КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор учетной политики»
Новшество для юристов! Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции

Новые документы для бухгалтера // 17.02.2011

← Вернуться к списку обзоров Новых документов

Заказать полные тексты данных документов Вы можете в компании «КонсультантПлюсКоми» по телефонам: в Сыктывкаре — (8212) 24-64-36, 29-15-51, Ухте — (82147) 5-30-96, 64-0-64, Печоре — (82142) 3-11-85, Усинске — (82144) 44-888, Воркуте — (82151) 3-24-73.

 
  1. Утверждены новая форма декларации по налогу на прибыль и порядок ее заполнения
  2. Рекомендованы коды некоторых видов подакцизных товаров, используемые при заполнении деклараций по акцизам и косвенным налогам с 1 января 2011 г.
  3. При продаже импортных продовольственных товаров для определения ставки НДС необходимо руководствоваться кодами ТН ВЭД
  4. При ввозе товаров из Таможенного союза в заявлении можно указывать дополнительную информацию
  5. Уменьшение ЕНВД на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности
  6. Порядок учета в расходах сумм страховых взносов организациями, осуществляющими деятельность в области IT-технологий
1.Утверждены новая форма декларации по налогу на прибыль и порядок ее заполнения
  • Приказ ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения";

Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 172н "О признании утратившими силу Приказов Министерства финансов Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 54н и от 16 декабря 2009 г. N 135н".

ФНС России утвердила новую форму декларации по налогу на прибыль организаций, а также порядок ее заполнения и формат для передачи сведений в электронном виде. В новой форме учтены изменения в Налоговый кодекс РФ, действующие с 2010 г. Декларацию за 2010 г. нужно подготовить уже по новой форме (напомним, что подать ее в инспекцию требуется не позднее 28 марта 2011 г.). Соответственно, начиная с отчетности за 2010 г. утрачивает силу ранее действовавшая форма декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н (Приказ от 15.12.2010 N 172н).

Большинство изменений касается расчета доходов в виде дивидендов и доходов по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок (ФИСС). Кроме того, добавлены некоторые дополнительные поля. В целом же форма декларации почти не изменилась.

В 2010 г. был изменен один из показателей, который используется в формуле расчета доходов в виде дивидендов. Эту формулу применяют компании — налоговые агенты, выплачивающие дивиденды своим участникам-организациям (ст. 275 НК РФ). Соответственно, скорректированы некоторые формулировки указываемых в Разделе А Листа 03 показателей.

Изменения в Листе 05 обусловлены нововведениями в порядок определения налоговой базы по операциям с ФИСС.

Лист 01 дополнен двумя новыми графами: "ИНН/КПП реорганизованной организации (обособленного подразделения)" и "Форма реорганизации, ликвидация (код)". Последнее поле заполняется в закодированном виде в соответствии с Приложением 1 к Порядку заполнения.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, должны заполнять Подраздел 1.2 Раздела 1. В этом подразделе введено дополнительное поле. Оно предназначено для указания кода квартала, на который исчисляются ежемесячные авансовые платежи. Отметим, что Подраздел 1.2 Раздела 1 не включается в состав декларации, подаваемой за налоговый период.

В Листе 02 появились строки 320 — 340 для внесения сумм ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в I квартале следующего налогового периода. Эти строки следует заполнять в декларации за девять месяцев при применении общего порядка уплаты авансовых платежей. Однако если налогоплательщик, который исчисляет авансовые платежи ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, переходит с начала следующего налогового периода на общий порядок уплаты налога, то эти строки ему нужно заполнить в декларации за одиннадцать месяцев.

В Приложении 1 к Листу 02 в составе внереализационных доходов (кроме стоимости МПЗ или иного имущества), полученных при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств или при ремонте, отражается сумма доходов в виде стоимости материалов, полученных при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении и частичной ликвидации основных средств (строка 102). Профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, должны обратить внимание на строку 106 рассматриваемого Приложения. Там указывается полученный такими лицами доход по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке (п. 5 ст. 304 НК РФ). Кроме того, для указанных лиц в Приложении 2 к Листу 02 предусмотрена новая строка 206, которая предназначена для отражения расхода по таким операциям. В Приложениях 1 и 2 к Листу 02 также скорректированы строки, заполняемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Помимо этого в Порядке заполнения декларации указано, что в косвенных расходах по строке 041 Приложения 2 к Листу 02 не отражаются страховые взносы в ПФР, ФСС и ФОМС.

И последнее — появился дополнительный лист "Приложение к налоговой декларации". Там указываются доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, и расходы, учитываемые для целей налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков. Это Приложение заполняется по кодам, приведенным в Приложении N 4 к Порядку заполнения декларации.

наверх
2.Рекомендованы коды некоторых видов подакцизных товаров, используемые при заполнении деклараций по акцизам и косвенным налогам с 1 января 2011 г.
  • Письмо ФНС России от 08.02.2011 N КЕ-4-3/1875@ "О кодах видов подакцизных товаров в отношении спирта коньячного и напитков, изготавливаемых на основе пива, при заполнении налоговых деклараций по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, представляемых по операциям, совершаемым с 01.01.2011";

Письмо ФНС России от 04.02.2011 N КЕ-4-3/1761@ "О кодах видов подакцизных товаров в отношении автомобильного бензина, дизельного топлива, спирта коньячного и напитков, изготавливаемых на основе пива, при заполнении налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов таможенного союза, представляемой по операциям по ввозу подакцизных товаров, совершаемым с 01.01.2011".

С 1 января 2011 г. в перечень подакцизных товаров включен спирт коньячный (подп. 1.1 п. 1 ст. 181 НК РФ). Кроме того, уточнен перечень алкогольной продукции. В частности, к ней отнесены напитки, изготавливаемые на основе пива (подп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ). Однако для этих товаров не предусмотрены коды в Приложении N 2 к Порядку заполнения налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий (далее — Порядок), утвержденному Приказом Минфина России от 14.11.2006 N 146н. До внесения соответствующих изменений в указанное Приложение ФНС России при заполнении декларации по акцизам предлагает использовать следующие коды:

  • 130 — спирт коньячный;
  • 210, 220 или 230 — напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (в зависимости от содержания в них последнего);
  • 320 — напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные без добавления спирта этилового.

Следует отметить, что ранее, в Письме от 13.12.2010 N ШС-37-3/17401@, ФНС России рекомендовала коды для автомобильного бензина и дизельного топлива, которые также не содержатся в Приложении N 2 к Порядку (см. выпуск обзора от 22.12.2010). Напомним, что с 1 января 2011 г. ставки акциза на эти товары дифференцируются по классам.

Коды в отношении автомобильного бензина и дизельного топлива (в зависимости от их классов), спирта коньячного и напитков, изготавливаемых на основе пива, необходимы также для заполнения декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств — членов Таможенного союза. Но и в Приложении N 3 к Порядку заполнения указанной декларации, который утвержден Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н, коды этих видов подакцизных товаров не установлены. В Письме от 04.02.2011 N КЕ-4-3/1761@ ФНС России указывает, что до внесения соответствующих изменений в Приложение N 3 при заполнении декларации по косвенным налогам можно отражать коды, рекомендованные в упомянутых выше разъяснениях.

наверх
3.При продаже импортных продовольственных товаров для определения размера ставки НДС необходимо руководствоваться кодами ТН ВЭД
  • Письмо ФНС России от 01.02.2011 N КЕ-4-3/1420@ "О размере ставки налога на добавленную стоимость, применяемой при реализации на территории Российской Федерации продовольственных товаров"

Некоторые виды продовольственных товаров облагаются НДС по ставке 10 процентов (п. 2 ст. 164 НК РФ). Коды видов соответствующей продукции установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908. Данным нормативным правовым актом утверждены:

  • Перечень кодов продовольственных товаров, реализация которых внутри России облагается НДС по ставке 10 процентов. В отношении конкретного вида товара ставка определяется с помощью Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП);
  • Перечень кодов продовольственных товаров, ввоз которых в Россию облагается НДС по ставке 10 процентов. При определении ставки в этом случае необходимо использовать единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД).

При этом есть группы товаров, которые включены только в один из перечней. Соответственно, ставки НДС при ввозе и при продаже таких товаров отличаются. Это касается, например, смесей замороженных овощей с другими продуктами, шампиньонов, сухих кормов для кошек и собак. Различие в ставках для последних двух видов продуктов сохранится до 1 апреля 2011 г., поскольку с этой даты начнет действовать новая редакция Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 908. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 26.01.2011.

По поводу применения различных ставок НДС в отношении товаров, входящих лишь в один из двух перечней, у налогоплательщиков на практике возникают споры с контролирующими органами. Причем если при продаже НДС уплачен по ставке 18 процентов, а при ввозе — по ставке 10 процентов, то налог доначисляет таможенный орган (см. Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 N А78-9575/2009 и N А78-9576/2009). А если наоборот — то налоговая инспекция (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 N А56-86720/2009). Требования проверяющих зачастую обоснованы необходимостью соответствия ставок НДС при ввозе и при "внутренней" реализации. Однако судебная практика исходит из того, что при определении ставки необходимо строго руководствоваться утвержденными перечнями. Соответственно, в отношении продажи код товара из перечня сравнивать по ОКП, а при ввозе — по ТН ВЭД. При этом не важно, что ставки различаются (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 03.11.2009 N 7475/09).

В рассматриваемом письме ФНС России разъяснила, что с 1 апреля 2011 г. при реализации в РФ импортированных продовольственных товаров необходимо определять ставку НДС, руководствуясь кодами ТН ВЭД. Таким образом, теперь ставки налога при ввозе и реализации будут совпадать. Следует отметить, что данное разъяснение выгодно для налогоплательщиков, реализующих импортные смеси замороженных овощей с другими продуктами. Дело в том, что при определении кода такой продукции по ТН ВЭД применяется ставка НДС — 10 процентов, а по ОКП — 18 процентов. Теперь в соответствии с разъяснением ведомства при продаже таких смесей можно будет начислять НДС по ставке 10 процентов.

Кроме того, ФНС России отмечает следующее. Если до 1 апреля 2011 г. налогоплательщик при реализации импортных продовольственных товаров определял размер ставки НДС по коду ОКП, то перерасчитывать уплаченные налоги не нужно. Разумеется, это относится только к случаям, когда импортному товару был присвоен правильный код ОКП.

наверх
4.При ввозе товаров из Таможенного союза в заявлении можно указывать дополнительную информацию
  • Письмо Минфина России от 27.01.2011 N 03-07-13/1-04

Российский импортер при ввозе товаров из Белоруссии или Казахстана уплачивает НДС по правилам, установленным в Таможенном союзе, даже если контракт был заключен с налогоплательщиком страны, не являющейся членом Союза. На это указано в п. 1.5 ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе". Минфин России разъяснил, как в этом случае заполнять заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 1 к Протоколу от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов").

Напомним, что заявление состоит из трех разделов и приложения к нему. В первом разделе указываются сведения о продавце, покупателе, заключенном ими договоре и поставленных товарах. Во втором разделе проставляется отметка инспекции об уплате косвенных налогов. В третий раздел вносится информация о продавце, покупателе и договоре, причем только в случаях, если:

  • реализация данного товара не облагается косвенными налогами, поскольку страна продавца не признается местом реализации;
  • товар реализован покупателю через комиссионера, поверенного или агента.

В приложении указываются сведения о сделках, если в поставке товара участвует более трех лиц.

Финансовое ведомство обращает внимание, что в случае отгрузки товара с территории Белоруссии или Казахстана по договору с налогоплательщиком государства, не входящего в Таможенный союз, заполнять третий раздел заявления не требуется. В то же время в данном разделе можно указать информацию о взаимоотношениях грузоотправителя и поставщика. Протокол от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов" не запрещает вносить в третий раздел дополнительную информацию. Минфин России подчеркивает, что налоговый орган не вправе отказать в приеме заявления, в третий раздел которого внесены дополнительные сведения.

Таким образом, российский импортер может указать:

  • в строке 08 — наименование поставщика — налогоплательщика государства, не являющегося членом Таможенного союза;
  • в строке 09 — наименование грузоотправителя — налогоплательщика государства, входящего в Таможенный союз;
  • в строках 10 и 11 — коды стран данных лиц;
  • в строке 12 — реквизиты договора между ними.
наверх
5.Уменьшение ЕНВД на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности
  • Письмо Минфина России от 24.01.2011 N 03-11-06/3/3

Исчисленную за налоговый период сумму ЕНВД можно уменьшить на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных работникам (но не более чем на 50 процентов). На это указано в п. 2 ст. 346.32 НК РФ.

В Письме от 24.01.2011 N 03-11-06/3/3 Минфин России разъяснил, как определить размер данного вычета, если плательщик ЕНВД ведет также деятельность, облагаемую в рамках ОСН, а пособия выплачивались работникам, занятым одновременно в обоих видах деятельности. По мнению министерства, в этом случае необходимо воспользоваться порядком определения расходов, установленным в п. 9 ст. 274 НК РФ. В данной норме указано, что при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы и расходы, которые относятся к деятельности, облагаемой ЕНВД. Если невозможно разделить расходы между видами деятельности, которые облагаются в соответствии с различными системами налогообложения, то расходы, относящиеся к облагаемой ЕНВД деятельности, определяются пропорционально доле доходов от такой деятельности в общем объеме доходов. Таким образом, если работодатель производил выплату пособий по временной нетрудоспособности работникам, занятым в нескольких видах деятельности (например, административно-управленческий, обслуживающий персонал), то размер вычета по ЕНВД определяется в указанном выше порядке.

Кроме того, финансовое ведомство обращает внимание, что в расчет принимаются только пособия, выплаченные из средств работодателя. Отметим, что напрямую из п. 2 ст. 346.32 НК РФ такого вывода не следует. Однако при заполнении декларации по ЕНВД в соответствующую строку вносятся суммы пособий, выплаченных именно из средств налогоплательщика (п. 6.4 Порядка заполнения декларации по ЕНВД, утв. Приказом Минфина России от 08.12.2008 N 137н).

Кроме того, ЕНВД нельзя уменьшить на суммы пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, поскольку это не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

наверх
6.Порядок учета в расходах сумм страховых взносов организациями, осуществляющими деятельность в области IT-технологий
  • Письмо Минфина России от 26.01.2011 N 03-03-06/1/25

Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, уплачивают страховые взносы во внебюджетные фонды по пониженному тарифу (п. 4 ч. 2 ст. 57, п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Такая возможность была им предоставлена Федеральным законом от 16.10.2010 N 272-ФЗ. Причем п. 3 ст. 3 этого Закона предусматривалось, что действие льготы распространяется на период с 1 января 2010 г. В результате для целей налога на прибыль в I — III кварталах 2010 г. на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в расходах были учтены взносы в большей сумме, что привело к занижению налогооблагаемой базы.

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, как указанным организациям скорректировать обязательства по налогу на прибыль. Излишне учтенные в расходах за девять месяцев 2010 г. суммы взносов следует восстановить и отразить в доходах по итогам налогового периода 2010 г. Представлять уточненные налоговые декларации за предшествующие отчетные периоды 2010 г. не требуется. Финансовое ведомство указало, что основания для начисления пеней и штрафов в данном случае отсутствуют, поскольку занижение налога на прибыль произошло вследствие придания нормам законодательства обратной силы.

наверх
  1. Вправе ли покупатель принять к вычету НДС по счету-фактуре, который выставлен продавцом, применяющим УСН?
  2. Необходимо ли уплатить НДС с пеней, полученных от покупателя за нарушение срока оплаты поставленного товара?
1.Вправе ли покупатель принять к вычету НДС по счету-фактуре, который выставлен продавцом, применяющим УСН?
Название документа:
  • Письмо Минфина России от 29.11.2010 N 03-07-11/456
Комментарий:

Минфин России подтвердил свою позицию по вопросу о праве на вычет НДС по счету-фактуре, который выставлен поставщиком, применяющим УСН. В рассматриваемом Письме указано, что счета-фактуры обязаны оформлять плательщики НДС, а также комиссионеры или агенты (в том числе применяющие УСН), которые реализуют товары (работы, услуги) от своего имени (п. 1 и 3 ст. 169 НК РФ). Организации, перешедшие на УСН, по общему правилу не признаются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Но есть исключения. Плательщики УСН должны перечислять НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и при осуществлении операций по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также по договорам доверительного управления имуществом или концессионным соглашениям на территории РФ (п. 2, 3 ст. 346.11, ст. 174.1 НК РФ). Если счет-фактура выставлен организацией-продавцом, которая не исполняет обязанностей по ст. 174.1 НК РФ и не реализует товары (работы, услуги) на основании договора комиссии или агентского договора, то у покупателя права на вычет НДС нет. Аналогичное мнение финансовое ведомство уже высказывало в Письмах от 01.04.2008 N 03-07-11/126, от 24.10.2007 N 03-07-11/516. ФНС России поддерживает эту позицию (Письмо от 06.05.2008 N 03-1-03/1925). Но лишь в одном решении арбитражного суда сделан такой же вывод (Постановление ФАС Поволжского округа от 07.10.2008 N А55-17484/2007).

Дело в том, что рассматриваемый вопрос является спорным. Действительно, организации, перешедшие на УСН, не должны выставлять своим контрагентам счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Но если плательщик УСН все-таки выставил такой счет-фактуру, он обязан перечислить налог в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). И в этом случае покупателю товаров (работ, услуг) вычет НДС предоставляется в общеустановленном порядке. Отметим, что в более ранних разъяснениях Минфин России поддерживал такой подход (см. Письмо от 11.07.2005 N 03-04-11/149). Кроме того, в ст. 171 НК РФ не содержится запрета на вычет НДС по счету-фактуре, выставленному поставщиком, который применяет УСН. Следовательно, в рассматриваемой ситуации покупатель вправе заявить налог к вычету. Причем, несмотря на позицию контролирующих органов, он с большой вероятностью сможет отстоять в суде правомерность своих действий. Дело в том, что к сегодняшнему дню арбитражными судами принято множество решений, которые не отвечают точке зрения Минфина и ФНС России. Например, это Постановления ФАС Московского округа от 23.08.2010 N КА-А40/7785-10, ФАС Волго-Вятского округа от 16.04.2010 N А29-6157/2009, ФАС Дальневосточного округа от 29.06.2010 N Ф03-4365/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.06.2010 N А27-13811/2009, ФАС Поволжского округа от 29.09.2010 N А72-20146/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.10.2010 N А32-2914/2010, ФАС Центрального округа от 17.06.2010 N А64-7813/09. ФАС Уральского округа в Постановлении от 21.01.2010 N Ф09-11084/09-С2 указал, что законодательством о налогах и сборах не закреплена обязанность покупателя проверять, какой режим налогообложения применяет продавец. Поэтому если покупателем соблюдены порядок и условия применения вычета, предусмотренные ст. 171 и 172 НК РФ, то оснований для отказа в вычете нет. Подборку судебных решений см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

наверх
2.Необходимо ли уплатить НДС с пеней, полученных от покупателя за нарушение срока оплаты поставленного товара?
Название документа:
  • Письмо Минфина России от 11.01.2011 N 03-07-11/01
Комментарий:

Нарушив условия договора, покупатель перечислил продавцу пени. Обязан ли поставщик уплатить НДС с полученных денежных средств? Данный вопрос Минфин России рассмотрел в Письме от 11.01.2011 N 03-07-11/01.

Финансовое ведомство указало, что в целях налогообложения пени признаются денежными средствами, связанными с оплатой поставленных товаров. Значит, с данных сумм необходимо уплатить НДС согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Исключение составляют случаи продажи товаров, не облагаемых данным налогом (п. 2 ст. 162 НК РФ). При получении этих сумм поставщик обязан зарегистрировать в книге продаж счет-фактуру, который сам же выписывает в одном экземпляре. Такой порядок установлен п. 19 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914). Для определения суммы налога необходимо применить расчетную ставку (п. 4 ст. 164 НК РФ). Следует отметить, что данная точка зрения уже неоднократно высказывалась официальными органами (см., например, Письма Минфина России от 20.05.2010 N 03-07-11/189, от 08.12.2009 N 03-07-11/311, от 11.09.2009 N 03-07-11/222, от 16.04.2009 N 03-07-11/107, от 11.03.2009 N 03-07-11/56).

Однако судебная практика, сложившаяся по данному вопросу, идет вразрез с позицией финансового ведомства. Дело в том, что санкции нельзя рассматривать как суммы, связанные с оплатой реализованных товаров. Ведь согласно ст. 329, 330 ГК РФ пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязательств и защиты нарушенных прав. Такой вывод содержится в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07, ФАС Московского округа от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09, от 13.11.2008 N КА-А40/10586-08, ФАС Уральского округа от 16.02.2009 N Ф09-464/09-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 05.12.2008 N Ф08-7246/2008, ФАС Центрального округа от 16.09.2008 N А54-3386/2006-С21. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Таким образом, продавец может не уплачивать НДС с пеней, полученных от покупателя за нарушение договорных обязательств. Однако в этом случае он должен быть готов к спору с налоговыми органами.

наверх
Инспекция не вправе выносить решение по камеральной проверке на основании первичной декларации, если была подана уточненная
  • (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.12.2010 N А53-3/2010)

Организация подала в инспекцию декларацию по НДС, в которой была указана нулевая выручка. В ходе камеральной проверки налоговый орган установил, что данные, приведенные в декларации, не соответствуют данным выписки банка по расчетному счету. В связи с этим суммы НДС были занижены. Согласно выпискам, облагаемую данным налогом выручку организация в проверяемом периоде получила, однако не отразила ее в расчете. Инспекция привлекла налогоплательщика к ответственности за неуплату НДС, однако еще до принятия этого решения компания представила уточненную декларацию, в которой выручка была отражена правильно. Организация подала возражения к акту камеральной налоговой проверки, в которых указала, что ею подана уточненная декларация, а значит, первичная должна быть аннулирована. Однако инспекция и вышестоящий налоговый орган не приняли во внимание возражения налогоплательщика и доначислили налог, что организация оспорила через суд.

Суды всех трех инстанций признали решение налоговых органов неправомерным по следующим основаниям. Налоговая декларация с момента ее принятия налоговым органом становится документом, который свидетельствует о фактах, порождающих налоговые правоотношения (п. 1 ст. 80 НК РФ). Налогоплательщик имеет право внести изменения и дополнения в налоговую декларацию в случае обнаружения ошибок (п. 1 ст. 81 НК РФ). При этом п. 9.1 ст. 88 НК РФ установлено, что если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, то проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая проверка — уже на основе уточненной декларации. Суд установил, что оспариваемые решения инспекции приняты на основании аннулированной первичной декларации, а значит, они являются незаконными. Как указал ФАС Северо-Кавказского округа, налоговое законодательство не предоставляет налоговым органам права отказать налогоплательщику в принятии уточненной декларации или игнорировать ее содержание. Если уточненный расчет был представлен в надлежащий налоговый орган до того, как тот принял решение по камеральной проверке первоначальной декларации, то первоначальный документ утрачивает юридическую силу. Следовательно, в такой ситуации принимать решение на основании аннулированной декларации инспекция не вправе.

Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.2009 N А78-494/08 и ФАС Северо-Кавказского округа от 18.11.2010 N А53-8019/2010.

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru