КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 04.03.2011

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: Пунктами 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" определено, что электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством РФ случаях.

В соответствии с Письмом Минфина России от 28.07.2010 N 03-03-06/1/491 накладная, оформленная в электронном виде и подписанная электронной цифровой подписью, может являться первичным документом, подтверждающим расходы налогоплательщика для целей исчисления налога на прибыль организаций.

Правомерно ли мнение организации, что данный подход может быть распространен и на другие первичные документы (в частности, акт о приеме-передаче объекта основных средств (типовая форма ОС- 1), служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (типовая форма Т- 10а), авансовый отчет (типовая форма АО-1))? Будут ли указанные документы, оформленные в электронном виде и подписанные электронной цифровой подписью, подтверждать расходы организации, учитываемые при исчислении налога на прибыль?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Пунктами 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" установлено, что целью данного Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Действие вышеуказанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

Таким образом, документ, оформленный в электронном виде и подписанный электронной цифровой подписью, может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 января 2011 г. N 03-03-06/1/3

наверх

Вопрос: О порядке применения НДС в отношении сумм пеней, полученных продавцом от покупателя за нарушение договорных обязательств.

Ответ: На основании пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогообложению налогом на добавленную стоимость подлежат полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Суммы денежных средств, полученных продавцом товаров (работ, услуг) от покупателя за нарушение договорных обязательств, следует относить к суммам, связанным с оплатой этих товаров (работ, услуг).

Таким образом, указанные суммы подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. При этом в соответствии с п. 19 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, получателем указанных средств в книге продаж регистрируются счета-фактуры, выписанные в одном экземпляре.

Одновременно сообщается, что согласно п. 2 ст. 162 Кодекса положения указанного пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), не применяются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 января 2011 г. N 03-07-11/01

наверх

Вопрос: Индивидуальный предприниматель занимается розничной торговлей товарами и уплачивает в отношении данного вида деятельности ЕНВД.

Имеет место ситуация, при которой для осуществления розничной торговли индивидуальным предпринимателем арендуются помещения в здании специализированного торгового комплекса. При этом предпринимателем организованы объекты торговли в арендованных помещениях на разных этажах указанного торгового комплекса.

В отношении каждого помещения заключен отдельный договор аренды. Площадь каждого — менее 150 кв. м. При этом каждый из объектов торговли имеет:

  • — самостоятельный ассортимент товара;
  • — отдельный вход/выход;
  • — собственную контрольно-кассовую технику;
  • — обслуживающий персонал.

Каким образом в данном случае следует учитывать налогоплательщику площадь торгового зала для целей ЕНВД: раздельно по каждому объекту торговли или как общую по всем объектам торговли?

Ответ: В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.

Согласно ст. 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

При этом магазин — это специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Павильон — это строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Статьей 346.27 Кодекса определено, что площадь торгового зала — часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В целях применения гл. 26.3 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Статьей 346.29 Кодекса установлено, что при исчислении суммы единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны, используется физический показатель "площадь торгового зала (в квадратных метрах)".

Таким образом, если розничная торговля осуществляется с использованием нескольких торговых объектов с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, которые относятся к одному магазину (павильону) и находятся в одном здании торгового комплекса, то для определения величины физического показателя при расчете суммы единого налога на вмененный доход суммируется площадь всех торговых залов.

Если розничная торговля осуществляется с использованием нескольких торговых объектов с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, которые находятся в одном здании торгового комплекса, но являются самостоятельными магазинами (павильонами), то при расчете суммы единого налога на вмененный доход учитывается площадь торгового зала по каждому магазину (павильону) в отдельности согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 декабря 2010 г. N 03-11-11/335

наверх

Вопрос: В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Форма регистров налогового учета разрабатывается налоговыми агентами самостоятельно и помимо прочего должна содержать информацию о суммах доходов, выплаченных налогоплательщикам, и дате их выплаты.

В соответствии со ст. 136 ТК РФ организация производит выплаты по заработной плате два раза в месяц: не позднее 20-го числа текущего месяца выплачивается аванс в размере 40% от должностного оклада и не позднее 10-го числа месяца, следующего за отработанным, производится окончательный расчет.

Правомерно ли не отражать суммы заработной платы за первую половину месяца в регистрах налогового учета доходов, полученных работниками, в момент ее фактической выплаты, а отражать в полной сумме (а также исчислять, удерживать и перечислять соответствующие суммы НДФЛ) на дату окончательного расчета дохода работника по итогам каждого месяца?

Ответ: Пунктом 1 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" предусмотрено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

При этом датами получения доходов, отраженных в регистрах налогового учета, будут являться даты фактического получения налогоплательщиком дохода, определяемые в соответствии со ст. 223 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 декабря 2010 г. N 03-04-06/6-328

наверх

Вопрос: ООО-1 принадлежали на праве собственности объекты недвижимости. Земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, были предоставлены ООО-1 на основании долгосрочных договоров аренды, заключенных с органом местного самоуправления. Право собственности на недвижимое имущество и договоры аренды соответствующих земельных участков были зарегистрированы ООО-1.

Впоследствии ООО-1 было реорганизовано в форме выделения из него ООО-2. В соответствии с передаточным актом ООО-2 были переданы право собственности на недвижимое имущество и право аренды земельных участков, на которых расположено такое недвижимое имущество. Право собственности на недвижимое имущество и право (договоры) аренды земельных участков не зарегистрированы.

В силу ч. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке реорганизации юридического лица (абз. 3 п. 2 ст. 218 ГК РФ). Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" положения п. 1 ст. 35 ЗК РФ были разъяснены следующим образом: "Покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка".

Учитывая, что в соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 при реорганизации юридического лица переход права собственности на недвижимое имущество не требует отдельной госрегистрации такого права, положения п. 1 ст. 35 ЗК РФ можно трактовать как предусматривающие переход прав и обязанностей по заключенным договорам аренды земельных участков с момента завершения реорганизации юридического лица, с которого к вновь возникшему юридическому лицу переходит право собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на таких земельных участках (без государственной регистрации договоров аренды).

Таким образом, при реорганизации ООО-1 к ООО-2 право собственности на объекты недвижимого имущества переходит с момента госрегистрации ООО-2. С этого же момента к ООО-2 переходят права и обязанности по ранее заключенным ООО-1 договорам аренды земельных участков, на которых расположены указанные объекты.

В соответствии с п. 11 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки). При этом из содержания Писем ФНС России от 13.07.2005 N 02-1-07/66 "О порядке учета сумм арендной платы при исчислении налога на прибыль" и от 05.09.2005 N 02-1-07/81 "О подтверждении хозяйственных операций первичными учетными документами" следует, что для подтверждения правомерности отнесения арендной платы на прочие расходы требуется наличие договора аренды, заключенного в установленном порядке.

1. Правомерно ли для целей налога на прибыль включать в состав соответствующей амортизационной группы основные средства (объекты недвижимого имущества), полученные выделенным ООО-2 в результате реорганизации, с момента завершения реорганизации без наличия факта документального подтверждения подачи документов на государственную регистрацию?

2. Правомерно ли в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ относить к прочим расходам, принимаемым для целей исчисления налога на прибыль, арендные платежи за земельные участки, на которых расположены приобретенные в порядке реорганизации объекты недвижимого имущества, в случае если такие платежи произведены с момента завершения регистрации юридического лица без наличия факта государственной регистрации прав (договоров) аренды земельных участков?

Ответ: 1. Порядок признания имущества амортизируемым и его включения в амортизационные группы для целей налогообложения прибыли установлен п. 1 ст. 256 и п. 11 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Согласно данным нормам основными условиями включения имущества в амортизационные группы являются наличие у налогоплательщика права собственности на объект имущества и его фактическое использование для производства или реализации продукции (товаров, работ, услуг), а также для управления организацией.

При этом объекты основных средств, права на которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат государственной регистрации, включаются в состав амортизируемого имущества не ранее периода подачи документов на регистрацию указанных прав.

В 2010 г. сформирован подход в правоприменении перехода права собственности на объекты недвижимого имущества, перешедшие к правопреемнику в результате реорганизации (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).

Согласно данному подходу переход права собственности на объекты недвижимого имущества на основании разделительного баланса осуществляется по факту реорганизации независимо от регистрации прав собственности на это имущество.

При этом после завершения реорганизации правопреемник вправе не обращаться с заявлением о признании прав собственности на недвижимое имущество в соответствующий регистрирующий орган, поскольку разделительный баланс и документы о государственной регистрации реорганизации являются документами, достаточными для подтверждения права собственности правопреемника на такие объекты.

Таким образом, действие п. 11 ст. 258 НК РФ, согласно которому основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав, не распространяется на порядок включения в амортизационные группы объектов недвижимого имущества, полученного правопреемником в результате реорганизации. В этом случае включение правопреемником в амортизационные группы полученных по процедуре реорганизации объектов недвижимости, используемых в деятельности, направленной на получение дохода, правомерно вне зависимости от наличия/отсутствия факта подачи документов на регистрацию прав собственности на такие объекты.

2. Подпунктом 10 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются, в частности, арендные платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки).

На основании п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации в аналогичном порядке к правопреемнику по реорганизации, получившему право собственности на здание, строение, сооружение, переходят соответствующие права на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования (на тех же условиях и в том же объеме, что имел прежний их собственник).

В таком случае, если правопредшественник правомерно уплачивал арендную плату за земельные участки, то уплачиваемые новым собственником здания (строения, сооружения) арендные платежи могут иметь соответствующее законодательству Российской Федерации документальное обоснование при наличии документов, подтверждающих переход к правопреемнику права собственности на здания (строения, сооружения) согласно разделительному балансу и регистрации факта реорганизации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/817

наверх

Вопрос: Организация планирует приобрести и внедрить сложное программное обеспечение (далее — ПО), которое будет использоваться в основной деятельности. В рамках проекта по внедрению ПО с правообладателем заключается несколько договоров:

  • — лицензионный договор, в соответствии с которым организации предоставляется неисключительная лицензия на ПО. Лицензионное вознаграждение уплачивается одним платежом при заключении договора;
  • — договор на работы по доработке/настройке ПО под специфику операций организации;
  • — договор на тестирование и внедрение ПО в промышленную эксплуатацию.

Право на лицензию предоставляется организации сразу после заключения договора и оплаты лицензионного вознаграждения. Работы по доработке/настройке, тестированию и внедрению могут осуществляться достаточно длительный период времени после предоставления организации лицензии на ПО и закончиться в следующем налоговом периоде. Передача права на использование ПО до начала выполнения работ обусловлена тем, что без этого организация не будет иметь права осуществлять настройку, тестирование и внедрение ПО. ПО устанавливается в опытной/тестовой среде организации, после чего работники организации и работники правообладателя начинают его дорабатывать, тестировать и так далее. После окончания всех работ ПО внедряется в промышленную эксплуатацию.

Таким образом, с даты приобретения лицензии и до даты окончания работ по внедрению ПО в промышленную эксплуатацию организация не использует лицензии непосредственно в основной деятельности, но при этом лицензия используется для выполнения необходимых подготовительных мероприятий.

С какой даты организация вправе начать равномерное признание расходов по приобретенным лицензиям в целях исчисления налога на прибыль — сразу по получении, поскольку необходимо осуществлять действия для подготовки ПО к промышленному внедрению, либо с даты внедрения ПО в промышленную эксплуатацию, так как именно с этого момента ПО начинает использоваться по назначению?

Ответ: При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик — российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264 Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям).

Пунктом 1 ст. 272 Кодекса предусмотрено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Организации, применяющие метод начисления, учитывают расходы на приобретение программы для ЭВМ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в следующем порядке:

  • — если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, то расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов;
  • — если из условий договора на приобретение неисключительных прав или требований гражданского законодательства Российской Федерации (ст. 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации) нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то произведенные расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов; при этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли.

Учитывая положения ст. 252 Кодекса, расходы по приобретенным неисключительным лицензиям на программное обеспечение учитываются для целей налогообложения прибыли на дату начала использования налогоплательщиком программного обеспечения для осуществления своей деятельности, то есть с момента внедрения программного обеспечения в промышленную эксплуатацию.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 декабря 2010 г. N 03-03-06/2/225

наверх

Вопрос: О порядке применения НДС в отношении товаров, вывозимых с территории РФ на территорию государств — членов Таможенного союза, а также услуг по перевозке указанных товаров железнодорожным транспортом, оказываемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте.

Ответ: Применение налога на добавленную стоимость в рамках Таможенного союза осуществляется в соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее — Соглашение) и Протоколами о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе и о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009.

На основании положений ст. 2 Соглашения и ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе при экспорте товаров с территории Российской Федерации на территорию другого государства — члена Таможенного союза применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального подтверждения факта экспорта. При этом перечень документов, обосновывающих правомерность применения указанной ставки налога, определен п. 2 ст. 1 данного Протокола. Указанным перечнем транспортные (товаросопроводительные) документы с отметками таможенных органов Российской Федерации не предусмотрены.

Что касается применения налога на добавленную стоимость при оказании российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте услуг по перевозке железнодорожным транспортом вышеуказанных товаров, то согласно ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (далее — Протокол) взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) производится в государстве — члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ (услуг). При этом налоговая база по налогу на добавленную стоимость, ставка налога, порядок его взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) в отношении указанных работ (услуг) определяются в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ (услуг).

На основании положений ст. 3 Протокола местом реализации услуг по перевозке товаров, в том числе железнодорожным транспортом, оказываемых налогоплательщиком государства — члена Таможенного союза, признается территория этого государства.

Таким образом, местом реализации услуг по перевозке железнодорожным транспортом товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государств — членов Таможенного союза, оказываемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, признается территория Российской Федерации и такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов облагаются осуществляемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работы (услуги) по перевозке или транспортировке экспортируемых товаров за пределы территории Российской Федерации, стоимость которых указана в перевозочных документах, при условии, что на перевозочных документах проставлены отметки таможенных органов, указанные в п. 5 ст. 165 Кодекса и свидетельствующие о перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта (с 1 июля 2010 г. — под таможенную процедуру экспорта).

Следует отметить, что Кодексом не предусмотрен перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость по работам (услугам) по перевозке (транспортировке) железнодорожным транспортом товаров, по которым таможенное оформление не производится. В связи с этим услуги по перевозке железнодорожным транспортом товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государств — членов Таможенного союза без таможенного оформления, оказываемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, на основании п. 3 ст. 164 Кодекса облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов. При этом суммы налога, предъявленные по таким услугам, подлежат вычетам в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 декабря 2010 г. N 03-07-08/354

наверх

Вопрос: О применении покупателем товаров (работ, услуг) налогового вычета по НДС, указанному в счете-фактуре, выставленном организацией, применяющей УСН, при реализации ею указанных товаров (работ, услуг).

Ответ: Согласно п. 2 ст. 346.11 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Пунктом 3 ст. 169 гл. 21 Кодекса предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.

Кроме того, на основании п. 1 ст. 169 Кодекса счета-фактуры имеют право выставлять комиссионеры (агенты), в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени.

В иных случаях налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, оформлять счета-фактуры не должны.

Таким образом, налог на добавленную стоимость, указанный в счетах-фактурах, выставленных при реализации товаров (работ, услуг) организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения и не исполняющей обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, предусмотренных ст. 174.1 Кодекса, а также не осуществляющей реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени на основании договора комиссии или агентского договора, к вычету у покупателя этих товаров (работ, услуг) не принимается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 ноября 2010 г. N 03-07-11/456

наверх

Вопрос: О применении с 01.10.2010 НДС в отношении денежных средств, остающихся в распоряжении застройщика, оказывающего услуги на основании договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома, в случае если после завершения строительства размер привлеченных застройщиком денежных средств превысил затраты на строительство объекта недвижимости.

Ответ: Согласно пп. 23.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в редакции Федерального закона от 17.06.2010 N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 октября 2010 г. от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги застройщика, оказываемые на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения).

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ в договоре участия в долевом строительстве указывается цена договора, то есть размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства. Цена договора может быть определена в договоре как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика.

На основании п. 2 ст. 162 Кодекса полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Таким образом, если после завершения строительства подрядными организациями и передачи застройщиком дольщикам части объекта недвижимости, предусмотренной договором, сумма денежных средств, полученная застройщиком от каждого дольщика, превышает затраты застройщика по переданной части объекта недвижимости, то с 1 октября 2010 г. суммы превышения, остающиеся в распоряжении застройщика, применяющего указанное освобождение, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 ноября 2010 г. N 03-07-10/17

наверх

Вопрос: В ходе выездной налоговой проверки ЗАО по инициативе ИФНС России была проведена почерковедческая экспертиза подписи руководителя одной из организаций — контрагентов ЗАО.

После ознакомления с заключением эксперта ЗАО на основании п. п. 9, 10 ст. 95 НК РФ было подано ходатайство о назначении повторной экспертизы в связи с тем, что заключение эксперта необоснованно и у ЗАО имеются сомнения в его правильности, в подтверждение чего были представлены соответствующие доказательства.

Налоговый орган отказал в удовлетворении ходатайства о назначении повторной экспертизы в связи с тем, что ст. 95 НК РФ содержит право налогоплательщика просить о назначении экспертизы, но не содержит указания на обязанность налогового органа назначить повторную экспертизу по заявлению налогоплательщика.

Обязано ли должностное лицо налогового органа по заявлению налогоплательщика назначить повторную экспертизу в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности?

Ответ: Согласно абз. 2 п. 1 ст. 95 Налогового кодекса Российской Федерации экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих у налоговых органов вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п. 3 ст. 95 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абз. 2 и 3 п. 10 ст. 95 Налогового кодекса Российской Федерации повторная экспертиза назначается с соблюдением требований, установленных указанной статьей, в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

При этом Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность налоговых органов назначать экспертизу по заявлению налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 октября 2010 г. N 03-02-07/1-495

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru