КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Подписаться на обзоры законодательства

Новые документы для бухгалтера // 20.01.2010

 

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Утверждена форма расчета, представляемого в ФСС РФ плательщиками страховых взносов, которые производят выплаты физлицам >>>

2. Определен перечень документов, которые страхователи должны представить в территориальный орган ФСС РФ для получения средств на выплату страхового обеспечения >>>

3. Утвержден новый Порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей >>>

4. Утвержден перечень профессий, на которые не распространяются квоты для приема на работу иностранных граждан, на 2010 г. >>>

5. Стоимость патента при применении "патентной" УСН пересчитываться не должна >>>

6. УФНС России по г. Москве разъясняет особенности налогообложения выплачиваемых организацией промежуточных дивидендов >>>

 

Комментарии

1. Утверждена новая форма налоговой декларации по НДС >>>

2. В какой срок налогоплательщики должны уплатить акцизы за декабрь 2009 г.? >>>

 

Судебное решение недели

Нельзя принять к вычету НДС по счету-фактуре с факсимиле, если проставление такой подписи не предусмотрено соглашением сторон >>>

 

 

 

Новости

 

1. Утверждена форма расчета, представляемого в ФСС РФ плательщиками страховых взносов, которые производят выплаты физлицам

Приказ Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения"

 

С начала этого года вместо гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог", которая отменена (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ), исчисление и уплату страховых взносов регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Плательщики, производящие выплаты физлицам, подают расчет по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в территориальные органы ФСС РФ по месту регистрации. Срок представления расчета остался прежним - до 15-го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Приказ Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н, утвердивший новую форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, вступил в силу с 01.01.2010, начиная с отчетности за I квартал 2010 г. Следовательно, первый раз отчитаться по новой форме-4 ФСС РФ нужно до 15 апреля текущего года.

Новая форма-4 ФСС РФ незначительно отличается от прежней. Так, некоторые сведения должны быть отражены в зашифрованном виде. Обособленные подразделения организации на титульном листе расчета должны указать дополнительный код. Раздел I, как и ранее, заполняют страхователи, применяющие общий режим налогообложения, а раздел II - применяющие специальные режимы. Таблицу 8 "Расшифровка выплат, произведенных за счет средств федерального бюджета", а также раздел III заполняют все страхователи без исключения. Однако отметим, что Минздравсоцразвития России пока не установило порядок заполнения новой формы-4 ФСС РФ.

 

2. Определен перечень документов, которые страхователи должны представить в территориальный орган ФСС РФ для получения средств на выплату страхового обеспечения

Приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н "Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения"

 

Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н установлен перечень документов, которые страхователи должны представлять в территориальный орган ФСС РФ для получения средств на выплату страхового обеспечения. Это касается пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности, и при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также социального пособия на погребение. Для этого страхователю следует подать:

- письменное заявление, в котором указываются сведения о страхователе и сумма необходимых средств на страховые выплаты;

- форму-4 ФСС РФ (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н);

- копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному соцстрахованию. В Приказе конкретизируется, какие именно документы нужны для подтверждения правомерности исчисления того или иного вида пособия. Так, например, для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - это листок нетрудоспособности с расчетом пособия; для единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, - справка из женской консультации либо другого медучреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель); для единовременного пособия при рождении ребенка - справка о рождении ребенка по установленной форме, выданная органами ЗАГС, а также справка с места работы другого родителя о неполучении пособия; для пособия на погребение - справка о смерти.

Утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н Перечень документов вступил в силу с 1 января 2010 г. Отметим, что до указанной даты страхователи-работодатели руководствовались перечнем документов, перечисленных в п. 3.3 Постановления ФСС РФ от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования".

 

3. Утвержден новый Порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей

Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей"

 

Минздравсоцразвития России утвердило и ввело в действие с 1 января 2010 г. новые Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей. Одновременно Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1144 отменено ранее применявшееся Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865. Во многом новый Порядок аналогичен прежнему Положению, однако в нем установлено несколько новых правил.

Так, детально прописана процедура обращения за получением пособия. Обратиться за пособием могут как лицо, имеющее право на его получение, так и доверенные лица. Заявление и необходимые для назначения пособия документы можно передать лично или же направить по почте (п. 5 Порядка). В п. 6 Порядка отражены требования к заявлению о назначении пособия. Установлено, что при приеме заявления организация должна выдать расписку-уведомление, а при получении его по почте - в 5-дневный срок направить извещение о дате получения заявления (п. 8 Порядка).

В п. 42 Порядка рассмотрен случай, когда мать, получающая ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может ухаживать за ним в связи со своей болезнью. Право на получение пособия в таком случае имеет иной член семьи, который фактически осуществляет уход за ребенком.

Определено (п. 83 Порядка), что если в текущем месяце наступают обстоятельства, влекущие прекращение выплаты пособия (смерть ребенка, устройство получателя пособия на работу и др.), но пособие уже выплачено, то оснований для удержания излишне выплаченного пособия нет. Право на получение пособия прекращается в таком случае только со следующего месяца.

 

4. Утвержден перечень профессий, на которые не распространяются квоты для приема на работу иностранных граждан, на 2010 г.

Приказ Минздравсоцразвития России от 22.12.2009 N 1010н "Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2010 год"

 

Минздравсоцразвития России утвердило на 2010 г. перечень тех профессий (специальностей, должностей) для иностранных граждан, на которые не распространяются утвержденные квоты по ограничению привлечения иностранной рабочей силы. Во многом этот перечень схож с тем, что был установлен на предыдущий год Приказом Минздравсоцразвития России от 24.03.2009 N 132н. В первую очередь, к данной категории относятся руководящие работники - генеральные директора акционерных обществ, объединений, предприятий, директора департаментов, филиалов и представительств, также упомянуты иные руководящие должности. В отличие от прошлогоднего списка, в перечне на 2010 г. указаны председатели правления и их заместители.

Также квоты не распространяются на инженеров по защите информации и по автоматизации и механизации производственных процессов.

 

5. Стоимость патента при применении "патентной" УСН пересчитываться не должна

Письмо Минфина России от 22.12.2009 N 03-11-11/234

 

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН на основе патента, вправе получить этот патент по собственному выбору на период от одного до 12 месяцев (абз. 3 п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ). При этом срок действия патента может начинаться в одном календарном году, а заканчиваться в другом. Как предусмотрено в п. 7.1 ст. 346.25.1 Кодекса, размер потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода (исходя из которого определяется стоимость патента) ежегодно устанавливается законом субъекта РФ. Оплату стоимости патента индивидуальные предприниматели производят частями: одну треть от стоимости оплачивают не позднее 25 календарных дней с начала ведения предпринимательской деятельности на основе патента, а оставшуюся часть - не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент (п. п. 8 и 10 ст. 346.25.1 НК РФ).

В этой связи возникает вопрос, должна ли пересчитываться стоимость патента, срок действия которого начался в одном календарном году, а закончился в другом, если на следующий год законом субъекта РФ размер потенциально возможного к получению годового дохода был увеличен. Минфин России в рассматриваемом Письме указал, что такой пересчет производиться не должен. Поэтому после окончания срока действия патента индивидуальный предприниматель должен оплатить оставшуюся часть той его стоимости, которая была определена изначально.

 

6. УФНС России по г. Москве разъясняет особенности налогообложения выплачиваемых организацией промежуточных дивидендов

Письмо УФНС России по г. Москве от 15.07.2009 N 16-12/072669@

 

Акционерные общества, как это предусмотрено ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, вправе выплачивать своим акционерам дивиденды не только по итогам финансового года, но и ежеквартально - по истечении I квартала, полугодия и девяти месяцев. УФНС России по г. Москве обращает внимание на особенности налогообложения таких промежуточных дивидендов.

Налогом на прибыль промежуточные дивиденды облагаются в общем порядке, предусмотренном ст. 275 НК РФ, и по ставкам, указанным в п. 3 ст. 284 Кодекса (по общему правилу - девять процентов по дивидендам, полученным российскими организациями от иных компаний, российских или иностранных, и 15 процентов по дивидендам, полученным иностранными компаниями от российских).

Однако если на конец налогового периода по данным бухгалтерской отчетности у организации имеется убыток (отсутствует прибыль, остающаяся после обложения налогом), то выплаченные ранее промежуточные дивиденды для целей налогообложения прибыли перестают считаться дивидендами. В ст. 43 НК РФ указано, что дивидендами признаются доходы, полученные при распределении прибыли, которая остается после налогообложения. В данном случае такой прибыли не образуется. Поэтому, если по итогам года организация понесла убыток, применять к выплаченным промежуточным дивидендам те ставки налога, которые указаны в п. 3 ст. 284 НК РФ, неправомерно.

 

 

 

Комментарии

 

1. Утверждена новая форма налоговой декларации по НДС

 

Название документа:

Приказ Минфина России от 15.10.2009 N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения"

 

Комментарий:

С 1 января 2009 г. в гл. 21 НК РФ было введено новое правило о том, что при перечислении предоплаты покупатель может, не дожидаясь отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), принять предъявленный НДС к вычету (п. 12 ст. 171 НК РФ). При этом на момент отгрузки продавец оформляет счет-фактуру на полную сумму, и покупатель на его основании может всю сумму "входного" НДС принять к вычету. Но налог, ранее принятый к вычету с предоплаты, покупатель обязан восстановить (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ). В форме декларации по НДС (утв. Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н) не было отдельных строк для указания сумм налога, подлежащих вычету в силу п. 12 ст. 171 НК РФ и восстановлению на основании пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ. Таким образом, декларация требовала доработок, которые последовали только в конце 2009 г.

В связи со вступлением в силу Приказа Минфина России от 15.10.2009 N 104н (далее - Приказ N 104н) в форме декларации сократилось количество разделов за счет объединения тех, где производится расчет суммы налога (налоговых вычетов) по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения нулевой ставки по которым документально подтверждена (либо не подтверждена).

Большинство сведений на титульном листе теперь отражается в закодированном виде. Так, согласно Приложению 3 к Порядку заполнения декларации коды, определяющие налоговый период, при сдаче деклараций ликвидируемой организацией указываются иные, нежели предусмотрены для других налогоплательщиков. На титульном листе приводится код по ОКВЭД (ранее он был в первом разделе), а наименование налогового органа указывать не требуется.

Третий раздел декларации дополнен новыми строками для указания сумм налога, подлежащих вычету при перечислении предоплаты (строка 150) и восстановлению на основании пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ (строка 110). Налог, уплаченный при совершении бартерных сделок, теперь не нужно отдельно отражать в составе налоговых вычетов, поскольку во вновь утвержденной декларации это не предусмотрено. Следовательно, он включается в состав других вычетов (строка 130). В первом разделе дополнительная строка 030 предусмотрена для указания суммы НДС, исчисленной неплательщиками, которые выставили покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога. В соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ указанные неплательщики обязаны уплатить НДС в бюджет. В разделах 4, 5 и 6 введен новый код операции для расчета налога (вычета) при реализации работ (услуг) по изготовлению, переработке товаров, а также по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств согласно ст. 4 Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 23.03.2007.

Теперь обратимся к вопросу о том, с какого налогового периода нужно подавать декларацию по НДС по новой форме.

Согласно п. 3 Приказа N 104н по новой форме декларации следует отчитаться уже за IV квартал 2009 г., т.е. в срок до 20 января 2010 г. (п. 5 ст. 174 НК РФ). Это отмечено и в Письме Минфина России от 13.01.2010 N 03-07-15/01. При этом подчеркивается, что до момента официального опубликования Приказа N 104н инспекция не вправе отказать в принятии декларации по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н, применявшейся ранее. Приказ N 104н зарегистрирован в Минюсте России 24.12.2009 N 15808, но на момент написания данного комментария (18.01.2010) опубликован не был. Поэтому налогоплательщикам, отчитавшимся за IV квартал 2009 г. по старой форме, необходимо иметь в виду следующее.

Дело в том, что Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов, издает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением (п. 1 ст. 4 НК РФ). Акты финансового ведомства должны быть официально опубликованы в "Российской газете" в течение 10 дней со дня их регистрации в Минюсте России (п. п. 8, 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем через месяц со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Данные положения распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти (п. 5 ст. 5 НК РФ). Следовательно, в соответствии с п. п. 1, 5 ст. 5 НК РФ Приказ N 104н, утвердивший новую декларацию по НДС, при условии его опубликования до конца февраля вступит в силу с 01.04.2010.

Таким образом, до вступления в силу Приказа N 104н декларацию по НДС можно подавать по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н. Налогоплательщика, который подаст в IV квартале 2009 г. декларацию по старой форме, налоговые органы не вправе будут оштрафовать за ее непредставление на основании ст. 119 НК РФ, поскольку указанная статья не предусматривает налоговой ответственности за подачу декларации по старой форме. Такой позиции придерживаются арбитражные суды (см. выпуск обзора от 25.03.2009). Кроме того, в Письме от 04.03.2009 N 03-02-07/1-108 финансовое ведомство разъясняло, что если налогоплательщик отчитался по старой форме, то его нельзя обязать подать декларацию по новой, которая была опубликована в период представления декларации и введена в действие с начала указанного периода.

 

Применение документа (выводы):

1. За IV квартал 2009 г. декларацию по НДС следует подать по новой форме (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н), как рекомендует Минфин России. Но если налогоплательщик отчитался по старой форме (утв. Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н), это не влечет ответственности по ст. 119 НК РФ.

2. Если Приказ Минфина России от 15.10.2009 N 104н, вводящий новые форму и порядок заполнения декларации по НДС, будет опубликован до конца февраля текущего года, то он вступит в силу с 01.04.2010. Поэтому отчетность за I квартал 2010 г. будет подаваться уже по вновь утвержденной форме.

 

2. В какой срок налогоплательщики должны уплатить акцизы за декабрь 2009 г.?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 22.12.2009 N 03-07-15/1/6

 

Комментарий:

Одно из изменений в налоговом законодательстве, которое было внесено Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ (далее - Закон), коснулось срока уплаты акцизов. Если ранее при реализации или передаче произведенных налогоплательщиками подакцизных товаров налог уплачивался двумя частями (не позднее 25-го числа следующего месяца и 15-го числа второго месяца, следующего за налоговым периодом), то теперь акциз необходимо перечислить в срок до 25-го числа следующего месяца единовременно. Это предусмотрено в новой редакции п. 3 ст. 204 НК РФ.

Закон вступил в силу с 1 января 2010 г. (ст. 2). Акцизы за декабрь 2009 г. организации и предприниматели уплачивают уже в 2010 г., в связи с чем и возникает вопрос о сроках их уплаты, ответ на который дает в рассматриваемом Письме Минфин России. По мнению финансового ведомства, акцизы за декабрь 2009 г. необходимо уплатить уже в новые сроки - единовременно не позднее 25 января 2010 г. Аргументация Минфина такова: поскольку Закон вступил в силу с 1 января 2010 г., после этой даты должны применяться новые правила.

Следует ожидать, что налоговые органы на местах будут руководствоваться именно данным подходом. Поэтому во избежание споров с ними акцизы за декабрь 2009 г. лучше перечислить в новый срок. Однако необходимо отметить, что эта позиция спорна и возможен иной ответ на данный вопрос.

Как установлено в ст. 2 Закона, он вступает в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акцизы за декабрь 2009 г. уплачиваются уже в 2010 г. К сожалению, законодатель не предусмотрел специальных переходных положений, устанавливающих сроки уплаты акцизов за декабрь 2009 г. Возможны два варианта толкования: либо новые правила применяются к отношениям по исчислению и уплате акцизов начиная с первого налогового периода 2010 г. (и тогда акцизы за декабрь 2009 г. уплачиваются в ранее установленные сроки), либо, поскольку акцизы за декабрь 2009 г. уплачиваются уже в 2010 г., должны применяться те сроки уплаты, которые установлены на 2010 г. Проблема в том, что в данном случае в налоговом законодательстве существует неустранимое сомнение, которое согласно п. 7 ст. 3 НК РФ должно толковаться в пользу налогоплательщика. Следовательно, акцизы за декабрь 2009 г. можно уплатить в прежние сроки равными долями до 25 января и до 15 февраля 2010 г.

Как было сказано выше, во избежание конфликтов с налоговыми органами акцизы за декабрь 2009 г. лучше перечислить в новый срок. Но рассмотренные аргументы пригодятся налогоплательщикам в том случае, если по каким-либо причинам налог будет уплачен несвоевременно. Так, руководствуясь указанными аргументами, можно требовать от налоговых органов, чтобы пени за просрочку уплаты акциза за период с 25 января по 15 февраля 2010 г. рассчитывались исходя не из полной суммы налога за декабрь 2009 г., а из половины этой суммы. Если же инспекция рассчитает пени иным образом, этот расчет можно обжаловать в судебном порядке.

 

 

 

Судебное решение недели

 

Нельзя принять к вычету НДС по счету-фактуре с факсимиле, если проставление такой подписи не предусмотрено соглашением сторон

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.12.2009 N А33-989/2009)

 

В ходе налоговой проверки инспекция выяснила, что общество заявило к вычету НДС на основании счетов-фактур с факсимильной подписью. По мнению проверяющих, это нарушает требования ст. 169 НК РФ, поэтому налогоплательщик не вправе принять к вычету налог. В результате компания была привлечена к налоговой ответственности, а также ей были начислены пени и НДС.

Суд счел действия инспекции законными на следующих основаниях. В соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (или иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Таким образом, проставление на счетах-фактурах факсимильной подписи при отсутствии соответствующего соглашения свидетельствует о нарушении налогоплательщиком требований, установленных ст. 169 НК РФ. Следовательно, компания не вправе принять к вычету НДС.

Финансовое ведомство также придерживается мнения, что налогоплательщики не вправе принять НДС к вычету на основании счета-фактуры с факсимильной подписью. При этом данную позицию Минфин обосновывает так: подписание счетов-фактур подобным способом не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (Письма Минфина России от 17.09.2009 N 03-07-09/48, от 17.06.2009 N 03-07-09/31, от 28.04.2009 N 03-07-09/24, от 22.01.2009 N 03-07-11/17). Есть судебные решения, в которых содержатся аналогичные выводы (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.07.2008 N Ф03-А37/08-2/2876, от 07.04.2008 N Ф03-А73/08-2/918, ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2009 N А56-3641/2009).

Однако другие арбитражные суды придерживаются иной позиции, согласно которой налоговое законодательство не запрещает принимать к вычету налог на основании счетов-фактур с факсимильной подписью (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.09.2009 N А43-29505/2008-40-1257, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.10.2009 N А33-16226/08, ФАС Уральского округа от 09.12.2008 N Ф09-9114/08-С2 (Определением ВАС РФ от 08.04.2009 N ВАС-3935/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). По данному вопросу подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

 

 

  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru