КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 09.04.2010

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Вопрос: Банк приобрел облигации российской организации. Банку стало известно, что решением арбитражного суда организация-эмитент признана банкротом и в отношении нее открыто конкурсное производство. Срок погашения облигаций не наступил.

Банк считает, что с даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ в связи с невозможностью реализации прав, закрепленных ценной бумагой, признание ценной бумаги в налоговом учете должно быть прекращено и банк будет вправе:

  • – уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на расходы по приобретению облигаций ликвидированной организации;
  • – прекратить начисление процентного купонного дохода, если срок погашения облигаций не наступил, а сумму ранее начисленного процентного дохода включить во внереализационные расходы по налогу на прибыль.

Правомерна ли позиция банка?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли убытков от списания расходов, связанных с приобретением и обслуживанием ценных бумаг эмитента, в отношении которого открыто конкурсное производство, и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей.

Исходя из этого начисление процентного купонного дохода с даты открытия конкурсного производства прекращается.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" облигацией признается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

В целях налогообложения прибыли налоговая база по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами исчисляется в порядке, предусмотренном ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Пунктом 2 ст. 280 Кодекса установлен порядок определения доходов и расходов от операций, связанных с обращением ценных бумаг (т.е. с реализацией или иным выбытием ценных бумаг (в том числе погашением)).

В соответствии с п. 10 ст. 280 Кодекса налогоплательщики, получившие убыток от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести указанные убытки на будущее), в порядке и на условиях, которые установлены ст. 283 Кодекса.

При этом положениями ст. 280 Кодекса не предусмотрено списания на расходы (убытки) стоимости ценных бумаг в случае ликвидации организации - эмитента указанных ценных бумаг.

Таким образом, убытки, полученные банком по облигациям эмитента, прекратившего свою деятельность, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций после завершения процедуры конкурсного производства и исключения ликвидируемой организации из списков ЕГРЮЛ.

В целях налогообложения прибыли стоимость указанных облигаций также не признается налогоплательщиком как безнадежный долг и не подлежит учету в составе внереализационных расходов на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 марта 2010 г. N 03-03-06/2/36

наверх

Вопрос: Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

Имеет ли право банк для целей налога на прибыль утвердить в учетной политике критерий "аналогичное обеспечение", равный нулю, в случае если банк признает расходом предельную величину процентов, начисленных по долговым обязательствам любого вида (банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления), при условии, что размер процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, начисляемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях?

Какие критерии определения "аналогичное обеспечение" для долговых обязательств (банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления) банк имеет право утвердить в учетной политике?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов в виде процентов по долговым обязательствам, выданным на сопоставимых условиях, и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

Согласно п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Кроме того, перечень видов обеспечения по ссуде установлен гл. 6 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности".

Применительно к налоговому учету аналогичным обеспечением признается одинаковое обеспечение одного вида (например, долговые обязательства, обеспеченные только поручительствами).

Главой 25 Кодекса не конкретизируется такой критерий сопоставимости, как аналогичные обеспечения. Тем самым, исходя из положений гл. 25 Кодекса об организации налогового учета (ст. 313 Кодекса), налогоплательщику предоставляется право в учетной политике для целей налогообложения прибыли самостоятельно установить значения этого критерия (в том числе долговые обязательства без обеспечения).

Таким образом, если способы обеспечения разные, то обязательства не признаются сопоставимыми. При этом учитываются также объем обеспечения и категории лиц, их предоставивших.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 февраля 2010 г. N 03-03-06/2/33

наверх

Вопрос: В 2008 г. банк выдал кредит юрлицу. По окончании срока кредит не был возвращен. По непогашенной части процентов, числящейся на балансовом счете N 459, создан резерв в соответствии с требованиями Положения Банка России от 20.03.2006 N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери". Также непогашенные проценты учтены на внебалансовом счете N 916, резерв по ним не создается. В момент начисления проценты включались банком в доходы по налогу на прибыль и с них уплачивался налог на прибыль.

После обращения банка в суд юрлицо получило кредит в другом банке и погасило сумму основного долга, так как такая возможность была предусмотрена договором. Проценты погашены не были.

Имеет ли право банк по истечении срока исковой давности списать оставшиеся проценты как безнадежный долг за счет созданного резерва по сомнительным долгам или учесть их в составе внереализационных расходов для целей налога на прибыль?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли убытков в виде начисленных процентов по кредиту и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Согласно п. 3 ст. 266 Кодекса банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Таким образом, банку предоставлено право по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности сформировать резерв по сомнительным долгам в соответствии с п. 4 ст. 266 Кодекса.

Если резерв по сомнительным долгам не был сформирован, то дебиторская задолженность по процентам, по которой истек срок исковой давности, относится на убытки и приравнивается к внереализационным расходам согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 февраля 2010 г. N 03-03-06/2/34

наверх

Вопрос: Управляющая организация, являясь доверительным управляющим имущества закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости (далее - Фонд), совершает сделки с имуществом, составляющим Фонд, в том числе сделки с недвижимым имуществом, подлежащие государственной регистрации. Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон) управляющая компания совершает сделки с имуществом, составляющим Фонд, от своего имени, указывая при этом, что она действует в качестве доверительного управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после наименования доверительного управляющего сделана пометка "Д.У." и указано название Фонда.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона имущество, составляющее Фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности.

Пунктом 2 ст. 15 Закона уточняется, что при государственной регистрации прав на недвижимое имущество для включения такого имущества в состав паевого инвестиционного фонда собственники данного объекта недвижимости и данные о них, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, вправе требовать от лица, осуществляющего ведение реестра владельцев инвестиционных паев, список владельцев инвестиционных паев, содержащий данные о них, предусмотренные указанным Федеральным законом.

Владельцами инвестиционных паев Фонда являются физические лица.

Подпунктом 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество предусмотрены различные ставки государственной пошлины для юридических и физических лиц.

Вправе ли управляющая компания, действующая в качестве доверительного управляющего имуществом паевого инвестиционного фонда, применять для осуществления регистрации прав физических лиц - владельцев инвестиционных паев фонда на недвижимое имущество, входящее в состав данного фонда, ставки государственной пошлины, предусмотренные налоговым законодательством для физических лиц?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев и за государственную регистрацию сделки по отчуждению объекта недвижимого имущества и (или) перехода права на объект недвижимости по такой сделке, собственниками которого являются владельцы инвестиционных паев, и сообщает.

В соответствии с п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.

Подпунктом 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ установлено, что за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества уплачивается государственная пошлина физическими лицами в размере 1000 руб., организациями - 15 000 руб.

Пунктом 1 ст. 14 гл. III Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" установлено, что инвестиционный пай является именной ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.

Согласно п. 5 указанной статьи инвестиционные паи свободно обращаются по окончании формирования паевого инвестиционного фонда.

Учет прав на инвестиционные паи осуществляется на лицевых счетах в реестре владельцев инвестиционных паев и, если это предусмотрено правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом, на счетах депо депозитариями, которым для этих целей в реестре владельцев инвестиционных паев открываются лицевые счета номинальных держателей. При этом депозитарии, за исключением расчетных депозитариев, не вправе осуществлять учет прав на инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов на счетах депо, открытых другим депозитариям, выполняющим функции номинальных держателей инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, принадлежащих их клиентам (депонентам).

Пунктом 3 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом. Государственная регистрация договора об отчуждении объекта недвижимости и последующего перехода права на данный объект недвижимости при одновременной подаче заявлений и документов, необходимых для государственной регистрации указанных договора и перехода права, проводится в указанные в данном пункте сроки, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.

В указанных случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц.

Таким образом, срок государственной регистрации недвижимого имущества может быть продлен до двух месяцев, в течение которых владельцы инвестиционных паев имеют возможность свободно распоряжаться ими, продавая и покупая на биржевом и внебиржевом рынке. При этом учет прав на инвестиционные паи осуществляется как на лицевых счетах в реестре владельцев инвестиционных паев, так и на счетах номинальных держателей.

В связи с этим определение владельцев паев на момент осуществления данной регистрации управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд, становится затруднительным.

Кроме того, в п. 4 ст. 24 Федерального закона N 122-ФЗ указывается, что заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом представляются управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд.

При государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав указывается, что собственниками такого объекта являются владельцы инвестиционных паев соответствующего паевого инвестиционного фонда (без указания имен (наименований) владельцев инвестиционных паев и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности).

На основании изложенного, по мнению Департамента, государственная пошлина за государственную регистрацию права общей долевой собственности (возникновения права) владельцев инвестиционных паев и за государственную регистрацию сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества и (или) перехода права на объект недвижимости по такой сделке, собственниками которого являются владельцы инвестиционных паев, от имени которых действует управляющая компания, должна уплачиваться в размере 15 000 руб. согласно пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 февраля 2010 г. N 03-05-05-03/05

наверх

Вопрос: Федеральный закон от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в силу с 1 января 2010 г., внес изменения в порядок налогообложения налогом на прибыль операций займа ценными бумагами.

До 01.01.2010 банк выдал заем ценными бумагами на срок более 3 лет, срок займа истекает после 31.12.2010. Распространяются ли положения Федерального закона N 281-ФЗ на указанный заем или налогообложение таких операций осуществляется согласно ст. 13 Федерального закона N 281-ФЗ (в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ, действовавшими в 2009 г.)?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" налогообложение по операциям займа ценными бумагами, дата начала займа по которым наступила в 2009 г. или ранее, а дата окончания займа наступает с 1 января 2010 г., осуществляется в соответствии с положениями гл. 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), действовавшими в 2009 г.

Положения ст. 282.1 "Особенности налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами" НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2010 г., применяются к операциям займа с ценными бумагами, возникшим с 1 января 2010 г.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 февраля 2010 г. N 03-03-06/2/30

наверх

Вопрос: О порядке применения НДС в отношении услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг, включая услуги по внесению записи в реестр и предоставлению выписок из реестра, оказываемых российской организацией иностранной организации.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг, включая услуги по внесению записи в реестр и предоставлению выписок из реестра, оказываемых российской организацией иностранной организации, и сообщает.

Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В целях применения налога на добавленную стоимость порядок определения места реализации работ (услуг) установлен нормами ст. 148 Кодекса. Так, на основании норм данной статьи место реализации услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом п. 2 указанной ст. 148 Кодекса установлено, что местом осуществления деятельности организации признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.

Таким образом, местом реализации услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг, включая услуги по внесению записи в реестр и предоставлению выписок из реестра, оказываемых российской организацией иностранной организации, признается территория Российской Федерации и такие услуги подлежат налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации на основании п. 3 ст. 164 Кодекса по ставке налога в размере 18 процентов.

Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 февраля 2010 г. N 03-07-08/37

наверх

Вопрос: В соответствии с учетной политикой банк при определении предельной величины процентов для целей исчисления налога на прибыль использует ставку рефинансирования ЦБ РФ.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ в период приостановления действия абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ с 1 августа по 31 декабря 2009 г. применяется предельная величина процентов, признаваемых расходом, равная ставке рефинансирования, увеличенной в два раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В течение августа - декабря 2009 г. банк привлекал денежные средства юридических лиц в рублях на срок свыше 1 года на условиях неизменности процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства по ставкам, равным предельным величинам процентов, признаваемых расходом по налогу на прибыль (ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая на дату привлечения денежных средств, увеличенная в два раза).

Вправе ли банк в 2010 г. признавать расходы в виде процентов, начисленных по указанным привлеченным средствам, в полной сумме, то есть для расчета предельной величины процентов, признаваемых расходом по налогу на прибыль, применять нормы законодательства, действовавшие на дату привлечения денежных средств (ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в два раза)?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке определения предельной величины процентов, признаваемых расходом, и сообщает следующее.

На основании п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ установлено, что в период приостановления действия абз. 4 п. 1 ст. 269 Кодекса с 01.08.2009 по 31.12.2009 при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 2 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ с 1 января по 30 июня 2010 г. включительно приостановлено действие абз. 4 п. 1 ст. 269 Кодекса в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г.

В период приостановления действия абз. 4 п. 1 ст. 269 Кодекса применяется предельная величина процентов, признаваемых расходом, равная ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в два раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Учитывая изложенное, до 30 июня 2010 г. предельная величина процентов, признаваемых расходом в целях налогообложения прибыли, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в два раза (при оформлении долгового обязательства в рублях), и равной 15 процентам (при оформлении долгового обязательства в иностранной валюте) - по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г.

По долговым обязательствам, возникшим после 1 ноября 2009 г., предельный размер процентов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, принимается равным ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза (при оформлении долгового обязательства в рублях), и равной 15 процентам (при оформлении долгового обязательства в иностранной валюте).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 февраля 2010 г. N 03-03-06/2/29

наверх

Вопрос: Согласно пп. 7 п. 2 ст. 290 НК РФ к доходам банков в целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности, доходы от осуществления банковской деятельности в виде положительной разницы между полученной при прекращении или реализации (последующей уступке) права требования (в том числе ранее приобретенного) суммой средств и учетной стоимостью данного права требования.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 279 НК РФ при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу до или после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации прав требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком по сделке уступки права требования, который включается в состав внереализационных расходов налогоплательщика. Положения указанных пунктов также применяются к налогоплательщику - кредитору по долговому обязательству.

При реализации задолженности по кредитному договору банк вправе уменьшить доход от реализации права требования на стоимость задолженности по указанному договору. При этом, поскольку ст. 279 НК РФ не установлено иное, стоимость задолженности по кредитному договору должна определяться исходя из суммы всей задолженности по договору, уступаемой цессионарию, включая сумму основного долга по кредитному договору, а также суммы процентов, начисленных и учтенных в доходах банка, но не уплаченных до момента уступки права требования.

Согласно ст. ст. 382 и 384 ГК РФ при переходе прав кредитора к другому лицу при уступке требования кредитное обязательство не прекращается, а происходит перемена лиц в обязательстве, при этом к новому кредитору переходит право первоначального кредитора в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, в том числе право на неуплаченные проценты. Право на проценты (пени) по денежному обязательству является дополнительным к праву кредитора требовать уплаты основной суммы долга.

В соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Суммы неустойки по кредитному договору могут включаться в стоимость задолженности по кредитному договору (учетную стоимость уступаемых прав требования) при определении налоговой базы при уступке права требования только в том случае, если данные штрафные санкции были признаны должником или подлежат уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу.

В случае уступки прав требования уплаты штрафных санкций, не признанных должником и не подлежащих уплате на основании вступившего в силу решения суда, данные суммы в состав стоимости задолженности по кредитному договору (учетной стоимости уступаемых прав требования) не включаются. Указанные суммы подлежат включению в состав внереализационных доходов цессионария при наступлении событий, указанных в п. 3 ст. 250 НК РФ.

Банк считает, что для целей налога на прибыль включение суммы штрафных санкций, не признанных в установленном п. 3 ст. 250 НК РФ порядке должником или судом, в состав внереализационных доходов цедента на дату уступки права требования НК РФ не предусмотрено. Правомерна ли позиция банка?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на прибыль операций по договору уступки права требования и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.

Согласно ст. 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.

В соответствии с п. 3 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль внереализационными доходами признаются в том числе доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Таким образом, если неустойка (пени, штрафные санкции), начисленная за нарушение условий кредитного договора, учитывалась банком-цедентом в составе внереализационных доходов, то при уступке права требования задолженности по кредитному договору новому кредитору сумма учитываемой в составе внереализационных доходов неустойки включается в сумму передаваемой задолженности.

Если неустойка (пени, штрафные санкции) за нарушения условий кредитного договора не учитывалась банком-цедентом в составе внереализационного дохода, то сумма неустойки в передаваемую по договору уступки права требования задолженность не включается.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 февраля 2010 г. N 03-03-06/2/27

наверх

Вопрос: Согласно п. п. 6 и 7 ст. 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется в случаях, предусмотренных ст. 76 НК РФ и федеральными законами (п. 9.1 ст. 76 НК РФ).

В соответствии со ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Вправе ли банк, руководствуясь указанной нормой ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" как нормой прямого действия в системной связи с нормами ст. 76 НК РФ, самостоятельно отменять аресты и ограничения по счетам налогоплательщиков-организаций?

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Кодекса решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке (п. 7 ст. 76 Кодекса).

Согласно п. 9.1 ст. 76 Кодекса решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке отменяется в случаях, предусмотренных данной статьей и федеральными законами.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника в силу п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-56

наверх

Вопрос: О налогообложении НДС операций по реализации банком имущества, полученного по соглашению о предоставлении отступного.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации банком имущества, полученного по соглашению о предоставлении отступного, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как разница между ценой реализуемого имущества, исчисляемой с учетом положений ст. 40 Кодекса, с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 5 ст. 170 Кодекса банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организации, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). Указанные суммы налога учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса при условии соответствия критериям, предусмотренным ст. 252 данной главы Кодекса.

Таким образом, банки, применяющие для целей исчисления налога на добавленную стоимость нормы п. 5 ст. 170 Кодекса, не учитывают в стоимости имущества суммы налога по полученному по соглашению о предоставлении отступного имуществу, а включают указанные суммы налога в затраты при исчислении налога на прибыль организаций. В связи с этим, по нашему мнению, не имеется оснований для применения банками порядка определения налоговой базы, установленного п. 3 ст. 154 Кодекса, при реализации имущества, полученного по соглашению о предоставлении отступного.

Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 февраля 2010 г. N 03-07-05/04

наверх

Обзор подготовлен специалистами КонсультантПлюс, все права на данный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс"

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru