КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Подписаться на обзоры законодательства

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 18.01.2013

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: В соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Положением об оплате труда и премировании работников, действующим в организации, предусмотрено, что по решению (усмотрению) работодателя на основании приказа (распоряжения) работникам может производиться доплата к пособию по временной нетрудоспособности и пособию по беременности и родам до суммы оклада. При этом ни трудовыми договорами работников, ни коллективным договором вышеуказанные доплаты не предусмотрены.

В целях гл. 25 НК РФ основанием для начисления указанных выплат является больничный лист, оформленный в соответствии с требованиями Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.

Вправе ли организация учесть указанные выплаты в расходах на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ, если такие выплаты производятся исключительно на основании приказа (распоряжения) руководителя организации?

Ответ: Согласно ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с положениями ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Норма п. 25 ст. 255 Кодекса позволяет также учитывать для целей налогообложения прибыли и другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Таким образом, налогоплательщик вправе учитывать суммы доплат работникам до среднего заработка за период их временной нетрудоспособности в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в случае, если такие выплаты предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/723

наверх

Вопрос: Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступающим в силу с 1 января 2013 г., установлено, что первичный учетный документ может составляться в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (далее — ЭП).

С 1 июля 2013 г. порядок применения электронной подписи при совершении гражданско-правовых сделок и юридически значимых действий будет регулироваться Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее — Федеральный закон N 63-ФЗ), согласно которому электронный документ, подписанный усиленной ЭП, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью (п. 3 ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ).

Усиленная ЭП, в свою очередь, подразделяется на квалифицированную и неквалифицированную (п. 1 ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ).

Неквалифицированная ЭП формируется в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа подписи, позволяет идентифицировать лицо, подписавшее электронный документ, и обнаружить факт изменения электронного документа после его подписания. Квалифицированная ЭП по характеристикам аналогична неквалифицированной ЭП, но она используется только с сертификатом ключа проверки ЭП, созданным аккредитованным удостоверяющим центром.

С 1 июля 2013 г. организация будет формировать электронные документы, заверяемые усиленной неквалифицированной ЭП. В договорах, заключаемых организацией, в соответствии с положениями п. 3 ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ сторонами будет установлено, что документ, подписанный усиленной неквалифицированной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Будут ли с 1 июля 2013 г. электронные документы (в том числе документы, подтверждающие заключение сделки), подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, признаваться документами, подтверждающими полученные доходы/понесенные расходы для целей налога на прибыль и равнозначными первичным документам, оформленным на бумажном носителе, заверенным подписями уполномоченных лиц и печатью организации?

Ответ: В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Согласно ст. 6 указанного Федерального закона информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью (далее — неквалифицированная электронная подпись), признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, Кодексом не определены.

Таким образом, для целей налогового учета документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью, не может являться документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 декабря 2012 г. N 03-03-06/2/139

наверх

Вопрос: В связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" с 1 января 2013 г. утратит силу Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Организации, применяющие спецрежимы, с 2013 г. обязаны вести бухгалтерский учет и сдавать ежегодно бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Для организаций, применяющих УСН, исключений нет.

Возможно ли внести изменения, освобождающие от обязанности ведения бухгалтерского учета организации, выручка которых за календарный год не превышает 30 млн руб.?

Ответ: Нормы законодательства Российской Федерации об обществах с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 18, 23, 25, 30, 45, 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью") и об акционерных обществах (п. 1 ст. 97 и п. 1 ст. 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 29, 33, 35, 42, 48, 52, 78, 83, 84.6, 87, 88, 89, 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах") обязывают общества вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, а также утверждать распределение прибылей и убытков. Указанные нормы законодательства Российской Федерации подлежат применению всеми обществами с ограниченной ответственностью и акционерными обществами, включая перешедших на применение упрощенной системы налогообложения.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступающий в силу с 1 января 2013 г., не изменяет требований вышеуказанных Федеральных законов.

Вместе с тем в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете правила бухгалтерского учета независимо от вида экономической деятельности устанавливают упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 декабря 2012 г. N 03-11-11/390

наверх

Вопрос: ООО осуществляет международные грузоперевозки. На работу в качестве водителей-международников на основе долгосрочных трудовых договоров привлекаются граждане Белоруссии. В связи со спецификой деятельности часть рабочего времени водители находятся за границей. При пересечении границы между Республикой Беларусь и РФ штампы о пересечении границы не ставятся. Какую ставку НДФЛ следует применять при налогообложении доходов указанных работников? На основании каких документов можно определить фактическое нахождение работника на территории РФ?

Ответ: Как указывается в рассматриваемом вопросе, в организации, занимающейся международными перевозками, работают граждане Республики Беларусь. Часть рабочего времени водители проводят за пределами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1 Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006, вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (гражданином Российской Федерации или Республики Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся Государстве.

Если между организацией и гражданами Республики Беларусь заключены трудовые договоры, предусматривающие их нахождение на территории Российской Федерации не менее 183 дней, доходы таких сотрудников организации, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов с даты начала работы по найму.

Вместе с этим в течение налогового периода налоговый статус физических лиц — граждан Республики Беларусь может меняться в зависимости от времени их фактического нахождения в Российской Федерации и за ее пределами.

По итогам налогового периода устанавливается окончательный налоговый статус физических лиц, в соответствии с которым определяется ставка налогообложения их доходов, полученных за налоговый период.

Время фактического нахождения белорусских граждан в Российской Федерации может определяться по данным внутреннего учета организации, например, по табелю учета рабочего времени, путевым (маршрутным) листам, приказам и т.п.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 декабря 2012 г. N 03-04-05/6-1426

наверх

Вопрос: Работник уволился из организации 06.04.2012. При увольнении ему выдали справки по форме 2-НДФЛ за 2010 — 2011 гг., из которых работник установил, что в 2010 г. с него была излишне удержана сумма НДФЛ. Работник обратился за возвратом излишне удержанных сумм НДФЛ к налоговому агенту (организации). В возврате организация отказала, указав, что возврат должны произвести налоговые органы, так как после увольнения работника организация в отношении его доходов не несет обязанностей налогового агента.

Кто должен произвести возврат излишне удержанной суммы НДФЛ работнику в указанном случае?

Ответ: Из вопроса следует, что налоговым агентом был излишне удержан в 2010 г. налог на доходы физических лиц с доходов сотрудника, уволившегося в 2012 г.

Пунктом 1 ст. 231 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что излишне удержанная сумма налога налоговым агентом из дохода налогоплательщика подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации, в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Прекращение трудовых отношений между налогоплательщиком и организацией — источником выплаты доходов, с которых налог излишне удержан, а также период, в котором производится возврат излишне удержанного налога, не влияют на порядок применения норм ст. 231 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 декабря 2012 г. N 03-04-05/6-1430

наверх

Вопрос: Организация ранее не уплачивала ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, так как за четыре идущих подряд квартала (III, IV кварталы 2011 г., I, II кварталы 2012 г.) доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 10 млн руб. за квартал. Ситуация изменилась в III квартале 2012 г., и за IV квартал 2011 г., I, II, III кварталы 2012 г. эта сумма была превышена. Учитывая позицию Минфина России, изложенную в Письме от 21.09.2012 N 03-03-06/1/493, имеет ли право организация не уплачивать в IV квартале 2012 г. ежемесячные авансовые платежи, так как III квартал 2012 г. в расчет для перехода на уплату ежемесячных авансовых платежей не включается?

Ответ: Согласно п. 3 ст. 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, не превышали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Следовательно, налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, превысили в среднем 10 млн руб. за каждый квартал, уплачивают не только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода, но и ежемесячные авансовые платежи начиная с квартала, следующего за отчетным (налоговым) периодом.

Таким образом, в соответствии с п. 3 ст. 286 Кодекса при определении предыдущих четырех кварталов необходимо учитывать последовательно идущие четыре квартала, предшествующие периоду, на который приходится срок представления соответствующей налоговой декларации.

Например, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала (IV квартал 2011 г. и I, II, III кварталы 2012 г.) превысили в среднем 10 млн руб. за каждый квартал, то налогоплательщик уплачивает ежемесячные авансовые платежи начиная с IV квартала 2012 г., отраженные в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за девять месяцев 2012 г.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/716

наверх

Вопрос: Подлежит ли налогообложению НДФЛ сумма компенсации, выплачиваемой работникам за использование личного имущества (автомобиля), которая определена приложением к трудовому договору и связана с исполнением работником трудовых обязанностей?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Поскольку гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в служебных целях и не предусматривает порядок их установления, то для целей применения п. 3 ст. 217 Кодекса следует руководствоваться положениями Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 188 Трудового кодекса Российской Федерации при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Таким образом, освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 217 Кодекса подлежат суммы компенсационных выплат, включая возмещение расходов в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя при выполнении своих трудовых обязанностей в соответствии с соглашением сторон трудового договора.

При этом должны иметься документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества налогоплательщику, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, а также документы, подтверждающие суммы произведенных в этой связи расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 декабря 2012 г. N 03-04-06/3-357

наверх

Вопрос: Согласно пп. 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ субъекты РФ вправе увеличить максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по патентной системе налогообложения не более чем в пять раз по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым на территории города с численностью населения более одного миллиона человек.

Субъект РФ для целей применения ПСН установил размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода для города с численностью населения более одного миллиона человек и для прочих муниципальных образований.

Для подтверждения численности населения города была получена информация территориального органа Росстата о предварительной оценке численности постоянного населения городского округа, которая на 1 июня 2012 г. составила более одного миллиона человек.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г. численность населения города составила менее одного миллиона человек.

В период между переписями данные о численности населения органы статистики получают расчетным путем, опираясь на данные последней прошедшей переписи и текущего учета движения населения. Ежегодно указанный территориальный орган публикует информацию о численности постоянного населения города за предыдущий год, а также об изменении численности в течение года по состоянию на 1 апреля или 1 октября.

Вправе ли налоговые органы применять информацию об оценочной численности населения города, опубликованную территориальным органом Росстата, при выдаче патентов налогоплательщикам для целей применения патентной системы налогообложения?

Ответ: В соответствии с абз. 3 пп. 4 п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) субъекты Российской Федерации вправе увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не более чем в пять раз по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, осуществляемым на территории города с численностью населения более одного миллиона человек.

Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" Федеральный план статистических работ содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления пользователям официальной статистической информацией или распространения.

В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671- р, оценка численности населения производится один раз в год по состоянию на 1 января текущего года.

Оценки численности населения на другие даты или в другие сроки являются предварительными и не могут использоваться в целях определения размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по патентной системе налогообложения.

Исходя из этого, в целях применения абз. 3 пп. 4 п. 8 ст. 346.43 Кодекса в части увеличения максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не более чем в пять раз по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, осуществляемым на территории города с численностью населения более одного миллиона человек, на 2013 г. должны использоваться данные о численности населения города на 1 января 2012 г.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 декабря 2012 г. N 03-11-10/58

наверх

Вопрос: ОАО получает доход в виде начисленных процентов по выданным физлицам займам на цели приобретения или строительства жилья.

Порядок налогового учета доходов в виде процентов по договорам кредита установлен ст. 328 НК РФ, которой предусмотрено, что сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями ст. ст. 271 — 273 НК РФ (абз. 3 п. 1).

ОАО подало в суд иск о досрочном взыскании займа с должника путем обращения взыскания на заложенное имущество.

Когда наступает срок прекращения начисления процентов в целях налога на прибыль по просроченному займу, если ОАО не заявило в иске о расторжении договора займа, а также если в иске было заявлено о расторжении договора: на дату вступления в силу судебного решения о досрочном взыскании займа путем обращения взыскания на предмет залога или на дату оформления в собственность заимодавца (ОАО) заложенного имущества по результатам исполнительного производства в связи с признанием повторных торгов несостоявшимися?

Ответ: В соответствии с п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются ст. 290 Кодекса).

Абзацем 3 п. 1 ст. 328 Кодекса установлено, что сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями ст. ст. 271 — 273 Кодекса.

Согласно п. 6 ст. 271 Кодекса по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях гл. 25 Кодекса доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

На основании п. 1 ст. 348 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) залогодержатель приобретает право обратить взыскание на предмет залога, если в день наступления срока исполнения обязательства, обеспеченного залогом, оно не будет исполнено, за исключением случаев, если по закону или договору такое право возникает позже либо в силу закона взыскание может быть осуществлено ранее.

Если иное не предусмотрено договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности, проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию (ст. 337 ГК РФ).

Согласно ст. 51 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее — Закон N 102-ФЗ) взыскание по требованиям залогодержателя обращается на имущество, заложенное по договору об ипотеке, по решению суда, за исключением случаев, когда в соответствии со ст. 55 Закона N 102-ФЗ допускается удовлетворение таких требований без обращения в суд.

Закон N 102-ФЗ предусматривает возможность оставления за залогодержателем нереализованного заложенного имущества.

Пунктом 4 ст. 58 Закона N 102-ФЗ установлено, что в случае объявления повторных публичных торгов не состоявшимися по причинам, указанным в п. 1 ст. 58 Закона N 102-ФЗ, залогодержатель вправе приобрести (оставить за собой) заложенное имущество по цене не более чем на 25 процентов ниже его начальной продажной цены на первых публичных торгах, за исключением земельных участков, указанных в п. 1 ст. 62.1 Закона N 102-ФЗ, и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой имущества.

В соответствии с п. 5 ст. 61 Закона N 102-ФЗ, если залогодержатель в порядке, установленном Законом N 102-ФЗ, оставляет за собой предмет ипотеки, которым является принадлежащее залогодателю жилое помещение, а стоимости жилого помещения недостаточно для полного удовлетворения требований залогодержателя, задолженность по обеспеченному ипотекой обязательству считается погашенной и обеспеченное ипотекой обязательство прекращается. Задолженность по обеспеченному ипотекой обязательству считается погашенной, если размер обеспеченного ипотекой обязательства меньше или равен стоимости заложенного имущества, определенной на момент возникновения ипотеки.

Таким образом, в случае досрочного взыскания процентного займа путем обращения взыскания на заложенное имущество в судебном порядке начисление процентов по соответствующему долговому обязательству прекращается со дня, следующего за днем приобретения (оставления за собой) залогодержателем (заимодавцем) заложенного имущества.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/714

наверх

Вопрос: ООО применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". В 2010 г. ООО заключило договор строительного подряда для строительства гостевого домика с целью его дальнейшей продажи. В 2011 г. из-за финансовых трудностей строительство было завершено на 85%, стоимость услуг подрядной организации на данном этапе была оплачена. В бухгалтерском учете объект был учтен на счете 08.3 "Строительство объектов ОС".

В 2012 г. на гостевой домик было зарегистрировано право собственности как на объект, не завершенный строительством, в эксплуатацию он не вводился, в состав основных средств не включался, в аренду не сдавался.

В ноябре 2012 г. домик был продан по предоплате стороннему физическому лицу, сделка носила разовый характер.

Можно ли на основании п. 3 ст. 38 НК РФ признать проданное недостроенное здание товаром, предназначенным для реализации?

Учитываются ли в составе затрат при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, расходы, связанные с возведением реализуемого объекта недвижимости, в пределах перечня расходов, установленных п. 1 ст. 346.16 НК РФ?

Ответ: Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса, в соответствии с которыми расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Материальные расходы учитываются в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса в порядке, приведенном в ст. 254 Кодекса.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Пунктом 3 ст. 38 Кодекса установлено, что товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Таким образом, обоснованные и документально подтвержденные материальные расходы организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, связанные со строительством объекта незавершенного строительства, предназначенного для продажи, признаются затратами на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), и могут быть учтены в целях налогообложения.

При этом следует иметь в виду, что в составе затрат могут быть также учтены иные расходы, связанные со строительством, в пределах перечня расходов, установленных п. 1 ст. 346.16 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 декабря 2012 г. N 03-11-06/2/148

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru