КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 06.08.2010

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Вопрос: Банк выдал заемщику — юридическому лицу кредит под поручительство физического лица. Заемщик не смог своевременно рассчитаться по кредиту, и физическое лицо — поручитель передало банку по договору отступного земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности. Однако земельный участок находился в собственности у физического лица — поручителя менее трех лет.

В каком случае поручитель обязан уплатить НДФЛ:

  • — при отчуждении (переходе права собственности) земельного участка по договору отступного банку (цена отчуждения выше изначальной цены приобретения земельного участка);
  • — при удовлетворении (погашении) заемщиком требования по кредиту, которое перешло физическому лицу — поручителю?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.

В связи с тем что поручитель — физическое лицо передает банку земельный участок в счет погашения долга заемщика — юридического лица, доход у физического лица в данном случае не образуется и, следовательно, обязанности по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц не возникает.

Если в дальнейшем поручитель — физическое лицо удовлетворит свои требования по кредиту в порядке регресса к заемщику — юридическому лицу, то в таком случае у физического лица возникнет доход, подлежащий налогообложению. При этом обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц в отношении такогодохода возникают у заемщика — юридического лица.

Основание: Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 июля 2010 г. N 03-04-06/10-138

наверх

Вопрос: Банк по факту просрочки возврата кредитных средств заемщиком — юридическим лицом подал исковое заявление в суд и получил решение суда о присуждении к уплате в пользу банка суммы кредита и процентов за кредит. Банком был получен и передан в службу судебных приставов исполнительный лист. В результате действий судебных приставов ими было вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и тем, что все принятые приставами меры по отысканию имущества оказались безрезультатными. Одновременно приставами был составлен акт о возвращении в связи с вышеуказанным без исполнения исполнительного листа.

На основании акта и постановления судебных приставов в соответствии с требованиями Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П банк признал ссуду безнадежной к взысканию и на основании решения совета директоров произвел списание задолженности за счет сформированного резерва на возможные потери по ссуде, а также прекратил начисление процентов. Сумму кредита и процентов банк отнес на внебалансовые счета для их дальнейшего учета в течение пяти лет. Сумму процентов по кредиту банк не учел в расходах как безнадежный долг по ст. 266 НК РФ в связи с тем, что акт судебных приставов не является основанием для прекращения обязательства и в связи с этим долг нельзя признать безнадежным. Банк в соответствии с учетной политикой не создает резерв по сомнительным долгам.

В дальнейшем в отношении руководства организации-заемщика возбуждено уголовное дело по факту совершения мошеннических действий при получении кредита, приведших к невозврату кредита и процентов по нему. В рамках уголовного дела банком подан гражданский иск по возмещению ущерба в сумме кредита и процентов по нему.

Каков порядок учета банком при исчислении налога на прибыль сумм по возмещению ущерба в размере кредита и процентов: как погашения самого кредита и процентов по нему или как возмещения ущерба по п. 3 ст. 250 НК РФ?

Ответ: Согласно ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Статья 1064 ГК РФ определяет, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с п. 3 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в составе внереализационных доходов отражаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Подпункт 4 п. 4 ст. 271 НК РФ устанавливает дату получения дохода в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) как дату признания должником либо дату вступления в законную силу решения суда.

Учитывая изложенное, на дату вступления в законную силу решения суда налогоплательщик обязан отразить в составе внереализационных доходов сумму ущерба, присужденную судом к получению с виновного лица.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 июня 2010 г. N 03-03-06/2/123

наверх

Вопрос: Банк заключает с физическими лицами долгосрочные депозитные договоры по ставке, превышающей ставку рефинансирования Банка России, с условием ежемесячной выплаты процентных доходов. При выплате процентных доходов возникает налоговая база, которая определяется в соответствии со ст. 214.2 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 224 НК РФ в отношении процентных доходов по вкладам в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ, банк удерживает НДФЛ и перечисляет его в бюджет в соответствии с нормами налогового законодательства.

По условиям договора при его досрочном расторжении пересматривается процентная ставка в сторону существенного ее уменьшения. В этом случае банк пересчитывает проценты за весь период действия депозита. Таким образом, налогооблагаемый доход в период начисления процентов по вкладу отсутствует и НДФЛ не исчисляется. Следовательно, возникает необходимость возврата вкладчику НДФЛ, ранее исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет.

1. Как и в какие сроки осуществляется возврат вкладчику излишне удержанного банком НДФЛ?

Может ли банк вернуть излишне удержанный НДФЛ вкладчику на основании его заявления при досрочном расторжении договора и возврате депозита, а последующие перечисления НДФЛ по другим договорам уменьшить на сумму осуществленного возврата?

2. В какие сроки НДФЛ должен быть перечислен в бюджет, если в силу банковских правил причисление процентов к остатку вклада физического лица (капитализация) производится в конце операционного дня?

Ответ: 1. В соответствии с п. 1 ст. 231 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.

При этом ст. 231 Кодекса особый порядок зачета или возврата налоговым агентом сумм излишне удержанного налога не установлен.

Следовательно, предусмотренный ст. 231 Кодекса возврат налогоплательщику налоговым агентом излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц должен осуществляться исходя из положений ст. 78 Кодекса, устанавливающей общий порядок зачета или возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа и предусматривающей, что правила, установленные данной статьей, распространяются на налоговых агентов.

Исходя из положений ст. 78 Кодекса возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы налога может быть произведен налогоплательщику налоговым агентом на основании заявления физического лица, поданного налоговому агенту, и налоговому агенту налоговым органом на основании соответствующего заявления налогового агента о возврате (зачете), поданного в налоговый орган.

Какой-либо иной порядок возврата сумм излишне удержанного налога на доходы физических лиц, в том числе возврат налогоплательщику сумм излишне удержанного налога за счет уменьшения подлежащих перечислению сумм налога с доходов, полученных от данного налогового агента иными физическими лицами, ст. 78 Кодекса не предусмотрен.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 78 Кодекса зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога может производиться налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено Кодексом.

То есть возврат налогоплательщику суммы налога, излишне удержанного налоговым агентом с доходов в виде процентов по вкладу, может быть осуществлен в соответствии с положениями ст. 78 Кодекса по окончании налогового периода по письменному заявлению налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговый орган.

2. Согласно п. 6 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога с доходов, выплачиваемых в денежной форме, не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода.

Таким образом, если в силу банковских правил причисление процентов к сумме вклада физического лица (капитализация) производится в конце операционного дня, что исключает возможность перечисления налога в тот же день, перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сумм налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с доходов в виде процентов по вкладу в банке, следует осуществить не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком указанного дохода (дня капитализации).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 июня 2010 г. N 03-04-06/6-136

наверх

Вопрос: 04.07.2008 между банком и физическим лицом заключен договор банковского вклада (депозита), процентная ставка по которому составляет 13,75% годовых. Ставка рефинансирования на дату заключения договора составляла 10,75% годовых (Указание Банка России от 09.06.2008 N 2022- У). Дата окончания срока размещения вклада — 04.04.2011. Проценты по вкладу выплачиваются ежемесячно.

НДФЛ по вкладу, возникший до 01.01.2009, исчислялся, удерживался и перечислялся банком в бюджет в соответствии с действующим на тот момент законодательством РФ.

С 01.01.2009 по 31.01.2010 при выплате банком вкладчику процентного дохода по вкладу налоговая база по НДФЛ не возникала, так как на дату возникновения процентного дохода установленная ставка по вкладу не превышала действующей на соответствующую дату ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов (ст. 214.2 НК РФ).

В связи с понижением ставки рефинансирования Банка России с 24.02.2010 до 8,5% (Указание Банка России от 19.02.2010 N 2399-У) при определении банком налоговой базы по НДФЛ на дату выплаты процентного дохода вкладчику (28.02.2010) процентная ставка по вкладу превысила ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на пять процентных пунктов (8,5% + 5% = 13,5%). В связи с этим возникла налоговая база для взимания с указанной процентной разницы НДФЛ по ставке 35%.

С 29.03.2010 ставка рефинансирования Банка России была вновь понижена до 8,25% годовых (Указание Банка России от 26.03.2010 N 2415- У).

Подлежат ли налогообложению НДФЛ проценты (превышение ставки вклада над действующей ставкой рефинансирования, увеличенной на пять процентных пунктов), выплачиваемые по указанным рублевым вкладам, с учетом положений ст. 214.2 и п. 27 ст. 217 НК РФ?

Если не подлежат, то в течение какого срока?

С какого момента указанные процентные доходы вновь будут подлежать налогообложению?

Ответ: В соответствии с п. 27 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее — Федеральный закон от 22.07.2008 N 158-ФЗ), не подлежали налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде процентов по рублевым вкладам, которые на дату заключения либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Банка России, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования Банка России, прошло не более трех лет.

Согласно ст. 214.2 Кодекса в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ, в отношении доходов в виде процентов, получаемых по рублевым вкладам в банках, налоговая база определялась как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ величина в размере ставки рефинансирования Банка России, с которой необходимо сравнивать процентную ставку по вкладу в целях установления наличия дохода, подлежащего налогообложению, и определения налоговой базы в отношении доходов по вкладу, увеличена на пять процентных пунктов.

Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ предусмотрено его вступление в силу с 1 января 2009 г.

Как указывается в рассматриваемом вопросе, процентная ставка по договору банковского вклада, заключенному в 2008 г., превышала действующую на дату его заключения ставку рефинансирования Банка России, но была ниже ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов. В период действия договора вклада процентная ставка по вкладу не менялась.

Поскольку в 2008 г. процентная ставка по вкладу превышала ставку рефинансирования Банка России, процентные доходы по вкладу, полученные в 2008 г., подлежали налогообложению с определением налоговой базы в соответствии с положениями ст. 214.2 Кодекса в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ.

Так как с 1 января 2009 г. ставка рефинансирования Банка России, увеличенная на пять процентных пунктов, превысила размер процентной ставки по вкладу, то дохода, подлежащего налогообложению в соответствии с п. 27 ст. 217 Кодекса, в 2009 г. не возникало.

При снижении ставки рефинансирования Банка России по такому вкладу возникают процентные доходы, освобождаемые от налогообложения в соответствии с абз. 4 п. 27 ст. 217 Кодекса в течение трех лет с момента превышения процентной ставки по вкладу над ставкой рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов. По истечении трех лет с момента такого превышения процентные доходы по вкладу подлежат налогообложению в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 июня 2010 г. N 03-04-06/6-134

наверх

Вопрос: Страховая организация выплачивает страховое возмещение в рамках договоров имущественного страхования иностранным организациям, не осуществляющим свою деятельность через постоянное представительство в РФ.

В соответствии со ст. 246 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль в РФ. Согласно п. 3 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ, признаются доходы, полученные от источников в РФ, которые перечислены в ст. 309 НК РФ. В п. 1 ст. 309 НК РФ приведен перечень доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты, при этом страховое возмещение по договору имущественного страхования, выплачиваемое иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в РФ, прямо не упомянуто в п. 1 ст. 309 НК РФ как относящееся к доходам от источников в РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Таким образом, выплата страхового возмещения носит компенсационный, восстановительный характер и по своей экономической сути не является доходом.

Страховая организация считает, что страховое возмещение, причитающееся в рамках договоров имущественного страхования иностранным организациям, не осуществляющим деятельность через постоянное представительство в РФ (страхователям либо выгодоприобретателям), доходом данных организаций от источников в РФ не является и, следовательно, не подлежит налогообложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты (страховщиком). Правомерна ли данная позиция?

Ответ: Иностранные организации могут получать доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с осуществлением деятельности непосредственно в Российской Федерации, включая деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства. Отдельные вопросы налогообложения таких доходов изложены в ст. ст. 309 — 310 и 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Вне зависимости от наличия или отсутствия постоянного представительства указанные в ст. 309 Кодекса доходы за изъятиями, установленными названной статьей Кодекса, относятся к доходам от источников в Российской Федерации. Наличие или отсутствие постоянного представительства влияет только на порядок налогообложения доходов от источников в Российской Федерации.

В пп. 1 — 9 п. 1 ст. 309 Кодекса перечислены доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с осуществлением деятельности иностранной организацией в Российской Федерации. При этом в пп. 10 указаны "иные аналогичные доходы".

Аналогичность доходов заключается не в схожести их с каким-либо из видов доходов, поименованных в пп. 1 — 9 п. 1 ст. 309 Кодекса, а в том, что они относятся к доходам от источников в Российской Федерации, не связанных с деятельностью через постоянное представительство, за исключением доходов, прямо упомянутых в ст. 309 Кодекса как не относящиеся к доходам от источников в Российской Федерации.

В абз. 2 п. 2 ст. 309 Кодекса указано, что не признаются доходами от источников в Российской Федерации премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру.

Следовательно, все другие виды доходов, выплачиваемые иностранным организациям по договорам страхования, признаются доходами от источников в Российской Федерации, подлежащими налогообложению у источника выплаты в порядке, предусмотренном ст. 310 Кодекса, с учетом международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы налогообложения.

В соответствии с п. 2 ст. 310 Кодекса исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением, в частности, случая выплаты доходов, не относящихся к постоянному представительству, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 Кодекса.

В ст. 312 Кодекса указывается, что при применении положений международного договора (соглашения) Российской Федерации иностранная организация до выплаты дохода должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у России имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. При этом указанное подтверждение должно быть заверено компетентным, в смысле соответствующего соглашения, органом иностранного государства.

Такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 312 Кодекса нормы международного договора Российской Федерации могут применяться налоговым агентом только при условии представления иностранной организацией, которая имеет право на получение дохода, указанного выше подтверждения до даты выплаты дохода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 июня 2010 г. N 03-03-06/1/431

наверх

Вопрос: С учетом позиции, изложенной в Письмах Минфина России от 09.06.2009 N 03-04-06-01/130, от 24.08.2009 N 03-04-06-01/219, совместных Письмах Минфина России и ФНС России от 13.02.2009 N 3-5- 04/149@ и от 24.04.2009 N 3-5-04/501@, организация, признаваемая налоговым агентом, обязана перечислять НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения (филиала) или собственному местонахождению (головного офиса) в зависимости от того, каким именно подразделением заключен договор с физическим лицом — филиалом или головным офисом. При этом для этой обязанности вид договора, на основании которого предполагается выплата дохода (брокерский договор, договор банковского вклада), значения не имеет.

Следует ли банку изменять данный порядок уплаты НДФЛ в бюджет в следующих случаях:

  • — если физическое лицо в течение налогового периода перешло на обслуживание из филиала в головной офис, что подтверждено заключением соглашения между организацией и физическим лицом, в котором отражена смена обособленного подразделения, обслуживающего физическое лицо;
  • — если физическое лицо в течение налогового периода перешло на обслуживание из филиала в головной офис при отсутствии соглашения между организацией и физическим лицом, в котором отражена смена обособленного подразделения, обслуживающего физическое лицо. Денежные средства и доход выплачиваются тем подразделением организации, в которое физическое лицо обратилось с поручением выплатить доход, а смена обособленного подразделения может фиксироваться или не фиксироваться внутренними записями организации на основании обращения физического лица (письменного или устного);
  • — если исполнение поручений клиента (например, обслуживание в рамках брокерского договора) в течение налогового периода передано из обособленного подразделения в головной офис?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи Кодекса, обязаны удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса. Указанные лица являются налоговыми агентами.

В соответствии с п. 2 ст. 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога в соответствии со ст. 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса.

Согласно п. 7 ст. 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Налоговые агенты — российские организации, указанные в п. 1 ст. 226 Кодекса, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Если обособленное подразделение организации производит выплату дохода физическим лицам, то такое обособленное подразделение исполняет обязанности организации как налогового агента в отношении доходов, выплачиваемых обособленным подразделением физическим лицам.

Изложенный порядок следует применять и при выплате физическим лицам дохода в виде процентов по вкладам в обособленном подразделении банка. Налог на доходы физических лиц, удержанный с таких выплат, следует перечислять в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, осуществляющего такие выплаты.

В случае если физическое лицо в течение налогового периода перешло на обслуживание из филиала в головной офис банка, то независимо от заключенного соглашения между банком и физическим лицом налог на доходы физических лиц перечисляется в соответствующие бюджеты и по месту нахождения обособленного подразделения (до момента перехода), и по месту нахождения головного офиса банка (после перехода) в соответствии с осуществленными выплатами процентов по вкладам, произведенными в течение налогового периода как обособленным подразделением, так и головным офисом.

При передаче обслуживания клиента в рамках брокерского договора обязанность по исчислению, удержанию и перечислению по месту своего учета налога на дохода физических лиц после такой передачи возлагается на головной офис, признаваемый в соответствии со ст. 214.1 Кодекса налоговым агентом.

Учитывая, что налоговая база по брокерским договорам определяется в течение налогового периода нарастающим итогом, обособленным подразделением в головной офис должна быть передана вся информация по брокерскому договору с начала налогового периода, в котором осуществляется передача обслуживания клиента из обособленного подразделения в головной офис, в том числе информация о доходах и расходах клиента по брокерскому договору, а также об исчисленных и удержанных суммах налога на доходы физических лиц по такому договору.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 июня 2010 г. N 03-04-06/3-124

наверх

Вопрос: Банк осуществляет операции РЕПО, которые исполняются зачетом встречных однородных требований (неттинг). Указанные операции РЕПО заключаются как на организованном биржевом рынке на основании правил фондовых бирж, так и на внебиржевом рынке на основании заключенных с контрагентами генеральных соглашений (единых договоров), которые предусматривают возможность исполнения сделок РЕПО путем неттинга.

Согласно действующей с 1 января 2010 г. редакции п. 1 ст. 282 НК РФ при исполнении (прекращении) обязательств по первой и (или) второй частям РЕПО зачетом встречных однородных требований (за исключением зачета однородных требований по первой и второй частям в рамках одной операции РЕПО) порядок налогообложения, установленный ст. 282 НК РФ, не изменяется, то есть исполнение обязательств по сделке РЕПО путем взаимозачета не приводит к переквалификации сделки РЕПО в сделку купли- продажи ценных бумаг.

Таким образом, российское налоговое законодательство допускает исполнение (прекращение) обязательств по первой и (или) по второй частям РЕПО путем зачета встречных однородных требований (за исключением зачета однородных требований по первой и второй частям в рамках одной операции РЕПО).

В то же время согласно абз. 1 п. 1 ст. 282 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2010) операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам РЕПО Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее — Федеральный закон N 39-ФЗ). Таким образом, для признания сделки в качестве сделки РЕПО для целей налогообложения необходимо, чтобы сделка соответствовала требованиям, установленным Федеральным законом.

В соответствии с п. 6 ст. 51.3 Федерального закона N 39-ФЗ обязанность по передаче ценных бумаг считается исполненной в момент вручения документарных ценных бумаг, а в случае передачи бездокументарных ценных бумаг или документарных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением — с момента их зачисления на лицевой счет приобретателя в реестре владельцев ценных бумаг или на счет депо приобретателя.

В соответствии с п. 8 ст. 51.3 Федерального закона N 39-ФЗ после исполнения первой части договора репо прекращение обязательств по второй части договора репо без исполнения обязательства в натуре допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 51.3 Федерального закона N 39-ФЗ.

Действующим российским законодательством не регламентирован порядок отражения по счетам депо (лицевым счетам) операций РЕПО, исполнение которых осуществляется путем неттинга. С учетом этого на практике отражение результатов исполнения таких сделок РЕПО по счетам депо осуществляется расчетными депозитариями в соответствии с действующими правилами некоторых организаторов торговли, в частности ММВБ, условиями осуществления клиринга по итогам заключенных сделок, а также условиями осуществления депозитарной деятельности расчетных депозитариев в следующем порядке.

В случае если при исполнении сделки РЕПО путем зачета встречных однородных требований нетто-обязательства и нетто-требования сторон по поставке ценных бумаг за соответствующий операционный день равны, то депозитарий не отражает движения ценных бумаг по счетам депо. При этом в случае если соответствующие нетто-обязательства и нетто-требования сторон не равны, то депозитарий отражает движение ценных бумаг по счетам депо на сумму разницы между нетто-требованиями и нетто- обязательствами.

Согласно п. 20 ст. 51.3 Федерального закона N 39-ФЗ генеральным соглашением (единым договором), правилами организатора торговли на рынке ценных бумаг, правилами фондовой биржи, правилами осуществления клиринговой деятельности могут быть предусмотрены условия и порядок уплаты денежных сумм и (или) передачи ценных бумаг в соответствии с п. 14 ст. 51.3 Федерального закона N 39-ФЗ, основания и порядок прекращения обязательств, в том числе по всем договорам репо, заключенным между сторонами на условиях, указанных соглашением или правилами.

Банк считает, что он вправе признавать сделку РЕПО, фактическое исполнение которой производится посредством зачета встречных однородных требований (неттинг) без подтверждения депозитарием (реестродержателем) движения ценных бумаг, в качестве исполненной сделки РЕПО. При этом указанная сделка РЕПО может быть признана исполненной, если возможность исполнять сделку РЕПО путем неттинга предусмотрена соответствующим генеральным соглашением (единым договором), правилами организатора торговли на рынке ценных бумаг, правилами фондовой биржи, правилами осуществления клиринговой деятельности. Соответственно, в отношении указанной сделки, исполненной путем неттинга, признанной для целей налогообложения в качестве сделки РЕПО, банк вправе применять порядок налогообложения налогом на прибыль, предусмотренный ст. 282 НК РФ.

Правомерна ли указанная позиция?

Ответ: Пунктом 1 ст. 282 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) предусмотрено, что операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам репо Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее — Федеральный закон N 39-ФЗ).

При определении порядка налогообложения при исполнении (прекращении) обязательств по операции РЕПО зачетом встречных однородных требований необходимо учитывать следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 282 НК РФ при исполнении (прекращении) обязательств по первой и (или) по второй частям РЕПО зачетом встречных однородных требований (за исключением зачета однородных требований по первой и второй частям в рамках одной операции РЕПО) порядок налогообложения, установленный указанной статьей, не изменяется. Однородными признаются требования по передаче имеющих одинаковый объем прав ценных бумаг одного эмитента, одного вида, одной категории (типа) или одного паевого инвестиционного фонда (для инвестиционных паев инвестиционных фондов) или требования по уплате денежных средств в той же валюте.

Пунктом 8 ст. 51.3 Федерального закона N 39-ФЗ предусмотрено, что после исполнения первой части договора репо прекращение обязательств по второй части договора репо без исполнения обязательства в натуре допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены указанной статьей.

В соответствии с п. 20 ст. 51.3 Федерального закона N 39-ФЗ генеральным соглашением (единым договором), правилами организатора торговли на рынке ценных бумаг, правилами фондовой биржи, правилами осуществления клиринговой деятельности могут быть предусмотрены условия и порядок уплаты денежных сумм и (или) передачи ценных бумаг в соответствии с п. 14 данной статьи, основания и порядок прекращения обязательств, в том числе по всем договорам репо, заключенным между сторонами на условиях, указанных соглашением или правилами, в том числе по требованию одной из сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении другой стороной обязательств по договору репо. При этом должен быть установлен порядок определения суммы денежных средств (количества ценных бумаг), подлежащих передаче стороной (сторонами) в связи с прекращением обязательств по договорам репо, а также срок такой передачи.

Учитывая изложенное, налоговая база по операции РЕПО, исполнение (прекращение) обязательств по которой производится зачетом встречных однородных требований (неттинг) по основаниям и в порядке, которые установлены генеральным соглашением (единым договором), правилами организатора торговли на рынке ценных бумаг, правилами фондовой биржи, правилами осуществления клиринговой деятельности, без подтверждения депозитарием (реестродержателем) движения ценных бумаг с учетом требований п. 20 ст. 51.3 Федерального закона N 39-ФЗ, может определяться в порядке, предусмотренном ст. 282 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 июня 2010 г. N 03-03-06/2/116

наверх

Вопрос: Банк является налоговым агентом по договорам брокерского обслуживания, заключенным с физическими лицами при совершении ими операций купли-продажи ценных бумаг.

1. Имеет ли право банк — налоговый агент, в соответствии с п. 18 ст. 214.1 НК РФ, произвести перечисление в бюджет НДФЛ в течение одного месяца с даты его удержания в момент выплаты денежных средств?

2. Банк осуществляет брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг. Банк является номинальным держателем облигаций, предусматривающих купонные выплаты эмитентом их владельцу — физическому лицу. НДФЛ с суммы выплаченного купона удерживает эмитент облигаций.

В соответствии со ст. 214.1 НК РФ банк-брокер как налоговый агент по операциям купли-продажи ценных бумаг определяет финансовый результат (налоговую базу) по операциям с ценными бумагами как доходы за вычетом соответствующих расходов.

При этом при покупке банком по поручению и за счет физического лица купонных облигаций физическое лицо несет расходы по приобретению облигаций, которые включают часть накопленного, но еще не выплаченного купонного дохода. Данный купонный доход выплачивается эмитентом, и с него удерживается НДФЛ в момент выплаты.

Учитывается ли сумма начисленного купонного дохода, уплаченного физическим лицом при приобретении облигаций, в расходах, уменьшающих доходы от реализации ценных бумаг, при исчислении финансового результата (налоговой базы) по НДФЛ в случае, если реализация произошла в следующем купонном периоде?

3. В соответствии с п. 18 ст. 214.1 НК РФ выплатой дохода в натуральной форме в целях данного пункта признается передача налоговым агентом налогоплательщику ценных бумаг со счета депо (лицевого счета) налогового агента или счета депо (лицевого счета) налогоплательщика, по которым налоговый агент наделен правом распоряжения.

В рамках внутреннего бухгалтерского учета операций с ценными бумагами по договорам брокерского обслуживания банк открывает на счете депо субсчета (разделы) счета депо: торговый счет депо, счет депо хранение.

Должен ли банк как налоговый агент исчислять и удерживать НДФЛ при передаче ценных бумаг по поручению клиента с торгового раздела счета депо на раздел хранение счета депо внутри банка?

4. С 01.01.2010 в пп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ введено понятие "материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг". До 01.01.2010 доход в виде материальной выгоды от приобретения не обращающихся на ОРЦБ ценных бумаг не определялся (Письмо Минфина России от 02.07.2009 N 03-04-05-01/513).

В соответствии с п. 4 ст. 212 НК РФ доход в виде материальной выгоды определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов на их приобретение. При этом рыночная стоимость не обращающихся ценных бумаг на организованном рынке определяется исходя из расчетной цены ценных бумаг с учетом предельной границы ее колебаний.

На основании каких данных и в соответствии с какой методикой следует банку руководствоваться при определении расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ?

Ответ: 1. В соответствии с п. 18 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) исчисление, удержание и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода, а также до истечения налогового периода или до истечения срока действия договора доверительного управления в порядке, установленном гл. 23 Кодекса.

При этом согласно абз. 14 п. 18 ст. 214.1 Кодекса налоговые агенты исчисляют, удерживают и перечисляют удержанный у налогоплательщика налог не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода или с даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг).

Таким образом, при выплате налогоплательщику денежных средств до истечения налогового периода налоговые агенты перечисляют удержанный у налогоплательщика налог не позднее одного месяца с даты выплаты указанных денежных средств.

2. Из вопроса следует, что банком в рамках исполнения брокерского договора по поручению клиента были приобретены облигации, в стоимость приобретения которых включена часть накопленного, но не выплаченного купонного дохода. При этом банк является номинальным держателем указанных облигаций. В дальнейшем указанные облигации были проданы.

Пунктом 12 ст. 214.1 Кодекса установлено, что финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п. 10 ст. 214.1 Кодекса.

К таким расходам в соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 214.1 Кодекса относятся, в частности, суммы, уплачиваемые эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг, а также суммы, уплачиваемые в соответствии с договором купли-продажи ценных бумаг, в том числе суммы купона.

Таким образом, при расчете налоговой базы с дохода от продажи облигаций суммы накопленного, но не выплаченного купонного дохода, включенные в стоимость облигаций при их приобретении, учитываются налоговым агентом в составе расходов на приобретение указанных облигаций вне зависимости от того, произошла их реализация до выплаты купона или после его выплаты.

3. Выплатой дохода в натуральной форме в целях п. 18 ст. 214.1 Кодекса признается передача налоговым агентом налогоплательщику ценных бумаг со счета депо (лицевого счета) налогового агента или счета депо (лицевого счета) налогоплательщика, по которым налоговый агент наделен правом распоряжения.

При передаче по поручению клиента ценных бумаг с одного субсчета на другой субсчет, открытые на счете депо одного банка для целей внутреннего бухгалтерского учета операций с ценными бумагами по договорам брокерского обслуживания, дохода в натуральной форме, в связи с выплатой которого налоговым агентом производится расчет и уплата налога в соответствии с п. 18 ст. 214.1 Кодекса, не возникает.

4. В соответствии с п. 4 ст. 212 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в пп. 3 п. 1 ст. 212 Кодекса, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.

Рыночная стоимость ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется исходя из расчетной цены ценных бумаг с учетом предельной границы ее колебаний, если иное не установлено ст. 212 Кодекса.

Абзацем 6 п. 4 ст. 212 Кодекса установлено, что порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены устанавливаются в целях гл. 23 Кодекса федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации с учетом положений п. 4 ст. 212 Кодекса.

Вместе с этим Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон N 281-ФЗ) действие указанного абзаца приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г. включительно.

В период приостановления действия абз. 6 п. 4 ст. 212 Кодекса порядок определения рыночной цены ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, установлен п. 2 ст. 14 вышеуказанного Закона N 281-ФЗ.

Специальных положений, устанавливающих порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в период приостановления действия абз. 6 п. 4 ст. 212 Кодекса, Кодексом не установлено.

В этой связи при исчислении дохода в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в период приостановления действия абз. 6 п. 4 ст. 212 Кодекса, налоговый агент вправе использовать расчетные цены, порядок определения которых закреплен в его учетной политике.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 июня 2010 г. N 03-04-06/2-117

наверх

Вопрос: Банк принял участие в долевом строительстве объекта недвижимости.

Согласно п. 3.1.6 Приложения 10 к Положению о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденному Банком России от 26.03.2007 N 302-П, если кредитная организация участвует в строительстве в качестве дольщика (по договору о долевом участии), то принятие к бухгалтерскому учету в составе основных средств (ввод в эксплуатацию) производится только части здания, переходящей в собственность кредитной организации в соответствии с ее долей после государственной регистрации объекта на основании свидетельства о государственной регистрации права.

Банк по не зависящим от него причинам не может оформить право собственности на долю в объекте недвижимости, поэтому затраты, связанные с его созданием, отнесены на счет по учету капитальных вложений, несмотря на начало эксплуатации данного объекта.

Должен ли банк начислять налог на имущество организаций на данный объект, если в соответствии со ст. 374 НК РФ он не является объектом налогообложения, так как не учитывается на балансе в качестве объекта основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета?

Правомерно ли учесть в расходах в целях исчисления налога на прибыль суммы налога на имущество организаций, начисленного на вышеуказанный объект до его государственной регистрации?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

Активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при единовременном выполнении условий, установленных гл. 2 Приложения 10 к Положению о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденному Приказом Центрального банка Российской Федерации от 26.03.2007 N 302-П. Основными средствами признается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, используемого в качестве средств труда для оказания услуг, управления кредитной организацией, а также в случаях, предусмотренных санитарно- гигиеническими, технико-эксплуатационными и другими специальными техническими нормами и требованиями.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14.12.2004 N 451-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что, по смыслу п. 1 ст. 38 и ст. 374 Кодекса, объектом налогообложения налогом на имущество организаций являются элементы обособленного имущества юридического лица, учитываемые на его балансе в качестве основных средств, то есть таких активов организации, которые составляют экономическую базу ее предпринимательской деятельности.

Кроме того, как указано в мотивировочной части Определений ВАС РФ от 17.10.2007 по делу N 8464/07 и от 14.02.2008 N 758/08, факт отсутствия государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в связи с несвоевременной реализацией налогоплательщиком своего права на оформление указанного имущества в свою собственность не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности учета и налогообложения названного имущества. Иное истолкование ст. 374 Кодекса противоречило бы действительному экономическому положению налогоплательщика, создавало бы для него необоснованную налоговую выгоду и ставило бы в неравное положение других налогоплательщиков, обладающих объектами недвижимости, права на которые зарегистрированы в установленном порядке. Толкование указанной нормы соответствует основным началам налогового законодательства, в соответствии с которыми, в частности, лицо, имеющее возможность извлекать полезные свойства имущества, подлежит соответствующему налогообложению.

Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество организаций возникает у налогоплательщика в отношении законченных строительством объектов с начала ввода их в эксплуатацию, что соответствует также позиции судов, изложенной, в частности, в Определениях ВАС РФ от 25.05.2009 N ВАС-6326/09 и N ВАС-6250/09, а также ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2006 N А44-467/2006-9.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса.

Статья 270 Кодекса не содержит положений, не позволяющих при налогообложении прибыли организаций учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, налог на имущество организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 июня 2010 г. N 03-05-05-01/75

наверх

Вопрос: Физлицо — держатель пластиковой карты банка обратилось с заявлением о несогласии с транзакциями. В результате расследования банком выявлено осуществление мошеннических операций. На основании заключения физлицу возмещаются понесенные им убытки в размере несанкционированных транзакций. Возникают ли у физлица — клиента банка доходы для целей НДФЛ при возмещении ему денежных средств, незаконно списанных с его карты мошенниками?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Пунктом 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Доходом физических лиц согласно ст. 41 Кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и в отношении доходов физических лиц определяемая в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Как следует из вопроса, клиенту банка возмещается сумма денежных средств, списанных у него в результате незаконных действий третьих лиц.

Таким образом, поскольку в результате незаконных действий третьих лиц клиенту банка причинен реальный ущерб, суммы возмещения данного ущерба при условии его документального подтверждения не образуют экономическую выгоду для данного физического лица и, соответственно, не являются его доходом и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 мая 2010 г. N 03-04-06/10-100

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru