КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 11.11.2011

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: Банк является брокером физического лица (далее — клиент) и выполняет функции налогового агента в отношении доходов клиента, полученных от операций с ценными бумагами.

В 2011 г. клиент обратился в банк с заявлением о возврате ему излишне удержанной банком суммы НДФЛ, исчисленной в отношении доходов по брокерским операциям по итогам 2009 г.

На основании ст. 231 НК РФ возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по этому налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Вправе ли банк вернуть излишне удержанную сумму НДФЛ по операциям с ценными бумагами по итогам 2009 г. за счет платежей по НДФЛ в 2011 г. как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам?

Какие документы налогоплательщик обязан представить налоговому агенту о факте возврата либо невозврата налоговым органом излишне удержанных сумм НДФЛ? В каком порядке банк должен известить налоговый орган о возврате налогоплательщику ранее излишне удержанной суммы НДФЛ?

Ответ: Из вопроса следует, что в 2009 г. банк излишне удержал суммы налога на доходы физических лиц по брокерским операциям, определенные по итогам налогового периода 2009 г.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" внесены изменения в ст. 231 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), устанавливающие механизм возврата налоговыми агентами излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц, применяемый с 1 января 2011 г.

Таким образом, если в 2011 г. налогоплательщик обратился к налоговому агенту за возвратом сумм излишне удержанного налога, банк осуществляет возврат вышеуказанных сумм исходя из положений новой редакции ст. 231 Кодекса.

Поскольку налогоплательщик мог получить возврат сумм излишне удержанного налоговым агентом в 2009 г. налога в налоговом органе в 2010 г., одновременно с заявлением о возврате налога налогоплательщик должен предоставить налоговому агенту подтверждение налогового органа о неосуществлении им возврата вышеуказанных сумм.

Сведения о доходах физического лица, которому налоговым агентом был произведен перерасчет налога на доходы физических лиц за предшествующие налоговые периоды в связи с уточнением его налоговых обязательств, оформляются в виде новой справки по форме 2-НДФЛ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 октября 2011 г. N 03-04-06/4-252

наверх

Вопрос: Заемщик не вернул в срок банку полученные денежные средства по договору кредита. В договоре оговорены штрафные санкции за задержку погашения кредита и уплаты процентов за пользование кредитом.

Банк подал в суд иск о взыскании с заемщика задолженности по кредиту, суммы процентов за пользование кредитом, пени за задержку платежей, уплаченной госпошлины. Суд принял решение о взыскании соответствующих сумм с заемщика, и решение суда вступило в законную силу.

Исполнительный лист передан судебному приставу-исполнителю для взыскания задолженности по кредитному договору.

1. С какой даты прекращается начисление процентов по кредиту в целях налога на прибыль, если кредитный договор не был расторгнут?

2. В соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ банк включает в состав внереализационных доходов подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств.

Вправе ли банк на основании п. 3 ст. 266 НК РФ в целях налога на прибыль сформировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности в виде штрафов, пеней?

Ответ: 1. В соответствии с п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются ст. 290 НК РФ).

Подпунктом 1 п. 2 ст. 290 НК РФ установлено, что к доходам банков в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от осуществления банковской деятельности в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов.

Таким образом, в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов.

Если кредитный договор не расторгнут, банк обязан при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитывать доходы в виде процентов по всем действующим кредитным договорам.

После расторжения договора кредита по решению суда или в одностороннем порядке по инициативе кредитора в соответствии с условиями договора в порядке, предусмотренном законодательством, начисление процентов по кредитному договору прекращается.

2. К доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся:

  • 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • 2) внереализационные доходы.

В соответствии со ст. 249 НК РФ в целях налогообложения прибыли доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Таким образом, положениями гл. 25 НК РФ определено, что доходы в целях налогообложения прибыли подразделяются в зависимости от способа их возникновения на доходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные доходы.

Штрафные санкции, взыскиваемые с участников договорных обязательств за нарушение ими условий договоров, не связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Штрафные санкции возникают не при производстве и реализации продукции, а лишь в случае нарушений установленных договором условий реализации товаров (работ, услуг) — сроков реализации, качества реализуемых товаров (работ, услуг) и т.д.

Кроме того, в отличие от доходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), внереализационные доходы в виде штрафных санкций учитываются в целях налогообложения не с даты отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) — даты перехода права собственности, а только в случае признания должником штрафных санкций или подлежащих уплате должником на основании решения суда.

Таким образом, при формировании резервов по сомнительным долгам сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникающая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В соответствии с п. 3 ст. 266 НК РФ банки создают резервы по сомнительным долгам в отношении долгов, связанных с невыплатой процентов по кредитам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 сентября 2011 г. N 03-03-06/2/150

наверх

Вопрос: Согласно ч. 2 ст. 375 НК РФ налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Иностранная организация, которая не ведет деятельности на территории РФ и не имеет постоянного представительства на территории РФ, приобрела по договору купли-продажи недвижимое имущество на территории РФ.

Вправе ли иностранная организация в указанном случае исчислять налоговую базу по налогу на имущество организаций на основании инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества по данным органов технической инвентаризации, в том числе при приобретении указанного недвижимого имущества по цене, превышающей инвентаризационную стоимость?

Как определяется налоговая база по земельному налогу в отношении земельного участка, если стоимость сделки по купле-продаже земельного участка превышает кадастровую стоимость земельного участка?

Ответ: В соответствии со ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса.

Пунктом 3 ст. 374 Кодекса установлено, что объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Согласно п. 2 ст. 375 Кодекса налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

При этом налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 5 ст. 376 Кодекса).

Налог и авансовые платежи по налогу в отношении указанных иностранных организаций подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

В отношении определения налоговой базы по земельному налогу можно отметить, что в соответствии со ст. 390 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно ст. 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 Кодекса).

Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 сентября 2011 г. N 03-05-05-01/78

наверх

Вопрос: Банк выплачивает заработную плату за месяц двумя платежами: в середине месяца выплачивается аванс в счет зарплаты, а в конце месяца — зарплата за прошедший месяц. Выплаты производятся следующим образом.

В последний рабочий день месяца банк перечисляет сумму зарплаты после удержания НДФЛ в банк- контрагент для последующего распределения и зачисления на текущие счета работников. Следует отметить, что у банка не открыт корреспондентский счет в банке-контрагенте и перечисленная сумма зарплаты учитывается банком-контрагентом на внутреннем промежуточном счете.

В первый рабочий день следующего месяца банк-контрагент переводит суммы зарплаты с внутреннего промежуточного счета на текущие счета работников банка.

В какой из дней банк должен перечислить удержанный НДФЛ в бюджет: в день перечисления заработной платы в банк-контрагент или в день перевода банком-контрагентом заработной платы на текущие счета работников банка?

Ответ: Из вопроса следует, что банк перечисляет суммы заработной платы своих сотрудников (за вычетом сумм удержанного налога) единым платежным поручением на счет банка-контрагента для последующего распределения и зачисления на текущие счета сотрудников.

В соответствии с п. 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Согласно п. 2 ст. 223 Кодекса при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Из вышеприведенных норм ст. ст. 223 и 226 Кодекса следует, что в рассматриваемой ситуации обязанность по перечислению сумм удержанного налога в бюджет подлежит исполнению не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, то есть последнего дня месяца, за который ему был начислен доход.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 сентября 2011 г. N 03-04-06/4-239

наверх

Вопрос: Банк оказывает клиентам-физлицам услуги по брокерскому (депозитарному) обслуживанию, подключению к интернет-порталу, предоставлению в пользование банковского сейфа и иные услуги, носящие длительный по времени характер. Соответствующими договорами предусмотрена оплата данных услуг ежемесячными либо ежеквартальными платежами путем списания денежных средств со счетов клиентов. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация данных услуг облагается НДС.

Имеет ли право банк для учета данных услуг составлять счета-фактуры в одном экземпляре за налоговый период (квартал) с приложением реестра платежных поручений по совершенным операциям в разрезе каждой услуги, в случае если указанный порядок закреплен в учетной политике банка?

Ответ: Согласно п. 3 ст. 169 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) в соответствии со ст. 149 Кодекса, налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

В то же время гл. 21 Кодекса установлен перечень операций по реализации товаров (работ, услуг), при осуществлении которых налогоплательщики освобождены от обязанности по составлению счетов- фактур.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 169 Кодекса счета-фактуры не составляются при осуществлении банками операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), а также операций по реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг).

Кроме того, п. 7 ст. 168 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные п. п. 3 и 4 ст. 168 Кодекса, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов- фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Иных случаев освобождения налогоплательщиков налога на добавленную стоимость от обязанностей по составлению счетов-фактур при реализации ими товаров (работ, услуг) покупателям, в том числе физическим лицам, гл. 21 Кодекса не установлено.

Согласно п. 1 ст. 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога на добавленную стоимость к вычету.

Поскольку физические лица налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не являются и этот налог к вычету не принимают, счета-фактуры по оплачиваемым физическими лицами в безналичном порядке брокерским, депозитарным услугам, услугам по предоставлению в аренду банковских сейфовых ячеек, подключению к сайту банка в сети Интернет и иным услугам, оказываемым банком на основании договоров, предусматривающих особенности, связанные с непрерывным долгосрочным оказанием этих услуг в адрес одного и того же физического лица, возможно составлять в одном экземпляре по итогам налогового периода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 сентября 2011 г. N 03-07-09/29

наверх

Вопрос: Банк (ОАО) считает, что в силу ст. ст. 214.1, 228 НК РФ он не является налоговым агентом по НДФЛ при погашении собственных дисконтных или процентных векселей, предъявляемых к погашению физическими лицами (первыми или последующими векселедержателями, налоговыми резидентами РФ или лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ). Правомерна ли позиция банка?

Ответ: Согласно п. 7 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях данной статьи доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

Доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, если иное не предусмотрено данной статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога.

Пунктом 18 ст. 214.1 Кодекса установлено, что налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налоговым агентом.

При этом налоговым агентом в целях данной статьи признаются доверительный управляющий, брокер, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами срочных сделок на основании соответствующего договора с налогоплательщиком: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора. Налоговый агент определяет налоговую базу налогоплательщика по всем видам доходов от операций, осуществляемых налоговым агентом в интересах налогоплательщика в соответствии с договором, за вычетом соответствующих расходов. Налоговый агент не учитывает при определении налоговой базы налогоплательщика доходы, полученные от операций, совершенных не на основании указанных выше договоров.

Поскольку при оплате собственного векселя банка, предъявленного векселедержателем в срок к платежу, или при досрочном погашении собственного векселя банк не выступает в качестве какого-либо из перечисленных в данном пункте лиц, он не является налоговым агентом в смысле ст. 214.1 Кодекса.

С учетом вышеизложенного налоговая база при оплате собственного векселя банка определяется отдельно от налоговой базы по другим операциям с ценными бумагами, определяемой налоговыми агентами в соответствии с положениями ст. 214.1 Кодекса.

В соответствии со ст. 815 Гражданского кодекса Российской Федерации заемщиком по соглашению сторон может быть выдан простой вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.

При оплате банком предъявленного в срок к платежу или при досрочном погашении собственного векселя, предусматривающего начисление процентов на вексельную сумму, в основании выдачи которого лежат отношения займа, физическому лицу — первому векселедержателю выплачивается доход в размере вексельного процента. Выплаченная вексельная сумма в этом случае не признается доходом физического лица, поскольку, совершая платеж по векселю, банк, по существу, осуществляет возврат суммы займа.

При оплате банком предъявленного к платежу собственного дисконтного векселя доходом физического лица — первого векселедержателя является полученная им сумма дисконта.

В случае если вексель является беспроцентным, дохода у физического лица не возникает. Соответственно, не возникает ни объекта налогообложения, ни обязанностей налогового агента у банка, оплачивающего предъявленный к платежу собственный вексель.

Поскольку вексельное обязательство является абстрактным, при оплате банком предъявленного к платежу собственного векселя физическому лицу, не являющемуся первым векселедержателем, отношения займа между банком и физическим лицом отсутствуют, однако содержание первоначального обязательства самого векселедателя совершенные по векселю индоссаменты не изменяют.

Из этого следует, что при оплате банком предъявленного к платежу собственного процентного векселя доходом физического лица, с которого банку следует удерживать налог как организации, признаваемой налоговым агентом в соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса, является вексельный процент, а при оплате векселя, выданного с дисконтом, — дисконт.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 сентября 2011 г. N 03-04-06/4-235

наверх

Вопрос: Банк заключает договоры о предоставлении банковских гарантий, условиями которых предусматривается порядок исчисления и уплаты клиентом комиссии, а именно:

  • — размер комиссии определяется в процентах от суммы гарантии либо зафиксирован в денежном выражении;
  • — комиссия может уплачиваться единовременно при выдаче гарантии или ежемесячно (ежеквартально) в соответствии с графиком, определенным в договоре банковской гарантии.

В соответствии со ст. 373 ГК РФ банковская гарантия вступает в силу с даты ее выдачи.

Согласно ст. 368 ГК РФ с даты выдачи гарантии по дату истечения срока гарантии банк несет обязательство уплатить бенефициару денежную сумму по представлению им письменного требования о ее уплате. Таким образом, размер комиссии за выдачу гарантии также зависит от длительности срока гарантийного обязательства.

Согласно п. 1 ст. 271 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Имеет ли право банк в целях налога на прибыль признавать доходы в виде комиссий по банковским гарантиям равномерно в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов, исходя из срока действия гарантии?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 290 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) к доходам банков, кроме доходов, предусмотренных ст. ст. 249 и 250 НК РФ, относятся также доходы от банковской деятельности, предусмотренные ст. 290 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные ст. ст. 249 и 250 НК РФ, определяются с учетом особенностей, предусмотренных ст. 290 НК РФ.

Подпунктом 6 п. 2 ст. 290 НК РФ установлено, что к доходам банков в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от операций по предоставлению банковских гарантий, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 271 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Учитывая, что банковская гарантия предоставляется на несколько отчетных (налоговых) периодов, доходы от операций по ее предоставлению необходимо учитывать равномерно в течение срока предоставления банковской гарантии (оказания услуги) независимо от фактического поступления денежных средств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 сентября 2011 г. N 03-03-06/2/142

наверх

Вопрос: В банке имеется постановление судебного пристава-исполнителя о наложении ареста в определенном размере на денежные средства, находящиеся на счете должника — клиента банка.

Позже в банк поступает поручение налогового органа на перечисление с данного счета клиента денежных средств в счет уплаты налогов в бюджет РФ.

Имеющихся на счете свободных (неарестованных) денежных средств недостаточно для исполнения поручения налогового органа в полном объеме.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.

В силу ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не исполнить исполнительный документ (в том числе постановление судебного пристава-исполнителя) полностью банк или иная кредитная организация могут в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами.

В соответствии со ст. 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной действующим законодательством Российской Федерации.

Вправе ли банк использовать ранее арестованные денежные средства (уменьшить сумму арестованных денежных средств) в счет уплаты налогов на основании поручения налогового органа?

Ответ: В соответствии с п. п. 4, 9 и 10 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации поручение налогового органа на перечисление сумм налога, сбора, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации (далее — поручение налогового органа) направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации (индивидуального предпринимателя), и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Очередность списания денежных средств со счета при их недостаточности установлена п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, а впредь до внесения изменений в п. 2 указанной статьи — ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 годов".

Арест денежных средств должника не может нарушать очередности списания денежных средств со счета, установленной законодательством Российской Федерации.

В случаях когда на денежные средства, находящиеся в банке, наложен арест в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в целях обращения взыскания на них в рамках исполнительного производства по взысканию платежей, очередность которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, предъявленные к счету поручения налогового органа исполняются после перечисления платежей, осуществляющихся в соответствии с п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации в первую и вторую очереди.

При наложении ареста на денежные средства, находящиеся в банке, в целях обращения взыскания на них в рамках исполнительного производства по взысканию платежей одной очередности с платежами в бюджет поручения налогового органа исполняются в порядке календарной очередности поступления документов.

В случаях когда на денежные средства, находящиеся в банке, наложен арест в целях обращения взыскания на них в рамках исполнительного производства по взысканию платежей, списание которых осуществляется в очередности после перечисления налогов и сборов, поручения налоговых органов исполняются в соответствии с п. 6 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-330

наверх

Вопрос: В соответствии с Особенностями учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденными Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, при постановке на налоговый учет иностранных лиц необходимо предоставить выписку из реестра иностранных юридических лиц или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

Учредителями иностранной организации могут быть организации, лица, не обладающие признаками юридического лица в смысле российского законодательства и не имеющие учредительных документов в традиционном понимании российского законодательства.

Во многих юрисдикциях в отношении ряда организаций (трасты, партнерства и т.п.), которые могут быть учредителями юридического лица, не предусмотрено включение данных в какой-либо официальный реестр, соответственно, выписка из реестра и аналогичные документы по таким лицам предоставлены быть не могут.

Необходимо отметить, что не во всех юрисдикциях предусмотрено ведение официального реестра учредителей организации, список учредителей может быть сформирован единожды и не обновляться в случае выхода учредителей из организации.

В ряде случаев организация может иметь большое количество постоянно меняющихся участников (характерно для инвестиционных фондов).

Являются ли тождественными понятия "учредитель" и "участник" (акционер) и, следовательно, должны ли документы предоставляться в отношении учредителей (участников организации при ее создании) или же текущих участников?

Ответ: Подпунктом 4 п. 16 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, предусмотрено представление иностранной организацией, не являющейся иностранной некоммерческой неправительственной организацией или международной организацией, в налоговый орган выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающего юридический статус учредителя — иностранного лица.

Таким образом, в названном подпункте указано о документе, равном по юридической силе выписке из реестра иностранных юридических лиц, подтверждающем юридический статус учредителя (юридического лица), а не участников этой иностранной организации. При этом подтверждается юридический статус учредителя на момент создания иностранной организации.

При наличии у иностранной организации затруднений с представлением документов для постановки на учет в налоговом органе рекомендуется обратиться в этот налоговый орган.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-318

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru