КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Подписаться на обзоры законодательства

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 11.03.2012

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Вопрос: По решению участников ООО в состав участников приняты новые члены. Новые участники, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, оплачивают вклады в уставный капитал в иностранной валюте (долларах США). Операции по зачислению иностранной валюты на счет ООО от лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, подлежат валютному контролю, который осуществляется банком. За оказание услуги валютного контроля банк взимает плату и выставляет ООО счета-фактуры.

Возможно ли учитывать при исчислении налога на прибыль расходы в виде платы за осуществление банком валютного контроля зачисления средств в качестве вклада в уставный капитал ООО? Вправе ли ООО принять к вычету НДС, предъявленный при приобретении данных услуг валютного контроля?

Ответ: Статьей 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее — Федеральный закон N 173- ФЗ) определены органы и агенты валютного контроля.

В силу п. 3 ст. 22 Федерального закона N 173-ФЗ агентами валютного контроля являются в том числе уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации.

На основании пп. 1 п. 7 ст. 23 Федерального закона N 173-ФЗ агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Центральный банк Российской Федерации в п. 3 Информационного письма от 31.03.2005 N 31 указал, что в соответствии с положениями Федерального закона N 173-ФЗ, а также с учетом ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам, а также вправе самостоятельно определять размер и порядок взимания платы за выполнение ими функций агентов валютного контроля.

В соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на оплату услуг банков.

Таким образом, плата за осуществление функций валютного контроля учитывается в целях налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.

На основании п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении услуг на территории Российской Федерации, подлежат вычетам в случае использования этих услуг для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, на основании счетов-фактур, выставленных продавцами услуг, после принятия на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении на территории Российской Федерации услуг банка по осуществлению функций валютного контроля, подлежат вычету в указанном порядке при соблюдении вышеназванных условий.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/58

наверх

Вопрос: Банк на основании условий кредитных договоров, заключенных с физическими лицами, взимает комиссию за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета.

В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 8274/09, от 02.03.2010 N 7171/09 разъясняется, что кредитные организации не вправе взимать комиссию за открытие и ведение ссудного счета, так как эти действия ущемляют установленные законом права потребителей и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Судебная практика четко следует выводам, содержащимся в вышеуказанных судебных актах, поэтому все исковые требования заемщиков — физических лиц в части взыскания с банка суммы уплаченной комиссии за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета подлежат удовлетворению.

В соответствии с Письмом Министерства финансов РФ от 14.06.2011 N 03-04-06/6-140 суммы комиссии за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета, предусмотренные договором и возвращенные банком в соответствии с решением суда, не являются экономической выгодой (доходом) физического лица, поскольку физическому лицу возвращаются его собственные денежные средства, неправомерно удержанные банком. Суммы комиссии за ведение ссудного счета, возвращенные банком физическому лицу на основании решения суда, не подлежат обложению НДФЛ.

Однако возврат комиссии за ведение ссудного счета на основании судебного акта влечет за собой дополнительные финансовые потери со стороны банка, такие как: штраф в доход государства в размере 50% от взысканной суммы по решению суда, моральный вред, проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами, судебные издержки, государственная пошлина в доход государства.

Банк в целях минимизации финансовых потерь, взаимодействуя напрямую с заемщиками — заявителями о возврате комиссии за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета, заключает с данными лицами дополнительные соглашения к действующим кредитным договорам и (или) соглашения по закрытым (исполненным кредитным) договорам о возврате комиссии за открытие и ведение ссудного счета (с учетом сроков исковой давности) в добровольном (внесудебном) порядке.

Исходя из указанного выше с учетом требований ст. ст. 166, 167 ГК РФ, ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" независимо от порядка получения (возвращения) незаконно взыскиваемой суммы комиссии за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета (в рамках исполнения судебного решения или в добровольном порядке) правовая природа происхождения самой комиссии за открытие и ведение ссудного счета изначально незаконна и условия о ее взимании являются незаконными и не влекут юридических последствий.

При этом остается неразрешенной проблема в части признания возвращаемых сумм комиссий за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета в вышеуказанном добровольном (внесудебном) порядке доходом физического лица — заемщика.

Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23.

С учетом вышеизложенного банк не усматривает в возвращенной в добровольном (внесудебном) порядке комиссии за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета дохода — экономической выгоды, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц, поскольку физическому лицу возвращаются его собственные денежные средства, неправомерно удержанные банком.

1. Правомерно ли считает банк, что возвращаемая (вне зависимости от условий и порядка ее возврата) комиссия за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета, условие о взимании которой признано в соответствии с действующим законодательством недействительным (ничтожным — независимо от такого признания судом), не будет являться доходом заемщиков — физических лиц, учитываемым при определении налоговой базы по НДФЛ и, соответственно, не подлежащим обложению НДФЛ?

2. В связи с возвратом заемщикам — физическим лицам как на основании решения суда, так и в добровольном (внесудебном) порядке суммы комиссии за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета, ранее учтенной в доходах банка в прошлых налоговых периодах, вправе ли банк на основании ст. 54 НК РФ произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога на прибыль за прошлые налоговые периоды в периоде возврата указанной комиссии?

Ответ: 1. Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

В соответствии со ст. 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Как указывается в рассматриваемом вопросе, банком отменены комиссии за ведение и обслуживание ссудного счета. Судебного решения, обязывающего банк отменить данные комиссии, не выносилось. Вместе с тем, если банк считает, что взимание комиссии является незаконным, он вправе прекратить такое взимание.

В этом случае дохода (экономической выгоды), подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, у физических лиц не возникает.

Если оценка банком незаконности установления каких-либо комиссий, связанных с предоставлением финансовых услуг, окажется ошибочной, то освобождение от исполнения возникших обязанностей по их уплате может рассматриваться как прощение долга, что приведет к возникновению у физического лица — заемщика экономической выгоды, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц, а у банка — обязанностей налогового агента.

2. Статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

При этом в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно ст. 167 Гражданского кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При этом также установлено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах — если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Статьей 180 Гражданского кодекса предусмотрено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2009 N 8274/09, от 02.03.2010 N 7171/09, действия банка по открытию и ведению ссудного счета не являются самостоятельной банковской услугой. Указанный вид комиссии нормами Гражданского кодекса, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее — Закон N 2300-1), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрен, следовательно, включение в договор условия об оплате комиссии за открытие и ведение ссудного счета нарушает права потребителей.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

При этом в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 7171/09 указывается на то, что содержащееся в нем толкование правовых норм является обязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Учитывая изложенное, условие договора кредита, заключенного банком с физическим лицом, предусматривающее взимание комиссии за ведение и обслуживание ссудного счета, является недействительным на основании ст. 168 Гражданского кодекса и п. 1 ст. 16 Закона N 2300-1.

В связи с этим основания для взимания комиссий за открытие и ведение ссудного счета и отражения таких комиссий в доходах для целей налогообложения прибыли организаций отсутствуют.

При этом при возврате суммы комиссий заемщику в случае, если данные суммы были отражены в доходах в предыдущих отчетных (налоговых) периодах, перерасчет налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций осуществляется в порядке, установленном ст. 54 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 февраля 2012 г. N 03-04-06/3-19

наверх

Вопрос: Банк — профучастник РЦБ намерен заключить с физлицом внебиржевой форвардный контракт на поставку ценных бумаг, номинированных в российских рублях и обращающихся на ОРЦБ. Данный контракт будет заключен с открытой датой исполнения (до востребования), но не ранее чем через два дня с даты заключения сделки (открытый форвардный контракт). Цена контракта определяется расчетным путем исходя из условий сделки.

Признается ли данный контракт финансовым инструментом срочной сделки для целей налога на прибыль?

При реализации указанного контракта должна ли фактическая цена реализации ценных бумаг соответствовать рыночной цене согласно ст. 280 НК РФ или же фактическая цена контракта должна соответствовать расчетной цене согласно ст. 304 НК РФ?

Ответ: Из вопроса следует, что организация планирует заключить с физическим лицом договор на поставку ценных бумаг с открытой датой исполнения, но не ранее чем через два дня со дня заключения сделки. При этом цена по договору определяется расчетным путем исходя из условий заключенной сделки.

В соответствии с п. 3.1 ст. 301 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) сделка, которая заключается не на организованном рынке и условия которой предусматривают поставку базисного актива (в том числе ценных бумаг, иностранной валюты, товара), может быть квалифицирована в качестве финансового инструмента срочных сделок при условии, что поставка базисного актива в соответствии с условиями такой сделки должна быть осуществлена не ранее третьего дня после дня ее заключения.

Таким образом, договор на поставку ценных бумаг, заключенный с открытой датой исполнения, но не ранее чем через два дня со дня заключения сделки, не может быть квалифицирован в качестве финансового инструмента срочных сделок.

При налогообложении операций в рамках вышеуказанного договора необходимо руководствоваться положениями ст. 280 НК РФ, которой установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 февраля 2012 г. N 03-03-06/2/11

наверх

Вопрос: О постановке на учет в налоговом органе в РФ и об уплате налога на прибыль иностранной организацией — резидентом Республики Германия в случае, если работники данной организации оказывают на территории РФ услуги по контролю за монтажом оборудования.

Ответ: Постановка на учет иностранной организации регулируется положением "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения" (утв. Приказом Минфина Российской Федерации от 30.09.2010 N 117н). Основаниями для постановки на налоговый учет являются осуществление иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, открытие счетов в банках и (или) владение недвижимым имуществом или транспортными средствами, находящимися на территории Российской Федерации.

В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) (п. 1 ст. 83 Кодекса).

Наличие или отсутствие постоянного представительства в Российской Федерации, то есть свой налоговый статус, иностранные организации определяют самостоятельно исходя из положений ст. 306 Кодекса, а также с учетом норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Согласно ст. 306 Кодекса деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства, если она одновременно отвечает следующим признакам:

  • — наличие любого места деятельности иностранной организации (обособленное подразделение, филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство);
  • — осуществление иностранной организацией в этом месте предпринимательской деятельности;
  • — осуществление такой деятельности иностранной организацией регулярно.

В соответствии с п. 8 ст. 307 Кодекса, если деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства, она обязана самостоятельно исчислять и уплачивать налог на прибыль в России, а также представлять отчетность.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее — Соглашение) "постоянное представительство" означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично.

Под строительной площадкой иностранной организации на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 308 Кодекса) понимается:

  • 1) место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов);
  • 2) место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Соглашения строительная площадка или монтажный объект являются постоянным представительством только в случаях, если продолжительность их деятельности превышает 12 месяцев.

Таким образом, оказание сотрудниками немецкой компании на территории Российской Федерации услуг по контролю за монтажом оборудования не соответствует определению строительной площадки, строительного и монтажного объекта. Следовательно, на такие услуги действие п. 3 ст. 5 Соглашения не распространяется.

Учитывая изложенное, на деятельность компании на территории Российской Федерации распространяются положения ст. 306 Кодекса с момента осуществления деятельности на территории Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 января 2012 г. N 03-08-05

наверх

Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" уставный капитал общества может быть увеличен путем размещения дополнительных акций.

Банк приобретает акции дополнительного выпуска ЗАО-1. В оплату приобретаемых акций банк передает ЗАО-1 акции ЗАО-2.

В соответствии с п. 1 ст. 277 НК РФ у налогоплательщика-акционера не возникает прибыли (убытка) при передаче имущества (имущественных прав) в качестве оплаты размещаемых акций.

Стоимость приобретаемых акций признается равной стоимости вносимого имущества, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество, с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

Кроме того, расходы в виде взноса в уставный капитал на основании п. 3 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются.

Таким образом, в случае размещения дополнительных акций в целях увеличения уставного капитала ЗАО-1 у лиц, приобретающих их, в данном случае у банка, не возникает прибыли (убытка) для целей исчисления налога на прибыль.

Правомерна ли позиция банка?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее — Закон N 208-ФЗ) уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.

При этом абз. 1 п. 2 ст. 34 Закона N 208-ФЗ предусматривает, что оплата акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку.

Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда) организации, установлены ст. 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

В соответствии с п. 1 ст. 277 Кодекса при размещении эмитированных акций (долей, паев) у налогоплательщика-эмитента не возникает прибыли (убытка) при получении имущества (имущественных прав) в качестве оплаты за размещаемые им акции (доли, паи), а у налогоплательщика-акционера, приобретающего такие акции (доли, паи), не возникает прибыли (убытка) при передаче имущества (имущественных прав) в качестве оплаты размещаемых акций (долей, паев).

При этом стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей налогообложения прибыли признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

Таким образом, на основании п. 1 ст. 277 Кодекса стоимость приобретаемых акций дополнительного выпуска ЗАО-1 в целях налогообложения прибыли признается равной стоимости вносимых в их счет акций ЗАО-2, определяемой по данным налогового учета организаций.

Полученная банком сумма денежных средств в размере превышения рыночной стоимости акций дополнительного выпуска над рыночной стоимостью акций, вносимых в счет их оплаты, признается доходом банка, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 января 2012 г. N 03-03-06/2/6

наверх

Вопрос: Физическое лицо производит оплату процентов за пользование кредитом по ставке, превышающей 2/3 ставки рефинансирования (17% годовых). Статья 212 НК РФ содержит закрытый перечень случаев возникновения материальной выгоды. Является ли правомерным представление банком в налоговые органы сведений по форме 2-НДФЛ о наличии материальной выгоды в связи с несвоевременной оплатой процентов по кредиту?

Ответ: Из рассматриваемого вопроса следует, что налогоплательщик не производит своевременную оплату банку процентов за пользование кредитом.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходом налогоплательщика в виде материальной выгоды является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.

Дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами в случае несвоевременной оплаты процентов по кредитному договору ст. 212 Кодекса не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 января 2012 г. N 03-04-05/9-68

наверх

Вопрос: О порядке налогообложения НДФЛ доходов заемщика по кредитному договору в виде суммы задолженности, погашаемой банком- выгодоприобретателем за счет страхового возмещения по договору страхования имущества, заключенному физическим лицом — заемщиком.

Ответ: Согласно п. 1 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее — Закон Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1) страховая выплата представляет собой денежную сумму, установленную федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемую страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.

Исходя из положений п. 1 ст. 929 Гражданского кодекса банк как выгодоприобретатель имеет право требовать от страховщика исполнения обязательства в свою пользу и распоряжаться по своему усмотрению страховым возмещением, поступившим от страховщика, в том числе направлять на погашение задолженности по кредитному договору или давать распоряжение страховщику о выплате данной суммы заемщику.

При этом, учитывая положения п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1, сумма денежных средств, направленная банком на погашение задолженности заемщика по кредитному договору, а также сумма денежных средств, выплачиваемая банком-выгодоприобретателем физическому лицу — заемщику по кредитному договору, являющемуся страхователем имущества, переданного в залог банку, не являются страховыми выплатами.

В соответствии со ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Таким образом, суммы страхового возмещения, полученные банком как выгодоприобретателем по договору имущественного страхования предмета залога и направленные на погашение задолженности заемщика по кредитному договору или выплаченные данному лицу по распоряжению банка, являются доходами этого лица.

При этом положения ст. 213 Кодекса об особенностях определения налоговой базы по договорам страхования, предусматривающие, что при наступлении страхового случая — гибели или уничтожения застрахованного имущества по договору добровольного имущественного страхования доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется как разница между суммой полученной страховой выплаты и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения указанного договора (на дату наступления страхового случая — по договору страхования гражданской ответственности), увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов, применяются в тех случаях, когда страховое возмещение выплачивается страховщиком непосредственно физическому лицу, то есть когда такое лицо по вышеуказанному договору одновременно выступает и страхователем, и выгодоприобретателем (получателем страховых выплат по договору страхования).

Вместе с этим необходимо учитывать, что п. 48.1 ст. 217 Кодекса, положения которого распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г., предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов заемщика (правопреемника заемщика) в виде суммы задолженности по кредитному договору, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемой кредитором- выгодоприобретателем за счет страхового возмещения, в частности, по заключенным заемщиком договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом), в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням.

Таким образом, доходы заемщика по кредитному договору в виде суммы задолженности, погашаемой банком-выгодоприобретателем с 1 января 2010 г. за счет страхового возмещения по договору страхования имущества, заключенному физическим лицом — заемщиком, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании п. 48.1 ст. 217 Кодекса.

Доходы заемщика по кредитному договору в виде суммы задолженности, погашаемой банком-выгодоприобретателем до 1 января 2010 г. за счет страхового возмещения по договору страхования имущества, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму налога.

В соответствии с п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Согласно п. 5 ст. 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Учитывая изложенное, при выплате физическому лицу денежных средств по распоряжению банка за счет страхового возмещения, полученного им как выгодоприобретателем по договору имущественного страхования, банк обязан исчислить, удержать и уплатить исчисленную сумму налога на доходы физических лиц, а при невозможности такого удержания письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета.

Аналогичные обязанности исполнялись банком и при погашении до 1 января 2010 г. суммы задолженности за счет страхового возмещения по договору страхования имущества, заключенному физическим лицом — заемщиком.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 января 2012 г. N 03-04-08/6-9

наверх

Вопрос: В банке открыты банковские счета юридическим лицам, о которых имеется информация об их исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). На счетах таких клиентов имеются денежные средства, и операции по ним приостановлены на основании решений уполномоченных налоговых органов.

Согласно разъяснениям Банка России после получения кредитной организацией информации о внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении из него недействующего юридического лица договорные отношения банка с клиентом — недействующим юридическим лицом могут считаться прекращенными в связи с отсутствием стороны по договору и ранее открытый данному лицу банковский счет подлежит закрытию.

Однако в соответствии с п. 8.5 Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" в случае прекращения договора банковского счета при наличии предусмотренных законодательством РФ ограничений распоряжением денежными средствами на банковском счете и при наличии денежных средств на счете внесение записи о закрытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации открытых счетов производится после отмены указанных ограничений не позднее рабочего дня, следующего за днем списания денежных средств со счета.

По вопросу об отмене решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам Минфин России в аналогичных ситуациях рекомендовал обращаться в налоговые органы, принявшие решения (Письма от 22.11.2010 N 03-02-07/1-541, от 12.01.2010 N 03-02-07/1-5, от 03.02.2010 N 03-02- 07/1-39).

Однако при обращении банка в налоговые органы с целью отмены решений о приостановлении операций по счетам юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ, налоговые органы отказывают в отмене наложенных ими ранее ограничений по причине того, что данная процедура не предусмотрена НК РФ.

Возможно ли закрытие банком счетов клиентов — юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ, на которых присутствуют денежные средства, при отказе налоговых органов отменить ранее вынесенные решения о приостановлении операций по счетам?

Ответ: Согласно п. 9.1 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) приостановление операций по счетам налогоплательщика- организации в банке отменяется в случаях, указанных в п. п. 3, 7 — 9 данной статьи и в п. 10 ст. 101 Кодекса, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.

В случае если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется.

В силу ст. 419 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидацией юридического лица прекращается его обязательство, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.

В соответствии со ст. ст. 61 и 62 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Учитывая изложенное, после исключения организации из ЕГРЮЛ действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам ликвидированной организации прекращается и принятие налоговым органом решения об отмене приостановления операций по счетам этой организации не требуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 января 2012 г. N 03-02-07/1-21

наверх

Вопрос: Об отсутствии основания для применения вычета по НДС филиалом иностранной организации с сумм предварительной оплаты за строительные работы, в случае если сумма предварительной оплаты в счет предстоящего выполнения этих работ перечисляется не филиалом, а иностранной организацией с банковского счета, открытого на территории иностранного государства.

Ответ: Как следует из вопроса, филиалом иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика, на территории Российской Федерации приобретаются строительные работы. При этом предварительная оплата в счет предстоящего выполнения этих работ перечисляется не филиалом, а иностранной организацией с банковского счета, открытого на территории иностранного государства.

Согласно п. 12 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом товаров (работ, услуг, имущественных прав) при получении сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), подлежат вычету у налогоплательщика налога на добавленную стоимость, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты).

В соответствии со ст. 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели. При этом согласно п. 2 ст. 11 Кодекса под понятие "организация" подпадают, в частности, иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, филиалы и представительства указанных иностранных лиц, созданные на территории Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе по месту осуществления деятельности своего филиала (представительства), налогоплательщиком налога на добавленную стоимость является данный филиал (представительство) иностранной организации.

Однако п. 9 ст. 172 Кодекса установлено, что вычеты налога на добавленную стоимость, предъявленного продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав при получении сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), документов, подтверждающих фактическое перечисление этих сумм, и при наличии договора, предусматривающего их перечисление.

При осуществлении предварительной оплаты иностранной организацией с банковского счета, открытого на территории иностранного государства, в счет предстоящего выполнения строительных работ у филиала данной иностранной организации, являющегося покупателем этих работ, отсутствуют документы о фактическом перечислении филиалом сумм предварительной оплаты указанных работ. В связи с этим вычет налога на добавленную стоимость по такой предварительной оплате филиалом иностранной организации не производится.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 января 2012 г. N 03-07-15/04

наверх

Вопрос: Представительство международной коммерческой организации не ведет коммерческую деятельность с целью получения дохода. Деятельность представительства ведется исключительно за счет средств, предоставляемых головной организацией. На балансе представительства есть основные средства (оргтехника).

Возникает ли у представительства в данном случае обязательство по уплате налога на имущество организаций?

Ответ: Согласно ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса. Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии с признаками, содержащимися в ст. 306 Кодекса, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. В указанных целях иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета (п. 2 ст. 374 Кодекса).

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (п. 3 ст. 374 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 января 2012 г. N 03-05-05-01/02

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru