КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Новшества

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 24.09.2010

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Вопрос: В марте 2008 г. ООО были приобретены 100% акций ОАО. В феврале 2010 г. ОАО ликвидировано. Имущество ОАО (объекты недвижимости, земельный участок, оборудование) передано акционеру по акту приема-передачи. Переход права собственности зарегистрирован в мае 2010 г.

Стоимость акций существенно превышает остаточную стоимость основных средств. Никаких расходов по приобретению основных средств ООО не несло.

Исходя из какой стоимости (остаточной или рыночной) в целях исчисления налога на прибыль определяется первоначальная стоимость объектов основных средств, принимаемых ООО от ликвидированного ОАО?

Ответ: Исходя из положений п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с п. 2 ст. 277 Кодекса при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков — акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).

Учитывая изложенное, первоначальная стоимость объектов основных средств, принимаемых налогоплательщиком-акционером (участником, пайщиком) от ликвидируемой организации, в целях налогового учета определяется исходя из рыночной цены получаемого им имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 августа 2010 г. N 03-03-06/1/564

наверх

Вопрос: 1. Вправе ли организация при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за 2010 г. учитывать в качестве расходов проведение аудиторской проверки за 2009 г., если акт выполненных работ предоставлен в 2010 г.?

2. Может ли организация отразить расходы в налоговой декларации по налогу на прибыль (услуги банка; аудиторская проверка; компенсационные выплаты женщинам по уходу за ребенком — 50 руб. за месяц), если не было доходов от реализации?

Ответ: 1. Пунктом 1 ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) предусмотрено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 — 320 НК РФ.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ для расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено ст. ст. 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Учитывая, что акт выполненных работ выставлен организации в 2010 г., расходы на приобретение организацией услуг следует учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли организаций на дату расчетов в соответствии с условиями заключенного договора или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.

2. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, если произведенные организацией расходы соответствуют положениям ст. 252 НК РФ, такие расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном НК РФ, независимо от наличия или отсутствия доходов от реализации в соответствующем налоговом периоде.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 августа 2010 г. N 03-03-06/1/565

наверх

Вопрос: Организация является участником договора доверительного управления имуществом и применяет общий режим налогообложения.

Может ли организация перейти на УСН, если второй участник договора доверительного управления имуществом применяет общий режим налогообложения?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Кодекса.

Право на применение упрощенной системы налогообложения имеют организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие критериям, установленным в ст. 346.12 Кодекса.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление (п. 1 ст. 346.13 Кодекса).

В соответствии с п. 3 ст. 346.14 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и являющиеся участниками договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по договору доверительного управления имуществом, вправе применять упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при соблюдении условий, содержащихся в гл. 26.2 Кодекса. При этом такие налогоплательщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 августа 2010 г. N 03-11-06/2/135

наверх

Вопрос: ЗАО получило кредит по договору возобновления кредитной линии от 24.09.2009. В мае 2010 г. долг в сумме невозвращенного кредита переведен на ООО с обязательством уплаты процентов на условиях, предусмотренным кредитным договором.

Имеет ли право ООО включать проценты за пользование кредитными средствами, уплачиваемые им по договору перевода долга, в расходы в целях исчисления налога на прибыль?

В случае если включение процентов в состав расходов правомерно, какой коэффициент (2 или 1,1) следует применять ООО в целях определения предельной величины процентов, учитываемых при исчислении налога на прибыль?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

Таким образом, задолженность в сумме невозвращенного кредита, образовавшаяся у налогоплательщика в результате перевода долга, в целях налогообложения прибыли признается долговым обязательством.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ.

Согласно положениям п. п. 1, 8 ст. 272 НК РФ, а также п. 1 ст. 328 НК РФ проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных расходов равномерно в течение всего срока действия договора займа (вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов) на конец каждого месяца пользования полученными денежными средствами с учетом положений ст. 269 НК РФ.

С 02.09.2010, за исключением некоторых положений, вступает в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее — Федеральный закон N 229- ФЗ).

Согласно п. 23 ст. 2 Федерального закона N 229-ФЗ ст. 269 НК РФ дополняется п. 1.1, которым регулируется предельная величина процентов, признаваемых расходом.

Учитывая, что кредиторская задолженность организации возникла в результате подписания договора о переводе долга, то в целях налогового учета долговое обязательство у данной организации считается возникшим с момента подписания такого договора.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 августа 2010 г. N 03-03-06/1/563

наверх

Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Организацией заключен корпоративный договор об оказании услуг сотовой связи с оператором связи. Несколько номеров установлено на телефонах, принадлежащих организации и расположенных в офисе. Услуги связи по этим номерам имеют производственный характер, относятся на расходы организации с соответствующим оформлением и экономическим обоснованием.

Остальные номера сотовой связи переданы работникам организации, и услуги связи по ним не носят производственного характера. Для выделения дополнительного номера организация заключает с работником договор комиссии, в котором по поручению и за счет работника от имени организации обязуется подключить номер к корпоративной сотовой связи и оплачивать услуги связи для работника. Сумма, оплаченная за услуги связи, по договору удерживается из заработной платы работника.

По исполнении поручения организация получает комиссионное вознаграждение путем удержания из зарплаты работника.

Что в этой ситуации в целях исчисления налога, применяемого при УСН, является расходами и доходами организации?

Ответ: Из информации, изложенной в вопросе, следует, что организация заключила корпоративный договор об оказании услуг сотовой связи с оператором связи и договор комиссии с сотрудниками организации, по которому организация за счет сотрудника обязуется подключить корпоративный сотовый номер и оплачивать услуги связи для сотрудника.

В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Таким образом, при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходом организации является сумма полученного комиссионного вознаграждения, оплаченная сотрудниками организации.

Подпунктом 18 п. 1 ст. 346.16 Кодекса предусмотрено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи.

При этом исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" электросвязью признаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Таким образом, расходы на оплату услуг сотовой связи, оказываемых организации, могут быть включены организацией в состав расходов по оплате услуг связи.

Согласно п. 2 ст. 346.16 Кодекса расходы учитываются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

При этом следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 августа 2010 г. N 03-11-06/2/133

наверх

Вопрос: Подпунктом 30 п. 1 ст. 333.33 НК РФ предусмотрена уплата госпошлины за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве для физических лиц в размере 200 руб., для организаций — 4000 руб.

Также указанной нормой предусмотрена уплата госпошлины за государственную регистрацию соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в размере 200 руб.

Однако данная норма не содержит разъяснения о порядке уплаты госпошлины за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, соглашения об изменении и о расторжении в случае заключения таких договоров между юридическим и физическим лицами.

Каков порядок уплаты госпошлины за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, соглашения об изменении и о расторжении такого договора в случае заключения договора между юридическим и физическим лицами?

Каков порядок уплаты госпошлины при государственной регистрации договора долевого участия в строительстве, заключенного между застройщиком и первым участником долевого строительства, а также при государственной регистрации каждого договора с последующими участниками?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон N 214-ФЗ) по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено Законом N 214-ФЗ (п. 3 ст. 4 Закона N 214-ФЗ).

Согласно ст. 25.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее — Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства, осуществляется на основании заявления сторон договора (застройщика, участника долевого строительства). После государственной регистрации первого договора участия в долевом строительстве государственная регистрация последующих договоров участия в долевом строительстве того же многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве. При этом застройщику не требуется представлять перечень документов, которые он ранее представлял на государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, заключенного с первым участником долевого строительства, так как они помещены в дело правоустанавливающих документов.

Исходя из положений, установленных ст. 4 Закона N 214-ФЗ и ст. 25.1 Закона N 122-ФЗ, государственной регистрации подлежит как первый договор участия в долевом строительстве, так и последующие договоры участия в долевом строительстве того же многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, государственная регистрация которых осуществляется на основании заявления обеих сторон договора: застройщика и участника долевого строительства.

Подпунктом 30 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве для физических лиц в размере 200 руб., для организаций — 4000 руб. Также предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в размере 200 руб.

При этом п. 2 ст. 333.18 НК РФ установлено, что в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратилось несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, то государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Данная норма НК РФ применяется в том числе при уплате государственной пошлины за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, за государственную регистрацию соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве и за государственную регистрацию уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, если договор участия в долевом строительстве заключен между организацией и физическим лицом, государственная пошлина за совершение данного юридически значимого действия уплачивается организацией в сумме 2000 руб., а физическим лицом — 100 руб.

Аналогичный порядок предусматривается при уплате государственной пошлины за государственную регистрацию соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве и за государственную регистрацию уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 августа 2010 г. N 03-05-04-03/98

наверх

Вопрос: Между организацией и банком заключаются договоры об открытии возобновляемой кредитной линии.

Согласно условиям предоставления кредитов:

  • — за открытие кредитной линии организация уплачивает банку плату в размере фиксированной величины, рассчитанной в процентах от лимита кредитной линии;
  • — в качестве обеспечения своевременного и полного возврата кредита, уплаты процентов и иных платежей организация обязана предоставить банку имущественное обеспечение на всю сумму обязательств по кредиту. В случае неисполнения организацией вышеуказанного условия организация перечисляет банку плату за неполное исполнение условий договора в размере фиксированной суммы.

Может ли организация учесть в расходах для целей налогообложения налогом на прибыль плату за открытие кредитной линии, а также плату за неполное исполнение условий договора, уплачиваемую в связи с невозможностью предоставить банку обеспечение, представляющие собой фиксированную величину?

Ответ: Из вопроса следует, что организация уплачивает банку плату за открытие кредитной линии, а также плату за неполное исполнение условий договора, уплачиваемую в связи с невозможностью предоставить банку обеспечение. Вышеуказанные платы представляют собой фиксированную величину.

Согласно пп. 2.2 п. 2 Положения Центрального банка Российской Федерации от 31.08.1998 N 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" открытием кредитной линии признается заключение соглашения/договора, на основании которого клиент-заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).

Таким образом, плата за открытие кредитной линии, а также плата за неполное исполнение условий договора, уплачиваемая в связи с невозможностью предоставить банку обеспечение, представляющие собой фиксированную величину, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 августа 2010 г. N 03-03-06/1/561

наверх

Вопрос: Организация имеет в собственности земельный участок. В мае 2010 г. изменился вид разрешенного использования земельного участка по решению местной администрации, и, соответственно, изменились кадастровая стоимость и ставка земельного налога.

Каким образом следует начислять земельный налог за второй и следующие кварталы 2010 г.?

Ответ: В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.

На основании п. 1 ст. 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Из данной нормы Кодекса следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.

Таким образом, в случае изменения в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная для того вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 августа 2010 г. N 03-05-05-02/66

наверх

Вопрос: Организация имеет в собственности речные суда. Часть судов сдается в тайм-чартер (аренду с экипажем) для осуществления перевозки грузов.

Выручка, полученная от сдачи судов в тайм-чартер, имеет наибольший удельный вес в общем объеме выручки организации.

Деятельность по перевозке грузов является для организации основной.

Транспортные средства, не задействованные в договорах тайм-чартера, сдаются организацией в аренду без экипажа, но выручка от таких договоров значительно ниже.

Имеет ли организация право на льготу по транспортному налогу согласно пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ в отношении всех транспортных средств, находящихся в собственности организации?

Ответ: В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:

  • 1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
  • 2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.

Кроме того, подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, также является:

  • — получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;
  • — систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);
  • — наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.

При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются:

  • — гл. XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
  • — гл. VIII и IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

Таким образом, льгота по пп. 4 п. 2 ст. 358 Кодекса предоставляется организации в отношении всех транспортных средств, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом деятельности организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 августа 2010 г. N 03-05-05-04/17

наверх

Вопрос: В соответствии со ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины (далее — плательщики) признаются организации и физические лица.

Указанные лица признаются плательщиками в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ.

В управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ были представлены документы на переход права собственности от ООО-1 к ООО-2 на 130 земельных участков.

На государственную регистрацию представлено платежное поручение, подтверждающее факт уплаты госпошлины не лицом, в отношении которого совершается юридически значимое действие, т.е. ООО-2, а продавцом по сделке (ООО-1). Документа, подтверждающего уплату госпошлины от имени ООО-2, на госрегистрацию не поступало.

Может ли иное лицо, не являющееся лицом, в отношении которого совершается юридически значимое действие, уплатить госпошлину за регистрацию перехода права собственности?

Ответ: Согласно пп. 22 п. 1 ст. 333.33 гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическими лицами в размере 1000 руб., юридическими лицами — в размере 15 000 руб.

В случае если право на недвижимое имущество прекращается в связи с переходом права к новому правообладателю (покупателю), государственная пошлина должна уплачиваться новым правообладателем (покупателем) как за государственную регистрацию возникновения права на недвижимое имущество за новым правообладателем (покупателем).

Статьей 333.18 гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса определены порядок и сроки уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий.

В соответствии с п. 3 данной статьи Кодекса государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 333.18 гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса установлено, что при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в пп. 1 — 5.1 данного пункта, государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Согласно п. п. 1, 5 и 8 ст. 45 Кодекса налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации.

В случае если плательщик сбора (государственной пошлины) не имеет возможности самостоятельно уплатить данный сбор, то согласно ст. 26 Кодекса налогоплательщик (плательщик сбора) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом (п. 1). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (п. 3).

В соответствии со ст. 27 Кодекса законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 29 Кодекса уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 22.01.2004 N 41-О указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика — представляемого лица, следовательно, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.

С учетом изложенного уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество должна быть произведена непосредственно самим плательщиком либо через его представителя по месту совершения юридически значимого действия при условии, что в платежных документах по ее уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно плательщиком (покупателем), обратившимся в соответствующий государственный орган, и именно за счет его собственных денежных средств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 июля 2010 г. N 03-05-04-03/70

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru