Заказать полные тексты данных документов Вы можете в компании «КонсультантПлюсКоми» по телефонам: в Сыктывкаре — (8212) 24-64-36, 29-15-51, Ухте — (82147) 5-30-96, 64-0-64, Печоре — (82142) 3-11-85, Усинске — (82144) 44-888, Воркуте — (82151) 3-24-73.
- Минфин России: при применении вычета НДС в случае отсутствия в периоде налоговой базы необходимо руководствоваться позицией ВАС РФ, согласно которой реализация товаров, работ и услуг в том же налоговом периоде не является условием применения вычета
- Введены в действие несколько новых документов МСФО
- Расходы на содержание автомобилей учитываются на основании путевых листов
- Процент отчислений в резерв на оплату отпусков можно предварительно рассчитывать по каждому подразделению организации
- Затраты на замену лифта можно учесть единовременно в качестве расходов на капитальный ремонт здания
1.Минфин России: при применении вычета НДС в случае отсутствия в периоде налоговой базы необходимо руководствоваться позицией ВАС РФ, согласно которой реализация товаров, работ и услуг в том же налоговом периоде не является условием применения вычета
- Письмо Минфина России от 19.11.2012 N 03-07-15/148;
- Письмо ФНС России от 07.12.2012 N ЕД-4-3/20687@ "О направлении письма Минфина России"
Вопрос о возможности применения вычета НДС при отсутствии в налоговом периоде облагаемых НДС операций является спорным уже долгое время. Он возник в связи с тем, что в соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ на вычеты уменьшается исчисленная сумма налога, а применение вычета в случае, если сумма налога не исчислялась, в Налоговом кодексе РФ не урегулировано. Более шести лет назад Президиум ВАС РФ в Постановлении от 03.05.2006 N 14996/05 указал, что реализация товаров, работ и услуг в том же налоговом периоде не является условием применения вычета, однако Минфин России продолжал настаивать на обратном (см., например, Письма от 14.12.2011 N 03-07-14/124, от 08.12.2010 N 03-07-11/479, от 29.07.2010 N 03-07-11/317, от 01.10.2009 N 03-07-11/245). При этом суды были преимущественно на стороне налогоплательщика.
В 2012 г. с позицией ВАС РФ согласилось главное налоговое ведомство страны (см. Письмо ФНС России от 28.02.2012 N ЕД-3-3/631@). Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС. Теперь ведомства решили согласовать свои позиции.
В рассматриваемом Письме Минфин России указал, что в целях исключения налоговых споров при решении вопроса о применении вычета в случае, когда в соответствующем периоде база по НДС отсутствует, целесообразно руководствоваться Постановлением Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05. В то же время финансовое ведомство предостерегает налоговиков, что указанный подход может спровоцировать недобросовестных налогоплательщиков на злоупотребления (такие организации будут ликвидироваться после получения вычета). В связи с этим Минфин России призывает контролирующие органы обращать особое внимание на применение вычета в крупных суммах при отсутствии налоговой базы.
Кроме того, необходимо отметить следующее. Минфин России полагает, что в связи с таким согласованием позиций ведомств налоговые органы не должны отказывать в применении вычетов налогоплательщикам, воспользовавшимся ими в тех налоговых периодах, в которых возникла налоговая база.
Рассматриваемое Письмо ФНС России направила нижестоящим налоговым органам.
наверх2.Введены в действие несколько новых документов МСФО
- Приказ Минфина России от 31.10.2012 N 143н "О введении в действие документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации"
Составление консолидированной бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО является обязательным лишь для некоторых организаций (Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ). Вместе с тем учитывать международные стандарты при формировании учетной политики должны все организации, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
В соответствии с приложениями N 2 — 5 к Приказу Минфина России от 31.10.2012 N 143н (далее — Приказ) поправки вносятся в следующие документы:
- МСФО (IFRS) 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности" — Приложением N 2 "Займы, предоставленные государством";
- МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации", МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление информации" — Приложением N 3 "Раскрытие информации — взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств";
- МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность", МСФО (IFRS) 11 "Совместная деятельность", МСФО (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других предприятиях" — Приложением N 4 "Консолидированная финансовая отчетность, совместная деятельность и раскрытие информации об участии в других предприятиях: Руководство по переходным положениям";
- МСФО (IFRS) 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности", МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности", МСФО (IAS) 16 "Основные средства", МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление информации", МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность", КРМФО (IFRIC) 2 "Доли участников в кооперативных предприятиях и аналогичные инструменты" — Приложением N 5 "Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2009 — 2011 гг.".
Рассматриваемый Приказ также вводит в действие разъяснение КРМФО (IFRIC) 20 "Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения" (Приложение N 1 к Приказу). Этот документ применяется в отношении затрат, связанных с удалением пустых пород, если такие расходы возникают на этапе эксплуатации месторождения при ведении открытых разработок.
Утвержденные документы вступают в силу для обязательного применения в определенные в них сроки. В добровольном порядке ими можно руководствоваться с момента официального опубликования ("Российская газета", 21.12.2012).
наверх3.Расходы на содержание автомобилей учитываются на основании путевых листов
- Письмо Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51
Минфин России разъяснил порядок документального подтверждения в целях налога на прибыль расходов, связанных с содержанием автомобилей, которые используются в деятельности автотранспортных и иных организаций.
Финансовое ведомство указало, что документом, подтверждающим данные затраты, является путевой лист. Для профессиональных перевозчиков его использование в комплекте первичной учетной документации является обязательным, соответствующая форма путевого листа утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее — Постановление N 78). Согласно этому Постановлению путевой лист выдается только на один день или на смену. Выдача листа на более длительный срок предусмотрена в случаях командировок, если водитель выполняет задание в течение нескольких суток (смен).
Для организаций, не являющихся профессиональными перевозчиками, обязательной формы путевого листа не установлено, следовательно, по мнению Минфина России, такие компании вправе самостоятельно разработать и утвердить его форму. Однако в ней должны быть отражены все реквизиты, которые предусмотрены п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в отношении первичных учетных документов, а именно: наименование документа, дата его составления, наименование организации, содержание и измерители хозяйственной операции, наименование должностей и подписи ответственных лиц. Отметим, что с 1 января 2013 г. вступает в силу новый закон о бухучете (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ), в ч. 2 ст. 9 которого также установлены обязательные реквизиты первичного документа.
Кроме того, финансовое ведомство сослалось на Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152, которым утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее — Порядок) для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства. К данным реквизитам относятся наименование и номер путевого листа, срок его действия, сведения о транспортном средстве, его собственнике или владельце, а также о водителе.
Как отметил Минфин России, документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности расходов. Нетранспортные организации вправе оформить путевой лист на любой срок, не превышающий одного месяца (п. 10 Порядка).
наверх4.Процент отчислений в резерв на оплату отпусков можно предварительно рассчитывать по каждому подразделению организации
- Письмо Минфина России от 07.12.2012 N 03-03-06/1/632
Налогоплательщики вправе создавать в налоговом учете резерв на оплату отпусков работников. В учетной политике предусматриваются способ резервирования, предельная сумма и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв (п. 1 ст. 324.1 НК РФ). Для этого составляется специальный расчет (смета) ежемесячных отчислений. Процент отчислений определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
Минфин России разъяснил, что процент отчислений может предварительно рассчитываться по каждому подразделению организации, но резерв на оплату отпусков формируется по организации в целом.
Напомним, что расходы на формирование резерва на оплату отпусков включаются в состав расходов на оплату труда ежемесячно (п. 24 ст. 255, п. 4 ст. 272, п. 2 ст. 324.1 НК РФ).
наверх5.Затраты на замену лифта можно учесть единовременно в качестве расходов на капитальный ремонт здания
- Письмо Минфина России от 05.12.2012 N 03-03-06/1/628
Организация заменила лифт, который учитывался в составе единого инвентарного объекта — здания. Основные технические параметры нового лифта остались прежними. У организации возник вопрос: как учесть затраты на замену лифта?
В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что лифт может учитываться в составе единого инвентарного объекта — здания (ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359). Поскольку в результате замены лифта функциональные характеристики здания остались прежними, то расходы на замену лифта можно отнести к расходам на капитальный ремонт здания. Данные затраты учитываются в том периоде, в котором они были понесены (п. 1 ст. 260 НК РФ).
Правомерность данного вывода подтверждается Постановлением ФАС Московского округа от 01.12.2010 N А40-15827/10-116-96 (Определением ВАС РФ от 17.03.2011 N ВАС-2814/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
наверх
1.Можно ли в целях налога на прибыль учесть НДС, уплаченный с невозвращенных покупателям авансов, которые списываются по истечении срока исковой давности?
Название документа:Минфин России рассмотрел ситуацию, которая нередко встречается на практике, но законодательно не урегулирована: организация уплатила в бюджет НДС с авансовых платежей, полученных в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), но обязательства перед контрагентом не исполнила (либо исполнила частично) и предоплату не возвратила. По истечении срока исковой давности компания включает во внереализационные доходы невостребованную кредиторскую задолженность, а вопрос об учете для целей налогообложения уплаченного в бюджет НДС остается неясным в связи со следующим.
Как указало финансовое ведомство, принять к вычету НДС, уплаченный с невостребованного аванса, который списывается по истечении срока исковой давности, нельзя. Это связано с тем, что в Налоговом кодексе РФ для применения вычетов с авансов предусмотрено только два случая:
Данные основания к рассматриваемой ситуации неприменимы.
Кроме того, как считает Минфин России, суммы НДС по полученным и невозвращенным авансам, списанным в связи с истечением срока исковой давности, нельзя признать в составе внереализационных расходов. Это объясняется тем, что согласно подп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ не принятый к вычету НДС учитывается в расходах, только если он относится к кредиторской задолженности по поставленным материально-производственным запасам, работам, услугам в случае списания в доходы кредиторской задолженности по ним. Других оснований для включения во внереализационные расходы НДС с авансовых платежей, которые списываются в связи с истечением срока исковой давности, по мнению финансового ведомства, в гл. 25 НК РФ не предусмотрено.
Ранее Минфин России уже давал подобные разъяснения (Письмо от 10.02.2010 N 03-03-06/1/58).
Однако такая точка зрения является спорной.
Действительно, Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрена возможность учесть в расходах НДС с невостребованного покупателем аванса, включаемого по истечении срока исковой давности в доходы. В то же время перечень внереализационных расходов является открытым, поэтому при списании кредиторской задолженности сумму НДС можно признать в расходах на основании подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ. Следует отметить, что применить данную норму на момент получения предоплаты нельзя, поскольку согласно п. 19 ст. 270 НК РФ налог, предъявленный покупателю в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в расходах не учитывается. Однако на момент списания кредиторской задолженности поступившая налогоплательщику денежная сумма не может рассматриваться в качестве аванса, так как товар не поставлялся (работы не выполнялись, услуги не оказывались). Значит, и НДС с этой суммы не является предъявленным в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
К аналогичному выводу приходят и некоторые арбитражные суды (Постановления ФАС Московского округа от 19.03.2012 N А40-75954/11-115-241, ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2011 N А42-9052/2010). При этом суды принимают во внимание п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В то же время другие арбитражные суды к решению данного вопроса подходят иначе. По их мнению, уплаченный с аванса в бюджет НДС не может являться доходом налогоплательщика. Согласно абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю. Следовательно, сумма НДС с предоплаты, предъявленная в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 168 НК РФ, исключается из суммы дохода, признаваемого при списании кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности. Кроме того, в силу ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода, а исчисленная и уплаченная в бюджет сумма НДС таковой не является. Данный вывод подтверждается ФАС Московского округа в Постановлениях от 04.04.2012 N А40-24625/11-90-105, от 21.09.2009 N А40-2059/09-4-8.
Таким образом, НДС, уплаченный с невозвращенного покупателю аванса, который списывается в связи с истечением срока исковой давности, можно учесть для целей налога на прибыль одним из следующих способов:
Однако любой из предложенных вариантов может привести к спорам с налоговыми органами, если принять во внимание, что финансовое ведомство придерживается другой позиции.
наверх2.Порядок учета применяющим УСН с объектом "доходы" предпринимателем выручки от реализации, полученной в рамках агентского договора
Название документа:В Минфин России обратился предприниматель, применяющий УСН с объектом "доходы" и реализующий через посредника собственное программное обеспечение. Согласно условиям договора выручка от продажи поступает на счет агента, который удерживает свое вознаграждение, а оставшуюся сумму перечисляет на счет предпринимателя. Какая сумма выручки, полученной от реализации программного обеспечения, включается в доходы: с учетом вознаграждения агента или без учета такого вознаграждения?
В комментируемом Письме финансовое ведомство разъяснило, что предприниматель должен учесть в доходах всю сумму выручки от реализации программного обеспечения, включая агентское вознаграждение. Данный вывод обоснован тем, что в целях УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ), а этой статьей не предусмотрено уменьшения дохода принципала на сумму вознаграждения агента. Аналогичный вывод содержится в Письме ФНС России от 11.10.2010 N ЯК-17-3/1378@.
Однако такая точка зрения является спорной.
Если руководствоваться официальным подходом, то принципал должен учесть выручку в доходах на дату ее поступления на счет агента (в частности, такой вывод сделан в указанном Письме ФНС России). Действительно, в п. 1 ст. 346.17 НК РФ установлено, что при применении УСН датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счет в банке.
Однако в данной норме не уточняется, на чей именно счет (принципала или агента) должны поступить денежные средства при реализации в рамках посреднических договоров. Поэтому предприниматель, руководствуясь указанным пунктом, может учесть доходы, полученные от реализации в рамках посреднических договоров, на момент поступления денежных средств на его счет. Такой вывод подтверждается Постановлением ФАС Уральского округа от 09.09.2010 N Ф09-7027/10-С2.
Поскольку выручка поступила уже за вычетом агентского вознаграждения, то именно в таком размере она и включается в доходы. Кроме того, вознаграждение, удержанное агентом, не является для предпринимателя экономической выгодой, а значит, не соответствует понятию дохода, которое содержится в ст. 41 НК РФ. Напомним, что согласно данной статье доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Правомерность вывода о том, что при применении УСН в доходы включается лишь фактически полученные от посредника суммы, подтверждается Постановлением ФАС Уральского округа от 05.05.2009 N Ф09-2984/10-С3.
Таким образом, применяющий УСН с объектом "доходы" предприниматель учитывает в доходах выручку, полученную от реализации в рамках посреднического договора, за вычетом агентского вознаграждения в момент поступления денежных средств на свой счет. В этом случае необходимо быть готовым к спорам с контролирующими органами.
наверх