КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Новые документы для бухгалтера // 22.06.2011

← Вернуться к списку обзоров Новых документов

Заказать полные тексты данных документов Вы можете в компании «КонсультантПлюсКоми» по телефонам: в Сыктывкаре — (8212) 24-64-36, 29-15-51, Ухте — (82147) 5-30-96, 64-0-64, Печоре — (82142) 3-11-85, Усинске — (82144) 44-888, Воркуте — (82151) 3-24-73.

 
  1. С 1 сентября будет действовать новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
  2. Для целей НДПИ утверждены виды расходов на охрану труда при добыче угля и порядок определения коэффициента Кт
  3. Дополнительная выгода комиссионера облагается НДС по ставке 18 процентов
  4. Оплата проезда работника-надомника до места командировки и обратно учитывается в расходах по налогу на прибыль и не облагается НДФЛ
1.С 1 сентября будет действовать новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

"Приказ" Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда"

Аттестация рабочих мест по условиям труда предусмотрена "ст. 209" ТК РФ. Сейчас действует "Порядок" проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569. Однако с 1 сентября текущего года со вступлением в силу нового "Порядка" (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н) он утратит силу. Результаты аттестации, проведенной в соответствии с актуальным сейчас порядком, будут действительны до проведения очередной аттестации.

Новым "Порядком" определены, в частности, особенности проведения аттестации отдельных видов рабочих мест ("ч. IV" Порядка), порядок оформления результатов аттестации ("п. 44" — "46"), порядок проведения внеплановой аттестации рабочих мест по условиям труда, а также закреплены формы всех необходимых документов.

"Пунктом 3" Порядка установлено, что результаты аттестации используются в том числе для следующих целей:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
  • сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Более детально, чем в действующем сейчас порядке, регламентированы требования к аттестующей организации. В документе прямо прописано, что такая организация должна быть независимым (неаффилированным) лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация.

В аттестационную комиссию теперь должен входить представитель профсоюза ("п. 10" Порядка). Напомним, что сейчас в ней участвуют только представители работодателя и аттестующей организации.

Наибольший интерес документ представляет именно для аттестующих организаций — с его введением требования к ним значительно ужесточаются. Однако ответственность будет нести и работодатель, нарушивший правила проведения аттестации. Соответственно, учитывать положения нового "Порядка" необходимо и организациям.

наверх
2.Для целей НДПИ утверждены виды расходов на охрану труда при добыче угля и порядок определения коэффициента Кт

"Постановление" Правительства РФ от 10.06.2011 N 455 "Об утверждении перечня видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, принимаемых к вычету из суммы налога на добычу полезных ископаемых"

"Постановление" Правительства РФ от 10.06.2011 N 462 "Об утверждении Правил определения коэффициента Кт для исчисления предельной величины налогового вычета из суммы налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля"

С 1 апреля 2011 г. плательщики НДПИ, добывающие уголь, могут учесть экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты на обеспечение безопасных условий и охраны труда на каждом участке недр. На эти расходы можно уменьшить сумму НДПИ за налоговый период либо налогооблагаемую прибыль ("ст. 325.1" и "п. 1 ст. 343.1" НК РФ). Порядок признания таких расходов и их виды, учитываемые при определении налогового вычета, налогоплательщик устанавливает в учетной политике для целей налогообложения ("п. 1" и "6 ст. 343.1" НК РФ).

"Постановлением" от 10.06.2011 N 455 Правительство РФ установило перечень связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля расходов, которые можно принять к вычету из суммы НДПИ. В него, в частности, вошли затраты на приобретение:

  • оборудования и материалов для предупреждения пожаров;
  • систем оповещения об авариях и средств спасения людей;
  • вентиляторных установок и оборудования для борьбы с пылью;
  • специальных транспортных средств и приборов для обеспечения безопасного ведения взрывных работ.

Однако величина налогового вычета по НДПИ ограничена. Предельный размер вычета определяется как произведение суммы НДПИ, исчисленного при добыче угля, и коэффициента Кт ("п. 2 ст. 343.1" НК РФ). "Правила" определения этого показателя утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 N 462 (далее — Правила).

Коэффициент Кт зависит от степени метанообильности участка недр, на котором ведется добыча угля (Км), а также от склонности добываемого угля к самовозгоранию (Кс). Сумма коэффициентов Км и Кс не может быть больше 0,3 ("п. 2" Правил). Размеры коэффициентов Км и Кс в зависимости от категорий угольных шахт и пластов угля установлены в "п. п. 3" — "5" Правил.

Значение коэффициента Кт налогоплательщик устанавливает в учетной политике для целей налогообложения ("п. 3 ст. 343.1" НК РФ). Выписку из учетной политики, а также копии документов, подтверждающих категории угольных шахт по степени метанообильности и категории пластов угля по склонности к самовозгоранию, плательщик НДПИ должен подать в инспекцию по месту постановки на учет в течение десяти дней со дня утверждения соответствующих документов ("п. 7" Правил).

Постановления Правительства РФ от 10.06.2011 "N 455" и от 10.06.2011 "N 462" распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 г.

наверх
3.Дополнительная выгода комиссионера облагается НДС по ставке 18 процентов

"Письмо" Минфина России от 12.05.2011 N 03-07-11/122

Если комиссионер реализует товары по более высокой цене, чем та, которая установлена договором комиссии, образуется дополнительная выгода. Эта выгода, считает Минфин России, облагается НДС по ставке 18 процентов у комиссионера наряду с его вознаграждением.

Такой вывод объясняется следующим. При осуществлении деятельности в интересах другого лица по договору комиссии налоговая база по НДС определяется как сумма вознаграждения, а также любых иных доходов, полученных комиссионером ("п. 1 ст. 156" НК РФ).

Напомним, что в соответствии со "ст. 992" ГК РФ при совершении комиссионером сделки на условиях более выгодных, чем указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

наверх
4.Оплата проезда работника-надомника до места командировки и обратно учитывается в расходах по налогу на прибыль и не облагается НДФЛ
  • Письма Минфина России от 27.05.2011 "N 03-03-06/1/316", от 02.06.2011 "N 03-03-06/1/322"

Налогоплательщик обратился в Минфин России за разъяснениями о порядке налогообложения командировочных расходов при направлении в командировку надомника. Министерство в первую очередь уточнило, какие именно работники относятся к данной категории. В силу "ст. 310" ТК РФ надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. На надомников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым "кодексом" РФ.

Местом работы надомника, которое в силу "ст. 57" ТК РФ должно быть указано в трудовом договоре, признается место жительства сотрудника. В силу "подп. 12 п. 1 ст. 264" НК РФ расходы налогоплательщика на командировки (в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы) уменьшают базу по налогу на прибыль. Таким образом, расходы по оплате проезда надомного сотрудника из дома к месту командировки и обратно учитываются в расходах.

Кроме того, финансовое ведомство отметило, что расходы на проезд надомника к месту командировки и обратно не облагаются НДФЛ. Это обусловлено тем, что от данного налога освобождены все виды компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

наверх
  1. Уведомление от инспекции о возможности применения УСН освобождает от ответственности, но пени нужно уплатить — мнение Минфина России
  2. Учитываются ли при применении УСН командировочные расходы, обусловленные разъездным характером работы сотрудников?
1.Уведомление от инспекции о возможности применения УСН освобождает от ответственности, но пени нужно уплатить — мнение Минфина России
Название документа:
  • "Письмо" Минфина России от 31.05.2011 N 03-11-06/2/84
Комментарий:

Организации и предприниматели с начала налогового периода могут по своему желанию перейти на УСН ("п. 1 ст. 346.13" НК РФ). Для этого им необходимо соответствовать требованиям, установленным в "гл. 26.2" НК РФ, и подать с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего переходу на УСН, заявление в инспекцию по месту своего нахождения (месту жительства). При этом не требуется дожидаться от налогового органа разрешения на применение данного спецрежима.

ФНС России разъясняла, что в Налоговом "кодексе" РФ не установлена обязанность инспекции направлять уведомления о возможности или невозможности применения УСН (Письма от 04.12.2009 "N ШС-22-3/915@", от 21.09.2009 "N ШС-22-3/730@").

Тем не менее еще не так давно налоговые органы их направляли и существовала форма такого уведомления. Однако "Приказ" МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495, которым была утверждена эта форма, утратил силу в связи с изданием "Приказа" ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@. Теперь оснований для направления уведомления о возможности применения УСН у инспекций нет.

Налогоплательщик может направить в инспекцию письменное обращение с просьбой подтвердить факт применения им УСН. Как разъяснила ФНС России в "Письме" от 04.12.2009 N ШС-22-3/915@, в этом случае инспекция должна в общеустановленные сроки письменно проинформировать обратившегося, что он на основании ранее представленного заявления применяет УСН. Такое сообщение налоговый орган составляет в произвольной форме.

Минфин России в "Письме" от 31.05.2011 N 03-11-06/2/84 рассмотрел следующий вопрос: правомерно ли привлекать к ответственности налогоплательщика, применявшего УСН в нарушение установленных Налоговым "кодексом" РФ ограничений, если у него имелось уведомление инспекции о возможности применения этого спецрежима? По мнению финансового ведомства, получение от инспекции такого уведомления относится к обстоятельствам, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения ("подп. 3 п. 1 ст. 111" НК РФ). Следовательно, налогоплательщик освобождается от ответственности по "ст. ст. 119", "122" и "126" НК РФ.

Отметим, что такой подход уже давно сложился в судебной практике (см. Постановления ВАС РФ от 07.10.2008 "N 6159/08", ФАС Поволжского округа от 18.11.2010 "N А12-4169/2010", ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2009 "N Ф04-761/2009(274-А27-29)").

Однако, как отметил Минфин России, начисленные пени налогоплательщик в рассматриваемой ситуации должен уплатить. При этом ведомство ссылается на "Определение" ВАС РФ от 29.01.2009 N ВАС-17613/08 (далее — Определение ВАС РФ). В нем сделан вывод, что уведомление о возможности применения УСН не является письменным разъяснением, указанным в "п. 8 ст. 75" НК РФ и освобождающим от уплаты пеней.

В то же время позиция Минфина России не бесспорна.

Дело в том, что письменные разъяснения, данные налоговыми органами после 31 декабря 2006 г., в силу "п. 8 ст. 75" НК РФ освобождают налогоплательщика от начисления ему пеней ("п. 7 ст. 7" Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). В "Определении" ВАС РФ, упоминаемом Минфином России, рассматривалась ситуация, в которой уведомление о возможности применения УСН налогоплательщик получил в 2004 г.

Следует отметить, что ФАС Северо-Западного округа разбирал случай, в котором уведомление налогоплательщик получил уже в 2007 г. Суд также признал, что оно не носит характер разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, поэтому пени были доначислены правомерно ("Постановление" от 07.05.2010 N А42-8932/2009).

Однако в арбитражной практике есть примеры решений, в которых суды приходят к противоположному выводу. Так, ФАС Поволжского округа указал, что уведомление инспекции о праве организации применять УСН является письменным разъяснением, которое освобождает от уплаты пеней ("Постановление" от 26.10.2010 N А72-338/2010). К аналогичному выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа ("Постановление" от 17.03.2009 N Ф04-1569/2009(2522-А03-29)).

Применение документа (выводы):

Если налогоплательщик получил от инспекции уведомление о возможности применения УСН и использовал такой спецрежим, но в дальнейшем выяснилось, что УСН применялась в нарушение установленных Налоговым "кодексом" РФ ограничений, то налогоплательщик должен пересчитать и уплатить налоги по общей системе налогообложения за весь период применения УСН ("ст. 346.13" НК РФ). При этом он:

  • либо освобождается от ответственности по "ст. ст. 119", "122" и "126" НК РФ, но, как считает Минфин России, должен уплатить пени;
  • либо может не уплачивать ни штрафы, ни пени за несвоевременное перечисление налогов. Однако есть вероятность того, что налоговый орган пени доначислит. В этом случае решение инспекции налогоплательщику придется оспаривать в суде.
наверх
2. Учитываются ли при применении УСН командировочные расходы, обусловленные разъездным характером работы сотрудников?
Название документа:
  • "Письмо" ФНС России от 04.04.2011 N КЕ-4-3/5226
Комментарий:

ФНС России разъяснила, в каком порядке организация, применяющая УСН с объектом "доходы минус расходы", должна учитывать расходы, связанные со служебными поездками работников, имеющих разъездной характер работы.

Как указало ведомство, порядок определения расходов для таких налогоплательщиков установлен "ст. 346.16" НК РФ. Согласно "п. 1" данной статьи полученные доходы налогоплательщик уменьшает на перечисленные в том же пункте расходы, если последние соответствуют критериям, приведенным в "п. 1 ст. 252" НК РФ. Однако расходы на возмещение работнику затрат, связанных с разъездным характером его работы, напрямую в "п. 1 ст. 346.16" НК РФ не указаны. Возмещение работникам расходов, обусловленных разъездным характером работ, связано с выполнением трудовых обязанностей и при исчислении базы по налогу на прибыль учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией ("подп. 49 п. 1 ст. 264" НК РФ). Однако расходы, учитываемые в соответствии с данной нормой, не поименованы в "п. 1 ст. 346.16" НК РФ и, следовательно, не уменьшают сумму подлежащего уплате налога.

Из изложенного ФНС России сделала вывод, что организация, применяющая УСН, не вправе учитывать затраты по возмещению работнику расходов, связанных со служебными поездками при выполнении им работ разъездного характера. Аналогичная позиция отражена в "Письме" ФНС России от 14.03.2011 N КЕ-4-3/3943.

Отметим, что по данному вопросу возможна иная точка зрения. При применении УСН доходы уменьшаются, помимо прочего, на расходы по оплате труда ("подп. 6 п. 1 ст. 346.16" НК РФ). Установленный в "ст. 255" НК РФ перечень расходов на оплату труда не является закрытым. Согласно данной "статье", в расходы на оплату труда включаются стимулирующие начисления и надбавки, а также компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда. Таким образом, затраты, связанные со служебными поездками работников при разъездном характере работы, могут относиться к расходам на оплату труда. Для этого требуется, чтобы они соответствовали критериям, установленным "ст. 252" НК РФ, и были предусмотрены трудовым или коллективным договором. Следовательно, организация, применяющая УСН, вправе учитывать при исчислении налога затраты, связанные с компенсацией командировочных расходов работникам, имеющим разъездной характер работы.

Данная точка зрения ранее была отражена Минфином России в "Письме" от 01.08.2006 N 03-05-02-04/121.

Применение документа (выводы):

Организация, применяющая УСН с объектом "доходы минус расходы", при выплате работникам компенсаций, связанных с разъездным характером работ, может:

  • не учитывать выплаченные работникам суммы в расходах;
  • в соответствии с "подп. 6 п. 1 ст. 346.16" НК РФ учесть суммы выплат как расходы на оплату труда (в этом случае возможны споры с налоговыми органами).
наверх
При расчете недоимки налоговый орган не обязан учитывать сумму налоговых вычетов, не заявленную налогоплательщиком в декларации
  • ("Постановление" Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 N 23/11)

В ходе выездной налоговой проверки инспекция установила, что налогоплательщик занизил налоговую базу и сумму НДС к уплате. Не оспаривая занижение налоговой базы, налогоплательщик возразил против вывода инспекции о занижении суммы налога, заявив, что в проверяемых периодах он имел право на налоговые вычеты. В декларациях эти вычеты отражены не были (уточненные декларации не подавались), но налогоплательщик счел, что инспекция должна была самостоятельно выявить суммы НДС к вычету и принять их при проверке. Инспекция с этим не согласилась, начислила налогоплательщику НДС и пени и вынесла решение о привлечении его к ответственности. Общество обратилось в суд.

Суды трех инстанций поддержали налогоплательщика, но Президиум ВАС РФ признал их позицию неправомерной по следующим основаниям. Применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика ("п. 1 ст. 171" НК РФ). Право на вычет возникает при соблюдении установленных в "гл. 21" НК РФ условий. Реализовать это право налогоплательщик может только в заявительном порядке путем отражения вычетов в декларации по НДС. Право на вычет само по себе, без отражения суммы вычетов в декларации, не является основанием для уменьшения НДС. Также суд отметил, что если право на вычет не было реализовано в том налоговом периоде, в котором возникло, его можно реализовать в последующем при соблюдении условий, установленных "ст. ст. 171" — "173" НК РФ.

Позиции, которую принял Президиум ВАС РФ, нижестоящие суды обязаны придерживаться при рассмотрении аналогичных споров. Отметим, что в данном случае точка зрения Президиума ВАС РФ совпадает с официальной позицией (см., например, "Письмо" ФНС России от 31.01.2008 N 03-2-03/157).

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru