КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 10.05.2013

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: На суммы размещенных во вкладах в банке средств клиентов не начисляются проценты в связи с нарушением настроек учетных систем банка и/или при несанкционированном списании мошенниками размещенных во вкладах в банке средств клиентов. Банк должен самостоятельно либо на основании вступивших в законную силу решений суда выплатить клиентам недополученные ими проценты (упущенную выгоду), а также (при мошеннических операциях) вернуть утраченные клиентами суммы вкладов (реальный ущерб).

Налоговая база по НДФЛ в отношении сумм упущенной выгоды, учитываемых как проценты по вкладу в банке, определяется в соответствии со ст. 214.2 НК РФ с учетом положений п. 27 ст. 217 НК РФ, согласно которой в числе доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, поименованы доходы в виде процентов по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, если:

  • — проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, в течение периода, за который начислены указанные проценты;
  • — установленная ставка не превышает 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;
  • — проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на пять процентных пунктов, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на пять процентных пунктов, прошло не более трех лет.

Правомерно ли это?

Ответ: Из вопроса следует, что в ряде случаев на суммы размещенных во вкладах в банке средств клиентов не начисляются проценты в связи с нарушением настроек учетных систем банка и/или при несанкционированном списании мошенниками размещенных во вкладах денежных средств клиентов. При выявлении подобных случаев банк самостоятельно либо на основании решения суда выплачивает клиентам недополученные ими проценты, а также возвращает утраченные клиентами суммы вкладов.

Пунктом 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Доходом физических лиц согласно ст. 41 Кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и в отношении доходов физических лиц определяемая в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При возврате клиентам банка сумм денежных средств, списанных с их счетов в результате незаконных действий третьих лиц, банк возмещает таким клиентам причиненный им реальный ущерб.

Таким образом, поскольку в результате незаконных действий третьих лиц клиентам банка причинен реальный ущерб, суммы возмещения данного ущерба при условии его документального подтверждения не образуют экономическую выгоду для данных физических лиц и, соответственно, не являются их доходом и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

Что касается выплаты недополученных клиентом процентов, то такие выплаты являются возмещением упущенной выгоды, поскольку имеют целью возмещение неполученных физическим лицом доходов, которые в случае их возникновения подлежали бы налогообложению.

Из изложенного следует, что суммы выплаченных клиентам банка недополученных процентов подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общем порядке, установленном ст. 214.2 Кодекса, с учетом положений п. 27 ст. 217 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 апреля 2013 г. N 03-04-06/11216

наверх

Вопрос: Банк приобретает паи ПИФа у иностранных организаций — резидентов Республики Кипр.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), относятся к доходам от источников в РФ, облагаемым налогом на прибыль.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" ПИФ не является юридическим лицом и, следовательно, не признается организацией в смысле ст. 11 НК РФ.

Инвестиционный пай является именной ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"). Из определения следует, что паи ПИФа, хоть и относятся к ценным бумагам, но акциями (долями) не признаются.

Таким образом, положения пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ при приобретении банком паев ПИФа у иностранной организации не применяются.

Пунктом 2 ст. 309 НК РФ предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в пп. 5 и 6 п. 1 ст. 309 НК РФ, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, не облагаются налогом на прибыль у источника выплаты.

Под иным имуществом в контексте данного пункта понимаются любые другие ценные бумаги, не поименованные в пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ, и любое движимое имущество, находящееся на территории РФ.

Протоколом от 07.10.2010, заключенным между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр, дополнено определение дивидендов, содержащееся в ст. 10 "Дивиденды" Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" (далее — Соглашение): к "дивидендам" теперь относятся любые выплаты по паям ПИФов или аналогичных коллективных форм инвестирования, за исключением выплат, указанных в п. 5 ст. 6 "Доходы от недвижимого имущества" Соглашения.

В п. 5 ст. 6 Соглашения указаны доходы, полученные через посредство трастов недвижимости, паевых фондов недвижимости или аналогичных коллективных форм инвестирования, созданных в первую очередь для инвестиций в недвижимое имущество.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" к выплатам по паям ПИФа, равно как и доходам, полученным через ПИФ, относятся выплаты промежуточных доходов от доверительного управления имуществом, составляющим ПИФ (если это предусмотрено правилами фонда), и денежная компенсация, выплачиваемая при прекращении договора доверительного управления ПИФ или погашении инвестиционного пая.

Для целей налога на прибыль доходом от источников в РФ, выплачиваемым в пользу иностранной организации, могут быть выплаты промежуточных доходов, предусмотренные правилами ПИФа, и денежные компенсации, выплачиваемые при прекращении договора доверительного управления ПИФ или погашении инвестиционного пая. Правильно ли понимает банк, что указанные доходы облагаются налогом на прибыль в зависимости от формы инвестирования:

  • — доходы от недвижимого имущества подлежат налогообложению в соответствии с п. 5 ст. 6 Соглашения, если их получение связано с ПИФами недвижимости;
  • — дивиденды — в соответствии со ст. 10 Соглашения, если их получение связано с иными ПИФами?

Освобождаются ли от налогообложения налогом на прибыль доходы кипрской организации от продажи паев ПИФа независимо от источников их инвестирования (недвижимость или иные источники), если такие доходы не относятся к деятельности постоянного представительства в РФ?

Ответ: Нормами п. 2 ст. 10 "Дивиденды" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее — Соглашение) определены ставки налога, взимаемого с доходов в виде дивидендов в стране источника выплаты. Так, налог не должен превышать:

  • a) 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 000 евро;
  • b) 10% от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

С 1 января 2013 г. на территории Российской Федерации и Республики Кипр применяется Протокол от 07.10.2010 о внесении изменений в Соглашение.

В соответствии с п. V данного Протокола внесены изменения в ст. 10 "Дивиденды" Соглашения, в частности в определение термина "дивиденды", который теперь означает также любые выплаты по паям паевых инвестиционных фондов или аналогичных коллективных форм инвестирования (за исключением упомянутых в п. 5 ст. 6 "Доходы от недвижимого имущества" Соглашения).

Согласно п. п. 1 и 5 ст. 6 Соглашения доходы, полученные резидентом одного Договаривающегося Государства через посредство трастов недвижимости, паевых фондов недвижимости или аналогичных коллективных форм инвестирования, созданных в первую очередь для инвестиций в недвижимое имущество, находящееся в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве.

В отношении же совершения российским банком операций по приобретению принадлежащих резидентам Республики Кипр паев паевого инвестиционного фонда, представленного недвижимым имуществом, применяется ст. 13 Соглашения, согласно п. 1 которой доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от отчуждения недвижимого имущества, определенного в ст. 6 Соглашения и находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в таком другом государстве. Доходы же от отчуждения любого имущества, иного, чем то, о котором говорится в п. п. 1, 2 и 3 ст. 13 Соглашения, в соответствии с п. 4 ст. 13 Соглашения подлежат налогообложению только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 апреля 2013 г. N 03-08-05/11011

наверх

Вопрос: 1. Согласно п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. При этом приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством РФ, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Очередность списания денежных средств при их недостаточности на счете для удовлетворения всех предъявленных к счету требований установлена п. 2 ст. 855 ГК РФ и применяется с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П.

Банк применяет следующую очередность списания средств при их недостаточности на счете для удовлетворения всех предъявленных к счету требований.

В первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.

Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производится списание по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

В четвертую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

В пятую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, не относится к платежам первой и второй очереди, на которые приостановление операций в соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ не распространяется.

Согласно судебной практике (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2012 N А52-4197/2011, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.08.2011 по делу N А81-4699/2010), а также позиции Минфина России в Письмах от 06.11.2012 N 03-02-07/1-279 и от 09.11.2012 N 03-02- 07/1-285 при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации и отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) со счета организации банк вправе выполнить распоряжение клиента о перечислении заработной платы, и если расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, поступили в банк раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджетную систему РФ, то при поступлении денежных средств на счет налогоплательщика банк вправе исполнить в первую очередь расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

В соответствии со ст. 134 НК РФ установлена ответственность банка за исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ, — взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 20 тыс. руб.

Вправе ли банк не исполнять платежные документы на перечисление/выдачу заработной платы клиента, операции по счету которого приостановлены на основании решения налогового органа, если в банке отсутствуют расчетные документы, предусматривающие платежи в бюджетную систему РФ, или если расчетные документы, предусматривающие платежи в бюджетную систему РФ, поступили в банк после расчетных документов о перечислении заработной платы?

Будет ли банк привлечен к ответственности в соответствии со ст. 134 НК РФ, если исполнит данные платежные документы клиента на перечисление/выдачу заработной платы?

2. В соответствии с п. 4 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств налоговый орган направляет в банк в электронной форме. Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

В Письме ФНС России от 22.10.2012 N АС-4-2/17859 указано, что в случае, когда направление решений о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств и решений об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в электронном виде не представляется возможным по объективным причинам (например, в случае незаключения банком соглашения с Банком России), налоговый орган может направить указанные решения в бумажном виде.

Вправе ли банк возвратить без исполнения в налоговый орган поступившие на бумажном носителе решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств при наличии у банка заключенного с Банком России соглашения об электронном документообороте в рамках исполнения Положения Банка России от 29.12.2010 N 365-П "О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде" и потребовать от налогового органа направить указанные документы в электронной форме?

Ответ: 1. В соответствии со ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в соответствии с пп. 2 п. 10 ст. 101 Кодекса.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 Кодекса).

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 указанной статьи (п. 1 ст. 76 Кодекса).

На основании п. 1 ст. 76 Кодекса приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Очередность списания банком денежных средств со счета клиента при недостаточности таких средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований установлена ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

При наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации, принятого в соответствии с п. 3 ст. 76 Кодекса, и отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) в бюджетную систему Российской Федерации банк вправе исполнить расчетные документы организации по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

В случае если в период приостановления налоговым органом операций налогоплательщика-организации по счету в банке в соответствии с п. 3 ст. 76 Кодекса расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, поступили в банк раньше поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа), то в первую очередь исполняются расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

Ответственность банка, предусмотренная ст. 134 Кодекса, наступает только в случае, когда при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) банк исполнил поручение налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на перечисление средств, не связанное с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа, либо иное платежное поручение, имеющее в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации.

2. В силу п. 4 ст. 76 Кодекса решения о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке направляются налоговым органом в банк только в электронной форме.

Порядок направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде утвержден Положением Банка России от 29.12.2010 N 365-П (далее — Положение).

Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что поручения и решения налогового органа направляют в электронном виде через Банк России те банки (филиалы банков), которые заключили с Банком России (в лице территориального учреждения Банка России) соглашение согласно указанному Положению.

Вместе с тем в соответствии с указанным Положением банки (филиалы банков) вправе прекратить (временно приостановить) обмен сообщениями в электронном виде.

Учитывая изложенное, в случае если банком заключено указанное соглашение с Банком России и действие этого соглашения не приостановлено, то решения, предусмотренные ст. 76 Кодекса, должны направляться налоговым органом в банк в электронной форме.

В случае приостановления банком обмена сообщениями в электронной форме в целях соблюдения сроков, установленных ст. 76 Кодекса, решения налогового органа направляются в банк на бумажном носителе.

Кодексом не предусмотрен возврат банком налоговому органу решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банке и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банке в случае получения банком таких решений на бумажном носителе.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 апреля 2013 г. N 03-02-07/1/10349

наверх

Вопрос: О документах, подтверждающих статус дипломатического представительства и посольства для целей исчисления налога на прибыль в отношении процентного дохода, выплачиваемого российским банком в пользу Посольства Боливарианской Республики Венесуэла, находящегося на территории РФ.

Ответ: Согласно нормам п. 3 ст. 11 "Проценты" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее — Конвенция) проценты, возникающие в одном Договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося государства, подлежат налогообложению только в Договаривающемся государстве, резидентом которого является их получатель, в частности, если получателем процентов является Правительство Договаривающегося государства, Центральный банк Договаривающегося государства, его политическое подразделение или местный орган власти.

Как следует из вопроса, российский банк выплачивает процентный доход в пользу Посольства Боливарианской Республики Венесуэла, находящегося на территории Российской Федерации.

В целях применения вышеуказанной нормы Конвенции у российского банка — налогового агента должно быть подтверждение о статусе Посольства и его принадлежности к структуре Правительства Боливарианской Республики Венесуэла.

Для определения состава документов, подтверждающих статус дипломатического представительства, в рассматриваемом случае возможно использовать положения Инструкции о порядке учета юридических лиц, их обособленных подразделений в Едином государственном реестре предприятий и организаций (утв. Госкомстатом Российской Федерации 22.12.1999 N АС-1-24/6483, с последующими изменениями от 07.12.2001 N ОР-1-24/5177). В соответствии с п. 3.24 указанной Инструкции дипломатические и приравненные к ним представительства могут представить российской организации — налоговому агенту копию письма МИД России (без нотариального удостоверения) с подтверждением статуса представительства, приравненного к дипломатическому, и указанием в нем международного договора или решения Правительства Российской Федерации, на основании которого такой статус предоставлен (или документы об аккредитации дипломатического представительства в Российской Федерации).

Учитывая изложенное, документами, подтверждающими статус дипломатического представительства и посольства, являются документы об их аккредитации в Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 марта 2013 г. N 03-08-05/9450

наверх

Вопрос: Согласно п. 3 ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. На этом основании с даты вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения банк вправе прекратить начисление процентов на ссудную задолженность для целей налога на прибыль. Правомерно ли это?

Ответ: Согласно п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются ст. 290 НК РФ).

Подпунктом 1 п. 2 ст. 290 НК РФ установлено, что к доходам банков в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от осуществления банковской деятельности в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов.

В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в частности, прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных ст. 126 вышеуказанного Федерального закона.

Таким образом, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в налоговом учете начисление дохода в виде процентов по долговым обязательствам должника прекращается.

Вопросы, связанные с порядком начисления процентов по долговым обязательствам должника, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве до момента открытия конкурсного производства, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Вместе с тем в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63, при решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований об уплате процентов за пользование денежными средствами, предоставленными должнику по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита, необходимо иметь в виду, что указанные проценты наряду с подлежащей возврату суммой займа (кредита), на которую они начисляются, образуют сумму задолженности по соответствующему денежному обязательству должника, состав и размер которого, если это обязательство возникло до принятия заявления о признании должника банкротом, определяются по правилам п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ. В этом случае требования об уплате таких процентов не являются текущими платежами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 марта 2013 г. N 03-03-06/2/9219

наверх

Вопрос: Пунктом 18 ст. 214.1 НК РФ на налогового агента возлагается обязанность по удержанию также суммы НДФЛ, недоудержанного эмитентом ценных бумаг, в том числе в случае совершения в пользу налогоплательщика операций, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. ст. 214.3 и 214.4 НК РФ.

При этом к недоудержанным относятся суммы налога, которые должны были быть удержаны эмитентом ценных бумаг при выплате дохода, если эмитент ценных бумаг в отношении выплат конкретного вида доходов признавался налоговым агентом, но которые по тем или иным причинам не были удержаны в полном объеме.

У эмитентов возникают трудности с удержанием НДФЛ с выплачиваемого процентного дохода, если у них отсутствует информация о непосредственных владельцах ценных бумаг, учтенных депозитариями на счетах номинальных держателей. Процентный доход по таким эмиссионным ценным бумагам (дивиденды по акциям) владельцам-физлицам фактически выплачивает банк-депозитарий, осуществляющий учет прав на такие бумаги.

Каким образом банк-депозитарий должен исполнить обязанность по удержанию НДФЛ, недоудержанного эмитентом, если он не может правильно рассчитать доход, с которого должен быть удержан налог?

Ответ: В соответствии с п. 18 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая база по операциям с ценными бумагами, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, по операциям РЕПО с ценными бумагами и по операциям займа ценными бумагами определяется налоговым агентом, при этом согласно абз. 4 и 5 данного пункта налоговым агентом в целях данной статьи признается, в частности, депозитарий, осуществляющий на основании депозитарного договора выплату (перечисление) дохода в денежной форме по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска и по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением (в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г.), которые учитываются на счете депо, открытом физическому лицу, имеющему право на получение соответствующего дохода, а также депозитарий, осуществляющий на основании депозитарного договора выплату (перечисление) дохода в денежной форме по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска и по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением (в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г.), которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ в соответствии с положениями ст. 214.6 Кодекса.

Из вышеприведенной нормы ст. 214.1 Кодекса следует, что депозитарий при выплате (перечислении) дохода по вышеуказанным ценным бумагам самостоятельно выполняет функции налогового агента.

Налоговый агент определяет налоговую базу налогоплательщика по всем видам доходов от операций, осуществляемых налоговым агентом в интересах налогоплательщика в соответствии с договором, за вычетом соответствующих расходов. Налоговый агент не учитывает при определении налоговой базы налогоплательщика доходы, полученные от операций, совершенных не на основании указанных выше договоров.

При этом согласно п. 7 ст. 214.1 Кодекса доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами.

Налоговый агент удерживает также суммы налога, недоудержанные эмитентом ценных бумаг.

К недоудержанным относятся суммы налога, которые должны были быть удержаны эмитентом ценных бумаг при выплате дохода, если эмитент ценных бумаг в отношении выплат конкретного вида доходов признавался налоговым агентом, но которые по тем или иным причинам не были удержаны в полном объеме.

Из вопроса следует, что банк выполняет функции депозитария в отношении перечисленных в абз. 4 и 5 п. 18 ст. 214.1 Кодекса эмиссионных ценных бумаг, по которым эмитент этих ценных бумаг выплачивает процентный доход.

В этом случае налоговым агентом в отношении процентов по ценным бумагам является банк-депозитарий и обязанность по удержанию налога с процентного дохода лежит не на эмитенте ценных бумаг, а на банке.

При этом налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется банком-депозитарием в общем порядке, установленном ст. 214.1 Кодекса, включая доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные налогоплательщиком в налоговом периоде.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 марта 2013 г. N 03-04-06/7762

наверх

Вопрос: Согласно п. 2 ст. 312 НК РФ иностранная организация вправе подать заявление на возврат ранее удержанного налога по выплаченным этой иностранной организации доходам, в отношении которых международными договорами РФ, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения, при условии представления соответствующих подтверждающих документов, в том числе:

  • - заявления на возврат удержанного налога по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (форма 1012 согласно Приказу МНС России от 15.01.2002 N БГ-3-23/13, далее — Заявление);
  • - подтверждения того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Заявление на возврат удержанного налога содержит, в частности, п. 5, подлежащий заполнению уполномоченным налоговым органом иностранного государства. При этом в данном пункте Заявления уполномоченный налоговый орган иностранного государства подтверждает, что заявитель действительно являлся в течение года, в котором производилась выплата дохода, лицом с постоянным пребыванием в государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, что полностью дублирует сведения, содержащиеся в налоговом сертификате, который обычно представляется в качестве документа, подтверждающего факт того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения.

Возможно ли представить Заявление на возврат ранее удержанного налога на прибыль иностранной организации без заверения данного заявления налоговым органом иностранного государства при условии представления налогового сертификата в качестве подтверждения того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения, осуществляется при условии представления следующих документов:

  • - заявления на возврат удержанного налога по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Приказом МНС России от 15.01.2002 N БГ-3-23/13 утверждены формы заявлений на возврат, Приказом МНС России от 20.05.2002 N БГ-3-23/259 утверждены Инструкции по заполнению форм заявлений на возврат;
  • - подтверждения того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства;
  • - копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному юридическому лицу, и копий платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащего возврату, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, за исключением случаев выплаты дохода по ценным бумагам российских организаций.

Согласно утвержденным и действующим в настоящее время формам заявлений на возврат (1011DT и 1012DT), а также Инструкциям по их заполнению подтверждение постоянного местопребывания иностранной организации проставляется в разд. 5 заявлений по формам 1011DT и 1012DT.

В связи с тем что разд. 5 заявлений по формам 1011DT и 1012DT и документ, предусмотренный в абз. 3 п. 2 ст. 312 Кодекса, подтверждают один и тот же факт (иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации заключен международный договор (соглашение), предусматривающий полное или частичное неудержание налога в Российской Федерации) и поскольку указанные заявления представляются иностранной организацией с заполненным надлежащим образом разд. 5, то дополнительно подтверждать резидентство иностранной организации не требуется.

Вместе с тем, если разд. 5 заявления не заполнен, но представлен надлежаще оформленный документ, подтверждающий постоянное местонахождение, у налогового органа нет оснований для отказа в возврате налога (Постановление ФАС Московского округа от 15.05.2012 N А40-64082/11-129-274).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 марта 2013 г. N 03-08-05/7339

наверх

Вопрос: Банк привлекает иностранные организации с целью поиска контрагентов для заключения сделок с различными финансовыми инструментами на международном финансовом рынке. На основании договора, заключенного с иностранным юридическим лицом (иностранным брокером), банк приобретает услуги по поиску контрагентов на международном внебиржевом рынке для дальнейшего заключения сделок с финансовыми инструментами. Иностранный брокер не является взаимозависимым лицом по отношению к банку.

Оказываемые услуги предполагают два варианта взаимодействия банка с иностранным брокером.

Первый вариант. Банк направляет иностранному брокеру запрос на поиск контрагента, содержащий условия, на основании которых банк планирует осуществление сделок с финансовыми инструментами. Иностранный брокер ищет подходящее предложение среди имеющихся у него заявок в отношении аналогичных контрактов, а также путем дополнительного опроса участников внебиржевых торгов и сообщает о результатах такого поиска банку. Если банк принимает условия какой-либо из предложенных сделок, иностранный брокер раскрывает информацию о контрагенте и банк самостоятельно заключает сделку с контрагентом от своего имени и за свой счет.

Второй вариант. Банк получает доступ к электронной брокерской системе внебиржевых торгов, например, к страницам на сайте агентства Reuters (далее — ЭБС). ЭБС содержит информацию об актуальных котировках финансовых инструментов, размещаемых другими пользователями ЭБС. Информация, представленная в ЭБС, является достаточной для принятия банком решения о заключении сделки с финансовым инструментом, однако не содержит сведения о других пользователях ЭБС, размещающих котировки. Данная информация используется банком для принятия решений о заключении сделок с финансовыми инструментами на международном внебиржевом рынке. Если банк устраивают котировки, представленные в ЭБС, он сообщает иностранному брокеру о желании осуществить сделку на имеющихся условиях, после чего иностранный брокер раскрывает информацию о пользователе ЭБС, разместившем котировку, и банк самостоятельно заключает сделку с указанным пользователем ЭБС от своего имени и за свой счет.

Если сделка была заключена на основании предоставленной иностранным брокером информации о контрагенте, банк выплачивает ему вознаграждение. Если на основании предоставленной информации банк не заключил сделку, вознаграждение иностранному брокеру не выплачивается.

В соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ при приобретении российской организацией у иностранного контрагента услуг, облагаемых НДС на территории РФ, российская организация обязана при оплате таких услуг выполнить функции налогового агента, то есть удержать НДС и перечислить его в бюджет РФ.

При этом пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, если покупатель в отношении отдельных видов услуг, предусмотренных указанным подпунктом, осуществляет деятельность на территории РФ и (или) приобретает услуги агента, привлекающего от имени основного участника контракта иное лицо для оказания таких услуг, местом реализации для целей исчисления НДС признается территория РФ.

Услуги, фактически оказываемые за пределами территории РФ и прямо не поименованные в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, облагаются НДС по месту деятельности исполнителя в соответствии с пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ.

Иностранный брокер не имеет представительства на территории РФ, местом его деятельности является иностранное государство.

При приобретении услуг иностранного брокера по поиску контрагентов на международном финансовом рынке с использованием первого варианта исполнения услуги территория РФ не признается местом реализации указанных услуг для целей НДС, соответственно, отсутствует объект налогообложения по НДС и банк не должен исполнять обязанности налогового агента.

При приобретении услуг иностранного брокера с использованием второго варианта исполнения услуги территория РФ не признается местом реализации указанных услуг для целей НДС, соответственно, отсутствует объект налогообложения по НДС и банк также не должен исполнять обязанности налогового агента.

Правомерна ли позиция банка?

Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 Кодекса.

Согласно положениям указанной ст. 148 Кодекса брокерские услуги по поиску контрагентов и по доступу к электронной брокерской системе для заключения сделок с финансовыми инструментами к услугам, перечисленным в пп. 1 — 4.1, 4.3 п. 1 данной статьи Кодекса, не относятся, и, следовательно, в отношении таких услуг применяется норма пп. 5 п. 1 этой статьи, на основании которой местом реализации услуг признается территория Российской Федерации в том случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 148 Кодекса предусмотрено, что местом осуществления деятельности организации считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если услуги оказываются через это постоянное представительство).

Таким образом, местом реализации вышеуказанных услуг, оказываемых иностранной организацией, территория Российской Федерации не является и по таким услугам налог на добавленную стоимость на территории Российской Федерации российским банком в качестве налогового агента не уплачивается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 марта 2013 г. N 03-07-05/6946

наверх

Вопрос: Между банком и заемщиком (юридическим лицом) заключен кредитный договор. По решению суда заемщик признан банкротом, в отношении него введено конкурсное производство.

В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон N 127-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в частности, прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных ст. 126 Закона N 127-ФЗ.

Пунктом 2.1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ определено, что на сумму требований конкурсного кредитора в размере, установленном в соответствии со ст. 4 Закона N 127-ФЗ, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены ст. 126 Закона N 127-ФЗ.

Банк прекратил начислять проценты по кредитному договору с даты открытия конкурсного производства в отношении заемщика и начал начислять проценты по основаниям, предусмотренным ст. 126 Закона N 127-ФЗ.

В связи с отсутствием средств у должника, достаточных для возмещения судебных расходов, арбитражный суд прекратил производство по делу о несостоятельности (банкротстве) заемщика.

Обязан ли банк для целей налога на прибыль начислить проценты (осуществить их пересчет) согласно условиям кредитного договора с даты признания должника банкротом и открытия конкурсного производства на дату прекращения производства?

Ответ: Доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, учитываются в составе внереализационных доходов на основании п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ при применении метода начисления доход в виде процентов признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода вне зависимости от фактического поступления в их оплату денежных средств или иного имущества.

Пунктом 1 ст. 269 НК РФ предусмотрено, что в целях гл. 25 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

Таким образом, основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов.

Начисление процентов по обязательствам должника, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве, осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Федеральный закон N 127-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в частности, прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ.

Проценты, начисляемые в соответствии со ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ на сумму требований конкурсного кредитора, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ.

В случае прекращения производства по делу о банкротстве налогоплательщик прекращает начисление в налоговом учете процентов, предусмотренных ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ, и возобновляет начисление процентов, предусмотренных условиями долгового обязательства.

При этом пересчет доходов в виде процентов, начисленных в налоговом учете за время конкурсного производства, не осуществляется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 марта 2013 г. N 03-03-06/1/6893

наверх

Вопрос: Между организацией и ее учредителем (испанской компанией, доля которой в уставном капитале 100%) был заключен договор займа на 5 лет, согласно которому организация обязана уплачивать проценты по займу ежеквартально. У иностранной организации нет представительства в РФ.

Согласно п. 1 ст. 310 НК РФ налог на прибыль с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 НК РФ, в валюте выплаты дохода.

В целях избежания двойного налогообложения между этими странами действует Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 16.12.1998 (далее — Конвенция).

Согласно п. 1 ст. 11 Конвенции проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

В п. 2 ст. 11 Конвенции указано, что такие проценты могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является лицом, имеющим фактическое право на проценты, взимаемый таким образом налог не должен превышать 5 процентов от общей суммы процентов. Компетентные органы Договаривающихся Государств по взаимному согласию определяют способ применения таких ограничений.

Согласно п. 3 Конвенции независимо от положений п. 2 проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве, если получатель является лицом, имеющим фактическое право на проценты, и:

  • а) лицом, имеющим фактическое право на проценты, является Договаривающееся Государство, его политическое подразделение или местный орган власти; или
  • б) проценты выплачиваются по долгосрочному кредиту (7 или более лет), предоставленному банком или другим кредитным институтом, который является резидентом Договаривающегося Государства.

Является ли организация налоговым агентом по налогу на прибыль в случае перечисления доходов иностранной организации в виде процентов по займу? Вправе ли организация применить пониженную ставку налога?

Ответ: В соответствии с нормами п. п. 1 и 2 ст. 11 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал (далее — Конвенция) право налогообложения процентного дохода предоставлено как государству резидентства получателя такого дохода, так и государству, в котором процентный доход возникает. При этом, если получатель процентов имеет фактическое право на них, взимаемый в соответствии с законодательством государства источника дохода налог не должен превышать 5 процентов от общей суммы процентов.

Нормой, содержащейся в пп. "b" п. 3 ст. 11 Конвенции, предусмотрено, что проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого договаривающегося государства, подлежат налогообложению исключительно в последнем, если проценты выплачиваются в связи с предоставленным банком или другим кредитным институтом долгосрочным кредитом (на срок 7 или более лет).

Таким образом, если российская организация выплачивает испанскому банку проценты на основании заключенного между ними долгосрочного кредитного договора, то данный доход освобождается от налогообложения в Российской Федерации и подлежит налогообложению исключительно в Испании.

В рассматриваемом случае российская организация получает заем от своего учредителя (компании — резидента Испании, которая не является кредитной организацией). В связи с этим нормы пп. "b" п. 3 ст. 11 Конвенции применению не подлежат.

В соответствии с нормами п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доход в виде процентного дохода от долговых обязательств любого вида, полученный иностранной организацией и который не связан с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относится к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Исходя из вышеизложенного процентный доход, выплачиваемый испанской компании на основании договора займа, заключенного с российской организацией, подлежит налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации по ставке, определяемой с учетом норм п. 2 ст. 11 Конвенции.

Согласно п. 1 ст. 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате дохода.

В соответствии с нормами п. 3 ст. 310 Кодекса исчисление и удержание сумм налога с дохода, который в соответствии с международным договором облагается налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, производится налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 Кодекса, о ее постоянном местонахождении.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 марта 2013 г. N 03-08-05/6369

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru