КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Подписаться на обзоры законодательства

Новые документы для бухгалтера // 27.01.2010

 

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Установлены правила учета страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством >>>

2. Утверждены формы документов для зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов >>>

3. Утвержден порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в качестве страхователей в органах ФСС России >>>

4. Изменения в КБК по доходам, администратором которых являются налоговые органы >>>

5. По основным средствам, выявленным в ходе инвентаризации, не может применяться амортизационная премия >>>

 

Комментарии

1. По мнению Минфина России, передача арендодателю неотделимых улучшений арендуемого имущества на безвозмездной основе облагается НДС >>>

2. Учет в расходах на УСН стоимости основных средств после смены объекта налогообложения - разъяснения Минфина России >>>

 

Судебное решение недели

Признание процентов ранее сроков, предусмотренных договором займа, неправомерно >>>

 

 

 

Новости

 

1. Установлены правила учета страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Приказ Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 N 908н "Об утверждении Порядка учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

 

В связи с заменой ЕСН страховыми взносами (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) во многие законодательные акты внесены соответствующие поправки. Так, в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ введена ст. 4.8, согласно которой страхователи должны вести учет взносов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. Такой порядок утвержден рассматриваемым Приказом Минздравсоцразвития России.

В соответствии с законодательством о бухучете страхователи обязаны учитывать суммы начисленных и уплаченных (перечисленных) страховых взносов (пеней и штрафов), произведенных расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом ФСС России по месту регистрации.

По итогам каждого календарного месяца определяется сумма исчисленных ежемесячных обязательных платежей по взносам: из величины выплат, начисленных в пользу физлица с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов взносов вычитается сумма ежемесячных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Страхователи должны осуществлять учет расходов в виде пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медучреждения в ранние сроки беременности, и при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ним, социального пособия на погребение. Расходы на выплату страхового обеспечения можно учесть только в счет уплаты взносов, причем не допускается учет таких расходов в счет пеней, начисленных за нарушение срока уплаты взносов, а также сумм штрафов за совершение правонарушений.

Все данные об учете указанных страховых взносов отражаются страхователями в расчете по форме-4 ФСС (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н).

Приказ Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 N 908н вступает в силу 2 февраля 2010 г. (п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

 

2. Утверждены формы документов для зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов

Приказ Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов"

 

Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ), который регулирует порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, предусмотрена возможность зачета или возврата излишне уплаченных взносов (пеней, штрафов). Отметим, что в случае переплаты взносов заявление об их зачете или возврате следует составлять только по установленной форме (ч. 6, 11 ст. 26, ч. 3 ст. 27 Закона N 212-ФЗ). Результаты совместной сверки расчетов по страховым взносам также оформляются в определенном уполномоченным органом виде (ч. 5 ст. 26 Закона N 212-ФЗ). Кроме того, Минздравсоцразвития России утверждает формы для решений органов контроля о зачете или возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы взносов, пеней и штрафов (ч. 7 ст. 26, ч. 3 ст. 27 Закона N 212-ФЗ). Все указанные формы утверждены рассматриваемым Приказом Минздравсоцразвития России во исполнение Закона N 212-ФЗ.

Напомним, что в соответствии со ст. 3 Закона N 212-ФЗ администратором пенсионных взносов (уплачиваемых в ПФР) и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (уплачиваемых в ФОМС) является Пенсионный фонд РФ, а взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (уплачиваемых в ФСС РФ) - Фонд социального страхования РФ. Поэтому данным Приказом утверждены формы заявлений о зачете (возврате) для обращения плательщиков как в ПФР, так и в ФСС РФ, а также отдельные формы соответствующих решений этих органов, применяемые при зачете (возврате) страховых взносов.

Приказ Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н вступит в силу по истечении 10 дней после даты официального опубликования (на 26.01.2010 не опубликован).

 

3. Утвержден порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в качестве страхователей в органах ФСС России

Приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 959н "О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям"

 

Рассматриваемый Приказ принят в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Утверждены сразу два порядка регистрации и снятия с учета в органах ФСС: для страхователей - юридических лиц и физлиц, заключивших трудовой договор с работником, а также для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Итак, обязательно должны быть зарегистрированы:

- юрлица по месту нахождения их обособленных подразделений, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу граждан;

- физлица, заключившие трудовой договор с работником, - по месту своего жительства.

Приведен перечень документов, которые представляются в территориальный орган ФСС России для регистрации в качестве страхователя. Установлена форма заявления (для организаций - приложение N 1, для физлица - приложение N 2), которое подается вместе с документами. Заявление и документы организации должны представить в течение 30 дней с даты создания обособленного подразделения, а физлица - не позднее 10 дней с момента заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников. Органы ФСС России осуществляют регистрацию в течение пяти рабочих дней с момента поступления заявления и документов. Страхователю присваивается регистрационный номер, а данные о нем вносятся в специальный реестр. Снятие с регистрационного учета осуществляется в 14-дневный срок со дня подачи соответствующего заявления страхователя (форма решения о снятии с учета юрлиц дана в приложении N 5, физлица - в приложении N 6).

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, частнопрактикующие нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера добровольно вступают в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают страховые взносы за себя. Их регистрация производится также при подаче заявления (по специальной форме, приведенной в приложении) и перечисленных в Приказе документов. В случае неуплаты либо неполной уплаты страховых взносов в ФСС за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года территориальные органы принимают решение о снятии страхователя с регистрационного учета (форма в приложении N 4).

Приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 959н вступает в силу по истечении 10 дней после даты официального опубликования (на 26.01.2010 опубликован не был).

 

4. Изменения в КБК по доходам, администратором которых являются налоговые органы

Приказ ФНС России от 31.12.2009 N ММ-7-1/722@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643"

 

С 2010 г. администрирование пенсионных взносов (уплачиваемых в ПФР) и взносов на обязательное медицинское страхование (уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования) осуществляет Пенсионный фонд РФ, а взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (уплачиваемых в ФСС) - Фонд социального страхования РФ (ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Налоговые органы больше не являются администратором доходов внебюджетных фондов. Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ права и обязанности участников налоговых отношений по налоговым периодам по ЕСН, истекшим до 01.01.2010, осуществляются в порядке, который установлен гл. 24 НК РФ, действовавшей до этой даты. Поэтому в 2010 г. в налоговые органы требуется представить декларации за 2009 г. по ЕСН и пенсионным взносам. Также не позднее 15.01.2010 необходимо было перечислить последний авансовый платеж по ЕСН и пенсионным взносам за декабрь 2009 г.

При оформлении платежных документов, налоговых деклараций нужно учитывать изменения, внесенные в Приказ ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643. С 1 января 2010 г. указываются следующие коды бюджетной классификации:

- 182 1 09 09010 01 0000 110 - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет;

- 182 1 09 09020 07 0000 110 - ЕСН, зачисляемый в ФСС;

- 182 1 09 09030 08 0000 110 - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС;

- 182 1 09 09040 09 0000 110 - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС.

 

5. По основным средствам, выявленным в ходе инвентаризации, не может применяться амортизационная премия

Письмо Минфина России от 29.12.2009 N 03-03-06/1/829

 

Компании, которые выявили в ходе инвентаризации неучтенные основные средства, вправе начислять по ним амортизацию. Первоначальная стоимость таких ОС определяется как их рыночная цена (п. 1 ст. 257, п. 20 ст. 250 НК РФ). Вправе ли организация признать в расходах амортизационную премию по данному имуществу?

В рассматриваемом Письме Минфин дал отрицательный ответ на этот вопрос. В соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ применение амортизационной премии - это единовременный учет в расходах не более 10 процентов (не более 30 процентов - по ОС 3 - 7 амортизационных групп) от затрат на капитальные вложения. Поскольку расходы на капитальные вложения в данном случае отсутствуют, амортизационная премия не применяется.

 

 

 

Комментарии

 

1. По мнению Минфина России, передача арендодателю неотделимых улучшений арендуемого имущества на безвозмездной основе облагается НДС

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 31.12.2009 N 03-07-11/341

 

Комментарий:

На практике нередки ситуации, когда по договору аренды нежилых помещений последние передаются арендодателем без отделки. С его согласия арендатор за счет собственных средств производит неотделимые улучшения арендованного имущества. При этом если по условиям договора аренды при его расторжении арендатору не выплачивается компенсация стоимости этих улучшений, то они передаются арендодателю безвозмездно. Возникает ли в данном случае объект обложения НДС?

Ответ финансового ведомства на данный вопрос однозначен. В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией. Соответственно, безвозмездная передача неотделимых улучшений арендуемого имущества облагается НДС. Аналогичный вывод содержится в Письмах Минфина России от 05.11.2009 N 03-07-11/282, от 16.10.2006 N 03-03-04/2/218. Некоторые арбитражные суды подтверждают такой подход (подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС).

Вместе с тем изложенная выше точка зрения является спорной. Действительно, для целей НДС передача товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе признается реализацией. Однако следует разобраться, что же собой представляют неотделимые улучшения арендованного имущества.

Отношения по договору аренды регулируются гражданским законодательством. Договор аренды является возмездным (ст. 606 ГК РФ). Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды (ст. 616 ГК РФ). После прекращения договора арендатор имеет право на возмещение стоимости неотделимых улучшений, которые выполнены им с согласия арендодателя. Но договором может быть установлено иное (п. 2 ст. 623 ГК РФ). Согласно ст. 622 ГК РФ арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором аренды. Как уже отмечалось, условием данного договора является согласие арендодателя на осуществление арендатором неотделимых улучшений имущества с возмещением их стоимости или без него. Следовательно, на проведение указанных работ другой договор не заключается и отдельные акты на передачу их результатов арендодателю не составляются. Результаты таких работ передаются именно в рамках договора аренды, предусматривающего возможность их проведения.

Кроме того, поскольку неотделимые улучшения арендованного имущества не являются самостоятельным объектом, их нельзя признать товаром для целей налогообложения (п. 3 ст. 38 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 38 НК РФ работа - это деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей налогоплательщика. Неотделимые улучшения арендатор выполняет для себя и пользуется их результатами сам. Таким образом, при расторжении договора аренды и возврате имущества арендодателю вместе с произведенными улучшениями результаты выполненных работ одним лицом другому не передаются, т.е. реализации работ нет (п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Следует отметить, что решений арбитражных судов, в которых поддержан такой подход, мало (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.09.2009 N А56-39570/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.08.2008 N А33-3889/07-03АП-1875/07-Ф02-4036/08, ФАС Московского округа от 30.09.2008 N КА-А40/9153-08). Поэтому арендатору, который при расторжении договора аренды не уплатил в бюджет НДС с безвозмездной передачи неотделимых улучшений арендодателю, будет сложно отстоять свою правоту в суде.

 

2. Учет в расходах на УСН стоимости основных средств после смены объекта налогообложения - разъяснения Минфина России

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 29.12.2009 N 03-11-06/2/268

 

Комментарий:

При применении УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" налогоплательщики вправе учесть затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В расходах признаются затраты по основным средствам, которые приобретаются в период применения УСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ), а также остаточная стоимость ОС, приобретенных до перехода на упрощенную систему налогообложения (пп. 3 п. 3 ст. 346.16 Кодекса).

Организация обратилась в Минфин за разъяснениями по следующей ситуации. Изначально ею применялась общая система налогообложения, после чего компания перешла на УСН с объектом налогообложения "доходы". Впоследствии объект был изменен на "доходы минус расходы". Вправе ли компания в период применения УСН с объектом "доходы минус расходы" учесть остаточную стоимость ОС, приобретенных на общем режиме налогообложения, а также тех основных средств, которые были куплены в период применения УСН с объектом "доходы"?

Финансовое ведомство дало отрицательный ответ в обоих случаях. В соответствии с п. 4 ст. 346.17 НК РФ в случае смены объекта налогообложения "доходы" на "доходы минус расходы" затраты, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект "доходы", при исчислении налоговой базы не учитываются. Поэтому, как указывает Минфин, остаточная стоимость основных средств, приобретенных при применении УСН с объектом "доходы", после смены объекта налогообложения признаваться не может. Если организация перешла с общего режима налогообложения на УСН с объектом "доходы", а затем сменила объект налогообложения, то остаточная стоимость ОС, приобретенных на общем режиме, также не определяется.

В первом случае позиция Минфина правомерна. Помимо п. 4 ст. 346.17 НК РФ, на который ссылается финансовое ведомство, необходимо обратить внимание также на п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ. В нем указано, что при смене объекта налогообложения (с "доходы" на "доходы минус расходы") на дату такого перехода остаточная стоимость ОС, приобретенных при применении УСН с объектом "доходы", не определяется. Следовательно, учесть в расходах стоимость данных ОС действительно нельзя.

В то же время в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено никаких ограничений на признание в расходах (после смены объекта налогообложения "доходы" на "доходы минус расходы") стоимости тех ОС, которые были приобретены до перехода на УСН. Пункт 4 ст. 346.17 НК РФ содержит запрет на учет расходов, понесенных в период применения УСН с объектом "доходы". В соответствии с п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ также ограничивается возможность определить остаточную стоимость (и, как следствие, учесть ее в расходах) только в отношении основных средств, приобретенных на УСН с объектом "доходы". Поэтому организация вправе признать остаточную стоимость ОС, приобретенных до перехода на УСН, после смены объекта налогообложения на "доходы минус расходы". Ранее Минфин России признавал за налогоплательщиками такую возможность (Письмо от 22.12.2006 N 03-11-04/2/292).

При этом возникает другой вопрос: какая часть стоимости данных основных средств может быть учтена в расходах и в каком порядке? В пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ говорится следующее. По основным средствам, срок полезного использования которых менее трех лет, затраты учитываются в течение первого календарного года применения УСН. Расходы на приобретение (создание) ОС со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно признаются частями: 50 процентов стоимости - в первый календарный год применения УСН, 30 процентов - во второй и 20 процентов - в третий. Если срок полезного использования основного средства свыше 15 лет, его остаточная стоимость учитывается в расходах в течение первых 10 лет применения УСН равными долями.

Отметим, что в данном случае в Налоговом кодексе РФ начало признания расходов связано именно с началом применения упрощенной системы налогообложения. Поэтому, например, учесть расходы по ОС со сроком полезного использования до трех лет после смены объекта налогообложения нельзя. Они могут быть признаны только в первый календарный год применения УСН, а в этот период использовался объект налогообложения "доходы". По иным же основным средствам в расходах может быть учтена только та часть стоимости, которая по правилам пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ приходится на период применения УСН с объектом "доходы минус расходы". Так, если организация сменила объект налогообложения (делать это можно ежегодно - п. 2 ст. 346.14 НК РФ) после двух лет применения УСН, то по основным средствам со сроком полезного использования от 3 до 15 лет в расходах можно признать только 20 процентов их остаточной стоимости, а по ОС, срок полезного использования которых свыше 15 лет, - 80 процентов, приходящихся на следующие восемь лет применения спецрежима.

 

 

 

Судебное решение недели

 

Признание процентов ранее сроков, предусмотренных договором займа, неправомерно

(Постановление Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 N 11200/09)

 

Налогоплательщик заключил в 2001 г. договор займа, проценты за пользование которым должны быть уплачены с 2010 по 2014 г. Однако спорные проценты были перечислены и включены им во внереализационные расходы в 2005 - 2006 гг. Инспекция сочла такие действия неправомерными и доначислила налог на прибыль. Организация, не согласившись с решением налогового органа, обратилась в суд.

ВАС РФ отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, мотивируя это следующим. Положения ст. ст. 252, 272 и 328 НК РФ устанавливают правило, согласно которому налоговая база конкретного периода формируется с учетом доходов и расходов, относящихся к этому периоду, а также исходя из того, когда такие расходы и доходы должны образоваться в силу договора или иных особенностей, предусмотренных гл. 25 НК РФ. Поскольку затраты в виде процентов не могли возникнуть ранее установленного договором срока, учет их при исчислении налога на прибыль за 2005 - 2006 гг. неправомерен.

Аналогичной судебной практики нет.

 

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru