КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Новшества

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 07.12.2012

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: В соответствии с Письмом Минфина России от 04.02.2011 N 03-02-07/1-38 в случае приостановления операций по счету налогоплательщика банк не вправе осуществлять расходные операции по данному счету, в том числе перечисление денежных средств на выплату заработной платы, за исключением платежей, на которые в силу п. 1 ст. 76 НК РФ не распространяется приостановление операций по счету налогоплательщика в банке.

В соответствии с Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29.10.2008 N 03-02-07/1-437 при наличии в банке решения налогового органа о приостановлении операций по счетам банк не вправе исполнять платежные поручения по перечислению и выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, а также по уплате таможенных пошлин и таможенных сборов, в частности, в пределах суммы, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, на основании п. 2 ст. 76 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" установлено, что до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь.

Также согласно Постановлениям ФАС Московского округа от 28.09.2010 N КА-А40/10420-10 и ФАС Поволжского округа от 03.02.2011 по делу N А55- 11156/2010 платежи в бюджет и перечисление денежных средств на выплату заработной платы относятся к одной очереди и их списание производится в порядке календарной очередности поступления платежных документов, а потому очередность исполнения расчетных документов по выплате заработной платы, предъявленных ранее расчетных документов по перечислению налогов и сборов, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Вправе ли банк при наличии решения налогового органа о приостановлении операций организации по ее счетам, открытым в банке, исполнять распоряжения организации на перечисление зарплаты, осуществлять выдачу наличных денежных средств по денежному чеку на выплату зарплаты?

В банке имеется решение налогового органа о приостановлении операций по счету организации. В очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций, помещены распоряжение на перечисление зарплаты и распоряжение о переводе денежных средств в бюджет. Распоряжение на перечисление зарплаты поступило в банк ранее даты поступления распоряжения на перечисление денежных средств в бюджет.

Какое распоряжение к банковскому счету плательщика банк должен исполнить в первую очередь при поступлении денежных средств на счет?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Статьей 134 Кодекса установлена ответственность банка в случае исполнения банком поручения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа, либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации, при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

На основе вышеуказанных положений Кодекса, положений ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации об очередности платежей по их видам и календарной очередности, положений федеральных законов о бюджете на соответствующий год об отнесении платежей в бюджетную систему Российской Федерации и платежей по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, к одной очереди, и подтверждающих правило календарной очередности списания таких платежей, суды приходят к выводу о том, что очередность платежей по перечислению или выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, предшествует платежам в бюджетную систему Российской Федерации, если расчетные документы по оплате труда с этими лицами поступили в банк раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджетную систему Российской Федерации, или если расчетные документы, предусматривающие платежи в бюджетную систему Российской Федерации, в банк не поступали.

Таким образом, банк исполняет решение налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика с учетом очередности поступления расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджетную систему Российской Федерации, и расчетных документов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору. Если расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, поступили в банк раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджетную систему Российской Федерации, то при поступлении денежных средств на счет налогоплательщика исполняются в первую очередь расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 ноября 2012 г. N 03-02-07/1-279

наверх

Вопрос: В течение отчетного периода эмитент выплатил купонный доход по облигациям, принадлежащим банку на праве собственности. При этом погашение номинальной стоимости облигации или ее части в отчетном периоде не производилось.

Как классифицировать суммы купонного дохода по облигациям при исчислении налога на прибыль по окончании отчетного периода: как доходы от реализации или иного выбытия ценных бумаг, в том числе погашения (п. 2 ст. 280 НК РФ), или как внереализационные доходы в виде процентов, полученных по ценным бумагам (п. 6 ст. 250 НК РФ)?

В течение отчетного периода эмитент погасил номинальную стоимость облигаций, принадлежащих банку, и выплатил купонный доход за последний купонный период. В предыдущих отчетных периодах эмитент выплачивал купонный доход без частичного погашения номинальной стоимости облигаций.

Должен ли банк при исчислении налога на прибыль по окончании отчетного периода учесть в доходах от реализации (иного выбытия) облигации ее номинальную стоимость и купонный доход, полученный от эмитента в текущем отчетном периоде? Необходимо ли включать в совокупную сумму дохода от реализации облигаций суммы купонного дохода, выплаченные эмитентом в течение предыдущих отчетных периодов?

Ответ: В соответствии с п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях гл. 25 Кодекса внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

Таким образом, доходы банка в виде купонного дохода по ценным бумагам, принадлежащим банку на праве собственности, включаются в состав внереализационных доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном ст. 271 Кодекса.

Пунктом 2 ст. 280 Кодекса установлено, что доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

Таким образом, при определении финансового результата от реализации ценных бумаг в состав доходов организации, которой данные ценные бумаги принадлежали на праве собственности, включается сумма купонного дохода, полученная от эмитента в отчетном периоде, в котором производится реализация. Суммы купонного дохода, начисленные в предыдущих отчетных периодах, в состав доходов от реализации ценных бумаг не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 ноября 2012 г. N 03-03-06/2/119

наверх

Вопрос: В соответствии со ст. 83 НК РФ особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Минфином России. Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, установлены Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н. Приказом N 117н не установлено особенностей учета иностранных организаций в случае изменения границ территориальных образований государственными органами власти в РФ.

С 1 июля 2012 г. часть территорий муниципальных образований Московской области присоединилась к территории г. Москвы в соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27.12.2011 N 560-СФ. Иностранная организация, состоящая на налоговом учете в налоговом органе Московской области, исходя из измененных границ муниципального образования подлежит постановке на учет в налоговом органе г. Москвы.

Каков порядок постановки на учет (перевода, перерегистрации) в налоговом органе г. Москвы иностранной организации в данной ситуации?

Ответ: Проведение мероприятий налоговыми органами г. Москвы и налоговыми органами Московской области по передаче-приему учетных дел налогоплательщиков в связи с изменением территориальных границ между г. Москвой и Московской областью осуществляется в соответствии с рекомендациями ФНС России, направленными в соответствующие Управления ФНС России. Учетные дела, иные документы организаций передаются в соответствии с согласованным между налоговым органом Московской области и налоговым органом г. Москвы графиком передачи-приема дел.

При этом процедура снятия с учета в налоговом органе Московской области осуществляется в отношении организаций, состоящих на учете по любому основанию, предусмотренному Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс). Процедура постановки на учет организаций в налоговом органе г. Москвы осуществляется по тем основаниям, по которым налогоплательщики состояли на учете в налоговых органах Московской области.

Датой снятия с учета организации в налоговом органе Московской области (датой постановки на учет организации в налоговом органе г. Москвы) является согласно Постановлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" 01.07.2012.

Сведения о снятии с учета (постановке на учет) в налоговом органе отражаются в Едином государственном реестре налогоплательщиков в установленном порядке.

Уведомления о снятии с учета (постановки на учет) в налоговом органе по всем основаниям, предусмотренным Кодексом, в связи с изменением границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью налоговыми органами организациям не направляются.

Проводится информирование налогоплательщиков о смене обслуживающего их налогового органа в связи с изменением территориальных границ между Московской областью и г. Москвой.

При проведении мероприятий налоговыми органами Московской области и г. Москвы по передаче-приему дел налогоплательщиков используются рекомендации, подготовленные разработчиками программного комплекса СЭОД.

Кроме того, в соответствии с п. 14 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, постановка на учет в налоговом органе иностранной организации по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в п. 4 ст. 85 Кодекса.

Датой постановки на учет иностранной организации (датой учета сведений в отношении иностранной организации) в налоговом органе по основанию, предусмотренному указанным пунктом, является дата регистрации права собственности на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в п. 4 ст. 85 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 ноября 2012 г. N 03-02-07/1-276

наверх

Вопрос: Организация (ЗАО-1) является клиринговой организацией на товарном спот рынке нефтепродуктов ЗАО-2, а также центральным контрагентом на срочном рынке этого ЗАО-2.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" клиринговая организация, если это предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении, вправе использовать денежные средства гарантийного фонда в своих интересах, а также размещать денежные средства, составляющие гарантийный фонд, во вклады в кредитных организациях. Доходы по таким вкладам включаются в состав гарантийного фонда, если иное не предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении.

Правомерно ли организация полагает, что в том случае, когда соглашением о коллективном клиринговом обеспечении предусмотрено включение доходов по вкладам в состав гарантийного фонда, в целях исчисления налога на прибыль моментом начисления процентного дохода участником клиринга является момент фактического зачисления клиринговой организацией такого дохода в гарантийный фонд?

Ответ: Особенности определения доходов клиринговых организаций установлены ст. 299.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" (далее — Закон N 7-ФЗ) клиринговой организацией признается юридическое лицо, имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности.

В соответствии со ст. 24 Закона N 7-ФЗ коллективным клиринговым обеспечением является способ обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств любого из участников клиринга, в соответствии с которым удовлетворение требований, обеспеченных коллективным клиринговым обеспечением, в случаях, установленных соглашением о коллективном клиринговом обеспечении, осуществляется за счет имущества, являющегося предметом коллективного клирингового обеспечения (гарантийного фонда).

Гарантийный фонд формируется клиринговой организацией за счет взносов участников клиринга и иных лиц. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство по внесению такого взноса, обязано возместить убытки, причиненные клиринговой организации, лицу, осуществляющему функции центрального контрагента, иным участникам клиринга в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения указанного обязательства.

Клиринговая организация, если это предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении, вправе в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков размещать денежные средства, составляющие гарантийный фонд, во вклады в кредитных организациях. Доходы по таким вкладам включаются в состав гарантийного фонда, если иное не предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении (п. 7 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 299.1 НК РФ при определении налоговой базы клиринговых организаций не учитываются доходы в виде денежных средств и иного имущества, которые получены клиринговой организацией от использования фондов, сформированных этой клиринговой организацией в целях обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым договорам.

Учитывая изложенное, доходы в виде процентов от размещения средств гарантийного фонда клиринговой организации во вкладах в кредитных организациях, включаемые в состав гарантийного фонда, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

По вопросу признания указанных доходов в виде процентов доходами участников клиринга отмечаем следующее.

В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона N 7-ФЗ денежные средства гарантийного фонда должны быть обособлены от имущества клиринговой организации на клиринговом счете — отдельном банковском счете клиринговой организации.

По договорам, заключенным клиринговой организацией за счет гарантийного фонда, включая договоры банковского вклада, клиринговая организация приобретает права и становится обязанной (п. 11 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).

Учитывая изложенное, доходы от инвестирования средств гарантийного фонда признаются доходами, полученными клиринговой организацией, не учитываемыми для целей налогообложения прибыли на основании пп. 3 п. 2 ст. 299.1 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/570

наверх

Вопрос: О налогообложении налогом на прибыль дохода, полученного иностранной организацией в результате распределения в ее пользу прибыли или имущества организаций, иных лиц и объединений при их ликвидации.

Ответ: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) дивиденды от российской организации, полученные иностранной организацией, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, облагаются налогом, удерживаемым у источника выплаты.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 43 Кодекса дивидендами признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, а также выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации, превышающие взнос этого акционера (участника) в уставный капитал организации.

Таким образом, доход, получаемый иностранной организацией в результате распределения в ее пользу прибыли или имущества организаций, иных лиц и объединений при их ликвидации, подлежит налогообложению у источника выплаты в Российской Федерации в части, превышающей взнос этого иностранного акционера (участника) в капитал организации.

В соответствии с п. 1 ст. 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса.

Пунктом 3 ст. 310 Кодекса определено, что в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 настоящего Кодекса.

Для применения положений межправительственного соглашения об избежании двойного налогообложения иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту представляется также перевод на русский язык.

Согласно п. 5 ст. 24 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 октября 2012 г. N 03-08-05

наверх

Вопрос: В соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под счетами понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

В соответствии с п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, уполномоченные банки открывают резидентам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет. При этом каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют (за исключением счетов, открываемых в клиринговых валютах), должен соответствовать транзитный валютный счет.

Таким образом, транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом независимо от волеизъявления клиента без заключения об этом договора банковского счета, является внутренним счетом банка, имеет специальное целевое назначение и, следовательно, не обладает признаками счета, определенными п. 2 ст. 11 НК РФ. Банк считает, что предоставление выписок по транзитным валютным счетам по запросу налогового органа, основанному на ст. 86 НК РФ, не предусмотрено действующим законодательством.

На основании Писем Минфина России от 09.06.2009 N 03-02-07/1-304, от 17.11.2010 N 03-02-07/1-536 по вопросам направления уведомлений об открытии/закрытии счетов транзитные валютные счета не обладают признаками банковского счета, определенного в п. 2 ст. 11 НК РФ.

Правомерно ли истребование налоговыми органами у банков выписок по транзитным валютным счетам?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Счетами для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 2 ст. 11 Кодекса).

Согласно п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, уполномоченные банки открывают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам — индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет.

Транзитный валютный счет не открывается на основании договора банковского счета и не обладает признаками счета, определенными п. 2 ст. 11 Кодекса. В связи с этим п. 2 ст. 86 Кодекса не применяется относительно транзитных валютных счетов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 октября 2012 г. N 03-02-07/1-256

наверх

Вопрос: О порядке налогообложения дохода в виде дивидендов, выплачиваемых российской организацией кипрскому участнику.

Ответ: Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр действует Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее — Соглашение). Протокол от 07.10.2010 о внесении изменений в Соглашение (далее — Протокол) вступил в силу со 2 апреля 2012 г. и будет применяться в соответствии со ст. XII Протокола в отношении налоговых периодов, начинающихся 1 или после 1 января 2013 г., за исключением ст. ст. VII и X.

В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 10 Соглашения доход в виде дивидендов, выплачиваемых компанией — резидентом одного государства в пользу резидента другого государства, может облагаться налогом как в государстве источника дохода, так и в государстве резидентства получателя дохода.

При этом в соответствии с п. 2 указанной статьи Соглашения налогообложение дивидендов в государстве источника дохода производится по ставкам налога в размере 5 или 10 процентов. Так, 5-процентная ставка налога от общей суммы дивидендов применяется в случае, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 000 долл. США (с 1 января 2013 г. — не менее 100 000 евро), а 10-процентная ставка налога — во всех иных случаях.

Критерий минимального прямого вложения в капитал компании, выплачивающей дивиденды, необходимый для применения 5-процентной ставки налога от общей суммы дивидендов, установленный пп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения, должен быть соблюден на момент выплаты дивидендов, следовательно, по отношению к дивидендам, выплачиваемым с 1 января 2013 г., применяется критерий в 100 000 евро, установленный Протоколом.

Однако следует отметить, что в соответствии с согласованными российской и кипрской сторонами Меморандумами о взаимопонимании к Соглашению прямым вложением в капитал компании считается как приобретение акций при первичной или последующих эмиссиях, так и покупка акций через Фондовую биржу или непосредственно у предыдущего владельца акций. При этом согласовано, что такого рода сделка (приобретение акций) должна быть совершена на основе принципа "вытянутой руки". Под сделкой, совершенной на основе принципа "вытянутой руки", понимается сделка по приобретению акций компании при соблюдении принципа использования рыночных цен между независимыми участниками при аналогичных сделках и на аналогичных условиях.

Протоколом текст Соглашения также дополнен ст. 29 "Ограничение льгот". Согласно нормам данной статьи резидент одного государства не будет иметь право на какое-либо снижение или освобождение от налогов, предусмотренные настоящим Соглашением в отношении доходов, полученных из другого государства, если в результате консультаций между компетентными органами обоих государств установлено, что главной целью или одной из главных целей создания или существования такого резидента было получение льгот в соответствии с Соглашением, которые в противном случае были бы ему недоступны.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 октября 2012 г. N 03-08-05/2

наверх

Вопрос: Согласно п. 3 ст. 10 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 страховая выплата — это денежная сумма, установленная договором страхования и выплачиваемая страхователю (застрахованному лицу или выгодоприобретателю) при наступлении страхового случая.

В соответствии с договором страхования жизни в страховую выплату по соглашению сторон может включаться часть инвестиционного дохода страховщика за счет формируемого им резерва дополнительных выплат (бонусов).

Страховая организация считает, что суммы страховых выплат по договорам страхования жизни, в том числе и за счет резерва дополнительных выплат, не должны учитываться при определении налоговой базы по НДФЛ в порядке, предусмотренном ст. 213 НК РФ.

Правомерна ли позиция организации?

Ответ: В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 213 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни (за исключением договоров, предусмотренных пп. 4 данного пункта), в случае выплат, связанных с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо в случае наступления иного события, если по условиям такого договора страховые взносы уплачиваются налогоплательщиком и если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных им страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную путем последовательного суммирования произведений сумм страховых взносов, внесенных со дня заключения договора страхования ко дню окончания каждого года действия такого договора добровольного страхования жизни (включительно), и действовавшей в соответствующий год среднегодовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховая выплата — денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.

При этом согласно п. 6 данной статьи в случае страхования жизни при осуществлении страховой выплаты страховщик в дополнение к страховой сумме может выплачивать часть инвестиционного дохода.

Исходя из изложенного страховые выплаты, включающие выплаты инвестиционного дохода, производимые в соответствии с договором страхования жизни и выплачиваемые за счет резерва дополнительных выплат, не учитываются при определении налоговой базы в части сумм, рассчитанных в соответствии с положениями пп. 2 п. 1 ст. 213 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 октября 2012 г. N 03-04-06/4-298

наверх

Вопрос: Для целей погашения акций и уменьшения уставного капитала российская организация выкупает у акционера — иностранной организации часть собственных акций.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства на территории РФ, от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

Признается ли организация налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате иностранной организации дохода при выкупе собственных акций, если менее 50% активов организации состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 Кодекса.

Подпунктом 5 п. 1 ст. 309 Кодекса установлено, что к доходам от источников в Российской Федерации, подлежащих налогообложению у источника выплаты, относятся доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с п. 3 ст. 280 Кодекса. При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской Федерации.

С учетом п. 2 ст. 309 Кодекса доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, от реализации иного имущества обложению у источника выплаты в Российской Федерации не подлежат.

Таким образом, при выплате иностранной организации дохода от реализации акций российской организации, в активах которой доля недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, составляет менее чем 50 процентов, обязанности налогового агента не возникает.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 октября 2012 г. N 03-03-06/2/113

наверх

Вопрос: Представительство иностранной организации (Сингапур) не ведет коммерческой деятельности, занимается исключительно подготовительной деятельностью в виде изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых головной организацией, рекламой и продвижением данных товаров.

Согласно ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

Деятельность организации не приводит к образованию постоянного представительства по смыслу ст. 306 НК РФ. Организация не имеет в собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество, которые в соответствии со ст. 374 НК РФ приводят к образованию объекта налогообложения.

Организация владеет имуществом (офисная техника, мебель), признаваемым объектом основных средств в соответствии с ПБУ 6/01.

Необходимо ли в указанной ситуации иностранной организации исчислять налог на имущество организаций, представлять налоговую декларацию и налоговый расчет?

Ответ: Согласно ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса. Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии с признаками, содержащимися в ст. 306 Кодекса, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. В указанных целях иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета (п. 2 ст. 374 Кодекса).

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (п. 3 ст. 374 Кодекса).

Таким образом, если иностранная организация не осуществляет деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии с признаками, содержащимися в ст. 306 Кодекса (международном договоре), то указанное имущество не подлежит налогообложению, поскольку не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

В указанном случае иностранная организация в силу ст. 373 Кодекса не признается налогоплательщиком налога на имущество организаций и, следовательно, в соответствии со ст. 376 Кодекса у иностранной организации отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации в отношении имущества, не признаваемого объектом налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 октября 2012 г. N 03-05-05-01/59

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru