КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня.

Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению // 01.07.2011

← Вернуться к списку подборок Вопросов и ответов

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос: Организация планирует заключить договор аренды нежилых помещений, право собственности организации-арендодателя на данные объекты недвижимого имущества не зарегистрировано. Вправе ли организация-арендатор учитывать в целях исчисления налога на прибыль расходы в виде арендных платежей за арендуемые нежилые помещения?

Ответ: Согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией и учитываемым в целях налогообложения прибыли, относятся расходы налогоплательщика в виде арендных платежей за арендуемое имущество.

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

При этом п. 1 ст. 607 ГК РФ предусмотрено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Статьей 608 ГК РФ определено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно положениям ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Таким образом, организация — арендатор помещений вправе учитывать для целей налогообложения прибыли расходы в виде арендных платежей, уплаченных в рамках договора аренды, заключенного в установленном законодательством порядке.

В случае отсутствия у правообладателя регистрации права собственности на арендуемое недвижимое имущество арендатор не вправе учитывать арендные платежи по указанному имуществу в составе расходов в целях налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 мая 2011 г. N 03-03-06/1/292

наверх

Вопрос: ООО является собственником ресторанного комплекса.

В настоящий период времени ООО осуществляет эксплуатацию и содержание прилегающего к ресторану земельного участка, необходимого для функционирования ресторана. Межевание данного земельного участка не проведено. Соответственно, и имущественное право на данный земельный участок не оформлено.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Возникает ли объект налогообложения по земельному налогу в данном случае?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом ст. 388 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Таким образом, обязанность уплачивать земельный налог возникает у налогоплательщика с момента регистрации за ним права собственности, либо права постоянного (бессрочного) пользования, либо права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, то есть внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Данная правовая позиция находит отражение в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 (далее — Постановление N 54).

В силу п. 1 ст. 389 Кодекса объектом налогообложения по земельному налогу является земельный участок, под которым согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Следовательно, объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован (п. 2 Постановления N 54).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 мая 2011 г. N 03-05-05-02/26

наверх

Вопрос: Организация-экспедитор оказывает по договору транспортной экспедиции транспортно- экспедиционные услуги, такие как оформление документов (погрузпоручений) и информационные услуги, в морском порту в отношении груза, вывозимого с территории РФ морским транспортом. Груз уходит на экспорт, но саму международную перевозку (морской фрахт) организация-экспедитор не организует.

Правомерно ли в указанной ситуации применение организацией нулевой ставки по НДС?

Ответ: Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров, в том числе морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг (включая оформление документов и информационные услуги), оказываемых в морском порту Российской Федерации на основании договора транспортной экспедиции российской организацией, не организующей международную перевозку вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, нормами п. 1 ст. 164 Кодекса не предусмотрено. Поэтому такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке на основании п. 3 ст. 164 Кодекса по ставке в размере 18 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 мая 2011 г. N 03-07-08/143

наверх

Вопрос: Организация в морском порту оказывает услуги по хранению и складскому обслуживанию ввозимых на территорию РФ грузов, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления, находящийся за пределами территории РФ.

Услуги по выгрузке с судов ввозимого на территорию РФ груза непосредственно организацией не осуществляются, а производятся третьими лицами — владельцами соответствующих объектов инфраструктуры порта.

Организацией в рамках договора хранения осуществляется складская обработка груза, которая наряду с прочими услугами включает перемещение груза в границах морского порта и технологическое накопление, являющиеся составными элементами перевалки груза.

Стоимость услуг организации определяется исходя из раздельной тарификации услуг по хранению (за сутки) и складской обработке (в зависимости от производимых с грузом манипуляций).

Правомерно ли применение ставки НДС 0% при оказании услуг по хранению товаров организацией, не осуществляющей работ по перевалке хранимых грузов?

Вправе ли организация с 2011 г. применять при оказании в рамках договора хранения услуг по складской обработке грузов ставку НДС 0% в соответствии с пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ?

Ответ: Согласно пп. 2.5 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, услуги по хранению товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, оказываемые в морском порту российской организацией, не осуществляющей работы по перевалке указанных товаров, на основании договора хранения, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов.

Что касается услуг по складской обработке вышеуказанных товаров, оказываемых данной организацией по договору хранения, то применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость по этим услугам п. 1 ст. 164 Кодекса не предусмотрено. Поэтому такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке на основании п. 3 ст. 164 Кодекса по ставке в размере 18 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 мая 2011 г. N 03-07-08/144

наверх

Вопрос: Руководство организации рассматривает вопрос о возможности заключения договора добровольного медицинского страхования работников, предметом которого будут организация и финансирование лечения застрахованных лиц при наступлении страхового случая.

Однако в связи с особенностями работы организации возможность заключения договоров добровольного медицинского страхования рассматривается только относительно части работников.

Может ли организация отнести при исчислении налога на прибыль к расходам на оплату труда затраты на оплату страховой премии по договору добровольного медицинского страхования, если в коллективном трудовом договоре и (или) трудовых договорах с работниками будет указано на право (но не обязанность) работодателя осуществлять добровольное медицинское страхование работников, то есть будет зафиксировано право работодателя по своему выбору определять круг лиц, подлежащих такому страхованию?

Ответ: На основании абз. 5 п. 16 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации, в частности по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года и предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, а также расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

В соответствии с п. 1 ст. 934 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

При этом должны быть соблюдены все существенные условия договора добровольного личного страхования работников, которые установлены ст. 942 ГК РФ.

Исходя из вопроса трудовым договором и (или) коллективным трудовым договором организации предусмотрено право работодателя осуществлять добровольное медицинское страхование определенного круга работников.

Согласно п. 2 ст. 942 ГК РФ при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

  • — о застрахованном лице;
  • — о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая);
  • — о размере страховой суммы;
  • — о сроке действия договора.

Таким образом, при заключении договора добровольного медицинского страхования работодателю необходимо указать в том числе застрахованных лиц. Положений, предписывающих работодателю заключать договоры добровольного медицинского страхования для всех сотрудников организации, законодательство Российской Федерации не содержит.

Учитывая изложенное, расходы на оплату страховой премии по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным в пользу определенной части работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда, учитываются в составе расходов на оплату труда на основании п. 16 ст. 255 НК РФ.

При этом ст. 255 НК РФ установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 мая 2011 г. N 03-03-06/1/284

наверх

Вопрос: ОАО приобрело недвижимое имущество (здание) для размещения в дальнейшем (после доведения до состояния, пригодного к использованию) обособленного подразделения (филиала). Филиал, выделенный на отдельный баланс и имеющий корреспондентский счет, состоит на учете в территориальном налоговом органе.

Руководством ОАО принято решение об учете указанного недвижимого имущества на балансе головной организации, а также передаче в аренду части свободных помещений третьим лицам для получения дохода головной организацией.

В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

1. Что в целях налога на прибыль подразумевается под понятием "амортизируемое имущество обособленного подразделения" в целях определения доли прибыли, приходящейся на каждое из обособленных подразделений ОАО, — амортизируемое имущество, которое непосредственно учитывается на балансе этого обособленного подразделения, или амортизируемое имущество, фактически находящееся по месту нахождения обособленного подразделения и используемое им в производственной деятельности, но числящееся на балансе головной организации?

2. Как следует определять долю прибыли при передаче в аренду свободных помещений головной организацией: в части амортизируемого имущества, используемого в производственной деятельности головной организации, или в части амортизируемого имущества, фактически находящегося и используемого в производственной деятельности обособленного подразделения (филиала)?

Ответ: 1. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, установлены ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

В соответствии с п. 2 ст. 288 Кодекса уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.

Указанные удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

При этом с учетом вышеизложенного амортизируемое имущество учитывается при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества того обособленного подразделения, в котором это имущество фактически используется для получения дохода, вне зависимости от того, на балансе какого подразделения оно учитывается.

2. Необходимым показателем для определения доли прибыли обособленного подразделения является удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в остаточной стоимости этого имущества в целом по организации.

Остаточная стоимость основных средств, числящихся в составе амортизируемого имущества, за отчетный (налоговый) период характеризуется показателем средней (среднегодовой) остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу.

Средняя (среднегодовая) остаточная стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период определяется аналогично порядку, изложенному в п. 4 ст. 376 Кодекса.

Таким образом, средняя (среднегодовая) остаточная стоимость амортизируемых основных средств рассчитывается в целом по налогоплательщику и отдельно по обособленному подразделению. На основании этих данных определяется удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения.

Согласно п. 1 ст. 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Учитывая изложенное, при расчете средней остаточной стоимости амортизируемого имущества, приходящегося на долю обособленного подразделения, учитывается амортизируемое имущество, используемое обособленным подразделением для осуществления деятельности и находящееся в собственности организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 мая 2011 г. N 03-03-06/2/77

наверх

Вопрос: ЗАО является оператором по приему платежей и действует в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Обязанность платежных субагентов по перечислению в адрес оператора по приему платежей принятых от физических лиц денежных средств обеспечивается за счет средств гарантийного фонда. Баланс гарантийного фонда должен периодически пополняться платежным субагентом и поддерживаться на определенном уровне, установленном оператором по приему платежей.

При отсутствии или недостаточности денежных средств в остатке гарантийного фонда оператор по приему платежей предоставляет платежному субагенту коммерческий кредит, при этом оператор по приему платежей самостоятельно исполняет перед поставщиком установленные обязательства по перечислению платежей, принятых платежным субагентом в пользу поставщика. Принятые платежными субагентами платежи, которые в дальнейшем перечисляются оператором по приему платежей в адрес поставщиков, являются для ЗАО транзитными по своему характеру и не связаны с оплатой реализованных товаров, работ либо услуг.

Вправе ли оператор по приему платежей в соответствии со ст. 266 НК РФ формировать резервы по сомнительным долгам, образовавшимся в результате неисполнения платежным субагентом обязательств, несвоевременного возврата сумм коммерческого кредита, в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее — Закон N 103-ФЗ) платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 4 ст. 2 Закона N 103- ФЗ).

Платежный субагент — платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 5 ст. 2 Закона N 103-ФЗ).

В целях налогового учета в состав доходов от реализации платежный агент (платежный субагент) включает сумму вознаграждения на основании п. 1 ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли организаций установлен положениями ст. 266 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Возможность формирования резерва по сомнительным долгам в связи с предоставлением оператором по приему платежей коммерческого кредита платежному субагенту положениями НК РФ не предусмотрена.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 мая 2011 г. N 03-03-06/1/283

наверх

Вопрос: О порядке учета в целях налога на прибыль расходов в виде капитальных вложений, произведенных организацией на стадии предварительного договора аренды.

Ответ: Порядок заключения предварительного договора предусмотрен ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Согласно п. 1 данной статьи ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Таким образом, предварительный договор закрепляет только намерение сторон в будущем заключить договор и, следовательно, расходы, произведенные на стадии предварительного договора, при определении налоговой базы не учитываются.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ в целях налогообложения прибыли амортизируемым имуществом также признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.

Следовательно, для целей налогообложения прибыли указанные расходы могут быть признаны только после заключения договора аренды.

Учитывая изложенное, расходы в виде капитальных вложений, произведенные организацией на стадии предварительного договора аренды, могут быть учтены ею с момента заключения основного договора в порядке, предусмотренном НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/231

наверх

Вопрос: Иностранная организация имеет на территории РФ аккредитованное представительство, через которое осуществляет деятельность подготовительного и вспомогательного характера в отношении головного офиса, находящегося в Великобритании.

Предпринимательская деятельность на территории РФ не осуществляется, доходы из источников в РФ отсутствуют. Иностранная организация состоит на учете в налоговом органе по месту регистрации представительства. В ближайшее время иностранная организация планирует открыть отделение представительства, которое будет находиться в другом субъекте РФ. По месту нахождения отделения представительства организация планирует встать на учет в налоговом органе. Отделение представительства не будет регистрироваться и аккредитовываться как отдельное представительство, оно будет осуществлять деятельность подготовительного и вспомогательного характера и не будет получать доходы их источников в РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу на прибыль, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей.

Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ, данный перечень является закрытым, что указывает на то, что организации, не отвечающие требованиям, установленным в указанной норме, не могут быть признаны налогоплательщиками налога на прибыль.

В соответствии с п. 1 ст. 306 НК РФ иностранная организация обязана уплачивать налог на прибыль, если она осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации или если она осуществляет предпринимательскую деятельность, не связанную с деятельностью через постоянное представительство в РФ, и получает доход из источников в РФ.

Таким образом, в соответствии с действующим налоговым законодательством иностранные организации могут быть признаны налогоплательщиками налога на прибыль только при условии наличия у них на территории РФ источников дохода или их постоянного представительства на территории РФ, осуществляющего предпринимательскую деятельность, указанную в п. 2 ст. 306 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 306 НК РФ при осуществлении иностранной организацией на территории РФ деятельности подготовительного и вспомогательного характера и при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 ст. 306 НК РФ, она не может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства.

Обязана ли иностранная организация подавать налоговую декларацию по налогу на прибыль в соответствии со ст. 289 НК РФ по месту постановки на учет представительства?

Обязана ли иностранная организация подавать налоговую декларацию по налогу на прибыль по месту постановки на учет отделения представительства?

Ответ: Согласно ст. 80 и п. 1 ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога.

Таким образом, иностранные организации, деятельность которых на территории Российской Федерации не приводит к образованию постоянного представительства, как оно определено в ст. 306 Кодекса, не освобождаются от обязанности по представлению налоговой декларации по налогу на прибыль в налоговые органы Российской Федерации.

Налоговая декларация по налогу на прибыль представляется иностранной организацией в налоговый орган по месту постановки на учет в сроки, установленные ст. 289 Кодекса. Форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации утверждена Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1.

В Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации (Приказ МНС России от 07.03.2002 N БГ-3-23/118 с последующими изменениями и дополнениями) указано, что налоговая декларация заполняется всеми иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации, состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации. При этом иностранными организациями, имеющими отделения, но не осуществляющими предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, заполняются разд. 2 — 3.

Таким образом, налоговая декларация по налогу прибыль иностранной организации представляется в налоговый орган, в котором иностранная организация состоит на налоговом учете, независимо от того обстоятельства, что такая организация может вести только подготовительно-вспомогательную деятельность.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 мая 2011 г. N 03-03-06/1/310

наверх

Вопрос: Банк по договорам брокерского обслуживания совершает операции купли-продажи ценных бумаг в интересах физических лиц.

Часто физические лица переводят в банк ценные бумаги из депозитариев других организаций, и на момент продажи у банка не всегда имеются документы, подтверждающие расходы по приобретению данных бумаг. В таких случаях банк исчисляет НДФЛ с полной суммы выплачиваемого дохода и перечисляет его в бюджет.

Через некоторое время (в течение налогового периода) физические лица представляют в банк документы, подтверждающие расходы на приобретение ценных бумаг, и заявление о возврате излишне удержанного НДФЛ.

Считается ли сумма НДФЛ, удержанная банком в установленном порядке в момент продажи ценных бумаг, излишне удержанной согласно ст. 231 НК РФ? Вправе ли банк вернуть сумму НДФЛ физическому лицу за счет сумм НДФЛ, подлежащих уплате с доходов как данного, так и иных налогоплательщиков?

Ответ: Абзацем 3 п. 18 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при определении налоговым агентом налоговой базы по операциям с ценными бумагами налоговый агент на основании заявления налогоплательщика может учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента, в том числе до заключения договора с налоговым агентом, при наличии которого последний осуществляет определение налоговой базы налогоплательщика.

В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых данное физическое лицо — налогоплательщик произвело соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода права собственности налогоплательщика на соответствующие ценные бумаги, факт и сумму оплаты соответствующих расходов. В случаях представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан хранить копии таких документов.

При выплате налоговым агентом денежных средств (дохода в натуральной форме) до истечения налогового периода налог исчисляется с налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 214.1 Кодекса.

Налоговые агенты исчисляют, удерживают и перечисляют удержанный у налогоплательщика налог не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, с даты истечения срока действия последнего договора, заключенного налогоплательщиком с налоговым агентом, при наличии которого последний осуществляет исчисление суммы налога, или с даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг).

Выплатой дохода в натуральной форме в целях п. 18 ст. 214.1 Кодекса признается передача налоговым агентом налогоплательщику ценных бумаг со счета депо (лицевого счета) налогового агента или счета депо (лицевого счета) налогоплательщика, по которым налоговый агент наделен правом распоряжения.

Исчисление суммы налога, подлежащей удержанию, производится исходя из финансового результата, рассчитанного нарастающим итогом. Если финансовый результат, исчисленный нарастающим итогом, превышает сумму дохода в натуральной форме, налог исчисляется с суммы текущей выплаты.

В соответствии с п. 12 ст. 214.1 Кодекса финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п. 10 данной статьи.

Согласно абз. 11 п. 18 ст. 214.1 Кодекса при выплате дохода в натуральной форме сумма выплаты определяется в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение передаваемых налогоплательщику ценных бумаг.

Таким образом, при переводе налогоплательщиком ценных бумаг из депозитария одного налогового агента в депозитарий другого налогового агента первый налоговый агент должен рассчитать налоговую базу и исчислить сумму налога с учетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение указанных ценных бумаг.

Повторный учет расходов на приобретение ценных бумаг, переданных из депозитария одного налогового агента в депозитарий другого налогового агента, у последнего налогового агента не допускается.

В случае если расходы по приобретению ценных бумаг ранее не учитывались при определении налоговой базы, они могут быть учтены налоговым агентом при наличии соответствующего заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих фактически произведенные расходы.

При этом, если налогоплательщиком не были своевременно представлены вышеуказанные документы, суммы налога, исчисленные налоговым агентом без их учета, не являются излишне удержанными и, соответственно, положения ст. 231 Кодекса в таких случаях не применяются.

Вместе с тем в соответствии с абз. 13 п. 18 ст. 214.1 Кодекса финансовый результат рассчитывается нарастающим итогом.

При выплате налогоплательщику налоговым агентом денежных средств (дохода в натуральной форме) более одного раза в течение налогового периода исчисление суммы налога также производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога.

Таким образом, при неоднократной выплате дохода расходы по приобретению ценных бумаг, не учтенные ранее при определении налоговой базы вследствие непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих их фактическое осуществление, могут быть учтены при последующих выплатах дохода налоговым агентом, в том числе при выплате налоговым агентом дохода в натуральной форме.

Если выплат дохода после представления налогоплательщиком налоговому агенту документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, до окончания налогового периода не производится, налогоплательщик вправе учесть эти расходы при подаче налоговой декларации в налоговый орган.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 мая 2011 г. N 03-04-06/4-124

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru