КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Подписаться на обзоры законодательства

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 02.04.2010

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Вопрос: Согласно учетной политике организации для целей налогообложения предельная величина процентов по долговым обязательствам, признаваемых при исчислении налога на прибыль, определяется путем нормирования исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (без учета сопоставимости).

Каков порядок признания в целях исчисления налога на прибыль с 01.01.2010 по 30.06.2010 расходов в виде процентов за пользование денежными средствами по кредитной линии, если договор об открытии кредитной линии заключен до 01.11.2009, а заявления (либо дополнительные соглашения на получения траншей) оформляются после 01.11.2009, денежные средства поступают также после 01.11.2009?

Предельная величина процентов, признаваемых при исчислении налога на прибыль, должна быть определена исходя из ставки ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 или в 2 раза?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов в виде процентов в период с 01.01.2010 по 30.06.2010 и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" приостановлено действие абз. 4 п. 1 ст. 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января по 30 июня 2010 г. включительно в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г.

Согласно п. 2 указанной статьи в период приостановления действия абз. 4 п. 1 ст. 269 Кодекса при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Таким образом, на период с 1 января по 30 июня 2010 г. включительно расходы в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г., принимаются равными ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях.

При оформлении договора об открытии кредитной линии до 01.11.2009, по которому заявления или дополнительные соглашения оформлены после 01.11.2009, расход в виде предельной величины процентов принимается исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/74

наверх

Вопрос: На внеочередном общем собрании участников было принято решение о реорганизации ООО путем преобразования в ОАО. В процессе реорганизации планируется увеличение уставного капитала реорганизуемого юридического лица за счет добавочного капитала (т.е. собственных средств юридического лица), в результате чего номинальная стоимость акций, полученных участниками в результате реорганизации общества, будет выше номинальной стоимости долей, принадлежащих участникам общества на момент реорганизации.

Учредителями организации являются как физические, так и юридические лица.

Образуется ли у акционеров - юридических лиц преобразованного общества (в результате реорганизации общества в форме преобразования с одновременным увеличением уставного капитала за счет добавочного капитала) доход, учитываемый при исчислении налога на прибыль?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета у участников общества с ограниченной ответственностью доходов при увеличении уставного капитала и сообщает следующее.

Согласно пп. 15 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде стоимости дополнительно полученных организацией-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала акционерного общества (без изменения доли участия акционера в этом акционерном обществе). Эта норма распространяется только на участников акционерного общества.

Для налогоплательщиков - участников общества с ограниченной ответственностью данная норма не применяется.

Таким образом, у налогоплательщиков - участников общества с ограниченной ответственностью при увеличении номинальной стоимости долей в уставном капитале без изменения долей участников, как, например, при распределении нераспределенной прибыли прошлых лет, возникает внереализационный доход, учитываемый при обложении налогом на прибыль организаций.

Указанный внереализационный доход в размере увеличения номинальной стоимости доли в уставном капитале общества облагается по ставке в соответствии с п. 1 ст. 284 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/69

наверх

Вопрос: Сельскохозяйственные производственные, снабженческо-сбытовые и кредитные кооперативы получают субсидии в рамках целевого финансирования из бюджетов различных уровней, а именно: кредитные сельскохозяйственные кооперативы получают субсидии на погашение процентов по кредитам банков и субвенции на формирование целевого капитала и фонда гарантий и поддержки сельскохозяйственных кооперативов, а производственные и снабженческо-сбытовые кооперативы - на компенсацию части затрат на производство сельскохозяйственной продукции, на страхование сельскохозяйственных культур, на приобретение имущества и т.д.

Можно ли отнести субсидии к суммам финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, выделяемым на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций?

Учитываются ли указанные субсидии кооперативам в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли доходов в виде субсидий, поступивших из бюджетов различных уровней, на осуществление деятельности сельскохозяйственных производственных или снабженческо-сбытовых кооперативов и, исходя из содержащейся в письме информации, сообщает следующее.

Положения ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) содержат исчерпывающий перечень доходов, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, которые при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.

В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Понятие бюджетного учреждения дано в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива. Таким образом, сельскохозяйственный кооператив не является бюджетным учреждением.

Доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), применяемым в целях налогообложения прибыли, учитываются в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.

Полученные сельскохозяйственными кооперативами средства в виде субсидий на покрытие расходов, связанных с производством товаров (работ, услуг), не учитываются в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса) или в качестве целевых поступлений (п. 2 ст. 251 Кодекса), поскольку целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями.

Факт получения организацией средств на возмещение затрат либо не полученной от потребителей платы за оказанные услуги сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у организации дохода (экономической выгоды) от реализации услуг.

Кроме того, в случае если субсидии на возмещение затрат не учитываются в доходах в целях налогообложения прибыли, то затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), осуществленные организацией, не учитываются в расходах, признаваемых в целях налогообложения прибыли.

Таким образом, субсидии, полученные организациями (кроме автономных учреждений) в порядке, предусмотренном ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг), учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/68

наверх

Вопрос: Организация имеет переплату по налогу на прибыль, подтвержденную актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на первое число месяца. 20-го числа этого месяца - в срок уплаты НДС - организация обратилась в налоговый орган с письменным заявлением о проведении зачета.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога на прибыль в счет уплаты НДС было принято налоговым органом 24-го числа, а за период с 21-го по 24-е число были начислены пени.

В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ налоговый орган принимает решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика.

Должны ли начисляться пени, если налоговый орган принимает решение о зачете не в день подачи заявления и при этом имеется переплата, подтвержденная актом сверки?

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о зачете сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций в счет уплаты налога на добавленную стоимость и сообщается следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В случае несвоевременной уплаты налога начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (п. 2 ст. 57, п. 3 ст. 75 Кодекса).

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня вынесения налоговым органом в соответствии с Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

В силу п. 5 ст. 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, которое должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика (п. 4 ст. 78 Кодекса).

Таким образом, при отсутствии у налогоплательщика недоимки по иным налогам, в том числе по налогу на добавленную стоимость, налоговый орган не вправе самостоятельно (без заявления налогоплательщика) проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.

Как следует из рассматриваемого письма, переплата по налогу на прибыль организаций была подтверждена актом сверки на первое число месяца, а заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога на прибыль организаций в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость подано предприятием двадцатого числа этого месяца, то есть в последний день установленного срока уплаты налога на добавленную стоимость (до возникновения недоимки по этому налогу). Налоговый орган не нарушил установленный срок (в течение 10 дней) для принятия решения о зачете сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций в счет уплаты налога на добавленную стоимость.

Кодексом не предусмотрен пересчет сумм пеней, начисленных до момента принятия налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченного налога в рассматриваемых обстоятельствах.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-62

наверх

Вопрос: Физлицо является единственным участником ООО-1. 100% долей в уставном капитале ООО-1 приобретено физлицом по договорам купли-продажи долей у других участников ООО-1 по номинальной стоимости 3 300 000 руб. ООО-1 применяет УСН.

Уставный капитал ООО-1 оплачен денежными средствами и земельными участками. Впоследствии ООО-1 заключен договор купли-продажи указанных земельных участков с ООО-2 на сумму 2 000 000 руб.

В качестве оплаты по договору купли-продажи земельных участков ООО-2 передало ООО-1 свой вексель номинальной стоимостью 2 000 000 руб.

Единственным участником ООО-1 принято решение о его ликвидации. После расчетов с кредиторами имущество ООО-1, состоящее из денежных средств и векселя ООО-2, подлежит передаче единственному участнику в соответствии со ст. 58 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Возникает ли у ООО-1 доход при получении векселя и при передаче векселя физлицу-учредителю в порядке ликвидации?

Возникает ли у физлица-учредителя, которому после ликвидации ООО-1 передан вексель ООО-2, обязанность по уплате НДФЛ? Если да, то в какой момент возникает данная обязанность: после получения векселя или после получения по векселю денежных средств от ООО-2?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения дохода организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, при получении от покупателя векселя в оплату за проданные земельные участки и по вопросу налогообложения дохода в виде распределенной, но не выплаченной части прибыли у участника общества при ликвидации ООО и исходя из информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

Статьей 249 Кодекса установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.

В соответствии со ст. ст. 142 и 143 Гражданского кодекса Российской Федерации вексель является ценной бумагой, удостоверяющей с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

При этом п. 1 ст. 346.17 Кодекса установлено, что при использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

Таким образом, поскольку денежные средства от векселедателя в счет оплаты векселя не поступили на счет организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, то доход от реализации земельных участков должен быть учтен на дату передачи этого векселя третьему лицу - учредителю при ликвидации данной организации.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:

  • в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но не выплаченной части прибыли;
  • во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

При этом, если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но не выплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Таким образом, при ликвидации ООО у физического лица - участника общества возникает доход в виде распределенной, но не выплаченной части прибыли, а также доход в натуральной форме в виде распределяемого имущества ООО, который подлежит налогообложению в соответствии со ст. 211 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 февраля 2010 г. N 03-11-11/30

наверх

Вопрос: В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида.

Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются в том числе кредиты и займы.

Для целей налогового учета проценты по долговым обязательствам являются нормируемыми расходами. В ст. 269 НК РФ установлены ограничения по признанию суммы процентов по долговым обязательствам в составе внереализационных расходов.

Так, расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

При этом ставкой рефинансирования в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, признается ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств.

Положения действующего налогового законодательства не конкретизируют, что считать датой привлечения денежных средств по договорам кредита, займа.

Что считать датой привлечения денежных средств для целей ст. 269 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ в отношении договоров займа и договоров кредита: дату подписания договора или дату получения денежных средств на счет заемщика?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке определения даты привлечения денежных средств по договорам кредита и займа и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств.

На основании п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

В ст. 819 ГК РФ указано, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

К отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 гл. 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами параграфа 2 гл. 42 ГК РФ и не вытекает из существа кредитного договора.

Учитывая изложенное, датой привлечения денежных средств следует считать дату фактического зачисления кредита на расчетный счет заемщика. Соответственно, дата привлечения денежных средств и дата заключения кредитного договора могут не совпадать.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/60

наверх

Вопрос: Основные производственные подразделения диверсифицированной горно-металлургической организации, являющейся крупнейшим в мире производителем никеля и палладия, ведущим производителем платины, кобальта, меди и родия, расположены в районе Крайнего Севера - Норильском промышленном районе.

1. Являются ли нижеуказанные перечни документов полными для подтверждения расходов на оплату проезда для целей исчисления налога на прибыль в следующих ситуациях:

а) работник приобретает электронный пассажирский билет через Интернет, при этом платеж за указанный билет производится при помощи платежной карты через Интернет.

В подтверждение расходов работник представляет работодателю следующие документы:

  • – маршрут/квитанцию, оформленную не на бланке строгой отчетности;
  • – посадочный талон;
  • – справку банка о движении денежных средств со своего счета, заверенную печатью банковского учреждения с подписью уполномоченных лиц;

б) работники, являющиеся супругами, каждый из которых имеет право на оплачиваемый проезд, оплачивают приобретенные электронные авиабилеты посредством платежной карты одного из супругов.

В подтверждение расходов работники представляют работодателю следующие документы:

  • – маршрут/квитанцию, оформленную не на бланке строгой отчетности, на каждого из супругов;
  • – посадочный талон каждого из супругов;
  • – справку банка о движении денежных средств со счета супруга, уплатившего при помощи своей платежной карты за билеты, заверенную печатью банковского учреждения с подписью уполномоченных лиц;
  • – договор поручения между супругами и расписку, составленную между супругами в свободной письменной форме;
  • – копию свидетельства о заключении брака.

2. В коллективном (трудовом) договоре не предусмотрены размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом работника к новому месту жительства в другую местность. Железная дорога в данной местности отсутствует, и транспортировка багажа осуществляется морским или речным путем.

В каком размере организации следует относить на расходы в целях исчисления налога на прибыль стоимость провоза багажа - в размере минимальной стоимости авиабилета или в размере минимальной стоимости провоза авиатранспортом 5 тонн груза, учитывая тот факт, что указанные стоимости различны?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета затрат на оплату транспортных расходов работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и сообщает следующее.

1. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п. 7 ст. 255 Кодекса для целей налогообложения прибыли учитываются фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо руководствоваться следующим.

Пунктом 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к оформленной не на бланке строгой отчетности маршрут/квитанции должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности или оформленный посредством контрольно-кассовой техники (чек).

Таким образом, при приобретении работником авиабилета, оформленного в бездокументарной форме, - электронной маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) для поездок на территории Российской Федерации и за рубеж подтверждающими документами являются в части:

а) произведенных расходов по оплате:

  • – чек контрольно-кассовой техники;
  • – слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковский карты, держателем которой является подотчетное лицо;
  • – подтверждение кредитного учреждения, в котором открыт подотчетному лицу банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета;
  • – или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности;

б) факта произведенной перевозки:

  • – распечатка электронного документа - электронная маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

2. На основании п. 12.1 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относится, в частности, стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не более 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в случае отсутствия железной дороги указанные расходы принимаются в размере минимальной стоимости проезда на воздушном транспорте), и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с работником по любым основаниям, в том числе в случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия.

Таким образом, работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при переезде к новому месту жительства законодательством гарантировано возмещение расходов не только по проезду самого работника и членов его семьи, но и возмещение расходов по провозу багажа из расчета не более 5 тонн на семью.

Учитывая изложенное, считаем, что в случае отсутствия в данной местности железной дороги при переезде работника к новому месту жительства на расходы для целей исчисления налога на прибыль следует относить затраты на провоз багажа в размере минимальной стоимости перевозки 5 тонн груза авиатранспортом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/59

наверх

Вопрос: В настоящее время индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю ювелирными изделиями и применяет режим налогообложения в виде ЕНВД. Однако в будущем планирует осуществлять скупку ювелирных изделий у населения с последующей продажей ликвидных изделий в своей розничной сети. Неликвидные ювелирные изделия будут передаваться на заводы по договору подряда, согласно которому сторонняя организация (завод) будет изготавливать для предпринимателя из давальческого сырья (лома ювелирных изделий) готовые ювелирные изделия. Оплата по данному договору подряда будет производиться предпринимателем только за выполненные работы. Полученные изделия предприниматель будет продавать только в своей розничной сети.

Какой режим налогообложения применяется при продаже ликвидных изделий, полученных из скупки в розницу, и при продаже изделий в розницу, полученных из давальческого сырья?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о возможности применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

При этом п. 2 ст. 346.26 Кодекса содержит исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Предпринимательская деятельность, связанная с приобретением у физических лиц ювелирных изделий, регулируется Правилами скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 N 444, и не предусмотрена п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

Поэтому деятельность, связанная со скупкой у населения ликвидных и неликвидных ювелирных изделий, не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.

По вопросу о порядке налогообложения предпринимательской деятельности по реализации ювелирных изделий, приобретенных у населения, через розничные торговые сети необходимо учитывать следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход переводится предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли.

Под розничной торговлей в целях применения гл. 26.3 Кодекса понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Соответственно, при соблюдении положений гл. 26.3 Кодекса предпринимательская деятельность по реализации через розничные торговые сети ювелирных изделий, приобретенных у населения, может быть признана розничной торговлей и переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

В отношении вопроса о возможности перевода на уплату единого налога на вмененный доход предпринимательской деятельности, связанной с реализацией ювелирных изделий, произведенных заводами по договорам подряда с индивидуальным предпринимателем из лома ювелирных изделий, приобретенного предпринимателем у населения (давальческого сырья), необходимо иметь в виду следующее.

Согласно ст. 346.27 Кодекса к розничной торговле не относится в том числе реализация продукции собственного производства (изготовления).

Исходя из п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Статьей 703 ГК РФ установлено, что по договору подряда могут выполняться работы по изготовлению или переработке (обработке) вещи либо выполняться другие работы с передачей их результатов заказчику. При этом по договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.

Соответственно, при дальнейшей реализации продукции, изготовленной по договору подряда с третьим лицом, заказчик выступает в качестве производителя продукции.

Таким образом, реализация продукции собственного производства, включая продукцию, произведенную из давальческого сырья, является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.

Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность, связанная с реализацией ювелирных изделий, произведенных заводами по договорам подряда с индивидуальным предпринимателем из лома ювелирных изделий, приобретенного предпринимателем у населения (давальческого сырья), в целях применения гл. 26.3 Кодекса не относится к розничной торговле и, соответственно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Также обращаем внимание, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.

При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 февраля 2010 г. N 03-11-11/27

наверх

Вопрос: В течение 2008 г. НДФЛ с доходов работника - резидента РФ, полученных от источников в РФ, удерживался по ставке 13%. В декабре 2008 г. работник приобрел статус нерезидента РФ. В связи с этим организация производит перерасчет НДФЛ по ставке 30%. При этом сумма заработной платы, полученной работником за декабрь 2008 г., не позволяет удержать налог по ставке 30% в полном объеме. Организация может удержать НДФЛ с доходов работника за 2008 г. по ставке 30% только с заработной платы, которая будет получена им в 2009 г.

Работнику выплачен аванс по заработной плате за декабрь 2008 г. В этом же месяце работник увольняется. Размер выплат, доначисленных в его пользу, при увольнении в декабре 2008 г. не позволяет удержать НДФЛ в полном объеме. Вместе с тем, после подведения итогов работы в 2008 г., в феврале 2009 г. (после увольнения) работнику была начислена и выплачена премия. Удержание НДФЛ, исчисленного с аванса работника за декабрь 2008 г., будет возможно в феврале 2009 г. при выплате дохода по итогам работы за прошедший период.

В результате ошибки бухгалтера с выплат в пользу работника в августе 2008 г. не был удержан НДФЛ. Справка о доходах данного работника с ошибочными данными представлена в налоговые органы. В августе 2009 г. бухгалтер обнаружил ошибку, осуществил перерасчет НДФЛ и представил уточненную справку 2-НДФЛ с указанием задолженности по налогу. НДФЛ может быть удержан из заработной платы работника за август 2009 г.

Во всех указанных случаях налоговый агент может удержать НДФЛ с доходов, полученных работниками в прошедшем налоговом периоде, только в следующем налоговом периоде. В связи с этим может сложиться ситуация, когда НДФЛ будет уплачен дважды: удержан налоговым агентом с доходов, полученных гражданином в следующем периоде, и самостоятельно уплачен физлицом по итогам налогового периода.

Вправе ли организация (налоговый агент) удержать в текущем налоговом периоде НДФЛ с доходов, полученных физлицами в прошедшем налоговом периоде?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу удержания налоговым агентом в текущем налоговом периоде налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в прошедшем налоговом периоде, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Согласно п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

На основании п. 5 ст. 226 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ) при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог на доходы физических лиц и сумме налога.

Таким образом, после окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивался доход физическому лицу, и письменного сообщения налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать налог на доходы физических лиц и сумме налога обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога на доходы физических лиц не установлена.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 февраля 2010 г. N 03-04-06/10-12

наверх

Вопрос: Индивидуальный предприниматель планирует оказывать следующие услуги: автотранспортные услуги; ремонт и строительство жилья и других построек; производство монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ. Получение патента предусмотрено отдельно на каждый вид деятельности, в данном случае - три патента.

Согласно п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ при применении УСН на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пять человек.

Распространяется ли ограничение численности наемных работников при применении УСН на основе патента в пять человек на все виды деятельности либо возможно привлекать не более пяти человек по каждому отдельному виду деятельности?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо о порядке применения упрощенной системы налогообложения на основе патента исходя из информации, содержащейся в письме, сообщает следующее.

В соответствии с п. 2.1 ст. 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пять человек.

Указанный предельный размер численности наемных работников должен соблюдаться индивидуальным предпринимателем независимо от количества осуществляемых им видов предпринимательской деятельности, облагаемых в рамках упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 февраля 2010 г. N 03-11-11/25

наверх

Обзор подготовлен специалистами КонсультантПлюс, все права на данный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс"

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru