КонсультантПлюсКоми

Онлайн-сервис «Конструктор договоров»
Подписаться на обзоры законодательства

Новые документы для бухгалтера // 14.04.2011

← Вернуться к списку обзоров Новых документов

Заказать полные тексты данных документов Вы можете в компании «КонсультантПлюсКоми» по телефонам: в Сыктывкаре — (8212) 24-64-36, 29-15-51, Ухте — (82147) 5-30-96, 64-0-64, Печоре — (82142) 3-11-85, Усинске — (82144) 44-888, Воркуте — (82151) 3-24-73.

 
  1. Утверждены новые формы заявлений о постановке на учет и снятии с учета плательщиков ЕНВД
  2. При заполнении декларации по НДС применяются новые коды некоторых операций по реализации товаров
  3. Разъяснены особенности указания кода деятельности "реализация товаров с использованием торговых автоматов" при заполнении декларации по ЕНВД в III квартале 2011 г.
  4. Разъяснено, как заполнять поле "Шифр страхователя" в форме 4-ФСС
  5. Штраф за несвоевременное представление формы 4-ФСС рассчитывается исходя из суммы взносов, уменьшенной на расходы по выплате страхового обеспечения
  6. Страхователи по заявлениям застрахованных лиц обязаны перерассчитать пособия по материнству
  7. В случае увеличения кадастровой стоимости участка пересчитывать земельный налог за прошлые периоды нужно только при наличии судебного решения
1.Утверждены новые формы заявлений о постановке на учет и снятии с учета плательщиков ЕНВД
  • Приказ ФНС России от 12.01.2011 N ММВ-7-6/1@ "Об утверждении форм и форматов заявлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности"

ФНС России Приказом от 12.01.2011 N ММВ-7-6/1@ утвердила новые формы заявлений о постановке на учет и снятии с учета плательщиков ЕНВД. Изменения носят технический характер. Например, теперь при заполнении формы необходимо указать, российской или иностранной организацией является налогоплательщик. Если заявление подписывается представителем налогоплательщика, то потребуется внести сведения о документе, подтверждающем его полномочия.

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 346.28 НК РФ организации и предприниматели должны подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти рабочих дней со дня начала осуществления деятельности, облагаемой данным налогом. Заявление о снятии с учета должно быть представлено в течение пяти рабочих дней со дня прекращения такой деятельности. Данные заявления подаются в инспекцию по месту ведения деятельности или по месту нахождения налогоплательщика — в зависимости от того, какой вид деятельности он осуществляет (п. 2 ст. 346.28 НК РФ).

Приказ вступит в силу 17 апреля 2011 г.

наверх
2.При заполнении декларации по НДС применяются новые коды некоторых операций по реализации товаров
  • Письмо ФНС России от 28.03.2011 N КЕ-4-3/4782@ "О порядке заполнения налоговой декларации по НДС"

С 1 апреля 2011 г. не облагается НДС реализация субъектам малого и среднего предпринимательства арендованного ими государственного и муниципального имущества, которое не закреплено за соответствующими предприятиями и учреждениями и составляет соответствующую казну. Выкуп данного имущества должен происходить в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).

В рассматриваемом Письме ФНС России, в частности, разъяснила, каким кодом в декларации по НДС обозначается такая реализация. Напомним, что сведения об операциях, не признаваемых объектом налогообложения, отражаются в Разделе 7 декларации. Форма декларации утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н, и рассматриваемые нововведения в ней еще не учтены.

Итак, до внесения изменений в перечень кодов операций реализацию, предусмотренную пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, следует обозначать кодом 1010815. ФНС России обращает внимание, что указание кода 1010800 (операции, не признаваемые объектом налогообложения) не будет являться нарушением порядка заполнения декларации.

Кроме того, ФНС России указала, что выполнение работ и оказание услуг в Таможенном союзе, местом реализации которых не признается территория РФ, обозначается кодом 1010812.

наверх
3.Разъяснены особенности указания кода деятельности "реализация товаров с использованием торговых автоматов" при заполнении декларации по ЕНВД в III квартале 2011 г.
  • Письмо ФНС России от 04.04.2011 N КЕ-4-3/5183@ "О коде вида предпринимательской деятельности "реализация товаров с использованием торговых автоматов" для заполнения налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход и заявлений о постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход"

С 1 июля 2011 г. для плательщиков ЕНВД, реализующих товары через торговые автоматы, установлены физический показатель и размер базовой доходности (4500 руб. в месяц за торговый автомат). Такие изменения внесены в п. 3 ст. 346.29 НК РФ Федеральным законом от 07.03.2011 N 25-ФЗ. В то же время в Приложении N 4 к Порядку заполнения декларации по ЕНВД, утвержденному Приказом Минфина России от 08.12.2008 N 137н, не предусмотрен код вида деятельности для реализации товаров с использованием торговых автоматов.

ФНС России разъяснила, что в декларации за III квартал 2011 г. налогоплательщики, осуществляющие данный вид деятельности, должны отражать код 22. После 1 июля 2011 г. при подаче в инспекцию заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД (формы утверждены Приказом ФНС России от 12.01.2011 N ММВ-7-6/1@) также можно проставлять аналогичный код для рассматриваемого вида деятельности.

Данный порядок указания кода применяется до внесения соответствующих изменений в Приложение N 4 к Порядку заполнения декларации по ЕНВД.

наверх
4.Разъяснено, как заполнять поле "Шифр страхователя" в форме 4-ФСС
  • Письмо ФСС РФ от 01.04.2011 N 14-03-11/04-2866

Приказом от 28.02.2011 N 156н Минздравсоцразвития России утвердило новую форму 4-ФСС, а также порядок ее заполнения (подробнее см. выпуск обзора от 06.04.2011).

На титульном листе расчета есть поле "Шифр страхователя". Оно состоит из основного и двух дополнительных шифров. ФСС РФ разъяснил, как заполнять данное поле.

В первых трех ячейках указывается шифр в соответствии с Приложением N 1 к Порядку заполнения формы 4-ФСС. В этой таблице приведены шифры плательщиков, применяющих пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Плательщики взносов, не имеющие льгот, указывают код "071".

В следующих двух ячейках "Шифра страхователя" надо проставить код в соответствии с Приложением N 2 к Порядку заполнения формы 4-ФСС. В этом приложении предусмотрены коды для плательщиков, применяющих спецрежимы. Все остальные плательщики в указанных ячейках проставляют код "00".

В последних двух ячейках код указывается в соответствии с Приложением N 3 к Порядку заполнения формы 4-ФСС. Соответственно, казенные и бюджетные учреждения проставляют код "01", а все остальные плательщики страховых взносов — код "00".

наверх
5.Штраф за несвоевременное представление формы 4-ФСС рассчитывается исходя из суммы взносов, уменьшенной на расходы по выплате страхового обеспечения
  • Письмо Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 507-19

ФСС РФ в Письме от 15.07.2010 N 02-03-10/05-5910 разъяснил порядок определения размера штрафа за несвоевременное представление формы 4-ФСС (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н). Напомним, о чем шла речь в этом Письме.

Ранее действовавшая форма 4-ФСС, в частности, содержала разделы по двум видам обязательного страхования:

  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Ответственность за несвоевременное представление отчетности по указанным видам страхования установлена разными законами. В части взносов на случай временной нетрудоспособности действует ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, а в части взносов на травматизм — абз. 6, 7 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Поэтому размер штрафа определяется отдельно по каждому виду обязательного социального страхования. По мнению ФСС РФ, санкция за несвоевременное представление отчетности по ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ рассчитывается исходя из суммы начисленных взносов, уменьшенной на расходы по выплате работникам страхового обеспечения (пособия в связи с несчастными случаями на производстве, профзаболеваниями и т.д.). А вот размер штрафа по ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ определяется иначе. Для его расчета необходимо брать общую сумму начисленных взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством без учета затрат по выплате страхового обеспечения (пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам и т.д.). Такой подход ФСС РФ к порядку расчета санкции за несвоевременное представление формы 4-ФСС в части взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляется спорным. Подробнее см. в Выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 27.10.2010.

22 февраля 2011 г. Минздравсоцразвития России в Письме N 507-19 изложило свою точку зрения по данному вопросу. Ведомство считает, что размер штрафа за несвоевременное представление формы 4-ФСС в части взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством рассчитывается исходя из суммы страховых взносов, уменьшенных на расходы по выплате обязательного страхового обеспечения за отчетный период. Данный вывод обоснован ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. По смыслу данной нормы на основании расчета по форме 4-ФСС уплачивается сумма страховых взносов за вычетом расходов на выплату обязательного страхового обеспечения. А согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ размер штрафа исчисляется исходя из суммы страховых взносов, подлежащей уплате или доплате на основании несвоевременно представленного расчета. Следует отметить, что разъяснять порядок применения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ уполномочено Минздравсоцразвития России (п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.09.2009 N 731). Поэтому рассматриваемое Письмо в возможном споре с контролирующими органами будет являться весомым аргументом в пользу плательщика взносов.

Несмотря на то, что разъяснения Минздравсоцразвития России касаются уже устаревшей формы 4-ФСС (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н), позиция ведомства в отношении ответственности за несвоевременное представление новой формы, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н, должна быть аналогичной.

наверх
6.Страхователи по заявлениям застрахованных лиц обязаны перерассчитать пособия по материнству
  • Письмо ФСС РФ от 15.02.2011 N 14-03-18/0501331 "Об исчислении пособий по материнству в 2011 году"

С 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. установлен переходный период, в течение которого женщины вправе выбирать порядок исчисления пособий по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ). Данное положение введено Федеральным законом от 25.02.2011 N 21-ФЗ, который вступил в силу 28 февраля текущего года. ФСС РФ в Письме от 15.02.2011 N 14-03-18/0501331 дал информацию еще по проекту указанного Закона.

ФСС РФ разъяснил, что пособия в переходный период могут быть рассчитаны двумя способами:

  • по новым правилам, действующим с 2011 г., то есть исходя из заработка за два года, предшествующих году наступления страхового случая, без исключения из расчета некоторых периодов и начисленных за них сумм;
  • в старом порядке, то есть исходя из заработка за 12 календарных месяцев работы у работодателя, предшествующих месяцу наступления страхового случая. Однако некоторые периоды и начисленные за них суммы из расчета исключаются. В этом случае при определении среднего заработка, из которого исчисляются пособия, нужно применять предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ в размере 415 000 руб.

Право выбора наиболее выгодного варианта исчисления пособий по материнству распространяется на страховые случаи, наступившие в период с 01.01.2011 по 28.02.2011, то есть до вступления в силу Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ. Женщины, которым пособие в указанный период было рассчитано по нормам нового законодательства, могут подать работодателю заявление с просьбой перерассчитать пособия исходя из среднего заработка за последние 12 месяцев в соответствии с ранее действовавшим порядком. Работодатель в этом случае обязан произвести перерасчет в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2011 г.

наверх
7.В случае увеличения кадастровой стоимости участка пересчитывать земельный налог за прошлые периоды нужно только при наличии судебного решения
  • Письмо Минфина России от 10.03.2011 N 03-05-04-02/21

Базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость участка (п. 1 ст. 390 НК РФ). На практике иногда случается, что в результате технических ошибок кадастровая стоимость оказывается заниженной или завышенной. Такие неточности приводят к неправильному определению суммы земельного налога. В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, как производится перерасчет земельного налога за прошедшие периоды, если органы Росреестра изменили кадастровую стоимость.

Финансовое ведомство указывает, что технические ошибки в сведениях кадастрового учета исправляются по решению органа кадастрового учета (п. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ). При этом выявить такую ошибку может как сам орган, так и любое другое лицо.

Минфин России обращает внимание, что по вопросу исправления технических ошибок органами Росреестра сложилась судебная практика. Она заключается в следующем. Корректировка, в результате которой будут нарушены законные интересы владельцев земельных участков, возможна только на основании решения суда (см. Постановления ФАС Поволжского округа от 21.10.2009 N А12-2649/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010 N А41-23495/09). Таким образом, Минфин России приходит к выводу, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка не нарушает интересов собственников земельных участков. А вот ее увеличение, напротив, нарушает такие интересы. Значит, при получении от органов Росреестра информации об увеличении кадастровой стоимости участка пересчитывать земельный налог за прошлые периоды необходимо только в том случае, если корректировка кадастровой стоимости была произведена по решению суда.

Следует отметить, что главное налоговое ведомство страны направило рассматриваемое Письмо Минфина России для использования в работе нижестоящим налоговым органам (см. Письмо ФНС России от 18.03.2011 N ЗН-4-11/4353@ "О земельном налоге").

наверх
  1. Когда необходимо уплатить НДС с задатка, полученного по предварительному договору?
  2. Как учитываются в расходах банковские комиссии, установленные в договоре в процентах?
1.Когда необходимо уплатить НДС с задатка, полученного по предварительному договору?
Название документа:
  • Письмо Минфина России от 02.02.2011 N 03-07-11/25
Комментарий:

При составлении предварительного договора стороны могут предусмотреть предоставление задатка в счет обеспечения обязательств по заключению основного договора. При получении данных денежных средств у поставщика возникает вопрос, когда задаток необходимо включить в базу по НДС: в периоде его получения или в периоде исполнения обеспеченного им обязательства?

Минфин России разъяснил, что с суммы задатка необходимо уплатить НДС в периоде его получения. Свою позицию министерство мотивировало так. Задаток выполняет двойную функцию: обеспечительную и платежную. Это следует из п. 1 ст. 380 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем основной договор. При этом задаток обеспечивает исполнение обязательств по предварительному договору (заключение основного договора), и в то же время является платежом по основному договору. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров. По мнению финансового ведомства, в целях налогообложения задаток рассматривается в качестве предоплаты по основному договору. А значит, в силу п. 1 ст. 167 НК РФ момент определения базы по НДС возникает при получении данных денежных средств. Аналогичный подход отражен в Письме ФНС России от 17.01.2008 N 03-1-03/60. Вывод о том, что задаток включается в базу по НДС в периоде получения, подтверждается и судебной практикой (см. Постановления ФАС Поволжского округа от 09.04.2009 N А55-7887/2008, ФАС Уральского округа от 09.06.2009 N Ф09-2938/09-С2).

Однако по данному вопросу возможна другая точка зрения. В соответствии с ней задаток следует включить в базу по НДС в периоде заключения основного договора, поскольку только после его подписания задаток правомерно рассматривать в качестве оплаты. Другими словами, обеспечительная функция задатка прекращается в момент исполнения того обязательства, в обеспечение которого он был выдан. С этого момента он превращается в платеж по основному договору. Этот вывод подтверждается Постановлениями ФАС Поволжского округа от 14.05.2010 N А55-11869/2009, ФАС Уральского округа от 01.12.2005 N Ф09-5394/05-С2. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Таким образом, при получении на основании предварительного договора задатка, который обеспечивает заключение основного договора и засчитывается в счет платежей по нему, поставщик уплачивать НДС не должен. Данный платеж можно включить в базу по НДС в том налоговом периоде, в котором будет подписан основной договор. Следует отметить, что эту точку зрения необходимо будет защищать в суде.

наверх
2.Как учитываются в расходах банковские комиссии, установленные в договоре в процентах?
Название документа:
  • Письмо Минфина России от 18.03.2011 N 03-03-06/1/145
Комментарий:

Зачастую в договоре об открытии кредитной линии, помимо процентов за пользование заемными средствами, предусмотрены другие комиссионные платежи (в частности, за открытие, за пользование лимитом кредитной линии и др.). Налогообложение указанных платежей, по мнению финансового ведомства, зависит от способа определения их размера. Если комиссионные вознаграждения банку представляют собой фиксированные величины в абсолютном выражении, то данные суммы заемщик включает в расходы на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ. Если же указанные выплаты в договоре выражены в процентном соотношении, то заемщик учитывает их на основании пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ. В этом случае данные выплаты приравниваются к процентам по долговым обязательствам, а значит, нормируются по правилам ст. 269 НК РФ. Аналогичную точку зрения Минфин России высказывал уже неоднократно (Письма от 16.02.2011 N 03-07-08/43, от 27.11.2009 N 03-03-06/1/776, от 15.05.2008 N 03-03-06/1/315).

Вместе с тем нет оснований для применения ограничений, установленных ст. 269 НК РФ, в отношении выраженного в процентах комиссионного вознаграждения банку. Дело в том, что указанная статья определяет особенности признания в расходах процентов по долговым обязательствам. В соответствии с п. 1 ст. 809, п. 1 ст. 819 ГК РФ проценты за пользование денежными средствами устанавливаются именно на сумму займа (кредита). В то же время плата за открытие кредитной линии определяется от суммы максимального лимита кредитной линии, а плата за пользование указанным лимитом — от суммы неполученных заемных средств. Поэтому указанные вознаграждения банку не могут быть приравнены к процентам по долговым обязательствам — несмотря на то, что эти платежи выражены в процентном соотношении. Рассматриваемые вознаграждения являются платой за конкретные услуги банка, сопутствующие предоставлению кредита. Затраты на услуги банка могут быть включены в состав либо внереализационных расходов (пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ), либо прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом указанные затраты должны отвечать критериям признания расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок учета затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров также приходили к выводу, что к суммам комиссионных вознаграждений банкам положения ст. 269 НК РФ не применяются (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2009 N А13-9281/2008, от 16.04.2008 N А56-8747/2007, ФАС Уральского округа от 24.11.2008 N Ф09-8606/08-С3). Следует отметить, что решений судов, поддерживающих точку зрения финансового ведомства, нет.

Таким образом, плата за открытие кредитной линии, а также за пользование лимитом кредитной линии, даже если она в договоре определена в процентах, включается в состав расходов в полном объеме на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 или пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ. В связи с тем, что контролирующие органы придерживаются иного подхода, заемщик в данном случае несет налоговые риски. Однако при разрешении спора в судебном порядке велика вероятность принятия решения в пользу налогоплательщика.

наверх
Отсутствие в акте налоговой проверки подписей лиц, ее проводивших, является основанием для отмены решения инспекции
  • (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.03.2011 N А29-4799/2010)

По итогам проверки инспекция приняла решение о привлечении предпринимателя к ответственности. Налогоплательщик оспорил данное решение, ссылаясь на то, что в предоставленном ему акте проверки отсутствовали подписи лиц, ее проводивших. Инспекция ссылалась на то, что налогоплательщик представил возражения на акт выездной проверки и присутствовал при рассмотрении ее материалов, поэтому отсутствие подписей указанных лиц на копии акта не привело к нарушению прав и законных интересов предпринимателя.

Суды всех трех инстанций встали на сторону предпринимателя, руководствуясь следующим. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими ее, и лицом, в отношении которого проводилась проверка (п. 2 ст. 100 НК РФ). В п. 1.10 Требований к составлению акта проверки (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@) содержатся аналогичные правила оформления акта. На экземпляре акта, врученном предпринимателю, отсутствовали подписи обоих проводивших проверку должностных лиц инспекции, а на экземпляре акта налогового органа была проставлена подпись лишь одного из них.

Кроме того, суд указал, что должностное лицо, чья подпись была проставлена на экземпляре акта, оставшемся у инспекции, на момент проверки уже уволилось. Второй инспектор на тот момент находился в служебной командировке в другом городе.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что отсутствие в акте проверки подписей должностных лиц, проводивших ее, является основанием для отмены решения налогового органа.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2010 N А19-18236/09.

наверх
  
Правовые услугиКонсультантПлюсКоми
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская, стр. 62, блок А, каб. 7
Телефон: +7 (8212) 29-15-51
Мы работаем пн-пт 9:00-18:00www.consultantkomi.ru