КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Новшества

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 15.06.2012

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом для целей налога на прибыль признается имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности, которое используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Пунктом 3 ст. 256 НК РФ определено, что из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

В ходе хозяйственной деятельности ОАО возникают ситуации, когда в отношении объектов основных средств (контактной сети) проводится модернизация (реконструкция) продолжительностью свыше 12 месяцев, при этом объекты основных средств не выводятся из эксплуатации. Во время проведения модернизации (реконструкции) объекты основных средств используются в производственной деятельности, приносящей доход.

Должны ли объекты основных средств, по которым проводится модернизация (реконструкция) продолжительностью свыше 12 месяцев, но которые в этот период не выводятся из эксплуатации и используются в производственной деятельности, приносящей доход, исключаться из состава амортизируемого имущества на основании п. 3 ст. 256 НК РФ в целях налога на прибыль?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

На основании п. 3 ст. 256 Кодекса из состава амортизируемого имущества в целях гл. 25 Кодекса исключаются основные средства, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

Согласно п. 1 ст. 257 Кодекса под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Таким образом, если имущество учитывается как единый объект основных средств, при проведении его модернизации или реконструкции в течение срока, превышающего 12 месяцев, данный объект основных средств подлежит исключению из состава амортизируемого имущества по критерию срока проведения реконструкции (модернизации) вне зависимости от факта использования в этот период реконструируемого объекта в деятельности, направленной на получение дохода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 июня 2012 г. N 03-03-06/1/288

наверх

Вопрос: Организация осуществляет розничную торговлю (через магазины с площадью торгового зала менее 150 кв. м и объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов) и применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. В соответствии с маркетинговой политикой в целях привлечения новых клиентов организация заключила договор на участие в программе лояльности, реализуемой банком и управляемой оператором. В соответствии с правилами программы лояльности в момент заключения договора розничной купли-продажи с использованием карты банка держателю карты оператор начисляет бонусы, дающие право в дальнейшем получить в эквивалентном размере скидку на другой товар. По итогам отчетного периода оператор выплачивает организации компенсацию в счет возмещения скидки на товар, предоставленной держателю карты.

Можно ли в данном случае, если организация, кроме деятельности в сфере розничной торговли, подлежащей налогообложению ЕНВД, не осуществляет других видов предпринимательской деятельности, полученную от оператора программы лояльности компенсацию рассматривать как часть дохода, полученного от деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД в соответствии с гл. 26.3 НК РФ?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется, в частности, в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли (пп. 6 п. 2 ст. 346.26 Кодекса).

Согласно ст. 346.27 Кодекса для целей применения единого налога на вмененный доход под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Получение налогоплательщиками, осуществляющими розничную торговлю, денежного возмещения (вознаграждения) от банка в счет продажи покупателям (держателям банковских карт) товаров за безналичный расчет со скидками, которое организация-продавец получает на основании маркетинговой программы, связано с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

В связи с этим, если налогоплательщик единого налога на вмененный доход кроме деятельности в сфере розничной торговли не осуществляет иных видов предпринимательской деятельности, то доход в виде возмещения (вознаграждения), полученный от банка в счет продажи покупателям (держателям банковских карт) товаров за безналичный расчет со скидками, следует признавать частью дохода, получаемого таким налогоплательщиком в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, который, соответственно, подлежит налогообложению в рамках единого налога на вмененный доход.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 июня 2012 г. N 03-11-06/3/40

наверх

Вопрос: Каков порядок возврата государственной пошлины, уплаченной ООО за предоставление лицензии, в случае если уполномоченный орган отказал в выдаче лицензии?

Ответ: Порядок возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в том числе и за предоставление лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, продление срока действия лицензии, определен ст. 333.40 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Пунктом 1 ст. 333.40 гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, подлежит возврату.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Таким образом, в случае если организация обратилась в уполномоченный орган с заявлением за совершением юридически значимого действия в отношении нее и (или) за выдачей документов и уполномоченным органом было принято обоснованное решение об отказе в совершении вышеуказанных действий, то уплаченная сумма государственной пошлины, на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ, возврату не подлежит.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 июня 2012 г. N 03-05-05-03/10

наверх

Вопрос: О порядке выставления счетов-фактур, а также применении вычетов НДС, предъявленного подрядными организациями при проведении ими капитального строительства объекта, предназначенного для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, в случае если по договору датой окончания работ считается дата подписания акта приемки законченного строительством объекта, а финансирование строительства осуществляется ежемесячно на основании акта о приемке выполненных работ за отчетный месяц и справки о стоимости выполненных работ и затрат.

Ответ: В соответствии с п. п. 1 и 5 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, подлежат вычетам на основании счетов- фактур после принятия на учет работ, выполненных подрядными организациями, и при наличии соответствующих первичных документов.

Кроме того, согласно п. 12 ст. 171 Кодекса у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) при получении таких сумм оплаты (частичной оплаты), подлежат вычетам.

Пунктом 3 ст. 168 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Как следует из вопроса, организацией заключен договор с генеральным подрядчиком на строительство объекта. Согласно договору датой окончания работ считается дата подписания акта приемки законченного строительством объекта. При этом финансирование строительства объекта осуществляется ежемесячно на основании акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) за отчетный месяц и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).

В связи с этим генеральному подрядчику счета-фактуры следует выставлять как при передаче заказчику результата работ в объеме, определенном в договоре, так и при получении от заказчика оплаты в счет предстоящего выполнения работ. При этом налог на добавленную стоимость по авансовым платежам, перечисленным в счет предстоящего выполнения работ по капитальному строительству на основании форм КС-2 и КС-3, принимается у заказчика к вычету при наличии документов, перечень которых установлен п. 9 ст. 172 Кодекса.

Вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предъявленные генеральным подрядчиком заказчику по выполненным работам, применяются заказчиком в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 171 и п. 5 ст. 172 Кодекса. Одновременно суммы налога, ранее принятые к вычету заказчиком с перечисленной им частичной оплаты в счет предстоящего выполнения работ, подлежат восстановлению в соответствии с порядком, установленным п. 3 ст. 170 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 мая 2012 г. N 03-07-10/12

наверх

Вопрос: Согласно ст. 284.1 НК РФ организации, осуществляющие медицинскую деятельность, вправе применять налоговую ставку 0% по налогу на прибыль. Одним из условий применения указанной ставки является критерий, в соответствии с которым доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, должны составлять не менее 90% ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ (пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ)

Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 НК РФ.

Отдельно от договоров аренды медицинская организация заключила с арендаторами договоры на возмещение коммунальных услуг и услуг связи. В ст. 250 НК РФ не поименован такой вид дохода, как компенсация арендатором стоимости потребленных коммунальных услуг, услуг связи.

Признаются ли суммы возмещения, полученные от арендатора, доходами в целях исполнения условий пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, поскольку в данном случае они компенсируют расходы по содержанию и использованию сданного в аренду помещения?

Правомерно ли при определении процентного соотношения доходов от осуществления медицинской деятельности в сумме доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ в общей сумме доходов, не учитывать суммы возмещения, полученные от арендаторов?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных ст. 284.1 НК РФ.

Для целей применения указанного положения осуществляемая организацией медицинская деятельность должна быть включена в Перечень видов медицинской деятельности, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 917.

Одним из условий применения налоговой ставки 0 процентов является критерий, в соответствии с которым доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, должны составлять не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ (пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 НК РФ.

При определении налоговой базы не учитываются доходы, закрытый перечень которых приведен в ст. 251 НК РФ. В этой статье не поименован такой доход, как суммы, полученные от арендаторов в качестве возмещения стоимости потребленных коммунальных услуг и услуг связи.

Таким образом, при определении за налоговый период процентного соотношения доходов, дающего право организации на применение налоговой ставки 0 процентов, должны учитываться доходы медицинской организации от осуществления ею медицинской деятельности, входящей в Перечень видов медицинской деятельности, установленный Правительством Российской Федерации (а также доходы от выполнения научных исследований и (или) опытно- конструкторских разработок), в общем объеме доходов, определяемых в соответствии со ст. 248 НК РФ, включая суммы, полученные от арендаторов в качестве возмещения стоимости потребленных коммунальных услуг, услуг связи.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 мая 2012 г. N 03-03-06/4/55

наверх

Вопрос: ЗАО в ходе своей основной деятельности осуществляет нотариальное оформление документов, обращаясь к частным нотариусам.

В соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относится плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты.

В связи с тем что для успешного функционирования ЗАО необходимо осуществлять нотариальное заверение заключаемых договоров, сделок с клиентами, а также в связи с тем что все затраты на нотариальные услуги оформляются актами, правомерно ли ЗАО учесть при исчислении налога на прибыль расходы:

  • — в виде платы частному нотариусу за выполнение действий, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, по тарифам, превышающим размер госпошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе;
  • — в виде платы по тарифу частному нотариусу за совершение действий, для которых законодательством РФ не предусмотрена обязательная нотариальная форма?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относится плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с п. 39 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке.

В ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации от 11.02.1993 N 4462-1 "О нотариате" (далее — Основы) определено, что за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в ч. 4 ст. 1 Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За совершение тех же действий нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор определены в п. 1 ст. 333.24 НК РФ.

За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в ч. 4 ст. 1 Основ, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ.

Таким образом, по сделкам, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, размеры тарифа не должны превышать размеры государственных пошлин, утвержденных ст. 333.24 НК РФ, а по сделкам, которые не обязательно нотариально заверять, нотариальные тарифы учитываются в пределах норматива, определенного в ст. 22.1 Основ.

Следовательно, сумму превышения над законодательно установленным тарифом организация на основании п. 39 ст. 270 НК РФ не вправе включать в состав расходов, уменьшающих налоговую базу при исчислении налога на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 мая 2012 г. N 03-03-06/2/69

наверх

Вопрос: ООО применяет УСН. Сохранится ли у ООО право применения УСН, если оно откроет розничный торговый салон мебели с площадью 310 кв. м, со стационарными рабочими местами, без имущества, без руководителя, без расчетного счета и отдельного баланса?

ООО полагает, что открываемый торговый салон не является филиалом либо представительством, поэтому право на применение УСН сохранится. Ограничение по объему выручки, численности и стоимости основных средств соответствует положениям НК РФ. Правомерна ли позиция ООО?

Ответ: В соответствии пп. 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Согласно ст. 11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, то она вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 мая 2012 г. N 03-11-06/2/72

наверх

Вопрос: Негосударственное учреждение здравоохранения является некоммерческой организацией, получает целевые средства на ведение уставной деятельности:

  • – от ТФОМС на выполнение программы государственных гарантий по медицинскому обслуживанию населения;
  • – от учредителя (ОАО) — целевые поступления от собственников созданным ими учреждениям.

Наряду с получением целевых средств негосударственное учреждение здравоохранения осуществляет предпринимательскую деятельность.

В гл. 25 НК РФ предусмотрено создание отдельных резервов, например, резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

Федеральным законом от 18.07.2011 N 235-ФЗ с 01.01.2012 в состав внереализационных расходов включены расходы на формирование резервов предстоящих расходов налогоплательщиком — некоммерческой организацией, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" (пп. 19.3 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы, определяются с 01.01.2012 в соответствии со ст. 267.3 НК РФ. Направление формирования такого резерва не конкретизировано.

Возможно ли в указанном случае создание в целях налога на прибыль резерва в отношении расходов на приобретение лекарств, на приобретение медицинского оборудования, на ремонт основных средств (но не по правилам, определенным в ст. 324 НК РФ) или на предстоящую индексацию заработной платы?

Ответ: Для налогоплательщиков — некоммерческих организаций, кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, ст. 267.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) предусмотрено создание резерва предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Исходя из положений п. 2 ст. 267.3 НК РФ перечень расходов, в отношении которых некоммерческая организация вправе сформировать указанный резерв, не конкретизирован, в связи с чем некоммерческая организация должна в своей учетной политике указать, в отношении каких видов расходов будет формироваться данный резерв.

Вместе с тем, учитывая положения п. 1 ст. 252 НК РФ, отчисления в резерв должны отвечать критериям экономической обоснованности.

Учитывая изложенное, некоммерческая организация при определении состава расходов, в отношении которых будет формироваться данный резерв, вправе указать расходы, связанные с приобретением лекарств, медицинского оборудования, ремонтом основных средств.

Статья 267.3 НК РФ не содержит каких-либо указаний или ссылок на то, что формирование резерва предстоящих расходов должно производиться в соответствии с порядком формирования резерва по отдельным видам расходов, предусмотренным, например, ст. ст. 266, 324, 324.1 НК РФ.

В этой связи формирование данного резерва производится в соответствии с положениями ст. 267.3 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 252 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

В связи с этим формирование в отношении одних и тех же расходов двух резервов (например, резерва на ремонт основных средств и резерва предстоящих расходов) неправомерно.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 мая 2012 г. N 03-03-06/4/53

наверх

Вопрос: ООО, применяющее УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", в хозяйственной деятельности использует справочно-правовую систему, приобретенную у официального дистрибьютора.

Ежемесячно официальный дистрибьютор оказывает ООО информационные услуги по обновлению этой системы. Данные услуги отражены как информационные услуги.

Вправе ли ООО учесть расходы на оплату указанных услуг в расходах при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН?

Ответ: В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения вправе учитывать расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Таким образом, расходы на информационные услуги справочной правовой системы, заключающиеся в обновлении информационной базы, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 мая 2012 г. N 03-11-06/2/70

наверх

Вопрос: Основным видом деятельности ООО является деятельность в области бухгалтерского учета.

ООО приобретает неисключительные права на использование программного продукта (в том числе программного обеспечения, дистрибутивов и пр.) по лицензионному договору. Срок использования такого программного обеспечения в договоре не определен, то есть право на использование приобретается на неопределенный срок.

Согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 40 000 руб.

Пунктом 1 ст. 272 Кодекса предусмотрено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии с Разъяснениями Минфина России от 16.01.2012 N 03-03-06/1/15 организации, применяющие метод начисления, расходы на приобретение программы для ЭВМ учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в следующем порядке:

  • — если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, то расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов;
  • — если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то произведенные расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов; при этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли.

По мнению ООО, в случае, когда срок использования программного обеспечения не указан в договоре, ООО имеет право самостоятельно установить приказом генерального директора срок полезного использования для каждого типа приобретаемого программного обеспечения, например, в 1 месяц или 12 месяцев в зависимости от вида/типа/назначения/предполагаемого срока использования каждого такого программного обеспечения, и данные расходы подлежат учету в целях исчисления налога на прибыль в течение установленного приказом срока.

Правомерна ли позиция ООО?

Ответ: Подпунктом 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям), учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной п. 1 ст. 256 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 272 Кодекса при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 — 320 Кодекса.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Организации, применяющие метод начисления, расходы на приобретение программы для ЭВМ учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в следующем порядке:

  • — если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, то расходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов;
  • — если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то произведенные расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. При этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 мая 2012 г. N 03-03-06/1/276

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru