КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 04.01.2013

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: Если организация обратилась с заявлением о выдаче (переоформлении, продлении срока действия) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и уплатила государственную пошлину и ей было отказано в выдаче такой лицензии, может ли государственная пошлина быть зачтена при повторном обращении организации после устранения обстоятельств, повлекших отказ?

Если организация обратилась с заявлением о выдаче (переоформлении, продлении срока действия) лицензии и уплатила государственную пошлину, но во время рассмотрения до принятия решения лицензирующим органом отозвала вышеуказанное заявление, подлежит ли возврату сумма уплаченной государственной пошлины или данная пошлина может быть зачтена при повторном обращении организации?

Ответ: Порядок выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции установлен ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 333.18 гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в пп. 1 — 5.1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ, государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Порядок возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в том числе и за предоставление лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, продление срока действия лицензии, определен ст. 333.40 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных данной главой НК РФ, подлежит возврату.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном гл. 12 "Зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм" НК РФ.

Следовательно, в случае отказа уполномоченного органа соискателю лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в ее предоставлении (переоформлении, продлении срока действия) либо отзыва соискателем лицензии заявления о ее предоставлении (переоформлении, продлении срока действия) после обращения в уполномоченный орган за совершением указанного юридически значимого действия возврат или зачет государственной пошлины, уплаченной за предоставление данной лицензии, не производится.

Согласно п. 6 ст. 333.40 НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Учитывая изложенное, зачет может быть осуществлен только в отношении суммы государственной пошлины, уплаченной в размере, превышающем размер государственной пошлины, установленный гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

Данная правовая позиция находит отражение, в частности, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2012 N ВАС- 3542/12, Постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 и Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.01.2012 по делу N А63-4954/2011 Арбитражного суда Ставропольского края, Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.08.2011 N КА-А40/8331-11.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 ноября 2012 г. N 03-05-04-03/91

наверх

Вопрос: Имеет ли индивидуальный предприниматель право оформить доверенность в простом виде на своего представителя для представления своих интересов при рассмотрении акта налоговой проверки, заверив подпись доверенного лица своими печатью и подписью, или он обязан оформить исключительно нотариальную доверенность?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 29 Кодекса физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, признается уполномоченным представителем налогоплательщика.

Абзацем 2 п. 3 ст. 29 Кодекса установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации). Указанное положение применяется и в отношении уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 ноября 2012 г. N 03-02-08/99

наверх

Вопрос: Работники в сфере электроэнергетики заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в связи с чем проходят обязательные периодические медицинские осмотры, по результатам которых их признают нуждающимися в санаторно-курортном лечении.

Заключенным в организации коллективным договором предусмотрена обязанность работодателя по разработке программ профилактических мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний в соответствии с действующим законодательством, в том числе оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников в целях организации оздоровительно-профилактического отдыха и медицинского обслуживания работников.

Пунктом 3 ст. 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ предусмотрено, что санаторно-курортное лечение включает медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.

Установленные коллективным договором компенсационные выплаты, произведенные организацией в виде предоставления путевок на санаторно- курортное лечение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, нуждающимся в нем по результатам проведенного периодического медицинского осмотра в соответствии с полученным заключительным актом, направлены на профилактику профессиональных заболеваний таких работников и обусловлены условиями труда — работой во вредных и (или) опасных условиях.

Таким образом, эти выплаты компенсируют отрицательные факторы работы и являются экономически оправданными целевыми затратами.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ.

Вправе ли организация учесть в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль предусмотренные коллективным договором расходы на предоставление работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, путевок на санаторно-курортное лечение (включая лечение, диетическое питание и проживание), если они нуждаются в нем по результатам проведенного периодического медицинского осмотра в соответствии с заключительным актом?

Ответ: Согласно ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 16 ст. 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся в том числе суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (ред. от 30.11.2011) (далее — Закон N 4015-1) добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом N 4015-1 и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.

Пунктом 3 ст. 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 25.06.2012) предусмотрено, что санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно- курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.

Таким образом, в случае если программой добровольного медицинского страхования предусмотрено санаторно-курортное лечение, то взносы по договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов и санаторно-курортного лечения застрахованных работников, могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 ноября 2012 г. N 03-03-06/4/108

наверх

Вопрос: О порядке применения арендодателем вычета сумм НДС, исчисленных и уплаченных в бюджет при получении авансов в счет предстоящего оказания услуг по предоставлению в аренду земельных участков, в случае расторжения договора и зачета части сумм авансов в счет предстоящего оказания этих услуг по новому договору, а также в случае уступки арендатором прав и обязанностей по договору аренды третьему лицу.

Ответ: Согласно п. 1 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки товаров (работ, услуг) или день их оплаты (частичной оплаты).

Таким образом, дата получения частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг является моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.

Кроме того, в соответствии с п. 14 ст. 167 Кодекса на день оказания услуг в счет ранее поступившей частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы. При этом на основании п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком с сумм частичной оплаты, полученных в счет предстоящего оказания услуг, подлежат вычету с даты их оказания.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные арендодателем по авансам, полученным в счет предстоящего оказания услуг по предоставлению в аренду земельных участков по новому договору аренды, принимаются к вычету при фактическом оказании этих услуг по новому договору. В случае уступки арендатором прав и обязанностей по договору аренды третьему лицу указанные суммы налога принимаются к вычету с даты оказания услуг данному лицу, получившему права требования на такие услуги.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 ноября 2012 г. N 03-07-11/482

наверх

Вопрос: О документальном подтверждении правомерности применения нулевой ставки НДС в отношении товаров, реализуемых на экспорт через комиссионера, в случае осуществления частичной поставки товаров, а также о применении вычетов по НДС в отношении указанных товаров.

Ответ: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.

Пунктом 2 ст. 165 Кодекса установлен перечень документов, представляемых в налоговые органы для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации указанных товаров через комиссионера.

В данный перечень, в частности, включены копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. При этом в случае вывоза товаров судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются:

  • – копия поручения на отгрузку экспортируемых товаров с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации;
  • – копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации. Представление таких документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, п. 2 ст. 165 Кодекса не предусмотрено.

Что касается таможенной декларации, то на основании указанного п. 2 ст. 165 Кодекса в налоговые органы представляется ее копия с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации, проставление которых предусмотрено нормами законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 171, а также п. п. 1 и 3 ст. 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в случае их использования для осуществления экспортных операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке, подлежат вычетам после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 Кодекса.

Согласно п. 10 ст. 165 Кодекса порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров на экспорт, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. При этом порядок ведения раздельного учета в указанном случае Кодексом не установлен. Поэтому налогоплательщик должен самостоятельно определить такой порядок, отразив его в приказе об учетной политике.

Учитывая изложенное, применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов на основании вышеуказанных норм Кодекса при соблюдении всех вышеназванных условий в отношении части товаров, реализуемых на экспорт через комиссионера, действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость не противоречит.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 ноября 2012 г. N 03-07-08/316

наверх

Вопрос: Российская организация заключила с иностранной организацией, не имеющей филиалов в РФ и не являющейся налогоплательщиком на территории РФ, договор о международной перевозке грузов. По заказу российской организации иностранная организация организует транспортировку грузов собственными силами и путем привлечения других иностранных организаций. На основании дополнительного соглашения иностранная организация осуществляет сопровождение груза собственными силами или путем привлечения других иностранных организаций.

Каков порядок налогообложения налогом на прибыль в РФ доходов, выплачиваемых иностранной организации по данному договору?

Является ли российская организация налоговым агентом по НДС в данном случае?

Ответ: В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы от международных перевозок, полученные иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Под международными перевозками в целях указанной статьи понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Согласно положениям пп. 8 п. 1 ст. 309 Кодекса доходы от международных перевозок не включают доходы от оказания экспедиторских услуг и, следовательно, к ним не применяется порядок налогообложения у источника выплаты.

В соответствии с положениями ст. ст. 246, 306 и 307 Кодекса доходы иностранной организации от оказания услуг могут облагаться налогом на прибыль организаций в Российской Федерации только в случаях, если такие услуги оказаны на территории Российской Федерации и их оказание привело к образованию постоянного представительства данной иностранной организации в Российской Федерации.

Таким образом, услуги по экспедированию и транспортировке грузов подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в Российской Федерации только в случае, если деятельность иностранной компании, осуществляющей данные услуги, приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации. В этом случае иностранная организация самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 307 Кодекса, исполняет обязанность по уплате налога на прибыль организаций.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса.

Так, согласно положениям пп. 4.1 п. 1 и пп. 5 п. 1.1 ст. 148 Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой товаров, оказываемых иностранными организациями за пределами территории Российской Федерации или между пунктами отправления и назначения, один из которых находится на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.

В то же время местом реализации указанных услуг, оказываемых иностранными лицами, не состоящими на учете в российских налоговых органах в качестве налогоплательщиков, признается территория Российской Федерации в случае, если пункты отправления и назначения товаров находятся на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.

Таким образом, российская организация, приобретающая у иностранных организаций, не состоящих на учете в российских налоговых органах, услуги, связанные с перевозкой грузов между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории Российской Федерации, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость. При этом указанная организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента соответствующие суммы налога, имеет право на вычет данных сумм в порядке, предусмотренном ст. ст. 171, 172 и 174 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/583

наверх

Вопрос: Организация использует векселя третьих лиц (банков) как средство платежа при расчетах с поставщиками. При передаче поставщикам векселя в счет оплаты товаров в бухгалтерском учете доход от данной операции признается в составе прочих доходов в сумме погашаемой задолженности по оплате приобретаемых товаров. Одновременно стоимость выбывшего векселя списывается в прочие расходы. Следует ли учитывать данные операции при исчислении налога на прибыль?

Ответ: Согласно ст. 143 Гражданского кодекса Российской Федерации к ценным бумагам относится, в частности, вексель.

Статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.

В соответствии с п. 8 ст. 280 НК РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, определяемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При этом налогоплательщики (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность) определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

Пунктом 6 ст. 280 НК РФ установлено, что по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, если иное не установлено п. 6 ст. 280 НК РФ.

В целях ст. 280 НК РФ предельное отклонение цен ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается в размере 20 процентов в сторону повышения или понижения от расчетной цены ценной бумаги.

В случае реализации (приобретения) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определении финансового результата для целей налогообложения принимается минимальная (максимальная) цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.

Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается в целях гл. 25 НК РФ федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Таким образом, в случае передачи поставщикам векселя третьего лица в счет оплаты товаров налогоплательщику необходимо определить налоговую базу по операциям с ценными бумагами с учетом особенностей, установленных ст. 280 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/582

наверх

Вопрос: Организация зарегистрировала в РФ товарный знак, расходы на регистрацию которого составили более 40 000 руб.

Организация подала заявки на регистрацию этого же товарного знака на территории ряда иностранных государств.

В настоящее время свидетельства о регистрации товарного знака в иностранных государствах не получены (расходы по регистрации товарного знака составили более 40 000 руб.).

В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патентов, свидетельств, других охранных документов, договора уступки (приобретения) патента, товарного знака).

Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования.

При этом положениями НК РФ не предусмотрена возможность изменения первоначальной стоимости нематериального актива.

Вправе ли организация в соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль исключительное право на товарный знак, зарегистрированный на территории каждого иностранного государства, признать нематериальным активом, стоимость которого подлежит списанию в течение срока, указанного в свидетельстве, выдаваемом при регистрации товарного знака на территории соответствующего иностранного государства?

Ответ: Пунктом 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) предусмотрено, что амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патентов, свидетельств, других охранных документов, договора уступки (приобретения) патента, товарного знака).

К нематериальным активам относится, в частности, исключительное право на товарный знак.

Учитывая изложенное, исключительное право на зарегистрированный товарный знак, используемый в деятельности организации, стоимость которого превышает 40 000 руб., признается нематериальным активом, подлежащим амортизации в соответствии со ст. ст. 256 — 259.2 НК РФ.

Возможность изменения первоначальной стоимости нематериального актива после начала его амортизации гл. 25 НК РФ не предусмотрена.

Получение налогоплательщиком исключительных прав на использование зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака на территории иностранного государства не приводит к возникновению нового нематериального актива (товарного знака), а является дополнительным основанием правовой охраны уже существующего нематериального актива.

Учитывая изложенное, расходы, связанные с регистрацией товарного знака на территории иностранного государства, осуществленные после его регистрации в Российской Федерации и начала амортизации соответствующего нематериального актива в налоговом учете, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии их соответствия критериям ст. 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/579

наверх

Вопрос: Организация реализует товар физлицам и оказывает услуги по его доставке. Для доставки организация использует арендованное транспортное средство. Расходы на доставку товара включены в его стоимость.

Облагается ли ЕНВД деятельность по доставке товара?

Также организация реализует товар физлицам в арендованных офисах по каталогам, прайсам и образцам товара. Товар отпускается со склада. Заключение договора реализации товара и наличные расчеты с физлицами осуществляются в офисах. Офисы удалены от складов, но расположены на территории завода-изготовителя.

Облагается ли ЕНВД деятельность по реализации товара физлицам в арендованных офисах, если товар отпускается со склада?

Организация реализует товар, доставка которого осуществляется железнодорожным транспортом. Покупатели вносят предоплату за товары.

В счете на оплату указывается общая стоимость товара с учетом доставки без разделения на стоимость товара и стоимость доставки, так как в момент выставления счета неизвестна точная сумма расходов на доставку.

Дата получения предоплаты и дата осуществления отгрузки приходятся на разные налоговые периоды. НДС исчисляется и уплачивается в бюджет с полной суммы предоплаты, включая суммы возмещения расходов на доставку.

При отгрузке товара покупателю НДС, исчисленный с суммы предоплаты, подлежит вычету. Однако НДС, исчисленный с оказания услуг по доставке товара железнодорожным транспортом, перевыставляется покупателям в размере фактических затрат (возмещение понесенных расходов).

Вправе ли организация принять к вычету НДС, исчисленный ранее с полученного аванса в полном объеме, в том числе с части оплаты, приходящейся на возмещение расходов на доставку?

Ответ: В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

Подпунктами 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 Кодекса предусмотрено, что на уплату единого налога могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Согласно ст. 346.27 Кодекса розничная торговля — это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

В соответствии с п. 98 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст, под услугой торговли понимается результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров. К данным услугам могут быть отнесены услуги по доставке товаров, по упаковке и сборке, по установке приобретенных покупателем товаров и др.

Если обязанность продавца по оказанию дополнительных услуг, например доставка товара, предусматривается договором розничной купли-продажи и их стоимость включается в цену реализуемого товара, то транспортные услуги рассматриваются как неотъемлемая часть предпринимательской деятельности, связанной с осуществлением розничной торговли, и не подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 458 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Таким образом, если услуга по доставке товара оказывается покупателю на основании договора перевозки груза и оплата за оказанную услугу производится покупателем отдельно от оплаты товара, то такая услуга рассматривается как самостоятельный вид предпринимательской деятельности. В этом случае оказание транспортных услуг по перевозке грузов в рамках договора перевозки груза может переводиться на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

Статьей 346.27 Кодекса установлено, что к розничной торговле не относится, в частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети).

В связи с изложенным продажа товаров по образцам, оформление которой происходит в офисе, а товар отпускается со склада, в целях гл. 26.3 Кодекса не относится к розничной торговле и не подпадает под налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В отношении предпринимательской деятельности по реализации товаров по образцам применяются иные режимы налогообложения.

По вопросу принятия к вычету налога на добавленную стоимость, исчисленного при получении предварительной оплаты, следует учитывать, что на основании п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная продавцом с суммы оплаты в счет предстоящей поставки товаров, подлежит вычету при отгрузке товаров в счет поступившей ранее оплаты. При этом вычету подлежит сумма налога в размере, соответствующем отгрузке товаров в счет поступившей предоплаты.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 ноября 2012 г. N 03-11-06/3/76

наверх

Вопрос: Об отсутствии оснований для восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), учитываемым в составе капитальных вложений в многолетние насаждения, при переходе организации с общей системы налогообложения на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).

Ответ: В соответствии с п. 8 ст. 346.3 гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса, до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.

Таким образом, при переходе организации с общего режима налогообложения на уплату единого сельскохозяйственного налога суммы налога по товарам (работам, услугам), учитываемым в составе капитальных вложений в многолетние насаждения, принятые к вычету, не восстанавливаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 октября 2012 г. N 03-07-11/423

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru