КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Подписаться на обзоры законодательства

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 05.10.2012

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: В случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента ввода в эксплуатацию основных средств, в отношении которых были применены положения абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, суммы расходов, включенные в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 257 НК РФ, как разницу между его первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

Амортизационная премия не является амортизационными отчислениями, а корректировка первоначальной стоимости амортизируемого имущества на величину амортизационной премии не предусмотрена налоговым законодательством.

Организация определяет для целей исчисления налога на прибыль остаточную стоимость амортизируемого имущества, реализуемого до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию, как разницу между его первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации без учета ранее начисленной амортизационной премии. Правомерно ли это?

Сохраняется ли указанный порядок определения остаточной стоимости при реализации амортизируемого имущества, в отношении которого была применена амортизационная премия, по истечении пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию (то есть в ситуации, когда амортизационная премия не подлежит восстановлению в доходах)?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу гл. 25 НК РФ, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

На основании п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода.

В случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых были применены положения абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с п. 3 ст. 272 НК РФ расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с гл. 25 НК РФ приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.

Таким образом, остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества определяется в виде разницы между первоначальной стоимостью объекта за минусом указанных расходов в виде капитальных вложений (10 процентов или 30 процентов) и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 августа 2012 г. N 03-03-06/1/404

наверх

Вопрос: В соответствии с п. 6 ст. 288 НК РФ доля прибыли каждого участника консолидированной группы определяется в том числе исходя из показателей остаточной стоимости амортизируемого имущества.

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Пунктом 1 ст. 257 НК РФ определено, что под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 руб. Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

В п. 4 ст. 259 НК РФ установлено, что начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Глава 25 НК РФ не содержит указаний о порядке определения момента признания имущества амортизируемым, а указывает лишь на определение момента начала начисления амортизации.

Момент, с которого приобретенное (созданное) имущество становится пригодным для использования, и момент ввода такого имущества в эксплуатацию могут существенно различаться.

Должно ли имущество в целях применения п. 6 ст. 288 НК РФ при исчислении налога на прибыль учитываться в составе амортизируемого имущества до его ввода в эксплуатацию?

Ответ: В соответствии с п. 6 ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доля прибыли каждого участника консолидированной группы налогоплательщиков и каждого из их обособленных подразделений в совокупной прибыли этой группы определяется ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого участника или обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса, в целом по консолидированной группе налогоплательщиков.

Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период. Указанная норма п. 2 ст. 288 Кодекса распространяется и на консолидированную группу налогоплательщиков, поскольку иное Кодексом не предусмотрено.

При этом амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. Под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (ст. ст. 256, 257 Кодекса).

Остаточная стоимость основных средств, введенных до вступления в силу гл. 25 Кодекса, определяется как разница между восстановительной стоимостью таких основных средств и суммой амортизации, определенных в порядке, установленном абз. 5 п. 1 ст. 257 Кодекса.

Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу гл. 25 Кодекса, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Таким образом, амортизируемое имущество до ввода его в эксплуатацию при расчете соответствующего показателя остаточной стоимости не учитывается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 августа 2012 г. N 03-03-06/1/391

наверх

Вопрос: ООО оказывает услуги населению и применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. Может ли ООО не использовать бланки строгой отчетности, а выдавать квитанцию покупателю по его требованию?

Ответ: В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение), а также установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

Данный порядок могут применять организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, которые перечислены в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ установлен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно- кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), в случаях, если они не подпадают под действие п. 2 ст. 2 или не осуществляют деятельность, предусмотренную п. 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 августа 2012 г. N 03-11-06/3/58

наверх

Вопрос: Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является розничная торговля. ИП применяет систему налогообложения в виде ЕНВД.

На конец 2011 г. у ИП возникла задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которая в 2012 г. была погашена. В 2012 г. ИП представил в налоговый орган уточненные декларации по ЕНВД за предыдущий период в связи с фактической уплатой начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период. На основании Письма Минфина России от 31.08.2006 N 03-11-04/3/398 сумма налога была уменьшена на сумму начисленных и уплаченных страховых взносов за тот же период, не более чем на 50%.

В налоговом органе указали, что сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период (квартал), может быть уменьшена только на те страховые взносы, которые исчислены за этот же квартал и фактически уплачены к моменту представления в налоговые органы декларации по ЕНВД за данный налоговый период.

Вправе ли индивидуальный предприниматель уменьшить сумму ЕНВД, уплаченную за налоговый период, на сумму страховых взносов, исчисленных за этот же период, которые были уплачены после подачи налоговой декларации по ЕНВД за соответствующий период?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сумма единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Согласно ст. 346.30 Кодекса налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал.

Пунктом 1 ст. 346.32 Кодекса установлено, что уплата единого налога на вмененный доход производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Таким образом, исходя из положений гл. 26.3 Кодекса сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период (квартал), может быть уменьшена только на те страховые взносы, которые исчислены за этот же квартал и фактически уплачены к моменту представления в налоговые органы декларации по единому налогу на вмененный доход за данный налоговый период, но не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Если страховые взносы были уплачены после подачи в налоговый орган налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход (в следующем налоговом периоде), то после их уплаты налогоплательщик вправе подать уточненную налоговую декларацию за налоговый период, за который уплачены указанные взносы.

При этом сумма, на которую уменьшается единый налог на вмененный доход в связи с подачей уточненной декларации, может быть зачтена в счет предстоящей уплаты данного налога либо может быть возвращена налогоплательщику.

Соответственно, если налогоплательщик исчислил и уплатил страховые взносы за IV квартал 2011 г. (в частности, задолженность по страховым взносам за IV квартал 2011 г.) до подачи налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход за данный налоговый период (не позднее 25 января 2012 г.), то данные страховые взносы могут быть учтены при расчете суммы единого налога на вмененный доход за указанный налоговый период.

Если страховые взносы за IV квартал 2011 г. (в частности, задолженность по страховым взносам за IV квартал 2011 г.) были уплачены после подачи налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход за IV квартал 2011 г. (после 25 января 2012 г.), то при подаче налогоплательщиком уточненной декларации за IV квартал 2011 г. сумма образовавшейся переплаты по единому налогу на вмененный доход может быть зачтена в счет предстоящей уплаты единого налога на вмененный доход за налоговые периоды 2012 г. либо может быть возвращена налогоплательщику.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 августа 2012 г. N 03-11-11/232

наверх

Вопрос: Организация с целью увеличения числа продаж и привлечения новых клиентов заключает договоры со сторонними организациями и физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, на основании которых последние оказывают услуги по продвижению сайтов в сети Интернет, оптимизации сайтов для поисковых систем, выведению сайтов на высокие позиции в поисковых системах (топ-10), правильному оформлению и настройке сайтов для индексации поисковыми системами.

Учитываются ли затраты на оплату указанных услуг в расходах на рекламные мероприятия через информационно-телекоммуникационные системы на основании п. 4 ст. 264 НК РФ?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Подпунктом 28 п. 1 ст. 264 Кодекса установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам организации на рекламу для целей налогообложения прибыли относятся в том числе расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 августа 2012 г. N 03-03-06/1/390

наверх

Вопрос: О налогообложении НДС услуг по поиску клиентов в целях реализации товаров на территории РФ, оказываемых по агентскому договору российской организацией (агентом) иностранной компании (принципалу), а также о признании российской организации налоговым агентом при реализации на территории РФ товаров, принадлежащих иностранной компании, не состоящей на учете в российских налоговых органах.

Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 Кодекса.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 Кодекса место реализации работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) работы (услуги), за исключением работ (услуг), предусмотренных пп. 1 — 4.1, 4.3 п. 1 данной статьи. Поскольку оказываемые по агентскому договору услуги по поиску клиентов к услугам, перечисленным в пп. 1 — 4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 Кодекса, не относятся, местом реализации таких услуг, оказываемых российской организацией иностранному принципалу, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Что касается операций по реализации на территории Российской Федерации товаров, принадлежащих иностранной организации, не состоящей на учете в российских налоговых органах, осуществляемых через российскую организацию — агента, то согласно п. 5 ст. 161 Кодекса при реализации товаров на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами.

Учитывая изложенное, при реализации на территории Российской Федерации товаров, принадлежащих иностранной организации, не состоящей на учете в российских налоговых органах, налоговым агентом признается российская организация — агент, осуществляющая деятельность на основании агентского договора с иностранной организацией.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 июля 2012 г. N 03-07-08/222

наверх

Вопрос: Статьей 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее — Закон N 63-ФЗ) определены условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.

На основании ст. 5 Закона N 63-ФЗ выделяются два вида электронной подписи: простая и усиленная (неквалифицированная и квалифицированная).

Если законом или принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами не установлено составление документа исключительно на бумажном носителе (в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 129-ФЗ) данное условие не предусмотрено), то любой электронный документ, подписанный электронной квалифицированной подписью, будет признан разнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

При подписании документа простой или неквалифицированной электронной подписью информация будет признана электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (п. 2 ст. 6 Закона N 63-ФЗ).

Характеристика первичных учетных документов приведена в ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Причем все формы первичных документов предусматривают наличие подписей должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность их оформления.

Учитывая, что положениями Закона N 129-ФЗ не предусмотрена обязанность составлять первичные документы исключительно на бумажных носителях, организация вправе подписывать данные документы электронной подписью в соответствии с положениями ст. 6 Закона N 63-ФЗ. Виды электронных подписей, использование которых допускается при составлении первичных документов, Законом N 129-ФЗ также не определены.

ЗАО полагает, что если соглашением между участниками электронного взаимодействия предусмотрено подписание документов неквалифицированной электронной подписью, то первичные учетные документы, подписанные такой подписью в соответствии с требованиями ст. 6 Закона N 63-ФЗ, могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль, если соблюдены критерии п. 1 ст. 252 НК РФ.

Данные выводы содержатся в Письме ФНС России от 24.11.2011 N ЕД-4-3/19693@.

В Письме Минфина России от 11.01.2012 N 03-02-07/1-2 указано, что документы, подписанные квалифицированной электронной подписью, подтверждают расходы для целей налогообложения и бухгалтерского учета.

Признаются ли первичные документы, подписанные неквалифицированной электронной подписью, соответствующими требованиям о документальном подтверждении расходов для целей исчисления налога на прибыль?

Ответ: В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.

При этом Федеральный закон "О бухгалтерском учете" не включает печать в число обязательных реквизитов, которые должны содержать первичные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью (далее — неквалифицированная электронная подпись), признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и Кодексом не определены.

Таким образом, для целей налогового учета документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью, не может являться документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 июля 2012 г. N 03-03-06/2/85

наверх

Вопрос: О порядке заполнения счетов-фактур в целях исчисления НДС при реализации на территории РФ импортных товаров, страной происхождения которых является группа либо союз стран, цифровые коды и краткие наименования которых отсутствуют в Общероссийском классификаторе стран мира.

Ответ: Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее — Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, определено, что в графах 10 и 10а счета-фактуры, заполняемого в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация, указываются цифровой код и соответствующее ему краткое наименование страны происхождения товаров в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Следует учитывать, что на основании положений законодательства Российской Федерации о таможенном деле использование информации о стране происхождения товаров связано с применением мер таможенного тарифного и нетарифного регулирования при таможенном декларировании товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Таким образом, при реализации товаров, страной происхождения которых является группа либо союз стран, цифровые коды и краткие наименования которых отсутствуют в Общероссийском классификаторе стран мира, в счете-фактуре в графе 10 "цифровой код" следует проставлять прочерк, а в графе 10а "краткое наименование" — наименование группы (союза) стран, указанное в таможенной декларации или счете-фактуре поставщика, реализующего импортные товары на территории Российской Федерации (в частности, если товары происходят из Европейского союза, — "ЕС" или "Европейский союз").

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 июля 2012 г. N 03-07-09/68

наверх

Вопрос: О применении нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров от пункта отправления, находящегося за пределами РФ, до пункта назначения, находящегося в РФ, а также о налогообложении НДС услуг, оказанных на основании данного договора, но не указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ.

Ответ: Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями на основании договоров транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, транспортно-экспедиционные услуги, предусмотренные пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса, оказываемые российской организацией на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров от пункта отправления, находящегося за пределами территории Российской Федерации, до пункта назначения, находящегося на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов.

В случае если в рамках указанного договора транспортной экспедиции помимо вышеуказанных услуг оказываются услуги, не поименованные в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса, а также не предусмотренные в иных подпунктах п. 1 ст. 164 Кодекса, данные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 3 ст. 164 Кодекса по ставке в размере 18 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 июля 2012 г. N 03-07-08/186

наверх

Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 72 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ ОАО приняло решение об уменьшении уставного капитала путем приобретения (выкупа) собственных акций с последующим их погашением. Акции признаются обращающимися на ОРЦБ в соответствии с п. 3 ст. 280 НК РФ. Выкуп акций осуществляется ОАО у акционеров по рыночной цене, определенной до даты выкупа.

Обязано ли ОАО удерживать НДФЛ и налог на прибыль при выплате акционерам — физическим и юридическим лицам (как являющимся, так и не являющимся налоговыми резидентами РФ) цены выкупаемых акций?

Ответ: Налог на доходы физических лиц

На основании ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы от реализации в Российской Федерации акций относятся к доходам от источников в Российской Федерации.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок установлены ст. 214.1 Кодекса.

Финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов.

В целях ст. 214.1 Кодекса налоговыми агентами признаются доверительный управляющий, брокер, депозитарий, осуществляющие выплату (перечисление) дохода в денежной форме по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска, а по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением — в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г., владельцу таких ценных бумаг, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами срочных сделок на основании соответствующего договора с налогоплательщиком: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, депозитарного договора, договора поручения, договора комиссии или агентского договора.

Следовательно, российская организация, приобретающая у физических лиц акции по договору купли-продажи, налоговым агентом не признается. В указанном случае физические лица на основании ст. 228 Кодекса самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 Кодекса.

Уплата налога производится по налоговой ставке в размере 13 процентов, а если физическое лицо, получающее доход, не является налоговым резидентом Российской Федерации, то по ставке 30 процентов.

Налог на прибыль организаций

Налоговой базой по налогу на прибыль организаций для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается денежное выражение прибыли — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса.

Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены ст. 280 Кодекса. Уплата налога на прибыль организаций при реализации акций производится налогоплательщиками самостоятельно по налоговой ставке в размере 20 процентов.

Доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в пп. 5 и 6 п. 1 ст. 309 Кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат (ст. 309 Кодекса). Таким образом, выплата дохода иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, при выкупе собственных акций организацией, не более 50 процентов активов которой состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, либо при выкупе собственных акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с п. 3 ст. 280 Кодекса, производится без удержания налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 мая 2012 г. N 03-04-06/0-133

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru