КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Новшества

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 09.12.2011

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: В соответствии с условиями кредитных договоров банк осуществлял взимание с текущих счетов заемщиков — физических лиц на периодической основе (ежемесячно, ежеквартально) комиссии за открытие и ведение ссудного счета. Банк учитывал данные комиссии в составе доходов в целях исчисления налога на прибыль.

В соответствии с решением суда взимание банком комиссий за открытие и ведение ссудного счета с заемщиков — физических лиц было признано незаконным и нарушающим положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителя".

Суд обязал банк вернуть заемщикам — физическим лицам данные комиссии, необоснованно взысканные банком по кредитным договорам.

Вправе ли банк для целей исчисления налога на прибыль учесть в расходах сумму возвращенных заемщикам — физическим лицам по решению суда комиссий за открытие и ведение ссудного счета, ранее учтенных в составе доходов?

Вправе ли банк учесть в расходах сумму комиссий, начисленных в налоговом учете в составе доходов и уплаченных заемщиками — физическими лицами за период с даты подачи искового заявления данными заемщиками до даты вступления в силу решения суда или не признанных к возврату судом?

Вправе ли банк не производить начисление в составе доходов комиссий за открытие и ведение ссудного счета за период с даты вступления в силу решения суда до окончания действия кредитных договоров с данными заемщиками — физическими лицами?

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Возникает ли у заемщиков — физических лиц экономическая или материальная выгода, подлежащая обложению НДФЛ, в случае:

  • — возврата банком по решению суда комиссий за открытие и ведение ссудного счета, уплаченных заемщиками — физическими лицами;
  • — возврата банком комиссий за открытие и ведение ссудного счета, уплаченных заемщиками за период с даты подачи искового заявления данными заемщиками до даты вступления в силу решения суда или не признанных к возврату судом;
  • — невзимания банком с заемщиков данных комиссий, признанных судом неправомерными, с даты вступления в силу решения суда до даты окончания действия кредитных договоров?

Следует ли банку исполнять обязанности налогового агента, если в вышеуказанных случаях возникает объект налогообложения по НДФЛ?

Ответ: По налогу на прибыль организаций.

Статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

При этом в соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При этом также установлено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах — если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Статьей 180 ГК РФ предусмотрено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2009 N 8274/09, от 02.03.2010 N 7171/09, действия банка по открытию и ведению ссудного счета не являются самостоятельной банковской услугой. Указанный вид комиссии нормами ГК РФ, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее — Закон N 2300-1), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрен, следовательно, включение в договор условия об оплате комиссии за открытие и ведение ссудного счета нарушает права потребителей.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

При этом в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 7171/09 указывается на то, что содержащееся в нем толкование правовых норм является обязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Учитывая изложенное, условие договора кредита, заключенного банком с физическим лицом, предусматривающее взимание комиссии за ведение и обслуживание ссудного счета, является недействительным на основании ст. 168 ГК РФ и п. 1 ст. 16 Закона N 2300-1.

В связи с этим основания для взимания комиссий за открытие и ведение ссудного счета и отражения таких комиссий в доходах для целей налогообложения прибыли организаций отсутствуют.

При этом при возврате суммы комиссий заемщику, в случае если данные суммы были отражены в доходах в предыдущих отчетных (налоговых) периодах, перерасчет налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций осуществляется в порядке, установленном ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

По налогу на доходы физических лиц.

Как указывается в рассматриваемом вопросе, решением суда были признаны недействительными положения договора, предусматривающие взимание банком комиссии за открытие и ведение ссудного счета. В связи с этим на основании решения суда с банка в пользу физического лица — его клиента взысканы суммы уплаченной физическим лицом комиссии за ведение счета. При этом некоторые комиссии, взимаемые банком, не были признаны судом к возврату.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.

Суммы комиссии за открытие и ведение счета, предусмотренные договором и возвращенные банком в соответствии с решением суда, не являются экономической выгодой (доходом) физического лица, поскольку физическому лицу возвращаются его собственные денежные средства, неправомерно удержанные банком.

Указанные суммы комиссии за открытие и ведение ссудного счета, возвращенные банком физическому лицу на основании решения суда, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Если суммы комиссий, признанные судом неправомерными, не взимаются с даты вступления в силу решения суда до даты окончания действия кредитных договоров, доходов (экономической выгоды) у заемщиков не возникает.

Обязанностей налогового агента при выплате доходов, не подлежащих обложению, у банка не возникает.

При получении налогоплательщиком от банка доходов, подлежащих налогообложению, банк, на основании п. 1 ст. 24 и ст. 226 НК РФ, признается налоговым агентом и обязан исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. ст. 226 и 230 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 ноября 2011 г. N 03-03-06/2/166

наверх

Вопрос: Иностранная компания, имеющая аккредитованный на территории Российской Федерации филиал, планирует открыть на срок более одного месяца обособленное подразделение, не являющееся филиалом (представительством), для осуществления деятельности подготовительного и вспомогательного характера (реклама и продвижение услуг, предоставляемых компанией на российском рынке).

В соответствии со ст. 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.

В соответствии со ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно- распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В соответствии с п. 5 Приказа Минфина России от 30.09.2010 N 117н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения" иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение (отделение). Постановка на учет осуществляется на основании заявления о постановке на учет в налоговом органе иностранной организации, одновременно с которым, в частности, предоставляются документы, подтверждающие аккредитацию отделения иностранной организации на территории Российской Федерации, если такая аккредитация предусмотрена законодательством Российской Федерации. Однако законодательством Российской Федерации предусмотрен только порядок аккредитации филиалов и представительств иностранных организаций, а порядок аккредитации иных обособленных подразделений (в частности, отделения, бюро, конторы, агентства) отсутствует.

Следовательно, иностранная компания подлежит постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но в связи с тем, что обособленное подразделение компании не будет являться филиалом (представительством), представления в налоговый орган документов, подтверждающих аккредитацию обособленного подразделения на территории Российской Федерации, не требуется.

При этом налоговые органы при постановке иностранной организации на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, требуют представления документов, подтверждающих аккредитацию такого обособленного подразделения на территории Российской Федерации.

Правомерно ли в указанном случае иностранной компании не представлять документы, подтверждающие аккредитацию обособленного подразделения, не являющегося филиалом (представительством), на территории Российской Федерации?

Ответ: В соответствии с пп. 7 п. 4 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство, отделение или иное обособленное подразделение, представляет в налоговый орган документы, подтверждающие аккредитацию соответствующего обособленного подразделения, только в том случае, если такая аккредитация предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Следовательно, в случаях, когда аккредитация обособленного подразделения не предусмотрена законодательством Российской Федерации, не требуется представления иностранной организацией в налоговый орган документа, подтверждающего, что аккредитация такого обособленного подразделения не предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 ноября 2011 г. N 03-02-07/1-379

наверх

Вопрос: Банк планирует осуществить выпуск банковских карт для юридических лиц (далее — корпоративные карты) путем заключения с юридическим лицом соответствующего договора.

Корпоративные карты будут выпускаться банком на имя уполномоченных работников юридического лица, которым данное юридическое лицо предоставляет право использовать денежные средства, находящиеся на его банковском счете (то есть фактически юридическое лицо с помощью корпоративной карты выдает уполномоченному физическому лицу денежные средства под отчет для осуществления разрешенных законодательством РФ операций — оплаты командировочных, хозяйственных и представительских расходов).

Условиями договора о предоставлении корпоративной карты будут предусмотрены расчеты не только за счет денежных средств клиента — юридического лица, находящихся на его банковском счете, но и за счет кредита, предоставляемого банком клиенту в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств. При этом предоставлять кредит банк планирует с установлением льготного беспроцентного периода кредитования, то есть проценты по кредиту не будут взиматься банком при условии, что клиент — юридическое лицо погасит задолженность в течение установленного банком периода (например, 55 дней). В случае невыполнения клиентом данного условия проценты по кредиту будут взиматься банком в полном объеме из расчета процентной ставки, установленной в договоре с клиентом.

Вправе ли банк применять льготный беспроцентный период по корпоративным картам для юридических лиц? Каков порядок учета для целей исчисления налога на прибыль дохода в виде процентов в случае установления для юридических лиц беспроцентного периода?

Ответ: В соответствии с п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, учитываются в составе внереализационных доходов.

В соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ при применении метода начисления доход в виде процентов признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода вне зависимости от фактического поступления в их оплату денежных средств или иного имущества.

Пунктом 1 ст. 269 НК РФ предусмотрено, что в целях гл. 25 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

Таким образом, основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 ноября 2011 г. N 03-03-06/2/167

наверх

Вопрос: Банк приобретает закладные по ипотечным кредитам у другого банка-продавца. На момент приобретения залоговое имущество (недвижимость) является застрахованным от ущерба, при этом выгодоприобретателем по договору страхования является банк-продавец. При продаже закладных смена выгодоприобретателя в одних случаях осуществляется, а в других — не осуществляется.

При наступлении страхового случая страховая компания перечисляет сумму страхового возмещения банку, который на момент наступления страхового случая является собственником закладных.

Применяется ли в данных случаях положение п. 3 ст. 290 НК РФ, позволяющее не признавать доходом при исчислении налога на прибыль сумму страхового возмещения, полученную от банка-продавца, в пределах суммы непогашенной задолженности заемщика, так как п. 3 ст. 290 НК РФ не содержит условия о том, что банк должен являться выгодоприобретателем?

Ответ: Из вопроса следует, что банк приобрел закладные по ипотечным кредитам. При наступлении страхового случая страховое возмещение страховщик перечисляет банку.

Согласно п. 1 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В соответствии с п. 1 ст. 290 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) к доходам банков, кроме доходов, предусмотренных ст. ст. 249 и 250 НК РФ, относятся также доходы от банковской деятельности, предусмотренные ст. 290 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 290 НК РФ установлено, что не включаются в доходы банка суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков, а также страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, страховые выплаты, полученные по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом), в пределах суммы непогашенной задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемой (прощаемой) банком за счет указанных страховых выплат.

Таким образом, страховые выплаты, полученные по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом), не подлежат отражению в составе доходов кредитной организации для целей налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 октября 2011 г. N 03-03-06/2/160

наверх

Вопрос: Банк заключил договор на брокерское обслуживание с физлицом (клиентом). В 2011 г. физлицо совершает следующие операции с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ:

  • — сделки покупки-продажи ценных бумаг;
  • — сделки прямого РЕПО;
  • — сделки обратного РЕПО;
  • — сделки продажи-покупки на ОРЦБ ценных бумаг, привлеченных по сделкам РЕПО (короткой позиции).

По итогам налогового периода (2011 г.) клиентом получен убыток по сделкам покупки-продажи ценных бумаг, убыток по сделкам прямого РЕПО и сделкам обратного РЕПО и доход по сделкам продажи ценных бумаг, привлеченных по сделкам РЕПО (короткой позиции).

Вправе ли банк как налоговый агент в целях НДФЛ, определяя налоговую базу клиента по итогам налогового периода, определить финансовые результаты по всем операциям клиента с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, например, сальдировать убыток по операциям покупки-продажи ценных бумаг (принадлежащих клиенту) с доходом по итогам операций с заимствованными ценными бумагами (закрытой короткой позицией)?

Вправе ли банк увеличить сумму убытка по операциям покупки-продажи ценных бумаг (принадлежащих клиенту) на сумму расхода по сделкам прямого РЕПО (с учетом установленных ограничений) с целью переноса данного убытка на будущие периоды?

Вправе ли банк учесть расходы клиента на комиссионное вознаграждение, уплаченное им при совершении сделок РЕПО (прямого и обратного), при определении налоговой базы по НДФЛ по итогам операций с ценными бумагами в конце года?

Ответ: Из вопроса следует, что в рамках договора на брокерское обслуживание с банком физическое лицо совершает операции купли-продажи ценных бумаг, операции РЕПО и операции на организованном рынке ценных бумаг купли-продажи ценных бумаг, привлеченных по сделкам РЕПО (короткой позиции).

При этом по итогам налогового периода по операциям купли-продажи ценных бумаг и операции РЕПО получен убыток, а по операциям купли-продажи ценных бумаг, привлеченных по сделкам РЕПО (короткой позиции), получен доход.

Возможность сальдирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, предусмотренным в ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), с налоговой базой по операциям, предусмотренным в ст. 214.3 Кодекса, данными статьями Кодекса не установлена.

Вместе с тем суммы превышения расходов, указанных в п. 6 ст. 214.3 Кодекса, определенные с учетом положений абз. 4 п. 4 и абз. 4 п. 5 данной статьи, над доходами, указанными в п. 6 ст. 214.3 Кодекса, принимаются в уменьшение доходов, полученных налогоплательщиком в том же налоговом периоде, указанных в абз. 3 п. 4 и в абз. 3 п. 5 ст. 214.3 Кодекса соответственно, в пропорции, рассчитанной как соотношение стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО.

Из вышеприведенных положений следует, что доходы по операциям купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, связанные с открытием короткой позиции и определяемые в соответствии с положениями ст. 214.1 Кодекса, могут быть уменьшены на часть суммы превышения расходов над доходами по операциям РЕПО исходя из пропорции, определяемой в соответствии с абз. 3 п. 6 ст. 214.3 Кодекса.

Налоговая база по операциям, связанным с открытием короткой позиции, определяется в порядке, предусмотренном в п. 14 ст. 214.3 Кодекса, который не предусматривает определение убытков от таких операций.

Учет расходов на выплату вознаграждения брокеру и депозитарию, оплату биржевой комиссии и т.п. при определении налоговой базы непосредственно по сделке РЕПО не предусмотрен.

В то же время ст. 214.3 Кодекса предусмотрено, что положения ст. 214.1 Кодекса о порядке определения доходов и расходов применяются только в специально оговоренных случаях, таких как ненадлежащее исполнение договоров РЕПО, при учете расходов по операциям, связанным с закрытием короткой позиции, и затрат, связанных с приобретением и реализацией соответствующих ценных бумаг.

Таким образом, при определении налоговой базы по операциям, поименованным в ст. 214.3 Кодекса, прямо предусматривающим учет расходов по этим операциям в соответствии со ст. 214.1 Кодекса, суммы вознаграждения, выплачиваемого брокеру, оплаты биржевой комиссии и т.п. учитываются в соответствии с положениями п. 10 ст. 214.1 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 октября 2011 г. N 03-04-06/4-272

наверх

Вопрос: ЗАО (эмитент) заключило агентский договор с банком о выполнении последним функций платежного агента, согласно которому банк обязуется за вознаграждение обеспечивать выплату сумм купонного дохода и номинальной стоимости облигаций по поручению и за счет эмитента.

Согласно договору эмитент возлагает на банк обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующие бюджеты налогов при осуществлении выплат по облигациям, так как на основании доверенности банк является уполномоченным представителем налогового агента (эмитента). При этом банк обязуется предоставлять эмитенту информацию и документы, подтверждающие удержание у налогоплательщика и перечисление в соответствующие бюджеты сумм налогов.

Правомерно ли удержание банком сумм НДФЛ и перечисление их за эмитента в налоговый орган по месту регистрации эмитента?

Ответ: Из вопроса следует, что обществом — эмитентом облигаций заключен договор с банком о выполнении последним функций платежного агента, в соответствии с которым банк обеспечивает выплату владельцам облигаций сумм купонного дохода и номинальной стоимости облигаций в пределах сумм, перечисляемых банку эмитентом.

Организацией, выплачивающей процентный доход по облигациям и осуществляющей погашение облигаций, является эмитент облигации.

Согласно п. 7 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы от реализации (погашения) ценных бумаг и доходы в виде процента (купона, дисконта) включаются в доходы по операциям с ценными бумагами.

В соответствии с п. 18 ст. 214.1 Кодекса налоговая база по операциям с ценными бумагами, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, по операциям РЕПО с ценными бумагами и по операциям займа ценными бумагами определяется налоговым агентом, при этом налоговым агентом в целях данной статьи признаются доверительный управляющий, брокер, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами срочных сделок на основании соответствующего договора с налогоплательщиком: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора.

Если между банком и владельцами облигаций не заключено каких-либо договоров, предусматривающих совершение банком операций с этими облигациями в качестве финансового посредника (брокера, доверительного управляющего и т.п.), обязанностей налогового агента в отношении выплачиваемых сумм доходов по облигациям у банка не возникает.

В таких случаях налогоплательщики — владельцы облигаций в соответствии с пп. 1 п. 1 и п. п. 2 и 3 ст. 228 Кодекса при получении дохода по облигациям должны самостоятельно исчислять суммы налога и представлять в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 октября 2011 г. N 03-04-06/4-270

наверх

Вопрос: Физлица — клиенты банка осуществляют операции с финансовыми инструментами срочных сделок (далее — ФИСС). Банк осуществляет контроль цен приобретения физлицами ФИСС в соответствии со ст. 212 НК РФ. Контроль цен реализации ФИСС гл. 23 НК РФ не предусмотрен.

Следует ли банку как налоговому агенту устанавливать соответствие цен реализации ФИСС рыночным ценам в целях НДФЛ?

Ответ: В соответствии с п. 12 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) финансовый результат по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п. 10 данной статьи.

Налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период.

Установление соответствия цен реализации финансовых инструментов срочных сделок рыночным ценам ст. 214.1 Кодекса не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 октября 2011 г. N 03-04-06/4-269

наверх

Вопрос: ЗАО-1 на внеочередном собрании акционеров приняло решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций. Банку как акционеру было предложено принять участие в размещении дополнительных акций, при этом в оплату обыкновенных именных акций ЗАО-1 может быть внесено имущество — обыкновенные именные акции ЗАО-2.

Банк заключил договор, в соответствии с которым ЗАО-1 передает банку в собственность размещаемые ЗАО-1 акции дополнительного выпуска, а банк оплачивает данные акции принадлежащими ему на праве собственности акциями ЗАО-2. Для целей оплаты размещаемых акций ЗАО-1 акциями ЗАО-2 независимым оценщиком была определена рыночная стоимость акций. Разницу между рыночной стоимостью размещаемых дополнительных акций и рыночной стоимостью акций, принимаемых в оплату, ЗАО-1 перечисляет банку.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ у налогоплательщика-акционера не возникает прибыли (убытка) при передаче имущества (имущественных прав) в качестве оплаты размещаемых акций.

Стоимость приобретаемых акций признается равной стоимости вносимого имущества, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество, с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

Таким образом, в случае размещения дополнительных акций в целях увеличения уставного капитала акционерного общества у лиц, приобретающих их, не возникает прибыли (убытка) для целей исчисления налога на прибыль, и стоимость принятых в налоговом учете дополнительных размещаемых акций ЗАО-1 равна стоимости переданных в оплату акций ЗАО-2, определяемой по данным налогового учета.

При этом полученная банком сумма денежных средств в размере разницы между рыночной стоимостью акций дополнительного выпуска и акций, поступивших в их оплату, признается доходом банка, учитываемым при исчислении налога на прибыль, на дату зачисления денежных средств на корреспондентский счет.

Правомерна ли позиция банка?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее — Закон N 208-ФЗ) уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.

При этом абз. 1 п. 2 ст. 34 Закона N 208-ФЗ предусматривает, что оплата акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку.

В соответствии с п. 4 ст. 28 Закона N 208-ФЗ решением об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций должны быть определены количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения, цена размещения дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций, форма оплаты дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, а также могут быть определены иные условия размещения.

Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда) организации, установлены ст. 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

В соответствии с п. 1 ст. 277 Кодекса при размещении эмитированных акций (долей, паев) у налогоплательщика-эмитента не возникает прибыли (убытка) при получении имущества (имущественных прав) в качестве оплаты за размещаемые им акции (доли, паи), а у налогоплательщика-акционера не возникает прибыли (убытка) при передаче имущества (имущественных прав) в качестве оплаты размещаемых акций (долей, паев).

При этом стоимость приобретаемых акций для целей налогообложения прибыли признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество, с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

Таким образом, на основании п. 1 ст. 277 Кодекса стоимость приобретаемых акций дополнительного выпуска акционерного общества в целях налогообложения прибыли признается равной стоимости вносимого в счет их оплаты имущества (акций другого акционерного общества), определяемой по данным налогового учета передающей стороны.

Полученная сумма денежных средств в размере превышения рыночной стоимости акций дополнительного выпуска над рыночной стоимостью акций, вносимых в счет их оплаты, признается доходом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль. При этом в соответствии с положениями ст. 271 Кодекса указанные доходы признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 октября 2011 г. N 03-03-06/2/152

наверх

Вопрос: О налогообложении НДС в отношении денежных средств в виде комиссий, получаемых банком за оказание услуг по дистанционному предоставлению кредита (вне места нахождения банка).

Ответ: Согласно пп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации), в том числе размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет.

Пунктом 1.2 Положения Банка России от 31.08.1998 N 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" под размещением (предоставлением) банком денежных средств понимается заключение между банком и клиентом банка договора, составленного с учетом требований гражданского законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Таким образом, банковской операцией по размещению привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков, не подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость, является предоставление банком заемщику (клиенту банка) денежных средств (кредитование) на условиях возвратности, срочности и платности (уплата процентов).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом п. 2 данной статьи Кодекса предусмотрено, что в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, указанное положение не применяется.

Денежные средства в виде комиссий, получаемых банком за оказание услуг по дистанционному предоставлению кредита (вне места нахождения банка), следует рассматривать как денежные средства, связанные с оплатой банковской услуги по предоставлению кредита, не подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость. В связи с этим такие денежные средства в налоговую базу по этому налогу не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 октября 2011 г. N 03-07-05/25

наверх

Вопрос: В соответствии со ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ, относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, только в том случае, если полученный доход относится к определенному законом виду. Пункт 1 ст. 309 НК РФ устанавливает ограниченный перечень видов доходов. В то же время пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ указывает, что налогообложению подлежат иные аналогичные доходы.

ОАО планирует заключить договор на участие своих работников в выставках (ярмарках), которые будут организованы иностранной организацией. Выставки будут организованы на территории иностранных государств, услуги по обеспечению участия представителей ОАО будут оказываться не на территории РФ организацией, не имеющей представительства на территории РФ.

Облагается ли налогом на прибыль как иные аналогичные доходы, предусмотренные пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ, доход, полученный иностранной организацией, не имеющей представительства на территории РФ, за оказание услуг по организации участия работников ОАО в выставках, проводимых за пределами территории РФ?

Ответ: Из вопроса следует, что иностранная организация, в соответствии с договором, оказывает на территории иностранного государства услуги по обеспечению участия представителей российской организации в проводимых в иностранных государствах выставках (ярмарках).

В соответствии с положениями ст. ст. 246 и 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) прибыль (доходы) иностранных организаций от осуществления деятельности (выполнения работ, оказания услуг) подлежит налогообложению в Российской Федерации в случае, если такая деятельность осуществляется на территории Российской Федерации и приводит к образованию постоянного представительства, определяемого в соответствии с положениями ст. 306 Кодекса и положениями международного соглашения об избежании двойного налогообложения с соответствующим иностранным государством.

Таким образом, по прибыли (доходам), полученной иностранными организациями от выполнения работ (оказания услуг) на территории иностранных государств, такие иностранные организации налогоплательщиками налога на прибыль организаций в Российской Федерации не являются. Доходы иностранных организаций от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства не являются доходами от источников в Российской Федерации и, соответственно, налогообложению в Российской Федерации налогом на прибыль организаций не подлежат.

В пп. 1 — 9 п. 1 ст. 309 Кодекса перечислены доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с выполнением работ (оказанием услуг) иностранной организацией в Российской Федерации. При этом в пп. 10 указаны "иные аналогичные доходы".

Аналогичность доходов заключается не в схожести их с каким-либо из видов доходов, поименованных в пп. 1 — 9 п. 1 ст. 309 Кодекса, а в том, что они относятся к доходам от источников в Российской Федерации, не связанных с деятельностью иностранной организации, в том числе через постоянное представительство, за исключением доходов, прямо упомянутых в ст. 309 Кодекса как не относящихся к доходам от источников в Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 октября 2011 г. N 03-03-06/1/618

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru