КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 26.02.2010

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Вопрос: Организация совмещает УСН (производство изделий из металла для юридических лиц) и систему налогообложения в виде ЕНВД (бытовые услуги - изготовление изделий из металла по индивидуальному эскизу заказчика для физических лиц). При закупке материалов организация заранее не может определить, по какому из перечисленных выше видов деятельности будут использованы материалы, в связи с тем что изделия изготавливаются после оформления конкретного заказа, а материал закупается предварительно и хранится на складе. Как учесть списание материалов в целях применения УСН?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо о порядке применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы могут учитывать материальные расходы.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.17 Кодекса материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов) учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.

Пунктом 7 ст. 346.26 Кодекса установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Если на дату оплаты приобретенных сырья и материалов налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, невозможно определить, для какой предпринимательской деятельности будет использовано это сырье (материалы), то в графе 5 "Расходы" Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, отражается общая стоимость приобретенного сырья (материалов) на дату его оплаты.

При передаче сырья (материалов) для предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в графе 5 названной Книги следует отразить операцию уменьшения (сторно) расходов на стоимость данного сырья (материалов) по состоянию на дату его приобретения и оплаты. При необходимости в этом случае следует уточнить размер налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за соответствующий налоговый (отчетный) период.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 января 2010 г. N 03-11-06/2/11

наверх

Вопрос: Организация 25.11.2009 подала в налоговый орган заявление о переходе на УСН с 2010 г., в котором были указаны сведения о размере дохода, об остаточной стоимости основных средств и среднесписочной численности работников. Все показатели соответствовали требованиям гл. 26.2 НК РФ. 25.12.2009 организацией было получено уведомление от налогового органа о невозможности применения УСН на том основании, что на 30.11.2009 доля участия юрлица в уставном капитале организации составляла 50%. Изменения в учредительных документах организации, распределяющие доли участников в соответствии с требованиями гл. 26.2 НК РФ, были зарегистрированы 14.12.2009: 25% уставного капитала организации принадлежит юрлицу, 75% - физлицу. Может ли организация применять УСН с 2010 г., несмотря на полученное уведомление?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

Переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, согласно п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), должны подать в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

Исходя из этого организации, в которых доля участия других организаций на момент подачи вышеуказанного заявления составляла более 25 процентов, в случае ее приведения в соответствие с требованиями, установленными для применения упрощенной системы налогообложения (не более 25 процентов), до 1 января 2010 г. вправе применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2010 г.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 января 2010 г. N 03-11-06/2/10

наверх

Вопрос: ООО в 2007 г. в период применения УСН ("доходы минус расходы") получило недвижимое имущество в уставный капитал от юрлица, которое предоставило документы по остаточной налоговой стоимости имущества. В расходах ООО указанное имущество за время применения УСН не учитывалось. В 2009 г. ООО перешло на ОСН и решило реализовать указанное имущество. Как учитывается стоимость имущества в расходах в целях налога на прибыль?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения положений гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и сообщает следующее.

Согласно п. 3 ст. 346.25 НК РФ в случае, если организация переходит с упрощенной системы налогообложения (независимо от объекта налогообложения) на общий режим налогообложения и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) которых, произведенные в период применения общего режима налогообложения до перехода на упрощенную систему налогообложения, не полностью перенесены на расходы за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, на дату перехода на уплату налога на прибыль организаций в налоговом учете остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Вместе с тем в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают при определении налоговой базы расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств.

Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств учитываются только по оплаченным основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

В связи с этим стоимость основного средства, полученного в качестве взноса в уставный капитал организации в период применения упрощенной системы налогообложения, в ее расходах не учитывается.

Таким образом, при переходе организации на общий режим налогообложения она должна поставить на налоговый учет основное средство, полученное в период применения упрощенной системы налогообложения в качестве взноса в уставный капитал.

Указанное основное средство с учетом положений п. 1 ст. 277 НК РФ в целях налогообложения прибыли принимается по остаточной стоимости, которая определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.

В том случае, если основное средство при применении общего режима налогообложения используется налогоплательщиком для извлечения дохода, он вправе его амортизировать.

При последующей реализации амортизируемого основного средства, полученного в качестве взноса в уставный капитал, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ доходы от реализации уменьшаются на его остаточную стоимость, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 268 НК РФ установлено, что при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества.

Учитывая изложенное, при определении налогооблагаемой прибыли от реализации неамортизируемого основного средства, ранее внесенного в уставный капитал общества, выручка от реализации может быть уменьшена на стоимость этого основного средства, определенную с учетом положений п. 1 ст. 277 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 января 2010 г. N 03-11-06/2/09

наверх

Вопрос: 1. Организация заключает с правообладателями договоры на приобретение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности (программное обеспечение и др.), которые согласно п. 3 ст. 257 НК РФ признаются для целей налогового учета нематериальными активами. По указанным договорам права передаются организации бессрочно или на срок действия авторских прав.

Организация принимает решение о сроке полезного использования, в течение которого использование объекта интеллектуальной собственности целесообразно и экономически эффективно с учетом существующих потребностей применения данного объекта в деятельности организации. Указанный срок является сроком полезного использования данного нематериального актива для целей начисления амортизации в налоговом учете.

Правомерно ли для целей налога на прибыль установить срок полезного использования приобретенных исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (программное обеспечение и др.) равный 10 годам в случае, если определить срок полезного использования указанного нематериального актива невозможно?

2. Организация, применяющая метод начисления, приобретает по договорам с правообладателями, в том числе лицензионным, неисключительные имущественные права на использование программного обеспечения или иных результатов интеллектуальной деятельности. По указанным договорам права передаются организации на срок действия авторских прав.

Организация принимает решение о сроке полезного использования, в течение которого использование объекта интеллектуальной собственности целесообразно и экономически эффективно с учетом существующих потребностей применения данного объекта в своей деятельности. В течение указанного срока организация, руководствуясь абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ, равномерно признает расходы на приобретение неисключительных прав на результат интеллектуальной деятельности в целях исчисления налога на прибыль.

Правомерно ли для целей налога на прибыль признавать расходы на приобретение неисключительных имущественных прав на объект интеллектуальной собственности единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают в случае, если определить срок полезного использования указанного объекта невозможно?

3. Организация приобретает по договору с правообладателем исключительные права на программу для ЭВМ или интернет-сайт (далее - программа), которые признаются для целей налогового учета нематериальными активами.

Приобретаемая программа не может использоваться в деятельности организации без предварительной адаптации. До ввода программы в эксплуатацию организация заключает договоры со сторонними организациями на доработку и адаптацию программы в соответствии со спецификой деятельности организации. В рамках данных договоров организации передаются как исключительные, так и неисключительные имущественные права на результаты работ - созданные программные модули. Разработанные в рамках договоров программные модули являются частью программы и не могут функционировать самостоятельно.

Имеет ли право организация для целей исчисления налога на прибыль учитывать в первоначальной стоимости программы (нематериального актива) расходы на осуществление работ по ее доработке и адаптации (программные модули), на которые организации передаются неисключительные права?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового учета расходов, связанных с приобретением прав на результаты интеллектуальной деятельности, для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

1. В соответствии с п. 3 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Пунктом 2 ст. 258 Кодекса предусмотрено, что определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).

Учитывая изложенное, исключительные права на программу для ЭВМ, соответствующие критериям, установленным п. 3 ст. 257 Кодекса, признаются нематериальным активом.

При этом в случаях, когда на дату ввода нематериального актива в эксплуатацию определить срок действия исключительных прав исходя из договора или гражданского законодательства Российской Федерации невозможно, срок полезного использования определяется равным 10 годам.

При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам авторских прав относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Пунктом 1 ст. 1281 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Учитывая изложенное, в случае если срок действия исключительных прав на использование программы для ЭВМ не установлен соответствующим договором, для целей налогообложения прибыли срок полезного использования указанного нематериального актива устанавливается равным 10 годам.

2. В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264 Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 тыс. руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Пунктом 1 ст. 272 Кодекса предусмотрено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Организации, применяющие метод начисления, учитывают расходы на приобретение программы для ЭВМ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в следующем порядке:

  • – если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, то расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов;
  • – если из условий договора на приобретение неисключительных прав или требований гражданского законодательства Российской Федерации (ст. 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации) нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то, по нашему мнению, произведенные расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов; при этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли.

3. В соответствии с п. 3 ст. 257 Кодекса первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

Учитывая изложенное, расходы, связанные с доработкой и адаптацией программного обеспечения, включая расходы на приобретение исключительных прав на программные модули, которые не могут быть приняты к налоговому учету в качестве самостоятельных объектов нематериальных активов, осуществленные до ввода данного нематериального актива в эксплуатацию, увеличивают его первоначальную стоимость на основании указанного положения п. 3 ст. 257 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 января 2010 г. N 03-03-06/2/13

наверх

Вопрос: Индивидуальный предприниматель открывает мастерскую для оказания услуг по шиномонтажу и балансировке колес легковых автомобилей. Для осуществления указанной деятельности индивидуальный предприниматель арендует вагончик площадью 15 кв. м, к которому с внешней стороны планирует пристроить стеллажи 0,5 x 5 м, при этом общая площадь стеллажа будет равна 2,5 кв. м. На стеллажах будут складироваться шины, предназначенные для реализации.

Подлежат ли услуги по шиномонтажу и балансировке колес отнесению к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств в целях применения ЕНВД и в случае если да, какой физический показатель должен применяться индивидуальным предпринимателем при расчете ЕНВД?

Подлежит ли деятельность по реализации шин отнесению к розничной торговле в целях ее перевода на ЕНВД и в случае если да, с какой площади индивидуальный предприниматель должен рассчитывать ЕНВД в отношении розничной торговли шинами?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может переводиться предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

При этом ст. 346.27 Кодекса установлено, что к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению. К данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках и штрафных автостоянках.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН), в разделе "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования" (код 017000 ОКУН) предусмотрен такой вид услуг, как шиномонтажные работы, балансировка колес (код 017211 ОКУН).

В связи с этим оказание услуг, связанных с осуществлением шиномонтажных работ и балансировкой колес, следует относить к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, предусмотренным пп. 3 п. 2 ст. 346.26 Кодекса, и, соответственно, при осуществлении данного вида деятельности должна применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Также следует отметить, что в соответствии со ст. 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход переводится предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли.

Согласно ст. 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Таким образом, предпринимательская деятельность по розничной реализации шин может быть признана розничной торговлей и переведена на уплату единого налога на вмененный доход при условии соблюдения положений гл. 26.3 Кодекса.

В случае ведения предпринимательской деятельности, связанной с реализацией шин в совокупности с оказанием услуг по шиномонтажным работам и балансировке колес, необходимо учитывать следующее.

Если стоимость реализованных шин включается в общую стоимость услуг по шиномонтажным работам и по балансировке колес и не оплачивается отдельно от предоставленных услуг (не выделяется отдельной строкой в договоре на оказание услуг или в счете на оплату и т.д.), то такую деятельность следует рассматривать как часть предоставленной услуги по шиномонтажу и балансировке.

В то же время если на реализацию шин заключается отдельный договор розничной купли-продажи или если в договоре на оказание услуг по шиномонтажным работам и балансировке колес стоимость шин выделяется отдельной строкой и указывается с наценкой, то такую деятельность следует признавать как отдельный вид предпринимательской деятельности.

В данном случае единый налог на вмененный доход должен рассчитываться и уплачиваться налогоплательщиком по отдельному виду предпринимательской деятельности - по розничной торговле.

Согласно п. 6 ст. 346.26 Кодекса при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

При исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств согласно ст. 346.29 Кодекса используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".

Что касается розничной торговли, то согласно ст. 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход переводится предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.

Согласно ст. 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.

Данной статьей Кодекса установлено, что к объектам организации розничной торговли, имеющим торговые залы, относятся только магазины и павильоны.

Пунктом 3 ст. 346.29 Кодекса установлено, что при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв. м, при исчислении единого налога на вмененный доход применяется физический показатель "торговое место". Если площадь торгового места превышает 5 кв. м, то при исчислении единого налога применяется физический показатель "площадь торгового места (в квадратных метрах)".

Кроме того, сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.

При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 января 2010 г. N 03-11-11/20

наверх

Вопрос: Организация (ОАО) приобретает и реализует объекты недвижимости, переход права собственности на которые подлежит государственной регистрации в установленном законодательством порядке.

При приобретении имущества на основании акта приема-передачи имущества, подписанного руководителем, ОАО признает объект недвижимости основным средством с момента выполнения условий, установленных в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Объект недвижимости эксплуатируется с момента получения имущества по акту приема-передачи. Государственная регистрация перехода права собственности на приобретенное имущество не является необходимым условием для учета объекта в качестве основного средства и включения его в налоговую базу по налогу на имущество организаций, поэтому ОАО начинает уплачивать налог на имущество организаций с момента его получения по акту приема-передачи.

При продаже объект недвижимости прекращает эксплуатироваться ОАО с момента передачи имущества по акту приема-передачи. С даты подписания акта приема-передачи остаточная стоимость передаваемого объекта списывается с балансового счета 01 "Основные средства" в дебет балансового счета 97 "Расходы будущих периодов".

ОАО прекращает уплачивать налог на имущество организаций с момента его передачи по акту приема-передачи, так как ПБУ 6/01 обязывает исключить из состава основных средств объекты, которые выбывают или перестают приносить организации экономические выгоды, поскольку перестают выполняться условия признания актива основным средством, установленные п. 4.

С какого момента у ОАО возникает (прекращается) обязанность уплачивать налог на имущество организаций в отношении приобретенного (реализованного) объекта недвижимости: с даты передачи имущества по акту приема-передачи или с момента государственной регистрации перехода права собственности?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о возникновении (прекращении) обязанности уплаты налога на имущество организаций при приобретении (продаже) объектов недвижимости и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

В силу положений ст. ст. 1 и 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" имущество, являющееся собственностью организации, является объектом бухгалтерского учета этой организации.

Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации права на объекты недвижимости (права собственности, права оперативного управления, права хозяйственного ведения) подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, определено, что доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета (в том числе в случае продажи) отражаются в качестве прочих доходов и расходов (п. 31 ПБУ 6/01).

Кроме того, п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, установлено, что поступления от продажи основных средств признаются в бухгалтерском учете в порядке, установленном для признания выручки (включая выполнение условия перехода права собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) от организации к покупателю).

Таким образом, организация-продавец не может списать с баланса учтенное в составе основных средств недвижимое имущество - объект продажи до признания выручки от его реализации в бухгалтерском учете, включая переход соответствующего права на указанный объект недвижимого имущества к организации-покупателю. Данный актив учитывается при исчислении налога на имущество организацией-продавцом до его списания с бухгалтерского учета по указанным основаниям.

Государственная регистрация прав на приобретенный по договору купли-продажи объект недвижимого имущества является основанием для перевода организацией-покупателем в состав основных средств данного объекта недвижимого имущества при одновременном выполнении условий, установленных ПБУ 6/01, то есть когда объект приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации, и сформирована его первоначальная стоимость.

Учитывая изложенное, налогоплательщиком налога на имущество организаций при совершении сделок с недвижимым имуществом является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности (правом оперативного управления, правом хозяйственного ведения) на объект недвижимого имущества.

Следовательно, обязанность уплачивать налог на имущество организаций возникает у организации-покупателя с момента регистрации за ней одного из названных прав на объект недвижимости, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о прекращении права организации-продавца на объект недвижимости.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 января 2010 г. N 03-05-05-01/02

наверх

Вопрос: Основной вид деятельности организации - оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов. Согласно договору аренды организация арендует 27 грузовых автомобилей для использования в предпринимательской деятельности, при этом в течение полугода для перевозки грузов организация использовала только 19 автомобилей. Подлежит ли переводу на ЕНВД деятельность организации в данный период или же организация должна применять иной налоговый режим?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и, исходя из информации, содержащейся в письме, сообщает следующее.

В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) транспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств (не более 20 единиц), предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков, в том числе арендованных (полученных) в целях осуществления данной предпринимательской деятельности.

При этом в указанное "количество автотранспортных средств" включаются автотранспортные средства независимо от их фактической эксплуатации в течение налогового периода.

Таким образом, если организации по договорам аренды принадлежало 27 грузовых автомобилей, а использовалось только 19, то оказание услуг по перевозке грузов не подпадает под действие гл. 26.3 Кодекса, а облагается налогами в рамках иных режимов налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 января 2010 г. N 03-11-06/3/10

наверх

Вопрос: В каком порядке исчисляется истцом государственная пошлина на основании п. 3 ст. 333.36 НК РФ, если цена иска составляет 2 000 000 руб.?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления истцом государственной пошлины на основании п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), если цена иска составляет 2 000 000 руб., и сообщает.

В соответствии с п. 3 ст. 333.36 НК РФ в случае, если цена иска превышает 1 000 000 руб., плательщики, предусмотренные п. 2 ст. 333.36 НК РФ, уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 руб.

При этом п. 2 ст. 333.36 НК РФ определен перечень истцов, которые освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера (инвалиды, ветераны, пенсионеры и потребители, чьи права нарушены).

Абзацем 6 пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ установлено, что по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска свыше 500 000 руб. государственная пошлина исчисляется в следующих размерах: 6600 руб. плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 20 000 руб.

Следовательно, если сумма иска составляет 2 000 000 руб., то плательщик должен определить сумму государственной пошлины согласно абз. 6 пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ (6600 руб. + (2 000 000 - 500 000) x 0,5% = 14 100 руб.) и уменьшить ее на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 руб. (6600 руб. + (1 000 000 - 500 000) x 0,5% = 9100 руб.).

Таким образом, на основании п. 3 ст. 333.36 НК РФ истец, которому предоставлена льгота при исчислении государственной пошлины при подаче в суд общей юрисдикции, мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, должен заплатить при цене иска 2 000 000 руб. государственную пошлину в сумме 5000 руб. (14 100 - 9100 руб.).

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с 29 января 2010 г. предусмотрено, что по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска свыше 1 000 000 руб. будет исчисляться в следующих размерах: 13 200 руб. плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб.

В связи с этим истец, подавший после 28 января 2010 г. исковое заявление в суд общей юрисдикции, мировому судье, при цене иска 2 000 000 руб. должен будет исчислить государственную пошлину на основании п. 3 ст. 333.36 НК РФ в следующем порядке:

  • – сумма государственной пошлины с 2 000 000 руб. составит: 13 200 руб. + (2 000 000 - 1 000 000) x 0,5% = 13 200 + 5000 = 18 200 руб.;
  • – сумма государственной пошлины с 1 000 000 руб. составит: 13 200 руб. + (1 000 000 - 1 000 000 руб.) x 0,5% = 13 200 + 0 = 13 200 руб.

Таким образом, сумма государственной пошлины при цене иска 2 000 000 руб., исчисленная на основании п. 3 ст. 333.36 НК РФ, составит 5000 руб. (18 200 - 13 200).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 января 2010 г. N 03-05-06-03/06

наверх

Вопрос: ООО произвело с согласия арендодателя капитальные вложения в виде неотделимых улучшений (охранно-пожарная сигнализация, системы наблюдения, вентиляции, кондиционирования). Стоимость указанных капитальных вложений не подлежит возмещению арендодателем в случае расторжения договора.

Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, вышеуказанное оборудование относится к разным амортизационным группам (от 3 до 5 группы), срок полезного использования данного оборудования не превышает 10 лет. Арендованное здание, в котором установлено данное оборудование, относится к десятой амортизационной группе, срок полезного использования - свыше 30 лет.

Согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Наличие разных сроков амортизации по указанным капитальным вложениям и отнесение их к разным амортизационным группам свидетельствуют о возможности самостоятельного учета этих объектов.

Правомерно ли в целях исчисления налога на прибыль неотделимые улучшения, произведенные в арендованном здании, относить к отдельной амортизационной группе, отличной от группы, к которой относится арендованное здание?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу амортизации неотделимых улучшений в арендованное здание и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.

При этом п. 1 ст. 258 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г., определял, что капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в 2009 г. гл. 25 НК РФ не была предусмотрена возможность установления срока полезного использования капитальных вложений в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, отличного от того, который определен для арендованных объектов основных средств.

Пунктом 20 ст. 2 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в абз. 6 п. 1 ст. 258 НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2010 г., согласно которым капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, в отношении капитальных вложений в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных начиная с 1 января 2010 г., налогоплательщик вправе устанавливать самостоятельный срок полезного использования, отличный от принятого для арендованных объектов основных средств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 января 2010 г. N 03-03-06/2/7

наверх

Вопрос: У организации по объектам основных средств (механосборочный цех, очистные сооружения механосборочного цеха, трансформаторная подстанция механосборочного цеха), предназначенным для сборки насосного оборудования, закончено капитальное строительство, есть разрешение на ввод объектов в эксплуатацию, произведена государственная регистрация права собственности, но нет акта ввода в эксплуатацию указанных объектов и они фактически не эксплуатируются. В какой момент у организации возникает обязанность включать перечисленные выше объекты основных средств в налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций? Должна ли организация включать их в налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций до начала эксплуатации?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о возникновении обязанности налогообложения налогом на имущество организаций не введенного в фактическую эксплуатацию объекта строительства, на который получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и зарегистрированы права собственности, и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно обращаем внимание, что согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

В соответствии со ст. ст. 1 и 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" имущество, являющееся собственностью организации, является объектом бухгалтерского учета этой организации.

Статьей 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Таким документом является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. При этом к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются в том числе акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) и документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина России от 30.12.1993 N 160) расходы застройщика, связанные с возведением объектов строительства (реконструкцией), отражаются в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и списываются на счет 01 "Основные средства" при принятии инвестором, застройщиком (заказчиком) объектов, законченных строительством, к учету в качестве основных средств.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 этого Положения, то есть когда объект приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации.

Таким образом, разрешение на ввод объекта строительства в эксплуатацию является основанием для регистрации прав собственности и учета объекта в составе основных средств и, следовательно, для налогообложения налогом на имущество организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 января 2010 г. N 03-05-05-01/01

наверх

Обзор подготовлен специалистами КонсультантПлюс, все права на данный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс"

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru