КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Подписаться на обзоры законодательства

Новые документы для бухгалтера // 17.11.2010

← Вернуться к списку обзоров Новых документов

Заказать полные тексты данных документов Вы можете в компании «КонсультантПлюсКоми» по телефонам: в Сыктывкаре — (8212) 24-64-36, 29-15-51, Ухте — (82147) 5-30-96, 64-0-64, Печоре — (82142) 3-11-85, Усинске — (82144) 44-888, Воркуте — (82151) 3-24-73.

 
  1. Для внешнеторговых бартерных сделок введены новые правила подтверждения нулевой ставки НДС
  2. Для образовательных учреждений и научных организаций установлены новые размеры государственных пошлин
  3. Утверждены новые правила предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по обязательным платежам
  4. Плата за обслуживание зарплатных карт работников не облагается НДФЛ
1.Для внешнеторговых бартерных сделок введены новые правила подтверждения нулевой ставки НДС
  • Федеральный закон от 03.11.2010 N 285-ФЗ "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

При заключении внешнеторговых бартерных сделок налогоплательщики могут предусмотреть, что товары по встречной поставке не будут ввозиться в Россию. Сейчас для этого необходимо получить разрешение уполномоченного органа (ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ). Такое условие лишает российских экспортеров возможности оперативно заключать подобные бартерные сделки, которые широко применяются в мировой практике.

Для решения этой проблемы в Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ внесены поправки. Вступив в силу 21 ноября 2010 г., они отменят разрешительный порядок совершения внешнеторговых бартерных операций, не предполагающих ввоза товаров в Россию. При этом российские экспортеры будут обязаны реализовать товары в течение года с момента их получения за пределами РФ (ч. 5 ст. 45 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ).

В связи с изменениями внешнеторгового законодательства поправки были внесены и в Налоговый кодекс РФ. Был уточнен порядок подтверждения нулевой ставки НДС при совершении бартерных сделок, по которым полученный товар не ввозится в Россию.

Сейчас в такой ситуации подтвердить ставку невозможно, поскольку в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ для этого необходимо представить документы, подтверждающие ввоз товаров в РФ. С 1 января 2011 г. для подтверждения необходимо будет представить предусмотренные внешнеторговым контрактом документы, подтверждающие получение товара за границей и его оприходование. Если же товар российскому налогоплательщику отгрузит не указанное в контракте третье лицо, то наряду с уже названными документами нужно подать и дополнительные. Последние должны подтвердить, что третье лицо передало товары в счет исполнения обязательств иностранного контрагента по бартерной сделке. Однако если контрактом предусмотрено, что товар передает третье лицо, то дополнительные документы не требуются.

Рассмотренный порядок подтверждения нулевой ставки НДС применяется и при реализации товаров через посредника. Соответствующие поправки внесены в пп. 3 п. 2 ст. 165 НК РФ.

наверх
2.Для образовательных учреждений и научных организаций установлены новые размеры государственных пошлин
  • Федеральный закон от 08.11.2010 N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования"

8 ноября 2010 г. был принят Федеральный закон N 293-ФЗ, согласно которому с 1 января 2011 г. будут изменены процедуры лицензирования образовательной деятельности и госаккредитации образовательных учреждений и научных организаций.

Согласно действующим правилам лицензия на ведение образовательной деятельности выдается на основании заключения экспертной комиссии, затраты на проведение которой несет учредитель образовательного учреждения. Теперь такая экспертиза проводиться не будет. Другим новшеством является то, что заявление о предоставлении лицензии можно будет подать в электронном виде, а срок его рассмотрения составит 45 дней (сейчас 60). Кроме того, лицензии станут выдавать бессрочно (на данный момент срок действия разрешительного документа не может превышать 6 лет). Контроль за соблюдением образовательным учреждением лицензионных требований будет осуществляться посредством плановых и внеплановых проверок.

Заявление о госаккредитации также может быть направлено в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Срок действия аккредитации составит 6 лет для образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, а также научных организаций. Для иных образовательных учреждений аккредитационное свидетельство будет действительным в течение 12 лет. Напомним, что сейчас срок действия аккредитации — 5 лет.

Положение о лицензировании образовательной деятельности и Порядок проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций в скором времени должно утвердить Правительство РФ.

Поскольку расходы бюджета на лицензирование образовательной деятельности и проведение госаккредитации будут покрываться за счет госпошлины, в гл 25.3 НК РФ были внесены изменения.

Госпошлина за предоставление лицензии осталась прежней — 2600 руб. (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). За переоформление данного документа или приложения к нему сейчас взимается обязательный платеж в размере 200 руб. независимо от причин переоформления. А вот с 1 января 2011 г. за переоформление лицензии в связи с внесением дополнений о реализуемых образовательных программах необходимо будет уплатить 2600 руб.

Госпошлина за выдачу свидетельства об аккредитации образовательных учреждений и научных организаций теперь регулируется отдельным подпунктом (пп. 127 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Размер обязательного платежа составит:

  • — 130 000 руб. для образовательного учреждения высшего профессионального образования. При этом необходимо будет дополнительно заплатить по 70 000 руб. за каждую включенную в свидетельство о госаккредитации укрупненную группу направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в образовательном учреждении и каждом его филиале;
  • — 120 000 руб. для образовательного учреждения дополнительного профессионального образования, а также научной организации;
  • — 50 000 руб. для образовательного учреждения среднего профессионального образования;
  • — 40 000 руб. для образовательного учреждения начального профессионального образования;
  • — 10 000 руб. для иного образовательного учреждения.

Кроме того, установлены госпошлины за переоформление свидетельства о госаккредитации. Размер такой пошлины зависит от причин обращения в уполномоченный орган, среди которых выделяются:

  • — установление иного государственного статуса образовательного учреждения (пп. 128 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
  • — аккредитация образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей (пп. 129 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
  • — все иные случаи (пп. 130 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Данные изменения также вступят в силу с 1 января 2011 г.

наверх
3.Утверждены новые правила предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по обязательным платежам
  • Приказ ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами"

ФНС России издан Приказ "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами".

Напомним, что со 2 сентября текущего года уточнены условия изменения срока уплаты обязательных платежей (гл. 9 НК РФ). В частности, были внесены следующие поправки:

  • — отсрочка и рассрочка могут быть предоставлены в отношении сумм штрафа (п. 6 ст. 61 НК РФ);
  • — одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки обязательного платежа можно подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита (п. 3.1 ст. 61 НК РФ);
  • — в п. 5 ст. 64 НК РФ определен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки;
  • — увеличен срок, в который налоговый орган может принять решение о предоставлении отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита. Теперь он составляет не один месяц со дня получения заявления, а 30 рабочих дней (п. 6 ст. 64, п. 5 ст. 67 НК РФ).

С учетом этих нововведений ФНС России своим Приказом от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ утвердила новый Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами (далее — Порядок). Приказ ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798 утрачивает силу.

Новым Порядком, в частности, уточнены полномочия органов, принимающих решения о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

Прилагаемые к Порядку рекомендованные формы (обязательство о соблюдении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки или рассрочки, заявление о согласии на поручительство или залог, заявление о поручительстве и залоге) в целом остались без изменений. Только в образец заявления об изменении срока уплаты обязательных платежей добавлено, что налогоплательщик берет на себя обязательство по уплате процентов, начисленных на сумму задолженности в соответствии со ст. 9 НК РФ. Кроме того, новым Порядком уполномоченным органам рекомендованы формы решений об изменении срока уплаты федеральных, региональных и местных налогов, а также пени и штрафов.

наверх
4.Плата за обслуживание зарплатных карт работников не облагается НДФЛ
  • Письмо Минфина России от 28.10.2010 N 03-04-06/6-255

Многие организации перечисляют заработную плату на пластиковые карточки, выдаваемые сотрудникам. При этом они уплачивают комиссии за выпуск и годовое обслуживание банковских карт. Возникает вопрос: можно ли рассматривать эти суммы как доход, полученный работником в натуральной форме?

Минфин России разъяснил, что плата за выпуск и годовое обслуживание пластиковых карт, перечисляемая работодателем банку, не облагается НДФЛ.

Объясняется это следующим. Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан вовремя и в полном размере выплачивать причитающуюся сотрудникам заработную плату. Другими словами, он должен обеспечить своевременное получение денег работниками. При этом неважно, как именно происходит расчет — через кассу или путем перечисления зарплаты на карточные счета в банке. Поэтому банковские комиссии, уплаченные организацией за обслуживание карт работников, доходом физлиц не признаются.

Аналогичную точку зрения Минфин России высказывал и ранее (Письма от 24.12.2008 N 03-04-06-01/387, от 19.09.2006 N 03-05-01-04/273, от 30.01.2006 N 03-05-01-04/13).

наверх
  1. В каком размере взыскивается штраф за несвоевременное представление налоговой декларации, если налог полностью уплачен в установленный срок?
  2. Минфин России разъяснил, как с 2011 г. будет возвращаться НДФЛ при изменении статуса физического лица
1.В каком размере взыскивается штраф за несвоевременное представление налоговой декларации, если налог полностью уплачен в установленный срок?
Название документа:
  • Письмо Минфина России от 21.10.2010 N 03-02-07/1479
Комментарий:

Не так давно были внесены изменения в ст. 119 НК РФ, которая предусматривает ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации. Теперь размер штрафа не зависит от того, на сколько дней позже налогоплательщик подал отчетность (менее чем на 180 дней или более), и рассчитывается исходя из неуплаченной суммы налога. При этом минимальный размер штрафа составляет 1000 руб. Данные изменения вступили в силу со 2 сентября текущего года.

Касательно практического применения новой редакции ст. 119 НК РФ возникло несколько вопросов. В частности, неясно, будет ли налогоплательщик нести ответственность, если декларацию он подал с нарушением установленного срока, но сумму налога перечислил вовремя и в полном объеме. Финансовое ведомство разъяснило, что в такой ситуации с налогоплательщика взыскивается минимальный штраф.

Вместе с тем данная позиция Минфина России представляется спорной.

Дело в том, что согласно предыдущей редакции п. 1 ст. 119 НК РФ величина санкции определялась исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе поданной с опозданием декларации, но не менее 100 руб. Однако не было четкого ответа на вопрос о том, какую сумму налога следует применять для расчета штрафа: подлежащую фактической уплате или указанную в декларации. Поэтому на практике возникали споры о правомерности привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ, если налог был перечислен своевременно. Минфин России считал, что штраф в данном случае должен начисляться исходя из суммы, подлежащей фактической уплате, но не может быть ниже минимального размера (Письмо от 27.03.2008 N 03-02-07/1-133). Эту позицию разделял, например, ФАС Уральского округа (Постановления от 30.06.2009 N Ф09-4333/09-С2, от 24.09.2007 N Ф09-7145/07-С3). Однако другие арбитражные суды приходили к выводу, что в расчет нужно принимать сумму, отраженную в декларации (Постановления ФАС Поволжского округа от 11.05.2007 N А12-18413/06-С29, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.11.2007 N А19-1223/07-30-Ф02-8369/07, А19-1223/07-30-Ф02-8373/07).

В новой редакции ст. 119 НК РФ база для расчета размера штрафа определена однозначно — это неуплаченная сумма налога. В ситуации же, когда налог уплачен своевременно, а декларация подана с опозданием, неуплаченной суммы нет. Следовательно, база для расчета штрафа равна нулю. Поэтому штраф за несвоевременное представление декларации в данном случае составляет 0 руб.

Таким образом, если налог уплачен налогоплательщиком своевременно и полностью, то взыскание даже минимального штрафа за задержку декларации представляется неправомерным. Однако время покажет, как будет складываться судебная практика.

наверх
2.Минфин России разъяснил, как с 2011 г. будет возвращаться НДФЛ при изменении статуса физического лица
Название документа:
  • Письмо Минфина России от 28.10.2010 N 03-04-06/6-258
Комментарий:

Минфин России рассмотрел вопрос об обложении НДФЛ доходов сотрудников организации в связи с изменением их налогового статуса. С 1 января 2011 г. возврат НДФЛ по данному основанию будет производиться налоговой инспекцией по месту жительства или пребывания физлица. Для этого налогоплательщик по окончании налогового периода должен будет подать в инспекцию декларацию и документы, подтверждающие статус налогового резидента. Такое правило предусмотрено в п. 1.1 ст. 231 НК РФ (введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ).

Эта процедура может оказаться невыгодной физическим лицам, приехавшим на работу в Россию, и вот почему.

Налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Для их доходов установлена ставка в размере 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). Доходы же физлиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, облагаются по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ). Определение налогового статуса производится на каждую дату выплаты дохода (п. 2 ст. 223, п. 4 ст. 226 и ст. 225 НК РФ). Если статус работника изменяется в течение налогового периода, то организация должна за весь период произвести перерасчет НДФЛ, ранее исчисленного с доходов иностранца по ставке 30 процентов как с нерезидента РФ. Данный налог должен быть перерассчитан по ставке 13 процентов (Письмо ФНС России от 25.06.2009 N 3-5-04/881@).

В настоящее время порядок перерасчета налога при изменении статуса физлица законодательно не определен. Контролирующие органы предлагают различные варианты.

Например, в Письмах Минфина России от 17.07.2009 N 03-04-06-01/176, от 22.04.2009 N 03-04-06-01/105 и ФНС России от 25.06.2009 N 3-5-04/881@, от 23.06.2009 N 3-5-04/853@ говорится, что перерассчитывать налог нужно после того, как станет ясно, что статус физлица в текущем налоговом периоде поменяться не сможет, либо при окончательном определении статуса по итогам календарного года. Однако позже Минфин России (Письма от 16.04.2010 N 03-08-05, от 26.03.2010 N 03-04-06/51) указал, что окончательный налоговый статус физлица за налоговый период устанавливается по его итогам. Соответственно, в конце календарного года НДФЛ должен быть перерассчитан полностью за весь период. В любом случае, излишне удержанный налог подлежит возврату сотруднику по его письменному заявлению (п. 1 ст. 231 НК РФ). В то же время в Письме Минфина России от 05.05.2008 N 03-04-06-01/115 говорится следующее. Если перерасчет налога иностранного работника, ставшего налоговым резидентом РФ, производится с даты, когда его статус налогоплательщика более измениться не может, налоговый агент вправе зачесть суммы излишне уплаченного НДФЛ в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому налогу. Такой зачет осуществляется до окончания календарного года. Если же налог по итогам периода зачтен не полностью, то оставшаяся часть излишне удержанной суммы возвращается физлицу в соответствии со ст. 231 НК РФ.

Приведем пример: иностранный гражданин, не имеющий статуса налогового резидента РФ, в организации работает с февраля. В апреле пройдет 183 календарных дня фактического пребывания иностранца в России, и он приобретет статус налогового резидента РФ. При выплате работнику зарплаты за февраль и март организация должна удержать НДФЛ по ставке 30 процентов. С зарплаты за апрель налог с дохода работника будет удерживаться уже по ставке 13 процентов. Перерасчет налога за февраль и март, удержанного с сотрудника как с нерезидента, организация сможет произвести в июле (когда статус работника в этом налоговом периоде уже не изменится). Излишне удержанный налог работодатель либо засчитывает до окончания текущего года в счет предстоящих платежей физлица, либо возвращает по заявлению налогоплательщика. При этом даже если работодатель осуществит перерасчет налога в связи с изменением статуса физлица по итогам налогового периода, уже в начале следующего года физлицо получит переплаченные суммы.

С 2011 г. в Налоговом кодексе РФ установлен особый порядок возврата работнику излишне удержанной суммы НДФЛ в связи с приобретением им статуса налогового резидента. Налог будет перерассчитываться по итогам налогового периода, а за возвратом работнику придется обращаться не к налоговому агенту, а в налоговую инспекцию, где он состоит на учете по месту жительства (пребывания). Другими словами, по итогам года налогоплательщик должен подать в инспекцию декларацию и документы, подтверждающие статус налогового резидента (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).

Приведем пример: иностранец, который устроился на работу в феврале, а в апреле приобрел статус резидента РФ, сможет получить излишне удержанный НДФЛ за февраль и март, если в следующем году подаст в инспекцию декларацию по месту жительства (пребывания). Срок возврата налога составит четыре месяца с момента подачи декларации, три из которых отводятся инспекции на проведение камеральной проверки (п. 2 ст. 88 НК РФ) и один (со дня подачи заявления) — на возврат налога (п. 6 ст. 78 НК РФ). Следовательно, при обращении налогоплательщика в инспекцию с декларацией в январе вернуть сумму, переплаченную за февраль — март предыдущего года, он сможет только в мае.

Следует отметить, что заявление о возврате налога может быть подано одновременно с декларацией. В этом случае срок для возврата переплаты исчисляется со дня подачи заявления, но не ранее чем с момента завершения камеральной проверки либо момента, когда такая проверка должна быть завершена (п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).

Таким образом, новые правила возврата НДФЛ физлицу в связи с изменением его налогового статуса имеют как положительные, так и отрицательные стороны. В случае изменения статуса сотрудника работодатель с 2011 г. перерасчет и возврат НДФЛ производить не будет. Иностранным гражданам, чей статус в течение года изменится, вместо подачи работодателю заявления о возврате налога придется представлять декларацию по НДФЛ и документы, подтверждающие статус налогового резидента, в инспекцию, где они зарегистрированы по месту жительства или пребывания (Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713). В результате срок возврата излишне уплаченного налога значительно увеличится. Следовательно, новая процедура возврата НДФЛ в связи с изменением статуса физлица упростит задачу работодателей, но усложнит порядок возврата переплаты налогоплательщикам-иностранцам.

наверх
Решение по проверке должно выносить то же лицо, которое рассматривало материалы по ней
  • (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 4903/10)

Организация-налогоплательщик оспаривала через суд решение, принятое инспекцией по итогам камеральной проверки. Ссылалась она на то, что материалы проверки рассматривало одно должностное лицо, а решение принимало другое. Это, по мнению организации, нарушило ее права. Суды установили, что акт, возражения на него и другие материалы налоговой проверки, по результатам которой вынесено спорное решение, были рассмотрены заместителем начальника инспекции. Однако по результатам рассмотрения материалов он никаких решений не принимал. Решение в тот же день вынес начальник инспекции, который не участвовал в рассмотрении материалов проверки, что подтверждается протоколом.

Вместе с тем суды всех трех инстанций не усмотрели в действиях должностных лиц налогового органа нарушений, достаточных для признания решения недействительным. Тогда организация обратилась в ВАС РФ с заявлением об отмене решений нижестоящих судов и добилась разрешения спора в свою пользу.

Высший арбитражный суд счел, что руководитель инспекции не обеспечил лицу, в отношении которого проводилась проверка, возможности участвовать в рассмотрении материалов. То обстоятельство, что представители налогоплательщика присутствовали при рассмотрении материалов заместителем начальника, как указал ВАС РФ, правового значения не имеет. Этот довод суд мотивировал тем, что по результатам данного рассмотрения никакого решения принято не было. В рассмотрении же материалов начальником инспекции участие представителей организации налоговый орган не обеспечил.

По мнению ВАС РФ, должностные лица инспекции нарушили существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Это, в свою очередь, привело к нарушению прав налогоплательщика. В частности, он был лишен возможности дать лицу, которое непосредственно выносит решение, свои пояснения относительно выводов проверяющих и материалов налоговой проверки.

Опираясь на системное толкование ст. 101 НК РФ, суд пришел к выводу, что рассматривать материалы проверки и выносить решение по его итогам должно одно и то же должностное лицо.

Напомним, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки является основанием для отмены вынесенного по ней решения. К таким условиям относится и обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения ее материалов.

Подход Президиума ВАС РФ, отраженный в рассматриваемом Постановлении, является общеобязательным, его должны придерживаться арбитражные суды при рассмотрении подобных дел.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.07.2010 по делу N А32-13742/2009-45/252.

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru