КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 03.02.2012

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: О налогообложении НДС премий, выплачиваемых заказчиком исполнителю в рамках договора на оказание маркетинговых услуг.

Ответ: Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Российской Федерации.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров, работ, услуг.

Премии, выплачиваемые заказчиком исполнителю в рамках договора на оказание маркетинговых услуг, являются суммами, связанными с оплатой указанных услуг, и поэтому подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 декабря 2011 г. N 03-07-11/336

наверх

Вопрос: О порядке налогообложения НДС транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией, не являющейся перевозчиком на железнодорожном транспорте, на основании договора транспортной экспедиции при организации перевозки импортного груза по территории РФ в смешанном сообщении с использованием автомобильного транспорта от места прибытия груза на территорию РФ до железнодорожной станции, не являющейся пограничной, и железнодорожного транспорта от этой станции до станции назначения груза.

Ответ: Как следует из вопроса, транспортно-экспедиционные услуги оказываются российской организацией, не являющейся перевозчиком на железнодорожном транспорте, на основании договора транспортной экспедиции при организации перевозки импортного груза по территории Российской Федерации в смешанном сообщении с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта.

Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 1 октября 2011 г., установлено, что нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых предусмотрен абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), оказываемых при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию Российской Федерации от порта или пограничных станций, расположенных на территории Российской Федерации, до станции назначения товаров, расположенной на территории Российской Федерации.

Указанной нормой не предусмотрено применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации перевозок товаров по территории Российской Федерации автомобильным транспортом, а также при организации перевозок железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации между двумя железнодорожными станциями, одна из которых не является пограничной станцией. В связи с этим транспортно- экспедиционные услуги, оказываемые российской организацией, не являющейся перевозчиком на железнодорожном транспорте, на основании договора транспортной экспедиции при организации перевозки импортного груза по территории Российской Федерации в смешанном сообщении с использованием автомобильного транспорта от места прибытия груза на территорию Российской Федерации до железнодорожной станции, не являющейся пограничной, и железнодорожного транспорта от этой станции до станции назначения груза, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 3 ст. 164 Кодекса по ставке 18 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 декабря 2011 г. N 03-07-08/345

наверх

Вопрос: О порядке восстановления НДС по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления экспортных операций, в связи с вступлением в силу с 1 октября 2011 г. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

Ответ: Согласно положениям п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. При этом п. 3 ст. 172 Кодекса установлен особый порядок налоговых вычетов в отношении экспортных операций, облагаемых по нулевой ставке. Согласно данному порядку вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, производится на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 декабря 2011 г. N 03-07-08/343

наверх

Вопрос: В соответствии со ст. ст. 167 и 168 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой: расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

В ряде случаев, например при длительных командировках за пределы РФ, в стране командирования экономически невыгодно пользоваться услугами гостиниц и отелей. В таких случаях работники ОАО арендуют квартиры, заключая договоры со специализированными компаниями.

При этом в стоимость аренды жилого помещения не включаются коммунальные услуги (электроэнергия, газ, вода). Данные услуги, согласно заключенным договорам, оплачиваются на основании отдельных квитанций на конкретный вид услуг, выставляемых коммунальными компаниями и передаваемых арендодателем арендатору (работнику).

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ оплата работнику проезда, других целевых расходов, связанных с проездом к месту командирования и обратно, жилья, суточных освобождается от обложения НДФЛ.

На основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли учитывается в составе прочих расходов оплата проезда к месту командирования, оплата жилого помещения и других документально подтвержденных командировочных расходов.

Уменьшают ли налоговую базу по налогу на прибыль организаций, а также освобождаются ли от налогообложения НДФЛ суммы возмещаемых работникам расходов по оплате коммунальных платежей за жилье, арендованное для проживания в период командировки?

Ответ: В части налога на прибыль организаций.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности на наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно- оздоровительными объектами).

Таким образом, возмещение сотрудникам расходов по оплате коммунальных услуг за арендованное жилое помещение на период командировки может учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии его соответствия положениям ст. 252 НК РФ.

В части налога на доходы физических лиц.

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов).

В абз. 10 данного пункта указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы по найму жилого помещения.

Суммы возмещения организацией расходов работников по оплате коммунальных платежей в жилых помещениях, арендованных для их проживания в период командировки, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, поскольку такие расходы включаются в состав расходов по найму жилого помещения, предусмотренных п. 3 ст. 217 НК РФ.

При этом в организации должны иметься соответствующие оправдательные документы, подтверждающие осуществление расходов по оплате коммунальных платежей за период нахождения сотрудников организации в командировке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/802

наверх

Вопрос: ИП осуществляет деятельность по сдаче внаем собственного жилого и нежилого недвижимого имущества под офисы и магазины. Вправе ли ИП применять УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" или указанная деятельность переводится на уплату ЕНВД?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п. 4 ст. 346.12 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл. 26.3 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

Подпунктом 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса установлено, что на уплату единого налога на вмененный доход может переводиться предпринимательская деятельность налогоплательщиков в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.

Согласно ст. 346.27 Кодекса под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи.

К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.

К стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.

В связи с изложенным предпринимательская деятельность по передаче в аренду квартир и нежилых помещений под офисы и магазины индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, видом экономической деятельности которого, указанным в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, является сдача внаем собственного недвижимого имущества, налогообложению единым налогом на вмененный доход не подлежит. При этом доходы от деятельности по передаче в аренду квартир и нежилых помещений под офисы и магазины также не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц (п. 24 ст. 217 Кодекса).

Указанные доходы могут облагаться в рамках упрощенной системы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 декабря 2011 г. N 03-11-11/310

наверх

Вопрос: О порядке выставления корректировочных счетов-фактур по НДС в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); об отсутствии оснований для выставления корректировочных счетов-фактур по НДС при обнаружении в счетах-фактурах, выставленных по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам, переданным имущественным правам), нарушений требований к счетам-фактурам, установленных НК РФ, ошибок, в том числе арифметических.

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав), в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав), продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в п. 10 ст. 172 Кодекса.

На основании п. 10 ст. 172 Кодекса корректировочные счета-фактуры выставляются продавцами товаров (работ, услуг, имущественных прав) при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав), в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав).

Учитывая изложенное, в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) корректировочные счета-фактуры выставляются продавцом при наличии вышеуказанных документов.

При обнаружении в счетах-фактурах, выставленных по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам, переданным имущественным правам), нарушений требований к счетам-фактурам, установленных Кодексом, ошибок, в том числе арифметических, выставление корректировочных счетов- фактур Кодексом не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 декабря 2011 г. N 03-07-09/46

наверх

Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" и оказывает рекламные услуги путем размещения рекламной информации на квитанциях ЖКХ.

В связи с введением в действие закона о защите информации организация вынуждена была понести расходы по разработке комплекта организационно-распорядительных документов по обеспечению безопасности обработки персональных данных.

Вправе ли организация учесть указанные расходы при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН?

Ответ: В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на материальные расходы.

Согласно п. 2 вышеуказанной статьи Кодекса состав материальных расходов определяется в порядке, установленном ст. 254 Кодекса.

При этом расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, установленным в п. 1 ст. 252 Кодекса, а именно расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

Исходя из этого расходы по оплате услуг сторонней организации по разработке комплекта организационно-распорядительных документов по обеспечению безопасности обработки персональных данных учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при условии, что такие затраты направлены на получение дохода и документально подтверждены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/165

наверх

Вопрос: О правомерности указания обособленным подразделением в порядковых номерах счетов-фактур индекса обособленного подразделения, а также об отсутствии оснований для принятия к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом покупателю товаров, в случае если счетам-фактурам присвоен дробный номер в связи с ошибкой продавца в первоначальных счетах-фактурах.

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) счета-фактуры являются основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцом покупателю, при выполнении требований, установленных п. п. 5, 5.1 и 6 данной статьи Кодекса. При этом пп. 1 п. 5 ст. 169 Кодекса предусмотрено указание в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, порядкового номера.

В случае если счета-фактуры выписываются и (или) выставляются обособленным подразделением организации, то возможно присвоение счетам-фактурам составных номеров с индексом обособленного подразделения.

Что касается счетов-фактур, которым присвоен дробный номер в ситуации, отличной от вышеуказанной, в частности, в связи с ошибкой продавца в первоначальном счете-фактуре, то такой счет-фактура не может являться основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцом покупателю товаров, поскольку п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, установлен иной порядок внесения исправлений в счета-фактуры.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 ноября 2011 г. N 03-07-09/42

наверх

Вопрос: При исчислении налога на прибыль в соответствии с п. 3 ст. 284 НК РФ к доходам в виде дивидендов, полученных российскими организациями, применяется налоговая ставка в размере 0% при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50%- ным вкладом (долей) в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации.

Если организация — получатель дивидендов не соответствует вышеуказанным условиям, то при налогообложении доходов в виде дивидендов, полученных российскими организациями согласно пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ, должна применяться налоговая ставка 9%.

Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным в форме преобразования с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Таким образом, при реорганизации в форме преобразования возникает новое юридическое лицо. При этом у собственника вклада (доли) в уставном капитале преобразуемой организации право собственности на указанный вклад (долю) прекращается в момент реорганизации, тогда как право собственности на вклад (долю) в уставном капитале вновь образованной организации возникает в момент ее государственной регистрации.

Правомерно ли при исчислении срока непрерывного владения на праве собственности вкладом (долей) в уставном капитале созданного в результате преобразования юридического лица, выплачивающего дивиденды, срок владения данным вкладом (долей) определять с момента государственной регистрации такого юридического лица?

Ответ: Подпунктом 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяется налоговая ставка 0 процентов — по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее чем 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

Если российская организация — получатель дивидендов не соответствует условиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст. 284 Кодекса, такая организация не вправе применять налоговую ставку 0 процентов при налогообложении дивидендов и согласно пп. 2 п. 3 ст. 284 Кодекса должна применять к таким доходам налоговую ставку 9 процентов.

Как следует из п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, при реорганизации юридического лица в форме преобразования указанное лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме преобразования возникает новое юридическое лицо.

При этом у собственника вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) преобразуемой организации право собственности на указанный вклад (долю) прекращается в момент реорганизации, а право собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) вновь образованной организации возникает в момент ее государственной регистрации.

Учитывая изложенное, при исчислении в целях применения пп. 1 п. 3 ст. 284 Кодекса срока непрерывного владения на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации, созданной в результате преобразования, учитывается срок владения указанным вкладом (долей) с момента государственной регистрации данной организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/769

наверх

Вопрос: Организацией (далее — арендодатель) заключен договор аренды недвижимого имущества с третьим лицом (далее — арендатор).

Согласно данному договору арендатор по истечении срока действия договора аренды или в любой момент в течение его действия на основании договора купли-продажи имеет право приобрести имущество, являющееся предметом аренды, в собственность. В случае принятия арендатором решения о выкупе имущества в собственность ранее уплаченные арендатором арендные платежи засчитываются в выкупную цену имущества.

В соответствии с условиями заключенного договора купли-продажи стоимость имущества, определенная в договоре, уменьшается на сумму арендных платежей, засчитываемых в выкупную цену имущества.

В какой сумме в рассматриваемом случае арендодателю следует признавать доход от реализации имущества для целей исчисления налога на прибыль в периоде перехода права собственности на него: в размере полной стоимости, указанной в договоре, или в размере стоимости, уменьшенной на сумму ранее выплаченной арендной платы, учитывая, что ранее арендные платежи были признаны арендодателем доходами от сдачи имущества в аренду и включены в налоговую базу прошедших налоговых (отчетных) периодов?

В случае если доход от реализации имущества следует признавать в полном размере, следует ли арендодателю в периоде реализации имущества корректировать налоговую базу по налогу на прибыль предыдущих налоговых периодов на сумму полученных доходов от аренды в сторону уменьшения? Если следует, то каким образом: уточнять налоговые обязательства за предыдущие налоговые периоды путем представления уточненной декларации либо на основании положений абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ осуществить корректировку в текущем налоговом (отчетном) периоде?

Ответ: Согласно положениям ст. 624 Гражданского кодекса Российской Федерации в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

Если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену.

Как следует из вопроса, организацией (арендодателем) заключен договор аренды, согласно которому арендатор по истечении срока действия договора аренды или в любой момент в течение его действия имеет право приобрести в собственность имущество, являющееся предметом аренды. При этом в случае принятия арендатором решения о выкупе имущества ранее уплаченные арендные платежи засчитываются в выкупную цену имущества.

В соответствии с п. 4 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду) включаются в состав внереализационных доходов организаций, если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 Кодекса, т.е. если они не учитываются им в составе доходов от реализации.

На основании п. 1 ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Пунктом 2 ст. 249 Кодекса установлено, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей гл. 25 Кодекса в соответствии со ст. 271 или ст. 273 Кодекса.

Учитывая изложенное, при реализации предоставляемого в аренду имущества, если договором аренды предусмотрено право арендатора на последующий выкуп данного имущества, а арендные платежи засчитываются в его выкупную цену, арендодатель должен отразить в составе доходов полную стоимость реализуемого имущества с учетом полученных ранее арендных платежей.

При этом согласно положениям ст. 54 Кодекса налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/725

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru