КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Новшества

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 21.05.2010

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Вопрос: Организация, применяющая УСН («доходы минус расходы»), осуществляет деятельность по передаче (сублицензированию) третьим лицам ранее приобретенных прав на использование программ для ЭВМ и баз данных на основании лицензионных договоров, заключаемых в соответствии с требованиями ст. ст. 1235 – 1238, 1286 ГК РФ.

Подпунктом 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик при определении объекта налогообложения вправе уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям).

Вправе ли организация при определении объекта налогообложения учесть расходы, связанные с приобретением прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, если в дальнейшем эти права предполагается переуступить (сублицензировать) третьим лицам?

Ответ: В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Согласно п. 1 ст. 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

Согласно пп. 2 п. 6 ст. 1235 ГК РФ лицензионный договор должен предусматривать способы использования результата интеллектуальной деятельности.

В соответствии с положениями ст. 1238 ГК РФ при письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности другому лицу (сублицензионный договор).

По сублицензионному договору сублицензиату могут быть предоставлены права использования результата интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для лицензиата.

Исходя из этого расходы, связанные с приобретением неисключительных прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе в случае, если в дальнейшем эти права предполагается предоставить (сублицензировать) третьим лицам, при условии, что данный способ использования программ для ЭВМ и баз данных указан в лицензионном договоре.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 апреля 2010 г. N 03-11-06/2/70

наверх

Вопрос: В организации локальными актами и трудовыми договорами предусмотрена доплата до суммы оклада за период временной нетрудоспособности работника, не превышающий 15 рабочих дней в год, из них 3 дня без подтверждающих документов (больничного листа).

Вправе ли организация учесть при исчислении налога на прибыль в составе расходов на оплату труда в соответствии со ст. 255 НК РФ разницу между суммой оклада и суммой пособия за период временной нетрудоспособности, подтвержденный больничным листом, а также сумму оклада за период временной нетрудоспособности, не подтвержденный больничным листом?

Ответ: В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Статьей 255 Кодекса установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

С 1 января 2010 г. согласно ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» п. 15 ст. 255 Кодекса был признан утратившим силу.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.04.2009 N 78-ФЗ, Федеральный закон от 25.11.2008 N 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» устанавливает максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности только на 2009 г.

С 1 января 2010 г. в соответствии с п. 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212- ФЗ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Частью 1 ст. 7 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа работника. При стаже восемь и более лет пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка. При стаже от пяти до восьми лет оно составит 80%, до пяти лет – 60%.

Согласно ст. 3 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ первые два дня временной нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя.

Остальной период, начиная с третьего дня временной нетрудоспособности, оплачивается за счет средств бюджета ФСС РФ.

Кроме того, установленный ст. 255 Кодекса перечень расходов на оплату труда не является закрытым.

На основании п. 25 ст. 255 Кодекса в качестве расходов на оплату труда признаются также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым или коллективным договором, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/306

наверх

Вопрос: Организация-комиссионер применяет УСН. Вправе ли комиссионер выставлять счета-фактуры покупателям (в том числе физическим лицам) на полную стоимость (с выделением НДС) проданных товаров, принадлежащих комитенту? Комитент находится на общем режиме налогообложения. Повлечет ли это обязанность комиссионера уплатить выделенную сумму НДС в бюджет?

Ответ: Согласно п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.

Пунктом 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, предусмотрено, что комитенты, реализующие товары (работы, услуги) по договору комиссии, предусматривающему продажу товаров (работ, услуг) от имени комиссионера, регистрируют в книге продаж выданные комиссионеру счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером покупателю.

Таким образом, при реализации комиссионером товаров (работ, услуг) по договору комиссии, предусматривающему продажу товаров (работ, услуг) от имени комиссионера, счета-фактуры покупателю этих товаров (работ, услуг) выставляет комиссионер, в том числе применяющий упрощенную систему налогообложения. При этом данный порядок оформления счетов-фактур не приводит к обязанности комиссионера уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым комитентом.

Что касается оформления счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам, то согласно п. 7 ст. 168 Кодекса при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные п. п. 3 и 4 ст. 168 Кодекса, по выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 апреля 2010 г. N 03-11-11/123

наверх

Вопрос: Единственным участником российского юридического лица (ООО) является иностранное юридическое лицо (компания). Компания безвозмездно передает указанному ООО права на товарный знак, принадлежащий компании, для осуществления производственной деятельности.

Согласно пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ доходом, не учитываемым при налогообложении налогом на прибыль, признается имущество, безвозмездно полученное от организации, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из доли передающей стороны.

В рассматриваемом случае ООО безвозмездно получает не имущество, а имущественные права, не перечисленные в пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ.

При этом ст. 128 ГК РФ относит к имуществу и имущественные права, ввиду чего возникает неопределенность относительно определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Является ли доход ООО в виде стоимости товарного знака, безвозмездно полученного от своего единственного участника -нерезидента РФ, объектом обложения налогом на прибыль?

Ответ: Согласно положениям п. 5 ст. 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) ГК РФ не содержит запрета на безвозмездную передачу неисключительных прав пользования объектом интеллектуальной собственности.

Если получение налогоплательщиком неисключительного права пользования объектом интеллектуальной собственности (в том числе товарным знаком) не сопровождается каким-либо встречным предоставлением получающей стороны (обязанностью передать имущество, оказать услуги, выполнить работы), то такое получение рассматривается для целей налогообложения как операция по безвозмездному получению имущественного права.

В соответствии с п. 8 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ, признаются в целях налогообложения прибыли.

На основании пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения прибыли только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

Для целей налогообложения прибыли согласно п. 2 ст. 11 НК РФ иностранное юридическое лицо, обладающее гражданской правоспособностью, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства, признается организацией.

Учитывая изложенное, положения пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяются на имущество, полученное от иностранной организации, при соблюдении условий о величине ее вклада в уставный капитал налогоплательщика – российской организации.

При этом согласно п. 2 ст. 38 НК РФ под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

Поэтому доход в виде имущественного права, полученного организацией безвозмездно, следует учесть в целях налогообложения прибыли независимо от размера вклада передающей стороны в уставном капитале получающей стороны.

Главой 25 НК РФ не предусмотрен порядок оценки стоимости безвозмездно полученных имущественных прав.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) – по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Установленный п. 8 ст. 250 НК РФ принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, подлежит применению и при оценке имущественного права.

Таким образом, при безвозмездном получении права использования товарного знака в состав внереализационных доходов включается доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен использования аналогичных прав.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/299

наверх

Вопрос: Российская организация заключает договоры с иностранной организацией, предметом которых является оказание консультационных услуг.

Так как покупателем является иностранное юридическое лицо, не имеющее представительства на территории РФ, услуги, оказанные в рамках договоров, НДС по законодательству РФ не облагаются. Но согласно законодательству иностранного государства из дохода российской организации иностранный контрагент удерживает НДС у источника выплаты.

Вправе ли российская организация учитывать расходы в виде суммы НДС, удержанного иностранным агентом, при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, если такие расходы соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ?

Ответ: В соответствии с положениями ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме (до их обложения налогом, идентичным налогу на прибыль организаций) с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

По общему правилу, установленному гл. 25 Кодекса, при определении доходов в целях налогообложения прибыли из них исключаются суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Статьей 311 Кодекса установлено также, что расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются при определении налоговой базы в порядке и размерах, установленных гл. 25 Кодекса.

Начисленные суммы налогов и сборов, согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса, учитываются при определении налоговой базы в составе прочих расходов налогоплательщика. Однако данная норма распространяется только на налоги и сборы, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, о чем имеется прямое указание в названной ст. 264 Кодекса.

Что касается возможности отнесения к расходам "иностранных" налогов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса (в качестве других, специально не поименованных расходов, связанных с производством и реализацией), следует учитывать, что порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов имеет отдельное нормативное регулирование в ст. 264 Кодекса и, соответственно, такие расходы могут приниматься при определении налоговой базы в порядке, предусмотренном специальным положением пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса.

Таким образом, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке не учитываются суммы налога на добавленную стоимость, установленного законодательством иностранного государства, предъявленные налогоплательщиком иностранному покупателю в связи с реализацией работ, услуг, имущественных прав на территории данного иностранного государства.

При этом уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг) на территории иностранного государства налог на добавленную стоимость при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации также не учитывается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/302

наверх

Вопрос: Работник организации вернулся из служебной командировки на территории РФ. Командировка была осуществлена в рамках коммерческой деятельности организации.

По возвращении из командировки работник потребовал возмещения расходов за оплату жилого помещения, но не представил документы, подтверждающие его расходы по найму жилого помещения.

Какую сумму, не подтвержденную документально, организация может компенсировать работнику за оплату жилого помещения за каждый день нахождения в командировке на территории РФ?

Какая сумма затрат на оплату жилого помещения в командировке, не подтвержденная документально, но возмещенная работнику, освобождается от налогообложения НДФЛ?

Какая сумма затрат на оплату жилого помещения в командировке, не подтвержденная документально, но возмещенная работнику, может быть отнесена на затраты в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: В части налога на доходы физических лиц. Согласно п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов).

Абзацем 10 данного пункта предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы, в частности, по найму жилого помещения.

При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.

Таким образом, в случае непредставления сотрудником организации документов, подтверждающих оплату жилья во время нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации, суммы возмещения организацией указанных расходов освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц в пределах 700 руб. за каждый день нахождения в командировке.

Суммы возмещения организацией расходов сотрудника по найму жилья, превышающие размеры, установленные абз. 10 п. 3 ст. 217 Кодекса, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

В части налога на прибыль. Согласно ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель возмещает работнику, направленному в командировку, расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения, суточные и другие расходы, произведенные с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения командировочных расходов устанавливаются в коллективном договоре или локальном нормативном акте.

В соответствии с п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом, документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой, отчет о выполненной работе в командировке, согласованный с руководителем структурного подразделения работодателя, в письменной форме.

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся командировочные расходы. В составе этих расходов учитываются расходы на проезд к месту командирования и обратно к месту постоянной работы, наем жилого помещения, суточные, оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и прочих аналогичных документов, консульские, аэродромные сборы, сборы за право проезда, прохода и другие аналогичные платежи и сборы.

При этом командировочные расходы должны соответствовать требованиям ст. 252 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Если понесенные расходы не соответствуют этим требованиям, то на основании п. 49 ст. 270 Кодекса такие расходы не учитываются для целей налогообложения по налогу на прибыль.

Таким образом, если расходы по найму жилого помещения командированным работником документально не подтверждены, то организация не вправе на указанные затраты уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 апреля 2010 г. N 03-03-06/4/51

наверх

Вопрос: Организация занимается оптовыми поставками продуктов питания в магазины и торговые сети. В целях продвижения товара и увеличения объема продаж организация-покупатель оказывает ей услуги мерчандайзинга.

Вправе ли организация-поставщик учитывать подобные расходы в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом объектом рекламирования могут выступать товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик – российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном в гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

На основании п. 1 ст. 252 Кодекса установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Услуги мерчандайзинга направлены на повышение привлекательности, доступности товаров для конечного потребителя. К таким услугам, в частности, относятся приоритетная выкладка товара, размещение полной ассортиментной линейки товара, поддержание необходимого запаса товара в зале.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.

В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признаются публичной офертой в рамках договора розничной купли-продажи.

Оплата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки.

В общем случае указанные операции осуществляются в рамках деятельности покупателя (магазина) по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика-продавца. Соответственно, затраты поставщика- продавца по оплате действий покупателя – организации розничной торговли в рамках договора розничной купли-продажи не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.

При этом могут иметь место случаи, когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином) соглашение определяет целенаправленное выполнение организацией розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца.

В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если у организации-заказчика (поставщика-продавца) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя – организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым поставщиком-продавцом, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.

Если целенаправленные, оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя – организации розничной торговли) направлены и обеспечивают привлечение внимания розничных покупателей к товарам определенного наименования, продаваемым организацией заказчиком (поставщиком-продавцом), то такие действия являются услугами по рекламе, которые учитываются в целях налогообложения прибыли в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного в п. 4 ст. 264 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/294

наверх

Вопрос: Каков порядок налогообложения субсидии, полученной индивидуальным предпринимателем из федерального бюджета в рамках целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства», если индивидуальный предприниматель применяет систему налогообложения в виде ЕНВД?

Ответ: В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности.

Согласно п. 4 ст. 346.26 Кодекса уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход).

Что касается вопроса о получении денежных средств в виде субсидий, предоставленных индивидуальному предпринимателю из бюджета в рамках целевой программы содействия малому и среднему предпринимательству для осуществления предпринимательской деятельности, то в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

По своему назначению указанные субсидии направлены на компенсацию части произведенных затрат или недополученных доходов, возникших в связи с деятельностью, которую осуществляет индивидуальный предприниматель.

Следовательно, у индивидуального предпринимателя, получившего субсидии в соответствии со ст. 78 БК РФ, возникает экономическая выгода.

Денежные средства в виде субсидий, выделяемые согласно ст. 78 БК РФ на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, относятся к внереализационным доходам и, соответственно, не подпадают под вид деятельности, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход, в связи с чем подлежат налогообложению у индивидуальных предпринимателей, переведенных по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности на уплату единого налога на вмененный доход, в соответствии с гл. 23 Кодекса.

В целях гл. 23 Кодекса доходы индивидуальных предпринимателей в виде субсидий, выделяемых на возмещение ранее понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, подлежат налогообложению в порядке, установленном данной главой Кодекса, с применением налоговой ставки в размере 13 процентов.

При этом суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам), на основании п. 35 ст. 217 Кодекса освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 апреля 2010 г. N 03-11-11/117

наверх

Вопрос: Индивидуальные предприниматели и организации (исполнители), являющиеся плательщиками ЕСХН, выполняют работы по уборке урожая сельскохозяйственных культур. В связи с сезонным характером производства заказчики (предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции) не всегда способны своевременно оплатить исполнителю выполненные работы. Для страхования своих рисков исполнитель получает в качестве оплаты часть убранного урожая и впоследствии сам его реализует.

Например, в сентябре исполнитель убрал рис с площади 100 гектаров, стоимость работ – 14% от объема убранного урожая. 30 сентября заказчик передал исполнителю 560 кг риса ((40 × 100) × 14%) по себестоимости – 11 руб. за килограмм. В соответствии с действующим законодательством исполнитель должен отразить в своих доходах 6160 руб. и уплатить ЕСХН.

Реализация полученного в оплату риса происходит в феврале-марте следующего года, когда на рис складывается приемлемая цена. До этого рис хранится на элеваторе и исполнитель несет расходы по его хранению.

30 марта исполнитель реализует 560 кг риса по цене 12 руб. за килограмм и отразит в своих доходах 6720 руб., и также с указанной суммы он обязан уплатить ЕСХН.

Исполнитель считает, что получение части урожая (продукции) в качестве оплаты выполненных им работ нельзя рассматривать как получение дохода для целей исчисления ЕСХН. В этой ситуации происходит взаимозачет, а не оплата денежными средствами. Правомерна ли указанная позиция?

Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) датой получения доходов налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом, в том числе и путем зачета встречного требования (кассовый метод).

В связи с этим доходы организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, от оказания услуг по уборке сельскохозяйственных культур, оплата за которые осуществляется заказчиками услуг сельскохозяйственной продукцией, должны учитываться на дату получения сельскохозяйственной продукции.

При реализации полученной сельскохозяйственной продукции вышеуказанные организации и индивидуальные предприниматели обязаны учесть доходы от ее реализации в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 1 ст. 346.5 и п. 1 ст. 249 Кодекса.

Таким образом, следует иметь в виду, что в состав налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в вышеуказанных случаях включаются разные виды доходов – доходы от оказания услуг по уборке сельскохозяйственной продукции и доходы от реализации сельскохозяйственной продукции.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 апреля 2010 г. N 03-11-11/115

наверх

Вопрос: Согласно ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). При этом другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При этом установленный ст. 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда не является закрытым. Согласно п. 25 ст. 255 НК РФ в качестве расходов на оплату труда признаются также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.

Правомерно ли относить к расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль, затраты, связанные с покупкой подарков для награждения работников за трудовые успехи, в случае если это предусмотрено трудовыми договорами и локальным нормативным актом – правилами внутреннего трудового распорядка?

Ответ: В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 2 ст. 255 НК РФ предусмотрено, что к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются элементами системы оплаты труда в организации.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно положениям ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

В связи с этим расходы, связанные с покупкой подарков для награждения работников за трудовые успехи, осуществляемые на основании трудового договора и локального нормативного акта (правил внутреннего трудового распорядка), являются стимулирующими выплатами, которые могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли при условии, что такие расходы соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ.

Также необходимо обратить внимание на то, что п. 21 ст. 270 НК РФ предусмотрено: при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

В связи с этим в трудовых договорах с работниками должно быть предусмотрено условие о том, что на них распространяется система поощрений, действующая в организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 апреля 2010 г. N 03-03-06/2/79

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru