КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Подписаться на обзоры законодательства

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 08.07.2011

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: Условиями кредитного договора предусмотрена возможность при наличии определенных обстоятельств (например, просрочка возврата кредита и невозможность истребования долга) устанавливать ставку 0% годовых. Со дня просрочки возврата кредита на сумму невозвращенного кредита банк начисляет неустойку до момента фактического возврата денежных средств заемщиком.

В определенных случаях (например, при улучшении финансового состояния заемщика) банк имеет право на повышение процентной ставки до прежнего значения.

Вправе ли банк не начислять проценты за пользование кредитом при расчете налоговой базы по налогу на прибыль?

Ответ: Доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, учитываются в составе внереализационных доходов на основании п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются ст. 290 НК РФ. Так, пп. 1 п. 2 ст. 290 НК РФ установлено, что к доходам банков в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от осуществления банковской деятельности в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов.

В соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ при применении метода начисления доход в виде процентов признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода вне зависимости от фактического поступления в их оплату денежных средств или иного имущества.

Пунктом 1 ст. 269 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

Таким образом, основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов.

Исходя из положений п. 2 ст. 292 НК РФ при принятии банком решения о списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам прекращается начисление процентов на данную ссудную задолженность, если начисление таких процентов не прекращено ранее в соответствии с договором.

Учитывая изложенное, при прекращении начисления процентов в соответствии с условиями договора (дополнительного соглашения) основания для включения в состав внереализационных доходов сумм процентов за период, в котором проценты не начислялись, отсутствуют.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 мая 2011 г. N 03-03-06/2/80

наверх

Вопрос: Согласно п. п. 6 и 7 ст. 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению и действует с момента его получения банком.

Момент получения банком решения определяется датой и временем, указанными в уведомлении о вручении или в расписке о получении такого решения.

На практике банк в день поступления решения, но ранее времени его получения производит списание денежных средств со счета клиента по его платежным поручениям, в том числе с целью перечисления их на счет его контрагента, открытый в этом же банке (филиале).

Кроме того, банк, действуя в рамках договора с клиентом, платежным требованием, мемориальным или банковским ордером может списывать денежные средства со счета клиента на внутрибанковский счет, например для покупки валютных средств, погашения кредитов, уплаты комиссии банка, списания денежных средств в депозит и др., после чего в тот же день банк может получить решение налогового органа о приостановлении операций по счетам.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России устанавливает правила проведения банковских операций и правила осуществления расчетов в Российской Федерации.

В соответствии с Положением Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" оплата расчетных и кассовых документов производится в пределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможности с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы "овердрафта", определенной договором.

Совершение банковской операции по списанию денежных средств со счета производится на основании платежных поручений, платежных требований, мемориальных и банковских ордеров в соответствии с действующим порядком учета, соблюдением установленных правил внутрибанковского контроля, в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами Банка России.

С учетом изложенного банк считает, что списание и перечисление средств со счета клиента временем ранее поступления в банк решения налогового органа нельзя признать основанием к сторнированию записи и возврату средств как ошибочно списанных со счета клиента.

Должен ли банк в этом случае сторнировать данные операции на том основании, что дата получения решения о приостановлении операций по счету и дата списания денежных средств со счета совпадают?

Ответ: Согласно п. 7 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.

Абзацем 2 указанного пункта прямо предусмотрено, что момент получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке определяется одновременно датой и временем.

Следовательно, до наступления момента получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам клиента-налогоплательщика в банке отсутствуют предусмотренные ст. 76 Кодекса ограничения по совершению банком расходных операций по счетам этого клиента.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 мая 2011 г. N 03-02-07/1-169

наверх

Вопрос: В связи с просьбами некоторых клиентов — физических лиц отменить комиссии, предусмотренные условиями договоров и взимаемые в соответствии с установленными в банке тарифами, ввиду ряда причин (например, тяжелого материального положения клиентов) для поддержания лояльности этих клиентов банк осуществляет возврат (прощение) указанных комиссий.

На основании ст. 41 НК РФ доходом физических лиц признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ.

При этом доход, полученный физическими лицами в случае возврата (прощения) указанных комиссий, носит характер материальной выгоды.

Однако ст. 212 НК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых материальная выгода признается доходом для целей налогообложения НДФЛ, и этот перечень не включает доходов физических лиц, полученных ими в случае возврата (прощения) банком комиссий.

Возникает ли объект налогообложения по НДФЛ в случае осуществления банком возврата (прощения) комиссий, взимаемых банком в соответствии с условиями договоров, заключенных банком с физическими лицами, и согласно установленным в банке тарифам?

В случае возникновения объекта налогообложения по НДФЛ обязан ли банк в соответствии со ст. 266 НК РФ в качестве налогового агента исчислить, удержать у физических лиц и уплатить сумму НДФЛ в бюджет?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 212 Кодекса предусмотрено, что доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, в частности, материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций.

При прощении банком сумм комиссий, предусмотренных договором, дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование денежными средствами у заемщика не возникает, поскольку суммы прощенного долга не являются заемными (кредитными) средствами.

Вместе с тем в соответствии со ст. 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

При прощении банком сумм комиссий, предусмотренных договором, с клиента банка снимается обязанность по оплате сумм комиссий, то есть у него возникает доход в натуральной форме в виде экономической выгоды от оказания банком услуг на безвозмездной основе.

Оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе, согласно пп. 2 п. 2 ст. 211 Кодекса, относятся к доходам налогоплательщика, полученным в натуральной форме.

Таким образом, суммы комиссий, прощенные банком физическому лицу, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке в размере 13 процентов.

При получении налогоплательщиком от банка дохода в виде сумм прощенных комиссий, подлежащего налогообложению, банк на основании ст. 226 Кодекса признается налоговым агентом и обязан исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. ст. 226 и 230 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 мая 2011 г. N 03-04-06/6-116

наверх

Вопрос: Правомерно ли до момента переоценки основного средства, приобретенного в состав имущества закрытого паевого инвестиционного фонда (ПИФ), определять налоговую базу по налогу на имущество организаций как первоначальную стоимость основного средства — сумму фактических затрат ПИФ на приобретение, сооружение и изготовление объекта, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, уменьшаемую на сумму ежемесячно начисляемой амортизации?

Вправе ли управляющая компания определить в учетной политике для целей налога на имущество организаций срок полезного использования объекта основных средств?

Правилами ПИФ предусмотрена переоценка объектов недвижимого имущества каждые полгода. Правомерно ли установление такой периодичности проведения переоценки основных средств?

Ответ: Пунктом 2 ст. 378 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено, что имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению налогом на имущество организаций у управляющей компании.

В соответствии со ст. 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 Кодекса учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Поэтому при определении налоговой базы в отношении имущества паевого инвестиционного фонда следует учитывать особенности формирования первоначальной и остаточной стоимости основных средств (движимого и недвижимого имущества) исходя из норм бухгалтерского учета.

В соответствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н, при организации бухгалтерского учета доверительный управляющий обеспечивает самостоятельный учет операций по каждому договору доверительного управления имуществом, обособленный от операций, связанных с имуществом доверительного управляющего. Отражение операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, формирование и учет доходов, расходов осуществляются в общеустановленном порядке.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, в соответствии с которым основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01).

Исходя из Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, первоначальную стоимость основных средств, включаемых в состав имущества паевого инвестиционного фонда при его формировании, следует определять в порядке, аналогичном установленному ПБУ 6/01 для определения первоначальной стоимости основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации.

Пунктом 9 ПБУ 6/01 установлено, что первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу ст. ст. 17 и 37 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", если инвестиционная декларация паевого инвестиционного фонда предусматривает инвестирование в имущество, оценка его осуществляется оценщиком. Оценка недвижимого имущества должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Поэтому данный способ оценки имущества должен применяться для формирования первоначальной стоимости недвижимого имущества при его приобретении в состав закрытого паевого инвестиционного фонда и, следовательно, для налогообложения, что согласуется с арбитражной практикой (например, п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 30.05.2005 N 92).

Что касается формирования остаточной стоимости основных средств паевого инвестиционного фонда, то при начислении в общеустановленном порядке амортизации на основные средства, составляющие паевой инвестиционный фонд, срок полезного использования объекта основных средств, на основании п. 17 ПБУ 6/01, определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету в соответствии с п. 20 ПБУ 6/01. Кроме того, согласно п. 14 ПБУ 6/01 изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. При проведении переоценки основных средств следует руководствоваться п. 15 ПБУ 6/01, согласно которому организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 мая 2011 г. N 03-05-05-01/29

наверх

Вопрос: Деятельность ООО связана с управлением имуществом закрытых паевых инвестиционных фондов (далее — ЗПИФ), в состав которых могут входить земельные участки и объекты недвижимого имущества.

1. Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

  • — объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • — объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • — организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • — объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно ст. ст. 10 и 11 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд представляет собой обособленный имущественный комплекс и не является юридическим лицом, а имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, принадлежит владельцам паев на праве общей долевой собственности.

Обязана ли управляющая компания уплачивать налог на имущество организаций в отношении имущества, составляющего ЗПИФ?

2. В случае наличия у ООО обязанности по уплате налога на имущество организаций в отношении имущества, составляющего ЗПИФ, каков порядок определения налоговой базы?

В соответствии со ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, формирование величины которой связано с уменьшением первоначальной стоимости на сумму амортизации или фактического износа.

В общем случае в качестве первоначальной стоимости основных средств (в том числе недвижимого имущества), приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01).

Каков порядок формирования первоначальной стоимости имущества при его приобретении в состав ЗПИФ, а также остаточной стоимости основных средств ЗПИФ в целях определения налоговой базы по налогу на имущество управляющей компании?

3. Освобождается ли перешедшая на УСН управляющая компания от уплаты налога на имущество организаций в отношении переданного в доверительное управление имущества, составляющего ЗПИФ?

4. Должна ли управляющая компания встать на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, составляющего активы ЗПИФ?

5. Каков порядок уплаты управляющей компанией земельного налога на земельные участки, входящие в состав имущества ЗПИФ?

Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

В соответствии с п. 2 с. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ закрепляет возможность в случаях определения рыночной стоимости земельного участка признавать кадастровую стоимость этого земельного участка равной его рыночной стоимости.

Какая из двух видов стоимости земельного участка должна использоваться в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога — кадастровая или рыночная (в случае возможности ее определения)?

Ответ: 1. В соответствии со ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

Пунктом 2 ст. 378 Кодекса определено, что имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению налогом на имущество организаций у управляющей компании.

В соответствии со ст. ст. 10, 11 и 15 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее — Федеральный закон N 156-ФЗ) паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Состав активов паевого инвестиционного фонда должен содержаться в инвестиционной декларации. Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.

Следовательно, в силу ст. ст. 374 и 378 Кодекса управляющая компания признается налогоплательщиком по налогу на имущество организаций не только в отношении имущества (основных средств), учитываемого на балансе организации (управляющей компании), а также в отношении составляющего закрытый паевой инвестиционный фонд имущества (основных средств), признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса, учитываемого на отдельном балансе и переданного в доверительное управление.

2. Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 Кодекса учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Поэтому при определении налоговой базы в отношении имущества закрытого паевого инвестиционного фонда следует учитывать особенности формирования первоначальной и остаточной стоимости основных средств (движимого и недвижимого имущества) исходя из норм бухгалтерского учета.

В соответствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н, при организации бухгалтерского учета доверительный управляющий обеспечивает самостоятельный учет операций по каждому договору доверительного управления имуществом, обособленный от операций, связанных с имуществом доверительного управляющего. Отражение операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, формирование и учет доходов, расходов осуществляются в общеустановленном порядке.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, в соответствии с которым активы, отвечающие критериям п. 4 ПБУ 6/01, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01).

Исходя из Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, первоначальную стоимость основных средств, включаемых в состав имущества паевого инвестиционного фонда при его формировании, следует определять в порядке, аналогичном установленному ПБУ 6/01 для определения первоначальной стоимости основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации.

Пунктом 9 ПБУ 6/01 установлено, что первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу ст. ст. 17 и 37 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", если инвестиционная декларация паевого инвестиционного фонда предусматривает инвестирование в имущество, оценка его осуществляется оценщиком. Оценка недвижимого имущества должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Поэтому данный способ оценки имущества должен применяться для формирования первоначальной стоимости имущества при его приобретении в состав закрытого паевого инвестиционного фонда и, следовательно, для налогообложения, что согласуется с арбитражной практикой (например, п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 30.05.2005 N 92).

Что касается формирования остаточной стоимости основных средств закрытого паевого инвестиционного фонда, то при начислении в общеустановленном порядке амортизации на основные средства, составляющие закрытый паевой инвестиционный фонд, срок полезного использования объекта основных средств на основании п. 17 ПБУ 6/01 определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету в соответствии с п. 20 ПБУ 6/01. Кроме того, согласно п. 14 ПБУ 6/01 изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. При проведении переоценки основных средств следует руководствоваться п. 15 ПБУ 6/01, согласно которому организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.

3. Пунктом 2 ст. 346.11 Кодекса установлено, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает, в частности, их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций.

На основании ст. 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса.

При переходе на упрощенную систему налогообложения ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, предельной величине доходов, установленные гл. 26.2 Кодекса, применяются по отношению к таким организациям исходя из осуществляемых ими видов деятельности, операции по исполнению собственных обязательств по которым отражаются в бухгалтерском учете и балансе организации.

Таким образом, организации при соблюдении установленных гл. 26.2 Кодекса условий перехода на упрощенную систему налогообложения вправе применять п. 2 ст. 346.11 Кодекса в части освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, находящегося на их балансе.

В то же время по вопросу применения норм гл. 26.2 Кодекса в отношении имущества закрытого паевого инвестиционного фонда следует иметь в виду, что на основании пп. 5 п. 3 ст. 346.12 Кодекса упрощенную систему налогообложения не вправе применять инвестиционные фонды, к которым относятся и паевые инвестиционные фонды (ст. ст. 1, 10 и 15 Федерального закона N 156-ФЗ).

В силу специфики организационно-правовой формы закрытого паевого инвестиционного фонда (отсутствие статуса юридического лица) и учитывая, что закрытый паевой инвестиционный фонд не является организацией, он не может являться участником общества с ограниченной ответственностью, в том числе применяющего упрощенную систему налогообложения.

Показатели численности учредителей, стоимости основных средств и нематериальных активов, величины доходов закрытого паевого инвестиционного фонда не могут быть учтены при переходе управляющей компании на упрощенную систему налогообложения, поскольку отражаются обособленно на отдельном балансе закрытого паевого инвестиционного фонда.

Кроме того, на основании п. 2 ст. 378 Кодекса источником уплаты налога на имущество организаций в отношении являющегося объектом налогообложения составляющего паевой инвестиционный фонд недвижимого имущества являются имущество (средства) паевого инвестиционного фонда.

Следовательно, общество с ограниченной ответственностью — управляющая закрытым паевым инвестиционным фондом компания, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, не освобождается от уплаты налога на имущество организаций в отношении переданного в доверительное управление имущества, составляющего закрытый паевой инвестиционный фонд, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса, учитываемого на отдельном балансе.

4. По вопросу постановки на учет в налоговом органе доверительного управляющего в отношении переданного в закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимого имущества отмечается, что постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 Кодекса. При этом организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 5 ст. 83 Кодекса).

На основании п. 4 ст. 85 Кодекса органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно п. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом представляются управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд.

Пунктами 9 и 10 ст. 83 Кодекса установлено, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Поэтому управляющей компании в целях обеспечения уплаты налога на имущество организаций (земельного налога) в соответствии со ст. 378 Кодекса (ст. 388 Кодекса) необходимо по вопросу постановки на учет обратиться в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества, входящего в состав закрытого паевого инвестиционного фонда.

5. В соответствии со ст. 388 Кодекса в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд.

В силу п. 1 ст. 390 Кодекса налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельного участка, следовательно, при налогообложении земельных участков, составляющих закрытый паевой инвестиционный фонд, применяется их кадастровая стоимость, предоставленная налогоплательщикам — управляющим компаниям в установленном п. 14 ст. 396 Кодекса порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 мая 2011 г. N 03-05-05-01/30

наверх

Вопрос: Банком в соответствии с кредитным договором был предоставлен кредит физическому лицу, предметом залога по которому являлось жилое помещение (квартира). При наступлении срока погашения предоставленного кредита заемщик не исполнил свои обязательства по кредитному договору, что послужило основанием для обращения банком взыскания на заложенное имущество (квартиру).

С целью возврата денежных средств для погашения кредита уполномоченной организацией, имеющей право осуществлять реализацию арестованного службой судебных приставов имущества, проведены публичные торги, в результате которых квартира не реализована.

В соответствии с протоколом о несостоявшихся повторных торгах по продаже арестованного залогового недвижимого имущества торги признаны несостоявшимися. На основании постановления Управления Федеральной службы судебных приставов о передаче нереализованного имущества должника (постановление о передаче имущества) и акта передачи нереализованного имущества должника взыскателю в счет погашения долга (акт передачи имущества) жилое помещение в виде квартиры было передано в собственность банка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на квартиру.

Банк не планирует использовать полученную квартиру в собственной деятельности, и до принятия решения о ее продаже данное имущество учитывается банком в бухгалтерском учете на счете 61011 "Внеоборотные запасы" по цене, указанной в постановлении и акте о передаче имущества (на 25% ниже оценочной стоимости нереализованного имущества).

Должен ли банк уплачивать НДС в случае продажи данной квартиры?

Банк в соответствии со своей учетной политикой для целей налогообложения на 2011 г. включает в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам) в соответствии п. 5 ст. 170 НК РФ?

Вправе ли банк считать, что цена приобретения имущества (квартиры), на которую было обращено взыскание в связи с неисполнением должником долгового обязательства, будет равна стоимости переданного банку имущества (квартиры), указанной в постановлении и акте о передаче имущества?

Если вправе, то как будет учитываться в целях налога на прибыль убыток, образовавшийся в виде отрицательной разницы между суммой, полученной от реализации квартиры, и суммой задолженности, числящейся по счету 61011 "Внеоборотные запасы" и равной стоимости, указанной в постановлении и акте о передаче имущества?

Ответ: Как следует из вопроса, в связи с неисполнением заемщиком обязательств по предоставленному кредиту банк обратил взыскание на недвижимое имущество (квартиру), являющееся предметом залога по кредитному договору. Поскольку результаты публичных торгов по реализации данного имущества признаны несостоявшимися, имущество было передано в собственность банку. Полученное имущество принято банком к учету по цене, соответствующей оценочной стоимости этого имущества и уменьшенной на 25 процентов, указанной в постановлении и акте о передаче имущества, составленных Управлением Федеральной службы судебных приставов.

В соответствии с пп. 22 п. 3 ст. 149 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим при реализации банком указанной квартиры налог на добавленную стоимость не исчисляется.

Что касается налога на прибыль организаций, то согласно п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) исполнение обязательств может обеспечиваться в том числе залогом.

В соответствии с п. 1 ст. 334 Гражданского кодекса в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом. В случаях и в порядке, которые установлены законами, удовлетворение требования кредитора по обеспеченному залогом обязательству (залогодержателя) может осуществляться путем передачи предмета залога в собственность залогодержателя.

Статьей 337 Гражданского кодекса установлено, что, если иное не предусмотрено договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности, проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию.

В целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса цена приобретения нереализованного имущества должника взыскателю в счет погашения долга будет равна сумме задолженности, указанной в вышеназванных постановлении и акте о передаче имущества.

Пункт 2 ст. 268 Кодекса определяет, что, если цена приобретения (создания) указанного имущества (имущественных прав) с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения.

Таким образом, при превышении цены недвижимого имущества в виде квартиры, переданной в собственность банка в связи с неисполнением обязательств заемщика, над выручкой от ее реализации разницу на основании п. 2 ст. 268 Кодекса налогоплательщик вправе отнести к убыткам, учитываемым при налогообложении прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 мая 2011 г. N 03-07-05/11

наверх

Вопрос: Банк со своими клиентами заключил договор, по условиям которого он оказывает услуги по инкассации денежных средств и ценных бумаг клиентов, приему, пересчету и зачислению наличных денежных средств на счет клиентов, перевозке и доставке ценностей клиентов банка, в том числе с привлечением сторонних специализированных инкассаторских организаций, а клиенты оплачивают данные услуги в соответствии с тарифами, установленными банком.

При этом возмещение клиентами банка расходов, понесенных банком при исполнении поручений данных клиентов, на организацию инкассации, перевозки и доставки ценностей этих клиентов силами сторонних специализированных инкассаторских организаций договором не предусмотрено.

Согласно пп. 9 п. 2 ст. 291 НК РФ суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчетно-платежных документов, а также расходы по упаковке (включая комплектование наличных денег), перевозке, пересылке и (или) доставке принадлежащих кредитной организации или ее клиентам ценностей, подлежат учету в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

Вправе ли банк учесть для целей налога на прибыль согласно пп. 9 п. 2 ст. 291 НК РФ расходы по оплате услуг сторонних специализированных инкассаторских организаций по инкассации, перевозке и доставке ценностей клиентов банка, возникающих при исполнении поручений данных клиентов в рамках указанного договора?

Ответ: В соответствии с п. 1.5 Положения ЦБ РФ от 24.04.2008 N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" перевозка наличных денег, инкассация наличных денег выполняются инкассаторскими работниками, работу которых организует должностное лицо кредитной организации.

Перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, а также кассовые операции в части приема и обработки наличных денег могут осуществлять в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" организации, входящие в систему Банка России, уставом которых такое право им предоставлено.

Для перевозки наличных денег кредитная организация может привлекать организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов.

Таким образом расходы банка, связанные с оплатой услуг сторонних специализированных инкассаторских организаций по инкассации, перевозке и доставке ценностей клиентов, учитываются в целях налогообложения прибыли согласно пп. 9 п. 2 ст. 291 Налогового кодекса Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 мая 2011 г. N 03-03-06/2/78

наверх

Вопрос: О правомерности взимания кредитными организациями с плательщиков платежей в бюджетную систему РФ комиссионных сборов.

Ответ: Статьей 22 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" предусмотрено, что учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации без взимания платы:

  • 1) обслуживают счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам;
  • 2) обслуживают счета, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • 3) проводят операции по приему наличных денежных средств от получателей бюджетных средств и по обеспечению получателей бюджетных средств наличными денежными средствами;
  • 4) оказывают услуги по изготовлению и выдаче бумажных копий расчетных документов Федеральному казначейству и его территориальным органам;
  • 5) оказывают услуги по перечислению денежных средств с использованием телеграфной технологии по расчетным документам, предоставленным территориальными органами Федерального казначейства.

Кроме того, учреждения Центрального банка Российской Федерации оказывают без взимания платы информационные услуги в системе банковских электронных срочных платежей Федеральному казначейству и его территориальным органам.

Таким образом, бюджетным законодательством Российской Федерации установлен запрет на взимание платы при обслуживании кредитными организациями счетов, открытых Федеральному казначейству и финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Отношения плательщиков платежей в бюджетную систему Российской Федерации и кредитных организаций имеют обязательный признак возмездности, за исключением отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе в случае исполнения банками поручений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов на перечисление налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, а также местных администраций и организаций федеральной почтовой связи (в части денежных средств, принятых от физических лиц — налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов).

Таким образом, прием денежных средств от плательщиков административных платежей и денежных взысканий (штрафов, компенсаций), плательщиков платежей, возникающих на договорной основе (при пользовании имуществом публично-правовых образований, при обращении за оказанием услуг (выполнением работ)), плательщиков иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и перечисление их на счета органов Федерального казначейства кредитными организациями непосредственно или с использованием банковских программно-технических средств осуществления кассовых операций с наличными деньгами являются договорными отношениями по оказанию услуг кредитной организацией плательщикам.

При этом, поскольку для данных отношений законодательством Российской Федерации, определяющим порядок уплаты соответствующих платежей, не установлены особенности в части их возмездности, действует предусмотренное гражданским законодательством Российской Федерации общее правило о возмездном оказании услуг.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 декабря 2010 г. N 02-04-07/5321

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru