КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 19.07.2010

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Вопрос: Об отсутствии оснований для уменьшения налоговой базы по НДС на отрицательные суммовые разницы, возникающие в налоговом периоде, в котором фактически получена оплата за ранее отгруженные товары, в случае если по условиям договора оплата товаров производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте.

Ответ: Согласно п. 4 ст. 166 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 – 3 п. 1 ст. 146 Кодекса, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Таким образом, в случае если по условиям договора оплата товаров (работ, услуг) производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте, уменьшать сумму налога, исчисленную и уплаченную в бюджет по итогам налогового периода, в котором произведена отгрузка товаров (работ, услуг), на отрицательные суммовые разницы, возникающие в налоговом периоде, в котором фактически получена оплата за ранее отгруженные товары (работы, услуги), оснований не имеется.

Кроме того, нормами гл. 21 Кодекса выставление счетов-фактур на отрицательные суммовые разницы не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 июля 2010 г. N 03-07-11/278

наверх

Вопрос: ООО, применяющим УСН с объектом налогообложения "доходы", заключены договоры с поставщиками на поставку товара без учета провозной платы и платы за пользование вагонами, который доставляется покупателю железнодорожным транспортом. На товар, на пользование вагонами и провозную плату (железнодорожный тариф) выставляются отдельные счета-фактуры.

ООО на возмещение железнодорожного тарифа и пользование вагонами перевыставляет покупателю счета-фактуры в том же объеме, т.е. не имеет при этом экономической выгоды, а средства, поступившие на расчетный счет, за возмещение данных услуг не способствуют увеличению капитала организации.

Являются ли полученные денежные средства за возмещение железнодорожного тарифа и пользование вагонами доходом, учитываемым при УСН?

Ответ: В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.

При этом согласно ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 346.17 Кодекса при применении упрощенной системы налогообложения доходы определяются по кассовому методу. При этом датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом.

Таким образом, суммы возмещения транспортных расходов налогоплательщика, поступающие от покупателей, должны учитываться в доходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, независимо от того, включаются они в стоимость товаров или получаются по отдельно выставленным счетам. Указанные доходы учитываются налогоплательщиком на дату их поступления.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 июня 2010 г. N 03-11-06/2/105

наверх

Вопрос: Физическим лицом было подано заявление о государственной регистрации юридического лица.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" вместе с заявлением о регистрации юридического лица должен быть представлен документ, подтверждающий уплату госпошлины.

Во исполнение вышеуказанной нормы физлицом к заявлению о государственной регистрации юрлица был приложен оригинал платежного документа об уплате госпошлины.

По вышеуказанному заявлению ИФНС отказала в государственной регистрации, мотивируя свой отказ тем, что госпошлина уплачена на неверный КБК.

В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с ч. 14 вышеуказанной нормы правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм госпошлины.

Каков порядок зачета ошибочно уплаченной на неверный КБК госпошлины в счет оплаты за государственную регистрацию внесения изменений в сведения о юрлице?

Ответ: Общий порядок возврата или зачета уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в том числе и за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определен ст. 333.40 гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Пунктом 1 ст. 333.40 Кодекса установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса, подлежит возврату.

Исходя из данного перечня основанием для возврата (зачета) уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных ст. 333.33 гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса, является в том числе уплата лицом, обратившимся в уполномоченный орган, государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса, а также отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

При этом неверно указанный код бюджетной классификации в платежном документе не является препятствием для возврата (зачета) излишне уплаченной суммы государственной пошлины, если плательщик может представить в орган, совершающий юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина, подтверждение из органа Федерального казначейства о поступлении данного сбора в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 333.40 гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются решения органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Федеральная налоговая служба является администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Приложение N 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н).

Учитывая изложенное, с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица можно обратиться в инспекцию Федеральной налоговой службы, в которую ранее обращались, только в счет уплаты государственной пошлины за совершение аналогичного действия (государственной регистрации юридического лица).

Главой 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса зачет суммы государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию юридического лица, в счет уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не предусмотрен.

За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, должна уплачиваться государственная пошлина в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.33 гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса в размере 20 процентов размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию юридического лица (4000 × 0,2 = 800 руб.).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 июня 2010 г. N 03-05-06-03/83

наверх

Вопрос: ООО осуществляет один вид предпринимательской деятельности – оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. ООО получило средства (субсидии) из бюджета в связи с предоставлением льготного проезда.

Являются ли денежные средства в виде субсидий, выделяемые ООО на возмещение затрат в связи с оказанием услуг, внереализационным доходом или эти средства – часть выручки, полученной в результате деятельности, облагаемой ЕНВД?

Ответ: В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Согласно п. 4 ст. 346.26 Кодекса уплата организациями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Что касается получения транспортной организацией денежных средств в виде субсидий за счет средств бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программой предоставления льготного проезда населению, то следует учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

По своему назначению указанные субсидии направляются на компенсацию части произведенных затрат или недополученных доходов, возникших в связи с деятельностью, которую осуществляют юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

Таким образом, у организаций, получивших субсидии в соответствии со ст. 78 БК РФ, возникает экономическая выгода.

Денежные средства в виде субсидий, выделяемые организации согласно ст. 78 БК РФ на возмещение затрат в связи с оказанием услуг, являются внереализационным доходом и, соответственно, не относятся к виду деятельности, переведенному на уплату единого налога на вмененный доход.

В связи с изложенным денежные средства в виде субсидий, полученные организацией из бюджета для компенсации затрат на проезд льготной категории населения при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, подлежат налогообложению в рамках иных режимов налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 июня 2010 г. N 03-11-06/3/96

наверх

Вопрос: Основной вид деятельности организации (ООО) – розничная торговля, в отношении которой применяется система налогообложения в виде ЕНВД.

ООО осуществляет розничную торговлю через магазин (объект стационарной торговой сети). Указанная торговая точка зарегистрирована как обособленное подразделение и является единственной торговой точкой, через которую осуществляется торговля. По месту регистрации самой организации торговля не ведется. Обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, не является представительством или филиалом организации.

Правомерно ли рассматривать обособленное подразделение ООО как обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством?

Если да, то вправе ли ООО применять УСН при возникновении операций, не подлежащих обложению ЕНВД, при соблюдении требований для применения УСН, поименованных в гл. 26.2 НК РФ?

Ответ: В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Подпунктом 3 п. 2 ст. 23 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.

При этом согласно ст. 83 Кодекса организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Кодексом.

При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным Кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.

В соответствии с п. 3 ст. 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит определения понятий "филиал" и "представительство" для целей налогообложения, то на основании ст. 11 Кодекса в подобной ситуации институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Из ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Согласно п. 7 ст. 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Кодексом.

Следовательно, если организация, являющаяся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, и не указала его в качестве таковых в своих учредительных документах, то она вправе применять в отношении предпринимательской деятельности, не подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения норм гл. 26.2 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 июня 2010 г. N 03-11-06/3/95

наверх

Вопрос: В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ "О внесении изменений в ст. 45 части первой и в гл. 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с 29.01.2010 установлена государственная пошлина за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Статьей 333.18 гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации определены сроки уплаты государственной пошлины, в том числе:

  • – в соответствии с пп. 4 п. 1 государственная пошлина уплачивается при обращении за выдачей документов (их дубликатов) – до выдачи документов (их дубликатов);
  • – в соответствии с пп. 6 п. 1 государственная пошлина уплачивается при обращении за совершением юридически значимых действий – до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Каким из вышеуказанных подпунктов п. 1 ст. 333.18 гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации следует руководствоваться при взимании государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции?

Ответ: Порядок и сроки уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в том числе и за совершение действий, связанных с лицензированием, определены ст. 333.18 гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Так, в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.18 Кодекса при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в пп. 1 – 5.1 данного пункта, государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

В соответствии с п. 5 ст. 333.18 Кодекса перечень и формы документов, необходимых для совершения юридически значимых действий, предусмотренных пп. 6 п. 1 указанной статьи, а также порядок их представления устанавливаются федеральными законами.

С учетом изложенного при предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции государственная пошлина должна быть уплачена единовременно до подачи документов на совершение такого действия в размере, рассчитанном исходя из предполагаемого срока действия лицензии.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 июня 2010 г. N 03-05-04-03/78

наверх

Вопрос: Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, осуществляет деятельность по сдаче в аренду имущества, находящегося у предпринимателя в собственности, а именно помещений здания.

Здание предназначено для ведения предпринимательской деятельности, что подтверждено наличием Свидетельства о государственной регистрации права с наименованием объекта права: "торгово-офисный центр", назначение: "нежилое".

На данный момент часть данного имущества сдается в аренду в соответствии с заключенными договорами, а другая его часть в аренду не сдана по следующим причинам: несколько помещений используется для управленческих нужд; несколько помещений находится на стадии ремонта; несколько помещений временно не арендуется, несмотря на то что поиск потенциальных арендаторов ведется активно.

Информация о сдаче в аренду помещений здания размещается в местных печатных изданиях и посредством вывески, установленной на здании, что подтверждено документально.

Освобождается ли индивидуальный предприниматель от обязанности по уплате налога на имущество физлиц в отношении помещений, которые в торгово-офисном центре не сданы в аренду по вышеуказанным причинам?

Относятся ли указанные помещения к имуществу, используемому в предпринимательской деятельности?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.

Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее – Закон N 2003-1).

В соответствии со ст. 5 Закона N 2003-1 исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. При этом лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

В связи с этим основанием для освобождения индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц могут являться документы, подтверждающие фактическое использование имущества в предпринимательской деятельности в течение налогового периода.

В силу ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В частности, к предпринимательской деятельности относится не только сдача имущества в аренду, но и действия подготовительного характера, например, проведение ремонтных и строительных работ, поиск потенциальных арендаторов, что подтверждается сложившейся судебной практикой (например, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.12.2009 N А70-4191/2009).

Таким образом, временное неиспользование имущества в предпринимательской деятельности в течение налогового периода, в частности, отсутствие договоров аренды, ремонт помещения и т.п., а также использование имущества (его части) для управленческих нужд индивидуального предпринимателя сами по себе не могут рассматриваться как использование этого имущества в целях, отличных от предпринимательской деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 июня 2010 г. N 03-11-11/177

наверх

Вопрос: Об отсутствии оснований для налогообложения НДС передачи имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации.

Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе предметов залога, и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях гл. 21 Кодекса не признаются объектом налогообложения операции по передаче имущества, если такая передача носит инвестиционный характер, в частности вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ (пп. 4 п. 3 ст. 39 Кодекса). Под имуществом в Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 38 Кодекса).

Исчерпывающие перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлены соответственно п. 2 ст. 146 и ст. 149 Кодекса.

В числе операций, указанных в названных статьях Кодекса, не предусмотрена передача имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал дочерней организации.

Поскольку имущественные права в целях Кодекса имуществом не признаются, при передаче имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации не применяются нормы пп. 4 п. 3 ст. 39 и пп. 1 п. 2 ст. 146 Кодекса.

Вместе с тем передача имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации носит инвестиционный характер и не является реализацией товаров (работ, услуг), которая определена п. 1 ст. 39 Кодекса.

Кроме того, согласно пп. 1 п. 3 ст. 170 Кодекса в случае передачи имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, подлежат восстановлению. Указанные суммы налога не включаются в первоначальную стоимость имущественных прав и подлежат налоговому вычету у принимающей организации в порядке, установленном гл. 21 Кодекса.

Таким образом, рассматривая в системной связи нормы п. 2 ст. 38, п. 1 и пп. 4 п. 3 ст. 39, пп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 146, ст. ст. 149 и 170 Кодекса, можно сделать вывод о том, что передача имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации не облагается налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 июня 2010 г. N 03-07-07/42

наверх

Вопрос: По правилам, действовавшим до 01.01.2010, ошибки, которые не привели к занижению налога, можно было исправить только через уточненную декларацию.

С 01.01.2010 ст. 54 НК РФ дополнена нормой, согласно которой налогоплательщик вправе сделать перерасчет налоговой базы и суммы налога в периоде выявления ошибки, но только если она привела к переплате налога.

В настоящее время, когда годовая налоговая отчетность организацией сдана, поступили документы за прошлый налоговый (отчетный) период, на основании которых организация должна отразить доходы прошлых лет на сумму 20 000 руб. и расходы прошлых лет на сумму 40 000 руб.

Вправе ли организация в данном случае сделать перерасчет налоговой базы и суммы налога на прибыль в текущем налоговом (отчетном) периоде?

Ответ: Пунктом 1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Абзацем 3 п. 1 ст. 54 НК РФ определены два случая перерасчета налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Это возможно, во-первых, в случаях невозможности определения периода совершения ошибок (искажений), и во- вторых, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

При обнаружении нескольких ошибок (искажений), повлекших как занижение, так и завышение налоговой базы и суммы налога, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, налоговая база и сумма налога уточняются в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения): ошибки (искажения), повлекшие занижение налоговой базы и суммы налога, отражаются в периоде, в котором они были совершены, если этот период известен; те ошибки (искажения), которые привели к излишней уплате налога, могут отражаться в налоговой базе за налоговый (отчетный) период, в котором они были выявлены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 июня 2010 г. N 03-03-06/4/64

наверх

Вопрос: ООО заключает договоры займа с юрлицами на срок более года с условием уплаты всей суммы процентов при предъявлении векселя.

Согласно п. 4 ст. 328 НК РФ налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений вышеназванного пункта. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, причитающуюся к получению (выплате) на конец месяца.

До 1 января 2010 г. в соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода.

Вправе ли ООО по указанным договорам ежемесячно учитывать в доходах в целях налогообложения налогом на прибыль проценты, подлежащие уплате в соответствии с условиями договора в момент предъявления векселя к платежу до 01.01.2010?

С 1 января 2010 г. в соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

Вправе ли ООО по указанным договорам ежемесячно учитывать в доходах в целях налогообложения налогом на прибыль проценты, подлежащие уплате в соответствии с условиями договора в момент предъявления векселя к платежу после 01.01.2010?

Ответ: Согласно п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) к внереализационным доходам относятся доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком сучетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ.

Пункт 1 ст. 271 НК РФ определяет, что в целях гл. 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иногоимущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются сучетом положений ст. ст. 318 – 320 НК РФ.

Пункт 6 ст. 271 и п. 8 ст. 272 НК РФ предусматривают, что по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход (расход) признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

На основании п. 1 ст. 328 НК РФ сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую всоответствии с положениями ст. ст. 271 – 273 НК РФ.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 328 НК РФ налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений вышеназванного пункта. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, причитающуюся к получению (выплате) наконец месяца.

В связи с вышеизложенными нормами НК РФ проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных доходов (расходов) равномерно в течение всего срока действия договора займа вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов на конец каждого месяца пользования предоставленными (полученными) денежными средствами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 июня 2010 г. N 03-03-06/1/430

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru