КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Подписаться на обзоры законодательства

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 02.09.2011

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: Правомерно ли применение вычета по НДС на основании исправленного счета-фактуры в периоде совершения хозяйственной операции (принятия на учет товара, работы, услуги), а не в периоде внесения исправлений в счет-фактуру?

Ответ: Согласно п. п. 1 и 2 ст. 171 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

На основании вышеуказанных норм Кодекса право на налоговые вычеты возникает у налогоплательщика в налоговом периоде, в котором приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету на основании первичных учетных документов, и при наличии счетов-фактур.

В соответствии с действующим порядком применения налога на добавленную стоимость при внесении продавцом изменений в счет-фактуру исправленный счет-фактура регистрируется покупателем в книге покупок, и, соответственно, суммы налога на добавленную стоимость предъявляются покупателем к вычету в том налоговом периоде, в котором исправленный счет-фактура получен, при одновременном соблюдении иных условий, предусмотренных гл. 21 Кодекса.

В случае если покупатель товаров до внесения продавцом исправлений в счет-фактуру зарегистрировал его в книге покупок и принял сумму налога на добавленную стоимость к вычету, то покупателю следует внести соответствующие изменения в книгу покупок в порядке, установленном п. 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914. Согласно указанному пункту при необходимости внесения изменений в книгу покупок запись об аннулировании счета-фактуры производится в дополнительном листе книги покупок за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений.

Кроме того, покупателю следует представить в налоговый орган по месту постановки на учет корректирующую налоговую декларацию за тот налоговый период, в отношении которого им были внесены изменения в книгу покупок.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 июля 2011 г. N 03-07-11/196

наверх

Вопрос: Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ п. 2 ст. 146 НК РФ дополнен пп. 12, в соответствии с которым с 01.04.2011 операции по реализации недвижимого имущества, выкупаемого в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, не признаются объектом налогообложения по НДС.

20.07.2009 индивидуальный предприниматель приобрел недвижимое имущество в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ с оплатой стоимости имущества в рассрочку на 5 лет. На момент приобретения муниципального имущества индивидуальный предприниматель являлся налоговым агентом по НДС.

Обязан ли индивидуальный предприниматель после 01.04.2011 продолжать исчислять НДС?

Ответ: Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) дополнен пп. 12, в соответствии с которым не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

На основании п. 1 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ данная норма вступила в силу с 1 апреля 2011 г.

Согласно ст. 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

Таким образом, вышеуказанная норма пп. 12 п. 2 ст. 146 Кодекса применяется в отношении операций по реализации государственного и муниципального недвижимого имущества, находящегося в казне, субъектам малого и среднего бизнеса, право собственности на которое перешло с 1 апреля 2011 г.

Учитывая изложенное, операции по реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 апреля 2011 г., подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в ранее действовавшем порядке, установленном абз. 2 п. 3 ст. 161 Кодекса, в соответствии с которым исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость должны налоговые агенты — покупатели имущества, независимо от даты оплаты имущества.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 июля 2011 г. N 03-07-14/72

наверх

Вопрос: Организация является арендодателем и управляющей рынком компанией, находящейся на УСН. В 2011 г. организация осуществляет следующие виды деятельности:

  • — сдает во временное пользование (в аренду) отдельно стоящие павильоны;
  • — сдает во временное пользование (в аренду) торговые места на рынке для осуществления розничной торговли;
  • — сдает во временное пользование (в аренду) торговое место на рынке, отнесенное по правоустанавливающим документам к магазину, имеющему торговый зал 74 кв. м, для размещения аптечного учреждения;
  • — сдает во временное пользование (в аренду) места для осуществления услуг по ремонту и изготовлению обуви, услуг по изготовлению ключей, услуг по пошиву и ремонту одежды, услуг по ксерокопированию.

Подлежат ли переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД вышеперечисленные виды деятельности?

Ответ: В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.

Согласно ст. 346.27 Кодекса к торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.

К стационарной торговой сети относится торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.

Стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, признается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.

Под стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Таким образом, предпринимательская деятельность, связанная с передачей в аренду объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы, которые, соответственно, являются магазинами или павильонами, а также частей торговых залов таких объектов торговли, а также передачей в аренду мест для осуществления бытовых услуг (услуг по ремонту и изготовлению обуви, по изготовлению ключей, пошиву и ремонту одежды, ксерокопированию), на уплату единого налога на вмененный доход не переводится.

Поэтому в отношении указанного вида предпринимательской деятельности применяется общая система налогообложения или упрощенная система налогообложения при условии соблюдения положений гл. 26.2 Кодекса.

Деятельность по передаче в аренду торговых мест для организации розничной торговли относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, и, соответственно, данный вид деятельности подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 июля 2011 г. N 03-11-06/3/86

наверх

Вопрос: 20.01.2011 (последний день для уплаты НДС за IV квартал 2010 г.) организация по каналу электронной связи отправила в налоговый орган заявление о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты НДС. Решение о зачете принято налоговым органом 31.01.2011, за период с 21.01.2011 по 31.01.2011 организации начислены пени.

Каким образом возможно применить на практике право на проведение зачета, предусмотренное ст. 78 НК РФ, если налогоплательщик не может досрочно исчислить налог и подать заявление о зачете, а налоговый орган не может произвести зачет, пока не станет известна сумма, подлежащая зачету (до подачи налогоплательщиком декларации)?

Правомерно ли начисление пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, если заявление о зачете подано налогоплательщиком, например, за 5 дней до последнего дня уплаты налога, а решение о зачете налоговый орган выносит на десятый день после подачи заявления о зачете?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В случае несвоевременной уплаты налога начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (п. 2 ст. 57, п. 3 ст. 75 Кодекса).

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня вынесения налоговым органом в соответствии с Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

В силу п. 5 ст. 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, которое должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика (п. 4 ст. 78 Кодекса).

Таким образом, при отсутствии у налогоплательщика недоимки по иным налогам, в том числе по налогу на добавленную стоимость, налоговый орган не вправе самостоятельно (без заявления налогоплательщика) проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.

Как следует из рассматриваемого вопроса, заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога на прибыль организаций в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость подано организацией двадцатого января, то есть в последний день установленного срока уплаты налога на добавленную стоимость (до возникновения недоимки по этому налогу). Налоговый орган не нарушил установленный срок (в течение 10 дней) для принятия решения о зачете сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций в счет уплаты налога на добавленную стоимость.

Кодексом не предусмотрен пересчет сумм пеней, начисленных до момента принятия налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченного налога в рассматриваемых обстоятельствах.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 июля 2011 г. N 03-02-07/1-260

наверх

Вопрос: В соответствии с п. 4 ст. 376 Налогового кодекса РФ средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Каков порядок определения остаточной стоимости имущества на 1-е число месяца в целях исчисления налога на имущество организаций? Следует ли принимать в расчет остаточную стоимость имущества на основании данных на начало дня 1-го числа либо на конец дня, то есть с учетом оборотов за день?

Ответ: Пунктом 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

При этом п. 1 ст. 375 Кодекса установлено, что налоговая база по данному налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно п. 4 ст. 376 Кодекса средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

В соответствии со ст. 379 Кодекса налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. При этом отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Таким образом, при исчислении среднегодовой (средней) стоимости имущества за налоговый период в расчет включается сформированная в бухгалтерской отчетности по правилам ведения бухгалтерского учета остаточная стоимость имущества, отраженная на балансе организации по состоянию на 1-е число каждого месяца, начиная с 1 января и остаточная стоимость имущества на конец календарного года, то есть отраженная в бухгалтерской отчетности за отчетный год на конец года остаточная стоимость имущества с учетом произведенных за 31 декабря календарного года соответствующих операций, свидетельствующих о наличии и движении основных средств и их остаточной стоимости.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 июля 2011 г. N 03-05-05-01/55

наверх

Вопрос: Аптечная организация (ООО) имеет лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляет розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений.

Согласно Отраслевому стандарту 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, аптечные организации могут осуществлять реализацию готовых лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических препаратов) по рецептам и без рецептов врача как населению, так и учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам.

Автономная некоммерческая медицинская организация оказывает медицинскую помощь населению в рамках обязательного медицинского страхования, а также оказывает платные медицинские услуги.

Подпадает ли под ЕНВД реализация ООО лекарственных препаратов указанной автономной некоммерческой медицинской организации по заявкам (требованиям) в количествах, необходимых для выполнения врачебных назначений?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может переводиться, в частности, предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли.

При этом согласно ст. 346.27 Кодекса к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Пунктом 1 ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли- продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ).

Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность аптечных организаций по реализации физическим и юридическим лицам как за наличный, так и за безналичный расчет лекарственных препаратов и прочих товаров медицинского назначения, осуществляемая в рамках договоров розничной купли-продажи, может быть признана розничной торговлей и переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Исходя из ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее — Федеральный закон N 61-ФЗ) аптечная организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.

Организацией оптовой торговли лекарственными средствами признается организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями Федерального закона N 61-ФЗ.

В целях гл. 26.3 Кодекса предпринимательская деятельность по реализации лекарственных препаратов и прочих товаров медицинского назначения, осуществляемая аптечными организациями на основании договоров поставки, независимо от формы расчета (наличной или безналичной), не облагается единым налогом на вмененный доход.

Кроме того, не относится к розничной торговле и, соответственно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход предпринимательская деятельность аптечных организаций, связанная с реализацией лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения бюджетным учреждениям по муниципальным и государственным контрактам.

В соответствии со ст. 346.27 Кодекса к розничной торговле не относится передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовление лекарственных препаратов).

Следовательно, деятельность аптечных организаций, связанная с оптовой торговлей, реализацией лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения бюджетным учреждениям по муниципальным и государственным контрактам, отпуском (передачей) по бесплатным рецептам готовых лекарственных препаратов, а также деятельность, связанная с изготовлением (собственным производством) лекарственных препаратов по индивидуальным рецептам врачей с последующей реализацией населению, а также изготовлением и реализацией лекарственных препаратов по требованиям лечебных учреждений, не признается розничной торговлей и, соответственно, должна облагаться в рамках иных режимов налогообложения.

Следует учесть, что согласно п. 7 ст. 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, и деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иными режимами налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 июля 2011 г. N 03-11-06/3/81

наверх

Вопрос: ООО применяет систему налогообложения в виде ЕНВД.

Согласно п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за налоговый период в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.

ООО производит выплату пособий по уходу за ребенком до 1,5 года своим работникам. Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и п. п. 1, 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению на сумму произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.

Пункт 2.1 ст. 15 Федерального закона РФ N 212-ФЗ дает право в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, выплаченные ООО пособия по уходу за ребенком до 1,5 года ФСС РФ засчитывает в счет предстоящих платежей страховых взносов по обязательному социальному страхованию. Следовательно, уплата страховых взносов производится не платежным поручением с расчетного счета в ФСС РФ, а выплатой работнику пособия по уходу за ребенком до 1,5 года через кассу организации.

Вправе ли ООО включить в строку 030 разд. 3 налоговой декларации по ЕНВД суммы страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с учетом пособий по уходу за ребенком до 1,5 года в целях уменьшения суммы исчисленного ЕНВД?

Ответ: В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по уходу за ребенком выплачивается полностью за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее — Федеральный закон) определено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в ч. 3 и 4 данной статьи указанного Федерального закона).

При этом порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен ст. 4.6 Федерального закона.

Так, страхователи, указанные в ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.

Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Согласно п. 6.3 разд. VI Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 08.12.2008 N 137н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения" по коду строки 030 налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности отражается сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за налоговый период в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также сумма страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование.

При этом п. 2 ст. 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Таким образом, налогоплательщик может уменьшить сумму исчисленного единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на сумму страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с учетом пособий по уходу за ребенком до 1,5 года, выплаченных налогоплательщиком работникам, но не более чем на 50 процентов по всем страховым случаям.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 июля 2011 г. N 03-11-06/3/78

наверх

Вопрос: О порядке применения налоговых вычетов авансового платежа акциза, уплаченного при передаче произведенного коньячного спирта структурному подразделению организации, осуществляющему производство алкогольной продукции.

Ответ: На основании п. 16 ст. 200 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ налоговые вычеты сумм авансового платежа акциза, фактически уплаченного в бюджет, могут производиться начиная с налогового периода (месяца), следующего за месяцем, в котором производилась уплата авансового платежа акциза, если в указанном налоговом периоде совершались операции по реализации алкогольной продукции.

Размер суммы акциза, подлежащей вычету, ограничивается суммой авансового платежа, приходящейся на объем спирта, содержащийся в реализованной алкогольной продукции. При этом Кодексом не предусмотрено ограничения в части осуществления налоговых вычетов авансового платежа акциза в зависимости от даты приобретения спирта, по которому был уплачен авансовый платеж.

Если сумма авансового платежа акциза, подлежащая вычету, будет меньше фактически уплаченной суммы авансового платежа, оставшаяся сумма подлежит вычету в последующих налоговых периодах.

Следует отметить, что на основании ст. 204 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ производители алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции имеют право на освобождение от уплаты авансового платежа акциза при представлении в налоговый орган банковской гарантии.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 июня 2011 г. N 03-07-06/179

наверх

Вопрос: О применении налогоплательщиком, применяющим УСН, основным видом деятельности которого являются техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, пониженных тарифов страховых взносов.

Ответ: Статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ) установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков данных взносов в переходный период 2011 — 2019 гг. В частности, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в течение 2011 — 2012 гг. (пп. "ч" п. 8 ч. 1 и ч. 3.2 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ).

При этом на основании положений ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в установленном порядке с взысканием с организации или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней.

Таким образом, условием уплаты страховых взносов по пониженным тарифам является обязательность использования налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения в отношении вида предпринимательской деятельности, который признается основным и доходы от осуществления которого составляют не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

В том случае, если налогоплательщик в отношении предпринимательской деятельности в виде оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств переведен на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а в отношении иных (не основных) видов предпринимательской деятельности применяет упрощенную систему налогообложения, он не вправе уплачивать страховые взносы по пониженным тарифам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 июня 2011 г. N 03-11-06/2/97

наверх

Вопрос: Помещение находится в общей долевой собственности у физических лиц. В данном помещении предполагается работать одному из собственников (ИП, уплачивающий ЕНВД по розничной торговле). Каким образом оформить правоотношения между участниками долевой собственности? Каков будет порядок уплаты налогов участниками?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в том числе в отношении предпринимательской деятельности в виде розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли и через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов.

На основании п. 3 ст. 346.29 Кодекса для исчисления суммы единого налога на вмененный доход в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности: в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, — площадь торгового зала (в квадратных метрах); в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговые залы, площадь торгового места в которых не превышает 5 квадратных метров, — торговое место; в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговые залы, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров, — площадь торгового места (в квадратных метрах).

При этом под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В целях уплаты единого налога на вмененный доход к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Торговое место представляет собой место, используемое для совершения сделок розничной купли- продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов (ст. 346.27 Кодекса).

Таким образом, при определении суммы подлежащего к уплате единого налога на вмененный доход вид физического показателя определяется налогоплательщиком исходя из вида объекта стационарной торговой сети, используемого в целях осуществления предпринимательской деятельности в виде розничной торговли, и (или) его площади. При этом информация о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информация, подтверждающая право пользования данным объектом, должна быть подтверждена соответствующими инвентаризационными и правоустанавливающими документами.

Вместе с тем необходимо отметить, что на основании ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Главой 16 "Общая собственность" Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом.

Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 июня 2011 г. N 03-11-11/155

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru