КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Новые документы для бухгалтера // 23.09.2009

 

КонсультантПлюс: НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. Выпуск от 23.09.2009

 

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Ставка рефинансирования ЦБ РФ вновь снижена >>>

2. Предельный размер доходов для применения УСН в 2009 г. составляет 57,9 млн. руб. >>>

3. Реорганизованное юридическое лицо вправе продолжать применять регрессивную шкалу по ЕСН >>>

4. Минфин разрешил организациям учитывать в расходах скидки, предоставляемые заказчикам услуг >>>

5. Новые формы статистического наблюдения за численностью, оплатой и условиями труда работников >>>

 

Комментарии

1. По мнению Минфина, при приобретении товаров за счет средств федерального бюджета покупатель не имеет права на вычет НДС >>>

2. Принимается ли к вычету НДС по счетам-фактурам с выделенным налогом, которые выставлены лицами, применяющими льготу по ст. 149 НК РФ? >>>

 

Судебное решение недели

Три года, в течение которых налогоплательщик вправе заявить вычет НДС, уплаченного с экспортных авансов, исчисляются с того периода, в котором произошла отгрузка товаров (работ, услуг) >>>

 

 

 

Новости

 

1. Ставка рефинансирования ЦБ РФ вновь снижена

Указание Банка России от 14.09.2009 N 2287-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

 

С 15 сентября 2009 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ вновь снижена (на 0,25 процента) и составляет теперь 10,5 процента годовых. Последний раз ставка снижалась чуть более месяца назад (10 августа).

 

2. Предельный размер доходов для применения УСН в 2009 г. составляет 57,9 млн. руб.

Письмо ФНС России от 01.09.2009 N ШС-22-3/684@ "О порядке расчета величины предельного размера доходов, ограничивающей применение в 2009 году упрощенной системы налогообложения"

 

В одном из предыдущих выпусков нашего обзора шла речь о том, каким должен быть предельный размер доходов для применения УСН в 2009 г., с превышением которого налогоплательщики теряют право применять упрощенную систему налогообложения. С 2010 г. ранее установленные лимиты доходов увеличиваются, но при этом они не будут ежегодно корректироваться на коэффициент-дефлятор.

Из-за технической ошибки законодателя действие нормы о том, что предельные размеры доходов должны перемножаться на коэффициенты-дефляторы, было приостановлено уже с 22 июля 2009 г. (п. 2 ст. 2 и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ). В связи с этим возник вопрос: как должен определяться предельный размер доходов для применения УСН в 2009 г. - с учетом коэффициентов-дефляторов или нет?

Минфин России в Письме от 24.08.2009 N 03-11-11/169 подтвердил, что в 2009 г. для определения предельного размера доходов должен использоваться коэффициент-дефлятор. В расчетах нужно руководствоваться п. 4 ст. 346.13 НК РФ (где определен лимит доходов в 20 млн. руб.) и Приказом Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 395 (в котором установлен коэффициент-дефлятор на 2009 г., равный 1,538).

Федеральная налоговая служба уточняет, что применяться должен не только коэффициент-дефлятор, который предусмотрен на 2009 г., но и коэффициенты, установленные на предыдущие годы. Такой подход поддержан Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 12.05.2009 N 12010/08. Предельная величина доходов для применения УСН в 2009 г. равна 57,9 млн. руб. (20 млн. руб. x 1,538 x 1,34 x 1,241 x 1,132), как разъясняется в Письме ФНС России. Отметим, что сумма в 57,9 млн. руб. - округленная, хотя правилами НК РФ о применении коэффициентов-дефляторов округление суммы дохода при перемножении не предусмотрено. Поэтому точный размер доходов, с превышением которого налогоплательщики теряют право применять УСН в 2009 г., равен 57 904 103 руб.

 

3. Реорганизованное юридическое лицо вправе продолжать применять регрессивную шкалу по ЕСН

Письмо ФНС России от 03.09.2009 N 3-6-03/356 "О применении регрессивной шкалы ставок ЕСН"

 

Вопрос о том, может ли юридическое лицо продолжать применять регрессивную шкалу по ЕСН после реорганизации, все еще остается спорным. Минфин в ряде писем отмечал, что налоговым законодательством не предусмотрено правопреемства в отношении налоговой базы по ЕСН и применения пониженных ставок. Поэтому реорганизованное юридическое лицо не может учесть в налоговой базе выплаты, начисленные работникам до реорганизации. В судебной практике, напротив, подтверждается право предприятия применять регрессивную шкалу после реорганизации, о чем говорится, в частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 N 13584/07 (подробнее по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам).

Свою точку зрения по данному вопросу сформулировала и Федеральная налоговая служба. В рассматриваемом Письме нижестоящим налоговым органам рекомендовано придерживаться позиции, поддержанной Президиумом ВАС РФ. Таким образом, ФНС России также считает, что организации вправе учитывать в налоговой базе по ЕСН выплаты, произведенные работникам до реорганизации, и применять регрессивную шкалу.

 

4. Минфин разрешил организациям учитывать в расходах скидки, предоставляемые заказчикам услуг

Письмо Минфина России от 02.09.2009 N 03-03-06/1/566

 

Согласно пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ организации вправе учесть в качестве внереализационных расходов суммы премий или скидок, предоставленных покупателю за выполнение определенных условий договора (например за достижение установленного объема закупок). Ранее финансовое ведомство не раз отмечало, что учесть в расходах предоставленные скидки можно только при заключении договора купли-продажи товаров, ведь сторонами именно этого договора являются продавец и покупатель. Скидки, предоставленные по заключенному договору на оказание услуг, в расходах не учитываются, поскольку стороны данного договора - исполнитель и заказчик (подробнее по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль).

О том, что пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ применяется только в отношении купли-продажи товаров, говорится и в рассматриваемом Письме Минфина. Однако финансовое ведомство обращает внимание, что согласно пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам могут относиться и иные обоснованные затраты, не перечисленные в ст. 265 НК РФ. Таким образом, Минфин не против того, чтобы данные расходы учитывались организацией (при условии их экономической обоснованности).

 

5. Новые формы статистического наблюдения за численностью, оплатой и условиями труда работников

Приказ Росстата от 26.08.2009 N 184 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, оплатой и условиями труда работников"

 

Начиная с отчета за 2009 г., вводится годовая форма N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников", которую в срок не позднее 20 января после окончания отчетного периода должны представлять все юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства. Еще одна годовая форма N 1-Т (условия труда) представляется юридическими лицами, которые ведут деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в строительстве, на транспорте и в связи (также кроме субъектов малого предпринимательства). В этой форме отражаются сведения об условиях труда и компенсациях за работу во вредных или опасных условиях.

Форма N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" должна представляться всеми юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства) всех форм собственности, которые ведут какую-либо экономическую деятельность. Если средняя численность работников предприятия превышает 15 человек (включая работающих по совместительству и гражданско-правовым договорам), форма подается ежемесячно не позднее 15-го числа отчетного периода, а если составляет 15 человек и менее - ежеквартально.

 

 

 

Комментарии

 

1. По мнению Минфина, при приобретении товаров за счет средств федерального бюджета покупатель не имеет права на вычет НДС

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 31.08.2009 N 03-07-14/91

 

Комментарий:

С 2006 г. оплата приобретенных товаров (работ, услуг) больше не является условием для вычета НДС. "Входной" налог принимается к вычету на основании полученного счета-фактуры после постановки товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Тем не менее в рассматриваемом Письме Минфин вновь вернулся к проблеме, которая была актуальна в то время, когда для вычета НДС требовалась фактическая оплата товара. По мнению финансового ведомства, при приобретении товаров за счет средств федерального бюджета суммы НДС оплачиваются продавцам данных товаров за счет этих средств. Поэтому предъявление к вычету (возмещению из бюджета) указанных сумм неправомерно. НДС, принятый к вычету по товарам, расходы на которые частично компенсированы из федерального бюджета, следует восстановить.

Однако точка зрения финансового ведомства весьма спорна и не имеет обоснования. Как уже указывалось, согласно п. 1 ст. 172 НК РФ "входной" НДС принимается к вычету при соблюдении следующих условий: принятие товаров (работ, услуг) на учет, наличие счета-фактуры и первичных документов. Факт оплаты товаров не является условием для вычета НДС, тем более не могут являться таким условием источники средств, за счет которых оплата производится.

Ранее, когда оплата товара была необходима для принятия НДС к вычету, вопрос о возможности вычета при оплате за счет бюджетных дотаций, субсидий, субвенций стоял более остро. Однако судебная практика по этому вопросу однородна, и практически во всех решениях (всего их было не менее 50) указывалось, что оплата товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств, дотаций основанием для отказа в вычете не является. В том числе подобные выводы были сделаны в Постановлениях Президиума ВАС РФ (от 01.04.2008 N 13419/07, от 01.04.2008 N 12611/07, от 13.03.2007 N 9593/06, от 13.03.2007 N 9591/06). Подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

Поэтому при приобретении товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств покупатель имеет полное право принять "входной" НДС к вычету, а при возникновении разногласий с налоговыми органами вероятность отстоять свою точку зрения весьма высока.

 

2. Принимается ли к вычету НДС по счетам-фактурам с выделенным налогом, которые выставлены лицами, применяющими льготу по ст. 149 НК РФ?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 02.06.2009 N 03-07-07/48

 

Комментарий:

С 1 января 2008 г. передача прав на использование программ для ЭВМ, баз данных по лицензионному договору освобождается от НДС (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Причем согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик не вправе отказаться от данного освобождения. При совершении освобожденных от налога операций счета-фактуры составляются без выделения НДС, но на них делается отметка - "Без налога (НДС)" (п. 5 ст. 168 НК РФ). Финансовое ведомство рассмотрело ситуацию, когда при передаче прав на использование программного обеспечения по сублицензионному договору после 1 января 2008 г. в выставленных лицензиатом счетах-фактурах указана ставка НДС 18 процентов. По мнению Минфина, такие счета-фактуры составлены с нарушением действующего порядка, поэтому не являются основанием для принятия покупателем налога к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ). Аналогичная точка зрения представлена в Письме ФНС России от 15.07.2009 N 3-1-10/501@.

В Письме Минфина России от 10.10.2008 N 03-07-07/104 рассмотрена подобная ситуация, только счета-фактуры с выделенным НДС выставлял налогоплательщик, использующий освобождение от налога при реализации лома цветных металлов (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Здесь также сделан вывод, что покупатель применить вычет по таким счетам-фактурам не вправе. Поэтому общий подход контролирующих органов к решению данного вопроса следующий: налогоплательщик не может принять НДС к вычету по счетам-фактурам с выделенным налогом, если они выставлены лицами, применяющими льготу по ст. 149 НК РФ.

Однако такая точка зрения является спорной.

Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ продавец при реализации товаров (работ, услуг), в отношении которых применяется освобождение, обязан уплатить налог в бюджет, если сумма НДС выделена в счете-фактуре. Покупатель же при соблюдении всех условий для применения налоговых вычетов, установленных в п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, вправе принять "входной" налог к вычету. Кроме того, в Налоговом кодексе РФ для налогоплательщиков-покупателей не предусмотрены последствия нарушения продавцом положений п. 5 ст. 168 НК РФ. Покупатель не обязан требовать от продавца подтвердить правомерность включения НДС в выставляемые счета-фактуры. Такого же подхода придерживаются и арбитражные суды (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2009 N А56-14177/2007, ФАС Центрального округа от 26.07.2007 N А62-4755/2006, ФАС Уральского округа от 19.06.2007 N Ф09-4561/07-С2, ФАС Поволжского округа от 10.01.2007 N А55-8151/06). В Энциклопедии спорных ситуаций по НДС постановлений с подобными выводами более 20, поэтому при возникновении спора с налоговыми органами велика вероятность, что суд встанет на сторону налогоплательщика.

Таким образом, если в полученном счете-фактуре выделен НДС, то покупатель при соблюдении условий для применения вычета, предусмотренных в гл. 21 НК РФ, вправе принять предъявленный налог к вычету, даже при совершении продавцом операций, которые освобождены от НДС по ст. 149 НК РФ.

 

 

 

Судебное решение недели

 

Три года, в течение которых налогоплательщик вправе заявить вычет НДС, уплаченного с экспортных авансов, исчисляются с того периода, в котором произошла отгрузка товаров (работ, услуг)

(Постановление ФАС Московского округа от 31.08.2009 N КА-А40/8317-09)

 

Организация в феврале, марте, июле, августе 2004 г. получала авансы в счет предстоящего оказания экспортных услуг. Сами же услуги были оказаны лишь в феврале 2007 г. В июле этого же года общество подало уточненную декларацию, в которой заявило сумму НДС к возмещению. Инспекция отказала в возмещении, указав, что декларация представлена по истечении трехлетнего срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ, поскольку три года должны отсчитываться с того периода, в котором был исчислен НДС с авансов, а не с момента, когда у общества возникло право на вычет.

Суд признал доводы инспекции неправомерными по следующим основаниям. В силу п. 6 ст. 172 НК РФ вычет НДС, исчисленного с сумм авансовых платежей, производится на дату оказания услуг. В соответствии с п. 2 ст. 173 НК РФ налог возмещается в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 176 НК РФ, за исключением случаев, когда декларация подана по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Указанная норма не разъясняет, что такое "соответствующий налоговый период", поэтому таким периодом будет являться именно тот период, когда у общества возникло право на вычет в соответствии с п. 2 ст. 173 НК РФ. По истечении указанного периода начинает отсчитываться трехлетний срок. Кроме того, апелляционная инстанция указала, что налогоплательщик приобретает право на вычет НДС, исчисленного при получении авансовых платежей в счет реализации, облагаемой по нулевой ставке, в том периоде, когда им собран полный пакет документов, которые предусмотрены ст. 165 НК РФ. Таким образом, компания правомерно заявила вычет в феврале 2007 г., когда у нее возникло право на вычет НДС, уплаченного с авансов.

Аналогичные выводы ФАС Московского округа сделал в Постановлениях от 08.06.2009 N КА-А40/4842-09, от 18.05.2009 N КА-А40/4177-09.

 

 

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru