КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Подписаться на обзоры законодательства

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 25.05.2012

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: Для улучшения результатов производственной деятельности ООО планирует предоставлять своим работникам питание. Питание будет предоставляться в счет заработной платы работников. С этой целью будут внесены необходимые изменения и дополнения в трудовые договоры. Эти затраты будут учтены в расходах по налогу на прибыль как расходы на оплату труда. Питание будет предоставляться по типу "шведского стола".

Будет ли в указанном случае облагаться НДФЛ стоимость питания, предоставляемого ООО своим работникам?

В соответствии с п. 1 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. Организация-работодатель, от которой работник получил доход в натуральной форме, выступая в роли налогового агента, обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

При этом налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами, персонально по каждому налогоплательщику (п. 1 ст. 230 и п. 3 ст. 24 НК РФ). Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ.

У ООО отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым работником в указанной ситуации, соответственно, по мнению ООО, дохода, подлежащего налогообложению НДФЛ, у такого работника не возникает.

Правомерна ли позиция ООО?

Ответ: При определении налоговой базы в соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе питания в его интересах.

При получении налогоплательщиком от организаций дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии с п. 1 ст. 211 Кодекса как стоимость этих товаров (работ, услуг).

Таким образом, с учетом указанных положений ст. 211 Кодекса стоимость питания, оплаченного организацией за своих сотрудников, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Согласно п. 1 ст. 230 Кодекса налоговый агент обязан вести учет доходов, полученных от него физическими лицами в налоговом периоде.

В рассматриваемом случае доход каждого налогоплательщика можно рассчитать на основе общей стоимости предоставляемого питания и данных из табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 апреля 2012 г. N 03-04-06/6-117

наверх

Вопрос: Организация заключает сделки не на организованном срочном рынке, условия которых предусматривают поставку базисного актива (в том числе иностранной валюты) не ранее третьего дня после дня их заключения. В соответствии со ст. 301 НК РФ и положениями учетной политики организация признает данные сделки сделками с отсрочкой исполнения.

Контрагент организации, в свою очередь, квалифицирует указанные сделки в качестве сделок с ФИСС. В соответствии с Приказом ФСФР России от 04.03.2010 N 10-13/пз-н для признания форвардного и своп-контракта производными финансовыми инструментами необходимо указание в договоре на то, что данные инструменты являются производными финансовыми инструментами. В связи с этим в договоре или подтверждении по сделке содержится ссылка на то, что все поставочные сделки со сроком поставки не ранее третьего дня являются производными финансовыми инструментами.

Вправе ли организация в целях налога на прибыль квалифицировать указанные сделки в качестве сделок с отсрочкой исполнения в соответствии с п. 2 ст. 301 НК РФ?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 301 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с указанным Федеральным законом.

Пунктом 3.1 ст. 301 НК РФ предусмотрено, что сделка, которая заключается не на организованном рынке и условия которой предусматривают поставку базисного актива (в том числе ценных бумаг, иностранной валюты, товара), может быть квалифицирована в качестве финансового инструмента срочных сделок при условии, что поставка базисного актива в соответствии с условиями такой сделки должна быть осуществлена не ранее третьего дня после дня ее заключения.

При этом п. 2 ст. 301 НК РФ налогоплательщику предоставлено право с учетом требований указанной статьи самостоятельно квалифицировать сделку, условия которой предусматривают поставку базисного актива, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Налогообложение сделок, квалифицированных как сделки на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, осуществляется в порядке, предусмотренном НК РФ для соответствующих базисных активов таких сделок.

Учитывая изложенное, поставочная сделка с отсрочкой исполнения не ранее третьего дня после дня ее заключения, условиями которой предусмотрено, что такая сделка является производным финансовым инструментом, на основании п. 2 ст. 301 НК РФ может быть признана для целей налогообложения прибыли организаций сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. При этом указанный порядок квалификации срочных сделок должен быть предусмотрен налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 апреля 2012 г. N 03-03-06/2/38

наверх

Вопрос: О порядке восстановления сумм НДС, принятых к вычету при приобретении объекта недвижимости и проведении его модернизации (реконструкции), в случае если объект недвижимости, используемый для осуществления операций, облагаемых НДС, начинает одновременно использоваться для осуществления операций, не облагаемых НДС.

Ответ: Пунктом 6 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлен особый порядок восстановления принятых к вычету сумм налога на добавленную стоимость по объектам недвижимости, в том числе при приобретении объектов недвижимости и проведении их модернизации (реконструкции), в случае, если данные объекты в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 Кодекса.

Согласно данному порядку налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в п. 4 ст. 259 Кодекса, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти, отражать восстановленную сумму налога на добавленную стоимость. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав), не облагаемых налогом и указанных в п. 2 ст. 170 Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных (переданных) за календарный год.

Учитывая изложенное, в случае если объект недвижимости, используемый налогоплательщиком для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, начинает одновременно использоваться для осуществления операций, не облагаемых этим налогом, то суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету при приобретении объекта недвижимости и проведении его модернизации (реконструкции), подлежат восстановлению в вышеуказанном порядке независимо от размера доли совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 апреля 2012 г. N 03-07-10/07

наверх

Вопрос: В ООО, применяющем УСН с объектом налогообложения "доходы", все денежные расчеты производятся через расчетный счет в банке.

Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ в случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.

На расчетный счет ООО поступают денежные средства в виде предоплаты и оплаты за оборудование от клиента, который доверяет подбор и установку данного оборудования посреднику — ООО. ООО полученные денежные суммы в день их поступления либо в последующие дни перечисляет на расчетный счет поставщика оборудования.

Учитываются ли указанные денежные суммы, поступившие на расчетный счет ООО, в доходах ООО при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?

Согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками, перешедшими на применение упрощенной системы налогообложения и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

Вправе ли ООО уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на сумму НДФЛ, уплачиваемую ООО как налоговым агентом?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, перешедших на применение упрощенной системы налогообложения, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Кодекса организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывает доходы от реализации, определяемые на основании ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые на основании ст. 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются.

Согласно ст. 249 Кодекса доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Исходя из этого налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при реализации товаров (работ, услуг) включают в состав доходов при определении объекта налогообложения фактически полученные суммы за реализацию вышеуказанных товаров (работ, услуг).

В том случае если налогоплательщик осуществляет посредническую деятельность, то на основании пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, при определении объекта налогообложения при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходом организации-агента (комиссионера) является сумма полученного агентского (комиссионного) вознаграждения.

Согласно п. 3 ст. 346.21 Кодекса сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками, перешедшими на применение упрощенной системы налогообложения и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Таким образом, сумма указанного налога может быть уменьшена только на суммы страховых взносов, которые не только исчислены за этот же период времени, но и фактически уплачены.

Пунктом 5 ст. 346.11 Кодекса установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом.

Согласно п. п. 4, 9 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и уплата сумм данного налога за счет налоговых агентов не допускается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 апреля 2012 г. N 03-11-06/2/56

наверх

Вопрос: Индивидуальный предприниматель (далее — ИП) применяет систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли оконными и дверными конструкциями, которые не являются продукцией собственного производства.

Для осуществления указанной деятельности ИП арендует четыре магазина площадью менее 150 кв. м, где выставлены образцы продаваемой продукции.

Согласно ст. 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи, за исключением продукции собственного производства.

Покупатели оплачивают товары как по наличному, так и по безналичному расчету.

В соответствии со ст. 492 ГК РФ характерным признаком договора розничной купли-продажи является передача товара, предназначенного для личного, домашнего, семейного или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

ИП заключает с организациями, в том числе бюджетными (детские сады, школы, больницы), разовые договоры розничной купли-продажи. При покупке товара ИП выдает покупателям счет (без НДС). Покупатель оплачивает товар и предоставляет ИП гарантийное письмо, в котором указывает, что конструкции не будет использоваться им в предпринимательской деятельности.

Относится ли указанная деятельность к деятельности, в отношении которой применяется система налогообложения в виде ЕНВД?

Ответ: Согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

Статьей 346.27 Кодекса установлено, что к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

К розничной торговле согласно указанной статье Кодекса не относится, в частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети).

Таким образом, не признается розничной торговлей и, соответственно, не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход предпринимательская деятельность в сфере реализации товаров по образцам и каталогам, осуществляемая вне объектов стационарной торговой сети.

Если розничная реализация товаров по образцам и каталогам осуществляется через объект торговли, который согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам является объектом стационарной торговой сети (в частности, через магазин), то такая деятельность в целях применения гл. 26.3 Кодекса может быть признана розничной торговлей и переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

Одновременно следует отметить, что исходя из ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении самостоятельно определяют: вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля); форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли); способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов) и т.д.

Отношения между продавцом и покупателем регламентируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Статьей 492 ГК РФ установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Исходя из ст. 493 ГК РФ, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Из вышеприведенных норм ГК РФ и Кодекса следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой торговли, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.

Соответственно, к розничной торговле в целях применения гл. 26.3 Кодекса относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения единого налога на вмененный доход является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное, при соблюдении указанных выше норм ГК РФ и гл. 26.3 Кодекса предпринимательская деятельность, связанная с реализацией за наличный и безналичный расчет оконных и дверных конструкций юридическим лицам, осуществляемая в рамках договоров розничной купли-продажи, может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

При этом к розничной торговле не относится реализация в соответствии с договорами поставки.

Так, согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Поэтому предпринимательская деятельность в сфере реализации товаров, осуществляемая на основании договоров поставки, независимо от формы расчетов с покупателями (наличной или безналичной) не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и должна облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения.

Также не относится к розничной торговле и не может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров по государственным (муниципальным) контрактам.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

В свою очередь, согласно пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 апреля 2012 г. N 03-11-11/126

наверх

Вопрос: Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН на основе патента, оказывает услуги общественного питания. Патент выдан на один год. Ранее индивидуальный предприниматель применял УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Каков порядок определения предельного размера доходов, превышение которого влечет утрату права на применение УСН на основе патента?

Каков порядок перехода с УСН на основе патента на УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов"?

Ответ: Согласно п. 2.2 ст. 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан соответствующий патент, в частности, в случае, если в календарном году, в котором налогоплательщик применяет данный специальный налоговый режим, его доходы превысили размер доходов, установленный ст. 346.13 Кодекса, независимо от количества полученных в указанном году патентов.

Пунктом 4.1 ст. 346.13 Кодекса размер ограничений по доходам установлен в сумме 60 млн руб.

В соответствии с п. 9 ст. 346.25.1 Кодекса индивидуальный предприниматель, перешедший с упрощенной системы налогообложения на основе патента на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента не ранее чем через три года после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.

При этом переход с упрощенной системы налогообложения на основе патента на общий порядок применения упрощенной системы налогообложения и обратно может быть осуществлен только после истечения периода, на который выдается патент (п. 3 ст. 346.25.1 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 апреля 2012 г. N 03-11-11/123

наверх

Вопрос: Для ведения предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель (ИП) использует легковые автомобили в целях оказания услуг сторонним организациям по перевозке работников и партнеров. Транспортные средства зарегистрированы в ГИБДД. С заказчиком заключен договор на оказание услуг перевозок работников, автомобиль может использоваться в течение всего дня и оплачивается по часам, а также возможен заказ автомобиля с пребыванием в другом городе с работниками данной организации (командировка). Переводится ли указанная деятельность ИП на уплату ЕНВД?

Ответ: Согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) автотранспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств, но не более 20 единиц, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе, либо арендованных (полученных), в том числе по договору лизинга и субаренды, в целях осуществления данной предпринимательской деятельности.

При этом к указанным автотранспортным средствам не относятся транспортные средства, переданные в аренду сторонней организации, а также имеющиеся у налогоплательщиков на праве собственности и (или) ином праве автотранспортные средства, которые используются в иных целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов (например, для хозяйственных нужд, личного или служебного транспорта).

Исходя из п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Отношения в сфере оказания автотранспортных услуг регулируются гл. 40 "Перевозка" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров перевозчиком производится в соответствии со ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Таким образом, при соблюдении ограничения (не более 20 единиц транспортных средств), установленного гл. 26.3 Кодекса, а также при условии, что услуги по перевозке пассажиров легковым транспортом оказываются в рамках договоров, которые соответствуют указанным выше признакам договора перевозки пассажиров или грузов, указанная предпринимательская деятельность может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

При этом применение специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности носит обязательный характер.

Если деятельность по перевозке пассажиров легковым транспортом осуществляется в рамках иных форм договоров, а также не соблюдается ограничение по количеству используемых транспортных средств, то такая деятельность должна облагаться в рамках общего режима налогообложения или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.

Также индивидуальным предпринимателям, осуществляющим виды предпринимательской деятельности, определенные п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса, в том числе пп. 38 п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса — "автотранспортные услуги", разрешается в установленном порядке применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 апреля 2012 г. N 03-11-11/124

наверх

Вопрос: О порядке выставления корректировочного счета-фактуры для целей налогообложения НДС, а также о документах, которые подлежат оформлению при возврате покупателем продавцу товаров, принятых или не принятых покупателем на учет; о порядке исправления технической или арифметической ошибки в счете-фактуре.

Ответ: Согласно нормам п. 3 ст. 168 и п. 10 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 октября 2011 г. при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру. В связи с этим в случае изменения после 1 октября 2011 г. стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) как до 1 октября 2011 г., так и после этой даты, необходимо выставлять корректировочные счета-фактуры.

На основании п. 10 ст. 172 Кодекса корректировочный счет-фактура выставляется покупателю при наличии документа (договора, соглашения, иного первичного документа), подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на такое изменение.

В этой связи в случае расхождения количества товаров, полученных покупателем, по сравнению с количеством, указанным продавцом в накладных и счетах-фактурах, и, соответственно, изменения стоимости отгруженных товаров в результате уточнения их количества продавцом выставляются корректировочные счета-фактуры.

При возврате товаров, принятых покупателем на учет, необходимо руководствоваться пп. "а" п. 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, которым установлено, что в ч. 1 "Выставленные счета-фактуры" журнала учета отражаются показатели счетов-фактур, выставленных покупателем продавцу при возврате продавцу принятых покупателем на учет товаров. В связи с этим при возврате товаров, принятых покупателем на учет, счет-фактура по возвращаемым товарам выставляется покупателем. Соответственно, в данном случае корректировочные счета- фактуры продавцом не выставляются.

Что касается возврата покупателем товаров, не принятых покупателем на учет, то в этом случае продавцу следует выставлять корректировочные счета-фактуры в порядке, установленном вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации.

В случае если изменение стоимости товаров (работ, услуг) произошло в результате, например, исправления технической ошибки, возникшей из-за неправильного ввода данных о цене и (или) о количестве отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в информационные системы, используемые для ведения бухгалтерского и налогового учета, или в связи с арифметической ошибкой продавца, то корректировочный счет-фактура продавцом не выставляется. В этом случае в счет-фактуру, выставленный при отгрузке товара (выполнении работы, оказании услуги), вносятся исправления в порядке, установленном п. 7 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 апреля 2012 г. N 03-07-09/34

наверх

Вопрос: Организация намерена создать КГН с 01.01.2012 (заявление и соответствующий пакет документов представлены на регистрацию в налоговый орган 29.03.2012).

1. На момент создания КГН у ее участников могут иметься возникшие ранее переплаты по налогу на прибыль (авансовым платежам) как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ.

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 25.5 НК РФ ответственный участник КГН вправе обращаться в налоговый орган с заявлением о зачете (возврате) излишне уплаченного налога на прибыль организаций по КГН.

Имеет ли право ответственный участник КГН зачесть в счет уплаты налога на прибыль КГН суммы переплат по налогу на прибыль (авансовых платежей по налогу на прибыль), возникшие у участников КГН до ее создания, с согласия таких участников КГН?

2. Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ организация в случае обнаружения ошибок или искажений, относящихся к прошлым периодам, производит пересчет налоговой базы в периоде обнаружения ошибки (текущем периоде) при условии, что нельзя определить период совершения ошибок или искажений и допущенные ошибки или искажения привели к излишней уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 321.2 НК РФ налоговый учет участников КГН ведется в соответствии с общими принципами и нормами НК РФ.

При этом НК РФ не устанавливает ограничений в части применения п. 1 ст. 54 НК РФ для участников КГН.

Таким образом, в случае обнаружения ошибок или искажений в учете участников КГН, относящихся к прошлым периодам (до создания КГН), возможен пересчет налоговой базы участника КГН в периоде обнаружения ошибки (текущем периоде) при соблюдении указанных выше условий. Правомерна ли данная позиция?

3. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться (налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать то обособленное подразделение, через которое будет уплачивать налог на прибыль в бюджет этого субъекта).

На территории одного субъекта РФ у двух и более участников КГН может находиться по несколько обособленных подразделений. Правомерно ли уплачивать налог на прибыль по КГН в бюджет данного субъекта РФ через одно выбранное ответственное обособленное подразделение?

Имеет ли право ответственный участник КГН представлять уведомления о создании ответственных обособленных подразделений по налогу на прибыль в налоговый орган по месту своего нахождения?

Правомерно ли представить указанные уведомления до наступления срока первого авансового платежа по налогу на прибыль, следующего за датой регистрации договора о создании КГН?

Ответ: 1. Порядок исчисления налога на прибыль организаций и авансовых платежей по налогу на прибыль организаций установлен ст. 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено ст. 286 Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа.

Система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.

В соответствии с п. 8 ст. 286 Кодекса сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащего уплате ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в первом квартале налогового периода, в котором начала действовать эта группа, определяется как сумма ежемесячных авансовых платежей всех участников этой группы, подлежащих уплате в третьем квартале налогового периода, предшествующего созданию этой группы.

При этом в силу п. 9 ст. 286 Кодекса в случаях, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков регистрируется уполномоченным налоговым органом после начала налогового периода, уплаченные участниками консолидированной группы налогоплательщиков авансовые платежи по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов подлежат зачету (возврату) соответствующему участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

2. Пунктом 1 ст. 54 Кодекса установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Кодекс не устанавливает ограничений в части применения п. 1 ст. 54 Кодекса для участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Вместе с тем с учетом ст. 278.1 Кодекса при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в которых организация не являлась участником консолидированной группы налогоплательщиков, в текущем налоговом (отчетном) периоде, в котором данная организация является участником консолидированной группы налогоплательщиков, пересчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

3. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 288 Кодекса если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться.

Положения Кодекса не содержат норму, исключающую возможность применения абз. 2 п. 2 ст. 288 Кодекса в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков. В связи с этим ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе производить расчет доли прибыли в целом по группе обособленных подразделений конкретного участника, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации.

Принимая во внимание, что Кодекс налагает на налогоплательщика обязанность по уведомлению налоговых органов о выборе ответственного обособленного подразделения, и учитывая, что исчисление и уплата налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков производятся ответственным участником этой группы, а обязательства консолидированной группы налогоплательщиков по уплате налога в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации администрируются налоговым органом по месту учета ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков указанное уведомление должен представить ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в налоговый орган по месту своего учета.

В случае если договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков с 1 января 2012 г. зарегистрирован налоговым органом в апреле 2012 г., уведомление, предусмотренное п. 2 ст. 288 Кодекса, должно быть направлено до срока уплаты ежемесячного авансового платежа, следующего за датой регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 апреля 2012 г. N 03-03-06/1/195

наверх

Вопрос: Пунктом 6 ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Доставка заказного письма осуществляется с помощью должностного лица налогового органа, работника почты, самого адресата, а также, возможно, с помощью других лиц.

1. Какими доказательствами подтверждается факт получения заказного письма адресатом? Каков порядок исполнения указанной в требовании обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафа, в случае если адресат не получил заказное письмо из-за ненадлежащего исполнения обязательств должностным лицом налогового органа или работником почты?

2. Признается ли адресат виновным в совершении налогового правонарушения, в случае если он не исполнил обязанность по уплате налога, сбора, пени, штрафа из-за ненадлежащего исполнения обязательств должностным лицом налогового органа или работником почты?

Ответ: 1. В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а также для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.

Способы передачи (направления) организации-налогоплательщику требования об уплате налога указаны в п. 6 ст. 69 Кодекса.

В случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом это требование считается полученным в силу п. 6 ст. 69 Кодекса по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, заказные отправления относятся к регистрируемым, которые принимаются от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.

Налогоплательщик вправе получить у налогового органа информацию о дате приема почтой от налогового органа реестра почтовых отправлений, а также сообщить налоговому органу о неполучении требования.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь таких услуг вправе предъявить оператору почтовой связи претензию в порядке, установленном в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Взыскание налога с организации производится в соответствии со ст. ст. 46 и 47 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок (в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога).

2. В соответствии со ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.

Пунктом 3 ст. 108 Кодекса установлено, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Согласно п. 6 указанной статьи Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 109 Кодекса).

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело (пп. 4 п. 1 ст. 111 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 апреля 2012 г. N 03-02-07/1-91

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru