КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Подписаться на обзоры законодательства

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 22.10.2010

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Вопрос: Одним из направлений деятельности организации является разработка интегрированных систем управления для автоматизации бизнес-процессов коммерческих организаций. Результатом такой деятельности является создание программных комплексов, неисключительные права на использование которых передаются ряду лицензиатов на основании лицензионных договоров. Как правило, такие лицензионные договоры заключаются на срок от трех до пяти лет, то есть на срок, превышающий продолжительность одного налогового периода по налогу на прибыль.

В соответствии с условиями договоров определяется общая стоимость вознаграждения за использование программного обеспечения, которая уплачивается лицензиатом после передачи прав на использование программного обеспечения на основании единовременного Акта о предоставлении права на весь срок использования программного обеспечения. Вознаграждение уплачивается лицензиатом полностью и единовременно в течение не более 30 календарных дней со дня заключения договора и подписания Акта о предоставлении права использования программного обеспечения.

В соответствии с п. 2 ст. 271 НК РФ по доходам, относящимся к нескольким налоговым периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания расходов и доходов. Применение данного принципа в ситуации, когда плата взимается по лицензионному договору единовременно и Акт выставляется полностью на сумму вознаграждения, означает право налогоплательщика на признание доходов по соответствующему договору в течение срока действия договора, то есть в течение нескольких налоговых периодов.

Возможно ли применение п. 2 ст. 271 НК РФ в данной ситуации?

Ответ: Из вопроса следует, что, являясь разработчиком программного обеспечения ЭВМ, налогоплательщик передает неисключительные права на его использование ряду лицензиатов на основании лицензионных договоров. Такие договоры заключаются на срок от трех до пяти лет. При этом вознаграждение за использование программного обеспечения уплачивается лицензиатом полностью и единовременно после передачи прав на использование программного обеспечения на основании акта о предоставлении права на весь срок использования программного обеспечения.

В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиками.

Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса.

Согласно ст. 248 Кодекса к доходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, указанные в п. 5 ст. 250 Кодекса доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном в ст. 249 Кодекса.

Пунктом 1 ст. 271 Кодекса установлено, что при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

При этом в пп. 3 п. 4 ст. 271 Кодекса определено, что для внереализационных доходов в виде лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности датой получения дохода признается дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.

Вместе с тем п. 2 ст. 271 Кодекса предусмотрено, в частности, что доходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Основываясь на вышеизложенном и учитывая, что договор о передаче неисключительного права на использование программного обеспечения действует в течение нескольких налоговых периодов, но при этом за использование программного обеспечения уплачивается разовый единовременный платеж, доход в виде такого разового единовременного платежа на основании п. 2 ст. 271 Кодекса равномерно распределяется на срок действия лицензионного договора и в соответствующей доле учитывается в целях налогообложения прибыли на последний день отчетного (налогового) периода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/595

наверх

Вопрос: 1. Социальный налоговый вычет предоставляется работодателем при условии документального подтверждения расходов. При этом перечень таких документов НК РФ не установил.

В Письмах Минфина России от 02.10.2008 N 03-04-07-01/182 и ФНС России от 26.11.2008 N 3-5- 04/728@, от 05.05.2008 N ШС-6-3/331@ приведен перечень документов, необходимых для предоставления социального налогового вычета в налоговом органе по окончании налогового периода. Достаточно ли для предоставления социального налогового вычета по НДФЛ работодателем до окончания налогового периода следующих документов:

  • — письменного заявления работника (налогоплательщика);
  • — договоров негосударственного пенсионного обеспечения или добровольного пенсионного страхования, заключенных налогоплательщиком;
  • — копии лицензии негосударственного пенсионного фонда, заверенной подписью руководителя и печатью (кроме случаев, когда реквизиты лицензии содержатся в договоре);
  • — копий документов, подтверждающих родство с физическими лицами, в пользу которых налогоплательщик уплачивает пенсионный взнос (свидетельства о браке, о рождении, о смерти, справки об инвалидности, документа об усыновлении, распоряжения о назначении опеки (попечительства))?

2. В соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФ в случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета.

Учитывая изложенное и то, что форма заявления о получении социального налогового вычета законодательством РФ не установлена, должен ли работник в заявлении о получении социального налогового вычета по НДФЛ указывать размер вычета, который он хотел бы получить?

3. Можно ли предоставить социальный налоговый вычет с начала налогового периода (например, с 01.01.2009), если работник обратился за предоставлением данного вычета не с начала налогового периода (например, с 03.08.2009)? Необходимо ли в данной ситуации согласно письменному заявлению налогоплательщика возвращать НДФЛ, удержанный с 01.01.2009, после подтверждения переплаты налоговым органом?

Ответ: Согласно пп. 4 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных им в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу иных лиц, перечисленных в данном подпункте, и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу иных установленных лиц, — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 Кодекса.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.

Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Федеральный закон от 19.07.2009 N 202-ФЗ) в п. 2 ст. 219 Кодекса внесены изменения, предусматривающие предоставление указанного социального налогового вычета налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю — налоговому агенту при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 219 Кодекса и при условии, что взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольному пенсионному страхованию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды работодателем.

1. В случае если организация самостоятельно осуществляет перечисление страховых взносов в соответствующие фонды за своих сотрудников, для предоставления сотрудникам социального налогового вычета в организации должны иметься заявление налогоплательщика, договор, заключенный налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом или со страховой организацией; копии документов, подтверждающих родство с физическими лицами, в пользу которых налогоплательщик уплачивает пенсионные (страховые) взносы; платежные поручения с приложением реестров с указанием сведений о конкретных сотрудниках и перечисленных от их имени взносах в соответствующие фонды.

2. В соответствии с п. 2 ст. 219 Кодекса в случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде нескольких видов расходов, которые он вправе учесть при определении размера социального налогового вычета, налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в данном пункте.

Учитывая изложенное, при обращении налогоплательщика к налоговому агенту за получением вычета в сумме взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения и (или) по договору добровольного пенсионного страхования налогоплательщик должен указать выбранный им размер вычета.

3. Пунктами 2 и 6 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ предусмотрено вступление в силу указанных изменений с 1 января 2010 г. и распространение положений п. 2 ст. 219 Кодекса в редакции данного Закона на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Учитывая, что налоговый период 2009 г. окончен, налогоплательщики вправе реализовать свое право на получение социального налогового вычета, предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 219 Кодекса, за 2009 г. путем подачи соответствующей налоговой декларации в налоговый орган по месту жительства.

Указанный социальный налоговый вычет может предоставляться налогоплательщику до окончания налогового периода при обращении к работодателю начиная с 1 января 2010 г.

При этом в случае обращения к работодателю за предоставлением указанного социального налогового вычета не с первого месяца налогового периода 2010 г. вычет предоставляется начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением, представив все необходимые документы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 сентября 2010 г. N 03-04-06/6-216

наверх

Вопрос: Согласно Письму Минфина России от 26.07.2010 N 03-03-06/1/486 в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ для целей налогообложения прибыли организации не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в том числе в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.

При этом указанной статьей установлено, что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Расходы, понесенные застройщиком в ходе строительства объекта недвижимости, произведенные за счет средств целевого финансирования, также не учитываются для целей налогообложения прибыли.

Учитывая изложенное, расходы застройщика на строительство объекта (нежилого помещения), передаваемого инвестору по инвестиционному договору, не учитываемые для целей налогообложения прибыли организаций, определяются на основании данных налогового учета доходов и расходов, произведенных в рамках целевого финансирования (п. 14 ст. 250, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Организация является инвестором-застройщиком и привлекает (для целей дальнейшего финансирования строительства объекта) средства другого инвестора, которые согласно положениям заключенного сторонами договора соинвестирования являются средствами целевого финансирования, предназначенными исключительно для осуществления капитальных вложений в строительство объекта. Организация обеспечивает ведение раздельного учета доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования.

Правильно ли понимает организация, что суммы фактических расходов на строительство объекта, передаваемых организацией привлеченному ею соинвестору (и, соответственно, не учитываемых организацией при исчислении налога на прибыль), должна определяться на основании данных налогового учета доходов и расходов, произведенных организацией в рамках целевого финансирования в размере, равном, соответственно, инвестиционному взносу соинвестора, полученному организацией от соинвестора в рамках указанного договора соинвестирования?

Ответ: В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в том числе в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.

При этом указанной статьей установлено, что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

В соответствии с п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком признается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

В ситуации, изложенной в вопросе, организация, являющаяся инвестором-застройщиком, после начала реализации инвестиционного проекта привлекает соинвестора. Условиями договора соинвестирования предусмотрена передача соинвестору определенной договором части построенного объекта.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ привлеченные застройщиком средства соинвестора признаются средствами целевого финансирования, не учитываемыми для целей налогообложения прибыли организаций, при условии их использования по целевому назначению.

Расходы, связанные с реализацией инвестиционного проекта, произведенные в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом объект недвижимого имущества в части, переходящей в собственность инвестора- застройщика по окончании инвестиционного договора, принимается к налоговому учету инвестором- застройщиком по стоимости, определенной без учета расходов, произведенных за счет средств соинвестора в рамках целевого финансирования.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/591

наверх

Вопрос: Каков порядок уплаты госпошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при заявлении соискателем лицензии срока ее действия менее одного года?

Ответ: В соответствии с п. 18 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее — Закон N 171-ФЗ) за выдачу лицензий на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, продление срока действия таких лицензий и их переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный организацией, но не более чем на пять лет (п. 17 ст. 19 Закона N 171- ФЗ).

Подпунктом 94 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что за предоставление уполномоченными органами лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размере 40 000 руб. за каждый год срока действия лицензии.

В связи с этим размер государственной пошлины за предоставление уполномоченными органами лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на срок менее одного года зависит от срока действия данной лицензии.

Например, размер государственной пошлины за предоставление уполномоченными органами лицензии на розничную продажу алкогольной продукции сроком действия 6 месяцев составит 20 000 руб.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 сентября 2010 г. N 03-05-04-03/107

наверх

Вопрос: Организация заключила договор аренды нежилого помещения с физическим лицом — арендодателем, владельцем помещения. Получателем арендных платежей по договору на основании нотариально заверенной доверенности является другое физическое лицо — представитель физического лица. Это положение закреплено в договоре аренды отдельным пунктом.

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российская организация, выплачивающая арендные платежи физическому лицу в соответствии с заключенным договором аренды нежилого помещения, признается налоговым агентом, обязанным удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с сумм таких выплат.

Какое физическое лицо — арендодатель или представитель физического лица — является в этом случае получателем доходов для целей исчисления НДФЛ?

Ответ: Пунктом 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Таким образом, права и обязанности, в том числе и доход, по договору аренды нежилых помещений возникают непосредственно у арендодателя, а не у его представителя и организация, являющаяся налоговым агентом, обязана исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц с доходов в виде арендной платы налогоплательщика-арендодателя.

При этом на основании пп. 1 п. 1 ст. 223 Кодекса датой фактического получения дохода в данном случае является день выплаты дохода, а именно дата его перечисления по поручению налогоплательщика на счет третьего лица.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 сентября 2010 г. N 03-04-06/10-214

наверх

Вопрос: Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение среднего заработка, расчет которого производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

В соответствии с применяемой в организации системой оплаты труда работнику выплачиваются должностной оклад, месячная и квартальная премии, вознаграждение по итогам работы за год, ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

В связи с этим возникают ситуации, когда средний заработок, сохраненный за время командировки, оказывается значительно меньше, чем заработная плата, которую получил бы работник, если бы работодатель не направил его в командировку. В основном в подобные ситуации попадают работники, которые проработали в организации менее года, в связи с чем в расчет среднего заработка включается только должностной оклад без учета еще не полученных ими премий.

В соответствии с законодательством работодатель обязан оплачивать командированному работнику дни нахождения в командировке в размере не ниже среднего заработка. В интересах работника, учитывая, что, находясь в командировке, он продолжает выполнять свои трудовые функции, по мнению организации, работодатель имеет право производить доплату до фактического заработка в случаях, когда средний заработок оказывается ниже, чем фактический заработок работника (или производить оплату времени нахождения в командировке исходя из фактической, а не средней зарплаты, но в размере не ниже среднего заработка).

Согласно ст. 255 НК РФ в целях налогообложения прибыли в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

Организация считает, что она вправе учитывать при исчислении налога на прибыль расходы на оплату труда в виде доплаты к среднему заработку, сохраняемому за работником в период его нахождения в служебной командировке, до заработной платы как за фактически отработанное время при условии закрепления данной обязанности работодателя в коллективном договоре или в локальном нормативном акте.

Правомерна ли позиция организации?

Ответ: В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Статьей 167 ТК РФ установлено, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Порядок исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТК РФ, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".

В целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки. Также к расходам на оплату труда относятся компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ).

Таким образом, если доплаты до заработной платы как за фактически отработанное время сотрудникам, находившимся в командировке производственного характера, предусмотрены в локальном нормативном акте, то расходы по начислению подобных выплат могут учитываться в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 сентября 2010 г. N 03-03-06/2/164

наверх

Вопрос: Градообразующая организация содержит на балансе медико-санитарную часть, которая обслуживает работников организации, а также оказывает платные услуги на сторону.

В целях налога на прибыль расходы на содержание медико-санитарной части признаются в размере фактических затрат, так как нормативы для градообразующих организаций утверждены органами местного самоуправления в размере фактически осуществленных расходов.

В настоящее время предполагается заключение договора добровольного личного страхования работников сроком не менее года, предусматривающего оплату страховщиками расходов по оказанию медицинских услуг работникам, в том числе по определенным видам лечения, которые не может выполнять медсанчасть, а также по реабилитационно-восстановительному лечению на базе санаторно-курортного учреждения, имеющего соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности (санаторно- курортное оздоровление соответствует программе обязательного или добровольного медицинского страхования).

1. Правомерно ли одновременное признание затрат на содержание медико-санитарной части и расходов по договору добровольного медицинского страхования в целях налога на прибыль?

2. Возможно ли признание для целей налога на прибыль расходов по договору добровольного медицинского страхования работников, заключенному на срок не менее года, предусматривающему возможность оплаты страховщиками реабилитационно-восстановительного лечения на базе санаторно- курортного учреждения?

Ответ: По первому вопросу.

Из вопроса следует, что организация, являясь градообразующей, содержит на балансе медико- санитарную часть. Расходы на ее содержание организация учитывает в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.

В соответствии со ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абз. 3 и 4 ст. 275.1 НК РФ, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.

Таким образом, расходы на содержание собственной медико-санитарной части могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций в вышеуказанном порядке.

Статьей 255 НК РФ установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договору добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.

Из вопроса следует, что собственная медико-санитарная часть оказывает не все виды медицинских услуг.

В связи с этим платежи (взносы) по заключенному между работодателем и страховой организацией договору добровольного личного страхования работников, предусматривающему оплату страховщиками медицинских расходов, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций с учетом требований ст. 252 НК РФ.

По второму вопросу.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее — Закон N 1499-1) установлено, что добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования (ст. 4 Закона N 1499-1).

Согласно ст. 15 Закона N 1499-1 страховая медицинская организация обязана, в частности, заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими или иными учреждениями.

В соответствии со ст. 23 Закона N 1499-1 под договором на предоставление лечебно- профилактической помощи (медицинских услуг) понимается соглашение, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования.

Договор должен содержать, в частности, виды лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг).

Таким образом, в случае если программой добровольного медицинского страхования предусмотрено реабилитационно-восстановительное лечение, то платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов и реабилитационно-восстановительного лечения застрахованных работников, могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций.

Платежи (взносы) по вышеуказанным договорам включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/586

наверх

Вопрос: 1. Организация производит и реализует в торговые сети собственную продукцию — мучные кондитерские изделия (торты и пирожные недлительного срока реализации). В торговых сетях к окончанию срока реализации регулярно остается нереализованной часть продукции.

Организация получила предложение торговой сети заключить взамен действующего договора поставки продукции два договора: договор на поставку продукции организации в торговую сеть и договор на поставку торговой сетью организации ее же продукции.

Подразумевается, что предметом второго договора является обратная продажа торговой сетью продукции организации, срок реализации которой вскоре истекает или истек. Заключение только первого договора (т.е. без заключения второго) не предусмотрено предложением торговой сети, однако письменно условие о взаимосвязанном заключении первого и второго договоров нигде не закреплено.

Учитывая то, что выкупаемая обратно продукция не подлежит вторичной переработке, организация будет ее уничтожать.

Подпунктом "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговым сетям запрещено навязывать поставщикам условия о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении срока реализации, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ.

В п. 03.11.1922 СанПиН 2.3.4.545-96, утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20, сказано, что кондитерские изделия с кремом могут быть возвращены на предприятие не позднее 24 ч с момента окончания срока реализации. О кондитерских изделиях без крема в СанПиН 2.3.4.545-96 ничего не сказано.

По аналогичному вопросу, касающемуся хлеба и хлебобулочных изделий, Минфин России в Письме от 04.02.2010 N 03-03-06/4/8, сославшись на положение п. 3.11.8 указанного СанПиН о возврате поставщику черствого хлеба, сделал вывод о законности такого условия договора между поставщиком и предприятием торговли, и, соответственно, признано правомерным учитывать для целей исчисления налога на прибыль расходы на приобретение (обратный выкуп) у организации торговли хлеба и хлебобулочных изделий с истекшим сроком годности.

Правомерно ли при заключении указанных договоров учитывать в целях исчисления налога на прибыль расходы на выкуп мучных кондитерских изделий (тортов и пирожных недлительного срока реализации) у торговых сетей?

Если да, то можно ли учитывать указанные расходы независимо от того, истек срок реализации продукции или только истекает?

2. При обратном выкупе продукции торговые сети предъявляют организации НДС. Обратный выкуп и оплата данного НДС являются для организации необходимыми условиями осуществления поставок продукции в торговую сеть, т.е. обратный выкуп осуществляется на основании договора об обратном выкупе, который заключен для того, чтобы стали возможны операции по реализации продукции организации в торговую сеть.

Имеет ли организация право на вычет НДС, предъявленного торговой сетью при обратном выкупе, на основании договора купли-продажи? Если имеет право, то на каком основании:

  • — на основании п. 5 ст. 171 НК РФ (в случае возврата товара или отказа от него, если НДС с реализации уплачен организацией в бюджет, если возврат оформлен договором обратного выкупа);
  • — на основании пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ (приобретение товара для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС);
  • — на другом основании?

Если же организация не имеет права на вычет НДС в этой ситуации, то на каком основании?

Ответ: 1. Касательно налога на прибыль организаций

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее — Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 данного Закона, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации (ст. ст. 24, 25 Закона N 29-ФЗ).

Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20 для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности утверждены Санитарные правила и нормы производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96 (далее — Санитарные правила).

Согласно п. 3.1.1 Санитарных правил установленные в них правила и нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов, участков (в дальнейшем — предприятий), вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

На основании п. 3.11.8 Санитарных правил хлеб и хлебобулочные изделия по истечении сроков продажи подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые.

Также п. п. 03.11.1920 — 03.11.1922 Санитарных правил установлены порядок и условия возврата хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий с кремом на предприятие.

Таким образом, положениями Санитарных правил:

  • — на поставщика (производителя) возлагается ответственность за переработку (утилизацию) или уничтожение некачественных пищевых продуктов вне зависимости от того, что право собственности на указанные пищевые продукты перешло к торговой организации, являющейся с учетом требований Закона N 29-ФЗ владельцем данных продуктов;
  • — предопределяется необходимость включения в договоры отчуждения продукции хлебопекарной промышленности (купли-продажи, поставки) организациям торговли условия о последующем выкупе указанной продукции поставщиками (производителями) по истечении сроков реализации либо о заключении договоров о приобретении некачественных пищевых продуктов для целей их последующей утилизации или уничтожения.

Таким образом, существующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной продукции обязывает поставщиков (производителей) приобретать (выкупать) хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия с истекшим сроком годности у предприятий торговли и осуществлять их последующую утилизацию путем переработки или уничтожения.

В этой связи расходы в виде стоимости приобретаемых (выкупаемых) кондитерских изделий с истекшим сроком годности у предприятий торговли для последующей утилизации путем переработки или уничтожения, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.

Пунктом 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ установлены условия, по которым пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Таким образом, при принятии решения об обратном выкупе продукции следует руководствоваться данной нормой, учитывая в том числе установленные сроки реализации продукции. При этом отсутствие указанных условий и не истекший срок реализации продукции основанием для обратного выкупа продукции не являются.

2. Касательно налога на добавленную стоимость

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщикам в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. Поскольку указанные кондитерские изделия не используются для операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, то суммы налога, предъявленные по таким кондитерским изделиям, вычету не подлежат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/587

наверх

Вопрос: Федеральными законами от 25.11.2009 N 281-ФЗ и от 27.07.2010 N 229-ФЗ внесены изменения в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ, согласно которому стоимость материально-производственных запасов (далее — МПЗ), прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. п. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ.

Кроме того, согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

Данные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Правомерно ли при списании (в том числе реализации) в 2010 г. МПЗ, выявленных до 01.01.2010 в ходе инвентаризации, полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, включить стоимость данных МПЗ в целях исчисления налога на прибыль в расходы в сумме дохода, учтенного в порядке, предусмотренном п. п. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (в редакции, действующей с 01.01.2010) стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. п. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 Кодекса.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 Кодекса при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 Кодекса.

Учитывая изложенное, при реализации в 2010 г. имущества, выявленного в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств и оприходованного до 2010 г., налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/584

наверх

Вопрос: Организация является инвестором и заказчиком-застройщиком при строительстве логистического центра в 2009 г.

Строительство ведется подрядным способом. Технический надзор и контроль за строительством осуществлялись инженерами строительного контроля — работниками организации в соответствии с лицензией на осуществление строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности, которой предусмотрены выполнение функций заказчика-застройщика, подготовка задания на проектирование объектов строительства, техническое сопровождение проектной стадии (контроль за разработкой проектно-сметной документации, согласование ее в установленном порядке, передача в органы экспертизы, на утверждение и генеральной организации), оформление разрешительной документации на строительство и реконструкцию, контроль за сроками действия выданных технических условий на присоединение инженерных коммуникаций, организация управления строительством, в том числе технический надзор.

Считаются ли выполняемые работниками организации функции технического надзора и контроля за строительством строительно-монтажными работами, выполняемыми хозспособом, и нужно ли организации начислять НДС на суммы заработной платы работников, осуществляющих технический надзор и контроль за строительством?

Ответ: В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В случае если строительство объектов осуществляется подрядными организациями без производства строительно-монтажных работ собственными силами налогоплательщиков, то данная норма ст. 146 Кодекса не применяется.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 146 Кодекса передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не признается. В связи с этим в случае если организация является инвестором и заказчиком-застройщиком при осуществлении строительства объекта подрядными организациями без производства строительно-монтажных работ собственными силами, то расходы этой организации на осуществление контроля за ходом строительства и технического надзора, включаемые в первоначальную стоимость объекта, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются и, соответственно, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 сентября 2010 г. N 03-07-10/12

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru