КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Новшества

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 05.02.2010

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Вопрос: Налоговые органы выставили по налоговым платежам в адрес клиентов банка расчетные документы, которые не были оплачены из-за отсутствия средств на счетах клиентов и были помещены в картотеку. В связи с переходом банка на обслуживание из одного учреждения Московского ГТУ Банка России в другое у банка изменились реквизиты (БИК и корреспондентский счет). Вышеназванные расчетные документы, выставленные со старыми реквизитами, находятся в картотеках к внебалансовым счетам 90901 "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" и 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". Согласно рекомендациям Московского ГТУ Банка России (от 07.10.2009 N 10-0-32/80194) неоплаченные расчетные документы, находящиеся в картотеках, могут быть отозваны взыскателями и выставлены заново с новыми реквизитами банка. Не отозванные расчетные документы возвращаются взыскателям с указанием причин возврата. Вправе ли банк возвратить не отозванные расчетные документы по налоговым платежам?

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о возврате банками неоплаченных расчетных документов, выставленных налоговыми органами в адрес клиентов банков, и сообщается следующее.

В силу п. п. 4, 6, 9 и 10 ст. 46 и п. п. 1, 2 и 5 ст. 60 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки обязаны исполнять в порядке и сроки, которые установлены Кодексом, поручения налоговых органов на перечисление сумм налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогового органа (п. 3 ст. 60 Кодекса).

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрен возврат банками неисполненных поручений налоговых органов на перечисление сумм налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации в случае изменения банковского идентификационного кода и корреспондентского счета банка.

Изменения указанных реквизитов не влекут прекращение деятельности банка и его ликвидацию.

Пунктом 1 ст. 135 Кодекса установлена ответственность банка за неправомерное неисполнение банком в установленный Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней и штрафов.

Учитывая изложенное, считаем, что в настоящее время отсутствуют правовые основания возврата банком неисполненных поручений налоговых органов на перечисление сумм налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации в случае изменения банковского идентификационного кода и корреспондентского счета банка.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 декабря 2009 г. N 03-02-07/1-576

наверх

Вопрос: Организацией (ООО) получены инвестиционные займы от иностранной организации - резидента Литовской Республики, владеющей более 80% уставного капитала ООО, на строительство жилого дома. Размер не погашенных ООО долговых обязательств более чем в три раза превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств за налоговый период 2008 г. и отчетный период первого полугодия 2009 г., то есть имеет место контролируемая задолженность.

При определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов в целях налога на прибыль, ООО на основании п. 4 ст. 269 НК РФ относит суммы, полученные сверх нормируемых процентов, к дивидендам и облагает налогом по ставке 15% на основании ст. 284 НК РФ. Можно ли суммы начисленных процентов по договорам инвестиционных займов сверх нормируемых процентов считать процентами по займам и при исчислении налога на прибыль отнести к внереализационным расходам, опираясь на Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 29.06.1999?

В настоящее время начисленные проценты по договорам инвестиционных займов сверх нормируемых процентов ООО относит к дивидендам в целях налога на прибыль. Проценты по займам еще не выплачивались. Можно ли в случае частичного погашения обязательств на основании Соглашения при налогообложении дивидендов воспользоваться налоговой ставкой 10%?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно порядка применения ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 29.06.1999 (далее - Соглашение) и сообщает следующее.

Пунктами 2 - 4 ст. 269 Кодекса предусмотрен порядок переквалификации процентов в дивиденды.

Порядок расчета предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов с учетом положений п. 1 ст. 269 Кодекса, и коэффициента капитализации приведен в п. 2 ст. 269 Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 269 Кодекса положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 269 Кодекса, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 9 "Ассоциированные предприятия" Соглашения, если:

  • a) предприятие одного Договаривающегося Государства прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или имуществе предприятия другого Договаривающегося Государства, или
  • b) одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле или имуществе предприятия одного Договаривающегося Государства и предприятия другого Договаривающегося Государства,
  • и в любом случае между двумя предприятиями в их коммерческих и финансовых взаимоотношениях создаются или устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место между двумя независимыми предприятиями, то любая прибыль, которая могла бы быть начислена одному из них при отсутствии таких условий, но из-за наличия этих условий не была ему начислена, может быть включена в прибыль этого предприятия и, соответственно, обложена налогом.

Из запроса следует, что литовская компания владеет более 80% уставного капитала российской организации (ООО), то есть литовская компания прямо участвует в управлении, контроле или имуществе российской организации.

Это означает, что на основании п. 1 ст. 9 "Ассоциированные предприятия" Соглашения Российская Федерация имеет право провести корректировку прибыли, получаемой российским и литовским взаимозависимыми лицами, если в их коммерческих и финансовых взаимоотношениях создаются или устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место между двумя независимыми предприятиями.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 11 "Проценты" Соглашения, если по причине особых отношений между плательщиком и фактическим владельцем процентов или между ними обоими и каким-либо другим лицом сумма процентов, относящаяся к долговому требованию, на основании которого она выплачивается, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и фактическим владельцем процентов при отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть платежа по-прежнему облагается налогом в соответствии с законами каждого Договаривающегося Государства с учетом других положений Соглашения.

На основании изложенного Российская Федерация имеет право при расчете предельной суммы процентов, выплачиваемых по долговому обязательству российской организации перед своей материнской компанией - резидентом Литвы, применить положения своего налогового законодательства, а именно положения п. п. 2 - 4 ст. 269 Кодекса.

Таким образом, поскольку задолженность российской организации перед литовской компанией признается контролируемой, данной российской компании следует осуществить расчет предельной суммы процентов, признаваемых расходом для целей налогообложения налогом на прибыль, в соответствии с правилами, установленными п. 2 ст. 269 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что к виду дохода, квалифицированному как дивиденды согласно п. 4 ст. 269 Кодекса, применяются положения ст. 10 "Дивиденды" Соглашения и налогообложение осуществляется по ставкам, установленным в данной статье Соглашения.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 декабря 2009 г. N 03-08-05/1

наверх

Вопрос: В 2008 г. банком в налоговом учете были начислены проценты по просроченной ссуде, резерв по сомнительным долгам не создавался в связи с наличием обеспечения. В I квартале 2009 г. просроченная ссудная задолженность была погашена заемщиком и обеспечение списано с учета, при этом по результатам инвентаризации выявлена непогашенная просроченная задолженность по процентам. Вправе ли банк для целей налога на прибыль создать резервы по сомнительным долгам по процентам, начисленным по просроченной ссуде за 2008 г.? В каком отчетном периоде (в I квартале или полугодии) создаются указанные резервы?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу создания в целях налогообложения прибыли резерва по сомнительным долгам и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном Кодексом. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Таким образом, формирование резервов по сомнительным долгам - это право, а не обязанность банка.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

  • 1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • 2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса (для банков - от суммы доходов, определяемых в соответствии с Кодексом, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 Кодекса.

С учетом изложенного, если на последнее число отчетного (налогового) периода по результатам инвентаризации выявлена непогашенная просроченная задолженность по процентам, по которой отсутствует обеспечение, банк по своему усмотрению может сформировать резерв по сомнительным долгам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 декабря 2009 г. N 03-03-06/2/234

наверх

Вопрос: В соответствии с пп. 34 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы банка не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

С учетом этого начисленные доходы в виде дивидендов по акциям, принадлежащим банку, также не должны облагаться налогом на прибыль у источника выплаты, являющегося налоговым агентом. Таким образом, налоговый агент не должен удерживать налог с дивидендов по акциям, принадлежащим банку.

Данная позиция подтверждается Письмом Минфина России от 22.02.2008 N 03-03-06/2/17.

Банк, руководствуясь вышеуказанной нормой закона, направил юридическим лицам, эмитентам акций, принадлежащих банку, соответствующие уведомления. Однако при выплате дивидендов банку имели место случаи необоснованного удержания налоговыми агентами налога на прибыль с указанного дохода.

В соответствии с п. 2 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии с п. 6 ст. 78 сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. При этом согласно п. 14 ст. 78 правила, установленные ст. 78 НК РФ, распространяются на налоговых агентов.

Кто должен подать заявление о возврате излишне уплаченного налога: банк или налоговый агент? В какой территориальный налоговый орган подается указанное заявление? Какие документы должны быть представлены в качестве обоснования возврата налога?

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о порядке возврата налогоплательщику суммы излишне удержанного налоговым агентом налога на прибыль организаций с доходов, полученных налогоплательщиком в виде дивидендов по акциям, и сообщается следующее.

Согласно пп. 1, 3 и 4 п. 3 и п. 5 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства, вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом (пп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса).

Порядок возврата (зачета) налоговыми органами налогоплательщикам (налоговым агентам, плательщикам сборов) сумм излишне уплаченных (перечисленных) налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов установлен ст. 78 Кодекса.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено Кодексом, без начисления процентов на эту сумму (п. 2 ст. 78 Кодекса).

В силу п. п. 6 и 7 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 Кодекса).

Пунктом 10 ст. 78 Кодекса установлено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 указанной статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Кодексом не установлена обязанность налогового агента осуществлять возврат излишне удержанной суммы налога на прибыль организаций налогоплательщику.

Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (п. 24 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации") в случае, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего.

Поскольку Кодексом такая обязанность налогового агента по налогу на прибыль организаций не установлена, полагаем, что сумма налога на прибыль организаций, излишне удержанная налоговым агентом с налогоплательщика - российской организации и перечисленная в бюджетную систему Российской Федерации, подлежит возврату налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 декабря 2009 г. N 03-02-07/1-540

наверх

Вопрос: Банк по поручению клиента - физического лица на основании договора маржинальной торговли совершает операции на внутреннем и международном рынках Forex. По результатам операций банк зачисляет полученный доход на гарантийно-торговый счет физического лица. Является ли банк налоговым агентом по НДФЛ при выплате клиенту - физическому лицу дохода по данным операциям?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления и уплаты налога с доходов, полученных физическими лицами от операций на рынке Forex, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 Кодекса при реализации физическим лицом имущества, принадлежащего ему на праве собственности, исчисление и уплата налога производятся таким лицом самостоятельно.

Пунктом 2 ст. 38 Кодекса установлено, что под имуществом в Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).

Статьей 141 Гражданского кодекса установлено, что виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются Законом о валютном регулировании и валютном контроле. В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютными ценностями признаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом иностранная валюта признается имуществом.

Исходя из вышеизложенного при выплате организацией налогоплательщику дохода, полученного в результате операций на рынке Forex, такая организация не признается налоговым агентом. При этом исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода.

Поскольку Кодексом такая обязанность налогового агента по налогу на прибыль организаций не установлена, полагаем, что сумма налога на прибыль организаций, излишне удержанная налоговым агентом с налогоплательщика - российской организации и перечисленная в бюджетную систему Российской Федерации, подлежит возврату налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 декабря 2009 г. N 03-04-06-01/321

наверх

Вопрос: В рамках договора о брокерском обслуживании на рынке ценных бумаг банк по поручению физического лица (клиента) осуществляет за вознаграждение операции с ценными бумагами, в том числе с облигациями, условиями выпуска которых предусматривается выплата эмитентом владельцам облигаций купонного дохода, погашение или частичное погашение номинальной стоимости облигации. При этом банк является номинальным держателем ценных бумаг, а их владельцами - клиенты банка. 1. Является ли банк налоговым агентом по НДФЛ при выплате эмитентом физическому лицу дохода в виде купона? 2. Подлежит ли обложению НДФЛ выплата, полученная физическим лицом, в виде возврата ему эмитентом части номинальной стоимости облигаций до момента полного погашения облигаций?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов физических лиц, полученных при совершении операций с ценными бумагами, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

1. Из письма следует, что банк в рамках договоров на брокерское обслуживание осуществляет от имени и за счет физических лиц операции с ценными бумагами, в том числе облигациями, условиями выпуска которых предусматривается выплата физическим лицам - владельцам облигаций купонного дохода, полное и частичное погашение номинальной стоимости. При этом банк является номинальным держателем указанных ценных бумаг.

Совершение банком операций по выплате купонов и погашению номинальной стоимости облигаций не относится к операциям купли-продажи ценных бумаг и, соответственно, определение налоговой базы, исчисление и уплата налогов с доходов, получаемых физическим лицом при совершении таких операций, не подпадают под действие ст. 214.1 Кодекса и производятся в общем порядке, установленном для налоговых агентов гл. 23 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса.

Организацией, выплачивающей доход в виде купона, является эмитент облигаций. Если владельцы облигаций уполномочивают номинального держателя на получение дохода от эмитента, номинальный держатель должен сообщить сведения о владельцах эмитенту (реестродержателю) ценных бумаг. В этом случае организация - эмитент ценных бумаг, выплачивающая купонный доход, является налоговым агентом.

Если же номинальный держатель не имеет установленной законом или договором обязанности сообщать эмитенту (реестродержателю) о владельцах ценных бумаг, организация-эмитент, не имеющая возможности идентифицировать налогоплательщика, не признается налоговым агентом.

В таких случаях налогоплательщики, в соответствии с пп. 1 п. 1 и п. п. 2 и 3 ст. 228 Кодекса, при получении купонного дохода самостоятельно исчисляют суммы налога и представляют в налоговый орган по месту учета соответствующую налоговую декларацию.

Ни в том, ни в другом случае банк, осуществляющий по поручению эмитента перечисление денежных средств на счет клиента - владельца ценных бумаг, налоговым агентом не является.

2. В соответствии со ст. 816 Гражданского кодекса Российской Федерации в установленных случаях договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.

Выплачиваемая эмитентом владельцу при погашении (частичном погашении) облигации ее номинальная стоимость не признается доходом физического лица, подлежащим удержанию у источника выплаты, поскольку таким образом ему, по существу, осуществляется возврат эмитентом суммы займа.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 декабря 2009 г. N 03-04-06-01/319

наверх

Вопрос: На основании п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 НК РФ. Порядок ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях регламентируется Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденными Банком России от 26.03.2007 N 302-П (далее - Правила).

Банк получает объекты недвижимости, оборудование и иное имущество по договорам о предоставлении отступного, залога и учитывает его до принятия решения о реализации или использовании в собственной деятельности на основании гл. 5 Приложения 10 Правил и учетной политики банка на счете N 61011 "Внеоборотные запасы". На балансе банка данные объекты в качестве основных средств не учитываются. Права собственности банка на объекты недвижимости, полученные по соглашению об отступном и учитываемые в составе материальных запасов, регистрируются в установленном законодательством РФ порядке (имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности).

Имеет ли право банк при исчислении налога на имущество организаций не включать в налоговую базу стоимость имущества, полученного по соглашению об отступном и учитываемого на балансе в составе материальных запасов до момента принятия решения о его направлении для использования в собственной деятельности и ввода в эксплуатацию или решения о реализации, если право собственности на имущество подтверждено документами о госрегистрации?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении имущества, приобретенного по договорам отступного, залога, и сообщает.

Согласно п. 1 ст. 374 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 Кодекса.

Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Центрального банка Российской Федерации от 26.03.2007 N 302-П (далее - Положение N 302-П), установлено, что учет имущества, отвечающего установленным гл. 2 Приложения 10 Положения N 302-П критериям основных средств, ведется на счете N 60401 "Основные средства (кроме земли)". При этом основными средствами признается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, используемого в качестве средств труда для оказания услуг (в том числе сдачи имущества в аренду и др.), управления кредитной организацией, а также в случаях, предусмотренных санитарно-гигиеническими, технико-эксплуатационными и другими специальными техническими нормами и требованиями.

Что касается движимого и недвижимого имущества, приобретенного в результате осуществления сделок по договорам отступного, залога, то такое имущество, в соответствии с п. 5.6 гл. 5 Приложения 10 Положения N 302-П, а также Порядком отражения в бухгалтерском учете операций, совершаемых кредитными организациями при прекращении обязательств, обеспечении исполнения обязательств и перемене лиц в обязательствах по договорам на предоставление (размещение) денежных средств, утвержденным Центральным банком Российской Федерации Указаниями от 27.07.2001 N 1007-У, учитывается до принятия кредитной организацией решения о его реализации или использовании в собственной деятельности и передачи документов на регистрацию прав собственности на объект недвижимого имущества в составе материальных запасов (счет 61011 "Внеоборотные запасы").

Центральный банк Российской Федерации Письмом от 30.06.2009 "Ответы и разъяснения по некоторым вопросам, связанным с применением Положения Банка России от 26 марта 2007 года N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" также разъяснил, что поскольку заложенное имущество или имущество, полученное по договору отступного, не приносит дохода, оно не подлежит признанию в качестве основных средств.

Следовательно, полученное по договору отступного или залога имущество не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций до перевода в состав основных средств на счет N 60401 "Основные средства" на основании принятого кредитной организацией решения в соответствии с общими принципами бухгалтерского учета, установленными в ч. I "Общая часть" Положения N 302-П.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 декабря 2009 г. N 03-05-05-01/79

наверх

Вопрос: С 2006 г. бюджетное учреждение (ФГУ) является плательщиком налога на имущество. Финансирование для уплаты налога на имущество проходит в общей сумме ассигнований, выделенных в объеме бюджетного финансирования. При этом налог на имущество проходит отдельно по целевой статье 4709500 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога", а финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств по целевой статье 4709900 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений". В соответствии п. 3 ст. 321.1 НК РФ обе статьи должны включаться в общую сумму доходов, принимаемых для расчета пропорции при исчислении налога на прибыль. В течение 2006 - 2009 гг. бюджетное учреждение рассчитывает общую сумму доходов, включая финансирование по налогу на имущество. В результате этого пропорция доли расходов, включаемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, искажается. Доля расходов на коммунальные и другие платежи, приходящиеся на предпринимательскую деятельность, резко снижается. Нарушается принцип экономической обоснованности распределения расходов. Показатель прибыли значительно завышается и увеличивает налог на прибыль, тем самым ухудшая финансовое положение учреждения. Вправе ли ФГУ при исчислении налога на прибыль использовать для расчета пропорции, предусмотренной п. 3 ст. 321.1 НК РФ, бюджетное финансирование только в сумме целевой статьи 4709900 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений", исключая сумму ассигнований, выделенных в объеме бюджетного финансирования по целевой статье 4709500 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога"?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает следующее.

Пунктом 3 ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

Из приведенной нормы Кодекса следует, что для расчета указанной пропорции используется общая сумма средств целевого финансирования.

Использование для указанных целей показателей только по отдельным статьям бюджетного финансирования Кодексом не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 декабря 2009 г. N 03-03-06/4/104

наверх

Вопрос: По итогам аттестации рабочих мест по условиям труда в муниципальном учреждении установлена компенсационная выплата работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Выплата предусмотрена и коллективным договором. Правомерно ли не облагать НДФЛ и ЕСН указанную выплату на основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом компенсационных выплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) предусмотрен самостоятельный вид компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

Статьей 219 Трудового кодекса предусмотрено, что каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.), которая проводится в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

Таким образом, компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 декабря 2009 г. N 03-04-06-02/89

наверх

Вопрос: Об отсутствии оснований для применения банком п. 3 ст. 154 НК РФ в целях определения налоговой базы по НДС при реализации имущества, полученного по соглашению о предоставлении отступного.

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации имущества, полученного банком по соглашению о предоставлении отступного, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с п. 3 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как разница между ценой реализуемого имущества, исчисляемой с учетом положений ст. 40 Кодекса, с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов (для подакцизных товаров) и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) при реализации имущества, подлежащего учету, с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 5 ст. 170 Кодекса банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). Указанные суммы налога учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса при условии соответствия критериям, предусмотренным ст. 252 данной главы Кодекса.

Таким образом, банки, применяющие для целей исчисления налога на добавленную стоимость нормы п. 5 ст. 170 Кодекса, не учитывают в стоимости имущества суммы налога по полученному по соглашению о предоставлении отступного имуществу, а включают указанные суммы налога в затраты при исчислении налога на прибыль организаций. При этом указанный порядок применяется в отношении имущества, как используемого для осуществления банковской деятельности, так и предназначенного для перепродажи.

В связи с этим, по нашему мнению, не имеется оснований для применения банками порядка определения налоговой базы, установленного п. 3 ст. 154 Кодекса, при реализации имущества, полученного по соглашению о предоставлении отступного.

Одновременно сообщаем, что настоящее Письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 июля 2009 г. N 03-07-05/27

наверх

Обзор подготовлен специалистами КонсультантПлюс, все права на данный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс"

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru