КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 23.03.2012

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель (ИП) планирует приобрести в лизинг три машины для осуществления грузоперевозок. Указанная деятельность подпадает под уплату ЕНВД, и, соответственно, ИП освобожден от уплаты НДС. Вправе ли ИП выставлять покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС и уплачивать эту сумму в бюджет?

Ответ: В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут переводиться организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и имеющие на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Согласно п. 4 названной статьи Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

В связи с этим указанные налогоплательщики в счетах на оказанные услуги выделять налог на добавленную стоимость не должны.

В случае выставления указанными налогоплательщиками покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость эту сумму налога они обязаны уплатить в бюджет (п. 5 ст. 173 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 февраля 2012 г. N 03-11-11/53

наверх

Вопрос: ООО оказывает заказчикам — иностранным организациям услуги по предоставлению персонала на основании договора о предоставлении персонала. В соответствии с данным договором ООО по заявке заказчиков направляет работников на работу за пределы РФ на объекты заказчиков. Работники ООО выполняют все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, по месту нахождения объектов заказчиков в иностранном государстве.

В связи с этим ООО устанавливает для данных работников режим работы вахтовым методом на объектах заказчиков.

Вахтовый метод предусмотрен в правилах внутреннего трудового распорядка ООО и положении о работе вахтовым методом ООО. Трудовые договоры работников ООО содержат указание на работу вахтовым методом.

Местом работы при вахтовом методе считаются объекты (участки), на которых осуществляется непосредственная трудовая деятельность. При этом направление работника на вахту не является служебной командировкой.

В период нахождения на объектах заказчика ООО выплачивает работникам заработную плату.

Согласно пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ доход в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ признается доходом, полученным от источника за пределами России. При этом не имеет значения, является работодателем российская или иностранная организация.

По мнению ООО, при направлении работников за пределы РФ для выполнения своих трудовых обязанностей фактическое место работы работника находится в иностранном государстве. Это означает, что направленный на вахту работник выполняет все свои трудовые функции по месту работы в иностранном государстве. В связи с этим получаемое им вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ.

До момента, пока работник организации будет признаваться в соответствии со ст. 207 НК РФ налоговым резидентом Российской Федерации, указанные доходы подлежат обложению НДФЛ по ставке 13 процентов.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица — налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 Кодекса.

Признается ли ООО налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов работников, полученных от источников за пределами РФ?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Как указывается в рассматриваемом вопросе, сотрудники организации, деятельность в которой осуществляется вахтовым методом, выполняют трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, за пределами Российской Федерации.

При направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

До момента, пока сотрудники организации будут признаваться в соответствии со ст. 207 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации, указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 228 Кодекса физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Согласно п. 2 ст. 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 Кодекса.

Учитывая изложенное, в отношении доходов сотрудников организации, полученных от источников за пределами Российской Федерации, организация- работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. ст. 226 и 230 Кодекса.

В случае если в течение налогового периода статус сотрудников организации меняется на нерезидента и остается таким до конца налогового периода, такие лица в соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса не признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такие лица не имеют.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 февраля 2012 г. N 03-04-06/6-44

наверх

Вопрос: В каком порядке лизинговая организация должна исчислить налог на имущество организаций в отношении изъятого лизингового оборудования, которое по условиям договора лизинга ранее учитывалось на балансе лизингополучателя?

В какой момент данное лизинговое оборудование подлежит включению в состав основных средств лизинговой организации и, соответственно, в налоговую базу по налогу на имущество организаций: в момент расторжения договора лизинга или в момент фактического изъятия имущества лизингодателем?

По какой стоимости данные основные средства должны быть отражены на балансе лизинговой организации для целей исчисления налога на имущество организаций?

Ответ: В соответствии со ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 Кодекса учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

При рассмотрении вопроса о порядке ведения бухгалтерского учета предмета лизинга и формировании его остаточной стоимости необходимо руководствоваться Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.02.1997 N 15 (далее — Указания N 15), а также Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н.

Из п. 7 Указаний N 15 следует, что если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то при возврате его лизингодателю остаточная стоимость на основании первичного учетного документа лизингополучателя отражается по дебету счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности". Если при этом возвращается имущество с полностью погашенной стоимостью, то оно приходуется по условной оценке 1 руб. (с учетом деноминации).

Если лизингодателем расторгается договор финансовой аренды (лизинга), то с даты его расторжения предмет лизинга по остаточной стоимости, сформированной в переданном лизингополучателем первичном учетном документе на основное средство, отражается на бухгалтерском счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности".

При прекращении использования лизингового имущества лизингодателем для лизинга его стоимость переносится с кредита счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности" на счет 01 "Основные средства" (п. 7 Указаний N 15). При этом актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 февраля 2012 г. N 03-05-05-01/11

наверх

Вопрос: В связи с изменениями в гл. 21 НК РФ, внесенными Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ, при отгрузке товара, стоимость которого выражена в условных единицах (далее — у. е.), организации не пересчитывают НДС при последующей оплате.

Однако не ясен вопрос, на какую дату пересчитать курс у. е. для расчета НДС организациям, которые заключают договоры в у. е. на условиях предоплаты.

В бухгалтерском и налоговом учете для целей исчисления налога на прибыль в этом случае суммовых разниц нет, так как поступившие авансы на дату реализации не пересчитывают (Письмо Минфина России от 04.05.2011 N 03-03-06/2/76).

Например, стоимость продукции равна 1180 у. е., в том числе НДС 180 у. е. Курс на дату оплаты — 31 руб. за у. е., на дату отгрузки — 30 руб. за у. е. На дату поступления предоплаты на расчетный счет организация показала в учете задолженность перед покупателем в сумме 36 580 руб. (1180 у. е. x 31 руб.). Также на дату поступления предоплаты организация рассчитала НДС с аванса, он равен 5580 руб. (180 у. е. x 31 руб.). Затем организация отгружает продукцию. Для целей расчета налога на прибыль и бухгалтерского учета сумма реализации равна 36 580 руб., то есть общую сумму реализации поставщик не пересчитывает.

Какой курс у. е. надо взять поставщику для расчета НДС на дату реализации: на дату отгрузки или на дату предоплаты?

Если поставщик выставит счет-фактуру в рублях, какую сумму надо записать в графах: стоимость товаров всего без налога, сумму налога, стоимость товаров всего с учетом налога?

Если поставщик выставит счет-фактуру в у. е., то в какой сумме покупателю отразить в учете стоимость товара и "входной" НДС: пересчитать показатели у. е. в рубли по курсу на дату отгрузки, на дату предоплаты или на дату принятия товара на учет?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки товаров (работ, услуг) или день их оплаты (частичной оплаты).

В соответствии с п. 4 ст. 153 Кодекса в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее — Закон), если при реализации товаров (работ, услуг) по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки товаров (работ, услуг), при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). При последующей оплате товаров (работ, услуг) налоговая база не корректируется. Суммовые разницы в части налога, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со ст. 250 Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со ст. 265 Кодекса.

Поскольку на основании п. 1 ст. 4 Закона указанные нормы вступили в силу с 1 октября 2011 г., установленный ими порядок определения налоговой базы подлежит применению в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) начиная с 1 октября 2011 г.

При определении налоговой базы на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет ранее поступившей 100%-ной предоплаты в рублях налоговую базу следует определять исходя из полученной 100%-ной предоплаты в рублях без перерасчета по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки.

При определении налоговой базы на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет ранее поступившей частичной оплаты в рублях вышеуказанную норму п. 4 ст. 153 Кодекса следует применять в отношении части стоимости товаров (работ, услуг), выраженной в иностранной валюте или в условных денежных единицах, не оплаченной покупателем на дату отгрузки товаров (работ, услуг). Поэтому часть стоимости товаров (работ, услуг), не оплаченная покупателем на дату отгрузки товаров (работ, услуг), пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату их отгрузки, а ранее поступившая частичная оплата в рублях — не пересчитывается.

Кроме того, следует учитывать, что согласно п. 14 ст. 167 Кодекса в случае, если моментом определения налоговой базы является день оплаты (частичной оплаты) предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет ранее поступившей оплаты (частичной оплаты) также возникает момент определения налоговой базы. При этом исключений из данного порядка в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах, не предусмотрено. Поэтому в случае если при реализации товаров (работ, услуг) по вышеуказанным договорам моментом определения налоговой базы является день 100%-ной оплаты или частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), то на день их отгрузки (выполнения, оказания) в счет ранее поступившей оплаты (частичной оплаты) также возникает момент определения налоговой базы и, соответственно, обязанность налогоплательщиков по определению налоговой базы.

Учитывая изложенное, при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее поступившей частичной оплаты в рублях налоговая база определяется как полная стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) в рублях, включая оплаченную и неоплаченную части. При этом неоплаченная часть стоимости товаров (работ, услуг) пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату их отгрузки.

Одновременно следует отметить, что на основании п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), при отгрузке соответствующих товаров (выполнении работ, оказании услуг) подлежат вычетам.

Что касается налоговых вычетов при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в условных денежных единицах, то в соответствии с п. 1 ст. 172 Кодекса в редакции Закона при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) по данным договорам налоговые вычеты, произведенные в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, при последующей оплате указанных товаров (работ, услуг, имущественных прав) не корректируются. Суммовые разницы в части налога на добавленную стоимость, возникающие у покупателя при последующей оплате, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со ст. 250 Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со ст. 265 Кодекса.

На основании п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров. Вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, одним из обязательных условий применения налоговых вычетов является наличие счетов-фактур.

При составлении счетов-фактур, выставляемых при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет поступившей ранее 100%-ной предоплаты в рублях (частичной оплаты в рублях), в графе 5 счета-фактуры, в которой указывается стоимость всего количества отгруженных по счету- фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога на добавленную стоимость, следует указывать стоимость товаров (работ, услуг) без налога в рублях исходя из полученной 100%-ной предоплаты в рублях без перерасчета по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки (полную стоимость товаров (работ, услуг) без налога в рублях, включая оплаченную и неоплаченную части). При этом неоплаченная часть стоимости товаров (работ, услуг) пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату их отгрузки.

В графе 8 счета-фактуры, в которой указывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (выполненных работ, оказанных услуг) при их реализации, следует указывать сумму налога на добавленную стоимость, определяемую исходя из ставок, применяемых к налоговой базе, то есть к стоимости товаров (работ, услуг), указанной в графе 5 счета-фактуры.

Согласно пп. "м" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в российских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, в строке 7 счета-фактуры "Валюта: наименование, код" указываются наименование и код валюты Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 февраля 2012 г. N 03-07-11/50

наверх

Вопрос: Организация начала свою деятельность в 2010 г. В этом же году организация заключила трудовой договор с физическим лицом, проходящим обучение в негосударственном высшем учебном заведении, имеющем лицензию на осуществление образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации. Между работником и учебным заведением заключен договор.

На момент приема на работу у организации не было возможности возмещать работнику расходы на обучение из-за нестабильного финансового положения. С 2012 г. организация намерена возмещать работнику стоимость обучения.

Может ли организация учесть в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль суммы, возмещаемые работнику за обучение начиная с 2012 г.?

Ответ: На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 264 Кодекса расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников организации-налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Пунктом 3 ст. 264 Кодекса установлено, что расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, если:

  • 1) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка работников налогоплательщика осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
  • 2) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года.

Как следует из вопроса, в 2010 г. организация заключила трудовой договор с физическим лицом, проходящим обучение в образовательном учреждении, обладающем соответствующей лицензией. На момент приема сотрудника на работу у налогоплательщика не было возможности возмещать ему расходы на обучение. С 2012 г. организация намерена возмещать работнику стоимость обучения.

Учитывая изложенное, расходы на компенсацию стоимости обучения сотрудника, осуществляемого на основании договора с образовательным учреждением, могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль организаций при соблюдении условий, установленных ст. 264 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/90

наверх

Вопрос: Должны ли индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД, вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке?

Должны ли налогоплательщики ЕНВД представлять в налоговые органы "нулевые" декларации (расчеты) по тем налогам, от уплаты которых они освобождены, а именно: налог на прибыль; НДС; налог на имущество организаций?

Ответ: Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, переведенный на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, освобождается от ведения бухгалтерского учета и не обязан представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность.

Согласно п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) уплата индивидуальным предпринимателем единого налога на вмененный доход предусматривает его освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход). Также данный индивидуальный предприниматель не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

На основании п. 1 ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, у индивидуального предпринимателя, не осуществляющего иных видов деятельности, кроме облагаемых единым налогом на вмененный доход, отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций по перечисленным выше налогам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 февраля 2012 г. N 03-11-11/46

наверх

Вопрос: В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В указанной статье также приводится расшифровка данных расходов. Однако п. 25 указанной статьи установлено, что к расходам по оплате труда также относятся другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

В коллективных договорах установлены такие социальные гарантии работникам, как выплата единовременного вознаграждения работнику, увольняющемуся в связи с выходом на пенсию; выплата единовременной компенсации работнику в связи с установлением ему утраты профессиональной трудоспособности; финансирование лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий; приобретение для работников бесплатной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнений; выплата денежных средств семьям погибших работников; частичная компенсация расходов по оплате энергетических ресурсов (отопления); приобретение путевок для работников на санаторно- курортное лечение, оздоровление и др.

В каком порядке, принимая во внимание п. 25 ст. 255 НК РФ, учитываются в целях налога на прибыль расходы на оплату работникам указанных выше социальных гарантий, установленных коллективными договорами?

Ответ: Согласно абз. 1 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Также п. 25 ст. 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности, другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом на основании п. 25 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли не учитываются в том числе расходы в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13018/10 по делу N А19-25409/09-43 отнесение организациями к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, сумм в виде надбавок к пенсии, единовременных пособий уходящим на пенсию работникам и иных аналогичных выплат, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором, признано неправомерным в связи с тем, что указанные выплаты носят непроизводственный характер и не связаны с оплатой труда работника.

Учитывая изложенное, единовременное поощрение, выплачиваемое при увольнении работников в связи с выходом на пенсию, предусмотренное коллективным договором общества, не учитывается в составе расходов в целях налогообложения прибыли организаций.

По аналогичным основаниям не учитывается выплата единовременной компенсации работнику в связи с установлением ему утраты профессиональной трудоспособности.

Пунктом 23 ст. 270 НК РФ также установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам.

В соответствии с п. 29 ст. 270 Кодекса в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.

Таким образом, расходы на финансирование лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, приобретение путевок для работников на санаторно-курортное лечение и оздоровление не учитываются в составе расходов в целях налогообложения прибыли организаций.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик вправе учесть в составе материальных расходов затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в частности, приобретение и выдачу за счет собственных средств прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 221 ТК РФ работодатели вправе устанавливать с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения повышенные нормы выдачи спецодежды, которые улучшают защиту работников по сравнению с типовыми нормами.

Правила обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н.

Таким образом, если опасные условия труда подтверждены аттестацией рабочих мест, а специальная одежда и иные средства индивидуальной защиты выдаются работникам по нормам, предусмотренным действующим законодательством, или по повышенным нормам, которые улучшают защиту работников по сравнению с типовыми нормами, то расходы на выдачу таких средств индивидуальной защиты могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли.

Согласно ст. 184 ТК РФ при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.

В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Таким образом, расходы на выплату денежных средств семьям погибших работников учитываются работодателем в составе внереализационных расходов.

В силу п. 4 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относится стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг).

Пунктом 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) за счет собственных средств предоставляют бесплатный пайковый уголь, нормы выдачи которого не могут быть меньше норм, определенных Правительством Российской Федерации, категориям лиц, указанным в данной статье, проживающих в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем. К таким лицам относятся:

  • — работники организации;
  • — пенсионеры, пенсии которым назначены в связи с работой в этих организациях;
  • — инвалиды труда, инвалиды по общему заболеванию, если они пользовались правом получения пайкового угля до наступления инвалидности;
  • — семьи погибших (умерших) работников этих организаций, если проживающие совместно с ними жена (муж), родители, дети и другие нетрудоспособные члены семьи получают пенсию по случаю потери кормильца;
  • — вдовы (вдовцы) бывших работников этих организаций.

Учитывая изложенное, частичная компенсация расходов по оплате энергетических ресурсов (отопления) в установленном законодательством Российской Федерации порядке может уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций в составе расходов на оплату труда.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 февраля 2012 г. N 03-03-06/4/8

наверх

Вопрос: ОАО является производителем никеля и палладия, платины, кобальта, меди, родия и иной продукции.

Существенная часть основной продукции — товаров реализуется ОАО на экспорт. При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, ОАО в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ применяет налоговую ставку по НДС в размере 0% при условии представления налоговому органу документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

На основании п. п. 9 и 10 ст. 165 НК РФ указанные документы представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, одновременно с налоговой декларацией. Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ в случае, если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не собран в течение сроков, указанных в п. 9 ст. 165 НК РФ, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ, т.е. на дату отгрузки указанных товаров.

В каком порядке ОАО следует отражать в налоговой декларации по НДС операции по реализации товаров на экспорт в случае, если день сбора ОАО полного пакета документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%, соответствует сроку, не превышающему 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, и 181-й день с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта приходятся на один налоговый период (квартал)?

Ответ: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации российскими налогоплательщиками товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.

На основании положений п. п. 9 и 10 ст. 165 Кодекса указанные документы представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, одновременно с налоговой декларацией.

В соответствии с п. 9 ст. 167 Кодекса, в случае если полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, собран в указанный срок, моментом определения налоговой базы является последний день квартала, в котором собран такой пакет документов. При этом п. 5 ст. 174 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Учитывая, что момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость по экспортным операциям и, соответственно, отражение таких операций в налоговой отчетности зависят от срока сбора документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, в случае, если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса, собран налогоплательщиком в срок, не превышающий 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, данные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов и отражаются в разд. 4 "Расчет суммы налога на добавленную стоимость по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена" налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н, за тот налоговый период, на который приходится день сбора документов, независимо от того, что этот день не является днем окончания налогового периода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 февраля 2012 г. N 03-07-08/41

наверх

Вопрос: Российская организация приобретает товары известной торговой марки у иностранных и российских производителей и реализует их оптом российским организациям — дистрибьюторам для дальнейшей реализации последними конечным потребителям. В соответствии с договорами поставки товаров российская организация предоставляет своим дистрибьюторам определенные гарантии качества товаров в течение гарантийного срока, установленного договорами поставки. В случае обнаружения ненадлежащего качества товара в пределах гарантийного срока, установленного договором поставки, дистрибьютор вправе обратиться в одну из организаций, уполномоченную российской организацией оказывать услуги по ремонту и техническому обслуживанию товаров данной торговой марки на территории РФ (далее — сервисный центр), для безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок.

При оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию товаров, недостатки которых выявлены в период гарантийного срока, установленного договорами поставки, сервисный центр не взимает плату с дистрибьюторов и получает вознаграждение за оказание таких услуг от российской организации в соответствии с условиями договора об организации услуг по ремонту и сервисному обслуживанию, заключенного между российской организацией (заказчик услуг) и сервисным центром (исполнитель).

Согласно пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация на территории РФ услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.

Облагаются ли НДС указанные выше услуги сервисного центра?

Ответ: В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена реализация услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.

Согласно Закону Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель несет ответственность за качество товара и безвозмездное исполнение гарантийных обязательств перед потребителем, изложенных в техническом паспорте товара или ином заменяющем его документе. На основании договора изготовитель определяет организации, уполномоченные на принятие претензий от потребителя, а также для выполнения гарантийного ремонта и технического обслуживания.

Поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товара ненадлежащего качества, обязанность по безвозмездному устранению недостатков товара (гарантийному ремонту) возлагается на изготовителя (продавца) или организацию, выполняющую функции изготовителя (продавца) такого товара, независимо от того, кто непосредственно будет оказывать услугу или выполнять работу по гарантийному ремонту данного товара.

Таким образом, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются суммы, полученные организацией, непосредственно осуществляющей гарантийный ремонт, в пределах возмещения стоимости гарантийного ремонта и запасных частей, использованных при осуществлении данного ремонта.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 февраля 2012 г. N 03-07-07/25

наверх

Вопрос: ООО, зарегистрированное по месту нахождения, занимается оптовой торговлей джинсовой и спортивной одеждой. В 2012 г. ООО планирует открыть несколько розничных магазинов (обособленных подразделений) в разных городах России. Согласно учетной политике обособленные подразделения не выделены на отдельный баланс, метод оценки товаров при их выбытии — по средней стоимости.

Можно ли в целях исчисления налога на прибыль применять для обособленных подразделений при списании товаров метод оценки товаров по средней стоимости, сформированной в целом по организации, или нужно производить списание по средней стоимости, сформированной по каждому обособленному подразделению?

Ответ: В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Статья 11 НК РФ определяет учетную политику для целей налогообложения как выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения.

Специальной нормы, устанавливающей порядок определения средней стоимости товаров при применении метода оценки товара при его списании по средней стоимости для организаций, имеющих обособленные подразделения, НК РФ не содержит.

Таким образом, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, будет он формировать среднюю стоимость товара по каждому обособленному подразделению или по организации в целом, закрепив это решение в учетной политике.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/88

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru