КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Новшества

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 20.08.2010

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Вопрос: Лицензиар (правообладатель) передает лицензиату по лицензионному договору неисключительные права на использование программы для ЭВМ. Права передаются на срок 15 лет. Сумма вознаграждения выплачивается лицензиатом единовременно. Лицензиар применяет в учете метод начисления. Основными видами деятельности лицензиара являются разработка, поставка, установка, настройка, обслуживание и сопровождение программ для электронных вычислительных машин.

Каков порядок учета в целях исчисления налога на прибыль единовременно полученных доходов от передачи на 15 лет неисключительных прав на использование программы для ЭВМ?

Ответ: Сумма вознаграждения по лицензионному договору, по которому передаются неисключительные права на использование программы для ЭВМ, в целях налогообложения прибыли учитывается либо в составе внереализационных доходов (п. 5 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ)), либо как доходы от реализации в том случае, если предоставление в пользование неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности является для налогоплательщика одним из видов деятельности (п. 1 ст. 249 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Пунктом 3 ст. 271 НК РФ установлено, что для доходов от реализации, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

Для внереализационных доходов в виде лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности датой получения дохода признается дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Учитывая то, что неисключительное право на использование программы для ЭВМ передается на 15 лет, единовременно выплачиваемое вознаграждение по лицензионному договору относится к нескольким налоговым периодам и с учетом положения п. 2 ст. 271 НК РФ подлежит распределению и равномерному включению в доходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций, в течение всего срока действия указанного договора.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 августа 2010 г. N 03-03-06/1/534

наверх

Вопрос: В соответствии с п. 8 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка.

Положения указанного пункта применяются также к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.

Правомерно ли, учитывая положения Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ, вступившего в силу с 29.12.2009, не исчислять НДФЛ с части (в 50 тыс. руб.) стоимости подарков (например, квартиры или машины), подаренных работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка?

Ответ: В соответствии с п. 8 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе и в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка.

Указанные положения применяются также к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.

Положение об освобождении от налогообложения доходов в натуральной форме, полученных работниками (родителями, усыновителями, опекунами) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, внесено в п. 8 ст. 217 Кодекса Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Условие о произведении единовременных выплат (в том числе и в виде материальной помощи), освобождаемых от налогообложения, в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) введено в п. 8 ст. 217 Кодекса Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и применяется с 1 января 2010 г.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 августа 2010 г. N 03-04-06/6-175

наверх

Вопрос: Работникам организации были предоставлены беспроцентные займы на приобретение жилья. По некоторым договорам заемщики не имеют права на получение имущественного налогового вычета, поэтому у организации возникает обязанность удержать НДФЛ с материальной выгоды, полученной налогоплательщиками от экономии на процентах по таким договорам, по ставке 35%. В соответствии с заключенными договорами заемщик возмещает организации сумму займа ежемесячно равными долями. Но иногда заемщик может просрочить период погашения займа на несколько месяцев.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организаций (далее — материальная выгода), признается доходом налогоплательщика.

При этом дата фактического получения дохода определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам (пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ), а налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора (пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ).

Таким образом, НК РФ не предусмотрен порядок определения сумм материальной выгоды по беспроцентным займам.

В каком порядке следует рассчитывать размер материальной выгоды в случае частичного погашения беспроцентного займа:

  • — исходя из суммы непогашенного остатка займа, которая числилась за работником с даты предыдущего частичного погашения займа (даты выдачи займа в случае первичного погашения займа), и количества дней, прошедших с даты предыдущего частичного погашения займа (даты выдачи займа в случае первичного погашения займа);
  • — исходя из суммы возвращенных организации средств на дату частичного погашения займа и количества дней, прошедших с даты выдачи займа?

Каким образом в целях исчисления НДФЛ следует определять дату получения дохода в виде материальной выгоды по беспроцентным займам в случае ежемесячного частичного погашения займа, а также в случае фактической задержки срока погашения займа?

Ответ: Подпунктом 1 п. 2 ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено, что при получении дохода в виде материальной выгоды, указанной в пп. 1 п. 1 ст. 212 Кодекса, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Следовательно, при расчете налоговой базы в отношении доходов физических лиц в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, необходимо принимать во внимание две суммы — сумму процентов, исчисленную исходя из двух третьих действующей на дату получения дохода ставки рефинансирования Банка России, и сумму процентов, исчисленную исходя из условий договора.

В случае если организацией выдан беспроцентный заем, налоговая база налогоплательщика определяется как сумма процентов, исчисленная исходя из двух третьих действующей на дату получения дохода ставки рефинансирования Банка России с части долга по займу, оставшейся с момента предыдущего погашения, за количество дней, прошедших с момента предыдущего погашения (либо с даты выдачи займа в случае первичного погашения займа).

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 223 Кодекса дата фактического получения доходов при получении доходов в виде материальной выгоды определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.

В случае если организацией выдан беспроцентный заем, то фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты фактического возврата заемных средств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 августа 2010 г. N 03-04-06/6-173

наверх

Вопрос: На последнее число отчетного (налогового) периода в налоговом учете организации числится дебиторская задолженность, возникшая в связи с непогашением задолженности контрагентом в установленный договором срок за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Данная дебиторская задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией и подтверждена результатами проведенной инвентаризации. Исходя из сроков возникновения задолженности она отвечает требованиям, определенным ст. 266 НК РФ в целях формирования резерва по сомнительным долгам.

По отдельному договору организация имеет кредиторскую задолженность перед тем же контрагентом.

Каким образом следует организации для целей налога на прибыль при формировании резерва по сомнительным долгам учитывать дебиторскую задолженность: в полном объеме или за исключением суммы кредиторской задолженности?

Ответ: В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ.

Глава 25 НК РФ рассматривает сомнительный долг как любую просроченную и необеспеченную дебиторскую задолженность и не устанавливает никаких дополнительных требований для признания задолженности перед налогоплательщиком сомнительным долгом.

Вместе с тем в соответствии со ст. 410 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Таким образом, просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность при наличии у налогоплательщика просроченной кредиторской задолженности перед тем же контрагентом не может быть признана сомнительным долгом в связи с возможностью налогоплательщика осуществить в одностороннем порядке зачет встречных обязательств.

Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе сформировать резерв по сомнительным долгам в отношении указанной дебиторской задолженности в той ее части, которая превышает кредиторскую задолженность налогоплательщика перед тем же контрагентом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 августа 2010 г. N 03-03-06/1/528

наверх

Вопрос: В 2010 г. в отношении организации, применяющей систему налогообложения в виде ЕСХН, введено конкурсное производство. Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции отсутствует. Вправе ли организация, не дожидаясь окончания налогового периода, применять общий режим налогообложения, в частности начислять НДС в момент реализации имущества? В случае ликвидации организации до окончания налогового периода в какой момент необходимо исчислить налоги по общей системе налогообложения в связи с утратой права на применение системы налогообложения в виде ЕСХН?

Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщика от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенной им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного условия.

Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение вышеназванного условия, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, кроме того, такой налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.

Таким образом, если доля дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, по итогам налогового периода 2010 г. составит менее 70 процентов в объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг), то такой налогоплательщик должен в течение января 2011 г. произвести пересчет налоговых обязательств с начала 2010 г. и уплатить пени за несвоевременную уплату налогов.

Что касается пересчета налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, то налогоплательщики, утратившие право на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производят данный перерасчет исходя из общего режима налогообложения. Поэтому операции по реализации товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, осуществленные в период применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщиками, утратившими право на применение этого налогового режима, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, налог уплачивается либо за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль организаций, либо за счет средств покупателей товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, в случае произведенной ими доплаты на сумму налога.

В случае ликвидации организации, применяющей систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, следует учитывать, что в соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Пунктом 3 ст. 55 Кодекса предусмотрено, что, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Исходя из изложенного, при ликвидации организации до окончания налогового периода такая организация должна рассчитать долю дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, с начала налогового периода до момента ликвидации, при этом моментом ликвидации будет считаться дата записи в Едином государственном реестре юридических лиц.

В том случае, если у организации при ее ликвидации доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составит менее 70 процентов, то такой налогоплательщик обязан произвести пересчет налоговых обязательств с начала 2010 г. до момента ликвидации в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 346.3 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 августа 2010 г. N 03-11-06/1/21

наверх

Вопрос: Организация исчисляет налог на прибыль по методу начисления.

Организация является цессионарием (новым кредитором) по договору цессии от 15.02.2009, купив задолженность заемщика перед цедентом (первоначальным кредитором) в размере 200 000 руб. по договору займа. За данное право требования организация заплатила 150 000 руб. 18.02.2009. В случае погашения долга доход составит 50 000 руб. Дальнейшая переуступка права требования не предполагается.

Возникает ли в данном случае облагаемый налогом на прибыль доход в размере разницы 50 000 руб.?

Если возникает, то в какой момент: в момент подписания акта приема- передачи задолженности, по мере погашения должником основной суммы займа либо в другой момент?

Ответ: Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при уступке (переуступке) права требования установлены ст. 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 279 НК РФ при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

В соответствии с п. 5 ст. 271 НК РФ при реализации финансовым агентом услуг финансирования под уступку денежного требования, а также реализации новым кредитором, получившим указанное требование, финансовых услуг дата получения дохода определяется как день последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования.

Таким образом, налогоплательщик-цессионарий (новый кредитор) на момент исполнения должником приобретенного ранее по договору цессии обязательства отражает в налоговой базе по налогу на прибыль доход от этой операции и одновременно учитывает расходы, связанные с приобретением указанного права требования долга.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 августа 2010 г. N 03-03-06/1/530

наверх

Вопрос: До введения в действие Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, не были поименованы в пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ как не облагаемые ЕСН. Однако финансовое ведомство и арбитражные суды сходились во мнении, что компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, выплачиваемые работодателем в размере, который установлен коллективным (трудовым) договором, не облагаются ЕСН. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ данные выплаты также не облагались и налогом на доходы физических лиц.

После введения в действие Федерального закона от 24.07.2009 N 212- ФЗ выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда облагаются страховыми взносами (абз. 2 пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Вместе с тем никаких изменений в гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ внесено не было.

Облагаются ли с 1 января 2010 г. НДФЛ компенсационные выплаты за работу с вредными и опасными условиями труда, установленные аттестационными картами и коллективным договором?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Согласно ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеют право на компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором.

При этом размеры компенсаций указанным работникам и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Учитывая изложенное, компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выплачиваемые работодателем в размере, установленном коллективным договором, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 августа 2010 г. N 03-04-06/6-165

наверх

Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от его продажи на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

Если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика. При расчете налога на прибыль полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК РФ).

В соответствии с абз. 2 п. 13 ст. 258 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2009) применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. При этом амортизационные подгруппы по объектам амортизируемого имущества, к нормам амортизации которых применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, формируются в составе амортизационной группы исходя из определенного Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации, срока полезного использования без учета его увеличения (уменьшения).

Распространяется ли указанная норма о сокращении (увеличении) срока полезного использования имущества в целях учета убытка от его реализации на все организации, применяющие повышающие (понижающие) коэффициенты к норме амортизации, или только на организации, применяющие нелинейный метод начисления амортизации, с учетом того, что п. 13 ст. 258 НК РФ регламентируется порядок формирования подгрупп из объектов амортизируемого имущества, к которым применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, организациями, применяющими нелинейный метод начисления амортизации в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 268 НК РФ, если остаточная стоимость амортизируемого имущества, указанного в пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения в следующем порядке. Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Пунктом 13 ст. 258 НК РФ установлено, что применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов.

Таким образом, убыток, полученный в связи с тем, что остаточная стоимость реализуемого амортизируемого имущества превышает доход от его реализации, включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока определяемого как разница между сокращенным сроком полезного использования, этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Вышеуказанный порядок учета убытка применяется в отношении основных средств, амортизация по которым начисляется как линейным, так и нелинейным методами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 августа 2010 г. N 03-03-05/183

наверх

Вопрос: В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ организация проводит мероприятия по подбору персонала для вновь открывающихся региональных обособленных подразделений. Первичный отбор (встречи, беседы с возможными кандидатами) производится работниками организации, выезжающими в командировки в те места, где предполагается создание новых обособленных подразделений.

В целях оптимизации процесса и затрат организации окончательное решение по приему кандидатов принимается после дополнительных встреч и тестирования, для чего кандидаты (группа кандидатов) приглашаются в региональные центры организации (в города, где открыты представительства организации или иные структурные подразделения). Организация для приглашенных кандидатов приобретает билеты в транспортных компаниях за безналичный расчет или же выдает денежные средства под отчет работнику организации, назначенному приказом по организации ответственным за проведение мероприятий по подбору персонала в создающиеся обособленные подразделения, на приобретение билетов, а также оплачивает гостиницы, где проживают приглашенные кандидаты.

Принимая во внимание то, что приглашение кандидатов, оплата их проезда и проживания осуществляются исключительно по инициативе и в интересах организации, возникает ли объект налогообложения по НДФЛ у приглашенных кандидатов в части сумм, затраченных организацией на оплату билетов и проживания?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Оплата за налогоплательщика (полностью или частично) организациями товаров (работ, услуг) в его интересах в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса признается доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.

Ссылка на то, что приглашение на собеседование осуществляется исключительно в интересах организации, является необоснованной, поскольку такое собеседование проводится и в интересах физического лица, претендующего на поступление на работу в данную организацию.

Таким образом, оплата организацией стоимости проезда и проживания участников собеседования в месте проведения собеседования является доходом, полученным данными лицами в натуральной форме, который подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 августа 2010 г. N 03-04-06/6-170

наверх

Вопрос: Организация занимается оптовой торговлей алкогольной продукцией и производит поставки данной продукции в розничные сети. С данными сетями у организации заключены договоры оказания услуг, согласно которым сети изготавливают рекламные каталоги и брошюры и размещают в них информацию о товарах и товарных знаках (которые организация поставляет данным сетям по договору поставки).

Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль учесть данные расходы в полном объеме согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ?

Ответ: Пунктом 11 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено, что услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях налогообложения прибыли учитываются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся:

  • — расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • — расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • — расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 — 4 п. 4 ст. 264 Кодекса, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.

Таким образом, с учетом положений п. 1 ст. 252 Кодекса расходы налогоплательщика на оплату услуг по рекламированию реализуемых продовольственных товаров, оказываемых хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг, могут учитываться в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 4 ст. 264 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 августа 2010 г. N 03-03-06/1/527

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru