КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Подписаться на обзоры законодательства

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 25.12.2009

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Вопрос: Организация-лизингополучатель по договору лизинга получила оборудование, которое числится на балансе лизингодателя. По утвержденному графику лизинговые платежи уплачиваются с календарного месяца, следующего за датой получения оборудования по акту приема-передачи. По договору после получения оборудования лизингополучатель за счет собственных средств осуществляет монтаж и пусконаладочные работы, которые занимают несколько месяцев. В связи с ухудшением финансового положения лизингополучателя дата ввода оборудования в эксплуатацию была перенесена на более поздний срок. С какого момента в целях исчисления налога на прибыль лизингополучатель может включить в расходы лизинговые платежи при применении метода начисления: с календарного месяца, следующего за датой получения оборудования, или после ввода оборудования в эксплуатацию?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли лизингополучателя лизинговых платежей и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым для целей налогообложения прибыли.

Расходы в виде лизинговых платежей учитываются для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которых установлен НК РФ.

Также следует учитывать положения п. 1 ст. 272 НК РФ, согласно которым при применении метода начисления расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Учитывая изложенное, если имущество было получено в лизинг для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, т.е. условие об экономической оправданности расхода налогоплательщиком выполнено, лизинговые платежи, уплаченные за период отсрочки ввода в эксплуатацию лизингового имущества, вызванной необходимостью доведения этого имущества до состояния, пригодного для использования, могут быть включены в состав расходов для целей налогообложения прибыли в тех отчетных периодах, в которых они возникли исходя из условий договора лизинга.

Также сообщаем, что в соответствии со ст. 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/737

наверх

Вопрос: Организация, являющаяся сельскохозяйственным товаропроизводителем, у которого выручка от продажи сельскохозяйственной продукции составляет 98%, и уплачивающая ЕСХН, получает денежные средства от продажи земельного участка, полученного в качестве взноса в уставный капитал. Будет ли полученный доход влиять на возможность утраты организацией права на применение ЕСХН?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения сельскохозяйственных предприятий и сообщает следующее.

Пунктом 2 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

Из ситуации следует, что сельскохозяйственный товаропроизводитель, у которого выручка от продажи сельскохозяйственной продукции составляет 98 процентов, получает денежные средства от продажи земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 346.5 Кодекса организации при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу учитывают в составе доходов доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.

При этом ст. 249 Кодекса определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Согласно п. 3 ст. 38 Кодекса товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Таким образом, выручка от реализации недвижимого имущества (земельного участка) включается в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) при определении вышеуказанного ограничения, предусмотренного п. 4 ст. 346.3 Кодекса.

При этом п. 4 ст. 346.3 Кодекса установлено, что, если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщика единого сельскохозяйственного налога от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/731

наверх

Вопрос: Обязаны ли организации, совмещающие общую систему налогообложения и систему налогообложения в виде ЕНВД, учитывать при исчислении налога на прибыль представительские расходы в пределах 4% от фонда оплаты труда, приходящегося только на работников, занятых в деятельности, по которой применяется общая система, или же при определении этого лимита они вправе учесть все расходы на оплату труда без их разделения по видам деятельности?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли представительских расходов и сообщает следующее.

Согласно п. 2 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для лиц, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Указанные расходы, в соответствии с Кодексом, являются нормируемыми и учитываются для целей налогообложения в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период.

Представительские расходы в размере, превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период, в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по прибыли, не включаются.

В соответствии с п. 10 ст. 274 Кодекса налогоплательщики, применяющие в соответствии с Кодексом специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

Согласно п. 4 ст. 346.26 Кодекса уплата организациями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) предусматривает в том числе их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

Пунктом 7 ст. 346.26 Кодекса установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 272 Кодекса расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 ноября 2009 г. N 03-03-06/4/96

наверх

Вопрос: В учредительных документах покупателя - контрагента организации адреса могут быть указаны с использованием сокращений (РФ, обл., г.). Является ли счет-фактура по НДС, в котором адрес указан полностью, а не сокращенно в отличие от учредительных документов покупателя, составленным с нарушением? Является ли счет-фактура по НДС составленным с нарушением, если в строках 3 "Грузоотправитель и его адрес" и 4 "Грузополучатель и его адрес" указаны наименования грузоотправителя и грузополучателя в соответствии с учредительными документами?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу оформления счетов-фактур и сообщает.

В соответствии с п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 данной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.

На основании Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, в строке 2а счета-фактуры указывается место нахождения организации-продавца в соответствии с учредительными документами, а в строке 6а - место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами.

По нашему мнению, счета-фактуры, в которых адреса продавца и покупателя указываются с сокращенными словами, но при полном указании составляющих адреса (почтового индекса, названия города, улицы и т.д.), не являются составленными с нарушением установленного порядка.

Что касается заполнения строк 3 "Грузоотправитель и его адрес" и 4 "Грузополучатель и его адрес", то Правилами установлено, что при оказании услуг в выставляемых счетах-фактурах в указанных строках следует проставлять прочерки. В то же время налоговым законодательством не запрещено указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов, не нарушающих последовательности расположения обязательных реквизитов формы счета-фактуры, определенной Правилами.

Таким образом, в случае оказания услуг указание в данных строках полного или сокращенного наименования грузоотправителя и грузополучателя в соответствии с учредительными документами, по нашему мнению, не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.

Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 ноября 2009 г. N 03-07-09/57

наверх

Вопрос: Какие обязательные реквизиты должен содержать документ, подтверждающий факт покупки организацией, уплачивающей налог на прибыль, у плательщика ЕНВД, не применяющего ККТ на основании Федерального закона от 17.07.2009 N 162-ФЗ? Вправе ли плательщик ЕНВД продолжать использовать ККТ после вступления в силу данного Федерального закона? Нужно ли снимать с учета в налоговом органе ККТ? Правомерна ли выдача плательщиком ЕНВД кассовых чеков в качестве подтверждающих оплату документов после снятия ККТ с учета? Если организация занимается несколькими видами деятельности, один из которых переведен на ЕНВД, а другой - нет, то можно ли не применять ККТ по деятельности, переведенной на ЕНВД? Обязаны ли применять ККТ организации - плательщики ЕНВД, осуществляющие розничную торговлю алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в городах? Если наряду с реализацией указанной алкогольной продукции ведется розничная торговля другими товарами, то обязательно ли по ним пробивать кассовые чеки? Возможно ли применение других устройств, аналогичных ККТ, но более простых в использовании и менее дорогостоящих?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения контрольно-кассовой техники налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и сообщает.

Согласно ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Каких-либо исключений применения вышеназванной нормы в случае осуществления организациями или индивидуальными предпринимателями помимо деятельности, в отношении которой они являются налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, другой деятельности, в отношении которой применяется иной режим налогообложения, Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ не содержит.

Таким образом, расходы при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях приобретения товаров (работ, услуг) должны подтверждаться отпечатанными контрольно-кассовой техникой кассовыми чеками или документами, подтверждающими прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанные документы, содержащие сведения, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, могут выдаваться организациями и индивидуальными предпринимателями - налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при осуществлении ими соответствующей предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В соответствии со ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет административную ответственность.

Выдача документа, в котором отсутствуют сведения, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, влечет ответственность, установленную ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.

Определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ только организациям.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, то есть в том числе розничная продажа в городах алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции без контрольно-кассовой техники.

Нарушение данных норм при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации: нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 N 5378/08 по делу N А66-6614/2007). Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Также надлежит принимать во внимание, что согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 неприменением контрольно-кассовых машин, в частности, является:

  • – использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст. ст. 4 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ);
  • – использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ);
  • – использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ);
  • – использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст. ст. 4 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 ноября 2009 г. N 03-01-15/10-492

наверх

Вопрос: Организация оказывала услуги общественного питания через кафе, где общая площадь залов обслуживания была более 150 кв. м. После перепрофилирования одного из залов данная площадь стала менее 150 кв. м. Изменения в техническом паспорте датированы 18.08.2009, выдан технический паспорт 07.09.2009. С какого момента исчисляется пятидневный срок для подачи организацией заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке исчисления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог на вмененный доход, предпринимательскую деятельность, облагаемую данным налогом.

Исходя из ст. 346.28 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, которые подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению указанным налогом, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

Следует учитывать положения ст. 44 Кодекса, согласно которым обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и прекращается по основаниям, предусмотренным п. 3 указанной статьи Кодекса.

Обстоятельством, с которым законодательство о едином налоге на вмененный доход связывает возникновение (прекращение) у налогоплательщиков обязанности по уплате данного налога, является осуществление ими определенного вида деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении, в частности, предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.

При этом, если организация переходит на уплату единого налога на вмененный доход в связи с изменением размера площади зала обслуживания посетителей, вопрос внесения изменений в технический паспорт и иные инвентаризационные и (или) правоустанавливающие документы на объект общественного питания не имеет определяющего значения.

Таким образом, при соблюдении положений гл. 26.3 Кодекса организация обязана подать в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в пятидневный срок, исчисление которого осуществляется начиная с календарной даты, следующей за календарной датой фактического изменения размера площади зала обслуживания посетителей.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 ноября 2009 г. N 03-11-06/3/264

наверх

Вопрос: Организация (арендатор) является производственным предприятием. Производство размещено на площадях, арендуемых по договору аренды у другой организации (арендодателя). В соответствии с технологическим процессом расходы на коммунальные услуги составляют существенную долю затрат и возмещаются арендатором арендодателю по отдельному договору. Согласно этому договору арендодатель обязуется от своего имени заключить договоры с поставщиками коммунальных услуг и указать арендатора в качестве субабонента, а арендатор обязуется своевременно и в полном объеме возместить расходы по коммунальным услугам и содержанию помещений по тарифам снабжающей организации. Учитываются ли в составе затрат по налогу на прибыль расходы на коммунальные услуги, которые арендатор оплачивает арендодателю в качестве возмещения потребленных услуг?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с возмещением арендодателю коммунальных платежей, и сообщает следующее.

Как следует из письма, дополнительно к договору аренды недвижимого имущества заключен договор на возмещение коммунальных расходов, согласно которому арендатор, в свою очередь, возмещает арендодателю фактически понесенные им расходы по коммунальным услугам и содержанию помещений по тарифам снабжающей организации.

Согласно п. 22 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 заключенное арендатором и арендодателем соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на потребленную электроэнергию, не может быть квалифицировано как договор энергоснабжения.

В указанном Письме отмечается, что арендодатель сам получал электроэнергию в качестве абонента, а арендатор пользовался получаемой арендодателем электроэнергией в связи с арендой помещения. Все это, по мнению ВАС РФ, позволяет утверждать, что соответствующее соглашение фактически устанавливает порядок определения расходов арендатора на электроэнергию в арендованном помещении и является частью договора аренды.

В соответствии с п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, все вышеизложенное относится и к ситуации, когда порядок компенсации арендатором арендодателю коммунальных расходов и расходов по содержанию арендуемого недвижимого имущества урегулирован договором на возмещение коммунальных расходов.

С учетом этого в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации расходы арендатора на потребляемую электроэнергию и другие коммунальные платежи, услуги связи, услуги по охране и уборке арендуемых помещений учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как составная часть платы за аренду помещения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/724

наверх

Вопрос: Организация оказывает услуги по международным перевозкам и получает от контрагентов документы на иностранных языках. По правилам учета в РФ организация к каждому полученному документу прилагает перевод на русский язык. При этом часть документов, используемых по обычаям делового оборота в иностранных государствах, полностью идентичны по форме и показателям (включая наименование работ), отличается только сумма, указанная в документе цифрами. Правомерно ли в таком случае выполнить один раз перевод формы документа и использовать его в дальнейшем как перевод всех поступающих документов такой же формы в целях документального подтверждения расходов при исчислении налога на прибыль?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Как следует из письма, организация, осуществляющая международные автоперевозки, получает от иностранных контрагентов первичные документы, составленные на иностранном языке по типовой форме, содержащие идентичные показатели и отличающиеся лишь суммами.

Согласно ст. 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке.

На основании изложенного считаем, что первичные учетные документы, подтверждающие данные налогового учета, если они оформлены в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, и составлены на иностранном языке, должны быть в обязательном порядке переведены на русский язык.

При этом в случае наличия у налогоплательщика первичных документов, составленных на иностранном языке по типовой форме, считаем, что достаточно однократно осуществить перевод на русский язык постоянных показателей типовой формы. В последующем же налогоплательщик осуществляет при необходимости перевод изменяющихся показателей первичного документа.

Также обращаем внимание на то, что действующим законодательством Российской Федерации не регламентируется порядок перевода первичных учетных документов с иностранного на русский язык.

Полагаем, что такой перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистами самой организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/725

наверх

Вопрос: Организация (поставщик) заключила с торговой сетью (покупатель) договор поставки, по которому покупатель оказывает поставщику услуги доставки, рекламы и мерчандайзинга. Услуги мерчандайзинга предусматривают содействие в продвижении товаров поставщика магазинами торговой сети: выкладку товаров на полки, соблюдение правил товарного соседства, своевременности заполнения полок, выделенных для товаров поставщика, а также привлечение внимания к потребительским свойствам и качествам товаров. Вправе ли поставщик учесть при исчислении налога на прибыль расходы на данные услуги?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов по договору поставки и сообщает следующее.

Пунктом 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.

В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признаются публичной офертой в рамках договора розничной купли-продажи.

Таким образом, плата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. Соответственно, затраты поставщика-продавца по оплате действий покупателя - организации розничной торговли, производимых последним в рамках договора розничной купли-продажи, не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.

В то же время могут выделяться случаи, когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином) соглашение определяет целенаправленное выполнение предприятием розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца. Данное соглашение может быть как заключено в виде отдельного договора на выполнение услуг, так и являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других договоров (в том числе и договора поставки).

Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если у организации-заказчика (поставщика) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя - организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым поставщиком-продавцом, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.

В таком случае при надлежащем документальном подтверждении указанные расходы, как расходы на рекламу, могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ.

Что касается расходов по оплате рекламных услуг, оказываемых покупателем поставщику и связанных с размещением рекламы товаров поставщика в журналах и листовках покупателя, а также на плакатах, вывешиваемых в торговых залах покупателя, сообщаем, что согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Покупатель по договору поставки товаров, осуществляя в своих магазинах рекламу товаров, поставляемых поставщиком, преследует цель увеличения собственных продаж.

В то же время если действия покупателя - организации розничной торговли по наружной рекламе товаров, поставляемых поставщиком, оговоренные договором (соглашением) возмездного оказания услуг, способствуют привлечению внимания к данным товарам, то такие действия покупателя также могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе, а расходы по оплате таких услуг в случае их соответствия положениям п. 4 ст. 264 НК РФ могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль поставщика.

При этом сообщаем, что в соответствии со ст. 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/723

наверх

Вопрос: Положение о системе оплаты труда в организации на 2010 г. предусматривает доплату к пособиям по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком. В трудовых договорах работников есть ссылка на то, что работники имеют право на получение выплат, предусмотренных системой оплаты труда. Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль учесть указанные доплаты на основании п. 25 ст. 255 НК РФ?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на доплаты к пособиям по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком и сообщает следующее.

В соответствии с положениями ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

Однако размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовым и (или) коллективным договорам, может превышать суммы, установленные законодательством.

Статьей 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ п. 15 ст. 255 Кодекса признан утратившим силу.

Таким образом, в случае если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком, исчисленного согласно трудовому и (или) коллективному договору, превышает сумму, установленную федеральным законом, налогоплательщик имеет право учесть сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в соответствии с положениями п. 25 ст. 255 Кодекса, т.е. как другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Учитывая изложенное, отнесение работодателем сумм вышеуказанных доплат к расходам при исчислении налога на прибыль возможно только в случае, если такие доплаты предусмотрены трудовыми и (или) коллективными договорами (контрактами) согласно ст. 255 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 октября 2009 г. N 03-03-06/1/691

наверх

Вопрос: В соответствии с п. 2 ст. 214.1 НК РФ при исчислении НДФЛ налоговая база определяется по каждой операции с ценными бумагами, указанной в п. 1 ст. 214.1 НК РФ. В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 214.1 НК РФ доход по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как сумма доходов по совокупности сделок с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение налогового периода, за вычетом суммы убытков. Абзацем 2 п. 3 ст. 214.1 НК РФ установлены правила исчисления налога по конкретным единицам (штукам) ценных бумаг. Абзац 17 п. 3 ст. 214.1 НК РФ предусматривает, что по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, размер убытка определяется с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг. Банк считает, что убыток, полученный при реализации ценных бумаг, учитывается в дальнейшем при расчете налоговой базы по НДФЛ либо в полном объеме (фактический убыток меньше рассчитанного с учетом положений абз. 17 п. 3 ст. 214.1 НК РФ), либо в сумме не более рассчитанного убытка (фактический убыток больше рассчитанного). Возможно ли применять нормы абз. 17 п. 3 ст. 214.1 НК РФ к конкретным единицам выбывающих ценных бумаг или же они применяются к совокупному результату по всем операциям с ценными бумагами соответствующей категории?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц от операций с ценными бумагами и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, установлены ст. 214.1 Кодекса.

В соответствии с п. 3 ст. 214.1 Кодекса доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как сумма доходов по совокупности сделок с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение налогового периода, за вычетом суммы убытков.

По операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, размер убытка определяется с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг.

Таким образом, сумма убытка определяется с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг применительно к конкретным выбывающим ценным бумагам и суммируется по результатам сделок с соответствующей категорией ценных бумаг.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 декабря 2009 г. N 03-04-06-01/314

наверх

Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 214.1 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ доверительным управляющим (банком), совершающим сделки в пользу учредителя доверительного управления (физлица), учитываются доходы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги и фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торгов. При этом финансовый результат должен определяться как сумма доходов по совокупности сделок с ценными бумагами соответствующей категории за вычетом суммы полученных убытков. В случае одновременного заключения с физлицом нескольких договоров доверительного управления учет имущества и расчеты по договорам производятся управляющим обособленно по каждому договору (переданное в доверительное управление имущество отражается на отдельном балансе и расчеты производятся по каждому договору отдельно). Правомерно ли рассчитывать налоговую базу по НДФЛ по операциям с ценными бумагами отдельно по каждому договору доверительного управления до истечения очередного налогового периода, учитывая порядок, изложенный в п. 8 ст. 214.1 НК РФ, а по окончании налогового периода производить перерасчет налоговой базы в соответствии с положениями п. 3 ст. 214.1 НК РФ по совокупности совершенных сделок в рамках всех договоров доверительного управления, заключенных с одним физлицом?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, установлены ст. 214.1 Кодекса.

В соответствии с п. 3 ст. 214.1 Кодекса доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как сумма доходов по совокупности сделок с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение налогового периода, за вычетом суммы убытков.

Пунктом 1 ст. 214.1 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, учитываются доходы, полученные по следующим операциям:

  • – купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
  • – купли-продажи ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
  • – с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг;
  • – погашения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;
  • – с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, осуществляемым доверительным управляющим (за исключением управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд) в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), являющегося физическим лицом.

Положений, предусматривающих определение налоговой базы по доходам, полученным налогоплательщиками по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, отдельно по каждому договору доверительного управления имуществом, заключенному с одной организацией, Кодексом не предусмотрено.

Таким образом, при получении физическим лицом дохода от операций с ценными бумагами одной категории или финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется по совокупности сделок с указанной категорией ценных бумаг вне зависимости от количества заключенных физическим лицом договоров доверительного управления имуществом с одной организацией.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 декабря 2009 г. N 03-04-06-01/309

наверх

Вопрос: 1. Банк приобрел на внебиржевом рынке ценные бумаги, обращающиеся на ОРЦБ, по цене выше максимальной цены, сложившейся на ОРЦБ на дату совершения сделки. Имеет ли право банк при исчислении налога на прибыль учесть расходы по приобретению ценных бумаг в размере их фактической (покупной) стоимости?

2. Банк покупает ценные бумаги по первой части РЕПО. Денежные средства, перечисленные первоначальному продавцу по первой части РЕПО, учитываются в бухгалтерском учете на балансовых счетах по учету прочих размещенных средств. Договоры РЕПО рассматриваются как договоры займа с обеспечением ценными бумагами, по которым создаются резервы на возможные потери по ссудам. В соответствии с Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П банк формирует указанные резервы. Задолженность по договору РЕПО не относится к стандартной. Имеет ли право банк в целях исчисления налога на прибыль в соответствии со ст. 292 НК РФ относить расходы по созданию вышеназванных резервов к расходам на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций при совершении банком операций с ценными бумагами и сообщает следующее.

1. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с положениями ст. ст. 280, 329 Кодекса при реализации ценных бумаг расходом признается цена приобретения реализованных ценных бумаг, рассчитанная с учетом установленного налогоплательщиком метода учета ценных бумаг (ФИФО, ЛИФО, по стоимости единицы), затрат на ее реализацию, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, раннее учтенные при налогообложении.

Расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, учитываемые для целей налогообложения, должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса.

Так, указанные расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, расходы по приобретению ценных бумаг по цене выше максимальной цены, сложившейся на организованном рынке ценных бумаг, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций при формировании стоимости ценных бумаг в налоговом учете при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 Кодекса.

Также сообщаем, что основания и порядок налогового контроля за правильностью применения цен по сделкам установлены ст. 40 Кодекса.

Пунктом 14 ст. 40 Кодекса предусмотрено, что положения, предусмотренные п. п. 3 и 10 указанной статьи, применяются при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг с учетом особенностей, предусмотренных гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

В соответствии с п. 5 ст. 280 Кодекса рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированными организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.

2. В соответствии с п. 1 ст. 292 Кодекса в целях налогообложения прибыли банки вправе создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности в порядке, предусмотренном указанной статьей.

Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных ст. 292 Кодекса.

В частности, при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.5 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П) резерв формируется по требованиям к контрагенту по возврату денежных средств по второй части сделки по приобретению ценных бумаг или иных финансовых активов с обязательством их обратного отчуждения. При создании резерва приобретенные ценные бумаги или иные финансовые активы могут рассматриваться в качестве обеспечения в соответствии с гл. 6 Положения N 254-П, предусматривающей порядок формирования резерва с учетом обеспечения по ссуде.

При этом денежные средства, перечисленные первоначальному продавцу ценных бумаг при исполнении первой части РЕПО, в соответствии с Письмом Банка России от 07.09.2007 N 141-Т "Об отражении в бухгалтерском учете операций купли-продажи ценных бумаг с обязательством их последующей продажи-выкупа", разъясняющим порядок применения норм Положения Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", учитываются на балансовых счетах по учету прочих размещенных средств.

На основании вышеизложенного, в случае если данная задолженность не относится к стандартной задолженности, банк имеет право учитывать отчисления в вышеуказанные резервы в порядке, установленном Положением N 254-П, в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании ст. 292 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 ноября 2009 г. N 03-03-06/2/228

наверх

Вопрос: Страховая организация при формировании данных в налоговой декларации по налогу на прибыль все расходы, связанные со страховой деятельностью, отражает как косвенные. При этом она руководствуется ст. 318 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Учитывая специфику оказываемых услуг, а также отсутствие "незавершенного производства", организация в своей учетной политике для целей налога на прибыль определила, что все расходы, связанные со страховой деятельностью, учитываются как косвенные. Вправе ли страховая организация в целях исчисления налога на прибыль учитывать все расходы, кроме внереализационных, в качестве косвенных?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о группировке расходов в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.

На основании п. 1 ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей гл. 25 Кодекса расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

  • 1) прямые;
  • 2) косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

  • – материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 Кодекса;
  • – расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
  • – суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Таким образом, налогоплательщик вправе самостоятельно определять перечень прямых и косвенных расходов. Выбранный порядок должен быть закреплен в учетной политике организации для целей налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/742

наверх

Вопрос: ООО - профессиональный участник рынка ценных бумаг размещает в кредитных организациях денежные средства клиентов, находящиеся в его распоряжении на основании договоров доверительного управления. Являются ли проценты, полученные в результате такого размещения, доходом, полученным от операций с ценными бумагами, облагаемым НДФЛ, согласно ст. 214.1 НК РФ? Если нет, то к какому виду доходов они относятся в целях исчисления НДФЛ?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по вкладам в банках по договорам, заключенным с доверительным управляющим, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

  • – ценными бумагами;
  • – денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;
  • – денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Перечень операций, доходы по которым учитываются при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами, содержится в п. 1 ст. 214.1 Кодекса.

Доходы от размещения управляющей компанией денежных средств физических лиц в кредитных организациях не являются доходами по операциям с ценными бумагами, налогообложение которых производится в соответствии с положениями ст. 214.1 Кодекса.

Пунктом 1 ст. 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

В соответствии с п. 3 данной статьи сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего.

Таким образом, доходы в виде процентов по вкладам в банках по договорам, заключенным с доверительным управляющим, являются доходами физических лиц - владельцев указанных денежных средств в виде процентов по вкладам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 ноября 2009 г. N 03-04-06-01/285

наверх

Вопрос: Банк как налоговый агент исчисляет и удерживает НДФЛ по всем сделкам купли-продажи ценных бумаг в течение налогового периода - в день каждой выплаты физлицу денежных средств. В соответствии с п. 5 Положения о требованиях к разделению денежных средств брокера и денежных средств его клиентов и обеспечению прав клиентов при использовании денежных средств клиентов в собственных интересах брокера, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 13.08.2003 N 03-39/ПС, вывод денежных средств с брокерского счета должен быть осуществлен не позднее рабочего дня, следующего за днем получения банком требования физлица о возврате всей суммы или ее части, находящихся на специальном брокерском счете банка. Торговые сессии на фондовой бирже ММВБ и фондовой бирже РТС проводятся с 10.30 и до 18.45 по московскому времени. Информация обо всех заключенных клиентами сделках предоставляется после окончания официально установленной торговой сессии, то есть данные сделки могут учитываться при расчете налоговой базы по НДФЛ только после окончания рабочего дня. Таким образом, при совершении сделок в день вывода денежных средств может возникнуть ситуация, когда реализация ценных бумаг осуществляется в день вывода, но после фактической выплаты денежных средств, и финансовый результат по этим сделкам не будет учтен при исчислении налоговой базы по НДФЛ. Каков порядок расчета НДФЛ в указанной ситуации? Может ли банк провести перерасчет и удержать НДФЛ на следующий операционный день после выплаты клиенту?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц с доходов от операций с ценными бумагами и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, установлены ст. 214.1 Кодекса.

В соответствии с п. 8 ст. 214.1 Кодекса налоговая база по операциям купли-продажи ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется по окончании налогового периода. Расчет и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода или при осуществлении им выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного налогового периода.

При осуществлении выплаты денежных средств налоговым агентом до истечения очередного налогового периода налог уплачивается с доли дохода, определяемого в соответствии со ст. 214.1 Кодекса.

При осуществлении выплаты денежных средств налогоплательщику более одного раза в течение налогового периода расчет суммы налога производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога.

Операции с ценными бумаги, произведенные в течение операционного дня после фактической выплаты денежных средств, могут быть учтены налоговым агентом при последующей выплате налогоплательщику денежных средств до истечения очередного налогового периода либо по истечении очередного налогового периода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 ноября 2009 г. N 03-04-06-01/282

наверх

Вопрос: В Письмах Минфина России от 04.08.2009 N 03-03-06/2/152 и от 12.03.2009 N 03-03-06/2/39 разъяснено, что при получении банком-выгодоприобретателем, выдавшим кредит под залог имущества, страхового возмещения по договору добровольного имущественного страхования заложенного имущества при наступлении страхового случая его сумма включается в состав доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. При этом в качестве расходов в этом же отчетном периоде может быть отражена сумма задолженности по кредитному договору, погашаемая за счет страхового возмещения. Руководствуясь какими нормами НК РФ, банк вправе включить в расходы по налогу на прибыль сумму задолженности по кредитному договору?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета страхового возмещения для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 343 Гражданского кодекса Российской Федерации залогодатель или залогодержатель в зависимости от того, у кого из них находится заложенное имущество, обязан страховать за счет залогодателя заложенное имущество в полной его стоимости от рисков утраты и повреждения, а если полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного залогом требования, - на сумму не ниже размера требования.

В ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли. Суммы страхового возмещения, полученные банком-выгодоприобретателем по договору добровольного имущественного страхования при наступлении страхового случая, в указанном перечне не поименованы.

Таким образом, страховое возмещение, полученное банком-выгодоприобретателем по договору добровольного имущественного страхования при наступлении страхового случая, включается в состав доходов, учитываемых при налогообложении прибыли. При этом в составе расходов в этом же отчетном периоде может быть отражена сумма задолженности по кредитному договору, погашаемая за счет страхового возмещения.

Полагаем возможным сумму задолженности по кредитному договору, погашаемую за счет страхового возмещения, учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 ноября 2009 г. N 03-03-06/2/219

наверх

Вопрос: В соответствии с п. 3 ст. 266 НК РФ банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Банк, предоставивший клиенту кредит под залог, производит оценку обеспечения по кредиту на последний день отчетного периода в соответствии с внутренними документами банка. Имеет ли право банк сформировать резерв по сомнительным долгам в целях исчисления налога на прибыль в части просроченной задолженности по процентам, превышающей оценочную сумму обеспечения, в случае если на последний день отчетного периода обеспечение по кредиту является недостаточным для покрытия суммы просроченных процентов ввиду его обесценения? Можно ли применять результаты указанной оценки обеспечения в целях формирования резервов по сомнительным долгам?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу об учете для целей налогообложения прибыли расходов в виде отчислений в резерв по сомнительной долгам в случае обесценения обеспечения и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.

Как следует из письма, банк предоставил клиенту кредит под залог, т.е. на момент выдачи кредит был обеспечен залогом. В последующем банк самостоятельно проводил переоценку залога.

В соответствии со ст. 334 Гражданского кодекса Российской Федерации залог возникает в силу договора. Согласно ст. 337 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию.

Таким образом, оценка залога к моменту выдачи кредита произведена по соглашению сторон на основании договора о залоге.

Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, обязательное проведение переоценки предмета залога не предусмотрено.

В соответствии с п. 3 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном Кодексом. Таким образом, создание резерва по сомнительным долгам является правом банка.

Согласно п. 4 ст. 266 Кодекса сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, проведение переоценки предмета залога на основании внутренних документов банка не является достаточным основанием для создания резерва по сомнительным долгам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 ноября 2009 г. N 03-03-06/2/217

наверх

Вопрос: Банк уступает права требования по кредитному договору, который предусматривает погашение кредита частями в соответствии с установленным графиком платежей. Какую дату следует рассматривать в качестве даты платежа по кредитному договору при расчете предельной величины размера убытка от уступки, учитываемого при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 1 ст. 279 НК РФ: каждую из установленных графиком погашения дат или последнюю дату платежа?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при уступке прав требования и сообщает следующее.

Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования установлены ст. 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Положения указанной статьи применяются в отношении уступки прав требования, возникших в связи с реализацией товаров (работ, услуг), а также задолженности по кредитным договорам. При этом Кодексом установлен различный порядок налогового учета доходов и расходов, а также убытков по указанным сделкам в зависимости от того, наступил срок платежа по уступаемому праву требования или нет (п. п. 1 и 2 ст. 279 Кодекса).

В связи с этим при уступке права требования, в отношении одной части которого срок платежа наступил, а в отношении другой - нет, по мнению Департамента, необходимо учитывать следующее.

Статьей 279 Кодекса не предусмотрено порядка распределения суммы дохода от реализации права требования на различные части уступаемого требования (просроченную и непросроченную части задолженности). В связи с этим налоговая база по налогу на прибыль организаций может быть корректно определена только в том случае, если в договоре об уступке права требования или дополнительном соглашении к нему установлена стоимость указанных частей реализуемого права требования.

Указанное относится также к договорам уступки прав требования по кредитным договорам, в случае если срок платежа (возврата) одной части основного долга по договору кредита еще не наступил, а в остальной части задолженность просрочена.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 ноября 2009 г. N 03-03-06/2/210

наверх

Вопрос: Согласно пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ расходы на добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по видам добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством РФ такое страхование является условием осуществления организацией своей деятельности. Относится ли добровольное страхование риска невозврата кредита к условиям осуществления банком своей основной деятельности? В случае если да, вправе ли банк учесть при исчислении налога на прибыль расходы в виде страховых взносов по таким договорам страхования риска невозврата кредита?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета страховых взносов и сообщает следующее.

Статьей 263 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование.

В соответствии с п. 1 ст. 263 НК РФ расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по видам добровольного имущественного страхования, перечисленным в п. 1 ст. 263 НК РФ.

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ расходы на добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по видам добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности.

Добровольное страхование риска невозврата кредита, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не является условием осуществления кредитной организацией своей деятельности.

Кроме того, такое страхование не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.

Таким образом, расходы в виде страховых взносов по договорам страхования риска невозврата кредита не могут учитываться в составе расходов организации для целей налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 октября 2009 г. N 03-03-06/2/200

наверх

Обзор подготовлен специалистами КонсультантПлюс, все права на данный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс"

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru