КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Специальный поиск судебной практики»
Новшества

Новые документы для бухгалтера // 14.12.2011

← Вернуться к списку обзоров Новых документов

Заказать полные тексты данных документов Вы можете в компании «КонсультантПлюсКоми» по телефонам: в Сыктывкаре — (8212) 24-64-36, 29-15-51, Ухте — (82147) 5-30-96, 64-0-64, Печоре — (82142) 3-11-85, Усинске — (82144) 44-888, Воркуте — (82151) 3-24-73.

 
  1. Утверждены размер индексации детских пособий и сумма материнского капитала на 2012 г.
  2. Изменен порядок регистрации страхователей территориальными органами ФСС РФ
  3. Организации, включенные в реестр резидентов зоны территориального развития, вправе получить инвестиционный налоговый кредит на срок до 10 лет
1.Утверждены размер индексации детских пособий и сумма материнского капитала на 2012 г.
  • Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ детские пособия в 2012 г. будет проиндексированы на коэффициент 1,06. Напомним, что базовые суммы выплат установлены Федеральным законом от 19.05.95 N 81-ФЗ. Таким образом, чтобы узнать размер пособия на очередной год, размер каждого пособия необходимо перемножить на все предыдущие коэффициенты. Учитывая опубликованный коэффициент, можно определить, что в следующем году суммы пособий будут такими:

  • единовременное пособие при рождении ребенка — 12 405 руб. 32 коп.;
  • пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности — 465 руб. 20 коп.;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет: за первым ребенком — 2326 руб., за вторым и последующими детьми — 4651 руб. 99 коп.

Кроме того, в следующем году материнский капитал увеличится с 365 698 руб. 40 коп. до 387 640 руб. 30 коп.

наверх
2.Изменен порядок регистрации страхователей территориальными органами ФСС РФ
  • Постановление ФСС РФ от 12.08.2011 N 177 "О внесении изменений в Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 23 марта 2004 г. N 27 "Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей"

С 1 октября текущего года начал действовать новый порядок взаимодействия госорганов, прописанный в Федеральном законе от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Согласно этому Закону государственные ведомства должны обмениваться информацией о гражданах и организациях по электронным каналам связи. Указанные изменения должны упростить хозяйствующим субъектам взаимодействие с госорганами. Например, с 1 октября для постановки на учет или снятия с учета в отделении ФСС РФ обособленного подразделения компания больше не должна представлять свидетельства о постановке на налоговый учет и о государственной регистрации, а также извещение о регистрации юрлица в качестве страхователя. Эти сведения региональное отделение Фонда должно получить самостоятельно по электронным каналам связи.

В том числе по причине указанных поправок ФСС РФ внес Изменения (утв. Постановлением ФСС РФ от 12.08.2011 N 177) в Постановление от 23 марта 2004 г. N 27, регламентирующее порядок действий исполнительных органов Фонда в части регистрации страхователей. В новой редакции Постановления (п. 4 Изменений) отмечается, что регистрация страхователей по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется на основании соответствующих заявлений о регистрации, поданных в письменном или электронном виде, по формам утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 959н.

Заявление о регистрации представляется:

  • юрлицом по месту нахождения обособленного подразделения — в срок не позднее 30 дней со дня создания данного подразделения;
  • физлицом — в срок не позднее 10 дней со дня заключения с первым из нанимаемых работников трудового договора либо гражданско-правового договора, если согласно условиям последнего страхователь обязан уплачивать взносы в ФСС РФ.

По новым правилам для регистрации компании в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения необходимы копии следующих документов (п. 8 Изменений):

  • свидетельства о госрегистрации юрлица;
  • свидетельства о постановке юрлица на учет в налоговом органе;
  • уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;
  • документов, подтверждающих наличие отдельного баланса, расчетного счета и начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц;
  • документов, выданных территориальными органами Федеральной службы государственной статистики и подтверждающих виды экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности).

Если же зарегистрировать необходимо иностранную компанию, в соответствии с п. 9 Изменений в территориальное отделение ФСС РФ представляются копии документа, содержащего информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационный номер, дату и место регистрации, а также документов, подтверждающих наличие отдельного баланса, расчетного счета и начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц. Кроме того, необходимо документально подтвердить постановку обособленного подразделения на налоговый учет в РФ.

Следует иметь в виду, что перечисленные документы российские компании могут представить по собственной инициативе, но делать это не обязаны. Если какой-либо из перечисленных документов не представлен, территориальный орган ФСС РФ обязан самостоятельно запросить недостающую информацию у уполномоченных органов.

Зарегистрировать компанию в качестве страхователя по месту нахождения ее обособленного подразделения территориальное отделение Фонда обязано в течение пяти дней с момента получения последнего из необходимых документов (п. 16 Изменений).

Для снятия юрлиц с регистрационного учета необходимы копии документов, подтверждающих наступление обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета (п. 25 Изменений). Как и ранее, к таким обстоятельствам относятся закрытие обособленного подразделения, изменение места его нахождения, ликвидация самого юрлица, а также несоблюдение при процедуре регистрации компании по месту нахождения обособленного подразделения условий регистрации страхователей. Как и при постановке на учет, в соответствии с новым порядком страхователи могут по своей инициативе предоставить в территориальный орган Фонда необходимые для снятия с учета копии документов. Однако если копии документов, подтверждающих принятие решения о закрытии обособленного подразделения, юрлицо не представило, то территориальный орган Фонда запрашивает такой документ в налоговом органе самостоятельно. Следует иметь в виду, что документы, подтверждающие прекращение полномочий обособленного подразделения по ведению отдельного баланса, расчетного счета или начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, а также документы, подтверждающие прекращение действия трудового договора с последним из принятых работников, в территориальный орган ФСС РФ предоставляются страхователями.

Новый порядок взаимодействия страхователей с Фондом будет применяться уже с 20 декабря текущего года.

Постановление ФСС РФ от 12.08.2011 N 177, которым и были внесены все указанные изменения, содержит новые формы уведомлений ФСС РФ о регистрации в качестве страхователя, а также о размере страховых взносов.

наверх
3.Организации, включенные в реестр резидентов зоны территориального развития, вправе получить инвестиционный налоговый кредит на срок до 10 лет
  • Федеральный закон от 03.12.2011 N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон от 03.12.2011 N 392-ФЗ (далее — Закон N 392-ФЗ) вводит в законодательство новое понятие — зона территориального развития. Под ней понимается часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития данного субъекта резидентам этой зоны обеспечиваются благоприятные условия для привлечения инвестиций в экономику (п. 1 ст. 2 Закона N 392-ФЗ). Зоны территориального развития создаются на 12 лет на территориях субъектов РФ, перечень которых утвердит Правительство РФ (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 9 Закона N 392-ФЗ). Если субъект включен в такой перечень и соответствует условиям создания зоны территориального развития, установленным в ст. 6 Закона N 392-ФЗ, то его исполнительные органы госвласти вправе подать в Правительство РФ заявку на создание указанной зоны. Правительство РФ принимает постановление о создании такой зоны (п. 1 ст. 7 Закона N 392-ФЗ).

Организации и предприниматели, которые зарегистрированы на территории муниципального образования, входящего в зону территориального развития, включаются в реестр резидентов такой зоны на основании заявления (п. 5 ст. 2, ст. 11 Закона N 392-ФЗ). Вместе с данным заявлением в администрацию зоны подается комплект документов, в числе которых должна быть инвестиционная декларация, содержащая сведения об инвестиционном проекте (п. 6 ст. 2, п. 3 ст. 11 Закона N 392-ФЗ). При соблюдении условий, установленных Законом N 392-ФЗ, резидентам зон территориального развития предоставляются меры государственной поддержки (ст. 13 Закона N 392-ФЗ):

  • предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации в зоне территориального развития инвестиционных проектов с участием резидентов;
  • создание в области энергетики и транспорта объектов капитального строительства, находящихся в госсобственности РФ и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • предоставление в границах зоны территориального развития резидентам в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, либо тех земель, госсобственность на которые не разграничена;
  • предоставление резидентам налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  • иные меры господдержки согласно федеральным законам и принимаемым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ, муниципальным правовым актам.

В числе данных мер значится предоставление инвестиционного налогового кредита. В связи с этим в Налоговый кодекс РФ внесены соответствующие дополнения.

Итак, новым основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита является включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития (подп. 6 п. 1 ст. 67 НК РФ). Напомним, что такой кредит предоставляется по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. При этом перенос срока уплаты налога на более поздний период указанными организациями может быть осуществлен на период до 10 лет, в то время как по общему правилу этот срок составляет от года до пяти лет (п. 1 ст. 66 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 66 НК РФ сумму налога, определенную по общим правилам, можно уменьшать не более чем на 50 процентов. Однако для резидентов зоны территориального развития установлено исключение. Согласно подп. 3 п. 2 ст. 67 НК РФ размер инвестиционного налогового кредита составляет 100 процентов расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов.

Кроме того, по общему правилу инвестиционный налоговый кредит предполагает последующую поэтапную уплату суммы кредита и начисленных процентов (п. 1 ст. 66 НК РФ). Резидентам зоны территориального развития проценты на задолженность не начисляются (абз. 4 п. 6 ст. 67 НК ПФ). Однако если организация-резидент нарушит свои обязательства, то не позднее чем через три месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите ей придется уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на нее. Проценты начисляются за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем расторжения договора, до дня уплаты налога. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ (п. 11 ст. 68 НК РФ).

Изменения, внесенные в часть первую Налогового кодекса РФ, вступят в силу 6 января 2012 г. (п. 2 ст. 21 Закона N 392-ФЗ).

наверх
  1. Для большинства страхователей общий тариф взносов во внебюджетные фонды снижен с 34 до 30 процентов
  2. Усовершенствованы правила применения льгот для резидентов особых экономических зон
  3. Принят новый закон о бухгалтерском учете, вступающий в силу в 2013 г.
1.Для большинства страхователей общий тариф взносов во внебюджетные фонды снижен с 34 до 30 процентов
Название документа:
  • Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"
Комментарий:

Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ для основной массы плательщиков с 1 января 2012 г. снижен тариф страховых взносов с 34 до 30 процентов (за счет уменьшения размера взноса в ПФР). В таком размере взносы надо уплачивать, пока сумма выплат в пользу каждого работника не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов (в 2012 г. — 512 000 руб.). Вместе с тем введен тариф для перечисления взносов на суммы превышения предельной величины базы — 10 процентов. Для ряда льготных категорий плательщиков на период 2012 — 2013 гг. установлен тариф взносов в размере 20 процентов. Кроме того, изменен порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах. Указанные поправки внесены в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ).

Также скорректированы Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее — Закон N 167-ФЗ) и другие законодательные акты.

1.1. В 2012 — 2013 гг. применяется сниженный общий тариф страховых взносов

Для основной массы плательщиков (за исключением льготных категорий) общий тариф страховых взносов снижается с 34 до 30 процентов (за счет уменьшения взноса в ПФР), из которых:

  • в ПФР уплачивается 22 процента. Статьей 33.1 Закона N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них 6 процентов — солидарная часть, 16 процентов — индивидуальная часть); в отношении работников 1967 года рождения и младше — 16 процентов на финансирование страховой части (из них 6 процентов — солидарная часть, 10 процентов — индивидуальная часть), 6 процентов — накопительной части (индивидуальная часть тарифа);
  • в ФСС РФ — 2,9 процента;
  • в ФФОМС — 5,1 процента.

Согласно ч. 1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ данный тариф применяется в течение 2012 — 2013 гг. В 2012 г. взносы в указанном размере перечисляются за каждого работника на суммы выплат, не превышающие 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974), которая исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Однако в течение 2012 — 2013 гг. также облагается сумма превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов. Согласно п. 1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ и ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ 10 процентов на суммы превышения базы перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии (солидарная часть тарифа). То есть в 2012 г. на суммы свыше 512 000 руб. следует исчислять взносы по тарифу 10 процентов (ч. 4 ст. 8 и ч. 1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ). Ранее регрессивной шкалы предусмотрено не было, а с выплат в пользу работника, которые превышали установленную предельную величину базы (рассчитанную нарастающим итогом с начала года), страховые взносы не взимались (ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.). Таким образом, на работодателей, чьи работники получают большие оклады, нагрузка увеличится.

Следует отметить, что для льготных категорий плательщиков страховых взносов обложение сумм выплат, превышающих предельную величину базы, не предусмотрено (ст. ст. 58, 58.1 Закона N 212-ФЗ).

Кроме того, уменьшение общего тарифа страховых взносов не касается плательщиков, не производящих выплаты в пользу физлиц. Размер взносов за себя они определяют из стоимости страхового года (ч. 2 ст. 13 Закона N 212-ФЗ) с применением тарифов, указанных в ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ и составляющих в совокупности 34 процента, из которых:

  • в ПФР уплачивается 26 процентов. В соответствии с п 2.1 ст. 22 Закона N 167-ФЗ взносы распределяются в следующем порядке: в отношении лиц 1966 года рождения и старше вся сумма перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них 10 процентов — солидарная часть, 16 процентов — индивидуальная часть); в отношении лиц 1967 года рождения и младше — 20 процентов на финансирование страховой части (из них 10 процентов — солидарная часть, 10 процентов — индивидуальная часть), 6 процентов — накопительной части (индивидуальная часть тарифа);
  • в ФФОМС — 5,1 процента;
  • в ФСС РФ — 2,9 процента (при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию, ч. 5 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
1.2. Снижен тариф страховых взносов для некоторых льготных категорий плательщиков

Во-первых, скорректирован перечень применяющих УСН организаций и предпринимателей, которые при осуществлении отдельных видов деятельности вправе применять пониженный тариф взносов в общем размере 20 процентов, уплачиваемых в ПФР (п. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Пунктом 12 ст. 33 Закона N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов: в отношении лиц 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них 4 процента — солидарная часть, 16 процентов — индивидуальная часть); в отношении лиц 1967 года рождения и младше — 14 процентов на финансирование страховой части (из них 4 процента — солидарная часть, 10 процентов — индивидуальная часть), 6 процентов — накопительной части. Эта льгота будет действовать в течение 2012 и 2013 гг. Напомним, что в 2011 г. данная категория плательщиков уплачивала страховые взносы по ставке 26 процентов (ч. 3.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

С 1 января 2012 г. перечень, содержащийся в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, несколько расширился. Пониженный тариф взносов также могут применять плательщики УСН, основным видом деятельности которых является:

  • транспорт и связь (подп. "щ" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Ранее в указанной норме числилась только вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;
  • розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (подп. "я.8" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);
  • производство гнутых стальных профилей (подп. "я.9" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);
  • производство стальной проволоки (подп. "я.10" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Во-вторых, также по льготной ставке 20 процентов (ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ) в 2012 — 2013 гг. будут уплачивать взносы в ПФР следующие категории плательщиков:

  • переведенные на уплату ЕНВД аптечные организации, а также предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);
  • некоммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных учреждений), применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта (п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Использовать пониженный тариф такие организации смогут при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода на льготную уплату взносов, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации составляют в совокупности целевые поступления, гранты и доходы от осуществления деятельности социальной направленности (ч. 5.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Доходы определяются по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 346.15 НК РФ (ч. 5.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). В ч. 5.3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что при невыполнении необходимых требований некоммерческая организация лишается права на применение льготных тарифов с начала периода, в котором допущено несоответствие;
  • благотворительные организации, применяющие УСН (п. 12 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

В-третьих, льготные условия уплаты страховых взносов установлены для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, за исключением тех, которые заключили с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности (п. 13 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Как и большинство плательщиков взносов, в 2012 — 2013 гг. они применяют тариф в общем размере 30 процентов (ч. 3.5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). При этом с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления взносов (в 2012 г. — 512 000 руб.), взносы во внебюджетные фонды указанные организации не перечисляют. Однако для применения таких льготных условий данные плательщики должны соответствовать ряду требований, установленных в ч. 5.4, 5.5, 5.7 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. В противном случае применять пониженные тарифы они не смогут с начала периода, в котором допущено несоответствие (ч. 5.6 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

В-четвертых, уточнены условия применения льготных тарифов взносов организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий (п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Напомним, что в 2012 г. они так же, как и в 2011 г., уплачивают страховые взносы в общем размере 14 процентов (ч. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Распределение пенсионных взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии установлено в п. 7 ст. 33 Закона N 167-ФЗ.

Чтобы воспользоваться пониженным тарифом, указанным организациям необходимо соответствовать требованиям, установленным в ч. 2.1, 2.2 ст. 57, ч. 5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Изменено одно из этих требований: средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода на пониженный тариф, с 2012 г. должна составлять не менее 30 человек, а не 50, как ранее (п. 3 ч. 2.1, п. 3 ч. 2.2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ). Кроме того, в п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ уточняется,что право на льготу имеют российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, в частности, разрабатывающие и реализующие именно разработанные ими программы для ЭВМ, баз данных.

В-пятых, в 2012 г. продолжат применять пониженные тарифы страховых взносов российские организации и предприниматели, которые осуществляют производство, выпуск в свет (в эфир), средств массовой информации (помимо имеющих рекламный и эротический характер), в том числе в электронном виде (п. 7 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Однако в 2012 г. общий тариф взносов для них, как и было запланировано, повысится на один процент и составит 27, а не 26 процентов (ч. 3.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Критерии применения указанного льготного тарифа прописаны теперь в законе, а ранее их должно было определять Правительство РФ. Так, в ч. 1.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что деятельность по производству СМИ признается основной, если доля доходов за отчетный (расчетный) период по этому виду деятельности составляет наибольший удельный вес в общем объеме доходов за тот же период. При этом сумма доходов определяется по данным налогового учета в соответствии со ст. 248 или 346.15 НК РФ.

Также уточнено, что данные плательщики приобретают право на применение пониженных тарифов взносов с месяца включения их в реестр таких организаций, который ведет Роскомнадзор (ч. 1.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

И в-шестых, необходимо выделить некоторые общие изменения, касающиеся применения пониженных тарифов страховых взносов льготными категориями плательщиков:

  • все эти плательщики в 2012 — 2013 гг., как и ранее, должны уплачивать страховые взносы, пока сумма выплат в пользу каждого работника не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов (ч. 4 ст. 8, ст. ст. 58, 58.1 Закона N 212-ФЗ). То есть и в 2012 г. на суммы выплат, превышающие 512 000 руб., указанные плательщики взносы не начисляют;
  • при утере права на применение пониженного тарифа организации и предприниматели, указанные в п. п. 6 — 8, 10 — 12 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, должны пересчитать взносы по общеустановленному тарифу с начала периода, в котором допущено несоблюдение установленных условиий, однако с 2012 г. они не должны уплачивать пени (ч. 1.3, 1.4, 5, 5.3, 5.6 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Условие же о взыскании пеней в случае пересчета взносов организациями — участниками проекта "Сколково" при утрате ими права на применение пониженных тарифов в ч. 2.2 ст. 58.1 Закона N 212-ФЗ осталось. Вероятно, что в указанную норму также будут внесены изменения;
  • переходный период, в который для отдельных плательщиков действуют пониженные тарифы страховых взносов, продлевается до 2027 г. (ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
1.3. Самозанятые плательщики не должны подавать расчет по взносам

Плательщики страховых взносов, не производящие выплаты физлицам, с 2012 г. не должны подавать в ПФР расчет по начисленным и уплаченным взносам. Обязанность отчитываться по форме РСВ-2 до 1 марта года, следующего за истекшим, осталась только у глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Такие изменения внесены в ч. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ.

Кроме того, из Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" исключены положения, обязывающие физлиц, которые самостоятельно уплачивают взносы исходя из стоимости страхового года, подавать в ПФР сведения о себе (изменения в ст. ст. 8, 11, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

В связи с этим уточнен срок уплаты страховых взносов в случае прекращения деятельности в качестве предпринимателя, приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса и иных частнопрактикующих лиц. Теперь такие плательщики должны перечислять взносы не позднее 15 календарных дней с даты госрегистрации прекращения (приостановления) деятельности (ч. 8 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

Напомним, что до 1 января 2012 г. указанные лица были обязаны уплатить взносы не позднее 15 календарных дней со дня подачи расчета по начисленным и уплаченным взносам (ч. 8 ст. 16 Закона N 212-ФЗ, в редакции действовавшей до 1 января 2012 г.).

Следует отметить, что теперь органы контроля за уплатой страховых взносов вправе определять суммы страховых взносов, которые должны перечислить самозанятые плательщики, расчетным путем исходя из стоимости страхового года (п. 13 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

1.4. Ответственность за несоблюдение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам

В новой редакции изложена ст. 46 Закона N 212-ФЗ, которая предусматривает ответственность плательщиков за несвоевременное представление расчета по взносам.

Во-первых, с 1 января 2012 г. штраф за непредставление расчета в срок рассчитывается от суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода (п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ).

Следует отметить, что ранее такой штраф определялся от суммы, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета, и на практике возникали споры о периоде, за который исчисляется санкция. Арбитражные суды приходили к выводу, что штраф рассчитывается с суммы страховых взносов, подлежащей уплате за последние три месяца отчетного периода (см. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2011 N А78-1626/2011, ФАС Поволжского округа от 13.10.2011 N А55-5387/2011). Теперь это прямо указано в норме.

Во-вторых, теперь размер штрафа не зависит от периода просрочки представления расчета и составляет 5 процентов за каждый полный (неполный) месяц со дня, установленного для подачи расчета, но не более 30 процентов (п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ). Ранее за непредставление расчета в течение более 180 дней санкция была выше (п. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.).

В-третьих, также не зависит от периода просрочки и минимальная сумма штрафа. С 1 января 2012 г. он равен 1000 руб. (ранее — 100 руб. за просрочку менее 180 дней и 1000 руб. за просрочку более 180 дней). Это изменение внесено также в п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ.

И последнее, четвертое изменение в ст. 46 Закона N 212-ФЗ касается несоблюдения порядка подачи расчета в электронном виде. В ч. 2 указанной статьи для этого случая предусмотрен штраф в размере 200 руб. До 1 января 2012 г. подобной санкции законодательство о страховых взносах не содержало. Напомним, что страхователи обязаны представлять отчетность в электронном виде по установленным форматам, например, если среднесписочная численность их работников за предшествующий расчетный период превышает 50 человек (ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

1.5. Другие изменения в нормах об ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах

Плательщики страховых взносов обязаны представлять в ходе проверки документы, которые подтверждают правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов (подп. 4 п. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ). Соответственно, контролеры имеют право истребовать необходимые для проверки документы (п. 1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). Срок представления компанией истребованных документов составляет 10 дней (ч. 5 ст. 37 Закона N 212-ФЗ).

С 1 января 2012 г. штраф за непредставление плательщиком документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, увеличен с 50 до 200 руб. (ст. 48 Закона N 212-ФЗ). Штраф взимается за каждый непредставленный документ.

Кроме того, вводится ответственность за нарушение срока представления плательщиком сведений об открытии и о закрытии счета в банке. В данном случае взыскивается штраф в размере 5000 руб. (ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ). Следует отметить, что до 1 января 2012 г. обязанность по подаче указанных сведений была как у плательщиков взносов (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ), так и у банков (ч. 1 ст. 24 Закона N 212-ФЗ). Однако ответственность за несообщение указанных сведений была установлена только для банков — в виде штрафа, составляющего 40 000 руб. (ст. 49 Закона N 212-ФЗ).

1.6. Изменен порядок передачи плательщику решений органов контроля за уплатой страховых взносов

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов в установленный срок орган контроля за уплатой страховых взносов может принять решение о принудительном взыскании недоимки по взносам (пеням, штрафам) за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика (ст. 19 Закона N 212-ФЗ). С 1 января 2012 г. указанное решение о взыскании может передаваться руководителю или физлицу (либо их представителям) одним из трех способов:

  • 1) лично под расписку,
  • 2) по почте заказным письмом,
  • 3) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (форматы, порядок и условия направления решения установят органы контроля за уплатой страховых взносов).

Ранее использовались только первые два способа, причем направлять решение о взыскании по почте можно было только при невозможности вручения плательщику этого решения под расписку (ч. 6 ст. 19 Закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.).

Также любой из вышеперечисленных способов органы контроля за уплатой страховых взносов могут использовать для передачи плательщику:

  • требования об уплате недоимки по взносам, пеней и штрафов (ч. 7 ст. 22 Закона N 212-ФЗ);
  • акта проверки (ч. 4 ст. 38 Закона N 212-ФЗ);
  • решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение правонарушения (ч. 13 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).

Для всех случаев направления указанных документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи органы контроля установят соответствующие форматы и порядок (ч. 7 ст. 22, ч. 4 ст. 38, ч. 13 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).

1.7. Уточнен перечень плательщиков страховых взносов

К числу лиц, являющихся плательщиками страховых взносов, отнесены иные лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ). Это изменение, в частности, касается частнопрактикующих арбитражных управляющих, которые не обязаны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

1.8. На выплаты в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, начисляются пенсионные взносы

До 1 января 2012 г. иностранные граждане, временно пребывающие в РФ и осуществляющие в России трудовую деятельность, не признавались застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию. Соответственно, согласно п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам в их пользу не облагались страховыми взносами. В данной норме сделана оговорка: если иное не предусмотрено законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

С 1 января 2012 г. согласно п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие в РФ, признаются застрахованными лицами. Однако не все, а только те, с которыми заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев или на неопределенный срок (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ). Следовательно, работодатели должны начислять на выплаты в пользу указанных иностранцев пенсионные взносы.

Тариф для исчисления взноса не зависит от года рождения данных застрахованных лиц и равен тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии (п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ). Аналогичное правило действует и в отношении иностранных работников, временно проживающих в РФ (п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ).

Тарифы страховых взносов, установленные в п. 2.1 ст. 22 Закона N 167-ФЗ, в 2012 — 2013 гг. снижены (ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ). В этот период платить пенсионные взносы за иностранных работников, временно проживающих или временно пребывающих в РФ, следует по тарифу 22 процента (пока сумма выплат в пользу работника не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов). Вместе с тем работодателям придется также уплачивать взносы на суммы выплат, превышающие в 2012 г. 512 000 руб., по тарифу 10 процентов.

1.9. Выплаты руководителю — единственному учредителю облагаются страховыми взносами

Руководители — единственные учредители (члены организаций, собственники их имущества), работающие по трудовым договорам, с 1 января 2012 г. являются застрахованными лицами:

  • по обязательному пенсионному страхованию (абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ);
  • по обязательному медицинскому страхованию (п. 1 ст. 10 Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ);
  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

Иными словами, указанные лица, как и все работники, осуществляющие деятельность по трудовым договорам, вправе получать социальные пособия.

Напомним, что до 1 января 2011 г. начисление страховых взносов на выплаты руководителям — единственным учредителям зависело от того, оформлен с ним трудовой договор или нет. Это было связано с тем, что объектом обложения взносами являлись выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).

С 1 января 2011 г. объект изменили (все выплаты и вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров), однако неопределенность в вопросе социального обеспечения рассматриваемых физлиц осталась. Подробнее по данному вопросу см. Практическое пособие по страховым взносам на обязательное социальное страхование.

Применение документа (выводы):
  1. В 2012 — 2013 гг. для основной массы плательщиков (за исключением льготных категорий) общий тариф страховых взносов составляет 30 процентов (в пределах установленной предельной величины базы для начисления взносов) согласно ч. 1 ст. 58.1 Закона N 212-ФЗ.
  2. В 2012 — 2013 гг. сумма выплат в пользу работников, превышающая предельную величину базы для начисления страховых взносов, облагается по ставке 10 процентов (ч. 4 ст. 8 и ч. 1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ).
  3. В 2012 — 2013 гг. уменьшен пониженный тариф взносов для некоторых категорий плательщиков. Он составляет 20 процентов (п. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
  4. С 2012 г. плательщики страховых взносов, не производящие выплаты физлицам, не должны подавать в ПФР расчет по начисленным и уплаченным взносам. Обязанность отчитываться по форме РСВ-2 до 1 марта года, следующего за истекшим, осталась только у глав крестьянских (фермерских) хозяйств (ч. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
  5. С 1 января 2012 г. минимальная сумма штрафа за несвоевременное представление расчета по взносам не зависит от периода просрочки. Эта сумма составляет 1000 руб. (п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ).
  6. С 1 января 2012 г. штраф за непредставление плательщиком документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, равен 200 руб. (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).
  7. Установлен штраф за нарушение срока представления плательщиком сведений об открытии и о закрытии счета в банке — 5000 руб. (ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ).
  8. На выплаты в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, начисляются пенсионные взносы (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ).
наверх
2.Усовершенствованы правила применения льгот для резидентов особых экономических зон
Название документа:
  • Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Комментарий:

30 ноября 2011 г. принят Федеральный закон N 365-ФЗ, направленный на совершенствование правил создания и функционирования особых экономических зон в России. В частности, изменения затронули порядок уплаты налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество организаций и страховых взносов резидентами технико-внедренческих и туристско-рекреационных особых экономических зон. Рассмотрим подробнее нововведения.

2.1. Урегулирован порядок создания особых экономических зон, объединенных в кластер

14 октября 2010 г. принято Постановление Правительства РФ N 833, в соответствии с которым было создано шесть туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ), объединенных в кластер. При реализации данного проекта возникли сложности в связи с отсутствием в действующем законодательстве понятия "туристический кластер" и механизма правового регулирования деятельности компаний, управляющих ОЭЗ. Для решения этих проблем Федеральным законом N 365-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ, который регулирует порядок создания и функционирования ОЭЗ. С вступлением в силу новых положений указанные выше проблемы будут решены. Так, кластером признается совокупность ОЭЗ одного или нескольких типов, которая определяется Правительством РФ и управление которой осуществляется одной управляющей компанией (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ). Также Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ дополнен ст. ст. 8.1 и 8.2, которыми устанавливаются функции управляющей ОЭЗ компании и порядок заключения соглашения об управлении ОЭЗ.

2.2. Введена нулевая ставка по налогу на прибыль

С 1 января 2012 г. организации — резиденты особых экономических зон смогут применять нулевую ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ). Напомним, что по общему правилу указанная ставка составляет 2 процента (абз. 2 п. 1 ст. 284 НК РФ). Воспользоваться такой льготой вправе:

  • резиденты технико-внедренческих ОЭЗ до 1 января 2018 г. (ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ). Напомним, что технико-внедренческие ОЭЗ созданы Постановлениями Правительства РФ от 21.12.2005 N 779, 780, 781, 783;
  • резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер, до 1 января 2023 г. (ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ). Напомним, что туристско-рекреационные ОЭЗ, объединенные в кластер, созданы Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 833.

Нулевая ставка применяется к прибыли, полученной от деятельности на территории соответствующей ОЭЗ. При этом необходимым условием применения нулевой ставки является раздельный учет доходов и расходов, полученных от деятельности в ОЭЗ и за ее пределами (абз. 3, 4 п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Следует отметить, что данную ставку можно применять с 1-го числа отчетного периода, следующего за периодом, в котором организация приобрела статус резидента ОЭЗ. Если в течение отчетного периода налогоплательщик утрачивает указанный статус, то нулевая ставка не применяется с начала этого отчетного периода (абз. 5 п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Также скорректирован порядок установления пониженной ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет. С 1 января 2012 г. в Налоговом кодексе РФ будет предусмотрено, что для организаций — резидентов ОЭЗ эта ставка не может быть выше 13,5 процента. Напомним, что согласно действующей редакции Налогового кодекса РФ она не может быть ниже приведенного значения. Следует отметить, что пониженная ставка устанавливается законами субъектов РФ (абз. 5 п. 1 ст. 284 НК РФ).

2.3. Продлен период применения льготы по налогу на имущество

Для резидентов ОЭЗ продлен период действия льготы по налогу в отношении имущества, по которому выполняются одновременно следующие условия (п. 17 ст. 381 НК РФ):

  • имущество учитывается на балансе организации — резидента ОЭЗ;
  • имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ;
  • имущество используется на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании этой зоны;
  • имущество расположено на территории ОЭЗ.

С 1 января 2012 г. п. 17 ст. 381 НК РФ будет содержать положение о том, что названное освобождение действует в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет этого имущества. Согласно действующей редакции период применения льготы ограничен пятью годами с момента постановки имущества на учет. Таким образом, организации, у которых на 1 января 2012 г. не истек указанный десятилетний срок, смогут воспользоваться новыми правилами.

Введена льгота для организаций, признаваемых управляющими компаниями ОЭЗ (п. 23 ст. 381 НК РФ). Они освобождаются от уплаты налога на имущество, если у них на балансе в качестве основных средств учтено недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ. Льгота действует в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет данного недвижимого имущества.

2.4. Уточнены правила признания работников высококвалифицированными специалистами

Доходы от осуществления трудовой деятельности иностранных граждан — нерезидентов РФ облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов, если данные работники признаются высококвалифицированными специалистами (абз. 4 п. 3 ст. 224 НК РФ, ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Напомним, что по общему правилу размер годового вознаграждения указанных сотрудников должен составлять не менее 2 млн руб. (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Исключения составляют научные работники и преподаватели вузов, национальных исследовательских центров, государственных научных центров — их доход должен быть не менее 1 млн руб., а также работники, участвующие в реализации проекта "Сколково", — размер их заработной платы не имеет значения (подп. 1, 2 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

С 1 января 2012 г. перечень исключений будет скорректирован. Для организаций — резидентов промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых ОЭЗ иностранные специалисты будут признаваться высококвалифицированными, если их годовая заработная плата составит не менее 1 млн руб. (подп. 1 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ), а для организаций — резидентов технико-внедренческой ОЭЗ — не менее 700 тыс. руб. в год (подп. 1.1 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

2.5. Пониженные взносы для резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер

Установлены пониженные тарифы страховых взносов для организаций и предпринимателей — резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ (п. 5 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Льгота применяется к выплатам в пользу физлиц, которые работают в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер.

В течение 2012 — 2017 гг. указанные организации и предприниматели исчисляют страховые взносы по совокупному тарифу в размере 14 процентов, из которых 8 процентов уплачиваются в ПФР, 2 процента — в ФСС РФ и 4 процента — в ФФОМС (ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В 2018 г. общий тариф составит 21 процент (ПФР — 13 процентов, ФСС РФ — 2,9 процента, ФФОМС — 5,1 процента), а в 2019 г. — 28 процентов (ПФР — 20 процентов, ФСС РФ — 2,9 процента, ФФОМС — 5,1 процента).

Следует отметить, что п. 7 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение пенсионных взносов:

  • в 2012 — 2017 гг. в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов (8 процентов) перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии; в отношении работников 1967 года рождения и моложе — 2 процента на финансирование страховой части, 6 процентов — накопительной части. Данные суммы составляют индивидуальную часть тарифа страховых взносов;
  • в 2018 г. в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов (13 процентов) перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии; в отношении работников 1967 года рождения и моложе — 7 процентов на финансирование страховой части, 6 процентов — накопительной части. Эти суммы также составляют индивидуальную часть тарифа страховых взносов;
  • в 2019 г. в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов (20 процентов) перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них 4 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов, а 16 процентов — индивидуальная часть тарифа страховых взносов); в отношении работников 1967 года рождения и моложе — 14 процентов на финансирование страховой части (из них 4 и 10 процентов — солидарная и индивидуальная части тарифа страховых взносов соответственно), а 6 процентов — на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Применение документа (выводы):

Налог на прибыль

1) С 1 января 2012 г. до 1 января 2018 г. резиденты технико-внедренческих ОЭЗ применяют нулевую ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (абз. 3 п. 1.2 ст. 284 НК РФ, ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ).

2) С 1 января 2012 г. до 1 января 2023 г. резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер, применяют нулевую ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (абз. 4 п. 1.2 ст. 284 НК РФ, ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ).

Налог на имущество организаций

1) С 1 января 2012 г. льготу по налогу на имущество для резидентов ОЭЗ можно будет применять в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет имущества (п. 17 ст. 381 НК РФ).

2) Организации, признаваемые управляющими компаниями ОЭЗ, освобождаются от уплаты налога на имущество, если у них на балансе в качестве основных средств учтено недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ. Льгота действует в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет данного недвижимого имущества (п. 23 ст. 381 НК РФ).

НДФЛ

1) С 1 января 2012 г. организации — резиденты промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых ОЭЗ должны будут удерживать налог по ставке 13 процентов с выплат иностранным высококвалифицированным специалистам по трудовому договору, если их годовая заработная плата составляет не менее 1 млн руб. (абз. 4 п. 3 ст. 224 НК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

2) С 1 января 2012 г. организации — резиденты технико-внедренческой ОЭЗ должны будут удерживать налог по ставке 13 процентов с выплат иностранным высококвалифицированным специалистам по трудовому договору, если их годовая заработная плата составляет не менее 700 тыс. руб. (абз. 4 п. 3 ст. 224 НК РФ, подп. 1.1 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС

С 1 января 2012 г. организации и предприниматели — резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ, производящие выплаты физлицам, которые работают в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер, исчисляют страховые взносы по совокупному тарифу в размере 14 процентов, из которых 8 процентов уплачиваются в ПФР, 2 процента — в ФСС РФ и 4 процента — в ФФОМС (п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

наверх
3.Принят новый закон о бухгалтерском учете, вступающий в силу в 2013 г.
Название документа:
  • Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Комментарий:

6 декабря 2011 г. принят Федеральный закон N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон). Он вступит в силу 1 января 2013 г. (ст. 32 Закона). Данный Закон заменит действующий Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — действующий Закон). Рассмотрим основные положения нового Закона.

3.1. Обязанность ведения бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет обязаны вести следующие экономические субъекты (ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 2 Закона):

  • 1) организации;
  • 2) госорганы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • 3) филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных организаций, находящиеся в России;
  • 4) международные организации, их филиалы и представительства, также находящиеся в России.

Следует отметить, что новый Закон не делает исключения для организаций, применяющих УСН.

Предприниматели, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, могут не вести бухучет, если они учитывают доходы и расходы в порядке, установленном налоговым законодательством (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона, п. 2 ст. 54 НК РФ, Приказы Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002). Аналогичное правило установлено и для находящихся в России филиалов, представительств и иных структурных подразделений иностранных организаций (п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона).

Необходимо отметить, что согласно действующему Закону обязанность ведения бухгалтерского учета на предпринимателей не распространяется (п. п. 1, 2 ст. 4).

3.2. Объекты бухгалтерского учета

В соответствии с новым Законом объектами бухгалтерского учета являются (ст. 5 Закона):

  • факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказывать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности или движение денежных средств);
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты, установленные федеральными стандартами.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 1 действующего Закона объектами бухучета являются имущество организаций, их обязательства и осуществляемые ими хозяйственные операции.

3.3. Организация ведения бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета организует руководитель экономического субъекта (ч. 1 ст. 7 Закона). Он обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера (иное должностное лицо) или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 7 Закона). По новым правилам возложить данные обязанности на себя вправе будут только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства. Сейчас же это право зависит от объема учетной работы (подп. "г" п. 2 ст. 6 действующего Закона).

3.4. Требования, предъявляемые к главным бухгалтерам некоторых организаций

К главным бухгалтерам определенных категорий экономических субъектов (в частности, открытых акционерных обществ и организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж) предъявляются следующие требования (ч. 4 ст. 7 Закона):

  • наличие высшего профессионального образования;
  • стаж работы, связанный с ведением бухучета, составлением бухгалтерской отчетности или с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет. При отсутствии высшего образования по специальности "бухгалтерский учет и аудит" стаж должен составлять не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Следует отметить, что данные требования не предъявляются к лицам, на которых обязанность ведения бухучета будет возложена по состоянию на 1 января 2013 г. (ч. 2 ст. 30 Закона).

3.5. Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета

Обязательные реквизиты первичных учетных документов по сути остались прежними (ч. 2 ст. 9 Закона):

  • наименование документа;
  • дата составления;
  • наименование экономического субъекта;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица, совершившего сделку или операцию и ответственного за правильность ее оформления;
  • подпись этого лица.

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель организации (ч. 4 ст. 9 Закона). Следует отметить, что Закон не содержит требования о необходимости составления документов по унифицированным формам.

Рассматриваемым Законом установлены следующие обязательные регистры бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 10):

  • наименование регистра;
  • наименование экономического субъекта, составившего регистр;
  • дата начала и окончания ведения регистра и период, за который составлен регистр;
  • хронологическая и систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
  • величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
  • наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра.

Формы регистров утверждает также руководитель организации (ч. 5 ст. 10 Закона).

3.6. Бухгалтерская отчетность

Годовая бухгалтерская отчетность включает (ч. 1 ст. 14 Закона):

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения к указанным документам.

Отчетным периодом признается, как и раньше, календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (ч. 1 ст. 15 Закона).

Следует отметить, что по новым правилам бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (ч. 8 ст. 13 Закона). Напомним, что согласно п. 5 ст. 13 действующего Закона бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

В отношении бухгалтерской отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (ч. 11 ст. 13 Закона).

3.7. Регулирование бухгалтерского учета

К документам, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета, относятся (ч. 1 ст. 21 Закона):

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению. Они должны быть разработаны на основе международных стандартов (ч. 4 ст. 20, ч. 2 ст. 21 Закона). Следует отметить, что пока не будут утверждены федеральные и отраслевые стандарты, необходимо будет применять правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до 1 января 2013 г. (ч. 1 ст. 30 Закона).

Федеральные стандарты будут разрабатывать саморегулируемые организации, а также иные некоммерческие организации (ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 27 Закона), а утверждать их будет Минфин России (ч. 2 ст. 23, ч. 2 ст. 3 Закона).

наверх
НДС и другие налоги, уплаченные в цене услуг иностранным контрагентам, можно включить в расходы по налогу на прибыль
  • (Постановление ФАС Центрального округа от 13.10.2011 N А62-439/2011)

Инспекция доначислила компании налог на прибыль, сославшись на неправомерное включение в расходы сумм НДС и налога на услуги связи, предъявленные налогоплательщику к оплате белорусскими контрагентами на территории Республики Беларусь. В обоснование своего решения налоговый орган указывал, что подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает возможность учета в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, только сумм налогов и сборов, обязанность исчисления и уплаты которых установлена законодательством РФ.

Суды всех трех инстанций признали решение инспекции неправомерным в силу следующего. Действительно, согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся только суммы налогов и сборов, начисленных в соответствии с российским законодательством. Однако подп. 49 п. 1 той же статьи предусмотрено отнесение к названным расходам и других затрат, связанных с производством и реализацией. Прямо не поименованные в статье затраты включаются в расходы при условии, что эти затраты связаны с хозяйственной деятельностью налогоплательщика и документально подтверждены. Суды установили, что в проверяемый период налогоплательщик осуществлял автотранспортные международные перевозки грузов по маршрутам, пролегающим через страны Евросоюза и Республики Беларусь. Для обеспечения бесперебойной работы по указанным маршрутам требовалось регулярно проводить техобслуживание транспортных средств на территории Республики Беларусь. Пользование же услугами белорусских операторов связи было обусловлено тем, что установленная ими плата за международный роуминг в несколько раз меньше, чем у российских операторов связи. Оплачивая указанные услуги, налогоплательщик в соответствии с требованиями белорусского законодательства уплачивал входящие в состав их цены НДС и налог на услуги связи. В соответствии с положениями ст. 147 и 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные российской организацией на территории иностранного государства, к вычету в РФ не принимаются. Как указали суды, поскольку услуги были оказаны за пределами территории РФ, налогоплательщик правомерно не принимал уплаченные суммы налога к вычету, а учитывал их в стоимости приобретенных услуг. Таким образом, учет спорных затрат в составе расходов по налогу на прибыль не противоречит подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2009 N А56-4991/2009, ФАС Московского округа от 22.07.2009 N КА-А40/6679-09, а также в Письмах Минфина России от 09.02.2007 N 03-03-06/1/74 и УФНС России по г. Москве от 03.11.2004 N 26-12/71411. Однако в последнее время Минфин России придерживается противоположной позиции (Письмо от 19.03.2010 N 03-03-06/1/154).

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru