КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 03.12.2010

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Вопрос: Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ внесены изменения в ст. 169 Налогового кодекса РФ, в частности, п. 5 дополнен пп. 6.1 следующего содержания: "наименование валюты". Данные поправки вступили в силу с 1 сентября 2010 г.

Однако п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ установлено, что до утверждения Правительством РФ документов, предусмотренных п. 8 ст. 169 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), составление и выставление счетов-фактур, ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж осуществляются с учетом требований, установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В связи с этим производители столкнулись с проблемами задержки оплаты товаров торговыми сетями, которые, ссылаясь на вступление в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, перестали принимать к учету счета-фактуры по форме, утвержденной Постановлением Правительства N 914 в редакции от 26.05.2009.

Правомерно ли после 1 сентября 2010 г. и до утверждения Правительством РФ документов, предусмотренных п. 8 ст. 169 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, выставлять счета-фактуры по форме, утвержденной Постановлением Правительства N 914, без указания наименования валюты?

Ответ: В соответствии с пп. "б" и "в" п. 4 ст. 2 указанного Федерального закона, вступившего в силу 2 сентября 2010 г., п. п. 5 и 5.1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) дополнены пп. 6.1 и 4.1, предусматривающими указание в счете-фактуре нового реквизита "наименование валюты". При этом п. 8 ст. 169 Кодекса в редакции данного Федерального закона установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ до утверждения Правительством Российской Федерации документов, предусмотренных п. 8 ст. 169 Кодекса в редакции данного Федерального закона, составление счетов-фактур осуществляется с учетом требований, установленных до дня его вступления в силу, то есть до 2 сентября 2010 г.

В действующем Постановлении Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, которым установлен порядок заполнения счета-фактуры, показатель "наименование валюты" отсутствует.

Учитывая изложенное, до утверждения Правительством Российской Федерации формы счета-фактуры, предусматривающей показатель "наименование валюты", и порядка заполнения этого показателя указывать в счетах-фактурах наименование валюты не требуется.

Одновременно необходимо отметить, что указание в счетах-фактурах дополнительной информации нормами Кодекса не запрещено. Поэтому указание налогоплательщиками после 2 сентября 2010 г. в счетах-фактурах наименования валюты может рассматриваться как предоставление дополнительной информации, что не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость на основании таких счетов-фактур.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 октября 2010 г. N 03-07-09/46

наверх

Вопрос: В соответствии с договором о поставке продовольственной продукции, а также на основании п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, требует вознаграждения в связи с приобретением у ООО определенного количества товара. При этом вознаграждение дословно формулируется этим субъектом не иначе как "вознаграждение (премия)" и "премия". Документ, представляемый субъектом, осуществляющим торговую деятельность, для выплаты ему "вознаграждения", именуется им только как "Акт о премии".

Согласно Письму Минфина России от 05.07.2010 N 03-03-06/1/449 вознаграждение, выплачиваемое хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, предусмотренное п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, тождественно премии (скидке), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора в части объема покупок, предусмотренной пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Возможно ли ООО на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ включить выплаченное вознаграждение, которое в соответствии с договором поставки будет сформулировано не иначе как "вознаграждение (премия)" и "премия", в состав внереализационных расходов в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: В соответствии с пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) РФ в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

В целях налогообложения прибыли учитываются только те премии (скидки), предоставление которых не противоречит законодательству Российской Федерации.

При этом затраты продавца по выплате премии (скидки) покупателю вследствие выполнения им определенных условий договора учитываются на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, если предоставление указанной премии (скидки) осуществляется без изменения цены единицы товара.

С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон N 381-ФЗ), регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (п. 3 ст. 1 Федерального закона N 381-ФЗ).

Федеральный закон N 381-ФЗ не использует понятия "скидка", "премия" или "бонус".

Вместе с тем согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона N 381-ФЗ соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

Вознаграждение, выплачиваемое хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, предусмотренное вышеизложенной нормой Федерального закона N 381-ФЗ, тождественно премии (скидке), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, предусмотренной пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона N 381-ФЗ, учитывается в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. При этом не имеет значения, как в договоре поставки именуется данное вознаграждение.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 октября 2010 г. N 03-03-06/1/643

наверх

Вопрос: Индивидуальный предприниматель применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". Одновременно данный индивидуальный предприниматель является конкурсным управляющим. Вправе ли предприниматель в 2010 г. включить в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при УСН, доходы от деятельности арбитражного управляющего?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 Кодекса).

Согласно положениям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", действующим до 1 января 2011 г., арбитражным управляющим (временным управляющим, административным управляющим, внешним управляющим или конкурсным управляющим) может быть гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя и соответствующий иным требованиям, установленным названным Федеральным законом.

В связи с этим доходы индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, полученные от деятельности в качестве арбитражного управляющего, до 1 января 2011 г. облагаются налогом в рамках упрощенной системы налогообложения.

В соответствии со ст. 20 названного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и с учетом ст. 2 Федерального закона от 17.12.2009 N 323-ФЗ "О внесении изменений в ст. 20.6 и 20.7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и ст. 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)") с 1 января 2011 г. деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов.

Таким образом, с 1 января 2011 г. доходы арбитражного управляющего, также занимающегося предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, от деятельности в качестве управляющего будут облагаться налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном гл. 23 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 октября 2010 г. N 03-11-11/261

наверх

Вопрос: Организация имеет обособленные подразделения в субъектах РФ.

В составе амортизируемого имущества организации числятся капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Согласно определению основных средств, приведенному в п. 1 ст. 257 НК РФ, под основными средствами в целях гл. 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

Таким образом, капитальные вложения в арендованные объекты основных средств (неотделимые улучшения), являющиеся амортизируемым имуществом, не включаются в определение основных средств.

Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ определение доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, должно производиться с учетом показателя "остаточная стоимость основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период".

Учитываются ли неотделимые улучшения в объекты основных средств в расчете доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, установлены ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

В соответствии с п. 2 ст. 288 Кодекса уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.

Пунктом 2 ст. 288 Кодекса определено, что указанные в данном пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

Согласно п. 1 ст. 257 Кодекса под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

Таким образом, при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения ст. 288 Кодекса учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика. При этом остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (нематериальных активов, капитальных вложений) при определении указанного показателя не учитывается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 октября 2010 г. N 03-03-06/1/633

наверх

Вопрос: Каков порядок определения стоимости и срока амортизации (полезной эксплуатации) недвижимого имущества, бывшего в эксплуатации у предыдущего собственника, для расчета налоговой базы по налогу на прибыль в случаях приобретения организацией помещений:

  • — у физического лица;
  • — у индивидуального предпринимателя в случае отсутствия документов, подтверждающих учет недвижимого имущества в качестве основных средств?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

Амортизируемое имущество для целей исчисления налога на прибыль распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Порядок определения срока полезного использования амортизируемого имущества установлен ст. 258 Кодекса. Согласно п. 1 указанной статьи срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 ст. 258 Кодекса установлено, что организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 в соответствии с гл. 25 Кодекса, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Если организация приобретает объекты основных средств, бывшие в употреблении у физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, то она вправе уменьшить срок полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником при условии документального подтверждения эксплуатации данного оборудования.

В случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 Кодекса, так как у физического лица отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации оборудования в порядке, предусмотренном гл. 25 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 октября 2010 г. N 03-03-06/2/172

наверх

Вопрос: ФГУП производит выпуск готовой продукции, для упаковки которой используются вспомогательные материалы. Готовая продукция, в состав основного материала которой входят серебро и золото (драгметаллы), упаковывается в капсулу для того, чтобы не был потерян товарный вид, так как изделия из драгметаллов должны быть отполированы, без царапин и т.д.

Изделия из простого металла (томпак, нейзильбер) по желанию заказчика также могут быть упакованы в капсулу и футляр.

Согласно технологическим особенностям изготовления продукции упаковочные материалы подразделяются:

  • — на индивидуальные (упаковывается каждая номенклатура выпускаемой товарной продукции — капсулы, футляры, буклеты, мешки и т.д.);
  • — технологические (упаковываются различные номенклатуры — бандерольная бумага и т.д.).

Можно ли учитывать в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль расходы на индивидуальную упаковку, учитывая, что индивидуальная упаковка отдельно нормируется в каждом техпроцессе и приобретается под конкретную номенклатуру готовой продукции?

Ответ: В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 481 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.

Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что к материальным расходам относятся, в частности, затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку).

Согласно п. 2 ст. 272 Кодекса при методе начисления датой осуществления материальных расходов признается дата передачи в производство сырья и материалов в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги).

Таким образом, расходы на приобретение материалов, используемых для безвозвратной упаковки каждой номенклатурной единицы произведенной и реализуемой организацией товарной продукции, учитываются в составе материальных расходов на основании пп. 2 п. 1 ст. 254 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 октября 2010 г. N 03-03-06/4/95

наверх

Вопрос: Российская организация на длительный период направляет работников в командировку за границу для выполнения работ с периодическим выездом в Россию.

Каков порядок обложения НДФЛ доходов работников, находящихся в командировке свыше 183 дней в налоговом периоде?

Возникает ли у работников обязанность самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ в отношении полученных доходов или организация по отношению к работнику вправе продолжать выполнять обязанности налогового агента по НДФЛ?

Должна ли организация подавать в налоговый орган сведения по выплатам, осуществленным работникам, если работник самостоятельно исчисляет и уплачивает НДФЛ в отношении своих доходов и подает налоговую декларацию в российский налоговый орган?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Как указывается в вопросе, организация направляет своих сотрудников за пределы Российской Федерации на длительный период времени для выполнения своих трудовых обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами. В таком случае фактическое место работы сотрудников будет находиться в иностранном государстве и такие сотрудники не могут считаться находящимися в командировке, поскольку в соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка представляет собой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

До момента, пока сотрудники организации будут признаваться в соответствии со ст. 207 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации, указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 228 Кодекса физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Таким образом, в отношении доходов сотрудников организации, полученных от источников за пределами Российской Федерации, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию ст. 230 Кодекса не возлагаются обязанности по представлению в налоговые органы сведений об указанных доходах, полученных физическими лицами.

В случае если в течение налогового периода статус сотрудников организации меняется на нерезидента и остается таким до конца налогового периода, такие лица в соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса не признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такие лица не имеют.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 октября 2010 г. N 03-04-06/6-236

наверх

Вопрос: Индивидуальный предприниматель (ИП) осуществляет деятельность с применением системы налогообложения в виде ЕНВД (розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, численность работников шесть человек) без применения кассового аппарата. Какими документами ИП должен будет подтвердить свое право на применение УСН в части размера выручки при переходе на УСН с системы налогообложения в виде ЕНВД?

Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл. 26.3 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

При этом предельная величина доходов, установленная п. 2.1 указанной статьи Кодекса, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

В связи с этим при переходе налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в заявлении об осуществлении такого перехода, подаваемом в налоговый орган в порядке, установленном п. 1 ст. 346.13 Кодекса, размер доходов, полученных в период применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход за 9 месяцев года, в котором подается заявление, не указывается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 октября 2010 г. N 03-11-11/255

наверх

Вопрос: Организация (ЗАО), применяющая общую систему налогообложения, ведет деятельность в сфере предоставления переводческих услуг. Она намерена заключить договор комиссии с организацией, применяющей УСН, которая также ведет деятельность в сфере предоставления переводческих услуг. ЗАО будет являться комиссионером, а организация, применяющая УСН, — комитентом. Комиссионер и комитент — взаимозависимые лица.

Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего (п. 1 ст. 996 ГК РФ). То есть фактическим продавцом переводческой услуги является не комиссионер, а комитент, который применяет УСН, так как именно от него право собственности на товары переходит к покупателю (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Правомерно ли ЗАО покупателям услуг комитента НДС к уплате не предъявляет, поскольку комитент не является плательщиком НДС?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 346.11 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса. В связи с этим комиссионер, осуществляющий от своего имени реализацию услуг комитента, применяющего упрощенную систему налогообложения, налог на добавленную стоимость по таким услугам не исчисляет.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 июля 2010 г. N 03-07-11/303

наверх

Вопрос: Организация занимается оптовой торговлей и является плательщиком НДС. В случае возврата качественного товара покупателями организации оформляются операции обратного выкупа товара. Некоторые покупатели не являются плательщиками НДС и при возврате товара оформляют накладную по форме ТОРГ-12, стоимость товара указывается без НДС. По данным возвратам НДС организацией к вычету не принимается. Организация планирует в 2011 г. перейти на УСН ("доходы минус расходы"). В случае если на момент перехода на УСН на складе организации будет находиться товар, который был возвращен покупателем, не являющимся плательщиком НДС, необходимо ли по данному товару организации восстанавливать НДС?

Ответ: Согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при переходе налогоплательщика налога на добавленную стоимость на специальный налоговый режим в соответствии с гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком данного налога по товарам (работам, услугам, имущественным правам) в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанный режим налогообложения.

Таким образом, у организации, переходящей с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения, суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету при приобретении товаров, впоследствии реализованных и возвращенных покупателем, подлежат восстановлению и уплате в бюджет несмотря на то, что организация не заявила право на вычет сумм налога на добавленную стоимость по возвращенным товарам, установленное п. 5 ст. 171 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 июля 2010 г. N 03-07-11/302

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru