КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Новшества

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 02.07.2010

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Вопрос: Организация, применяющая ОСН, планирует открыть обособленные подразделения (магазины площадью менее 150 кв. м, арендуемые у третьих лиц). Как правило, деятельность таких обособленных подразделений подпадает под налогообложение ЕНВД.

Как отражать в учете расходы до открытия магазина, такие как:

  • – расходы по аренде помещений для вновь открываемого магазина;
  • – расходы на проведение ремонта помещений нового магазина;
  • – эксплуатационные расходы по содержанию помещений нового магазина;
  • – затраты на оплату труда сотрудников, принятых в штат магазина;
  • – командировочные расходы работников офиса, занятых в обеих системах налогообложения, связанные с организацией работы магазина;
  • – расходы на подготовку документов на объекты недвижимости для регистрации договора аренды, оплату регистрации договора аренды нежилого помещения и пр.?

К какому режиму налогообложения отнести расходы, понесенные до даты начала реализации товаров через указанные обособленные подразделения?

Ответ: В части единого налога на вмененный доход.

В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в отношении определенных п. 2 ст. 346.26 Кодекса отдельных видов предпринимательской деятельности, в том числе розничной торговли.

Пунктом 1 ст. 83 Кодекса установлено, что в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

Согласно ст. 346.28 Кодекса налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог на вмененный доход, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход.

Пунктом 7 ст. 346.26 Кодекса определено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Кодексом.

Согласно абз. 1 п. 3 ст. 346.28 Кодекса организации должны подать в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход.

Следует обратить внимание, что исходя из положений пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

При этом учитывается среднесписочная численность работников по всем видам предпринимательской деятельности независимо от применяемых режимов налогообложения, включая численность работников филиалов, представительств и иных обособленных подразделений налогоплательщика.

В части налога на прибыль.

Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Подпунктом 34 п. 1 ст. 264 Кодекса установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.

Учитывая изложенное, экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, связанные с организацией структурных подразделений общества, учитываются для целей налогообложения прибыли в порядке, предусмотренном Кодексом для конкретных видов расходов, а также в соответствии с применяемым организацией методом признания доходов и расходов. В частности, данный вид расходов может учитываться в составе прочих расходов на основании пп. 34 п. 1 ст. 264 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 мая 2010 г. N 03-03-06/1/337

наверх

Вопрос: Индивидуальный предприниматель осуществляет производство и доставку кулинарной продукции по заказам потребителей на рабочие места в офисы города ("обеды в офис"). Средняя численность работников составляет 5 человек. Доходы за календарный год не превысят 60 млн руб. Относится ли указанный вид деятельности к услугам общественного питания и возможно ли в этом случае применение УСН на основе патента?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 346.26 гл. 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении, в частности, оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

Согласно ст. 346.27 Кодекса к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

Статьей 346.27 Кодекса определено, что объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, – объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.

Поскольку услуги по приготовлению и доставке обедов до рабочих мест в офисах не связаны с использованием объектов организации общественного питания, имеющих площадь зала обслуживания посетителей, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей, данный вид предпринимательской деятельности для целей применения специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не относится к услугам общественного питания и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не применяется.

Таким образом, налогообложение указанных услуг должно осуществляться в соответствии с иными режимами налогообложения.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, деятельность по доставке блюд на заказ (код 5520305 ОК 004-93) относится к прочим услугам общественного питания.

В соответствии с пп. 62 п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса и ст. 1 Закона Нижегородской области от 07.06.2006 N 44-3 "О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Нижегородской области" индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 мая 2010 г. N 03-11-11/133

наверх

Вопрос: ООО оказывает услуги бань малоимущим слоям населения по талонам, которые выдает и оплачивает по утвержденным тарифам администрация округа. К какому специальному налоговому режиму (УСН или ЕНВД) относится данный вид деятельности?

Ответ: В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (далее – ОКУН).

При этом ст. 346.27 Кодекса определено понятие бытовых услуг – платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.

Услуги бань относятся к коду 019100 ОКУН "Услуги бань и душевых".

При этом следует учесть, что отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания, в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300–1 "О защите прав потребителей", регулируются Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025 (далее – Правила).

Пунктом 1 разд. I Правил определено, что под потребителем бытовых услуг понимается гражданин, заказывающий или использующий эти услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При этом согласно п. 6 разд. III Правил потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем услугу в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.

Указанные Правила распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания бытовых услуг.

Пунктом 1 ст. 730 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору бытового подряда (в рамках которого осуществляется оказание бытовых услуг) подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Таким образом, налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности признаются только те организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают физическим лицам платные бытовые услуги на основе договоров бытового подряда.

Если оплата услуг, оказываемых физическим лицам, осуществляется юридическими лицами, то такая предпринимательская деятельность должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с пп. 51 п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения на основе патента при оказании указанных бытовых услуг разрешается только индивидуальным предпринимателям.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 мая 2010 г. N 03-11-06/3/72

наверх

Вопрос: Раз в месяц организация приобретает чай, кофе, конфеты, печенье, которые выкладываются на стол для контрагентов (экспедиторов), ожидающих документы. Нужно ли расходы на приобретение указанной продукции оформлять как представительские и учитывать в расходах по налогу на прибыль? Облагается ли стоимость данной продукции НДС?

Ответ: В части налога на прибыль.

Согласно п. 2 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Учитывая изложенное, затраты на приобретение продуктов питания, выкладываемых на столе для контрагентов, ожидающих документы, не соответствуют положениям п. 2 ст. 264 Кодекса и не могут быть включены в состав представительских расходов в целях налогообложения прибыли.

В части налога на добавленную стоимость.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров. При этом передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров.

Таким образом, в случае передачи организацией права собственности на приобретенные товары конкретным лицам возникает объект налогообложения.

При приобретении товаров для нужд организации, не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), без последующей передачи права собственности на них указанная норма пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса не применяется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 мая 2010 г. N 03-03-06/1/327

наверх

Вопрос: Организация, имея организационно-правовую форму ЗАО, планирует изменить организационно-правовую форму на ООО, внеся изменения в учредительные документы.

Письмом от 26.10.1995 N ВП-6-12/563 ФНС России разъяснила, что при изменении организационно-правовой формы путем внесения изменений в свои учредительные документы без осуществления реорганизации идентификационный номер налогоплательщика у организации не изменяется.

Изменится ли ИНН организации при изменении организационно-правовой формы с ЗАО на ООО?

Ответ: Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика утверждены Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, действующим впредь до утверждения соответствующего порядка Минфином России на основании п. 7 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 3.5 указанного Приказа МНС России идентификационные номера налогоплательщиков организаций при снятии их с учета в случае прекращения деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения и преобразования признаются недействительными.

В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразование юридического лица является одной из форм реорганизации этого юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами.

Таким образом, при реорганизации в форме преобразования закрытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью идентификационный номер налогоплательщика закрытого акционерного общества при снятии его с учета в налоговом органе признается недействительным, а вновь возникшему обществу с ограниченной ответственностью присваивается новый идентификационный номер налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 мая 2010 г. N 03-02-07/1-232

наверх

Вопрос: ТСЖ создано физлицами – собственниками земельных участков и расположенных на этих участках жилых домов, объединенных общими границами обособленной и огороженной территории (коттеджный поселок).

В члены ТСЖ желает вступить юридическое лицо, владеющее недвижимым имуществом. В состав данного недвижимого имущества входят земли общего пользования поселка, на которых расположены служебные строения и сооружения поселка (КПП, здание управления поселком, забор, инженерные коммуникации для обеспечения участков электроэнергией, газом, водой и т.д.).

Подлежит ли налогообложению налогом на имущество недвижимое имущество, передаваемое в ТСЖ в качестве вступительного взноса юридического лица, принимаемого в ТСЖ? Может ли применяться льгота, предусмотренная пп. 2 п. 2 ст. 26.2 Закона Московской области от 29.09.2007 N 163/2007-ОЗ?

Если общее имущество, предназначенное для обслуживания коттеджного поселка, будет находиться в общей долевой собственности членов ТСЖ, будет ли каждый член ТСЖ (физическое лицо) платить налог на имущество физлиц в отношении данного имущества? Будет ли член ТСЖ (юридическое лицо) уплачивать налог на имущество организаций?

Ответ: Согласно ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса.

Статьей 11 Налогового кодекса РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок создания и деятельность товариществ собственников жилья (далее – ТСЖ) регулируются гл. 13 и 14 Жилищного кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация ТСЖ осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц (п. 3 ст. 136 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 374 гл. 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Налогового кодекса РФ.

В силу положений ст. ст. 1 и 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" имущество, являющееся собственностью организации, является объектом бухгалтерского учета этой организации.

Учитывая вышеназванные нормы законодательства Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации – балансодержатели признаваемого объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ имущества, находящегося у юридического лица на праве собственности (праве оперативного управления, хозяйственного ведения).

Таким образом, зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении находящегося у ТСЖ на праве собственности движимого и недвижимого имущества (основных средств), учтенного на балансе ТСЖ, в том числе переданного в собственность ТСЖ его учредителями.

По вопросу применения ТСЖ льготы по налогу на имущество организаций в соответствии со ст. 26.2 (пп. 2 п. 2) Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" сообщается, что данный вопрос, в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса РФ, относится к компетенции финансового органа Московской области.

Согласно п. 2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья может быть создано, в частности, при объединении нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений – жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.

В силу ст. 388 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 определено, что в силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на земельный участок, в связи с чем налогоплательщиком земельного налога признается правообладатель. Обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента записи в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Поэтому зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком в отношении земель, правообладателем которых данная организация является.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ режим использования общего имущества (в том числе земельных участков), являющегося собственностью всех членов товарищества и учитываемого на балансе ТСЖ, устанавливается учредителями ТСЖ (физическими и юридическими лицами) самостоятельно. В качестве особенностей общим собранием учредителей общества устанавливается порядок участия всех членов товарищества собственников жилья (физических и юридических лиц) в расходах на содержание общего имущества.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 мая 2010 г. N 03-05-05-01/12

наверх

Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2009 г. признан утратившим силу абз. 3 п. 6 ст. 346.29 НК РФ, которым налогоплательщику предоставлялось право определять значение корректирующего коэффициента К2 в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно п. 9 ст. 346.29 НК РФ, в случае если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы ЕНВД учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

Вместе с тем согласно п. 10 ст. 346.29 НК РФ размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.

Следует ли уплачивать ЕНВД по новому обособленному подразделению юридического лица исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации?

Ответ: Согласно п. 10 ст. 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.

Статьей 346.30 Кодекса налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал.

При этом уплата единого налога на вмененный доход производится, соответственно, за квартал исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации налогоплательщика.

Если государственная регистрация налогоплательщика произошла в середине квартала, то в налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности проставляются только данные исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 мая 2010 г. N 03-11-06/3/71

наверх

Вопрос: Индивидуальный предприниматель (ИП) уже несколько лет осуществляет предпринимательскую деятельность по изготовлению и размещению рекламы на транспортных средствах. ИП зарегистрирован в качестве плательщика ЕНВД в нескольких городах (по месту осуществления деятельности), в том числе и по месту жительства. В связи с изменениями в п. 2 ст. 346.28 НК РФ может ли индивидуальный предприниматель сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД по месту осуществления деятельности и исчислять и уплачивать ЕНВД по месту жительства?

Ответ: Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2009 г., были внесены изменения в ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Согласно редакции п. 2 ст. 346.28 Кодекса, действующей с 1 января 2009 г., организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога на вмененный доход, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абз. 3 п. 2 ст. 346.28 Кодекса).

В отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пп. 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и пп. 11 п. 2 ст. 346.26 Кодекса, установлен иной порядок постановки на учет.

Так, в отношении предпринимательской деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах организации и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя (абз. 3 п. 2 ст. 346.28 Кодекса).

Таким образом, с 1 января 2009 г. при осуществлении предпринимательской деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах постановка налогоплательщиков на учет в связи с уплатой единого налога на вмененный доход осуществляется по месту нахождения организации либо по месту жительства индивидуального предпринимателя.

В связи с этим индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в сфере размещения рекламы на транспортных средствах, вправе подать заявление о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговый орган по месту осуществления указанной предпринимательской деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 мая 2010 г. N 03-11-11/129

наверх

Вопрос: Является ли камеральной проверкой (понятие и сроки проведения которой приведены в ст. 88 НК РФ) контроль налогового органа за соблюдением сроков представления налогоплательщиком сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год?

Каков порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки согласно ст. 101 НК РФ при применении к налогоплательщикам налоговой ответственности в виде штрафа за правонарушение в виде нарушения сроков представления сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год?

Ответ: Пунктом 1 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговой декларации (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В соответствии с п. 2 указанной статьи течение трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки исчисляется со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

Кодексом не предусмотрено проведение камеральной налоговой проверки на основе справки о среднесписочной численности работников без представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановленииот 26.06.2007 N 1580/07, довод инспекции о допустимости осуществления налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки вне зависимости от представления налоговому органу деклараций лицом, в отношении которого она проводится, не может быть признан основанным на действующем законодательстве, поскольку в подобных случаях налоговым органом могут быть использованы иные формы налогового контроля.

Пунктом 3 ст. 80 Кодекса предусмотренаобязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы сведения о среднесписочной численности работников в сроки, установленные указанным пунктом, и по форме, утвержденной ФНС России.

Непредставление налоговому органу таких сведений признается налоговым правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере, предусмотренном п. 1 ст. 126 Кодекса.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях определяется в соответствии со ст. 100.1 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 мая 2010 г. N 03-02-08/28

наверх

Вопрос: Согласно положениям гл. 22 НК РФ в 2009 г. для целей взимания акцизов автомобильные бензины разделяются на два вида:

  • – автомобильный бензин с октановым числом до 80 включительно;
  • – автомобильный бензин с иными октановыми числами.

При этом НК РФ не содержит определения терминов "автомобильный бензин с октановым числом до 80 включительно" и "автомобильный бензин с иными октановыми числами".

В соответствии с Государственным стандартом ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия" (далее – ГОСТ) в зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, устанавливаются следующие марки неэтилированных автомобильных бензинов:

  • "Нормаль-80" – не менее 80;
  • "Регуляр-92" – не менее 92;
  • "Премиум-95" – не менее 95;
  • "Супер-98" – не менее 98.

При этом п. 4.2 ГОСТа установлено, что значение октановых чисел автомобильного бензина марки "Нормаль-80", определенного по моторному методу, должно быть не менее 76, по исследовательскому методу – не менее 80.

Таким образом, исходя из анализа положений данного ГОСТа, производство и реализация в РФ автомобильного бензина с октановым числом, определенным по исследовательскому методу, менее 80 не допускается.

При этом вырабатываемый автомобильный бензин должен соответствовать ГОСТу не только в момент его производства, но и в процессе последующей реализации, включая конечную реализацию покупателю через АЗС.

Следовательно, с целью соблюдения требований ГОСТа производители должны первоначально закладывать характеристики автомобильного бензина выше минимально установленных.

Так, фактические значения октановых чисел, определенных по моторному методу, могут находиться в диапазоне от 76 до 82,9, определенные же по исследовательскому методу – в диапазоне от 80 до 91,9, что подтверждается заключениями профильных научно- исследовательских институтов.

Таким образом, исходя из норм НК РФ автомобильный бензин марки "Нормаль-80" для целей взимания акцизов может быть отнесен к виду "автомобильный бензин с иными октановыми числами" и, следовательно, к нему должна применяться повышенная ставка акциза.

Учитывая, что акциз включается в цену реализации, применение повышенной ставки акциза по автомобильному бензину марки "Нормаль-80" приведет к повышению цены на данную марку автомобильного бензина.

Правомерно ли в данном случае организации применять ставку акциза как по автомобильному бензину с октановым числом до 80 при выработке автомобильного бензина марки "Нормаль-80" с октановым числом от 80 до 91,9 по исследовательскому методу и октановым числом от 76 до 82,9 по моторному методу, поскольку такой автомобильный бензин в соответствии с ГОСТом может быть реализован покупателям как бензин марки "Нормаль-80" и, соответственно, по классификации является бензином с октановым числом до 80 включительно?

Ответ: Статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) на 2009 г. установлены ставки акцизов на автомобильный бензин с октановым числом до 80 включительно в размере 2657 руб. за 1 тонну и на автомобильный бензин с иными октановыми числами в размере 3629 руб. за 1 тонну.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.09.2008 N 2804 утвержден Перечень национальных стандартов (далее – Перечень), применение которых обеспечивает соблюдение требований Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118 (далее – Технический регламент). В Перечень, в частности, включен ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия".

Указанным ГОСТом предусмотрены следующие марки автомобильного бензина, различающиеся значениями октанового числа, определенного по исследовательскому методу: "Нормаль-80" (октановое число не менее 80); "Регулятор-92" (октановое число не менее 92); "Премиум-95" (октановое число не менее 95); "Супер-98" (октановое число не менее 98). Таким образом, октановое число, характеризующее каждую марку автомобильного бензина, указывается в ее наименовании. При этом согласно п. 9 Технического регламента изготовитель (продавец) обязан указывать в сопроводительных документах к автомобильному бензину, а также в паспорте продукции марку этого бензина. Соответственно, цена автомобильного бензина формируется в расчете на одну тонну реализуемого бензина конкретной марки, указанной в сопроводительных документах.

Учитывая изложенное, исчисление акциза также должно осуществляться в расчете на одну тонну автомобильного бензина конкретной марки, предусмотренной ГОСТом и указываемой в сопроводительных документах при реализации данного подакцизного товара. При этом ставка акциза должна применяться с учетом октанового числа, указанного в наименовании данной марки бензина.

Следовательно, если реализуемый налогоплательщиками акцизов автомобильный бензин соответствует по своим характеристикам требованиям, предъявляемым нормативными документами в области технического регулирования к бензину марки "Нормаль-80", то при исчислении акциза должна применяться ставка акциза, предусмотренная ст. 193 Кодекса для автомобильного бензина с октановым числом до 80, – 2657 руб. за одну тонну.

ФНС России в целом поддерживает вышеизложенную позицию (Письмо ФНС России от 29.09.2009 N 3-3-05/1302).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 мая 2010 г. N 03-07-06/87

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru