуправления принял решение о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче и направил заявителю принятое им решение, а заявитель в этот момент отказался от получения разрешения на установку рекламной конструкции?

Ответ: В соответствии с п. 12 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее — Закон N 38-ФЗ) орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе взимать помимо государственной пошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.

Согласно пп. 105 п. 1 ст. 333.33 гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) государственная пошлина за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции уплачивается в размере 3000 руб.

В целях гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, за совершение которых организациями и физическими лицами уплачивается государственная пошлина при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления совершать в отношении этих лиц указанные действия (ст. 333.16 НК РФ).

В соответствии с гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ выдача копий документов не относится к юридически значимым действиям.

При этом Законом N 38-ФЗ не предусмотрено взимание государственной пошлины за выдачу дубликата разрешения на установку рекламной конструкции.

Поэтому в силу положений Закона N 38-ФЗ и гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ государственная пошлина уплачивается только за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.

Пунктом 1 ст. 333.40 гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, подлежит возврату.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Таким образом, в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия после обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие, уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 июля 2011 г. N 03-05-04-03/49

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru