КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Подписаться на обзоры законодательства

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 17.02.2012

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться в отношении оказания услуг по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.

Согласно ст. 346.27 НК РФ под площадью стоянки понимается общая площадь земельного участка, на которой размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов. При этом под платными стоянками понимаются площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств.

Организация построила четырехэтажную парковку. Парковка построена с целью решения проблемы с парковкой как личного, так и рабочего автотранспорта по вновь застраиваемому микрорайону в городе. Данная парковка рассчитана на 600 машино-мест, но на данный момент по причине незавершенного строительства микрорайона фактически занято 95.

Предусмотрено ли разделение площади стоянки на фактически используемую и предназначенную для использования в целях исчисления ЕНВД?

Ответ: В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Указанный режим распространяется на виды предпринимательской деятельности, в отношении которых затруднено налоговое администрирование. В связи с этим применение специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности носит обязательный характер.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 Кодекса, в том числе по оказанию услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок).

Согласно ст. 346.27 Кодекса под платными стоянками понимаются площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств (за исключением штрафных стоянок).

Пунктом 3 ст. 346.29 Кодекса установлено, что для исчисления суммы единого налога на вмененный доход при оказании услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках используется физический показатель "общая площадь стоянки (в квадратных метрах)".

Если для хранения автотранспортных средств используется многоуровневая (многоэтажная) платная автостоянка, то при применении физического показателя налогоплательщик должен учитывать общую площадь платной стоянки, в том числе как подземной, так и надземной ее части, определяемую на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

При этом в целях гл. 26.3 Кодекса не предусмотрено разделение площади стоянки для автотранспортных средств на фактически используемую и предназначенную для использования (то есть временно не используемую вследствие ремонта, строительства, отсутствия спроса и других причин, но в дальнейшем предназначенную для использования в данной предпринимательской деятельности) для целей исчисления суммы единого налога на вмененный доход.

Данная позиция подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 05.10.2009 N КГ-А41/10084-09-П2, ФАС Восточно- Сибирского округа от 17.11.2009 N А78-2194/2009, ФАС Поволжского округа от 21.05.2010 N А12-23255/2009).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 февраля 2012 г. N 03-11-06/3/6

наверх

Вопрос: Индивидуальный предприниматель (ИП) осуществляет деятельность в области фотографии и применяет УСН на основе патента. ИП получил внереализационный доход в виде безвозмездного имущества (фотооборудования). Согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики учитывают следующие доходы: доходы от реализации и внереализационные доходы. На основании п. 11 ст. 346.25.1 НК РФ ИП освобожден от представления налоговой декларации, где указываются в том числе и внереализационные доходы.

Исходя из смысла ст. 316.15 НК РФ, включаются ли внереализационные доходы в потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход?

Каков порядок налогообложения указанного внереализационного дохода?

Ответ: На основании пп. 32 п. 2 ст. 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) применение упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальным предпринимателем возможно в отношении предпринимательской деятельности в области фотографии. Согласно п. 6 ст. 346.25.1 Кодекса по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями вышеназванного специального налогового режима, устанавливается размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. При этом в рассматриваемом случае под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке, направленная на систематическое получение прибыли от реализации работ (услуг) в области фотографии.

В соответствии с п. 2.2 ст. 346.25.1 Кодекса налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан соответствующий патент, в том случае, если в календарном году, в котором налогоплательщик применяет данный специальный налоговый режим, его доходы превысили размер доходов, установленный ст. 346.13 Кодекса, независимо от количества полученных в указанном году патентов.

В соответствии с п. 4.1 ст. 346.13 Кодекса в случае, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 Кодекса, превысят 60 млн руб. (предельный уровень доходов), он считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.

Таким образом, в течение календарного года независимо от количества полученных патентов размер доходов индивидуального предпринимателя, перешедшего на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, не должен превышать 60 млн руб. В указанных доходах учитывают как доходы от реализации, так и внереализационные доходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.15 Кодекса и отражаемые в Книге учета доходов.

При условии соблюдения ограничений, установленных п. 2.2 ст. 346.25.1 Кодекса, вышеназванный индивидуальный предприниматель освобождается от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется упрощенная система налогообложения на основе патента, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Данный индивидуальный предприниматель также не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса (п. 3 ст. 346.11 Кодекса).

Вместе с тем доходы в виде безвозмездно полученного имущества не относятся к доходам от реализации товаров (работ, услуг), а согласно п. 8 ст. 250 Кодекса являются внереализационными доходами.

Учитывая вышеизложенное, налогообложение внереализационных доходов, полученных индивидуальным предпринимателем, в том числе если эти доходы получены в результате осуществления видов предпринимательской деятельности, по которым разрешено применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, следует осуществлять в рамках общего режима налогообложения, то есть в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса, либо в порядке и на условиях, предусмотренных для общеустановленной упрощенной системы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 февраля 2012 г. N 03-11-11/25

наверх

Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". В трудовых договорах с работниками предусмотрены доплаты к пособию по временной нетрудоспособности до фактического среднего заработка. С сумм доплат удерживается НДФЛ, а также начисляются взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, а также взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Правомерно ли учесть суммы указанных доплат при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, перешедших на применение упрощенной системы налогообложения, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 346.21 Кодекса сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Перечень выплат, относящихся к видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, указан в п. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее — Федеральный закон N 255-ФЗ). К данным выплатам, в частности, относится пособие по временной нетрудоспособности.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя. Так, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета указанного Фонда (пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 255-ФЗ).

Поскольку доплаты до среднего (фактического) заработка при выплате работникам пособий по временной нетрудоспособности превышают размер данного пособия, исчисленный в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, указанные доплаты в целях п. 3 ст. 346.21 Кодекса не учитываются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 февраля 2012 г. N 03-11-06/2/20

наверх

Вопрос: В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло. Исключением являются доходы, поименованные в ст. 217 НК РФ.

Средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные организации, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на основании п. 42 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ.

Одной из социальных гарантий, предоставляемых работникам в соответствии с коллективным договором с ОАО, является компенсация платы за содержание их детей в детских садах.

С целью реализации данного положения коллективного договора ОАО заключает с дошкольными образовательными учреждениями и родителями трехсторонние договоры, согласно которым часть стоимости содержания ребенка оплачивает работодатель, а оставшуюся сумму платы вносит работник, либо ОАО компенсирует работнику часть уплаченной суммы после полной оплаты работником пользования детским садом.

По мнению ОАО, так как п. 42 ст. 217 НК РФ не содержит ограничений по источнику выплаты и порядку ее осуществления, то суммы компенсации работодателем части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не подлежат налогообложению НДФЛ.

Правомерна ли позиция ОАО?

Ответ: Согласно п. 42 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные организации, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Согласно п. 1 ст. 52.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее — Закон от 10.07.1992) в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы.

Компенсация части родительской платы производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Выплаты на вышеуказанные цели, произведенные за счет иных источников, не могут рассматриваться как компенсация части родительской платы в смысле ст. 52.2 Закона от 10.07.1992. Соответственно, такие выплаты не подпадают под действие п. 42 ст. 217 Кодекса и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 февраля 2012 г. N 03-04-06/6-21

наверх

Вопрос: ООО в рамках своей деятельности приобрело транспортное средство в лизинг. Согласно договору лизинга балансодержателем предмета лизинга является лизингополучатель.

Сумма лизинговых платежей не включает расходы по доставке транспортного средства, которые осуществляются за счет лизингополучателя.

Каким образом следует учесть в налоговой базе по налогу на прибыль расходы лизингополучателя по доставке лизингового оборудования: единовременно в расходах на основании ст. 264 НК РФ, равномерными долями в течение срока действия лизингового договора или включить в первоначальную стоимость транспортного средства в соответствии со ст. 257 НК РФ?

Ответ: Как следует из вопроса, организация приобрела в лизинг транспортное средство. Указанное транспортное средство, приобретенное в лизинг, учитывается на балансе лизингополучателя.

В соответствии с п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Таким образом, расходы лизингополучателя на доставку транспортного средства, приобретенного в лизинг, не включаются в первоначальную стоимость предмета лизинга.

Указанные расходы включаются лизингополучателем в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии соблюдения критериев, установленных ст. 252 Кодекса.

При применении метода начисления, учитывая положения п. 1 ст. 272 Кодекса, в соответствии с применяемой налогоплательщиком учетной политикой расходы лизингополучателя по доставке и доведению предмета лизинга до состояния, в котором он пригоден к эксплуатации, могут включаться в налоговую базу по налогу на прибыль с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. В этом случае, если договор лизинга приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, данные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли равными частями в течение срока действия договора лизинга.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/64

наверх

Вопрос: Организация планирует приобрести акции, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ). Фактическая цена приобретения акций меньше расчетной цены, уменьшенной на 20 процентов, рассчитанной в соответствии с Порядком определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н. В дальнейшем организация планирует реализовать указанные акции. Какая цена будет признаваться ценой приобретения данных ценных бумаг для целей исчисления налога на прибыль?

Ответ: Статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.

Согласно п. 6 ст. 280 Кодекса по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, если иное не установлено п. 6 ст. 280 Кодекса.

В целях ст. 280 Кодекса предельное отклонение цен ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается в размере 20 процентов в сторону повышения или понижения от расчетной цены ценной бумаги.

В случае реализации (приобретения) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определений финансового результата для целей налогообложения принимается минимальная (максимальная) цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.

Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, утвержден Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н.

Таким образом, ценой приобретения ценных бумаг, приобретенных по цене ниже расчетной цены, уменьшенной на 20 процентов, для целей налогообложения прибыли будет признаваться фактическая цена приобретения указанных ценных бумаг.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 февраля 2012 г. N 03-03-06/2/13

наверх

Вопрос: С 01.01.2008 организация применяла УСН с объектом налогообложения "доходы". С 01.01.2012 организация планирует перейти на общую систему налогообложения.

В период применения УСН организация осуществила капитальные вложения в строительство объектов недвижимости (таунхаусов и коммуникаций для них), которые планируется продать в 2012 г. В период применения УСН таунхаусы и инженерные коммуникации в эксплуатацию не вводились.

Можно ли в 2012 г. при применении общей системы налогообложения учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, стоимость капитальных вложений в строительство таунхаусов и инженерных коммуникаций для них, осуществленных в период применения УСН?

Ответ: Исходя из текста вопроса, организация планирует перейти на общую систему налогообложения. При этом в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов организация осуществила капитальные вложения в строительство объектов недвижимости, которые в эксплуатацию не вводились.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств при определении объекта налогообложения не учитывают.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Статья 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), предусматривающая, в частности, особенности исчисления налоговой базы при переходе с упрощенной системы налогообложения на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений, не содержит особенностей исчисления налоговой базы в части указанных расходов.

При вводе основных средств в эксплуатацию в период применения общего режима налогообложения первоначальная стоимость основных средств определяется в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

Так, п. 1 ст. 257 НК РФ установлено, что первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Указанные расходы списываются посредством механизма амортизации, установленного ст. ст. 257 — 259.3 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/59

наверх

Вопрос: Организация заключила договор на поставку товаров в условных денежных единицах (у. е.) со 100%-ной предоплатой. Организация перечислила продавцу 100%-ную предоплату в счет предстоящих поставок товаров в рублях в сумме, эквивалентной у. е.

С 1 октября 2011 г. вступили в силу изменения, внесенные в гл. 21 НК РФ, регламентирующие порядок определения налоговой базы в отношении обязательств, оплата которых предусмотрена в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в у. е.

Принимаются ли к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом товаров, в случае если счет-фактура выставлен в у. е.? По какому курсу необходимо определить размер вычета по НДС? Возникают ли в данном случае суммовые разницы?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" при приобретении товаров по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в условных денежных единицах, налоговые вычеты, произведенные в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, при последующей оплате указанных товаров не корректируются. Суммовые разницы в части налога на добавленную стоимость, возникающие у покупателя при последующей оплате, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со ст. 250 Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со ст. 265 Кодекса.

На основании п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров. Вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, одним из обязательных условий применения налоговых вычетов является наличие счетов-фактур. При этом для применения налоговых вычетов при наличии счетов-фактур в условных денежных единицах пересчет покупателем условных денежных единиц в рубли гл. 21 Кодекса не предусмотрен.

Учитывая изложенное, для применения вычета сумм налога на добавленную стоимость, предъявляемых налогоплательщикам по товарам, приобретаемым по договорам, предусматривающим 100%-ную предоплату в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в условных денежных единицах, в счетах- фактурах по товарам, отгруженным в счет указанной предоплаты, в графе 5 счета-фактуры, в которой указывается стоимость всего количества отгруженных по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога на добавленную стоимость, должна быть указана стоимость товаров без налога в рублях, исходя из полученной 100%-ной предоплаты в рублях без перерасчета по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки.

В графе 8 счета-фактуры, в которой указывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (выполненных работ, оказанных услуг) при их реализации, должна быть указана сумма налога, определяемая исходя из ставок, применяемых к налоговой базе, то есть к стоимости товаров (работ, услуг), указанной в графе 5 счета-фактуры.

Согласно пп. "м" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и Правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в российских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, в строке 7 счета-фактуры "Валюта: наименование, код" указываются наименование и код валюты Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 февраля 2012 г. N 03-07-11/28

наверх

Вопрос: Об отсутствии оснований для налогообложения НДС на территории РФ услуг по организации на территории РФ выставок с участием иностранных организаций с целью рекламирования товаров, оказываемых российской организацией иностранным организациям, не зарегистрированным на территории РФ.

Ответ: Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Участниками отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы, являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. При этом рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Учитывая изложенное, услуги по организации на территории Российской Федерации выставок для рекламирования товаров с участием иностранных организаций для целей применения налога на добавленную стоимость следует относить к категории рекламных услуг.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса. Так, согласно положениям пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 данной статьи Кодекса место реализации рекламных услуг определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего такие услуги. В связи с этим в случае, если покупателем таких услуг является иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории иностранного государства, то местом реализации указанных услуг территория Российской Федерации не признается.

Таким образом, услуги по организации на территории Российской Федерации выставок с участием иностранных организаций с целью рекламирования товаров, оказываемые российской организацией иностранным организациям, не зарегистрированным на территории Российской Федерации, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не являются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 февраля 2012 г. N 03-07-08/21

наверх

Вопрос: Индивидуальный предприниматель для реализации автозапчастей арендует в помещении магазина часть площади.

Согласно правоустанавливающим документам (свидетельству о праве собственности, плану-экспликации) помещение является магазином и предприниматель арендует площадь в торговом зале. Как следует из плана-экспликации, на территории магазина, имеющего один общий центральный вход, находятся два торговых зала, две комнаты отдыха, санузел, офисное помещение. Помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже отсутствуют.

Торговый зал, в котором предприниматель арендует площадь 31 кв. м, не имеет дверей (только проем) и каких-либо ограничителей доступа на территорию данного зала. Зал открыт круглосуточно. Через зал проходят покупатели и работники из других торговых точек магазина в санитарно- бытовое помещение и кабинет администрации магазина (комнату отдыха).

В магазине также осуществляют предпринимательскую деятельность два других предпринимателя и ЗАО.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 15.12.2011 по делу N А42-3172/2011 указал, что при отсутствии какого-либо из признаков магазина объект организации торговли не может быть признан магазином в целях исчисления ЕНВД.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2010 N А26-4383/2009 арбитры указали, что даже если индивидуальный предприниматель занимается торговлей в стационарной сети, имеющей торговые залы, при этом объект не отвечает признакам магазина, то предприниматель в целях применения ЕНВД должен применять показатель "торговое место" или "площадь торгового места".

Вправе ли индивидуальный предприниматель в указанном случае применить для целей исчисления ЕНВД физический показатель "площадь торгового места" или "торговое место"?

Ответ: В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов.

При этом согласно ст. 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.

Исходя из ст. 346.29 Кодекса при исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, в качестве физического показателя базовой доходности используется "площадь торгового зала (в квадратных метрах)".

При исчислении единого налога на вмененный доход налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв. м, применяется физический показатель "торговое место". Если площадь торгового места превышает 5 кв. м, то при исчислении единого налога на вмененный доход применяется физический показатель "площадь торгового места (в квадратных метрах)".

Статьей 346.27 Кодекса установлено, что площадью торгового зала признается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно- кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.

Площадь торгового зала и торгового места определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Также следует отметить, что исходя из ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Кроме того, ст. 607 ГК РФ установлено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 января 2012 г. N 03-11-11/17

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru