КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Подписаться на обзоры законодательства

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 10.08.2012

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: О порядке документального подтверждения при исчислении налога на прибыль стоимости оборудования, вносимого иностранной организацией — производителем данного оборудования в уставный (складочный) капитал ООО.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходами для целей налога на прибыль организаций признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Особенности определения налоговой базы в целях налогообложения прибыли по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал, установлены ст. 277 Кодекса.

Так, при внесении (вкладе) имущества (имущественных прав) физическими лицами и иностранными организациями его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства.

В соответствии с абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 277 Кодекса имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав). Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной, при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.

Таким образом, подтверждением расходов иностранной организации, являющейся производителем вносимого в уставный (складочный) капитал оборудования, в целях ст. 277 Кодекса может являться оформленная надлежащим образом выписка из регистров налогового учета данной иностранной организации о первоначальной (остаточной) стоимости указанного оборудования на дату перехода права собственности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 июня 2012 г. N 03-03-06/1/312

наверх

Вопрос: Иностранная организация (Республика Корея) имеет на территории Российской Федерации филиал, через который осуществляет деятельность подготовительного и вспомогательного характера: сбор и обработку информации, изучение рынка технологий и товаров, инженерные разработки и разработку программного обеспечения в интересах и целях головного офиса.

Предпринимательская деятельность на территории РФ не осуществляется. Филиал не осуществляет реализацию товаров, работ и услуг и не ведет деятельность в интересах третьих лиц. Деятельность филиала полностью финансируется головным офисом по утвержденной смете. Филиал состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения.

Обязан ли филиал иностранной организации уплачивать налог на прибыль?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в частности, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 306 Кодекса под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей гл. 25 Кодекса понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, указанную в п. 2 ст. 306 Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 306 Кодекса факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 ст. 306 Кодекса, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства.

К подготовительной и вспомогательной деятельности относится деятельность, указанная в п. 4 ст. 306 Кодекса.

Таким образом, иностранные организации, деятельность которых на территории Российской Федерации не приводит к образованию постоянного представительства и (или) не получающие доходы от источников в Российской Федерации, не уплачивают налог на прибыль организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 июня 2012 г. N 03-03-06/1/302

наверх

Вопрос: Банк имеет должника по кредитному договору, признанного банкротом, в отношении которого открыта процедура конкурсного производства. Банк включен в реестр кредиторов.

Кредит являлся обеспеченным, одновременно с кредитным договором были заключены договор поручительства и договор залога.

Согласно п. 2.1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее — Закон N 127-ФЗ) на сумму требований конкурсного кредитора начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату открытия конкурсного производства.

Указанные проценты начисляются ежемесячно в последний день месяца и учитываются в составе внереализационных доходов согласно п. 6 ст. 250 НК РФ.

В соответствии со ст. 266 НК РФ задолженность признается сомнительной при наличии двух критериев:

  • — не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией;
  • — не погашена в срок, установленный договором.

Так как проценты начисляются не на основании кредитного договора (обеспеченного залогом и поручительством), а в соответствии с Законом N 127- ФЗ, то задолженность по уплате таких процентов можно считать необеспеченной, а первое условие выполненным.

Согласно п. 2.1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ уплата начисленных в соответствии со ст. 126 Закона N 127-ФЗ процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона N 127-ФЗ.

Учитывая, что погашение требований банка конкурсным управляющим не производится, правомерно ли банку по истечении 90 дней с даты начисления процентов считать задолженность по уплате процентов не погашенной в срок и, соответственно, формировать под указанную задолженность для целей налога на прибыль резерв по сомнительным долгам в размере 100%?

Письмом Минфина России от 10.05.2012 N 03-03-06/2/60 подтверждено право банков на формирование резерва по сомнительным долгам по задолженности по процентам, начисленным с даты открытия конкурсного производства.

Ответ: Согласно п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются ст. 290 Кодекса).

Подпунктом 1 п. 2 ст. 290 Кодекса установлено, что к доходам банков в целях гл. 25 Кодекса относятся доходы от осуществления банковской деятельности в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов.

В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон N 127-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в частности, прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных ст. 126 Закона N 127-ФЗ.

Пунктом 2.1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ определено, что на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 Закона N 127-ФЗ, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены ст. 126 Закона N 127- ФЗ.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

В соответствии с п. 2 ст. 266 Кодекса безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

На основании п. 3 ст. 266 Кодекса налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 Кодекса. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Указанное выше положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 Кодекса во внереализационных расходах учитываются суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 июня 2012 г. N 03-03-06/2/70

наверх

Вопрос: Банк предоставляет физическим лицам (заемщикам) кредиты по рыночной процентной ставке. В случае если заемщик длительное время не уплачивает платежи по кредиту и банк проводит мероприятия по добровольному и/или принудительному взысканию задолженности, по результатам которых нет перспективы взыскания всей суммы долга, то банк может признать такую задолженность "несостоятельной" и понизить процентную ставку, первоначально установленную кредитным договором.

При выплате заемщиком суммы процентов, начисленных по пониженной ставке, в соответствии с п. 1 ст. 223 гл. 23 НК РФ на дату уплаты у заемщика возникает доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, определяемый в соответствии с п. 1 ст. 212 НК РФ.

При отсутствии платежей в погашение процентов, начисленных по пониженной ставке, и основного долга банк на основании Положений Банка России от 26.03.2004 N 254-П и от 26.03.2007 N 302-П квалифицирует ссудную задолженность безнадежной и списывает с баланса за счет сформированных резервов. В таком случае при списании безнадежной задолженности у заемщика возникает доход в виде экономической выгоды в сумме "прощенного долга" согласно ст. 41 НК РФ.

По окончании налогового периода банк как налоговый агент по НДФЛ обязан представлять в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, полученных в виде материальной и экономической выгоды.

Должен ли банк представлять сведения о доходах заемщиков в виде материальной выгоды от экономии на процентах при понижении процентной ставки в случае, когда в течение налогового периода заемщик не выплачивает сумму начисленных процентов, а ссудная задолженность не признана безнадежной в целях ее списания?

Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, в частности, материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций. При этом материальная выгода определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора, либо как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 223 Кодекса при получении доходов в виде материальной выгоды дата фактического получения доходов определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.

В случае принятия банком решения о понижении процентной ставки ниже первоначально установленной кредитным договором материальная выгода определяется в соответствии с п. 2 ст. 212 Кодекса с учетом новой пониженной процентной ставки.

Если погашение основного долга и процентов, начисленных по пониженной ставке, заемщиком не производится и Банком в установленном порядке принимается решение о признании задолженности безнадежной и ее списании с баланса Банка, у заемщика возникает экономическая выгода в виде суммы всего прощенного долга и, соответственно, доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 13 процентов.

При этом дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование кредитом как после принятия Банком решения о списании безнадежной задолженности, так и до его принятия у заемщика не возникает.

Таким образом, представления в налоговый орган сведений о доходе в случаях, когда заемщик не выплачивает начисленные проценты, а решение о списании задолженности Банком еще не принято, не требуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 июня 2012 г. N 03-04-06/4-163

наверх

Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 указанной статьи. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

В п. 2 указанной статьи сказано, что банк прекращает расходные операции по счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций. Приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения (п. 7 ст. 76 НК РФ).

В силу п. 6 ст. 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком.

В практике работы банка возникают ситуации, когда в момент совершения клиентом операции происходит блокировка денежных средств по счету клиента на сумму операции, а фактическое отражение операции по счету клиента осуществляется при получении банком сведений об обработанных транзакциях, суммы по которым были заблокированы. В частности, при совершении клиентом операций по счету с использованием банковской карты (операции с наличными денежными средствами в банкоматах, безналичные расчеты за товары и т.п.) изначально (в момент совершения клиентом операции) отражение операции происходит в форме блокировки соответствующей суммы по счету клиента в банке, при этом фактическое отражение операции — списание блокированных на счете клиента денежных средств осуществляется при получении данных от платежной системы (Visa, MasterCard и т.п.). Поскольку передача сведений (реестр платежей) об обработанных транзакциях от платежной системы в банк осуществляется по истечении определенного времени (зависит от технологического порядка платежной системы и составляет в среднем от одного до нескольких рабочих дней), на момент поступления в банк реестра платежей операции по счету клиента могут быть уже приостановлены в соответствии со ст. 76 НК РФ.

Правомерно ли списание банком заблокированных на счете клиента денежных средств после получения данных об обработке операций с использованием банковских карт (в том числе комиссии банка по проведенной операции), совершенных клиентом с использованием банковской карты до момента получения банком решения о приостановлении, но сведения об обработке по которым от платежной системы поступили после получения банком решения о приостановлении?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, за исключением операций, указанных в названном пункте и п. 2 ст. 76 Кодекса.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 Кодекса).

В соответствии с п. п. 1.4 и 1.6 Положения Центрального банка Российской Федерации от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее — Положение N 266-П) кредитная организация осуществляет эмиссию банковских карт на основании договора, предусматривающего совершение операций с использованием банковских карт, являющихся видом платежных карт как инструмента безналичных расчетов, предназначенного для совершения ее держателем операций с денежными средствами, находящимися у эмитента.

Согласно п. 1.9 Положения N 266-П на территории Российской Федерации кредитные организации осуществляют расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдают наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций.

При совершении операций по банковским счетам с использованием платежных карт составляются документы на бумажном носителе и (или) в электронной форме, которые являются основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служат подтверждением их совершения (п. 3.1 Положения N 266-П).

Списание денежных средств по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию реестра платежей или электронного журнала, являющихся основанием для составления расчетных и иных документов для отражения сумм операций, совершаемых с использованием платежных карт, в бухгалтерском учете участников расчетов (п. 2.9 Положения N 266-П).

По сообщению Департамента регулирования расчетов Центрального банка Российской Федерации указанное Положение не устанавливает каких-либо изъятий из общих правил, установленных законодательством Российской Федерации, в отношении возможности приостановления налоговыми органами операций по банковским счетам, предусматривающим совершение операций с использованием банковских карт.

Учитывая изложенное, при получении банком решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика до списания денежных средств со счета клиента по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, банк обязан исполнить указанное решение.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 июня 2012 г. N 03-02-07/1-135

наверх

Вопрос: В банке открыты банковские счета юридическим лицам. На счетах клиентов имеются денежные средства, и операции по ним приостановлены на основании решений уполномоченных налоговых органов.

Должен ли банк при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету клиента и при отсутствии расчетных документов по перечислению налогов и сборов исполнить платежные поручения, выставленные клиентом на оплату ежегодного оплачиваемого отпуска, учебного отпуска, денежной компенсации части ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи, выходного пособия при расторжении трудового договора, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет?

Должен ли банк при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету клиента и при отсутствии расчетных документов по перечислению налогов и сборов выдать клиенту наличные денежные средства при их снятии по чеку по вышеуказанным основаниям?

В какой очередности должны быть исполнены расчетные документы клиента по вышеуказанным основаниям и расчетные документы по перечислению налогов и сборов при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету клиента?

Должен ли банк при предъявлении клиентом чека на снятие наличных денежных средств запрашивать расшифровку целей снятия средств?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Указанные в рассматриваемом обращении расходные операции, в том числе выдача наличных денежных средств по чеку, не относятся к банковским операциям, на которые не распространяется приостановление операций по счетам в банке.

Пунктом 6 ст. 76 Кодекса предусмотрено, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком.

В соответствии с п. 7 ст. 76 Кодекса приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 июня 2012 г. N 03-02-07/1-136

наверх

Вопрос: В соответствии с п. 7 ст. 214.1 НК РФ доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде. В указанные доходы включаются, в частности, доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам.

Расходами по операциям с ценными бумагами согласно п. 10 ст. 214.1 НК РФ признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные физическим лицом расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам. К указанным расходам относятся в том числе суммы, уплачиваемые эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг, а также суммы, уплачиваемые в соответствии с договором купли-продажи ценных бумаг, в том числе суммы купона.

Пунктом 12 ст. 214.1 НК РФ установлено, что финансовый результат по операциям с ценными бумагами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п. 10 ст. 214.1 НК РФ.

Банк осуществляет брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг и в рамках агентского договора совершает от имени и за счет физического лица операции приобретения и реализации облигаций, эмитентом которых не является налоговый резидент РФ.

В текущем налоговом периоде банк приобрел в рамках указанного агентского договора для физического лица облигации, цена приобретения которых включает накопленный купонный доход. Согласно условиям выпуска облигаций в текущем налоговом периоде эмитентом был выплачен купонный доход физическому лицу. Реализация облигаций в текущем налоговом периоде не осуществлялась.

Правомерно ли определение налоговой базы по НДФЛ в текущем налоговом периоде в виде разницы между суммой накопленного купонного дохода, полученного физическим лицом от эмитента облигаций, и купонным доходом, уплаченным при приобретении облигаций, при условии отсутствия операций реализации облигаций в текущем налоговом периоде?

Ответ: Из вопроса следует, что банк осуществляет брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг и в рамках агентского договора приобретает и реализует от имени и за счет физического лица облигации иностранного эмитента.

Согласно п. 7 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами.

В соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 214.1 Кодекса к расходам по операциям с ценными бумагами, в частности, относятся суммы, уплачиваемые в соответствии с договором купли-продажи ценных бумаг, в том числе суммы купона.

Из вышеизложенного следует, что при отсутствии реализации облигаций суммы купонного дохода, уплаченные при приобретении облигаций, могут быть учтены при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами при получении купонного дохода от эмитента облигаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 июня 2012 г. N 03-04-06/4-150

наверх

Вопрос: Между банком и физическим лицом (клиентом) заключен договор банковского вклада на период с 19.08.2009 по 19.08.2012. Вклад мультивалютный (рубли, доллары, евро).

Согласно условиям договора клиент изначально внес сумму в долларах на счет, открытый в долларах.

Согласно тарифам по данному вкладу процентная ставка по рублевой части вклада зависит от размера внесенной суммы: если внесенная сумма варьируется от 1 до 29 999 руб., то процентная ставка — 0,1% годовых; если более 1 500 000 руб. — 15% годовых.

На момент открытия вклада внесенная сумма в рублях составляла ноль рублей и процентная ставка составляла 0%. Если бы клиент в момент открытия вклада внес 1 500 000 руб., то процентная ставка по договору не превышала бы ставку рефинансирования, увеличенную на пять процентных пунктов (15,75%).

В июле 2011 г. клиент внес денежные средства в размере 1 500 000 руб.

Должен ли банк в данном случае удерживать НДФЛ с суммы превышения процентной ставки по вкладу (15%) над ставкой рефинансирования, увеличенной на пять процентных пунктов (13,25%), на момент внесения денежных средств, считая, что произошло изменение процентной ставки по договору?

Ответ: В соответствии с абз. 4 п. 27 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде процентов по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на пять процентных пунктов, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по вкладу превысила ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на пять процентных пунктов, прошло не более трех лет.

Таким образом, в целях применения к процентным доходам по вкладу указанной нормы необходимо принимать во внимание размеры процентных ставок, установленные на дату заключения договора, в том числе и в случае, если договором банковского вклада предусмотрено условие об увеличении (уменьшении) процентной ставки по вкладу при увеличении (уменьшении) суммы вклада.

То есть, если на дату заключения договора процентные ставки по вкладу установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на пять процентных пунктов, в случае снижения ставки рефинансирования Банка России к процентным доходам по такому вкладу применяются положения абз. 4 п. 27 ст. 217 Кодекса об освобождении полученных доходов от налогообложения.

В случае если договором вклада предусмотрено увеличение процентных ставок до уровня, превышающего ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на пять процентных пунктов, действующую на дату заключения договора, то к процентным доходам по вкладу, начисленным по указанным ставкам, положения абз. 4 п. 27 ст. 217 Кодекса не применяются и такие доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц с определением налоговой базы в порядке, предусмотренном ст. 214.2 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 июня 2012 г. N 03-04-06/6-153

наверх

Вопрос: Банк на основании договора на оказание брокерских услуг, заключенного в 2009 г. с клиентом-физлицом, осуществляет куплю-продажу ценных бумаг в интересах данного клиента.

В 2009 г. клиент перевел в банк ценные бумаги разных эмитентов от другого брокера, но документов, подтверждающих расходы по приобретению данных бумаг, не представил, соответственно, данные бумаги были приняты на учет по нулевой стоимости.

В 2010 г. клиент вновь перевел в банк ценные бумаги, также не представив документов, подтверждающих их приобретение, затраты на хранение, а также сумму НДФЛ, уплаченного у другого брокера при выводе ценных бумаг.

В 2011 г. ценные бумаги, переведенные в 2009 и 2010 гг., были реализованы на бирже через банк. Клиент обратился в банк с просьбой учесть расходы по приобретению и хранению реализованных ценных бумаг.

В связи с отсутствием документов, подтверждающих произведенные расходы (факт оплаты), а также выписки со счетов депо и др. в налоговой базе по НДФЛ были учтены только доход от реализации и затраты на хранение ценных бумаг, произведенные через банк.

Может ли банк учесть расходы на основании документов, подтверждающих приобретение и хранение указанных ценных бумаг?

Какие документы банк может принять в качестве подтверждения фактически осуществленных расходов? Нужны ли оригиналы документов или достаточно нотариально заверенных копий?

Ответ: Из вопроса следует, что налогоплательщик в 2009 и 2010 гг. переводил в банк ценные бумаги различных эмитентов от других брокеров. При этом документы, подтверждающие расходы по приобретению данных ценных бумаг, затраты на их хранение, а также суммы налогов, удержанных брокером при выводе ценных бумаг, представлены не были.

В 2011 г. налогоплательщик реализовал на бирже через банк указанные ценные бумаги и обратился в банк с просьбой учесть расходы по приобретению и хранению реализованных ценных бумаг.

Абзацем 3 п. 18 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при определении налоговым агентом налоговой базы по операциям с ценными бумагами налоговый агент на основании заявления налогоплательщика может учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента, в том числе до заключения договора с налоговым агентом, при наличии которого последний осуществляет определение налоговой базы налогоплательщика.

Согласно абз. 4 п. 18 ст. 214.1 Кодекса в качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны были быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых данное физическое лицо произвело соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода права собственности налогоплательщика на соответствующие ценные бумаги, факт и сумму оплаты соответствующих расходов.

Если налогоплательщиком не были своевременно до завершения текущего налогового периода представлены документы, подтверждающие произведенные расходы, связанные с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг, налоговый агент исчисляет суммы налога без учета этих расходов.

В таких случаях налогоплательщик вправе учесть эти расходы самостоятельно в порядке, установленном ст. 228 Кодекса, при подаче налоговой декларации в налоговый орган по месту жительства по окончании налогового периода.

Если документы, подтверждающие произведенные в предшествующих налоговых периодах расходы, были представлены в текущем налоговом периоде, в котором были реализованы ценные бумаги, то такие расходы могут быть учтены при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами, если эти расходы не были учтены ранее другим налоговым агентом при определении в установленных случаях (например, при выводе ценных бумаг со счета депо (лицевого счета) налогового агента) налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и исчислении соответствующих сумм налога.

В случаях представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан хранить копии таких документов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 июня 2012 г. N 03-04-06/4-146

наверх

Вопрос: В силу п. 1 ст. 252 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль полученные доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов, каковыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все формы первичных документов предусматривают наличие подписей должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления.

Статьей 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ определены условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью. В частности, при подписании документа, не требующего заверения печатью, простой или неквалифицированной электронной подписью документ будет признан равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных законодательством или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Положениями Федерального закона N 129-ФЗ не предусмотрена обязанность составлять первичные документы исключительно на бумажных носителях.

Банк планирует внедрить электронный документооборот в части обмена первичными документами, подписанными электронной подписью, по операциям купли-продажи иностранной валюты и срочным сделкам (далее — подтверждения), совершаемым банком с клиентами в рамках заключенных с ними договоров (включая соглашение на электронное взаимодействие).

Вправе ли банк признавать такие подтверждения, составленные на бумажных носителях без заверения печатью, первичными документами в целях учета при исчислении налога на прибыль расходов, осуществленных банком по операциям купли-продажи иностранной валюты и срочным сделкам с клиентами банка?

Будут ли признаваться первичными документами сформированные в электронном виде по установленным законодательством форматам подтверждения, подписанные неквалифицированной электронной подписью?

Ответ: В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.

При этом Федеральный закон "О бухгалтерском учете" не включает печать в число обязательных реквизитов, которые должны содержать первичные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью (далее — неквалифицированная электронная подпись), признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и Кодексом не определены.

Таким образом, для целей налогового учета документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью не может являться документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 мая 2012 г. N 03-03-06/2/67

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru