КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 04.02.2011

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: Комитент заключает договор комиссии с комиссионером на реализацию нефти и нефтепродуктов за рубежом. В рамках договора комиссии комиссионер по поручению и за счет комитента привлекает сторонние организации для оказания услуг, связанных с реализацией товара (например, транспортировка, погрузка, таможенное оформление и т.п.). Комиссионер от своего имени и за счет комитента производит таможенное оформление товара и уплачивает экспортные таможенные пошлины и сборы.

В соответствии со ст. 138 Таможенного кодекса РФ производится временное декларирование товаров путем подачи временной таможенной декларации. Комиссионер в течение отчетного месяца представляет комитенту извещение о понесенных расходах с приложением подтверждающих документов, а по окончании месяца — отчет комиссионера об исполнении комиссионного поручения.

Таким образом, в договоре комиссии определены три основные даты, связанные с услугами, перевыставляемыми комиссионером комитенту:

  • — дата первичного документа (например, временной таможенной декларации или акта приемки услуг комиссионером от сторонней организации);
  • — дата получения комитентом извещения комиссионера о произведенных расходах;
  • — дата утверждения комитентом отчета комиссионера.

Датой признания прочих расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) в соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ является дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Согласно пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой признания расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей является дата начисления налогов (сборов).

На какую дату в целях исчисления налога на прибыль должны признаваться комитентом экспортные таможенные пошлины, расходы на транспортировку и погрузку в соответствии с п. 7 ст. 272 НК РФ: дату утверждения отчета комиссионера, дату получения комитентом извещения комиссионера о понесенных расходах, дату принятия комиссионером услуг сторонних организаций (для таможенной пошлины — дату временной таможенной декларации) или иную дату?

Ответ: На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Отнесение затрат к группам расходов производится на основании соответствующих положений гл. 25 Кодекса.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса.

Подпунктом 1 п. 7 ст. 272 Кодекса установлено, что датой осуществления расходов в виде таможенных платежей признается дата их начисления.

Таким образом, суммы вывозных таможенных пошлин учитываются в составе прочих расходов при налогообложении прибыли по дате составления таможенной декларации вне зависимости от времени их фактической оплаты (п. 1 ст. 272 Кодекса).

Подпунктом 3 п. 7 ст. 272 Кодекса установлено, что датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, в частности, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода — для расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги).

При этом под датой предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, следует понимать дату составления указанных документов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/774

наверх

Вопрос: ООО реализует услуги общественного питания населению через зал обслуживания и планирует начать оказывать услуги по доставке блюд населению (физлицам). В целях гл. 26.3 НК РФ услуги общественного питания реализуются через объекты организации общественного питания с залом обслуживания или не имеющие зала обслуживания, но не указано, каким именно способом должна быть реализована продукция.

В то же время согласно п. 6.1 ГОСТ Р 50763-2007 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 474-ст, реализация готовой продукции общественного питания производится, в частности, на вынос и на вывоз по заказам потребителей, в том числе с доставкой на дом, к рабочим местам, местам обучения и др. Таким образом, услуги общественного питания включают также и доставку готовых блюд до потребителя.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2009 по делу N Ф04-2196/2009(4457-А67- 19) сделан вывод о правомерности применения системы налогообложения в виде ЕНВД для услуг общественного питания, реализуемых путем доставки блюд потребителю, "поскольку изготовление, реализация и доставка кулинарной продукции являлись составной частью оказываемых услуг общественного питания.

Правомерно ли применение системы налогообложения в виде ЕНВД для деятельности по реализации кулинарной продукции через объект организации общественного питания, если реализация производится путем доставки продукции на дом?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 346.26 гл. 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении, в частности, оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

Согласно ст. 346.27 Кодекса к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

Статьей 346.27 Кодекса определено, что объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, — объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.

Поскольку услуги по приготовлению и доставке продукции общественного питания на дом не связаны с использованием объектов организации общественного питания, имеющих площадь зала обслуживания посетителей, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей, данный вид предпринимательской деятельности для целей применения специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не относится к услугам общественного питания и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не применяется.

Таким образом, налогообложение указанных услуг должно осуществляться в соответствии с иными режимами налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 декабря 2010 г. N 03-11-06/3/166

наверх

Вопрос: Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) начисляет вознаграждение по итогам работы за год. Начисление производится по результатам финансовой деятельности, которые формируются в начале года, следующего за отчетным. Также ФГУП начисляет премии работникам по результатам работы за месяц, которые формируются в начале месяца, следующего за отчетным.

В каком налоговом периоде следует включить в состав расходов по налогу на прибыль: вознаграждение по итогам работы за 2010 г., если начисление будет произведено в январе 2011 г.; вознаграждение (премию работникам) по итогам работы за месяц, если начисление будет произведено в месяце, следующем за отчетным?

Ответ: В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 4 ст. 272 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда.

Учитывая изложенное, вознаграждения по итогам работы за год, начисленные в начале года, следующего за отчетным, учитываются в целях налогообложения прибыли в периоде начисления данных премий, то есть, исходя из вопроса, в январе 2011 г., при условии их соответствия положениям ст. 252 НК РФ.

Аналогично учитываются вознаграждения по итогам работы за месяц. Если начисление произведено в месяце, следующем за отчетным, вознаграждения, при условии их соответствия критериям ст. 252 НК РФ, учитываются в месяце начисления, то есть в следующем за месяцем, по итогам которого начислено вознаграждение.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 декабря 2010 г. N 03-03-06/4/122

наверх

Вопрос: Организация по договорам об отчуждении исключительных прав приобретает нематериальные активы (рисунки, фотографии, фонограммы, иллюстрации и т.д.), стоимость которых менее 20 000 руб. за единицу, а срок полезного использования более 12 месяцев.

Может ли организация единовременно учесть в составе расходов по налогу на прибыль нематериальные активы, стоимость которых менее 20 000 руб., а срок полезного использования более 12 месяцев?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

При этом согласно абз. 2 п. 3 ст. 257 Кодекса для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результат интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

На основании пп. 3 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Следовательно, нематериальными активами признается вышеназванное имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

Учитывая вышеизложенное, затраты на приобретение нематериальных активов стоимостью менее 20 000 руб. для целей налогообложения прибыли признаются как материальные расходы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/765

наверх

Вопрос: Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю через механические торговые автоматы. Данная деятельность подпадает под ЕНВД.

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ торговые автоматы отнесены к объектам стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а передвижные торговые автоматы — к развозной торговле, то есть торговле, осуществляемой вне стационарной розничной сети.

Таким образом, вид предпринимательской деятельности с использованием торговых автоматов в целях гл. 26.3 НК РФ определяется в зависимости от того, относится автомат к категории передвижных или нет.

Однако в действующем законодательстве РФ о налогах и сборах отсутствуют определения понятий "торговый автомат" и "передвижной торговый автомат".

Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст (далее — ГОСТ Р 51303-99), в п. 2.2 дает определение мелкорозничной торговой сети, где указывает, что это сеть, при которой розничная торговля осуществляется через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли. Примечанием к термину "мелкорозничная торговая сеть" установлено, что к передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся в том числе и торговые автоматы.

Таким образом, ГОСТ Р 51303-99 к передвижным средствам развозной и разносной торговли относит все торговые автоматы независимо от их категории, что не соответствует ст. 346.27 НК РФ.

При этом торговые аппараты бывают электронные, использующие стационарную электрическую сеть или аккумулятор, и механические, не содержащие электрических цепей. Кроме того, электронные аппараты имеют вес от 50 — 100 до нескольких сотен килограммов и перемещаются с помощью механизмов, требуют специальных условий эксплуатации (установка в помещениях) или исполнения, что позволяет их отнести к категории стационарного торгового оборудования. В то же время механические автоматы имеют вес от 3 до 15 кг в среднем, легко перемещаются одним человеком и не требуют особых условий эксплуатации (допускается установка на улице). Таким образом, механический автомат может быть отнесен к категории передвижных средств развозной и разносной торговли.

К какому из видов розничной торговли отнести розничную торговлю через торговые автоматы — к розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, или развозной и разносной розничной торговле?

Можно ли электронные аппараты считать стационарными (привязанными к электричеству), а механические — передвижными?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении, в частности, предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

Согласно ст. 346.27 Кодекса при соблюдении положений гл. 26.3 Кодекса предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров через торговые автоматы, признается розничной торговлей.

При этом согласно указанной статье Кодекса торговые автоматы отнесены к объектам стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также к объектам нестационарной торговой сети (к объектам развозной розничной торговли), в случае если это передвижные торговые автоматы.

Таким образом, если при осуществлении предпринимательской деятельности по розничной реализации товаров используются торговые автоматы, которые по своим характеристикам могут быть отнесены к стационарным и которые, соответственно, не подлежат перемещению в течение всего периода времени, предусмотренного договорами на их размещение (установку) и (или) договорами их аренды или субаренды, то такую предпринимательскую деятельность следует относить к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой с использованием объектов стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.

Если в целях осуществления розничной торговли товарами используются передвижные торговые автоматы, то такую предпринимательскую деятельность следует рассматривать в качестве развозной торговли.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 декабря 2010 г. N 03-11-11/314

наверх

Вопрос: Пунктом 3 ст. 311 НК РФ установлено, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами РФ: для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента.

Из текста п. 3 ст. 311 НК РФ можно сделать вывод, что сумма зачета может быть рассчитана тремя способами:

  • 1) сумма налога, уплаченная за рубежом, сравнивается с суммой исчисленного налога, отраженной в строке 180 листа 2 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный (налоговый) период, в котором налогоплательщик заявляет о зачете налога с выполнением процедур, установленных налоговым законодательством РФ. К зачету предъявляется меньшая из этих сумм;
  • 2) доход, с которого уплачен налог за рубежом, рассчитывается по правилам гл. 25 НК РФ, уменьшается на расходы, связанные с его получением, определяемые также по правилам гл. 25 НК РФ. Полученная таким образом налоговая база умножается на ставку налога на прибыль, установленную гл. 25 НК РФ для соответствующего вида доходов. Результат сравнивается с суммой налога, уплаченной за рубежом. К зачету предъявляется меньшая из этих сумм;
  • 3) доход, с которого уплачен налог за рубежом, рассчитывается по правилам гл. 25 НК РФ, умножается на ставку налога на прибыль, установленную гл. 25 НК РФ для соответствующего вида доходов (по аналогии расчета удержанного налога в иностранном государстве, где налоговой базой является сумма дохода, подлежащая выплате). Результат сравнивается с суммой налога, уплаченной за рубежом. К зачету предъявляется меньшая из этих сумм.

В каком порядке производится расчет сумм налогов, уплаченных за рубежом, которые подлежат зачету при уплате налога на прибыль в РФ?

Ответ: Статьей 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25 Кодекса.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль организаций в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента.

Таким образом, возможность зачета суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченной российской организацией (удержанной с доходов российской организации) в иностранном государстве, возникает при одновременном соблюдении следующих условий: (1) обязательное включение доходов от источников в иностранных государствах (с учетом расходов) в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации и (2) фактическая уплата (удержание) данного налога с этих доходов в иностранном государстве.

Зачет налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченного (удержанного) при выплате дохода на территории иностранного государства (кроме дивидендов), предоставляется на основании норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах вне зависимости от того, применяется или нет в отношениях между Российской Федерацией и данным иностранным государством международное соглашение (договор) об избежании двойного налогообложения.

В отношении доходов в виде дивидендов следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 275 Кодекса налогоплательщики, получающие дивиденды от иностранной организации, в том числе через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации, не вправе уменьшить сумму налога на прибыль организаций, исчисленную в соответствии с гл. 25 Кодекса, на сумму аналогичного налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, если иное не предусмотрено международным договором. Таким образом, зачет налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, удержанного в иностранном государстве при выплате дивидендов, предоставляется только в случае наличия в отношениях между Российской Федерацией и данным иностранным государством международного соглашения (договора) об избежании двойного налогообложения.

Пунктом 3 ст. 311 Кодекса предусмотрено, что размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащую уплате этой организацией в Российской Федерации.

В этом случае необходимо определить сумму налога с дохода, полученного за пределами Российской Федерации, выше которой налог, фактически уплаченный российской организацией в иностранном государстве, не может быть принят к зачету, то есть следует определить предельную сумму налога, подлежащую зачету (предельную сумму зачета). Для этого к сумме исчисленных в соответствии с российским налоговым законодательством доходов, полученных за пределами Российской Федерации, с учетом (в установленных случаях) аналогичным образом исчисленных расходов, произведенных в связи с получением таких доходов, применяется ставка налога на прибыль по российскому законодательству. Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченного за границей.

В случае превышения предельной суммы зачета над фактически уплаченной в иностранном государстве суммой налога зачет предоставляется на всю сумму налога. То есть сумма налога на прибыль, исчисленная согласно положениям российского налогового законодательства, уменьшается на сумму фактически уплаченного за границей аналогичного налога, что будет составлять сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Российской Федерации. Если сумма налога, фактически уплаченная с доходов за границей, превышает предельную сумму зачета, то сумма налога на прибыль в Российской Федерации уменьшается только на исчисленную предельную сумму зачета.

В случае если доходы получены российской организацией от источников в иностранном государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации действует соглашение об избежании двойного налогообложения, и в отношении таких доходов, не связанных с деятельностью через постоянное представительство, соглашение с этим иностранным государством предусматривает предельный возможный уровень их налогообложения в государстве — источнике дохода, выраженный в процентном отношении к валовой сумме доходов, предельная сумма зачета по таким доходам исчисляется исходя из такого предельного уровня налогообложения в государстве-источнике и суммы доходов (до удержания налога в иностранном государстве), полученных российской организацией за пределами Российской Федерации.

Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченного за границей. К зачету принимается меньшая из этих сумм.

В целях получения зачета налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченного (удержанного) в иностранном государстве, российская организация заполняет и представляет в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации (далее — Декларация), форма которой и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@ (зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2004, регистрационный номер 5431).

Расчет предельной суммы зачета и суммы налога, фактически подлежащей зачету, осуществляется организацией самостоятельно в произвольной форме на основании данных налогового учета, подтвержденных первичными учетными документами, и данных Декларации.

Рассчитанную сумму налога, фактически подлежащего зачету, организация отражает в соответствующей строке налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по текущему отчетному (налоговому) периоду.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/749

наверх

Вопрос: Организация заключает договор на покупку исключительного права на нематериальный актив — кинофильм. Договор предполагает отчуждение исключительного права на фильм в пользу организации.

По условиям договора организация рассчитывается с продавцом исключительного права путем перечисления 10% от всех доходов, полученных организацией от использования фильма: кинопрокат, продажа DVD-дисков и др.

Применяется ли в данном случае пп. 8 п. 2 ст. 256 НК РФ?

Каков порядок учета в целях исчисления налога на прибыль периодических платежей в виде части дохода от использования исключительного права, выплачиваемых организацией в пользу продавца исключительного права?

Ответ: Из вопроса следует, что организация приобретает исключительное право на нематериальный актив. Часть доходов от использования исключительного права на нематериальный актив организация перечисляет продавцу исключительного права на нематериальный актив, что является платой за приобретение исключительного права на нематериальный актив.

В соответствии с п. 3 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в целях гл. 25 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Согласно пп. 8 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора.

Пунктом 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Таким образом, если часть доходов от использования исключительного права организация должна по условиям договора перечислять продавцу исключительного права на нематериальный актив, то такую плату необходимо учитывать в расходах для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором организацией получены доходы от использования указанного исключительного права на нематериальный актив.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/712

наверх

Вопрос: О правомерности отнесения договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод к договорам купли-продажи в целях правильного заполнения счетов-фактур по НДС.

Ответ: В соответствии с пп. 5 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), должны быть указаны наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания). При этом на основании Приложения N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, при реализации товаров продавец заполняет строки счетов-фактур "Грузоотправитель" и "Грузополучатель", а при реализации услуг в этих строках ставятся прочерки.

Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.1998 N 2129/98 договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод является разновидностью договора купли-продажи.

Пунктом 1 ст. 454 "Договор купли-продажи" Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по этому договору продавец обязуется передать в собственность покупателю вещь (товар).

В то же время согласно пп. 29 п. 3 ст. 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены коммунальные услуги, предоставляемые управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, к коммунальным услугам относится деятельность исполнителя коммунальных услуг, в том числе по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению.

Таким образом, деятельность организаций коммунального комплекса по обеспечению водоснабжением, по водоотведению и очистке сточных вод отнесена к деятельности по оказанию услуг.

Учитывая изложенное, заполнение организацией, осуществляющей отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод, счетов-фактур по правилам, установленным как в отношении реализуемых товаров, так и в отношении оказанных услуг, является правомерным.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 июня 2010 г. N 03-07-09/34

наверх

Вопрос: О порядке принятия к вычету предъявленного в счетах-фактурах, составленных в иностранной валюте (условных единицах), НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам), расчеты по которым осуществляются в рублях.

Ответ: Согласно п. п. 1 и 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

На основании вышеуказанных норм Кодекса право на налоговые вычеты возникает у налогоплательщика в налоговом периоде, в котором приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету на основании первичных учетных документов и при наличии счетов-фактур, в том числе оформленных в иностранной валюте (условных денежных единицах). При этом иностранная валюта (условные единицы) пересчитывается в рубли по курсу, действующему на дату принятия на учет товаров (работ, услуг).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 мая 2010 г. N 03-07-11/215

наверх

Вопрос: Банк заключает договоры РЕПО и договоры займа с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте.

В абз. 6 ст. 333 НК РФ фактически указано, что переоценке подлежат лишь денежные требования (обязательства) по операциям займа ценными бумагами.

По экономическому смыслу операции РЕПО и операции займа ценными бумагами очень близки между собой, разница возникает лишь в финансовом результате у покупателя (продавца) по этим сделкам.

Однако при расчете налоговой базы по налогу на прибыль переоценка по всем денежным требованиям (обязательствам) по операциям РЕПО не подлежит включению в налоговую базу.

Может ли банк проводить переоценку требований (обязательств) по денежным средствам в иностранной валюте по всем сделкам РЕПО в соответствии с абз. 6 ст. 333 НК РФ?

Должен ли банк при определении переоценки по денежным требованиям (обязательствам) из операций РЕПО сначала определять экономическую природу операции РЕПО и в случае установления факта того, что операция РЕПО имела целью оформить заем ценными бумагами с последующей уплатой заемщиком процентов денежными средствами, учитывать переоценку указанных денежных требований (обязательств) при определении налоговой базы по налогу на прибыль?

Какие критерии должен применять банк для признания операции РЕПО займом ценными бумагами для целей последующей переоценки требований (обязательств) по второй части сделки?

Ответ: Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами установлены ст. 282 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

В соответствии со ст. 333 НК РФ обязательства (требования) по денежным средствам в иностранной валюте по второй части РЕПО, когда доходы (расходы) по операции РЕПО рассматриваются в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 282 НК РФ как проценты по займу, предоставленному (полученному) ценными бумагами, подлежат переоценке, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

Суммы указанной переоценки учитываются в составе внереализационных доходов (расходов) организации.

Учитывая изложенное, обязательства (требования) по уплате денежных средств по второй части РЕПО, выраженные в иностранной валюте, подлежат переоценке в налоговом учете в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, в случае, если доходы (расходы) для целей налогообложения прибыли рассматриваются как проценты по займу, предоставленному (полученному) ценными бумагами.

В случае если указанные доходы (расходы), в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 282 НК РФ, не квалифицируются в качестве процентов по займу ценными бумагами, указанная переоценка денежных обязательств (требований) не производится.

Для целей налогообложения прибыли организаций процентами по займу, предоставленному ценными бумагами, признается отрицательная разница между ценой приобретения по второй части РЕПО и ценой реализации по первой части РЕПО (п. п. 3, 4 ст. 282 НК РФ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 декабря 2010 г. N 03-03-06/2/223

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru