КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Новые документы для бухгалтера // 25.11.2009

 

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Коэффициент-дефлятор К1 для плательщиков ЕНВД в 2010 г. будет составлять 1,295 >>>

2. Типовую форму первичного документа, оформленного на иностранном языке, можно перевести один раз >>>

3. НДС можно принять к вычету, даже если в счете-фактуре на услуги заполнены сведения о грузоотправителе и грузополучателе >>>

4. Санкции за нарушение обязательств по договорам с органами государственной власти можно признать в расходах >>>

5. Поставщик вправе учесть расходы на рекламу товаров, осуществляемую покупателем >>>

 

Комментарии

1. Распространяется ли правило о нормировании вычета НДС на все расходы, учитываемые в целях налога на прибыль по нормативам? >>>

2. Включается ли в расходы по налогу на прибыль зарплата в натуральной форме свыше 20-процентного ограничения, предусмотренного ТК РФ? >>>

 

Судебное решение недели

Налоговый орган не вправе провести камеральную проверку, если налогоплательщик не подавал декларацию >>>

 

 

 

Новости

 

1. Коэффициент-дефлятор К1 для плательщиков ЕНВД в 2010 г. будет составлять 1,295

Приказ Минэкономразвития России от 13.11.2009 N 465 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2010 год"

 

Согласно п. 4 ст. 346.29 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД, должны корректировать базовую доходность на коэффициент-дефлятор К1, т.е. при определении суммы налога к уплате размер базовой доходности, который предусмотрен п. 3 ст. 346.29 НК РФ для осуществляемого вида деятельности, умножается на значение коэффициента К1. Указанный коэффициент устанавливается на календарный год и учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде (ст. 346.27 НК РФ). В 2010 г. коэффициент-дефлятор К1 будет составлять 1,295. Напомним, что в текущем году его значение равно 1,148 (Приказ Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 392).

 

2. Типовую форму первичного документа, оформленного на иностранном языке, можно перевести один раз

Письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-03-06/1/725

 

В п. 1 ст. 252 НК РФ, в частности, указано, что расходы должны быть подтверждены документами, оформленными согласно законодательству РФ либо составленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве. Первичный учетный документ, который оформлен на иностранном языке, должен иметь построчный перевод на русский язык (п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). На практике налогоплательщики нередко сталкиваются с ситуацией, когда первичные документы, полученные от иностранных контрагентов, составлены по типовой форме. Данные документы содержат идентичные показатели и отличаются лишь суммами. В рассматриваемом Письме финансовое ведомство разъяснило, что в этом случае для расчета налога на прибыль налогоплательщику достаточно один раз выполнить перевод постоянных показателей типовой формы на русский язык. В дальнейшем переводятся только изменяющиеся показатели первичного документа.

Кроме того, Минфин указал, что порядок перевода первичных документов с иностранного на русский язык действующим законодательством РФ не регламентируется. Следовательно, такой перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистом самой организации (аналогичный вывод содержится в Письмах Минфина России от 14.09.2009 N 03-03-05/170, от 20.03.2006 N 03-02-07/1-66).

 

3. НДС можно принять к вычету, даже если в счете-фактуре на услуги заполнены сведения о грузоотправителе и грузополучателе

Письмо Минфина России от 09.11.2009 N 03-07-09/57

 

Согласно пп. 3 п. 5 ст. 169 НК РФ в случае выставления счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг) в нем должны быть указаны наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя. А в Правилах ведения журналов полученных и выставленных счетов-фактур (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914) установлено, что в строках "Грузоотправитель и его адрес" и "Грузополучатель и его адрес" ставятся прочерки, когда счета-фактуры составляются на оказанные услуги. При этом в соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ НДС можно принять к вычету только по правильно составленным счетам-фактурам.

В рассматриваемом Письме Минфин разъяснил, что указание в счете-фактуре на оказание услуг данных о грузоотправителе и грузополучателе не является нарушением. Финансовое ведомство поясняет следующее: налоговое законодательство не запрещает отражать в счетах-фактурах дополнительные реквизиты. При этом важно, чтобы они не нарушали последовательность расположения обязательных показателей.

 

4. Санкции за нарушение обязательств по договорам с органами государственной власти можно признать в расходах

Письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-03-06/1/729

 

С одной стороны, пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ разрешает включать в состав внереализационных расходов признанные должником или подлежащие уплате на основании вступившего в законную силу решения суда штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств. С другой стороны, согласно п. 2 ст. 270 НК РФ нельзя учитывать в расходах пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций. Ранее финансовое ведомство придерживалось мнения, что п. 2 ст. 270 НК РФ применяется и в отношении санкций, уплаченных в бюджет за нарушение договорных обязательств, а арбитражные суды с такой позицией не соглашались. Подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

В рассматриваемом Письме Минфин изменил свою точку зрения и разъяснил, что штрафы, пени и (или) иные санкции, которые предусмотрены договорами, заключенными с органами государственной власти, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль согласно пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ. Такой вывод сделан на основании норм гражданского законодательства. Согласно ст. 2 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования могут быть участниками гражданско-правовых отношений. От их имени выступают соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, которые наравне с гражданами и юридическими лицами участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (ст. ст. 124, 125 ГК РФ). С учетом этого на санкции за нарушение договорных обязательств в рамках договоров, заключенных с публично-правовыми образованиями, положения п. 2 ст. 270 НК РФ не распространяются.

 

5. Поставщик вправе учесть расходы на рекламу товаров, осуществляемую покупателем

Письмо Минфина России от 02.11.2009 N 03-03-06/1/723

 

При заключении поставщиком договора поставки с торговой сетью (покупателем) такой договор, как правило, предусматривает оказание поставщику комплекса услуг. В том числе, например, покупатель может размещать рекламу товаров поставщика в своих журналах и листовках, а также на плакатах, вывешиваемых в торговых залах. В этом случае покупатель преследует цель увеличения собственных продаж. Однако Минфин отмечает, что если услуги по наружной рекламе поставляемых покупателю товаров оговорены в договоре (соглашении) возмездного оказания услуг, то затраты по оплате таких услуг поставщик может учесть как расходы на рекламу в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ. Поскольку такие действия покупателя привлекают внимание к товарам поставщика, а значит, способствуют увеличению прибыли последнего. Аналогичную позицию занимают и некоторые арбитражные суды. Подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

 

 

 

Комментарии

 

1. Распространяется ли правило о нормировании вычета НДС на все расходы, учитываемые в целях налога на прибыль по нормативам?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-07-11/285

 

Комментарий:

Пункт 7 ст. 171 НК РФ разрешает принимать к вычету НДС по командировочным и представительским расходам. При этом в абз. 2 данного пункта указано следующее: если в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы учитываются в целях налога на прибыль по нормативам, то и размер вычета НДС должен соответствовать таким нормам. При этом не уточняется, какие именно затраты имеются в виду: перечисленные в абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ или все нормируемые расходы. Минфин считает, что данное правило распространяется как на поименованные в этой норме расходы, так и на не поименованные. Следовательно, финансовое ведомство рассматривает абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ как самостоятельную правовую норму. Ранее Минфин России уже высказывал подобную точку зрения (Письма от 10.10.2008 N 03-07-07/105, от 09.04.2008 N 03-07-11/134). Есть судебные решения, в которых представлена такая же позиция (см. п. 14 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа от 07.12.2006 N 4/2006). Подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

Но за все время, что действует п. 7 ст. 171 НК РФ (а это более пяти лет), в судебной практике так и не сложилось единого подхода к решению данного спорного вопроса. Альтернативная точка зрения заключается в том, что "входной" НДС принимается к вычету в размере, соответствующем нормативу, только по командировочным и представительским расходам. Аргументы в пользу такого подхода следующие. В ст. 171 НК РФ предусмотрены вычеты, на которые налогоплательщик может уменьшить сумму НДС. При этом п. 2 данной статьи является общей нормой, которая в том числе устанавливает, что к вычету принимаются суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), если они используются в облагаемой НДС деятельности, а также при условии их перепродажи. Остальные пункты ст. 171 НК РФ являются специальными по отношению к п. 2 и предусматривают отдельные случаи применения вычетов. Как уже указывалось, абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ разрешает принимать к вычету НДС по командировочным и представительским расходам. При этом для них установлено дополнительное условие: такие затраты должны включаться в расходы по налогу на прибыль. А абз. 2 данной статьи предусматривает, что размер вычета должен определяться исходя из лимитов, в пределах которых такие расходы учитываются в целях налога на прибыль. Значит, рассматривать абз. 2 как общую норму, определяющую размер вычета абсолютно для всех видов расходов, которые учитываются в соответствии с нормативами согласно гл. 25 НК РФ, неправомерно. Пункт 7 ст. 171 НК РФ устанавливает порядок применения вычета только для командировочных и представительских затрат. Кроме того, косвенно подтверждает правомерность такого подхода первоначальная редакция данного пункта: в абз. 2 предусматривалась расчетная ставка для определения размера вычета по командировочным и представительским расходам. Следует отметить, что судебная практика по этому вопросу в последнее время складывается в пользу налогоплательщиков (см. Постановления ФАС Московского округа от 13.07.2009 N КА-А40/6444-09, ФАС Северо-Кавказского округа от 03.06.2009 N А53-9907/2008-С5-44, ФАС Поволжского округа от 22.01.2008 N А55-5349/2007 (Определением ВАС РФ от 29.04.2008 N 5420/08 отказано в передаче данного дела в Президиум)).

Таким образом, правило о нормировании вычета НДС по расходам, которые учитываются в соответствии с нормативами гл. 25 НК РФ, применяется только к командировочным и представительским затратам. По остальным видам нормируемых расходов налог принимается к вычету в полном объеме. Однако правомерность этой точки зрения налогоплательщику придется доказывать в суде.

 

2. Включается ли в расходы по налогу на прибыль зарплата в натуральной форме свыше 20-процентного ограничения, предусмотренного ТК РФ?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 05.11.2009 N 03-03-05/200

 

Комментарий:

Трудовое законодательство допускает выплату заработной платы в натуральной форме (ст. 131 ТК РФ). При этом установлено ограничение по размеру: такая выплата должна составлять не более 20 процентов от начисленной месячной зарплаты. Некоторые налогоплательщики нарушают это требование. И тогда у них возникает вопрос: правомерно ли учесть в расходах зарплату работников в натуральной форме, превышающую данное ограничение?

В рассматриваемом Письме Минфин указал, что зарплата в натуральной форме свыше 20-процентного лимита, установленного ТК РФ, в расходах по налогу на прибыль не учитывается. Обоснована данная точка зрения следующим. Согласно ст. 255 НК РФ в расходах на оплату труда учитываются в том числе начисления в натуральной форме, предусмотренные законодательством РФ, трудовыми и (или) коллективными договорами. А в соответствии со ст. 131 ТК РФ доля зарплаты в неденежном выражении не может превышать 20 процентов от начисленной зарплаты за месяц. При этом в Письме содержится ссылка на п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, в котором в том числе указано, что выплата зарплаты в натуральной форме обоснованна только в пределах установленного лимита. Таким образом, финансовое ведомство приходит к выводу, что выплата заработной платы в натуральной форме сверх предусмотренного ТК РФ 20-процентного ограничения не учитывается в расходах по ст. 255 НК РФ, так как данный размер выплаты не предусмотрен российским законодательством. Подобная точка зрения уже была выражена в Письмах Минфина России от 13.07.2009 N 03-04-06-01/165, УФНС России по г. Москве от 11.01.2008 N 21-08/001105@.

Однако с таким подходом можно не согласиться. Расходы на выплату зарплаты в натуральной форме учитываются в полном объеме, даже если превышен установленный Трудовым кодексом РФ 20-процентный лимит. Объясняется это следующим образом. Дело в том, что ст. 255 НК РФ предусматривает включение в расходы на оплату труда любых начислений работникам в натуральной форме, предусмотренных нормами законодательства РФ, трудовыми и (или) коллективными договорами. При этом из содержания данной статьи не ясно, запрещено или нет включить такие затраты в расходы, если они предусмотрены только трудовым и (или) коллективным договорами. Действительно, трудовой договор, допускающий выплату зарплаты в натуральной форме сверх установленного лимита, будет противоречить нормам ТК РФ. Но ведь в Налоговом кодексе не указано, что при нарушении трудового законодательства включение зарплаты сотрудников в расходы неправомерно, и не содержится каких-либо ограничений на списание расходов по выплатам в натуральной форме. Следует отметить, что при обнаружении данного превышения инспекция, скорее всего, сообщит об этом в органы Роструда. Тогда налогоплательщику грозит ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде. Для предпринимателей предусмотрен штраф от одной до пяти тысяч руб., а для юридических лиц - от 30 до 50 тысяч руб. либо приостановление деятельности сроком до 90 суток (как для юрлиц, так и для предпринимателей).

Таким образом, налогоплательщик вправе учесть в расходах по налогу на прибыль зарплату сотрудников в натуральной форме даже сверх установленного ТК РФ лимита, если выплата в размере, превышающем 20-процентное ограничение, предусмотрена в трудовом договоре. Данные расходы также должны соответствовать требованиям ст. 252 НК РФ (быть обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода).

 

 

 

Судебное решение недели

 

Налоговый орган не вправе провести камеральную проверку, если налогоплательщик не подавал декларацию

(Постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2009 N А65-1368/2009)

 

Организация применяла УСН. Одному из своих покупателей компания выставила счет-фактуру на реализованные товары. НДС при этом не был перечислен в бюджет. Позднее налогоплательщик получил требование о представлении документов в рамках встречной налоговой проверки. Оказывается, налоговый орган проводил камеральную проверку декларации того покупателя, и возникла необходимость получения информации у продавца. Инспекция установила неправомерное выставление счетов-фактур и неуплату НДС. Посчитав, что компания нарушила требования пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, который обязывает применяющие УСН организации перечислить в бюджет полученный НДС, налоговый орган принял решение о взыскании налога, начислении пеней и штрафа. Налогоплательщик обратился за защитой своих прав в суд.

Суд признал решение инспекции незаконным, установив, что компания декларацию по НДС не подавала. А ст. 88 НК РФ предусматривает возможность проведения камеральной проверки только при наличии представленной декларации. Таким образом, налоговый орган не имел права проводить проверку налогоплательщика. Значит, решение о взыскании налога, начислении пеней и штрафа незаконно.

Аналогичная точка зрения представлена в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 2662/07, от 26.06.2007 N 1580/07.

В то же время некоторые суды считают, что отсутствие декларации не препятствует проведению проверки налогоплательщика на основании иных сведений (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2008 N А65-14145/07 (Определением ВАС РФ от 15.09.2008 N 11342/08 отказано в передаче данного дела в Президиум)).

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru