КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 16.11.2012

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: Организация осуществляет сделки (покупку и продажу) с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, на внебиржевом рынке. На дату совершения сделки информация об интервале цен у организатора торговли отсутствует.

Какую информацию об интервале цен следует использовать организации при применении п. 5 ст. 280 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль в случае, если в течение последних трех месяцев, предшествующих сделке, у организатора торговли имеется информация об интервале цен по сделкам, заключенным и в основном режиме торгов, и в режиме переговорных сделок (далее - РПС), при этом ближайшие предшествующие сделки заключены на бирже именно в РПС:

  • 1) информацию об интервале цен в РПС, поскольку это ближайшие к сделке организации торги;
  • 2) информацию об интервале цен в основном режиме, поскольку в ближайшие предшествующие сделке три месяца имеется информация об интервале цен в основном режиме и, следовательно, информация об интервале цен в РПС учитываться не должна?

Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки. В случае совершения сделки через организатора торговли под датой совершения сделки следует понимать дату проведения торгов, на которых соответствующая сделка с ценной бумагой была заключена. В случае реализации ценной бумаги вне организованного рынка ценных бумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, то есть дата подписания договора.

Если по одной и той же ценной бумаге сделки на указанную дату совершались через двух и более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, то налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать организатора торговли, значения интервала цен которого будут использованы налогоплательщиком для целей налогообложения.

При отсутствии информации об интервале цен у организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки налогоплательщик принимает интервал цен при реализации этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних трех месяцев.

При соблюдении налогоплательщиком порядка, изложенного выше, фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, находящаяся в соответствующем интервале цен, принимается для целей налогообложения в качестве рыночной цены.

В случае реализации (приобретения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.

В случае наличия информации от организатора торговли о совершенных в течение трех месяцев с одной и той же ценной бумагой как сделок, заключенных в основном режиме торгов, так и сделок, совершенных в режиме переговоров, для целей налогообложения прибыли организаций следует использовать информацию об интервале цен по сделкам, заключенным в основном режиме. Информация об интервале цен по сделкам, заключенным в основном режиме торгов, является в данном случае приоритетной.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 ноября 2012 г. N 03-03-06/2/117

наверх

Вопрос: Организация, применяющая УСН, осуществляет розничную торговлю собственными товарами в арендованном магазине площадью менее 150 кв. м. Также организация от своего имени реализует товары, полученные по договору комиссии.

По условиям договора комиссии организация получает комиссионное вознаграждение, которое составляет разницу между ценой товара, по которой он получен от комитента, и ценой его реализации покупателю.

Вправе ли организация уплачивать ЕНВД в отношении розничной торговли товарами, полученными по договору комиссии?

Правомерно ли не учитывать доход в виде комиссионного вознаграждения от розничной продажи товаров при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?

Ответ: В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, могут быть переведены в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

На основании ст. 346.27 Кодекса розничной торговлей признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в пп. 6 — 10 п. 1 ст. 181 Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления). Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях гл. 26.3 Кодекса к розничной торговле.

При этом комиссионная торговля, согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденному Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст, — это розничная торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами — комитентами, по договорам комиссии.

Таким образом, в целях гл. 26.3 Кодекса комиссионная торговля как один из видов розничной торговли подпадает под налогообложение единым налогом на вмененный доход.

В случае реализации товара по договорам комиссии необходимо руководствоваться положениями ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой установлено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Деятельность комиссионера по осуществлению розничной торговли подлежит обложению единым налогом на вмененный доход только в том случае, если комиссионер реализует товар от своего имени через объект организации торговли, который принадлежит или используется им в предпринимательской деятельности на правовых основаниях (собственность, аренда и т.п.).

Учитывая изложенное, если организация осуществляет розничную торговлю по договорам комиссии, то такая организация может быть признана налогоплательщиком единого налога на вмененный доход в отношении розничной торговли через магазины, площадь каждого из которых не превышает 150 кв. м, с учетом положений п. п. 2.1 и 2.2 ст. 346.26 Кодекса. В том случае, если налогоплательщик совмещает применение упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и в отношении предпринимательской деятельности в виде розничной торговли по договорам комиссии уплачивает единый налог на вмененный доход, то доходы в виде комиссионного вознаграждения, полученные в рамках данных договоров при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываться им не должны.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 ноября 2012 г. N 03-11-06/3/74

наверх

Вопрос: Об отсутствии оснований для отказа в принятии к вычету сумм НДС по приобретенным товарам, по которым отсутствовала товарно- транспортная накладная по форме N 1-Т, если товары были приняты на учет на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12 налогоплательщиком, не являющимся заказчиком перевозки.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 172 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно Постановлению Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации используется товарная накладная по форме ТОРГ-12, содержащаяся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету операций, утвержденном данным Постановлением.

На основании Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 форма товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т), утвержденная данным Постановлением, была предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Таким образом, в случае принятия товаров на учет на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12 налогоплательщиком, не являющимся заказчиком перевозки, отсутствие у него товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по приобретаемым товарам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 октября 2012 г. N 03-07-11/461

наверх

Вопрос: ООО осуществляет розничную торговлю (через магазины с площадью торгового зала менее 150 кв. м) с применением по указанному виду деятельности системы налогообложения в виде ЕНВД.

В целях повышения покупательского спроса, привлечения и поощрения постоянных клиентов, увеличения объемов продаж, а также в целях повышения узнаваемости товарного знака на рынке продавец изделий (ООО) заключил договор с коммерческим банком на участие в программе потребительского кредитования.

По договору ООО обязуется оказывать содействие банку в реализации программы потребительского кредитования путем привлечения новых клиентов и стимулирования спроса на использование банковских продуктов для оплаты товара, реализуемого ООО.

Под привлеченным клиентом понимается клиент, который одновременно соответствует следующим критериям:

  • 1) ООО обеспечило направление клиента для совершения в месте нахождения торговой точки ООО действий, необходимых для получения кредита, и банк в течение срока действия договора заключил с таким клиентом кредитный договор, и денежные средства, составляющие часть или полную сумму кредита, были перечислены банком в пользу ООО в соответствии с договором об организации безналичных расчетов;
  • 2) клиент, в отношении которого ООО обеспечило целевое использование кредита, в том числе предоставило клиенту товар надлежащего качества, в течение одного месяца не обратился в магазин с требованием о возврате данного товара (не возвратил данный товар) по какому-либо основанию.

В целях обеспечения выполнения условий договора ООО утвердило положение (приказ) о порядке предоставления дополнительных скидок покупателям, приобретающим ювелирные изделия и часы в кредит. Согласно положению (приказу) покупатель получает дополнительную скидку на приобретаемые в кредит ювелирные изделия и часы в размере от 5% до 20% в зависимости от категории приобретаемого товара.

По итогам отчетного периода банк выплачивает ООО вознаграждение за привлеченных клиентов. Вознаграждение рассчитывается в процентном отношении к общему объему выданных кредитов на приобретение ювелирных изделий и часов.

Вправе ли ООО рассматривать вознаграждение в качестве дохода, полученного от деятельности, в отношении которой применяется система налогообложения в виде ЕНВД, а именно как возмещение (компенсацию) банком ООО разницы между стоимостью изделия без скидки и стоимостью изделия со скидкой, приобретенного покупателем в кредит? Если бы покупатель покупал изделия без привлечения кредитных средств, то скидка не была бы предоставлена продавцом.

Ответ: Согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

Исходя из ст. 346.27 Кодекса под розничной торговлей в целях применения единого налога на вмененный доход понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Статьей 488 и п. 3 ст. 500 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление розничной торговли по договорам розничной купли-продажи товаров в кредит, в том числе с условием оплаты покупателем товаров в рассрочку.

Также следует отметить, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении самостоятельно определяют: вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля); форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли); способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов); порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров, способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах, условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг, а также иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

Деятельность организации, направленную на повышение спроса, увеличение объемов продаж, привлечение и поощрение постоянных покупателей, осуществляемую путем предоставления скидок по тем или иным программам, проводимым совместно с банками и иными организациями, также можно рассматривать как часть предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

В связи с этим получение налогоплательщиками, осуществляющими розничную торговлю, денежного возмещения от банка в счет продажи покупателям товаров в кредит с дополнительными скидками, которое организация-продавец получает на основании заключенного с банком договора об участии в программе потребительского кредитования, связано с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

Соответственно, если налогоплательщик единого налога на вмененный доход, кроме деятельности в сфере розничной торговли, не осуществляет иных видов предпринимательской деятельности, то доход в виде возмещения, полученного от банка в счет продажи покупателям товаров в кредит с дополнительными скидками, следует признавать частью дохода, получаемого таким налогоплательщиком в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, который, соответственно, подлежит налогообложению в рамках единого налога на вмененный доход.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 октября 2012 г. N 03-11-06/3/73

наверх

Вопрос: В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Поскольку гл. 23 НК РФ не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в служебных целях и не предусматривает порядок их установления, то для целей применения п. 3 ст. 217 НК РФ следует руководствоваться положениями ТК РФ.

Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Подлежит ли налогообложению НДФЛ компенсационная выплата за использование личного транспорта в служебных целях, если сама выплата и размер компенсации устанавливаются приказом по организации (ОАО)?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Поскольку гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в служебных целях и не предусматривает порядок их установления, то для целей применения п. 3 ст. 217 Кодекса следует руководствоваться положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс).

Согласно ст. 188 Трудового кодекса при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Таким образом, освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 217 Кодекса подлежат суммы компенсационных выплат, включая возмещение расходов в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя при выполнении своих трудовых обязанностей в соответствии с соглашением сторон трудового договора.

При этом должны иметься документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества налогоплательщику, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели, а также документы, подтверждающие суммы произведенных в этой связи расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 октября 2012 г. N 03-04-06/9-305

наверх

Вопрос: ООО, применяющее УСН с объектом налогообложения "доходы", заключило предварительный договор на сдачу в аренду собственного нежилого помещения. По условиям этого договора, а также заключаемого в будущем основного договора аренды арендатор перечислил арендодателю обеспечительный платеж (задаток), который обеспечивает:

- обязательство арендатора по целевому использованию арендованного имущества в течение двух лет со дня заключения договора аренды;

- обязательство арендодателя по неизменности арендной ставки в течение двух лет со дня заключения договора аренды.

По договору аренды арендодатель вправе удержать указанный обеспечительный платеж в случае нарушения арендатором обязанности по целевому использованию арендованного имущества.

После истечения срока, в течение которого арендованное имущество должно использоваться по целевому назначению, при условии отсутствия нарушения его использования арендатором обеспечительный платеж на основании соглашения сторон либо возвращается арендатору, либо засчитывается в счет предстоящих арендных платежей по договору аренды.

На какую дату полученный обеспечительный платеж будет признаваться доходом для целей исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН: на дату получения обеспечительного платежа или на дату проведения соответствующего удержания или зачета, осуществленных ООО согласно договору аренды?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. При этом задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (п. 1 ст. 380 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Кодекса).

На основании пп. 2 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств.

Таким образом, при получении арендодателем от арендатора платежа для обеспечения исполнения обязательств при условии возврата указанных сумм после истечения срока договора аренды у налогоплательщика-арендодателя не возникает доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В том случае, если сумма обеспечительного платежа (задатка) не будет возвращена налогоплательщиком-арендодателем арендатору, данные суммы признаются доходами, связанными с оплатой за реализованные услуги по предоставлению имущества в аренду, которые включаются в состав доходов в целях налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 346.17 Кодекса датой получения доходов у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Учитывая изложенное, в случае если за оказанные налогоплательщиком услуги по предоставлению имущества в аренду оплата удерживается им из задатка (обеспечительного платежа), то в составе доходов выручка, полученная от предоставления данных услуг, учитывается на дату проведения зачета (удержания) указанных средств в счет погашения задолженности за оказанные услуги.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 октября 2012 г. N 03-11-06/2/135

наверх

Вопрос: Вправе ли налогоплательщик перейти с системы налогообложения в виде ЕНВД на УСН с начала месяца, в котором площадь магазина увеличилась со 120 кв. м до 240 кв. м и право на уплату ЕНВД было утрачено?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог на вмененный доход, предпринимательскую деятельность, облагаемую данным налогом.

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.

Соответственно, если площадь торгового зала магазина (павильона) изменилась и составила более 150 кв. м, то налогоплательщик, осуществляющий розничную торговлю через такой магазин (павильон), утрачивает право на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в связи с нарушением указанного ограничения.

Налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход исходя из ст. 346.30 Кодекса признается квартал.

Поэтому, если налогоплательщик нарушил порядок и условия применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установленные гл. 26.3 Кодекса, в частности ограничение по площади торгового зала, такой налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения с начала налогового периода (квартала), в котором произошло данное нарушение.

С общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения такой налогоплательщик вправе перейти с начала следующего календарного года в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 346.13 Кодекса.

Так, п. 1 ст. 346.13 Кодекса (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, если нарушение ограничения по размеру площади торгового зала, предусмотренное пп. 6 п. 2 ст. 346.26 Кодекса, было допущено в 2012 г., то налогоплательщик, перешедший в связи с этим на общий режим налогообложения, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2013 г. вправе подать не позднее 31 декабря 2012 г.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 октября 2012 г. N 03-11-11/231

наверх

Вопрос: О налогообложении НДС коммунальных услуг, оказываемых собственникам и арендаторам нежилых помещений, расположенных в нежилых зданиях.

Ответ: С 1 января 2010 г. в соответствии с пп. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Как следует из ст. ст. 155, 161 — 163 Жилищного кодекса Российской Федерации, организация признается управляющей организацией при осуществлении управления многоквартирным домом по договору управления многоквартирным домом. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, в отношении нежилых зданий норма вышеназванного пп. 29 п. 3 ст. 149 Кодекса не применяется. В связи с этим коммунальные услуги, оказываемые собственнику и арендатору нежилых помещений нежилого здания, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 октября 2012 г. N 03-07-07/110

наверх

Вопрос: Организация с целью сокращения коммунальных и эксплуатационных расходов по решению руководителя перевела часть площадей здания, временно не используемых в производственной деятельности (4,4% от общей площади), на консервацию на срок свыше 3 месяцев. Большая часть помещений в здании (95,6% общей площади) используется для производства и управленческих нужд. Здание учитывается как единый инвентарный объект.

Вправе ли организация, учитывая Письмо Минфина России от 02.11.2007 N 03-03-06/1/765, расчетным путем (пропорционально площади) разделить здание на два отдельных инвентарных объекта — находящийся на консервации и эксплуатируемый и продолжать начисление амортизации по эксплуатируемому объекту для целей исчисления налога на прибыль?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Из пп. 3 п. 2 ст. 253 Кодекса следует, что расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включают суммы начисленной амортизации.

В соответствии с п. 1 ст. 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

При этом п. 1 ст. 257 Кодекса установлено, что под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

На основании п. 3 ст. 256 Кодекса из состава амортизируемого имущества в целях гл. 25 Кодекса исключаются основные средства, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

Следовательно, если налогоплательщик в налоговом учете может выделить в два самостоятельных объекта учета часть здания, находящуюся на реконструкции более 12 месяцев, и остальную (нереконструируемую) часть здания, то в этом случае он вправе на период реконструкции продолжать начислять амортизацию в целях налогообложения прибыли на действующую часть здания (учитываемую как самостоятельный инвентарный объект).

Если в налоговом учете налогоплательщика здание учитывается как амортизируемое имущество в целом, в этом случае с изданием приказа о начале реконструкции здания амортизация по нему не начисляется до окончания реконструкции согласно вышеназванной норме ст. 256 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 октября 2012 г. N 03-03-06/1/560

наверх

Вопрос: Федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ внесены изменения в НК РФ, согласно которым с 2012 г. применяется новая редакция ст. 262 НК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 262 НК РФ налогоплательщик расходы на НИОКР, установленные Правительством Российской Федерации, вправе включать в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Если в результате выполнения работ получены исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе права на программное обеспечение), то данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 258 НК РФ, с учетом положений п. 3 ст. 259 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных ст. ст. 170 и 199 НК РФ.

Таким образом, положения НК РФ не ставят в зависимость формирование первоначальной стоимости нематериальных активов от порядка учета затрат, в результате которых получен результат, подлежащий правовой охране, на который организация приняла решение оформить исключительные права.

Как в целях исчисления налога на прибыль должна формироваться стоимость нематериальных активов, созданных в рамках НИОКР, по перечню НИОКР: с учетом или без учета коэффициента, применяемого в соответствии с п. 7 ст. 262 НК РФ?

Ответ: Порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее — НИОКР) определяется ст. 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Пунктом 9 ст. 262 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.06.2011 N 132-ФЗ, действующей с 1 января 2012 г.) определено, что, если в результате произведенных расходов на НИОКР налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, либо по выбору налогоплательщика указанные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Согласно п. п. 7 и 8 ст. 262 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по перечню НИОКР, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 988, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Таким образом, если в результате произведенных расходов на НИОКР по перечню НИОКР, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 988, налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, первоначальная стоимость такого нематериального актива формируется с коэффициентом 1,5.

Пунктом 3 ст. 257 НК РФ предусмотрено, что для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

Согласно ст. 1232 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в случаях, предусмотренных ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

Учитывая изложенное, в случаях, когда в соответствии с ГК РФ результат интеллектуальной деятельности признается и охраняется при условии его государственной регистрации, признание нематериального актива в налоговом учете или начало включения суммы расходов на НИОКР в состав прочих расходов в течение установленного срока осуществляется на дату государственной регистрации такого результата интеллектуальной деятельности.

При этом в соответствии с п. 9 ст. 262 НК РФ суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов в отчетных (налоговых) периодах, в которых были завершены соответствующие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в соответствии с гл. 25 НК РФ, восстановлению и включению в первоначальную стоимость нематериального актива не подлежат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 октября 2012 г. N 03-03-06/1/557

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru